Глава 2. Древнерусское государство и право ( ix начало xii в.) 1
Скачать 245.5 Kb.
|
Виды преступлений Преступления против церкви. Эти преступления, как правило, рассматривались по византийским законам и не предусматривались в «Русской Правде». Преступления против княжеской власти. В «Русской Правде» нет упоминания о таких преступлениях, но можно не сомневаться, что они уже имели место. Так, из летописи мы узнаем о жестоких расправах князей с народными восстаниями. Имущественные преступления. Наиболее тяжкими видами кражи были конокрадство и кража из закрытых помещений. Татьба (кража). Истребление и повреждение чужого имущества. Противозаконное пользование чужим имуществом (пользование чужой лошадью). Поджог жилого и нежилого помещений. Преступления против личности. Прежде всего, это убийство. Нормы об убийстве в древнерусском праве менялись по мере развития принципов феодального права. Во всяком случае, мы видим стремление законодателя более энергично защищать жизнь приближенных князя, чем простых смердов. Убийство огнищанина - двойная вира - 80 гривен, свободного человека - 40 гривен. Убийство в ссоре, убийство в разбое, нанесение увечий, побоев, членовредительство. Преступления против чести - оскорбление. В «Русской Правде» говорится только об оскорблении действием, например вырывании волос из бороды или усов. Преступления против семьи и нравственности: а) умыкание; б) пошибание (изнасилование) боярских жен и дочерей; в) роспуст (самовольный развод с женой). Эти преступления предусмотрены нормами церковного права. Судебный процесс, по «Русской Правде», носил состязательный характер. Главная роль принадлежит сторонам процесса. Они назывались истцами. По заявлению истца, как правило, начиналось судебное разбирательство . Между сторонами происходила тяжба, спор. Роль суда практически сводилась к тому, что как своеобразный арбитр он оценивал доказательства, представленные сторонами, и выносил решение (приговор) в устной форме. Основными видами доказательств были свидетельские показания, ордалии («суды божьи»), присяга и жребий. Свидетели были двух видов: послухи (свидетели доброй славы, дававшие характеристику лицу) и видо-ки (свидетели-очевидцы). Ордалии - испытание водой и железом. «Русская Правда» содержит нормы об испытании водой и железом, но не говорит о способах этого испытания. Историческая практика свидетельствует о том, что при испытании железом в руку брался кусок раскаленного металла. Если через определенное время рука заживала, лицо считалось невиновным. Если не заживала - виновным. При испытании водой испытуемый связывался веревкой и опускался в водоем. Если он шел ко дну, считался невиновным и вынимался из воды. Если не шел ко дну, считался виновным. Другой вид ордалии - судебный поединок не упоминался в «Русской Правде», о них сообщают арабские историки. Победивший выигрывал дело. Жребий как доказательство использовался для того, чтобы определить, кто должен приносить присягу. С принятием христианства давалась словесная клятва, сопровождавшаяся целованием креста. В «Русской Правде» не содержится точных и исчерпывающих указаний, каким образом ответчик или обвиняемый призывался в суд. Однако анализ ряда статей правового памятника — 114 (19), 103 (114) «Пространной Правды», 14 «Краткой Правды» — позволяет сделать вывод о том, что судебные органы играли важную роль в возбуждении дела. В частности, дело об убийстве могло начаться по инициативе судебных органов, а не только по жалобе родственников. Кроме того, поскольку доходы от суда были достаточно существенными, государственные органы (суды) и должностные лица, связанные с процессом (вирники, мечники, метельщики), были заинтересованы в розыске лиц, совершивших преступления, и осуждении ихВ «Русской Правде» нет указаний на возможности обжалования решений суда. Но это не значит, что князья не принимали жалоб на действия посадников и волостелей. Рассматривая жалобы, князь вынужден был пересматривать дело заново, по существу. Своеобразными процессуальными формами в Древнерусском государстве были гонение следа и свод. Гонение следа заключалось в поисках преступника по следам. Если следы приводили на большую дорогу, гонение следа прекращалось. Если следы убийцы приводили в общину, то община должна была либо разыскивать преступника и выдать его суду, либо платить дикую виру. Свод заключался в особом способе отыскания пропавшей вещи. В случае пропажи вещи пострадавший объявлял об этом публично, делал заклич. Если после этого находилось лицо, у которого была пропавшая вещь, но он ссылался на то, что купил ее, начинался свод, т. е. поиск лица, похитившего или недобросовестно присвоившего вещь. |