Главная страница
Навигация по странице:

  • Военная организация.

  • Глава 2. Древнерусское государство и право ( ix начало xii в.) 1


    Скачать 245.5 Kb.
    НазваниеДревнерусское государство и право ( ix начало xii в.) 1
    Дата16.03.2023
    Размер245.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГлава 2.doc
    ТипГлава
    #994246
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    Феодальный иммунитет. По мере развития феодальных отноше­ний феодалы стали не только получать право на часть произведенного кре­стьянами дохода, но вместе с тем приобретать права управления населени­ем принадлежавших им владений, право суда над населением в своих вла­дениях, право на получение той дани, которая раньше уплачивалась госу­дарству. Великие и местные князья в специальных иммунитетных дипло­мах указывали, что княжеским агентам запрещается выезжать во владения отдельных феодалов. Вместе с тем отдельные феодалы стали носителями негосударственной власти в своих владениях, получили иммунитет по от­ношению к центральной власти.

    Иммунитет является юридическим оформлением власти отдельных феодалов в своих владениях. Иммунитет обеспечивает феодальную экс­плуатацию крупными землевладельцами подвластного им населения. Им­мунитет - это прежде всего следствие развития феодальной ренты. С раз­витием иммунитета все большая часть населения выходила из ведения княжеской администрации и попадала в полное управление феодалов. Ме­стные государственные органы стали осуществлять управление только тем населением, которое проживало на землях, не отданных частным владель­цам по иммунитетным грамотам.

    Военная организация. Одновременно с превращением дружинников в вассалов князя существенные изменения претерпевает и военная органи­зация в Древнерусском государстве. Вначале основной военной силой в Древнерусском государстве являлась дружина великого князя, которая

    жила на княжеском дворе и находилась на полном содержании князя. По мере развития феодализма верхушка княжеской дружины получала от князя крупные земельные владения и, оторвавшись от княжеского двора, превратилась в бояр. Некоторые из этих бывших княжеских дружинников князя обзаводились своими дружинами и являлись по зову князя на службу во главе своих дружин. Дружина при дворе великого князя продолжала существовать, но роль ее изменилась. Она перестала быть основной воен­ной силой князя. С усилением местных князей и бояр основной военной силой стало феодальное ополчение (военные отряды, приводимые в распо­ряжение великого князя его вассалами).

    Другая часть феодального войска составлялась из так называемых народных ополчений. До тех пор пока сохранялись свободные общинники, эти ополчения составляли важную часть военной силы Древнерусского го­сударства.

    Наконец, в русское войско привлекались и иноземные отряды.

    Суд. В Древнерусском государстве суд осуществляли не специаль­ные судебные органы, а органы власти и управления, как в центре, так и на местах. Высшей судебной инстанцией в государстве считался великий князь. Княжеский двор был весьма частым местом суда. К князю обраща­лись с жалобами на решения низших судей.

    Князь, кроме того, судил своих дружинников и бояр, против кото­рых низшие суды не могли возбуждать преследование. В наиболее от­ветственных и сложных делах великий князь судил совместно с вечем. Он мог поручать разбор отдельных менее сложных дел своим слугам -

    тиунам.

    Суд осуществляли представители местной администрации -

    посадники и волостели.

    Наряду с княжеским судом и судом других должностных лиц суще­ствовал суд отдельных феодалов, которые действовали на основании им­мунитетных грамот.

    С принятием христианства стала распространяться судебная ком­петенция церкви. Органами церковного суда являлись высшие духовные лица: митрополит, епископы, игумены, а в феодальных владениях цер­ковный суд вершили и административные лица. Церковная юрисдикция распространялась на духовенство, а по некоторым делам - на все насе­ление (по семейным делам, преступлениям против церкви, против нрав­ственности).

    В отношении феодально-зависимого населения церковных владений

    также действовал церковный суд.

    §4. Система права

    Наиболее ранним источником права в Древнерусском государстве являлся правовой обычай, т. е. обычай, санкционированный государством. Но начиная с князя Владимира (980-1015 гг.) все большее значение приоб­ретает законодательство, которое более активно, чем правовой обычай, способно проводить в жизнь феодальные принципы.

    Постепенно накапливалось большое число как обычаев, так и законов, и возникла потребность в их оформлении. Для этого были составлены право­вые сборники, соединявшие воедино весь этот правовой материал. Эти сбор­ники получили название «Русской Правды». Поскольку таких сборников со­ставлялось много, то и «Русская Правда» дошла до нас во многих списках (более 110). Все списки «Правды» делятся на три редакции: «Краткую Прав­ду», «Пространную Правду», «Сокращенную Правду». Для нас наибольший интерес представляют «Краткая Правда» и «Пространная Правда». Сокра­щенная редакция возникла, по-видимому, позднее, уже в Московском госу­дарстве, в XV в. Возникла она в результате переработки «Пространной Прав­ды», приспособления ее к условиям жизни в более позднее время.

    Составление «Краткой Правды» относится к XI в., причем многие правовые нормы, вошедшие в нее, создавались задолго до этого времени, еще в VII—IX вв., а в XI в. они были собраны в единый памятник.

    «Краткая Правда» делится на две основные части. Первая часть (1-18 статьи) - «Древнейшая Правда». Ее составление приписывается Яро­славу Мудрому, а поэтому она известна как «Правда Ярослава» (она состав­лена, вероятно, в 30-х гг. XI в.). В этой части мы видим еще целый ряд норм обычного права, таких как кровная месть и т. д.). Кроме того, в ней еще недостаточно четко выражено право - привилегия для феодалов. В «Краткой Правде» устанавливается равное наказание за убийство - вира 40 гривен. Вторая часть - Правда Ярославичей XI в.- была отражением княжеской до-мениальыой собственности. Эта вторая часть «Краткой Правды» отражает уже более высокую ступень в развитии феодального государства и права, эта часть более ярко выступает именно как сборник феодального права. Тут оформляется право - привилегия феодалов. В частности, мы видим, что Правда Ярославичей более энергично охраняет крупные феодальные земле­владения и регулирует взаимоотношения внутри феодальной вотчины .

    «Пространная Правда» возникла несколько позднее Правды Яро­славичей, в ней правовые нормы были дополнены решениями периода княжения Владимира Мономаха - Уставом князя Владимира Мономаха (нач. XII в.).

    «Пространная Правда» представляет собой более высокую ступень в развитии феодального права. В ней более развитыми являются уголовное, гражданское право. Подробнее рассматривается судоустройство и судо­производство. Вводятся статьи об охране боярской вотчины, статьи, регу­лирующие отношения феодалов и закупов, феодалов и смердов и т. д. «Пространная Правда» была по преимуществу боярским законодательст­вом. В нем интересы безымянных «господ» приравнены к княжеским, а доля княжеских «продаж» строго оговорена, чтобы княжеские тиуны не могли произвольно «грабить» людей.

    «Пространная Правда» была «лебединой песней» единой Киевской Руси: созданная в Киеве, она в равной мере удовлетворяла интересы фео­далов всех княжеств, выросших на основе раннефеодальной монархии.

    Некоторые историки в дореволюционный период высказали мнение, что «Русская Правда» не являлась официальным государственным издани­ем, а представляла собой лишь частные сборники (В. О. Ключевский). Это неверно. Дело в том, что «Русская Правда» в основном оформилась из княжеского законодательства, а поэтому не вызывает сомнения тот факт, что эти сборники имели официальное значение. Бесспорно также славян­ское происхождение «Русской Правды», поскольку «Русская Правда» от­ражала жизнь именно славянского народа. Несостоятельными являются утверждения отдельных ученых о том, что «Русская Правда» представляла собой заимствование иностранного права- византийского, скандинавского и т. д. Отдельное сходство «Русской Правды» с иностранными памятника­ми права объясняется тем, что все правовые памятники, отражающие оп­ределенную ступень общественного развития, имеют, естественно, и об­щие правовые черты. Известное сходство «Русской Правды» с некоторыми иностранными памятниками права объясняется тем, что все они памятники феодального права.

    Помимо «Русской Правды» древними источниками права на Руси являются русско-византийские договоры, содержавшие не только нормы международного права, но и нормы, регулировавшие ряд вопросов внут­ренней жизни в Древнерусском государстве. В истории известно четыре договора Руси с Византией: 907, 911, 945, 971 гг. Договоры говорят о вы­соком уровне юридической мысли в Древнерусском государстве в X в. В них содержится целый ряд норм уголовного и гражданского права. Большое значение в качестве источников права имеют законодательные акты в виде церковных уставов и уставных грамот. В этих правовых па­мятниках содержатся нормы, регулировавшие отношения государства и

    1 Более подробное деление «Краткой Правды» предусматривает четыре части: «Правду Ярослава», или «Древнейшую Правду» (ст. 1-18), Устав Ярославичей (ст. 19-40), Покои Вирный (ст. 41-42), Урок Мостиков (ст. 43).

    церкви, нормы, определяющие права духовенства. Ряд норм уставных гра­мот регулирует правовое продолжение купечества. Устав князя Владими­ра, например, содержит постановления о предоставлении церкви десятой доли всех княжеских доходов (десятины) и т. д. Правовое положение купе­чества регулируется Уставной грамотой князя Всеволода, данной церкви Ивана на Опоках. По этой грамоте учреждалось так называемое Иванское купечество.

    После введения на Руси христианства духовенство всячески стреми­лось проводить в жизнь основные принципы византийского права, соот­ветствовавшие интересам феодальной верхушки. Сборники норм визан­тийского права назывались номоканонами. Русские переписчики объеди­няли номоканоны с нормами из других, русских, болгарских, византийских источников, создавая более объемные сборники права, которые получили название кормчих книг.

    Наконец, источником права в Древнерусском государстве являлось византийское право, которое, в частности, было древнейшим источником церковного права.

    Право собственности. В феодальных государствах носители выс­шей государственной власти в то же время являлись крупнейшими земле­владельцами. В Древнерусском государстве крупнейшими землевладель­цами были великие и удельные князья. К XII в. княжеское землевладение (домен) значительно увеличивается. В княжеских землях начинают возни­кать города, которые являются теперь опорными пунктами княжеской вла­сти. Однако вместе с этим идет процесс раздачи княжеских земель боярам, своим слугам. Такие раздачи земель князьями, свойственные и западному феодализму, носили название бенефициев.

    Одновременно с увеличением княжеского землевладения происхо­дит рост боярских земель (особенно в Х-ХП вв.). Способами образования крупного землевладения были, как уже отмечалось, экспроприация земель общинников путем захвата и закабаления общинников; заимка новых зе­мель и их освоение с помощью рабов и зависимого населения.

    С развитием вассалитета бояре получили еще один важный источник обогащения землей - княжеские пожалования. В XI и тем более в XII в. ис­точники уже много говорят о крупных боярских селах, боярских угодьях. Боярские владения существовали в форме вотчины.

    Наконец, крупным землевладельцем в период феодализма была цер­ковь. Первоначально церковный земельный фонд создавался за счет пожа­лования князей. Так, например, при образовании епископского округа в Смоленске епископ сразу же получил от князя Ростислава Смоленского несколько сел.

    Затем огромное значение приобретают различного рода пожертвова­ния со стороны как князей, так и других землевладельцев. Церкви хранили у себя длинные перечни таких земельных пожертвований, особенно пере­дач земли по завещаниям. Но церковь, естественно, не ограничивалась этим. Начиная с XII в. она с большей энергией стала экспроприировать, покупать, выменивать земельные участки, округляя тем самым свои вла­дения. Наконец, церковь занимала и свободные земли, населяя их патро­нируемыми ею крестьянами - изгоями, задушными людьми.

    Кроме крупного феодального землевладения существовало и мелкое феодальное землевладение, которое образовалось внутри самой общины. Правда, процесс разложения общины шел очень медленно, но уже тогда начали выделяться зажиточные общинники, экспроприировавшие земли своих соседей и образовавшие свою собственность. Постепенно у некото­рых из них размер земельных владений становился весьма внушительным, и они пополняли собой класс крупных земельных собственников и пре­вращались вместе с этим в княжеских вассалов, приближаясь по своему положению к боярам.

    Однако в Древнерусском государстве в связи с тем, что продолжали существовать и земледельческие общины, существовала их общинная соб­ственность на землю.

    Обязательственное право. Институт обязательственного права в Древнерусском государстве имел ряд специфических особенностей.

    В системе обязательств по древнерусскому праву отсутствовали обя­зательства из причинения вреда. Такие обязательства, предусматриваемые более развитым гражданским правом, не отличались от преступлений. То, что в развитом праве могло являться основанием для гражданского иска, в древнерусском праве влекло за собой наказание, как за совершение пре­ступления.

    В праве позднего феодализма обязательства вели к установлению прав кредитора на действия обязанных лиц, а не на их личность. По «Рус­ской Правде» мы видим, что кредитор по обязательству получал вместе с тем право на обязанное лицо. Например, закупничество вело за собой лич­ный заклад закупа. Более того, лицо, не выполнившее обязательство, ста­новилось холопом.

    В праве позднего феодализма обязательственный договор связывал только тех лиц, которые этот договор заключали. В Древнерусском госу­дарстве мы видим случаи, когда обязательство падало также на лиц, при­надлежавших к семье обязанного лица.

    Наконец, система договоров древнерусского права в отличие от бо­лее позднего периода была весьма несложной: купля-продажа, заем, личный наем, закупничество. Источники не содержат даже упоминания о та­ких договорах, как имущественный наем и мена, но они, безусловно, суще­ствовали.

    Договор (по-славянски - «ряд»), по общему правилу, заключался в устной форме, но в присутствии свидетелей. Часто договор закреплялся магарычом, угощением стороны, для которой сделка особенно выгодна. Стали появляться и письменные договоры, они касались приобретения зе­мельной собственности.

    Самым ранним видом договора является договор мены. И хотя «Рус­ская Правда» об этом виде договора ничего не говорит, несомненно, он существовал в Древнерусском государстве. Летописи сообщают о молча­ливой мене, совершаемой русскими и иностранцами, не понимавшими языка друг друга. Договор купли-продажи вещей заключался в устной форме с передачей вещи покупателю, который платил за нее деньгами (ку­нами). Это было общим правилом, но было исключение для купли-продажи рабов. Она должна была совершаться при наличии свидетелей-послухов и обязательно в присутствии самого раба.

    Если покупатель был обманут в отношении качества купленной им вещи, договор мог быть расторгнут. Если продавец продавал вещь, на ко­торую он не имел права собственности, то договор считался несостояв­шимся и вещь переходила к ее собственнику. Весьма характерно то, что «Русская Правда» ничего не говорит о продаже недвижимых вещей: земли, усадьбы, дома и т. п. Вероятно, такие сделки требовали особых формаль­ностей, в частности заключения письменных договоров, купчих грамот. Примером купчей грамоты может служить купчая грамота Антония Рим­лянина, жителя Великого Новгорода. В купчей обязательно указывался продавец и покупатель земли, цена купленной вещи, а также давался ее «обвод», т. е. описывались границы земельного участка.

    Договор займа в «Русской Правде» получил довольно большую рег­ламентацию. Обязательным условием действительности займов было при­сутствие послухов, которые в случае спора могли под присягой дать показа­ния. Лишь при заключении займов купцами свидетели не требовались. В этом случае дело решалось лишь на основании личной присяги кредитора.

    Договоры займа обычно сопровождались взиманием процентов. Процент в отличие от денег назывался резом, в отношении меда - наста-вом, в отношении зерна - присопом. В «Русской Правде» точно определен лишь размер годового процента, который должен не превышать пятой час­ти предмета договора (20 процентов). «Русская Правда» в Пространной ре­дакции содержит несколько статей о процентах и устанавливает их макси­мальный размер. Одним из оснований этого явилось восстание городских

    низов в Киеве 1113 г., недовольных злоупотреблениями ростовщиков. В результате этого Владимир Мономах вынужден был созвать совещание в селе Берестовом из тысяцких, на котором и были приняты постановления об ограничении размера процентов по займам.

    Проценты различались месячные (заем на месяц), третные (заем на треть года) и годовые (заем на год). Самый высокий процент допускался по месячному займу, низший - по годовому, третный процент был средним по величине. «Русская Правда» предусматривала три вида несостоятельно­сти должника по договору займа:

    1. Несчастная несостоятельность, когда купец погубит товар из-за стихийного бедствия, аварии судна, пожара или нападения разбойников. В этом случае потерпевший получал рассрочку в платеже.

    2. Неосторожная несостоятельность, когда купец пропьет или присво­ит чужой товар. В этом случае судьба должника решалась волей кредитора -он мог дать отсрочку в уплате долга или же продать его в рабство.

    3. Злостное банкротство, когда несостоятельный купец берет в долг у купца из другого города или иностранца и не платит долг. В этом случае -самая строгая ответственность. Банкрот продавался вместе с имуществом. Из вырученных денег отдавался долг купцу, а остальное шло князю и ме­стным кредиторам.

    Договор личного найма. В эпоху феодализма, тем более раннего, на­емный труд существовал лишь в виде исключения, побочного подсобного занятия. Поэтому наем в Древнерусском государстве встречается сравни­тельно редко. «Древнейшая Правда» сообщает лишь о плате мостникам за ремонт моста и лекарю за лечение раны. Более поздние списки содержат упоминание о плате портному. Личный наем давал нанимателю право на личного наймита (например, поступление в тиуны или ключники вело к холопству, если это специально не было оговорено).

    Постепенно, однако, этот договор получает все большее развитие. К концу XII - началу XIII в. возникает уже специальное название для на­емного рабочего - наймит.

    Положение наймитов приближалось к положению зависимых людей, в особенности это касалось наймитов, работавших на земле.

    Наем был формой эксплуатации, которая нередко перерастала в фео­дальную. Наймит находился под постоянной угрозой потери свободы и окончательного превращения в феодально-зависимого.

    Покпажа-хранение. О договоре поклажи сообщается в одной из ста­тей «Русской Правды». Этот договор представлял собой неофициальную сделку (личная услуга) и заключался без свидетелей. В случае смерти во­прос решался присягой стороны, которая в чем-то обвинялась.

    Наследственное право. Древнерусскому государству было уже из­вестно как наследование по закону, так и наследование по завещанию. Эти нормы имеются уже в русско-византийских договорах. Если завещания не было, то имущество отца, главы семьи переходило к сыновьям, за ис­ключением части, причитавшейся церкви. Имущество делилось между сы­новьями («сестра при братьях не наследница»). При этом характерно было то, что преимущество имел младший сын - он наследовал дом, двор с хо­зяйством. Возможно было и завещание, отец мог отдать свое имущество одним сыновьям, лишая других. В «Русской Правде» устанавливалось два порядка наследования в том случае, если умерший не имел сыновей. Иму­щество смерда, не имевшего сыновей, переходило князю. Незамужние до­чери получали часть имущества в качестве будущего приданого, замужние дочери не наследовали ничего. Имущество бояр, не имевших сыновей, на­следовалось дочерьми.

    Брачно-семейное право. Большое количество брачных норм было выработано в постановлениях различных церковных соборов.

    Возраст вступавших в брак устанавливался: для мужчин - 15 лет, для женщин - 13 лет, по другим нормам - 14 и 12 лет. Однако и этот возраст на практике часто не соблюдался, князья женили своих сыновей в 11 лет, а дочерей отдавали замуж в 8 лет.

    Для действительности брака требовалось согласие врачующихся и их родителей.

    Оформление брачного договора сопровождалось обязательным со­вершением церковных обрядов. Первым обязательным обрядом было обручение (могло быть с 7 лет). При этом брак обрученной с другим уже не допускался. Узы обручения были признаны равносильными браку. Обручение совершалось в церкви, сопровождалось чтением особых мо­литв и обменом колец.

    Согласно византийскому праву брак мог быть расторгнут, причем предусматривалось довольно большое число случаев, служащих основани­ем к разводу:

    • безвестное отсутствие супруга 5 лет;

    • вступление обоих супругов в монашество;

    • если жена, узнав о чьем-то злоумышлении на убийство, не скажет об этом мужу;

    • если жена без разрешения мужа пирует с посторонними мужчина­ми или моется с ними в бане;

    • если жена без разрешения мужа проведет ночь вне дома и не у сво­их родителей;

    если посещает без разрешения мужа конские скачки и театры;

    • если муж торгует честью жены;

    • если муж заводит в доме любовницу или будет обнаруживать свою связь с посторонней женщиной.

    Положение женщины в семье было приниженным. Это хорошо вид­но из поучения Владимира Мономаха: «Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти».

    В Древней Руси существовал брачный обряд, свидетельствовавший о подчиненном положении женщины - молодая жена в знак своего подчине­ния должна снимать мужу обувь.

    Мужья имели право наказывать своих жен.

    Отец имел больше прав и в отношении детей. Фактически дети нахо­дились под его властью, вплоть до того, что он их мог продать в холопы или безнаказанно убить.

    Уголовное право. Под преступлением понималось всякое нанесение кому-либо материального, физического или морального ущерба (преступ­ление называлось «обидой»).

    Субъектами преступления являлись феодалы, городские жители, феодально-зависимые люди. Рабы не были субъектами преступления. Сна­чала раба, ударившего свободного человека, можно было убить. Потом (при Ярославичах) было узаконено, что убивать нельзя, но можно бить или взять с его хозяина выкуп за оскорбление.

    Если несколько человек вместе совершили преступление, то наказа­ние несли все одинаковое независимо от степени участия в преступлении.

    Виды наказаний. Часть наказаний в Древнерусском государстве ос­талась от более раннего периода (а именно - кровная месть). Но по мере развития феодальных отношений стали возникать новые виды наказаний -поток и разграбление, смертная казнь, а за преступления против церкви и вероучения - членовредительские наказания. Вкратце рассмотрим эти на­казания.

    Кровная месть. Существование кровной мести, оставшееся от более древних времен, хотя и в ограниченном числе случаев, противоречило ин­тересам феодалов. Принципы феодального права требовали, чтобы жизнь феодалов охранялась более энергично, чем жизнь простых крестьян, а тем более зависимых. Поэтому к концу XI в. кровная месть была отменена.

    Смертная казнь. В «Русской Правде» о ней не говорится. Но из ле­тописи мы узнаем о существовании такого наказания. Духовенство, на­пример, договаривалось с князем о применении смертной казни к церков­ным преступникам - богохульникам, язычникам и т. д.

    Членовредительство. Церковь добивалась применения и членовре­дительских наказаний. Так, новгородский епископ Лука в 1053 г. приказал

    отрезать своему рабу нос и обе руки. В 1189 г. киевский митрополит при­казал урезать язык, отсечь правую руку и вынуть глаза ростовскому епи­скопу Феодору. По-видимому, ослепление стало применяться и князьями. Наконец, церковь прибегла к заточению.

    Поток и разграбление. Преступника и членов его семьи обращали в рабство или изгоняли и конфисковывали его имущество (этому наказанию подвергались конокрады, поджигатели, разбойники).

    Денежное взыскание. Имело несколько видов. Вира - денежное взы­скание за убийство, первоначальный размер 40 гривен. После того как в праве начинают проступать феодальные принципы, за убийство княжеских людей стала взыскиваться двойная вира (80 гривен). За некоторые престу­пления, например за убийство и увечье женщины, взыскивалось полвиры (20 гривен). Дикая вира - те случаи, когда члены общины сообща выпла­чивали виру.

    Вира являлась штрафом в пользу князя, родственники убитого получали вознаграждение, называвшееся годовщиной или головничест­вом.

    Продажа - штраф, взимавшийся в пользу князя.

    Урок - вознаграждение, получаемое пострадавшим в различном раз­мере в зависимости от характера обиды.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта