Культурология. Древняя (НовгородскоКиевская) Русь
Скачать 39.28 Kb.
|
Содержание:
Древняя (Новгородско-Киевская) Русь Есть ли исторические основания говорить о двух центрах русской государственности: Новгороде и Киеве? В соответствии с летописями, первые сведения о восточных славянах приходятся на VI—VII вв. В частности, Нестор упоминает племена полян (Днепр), кривичей (от Днепра по Двине и Волге), древлян (Припять), северян (Десна, Сулла), родимичей, вятичей (Сожа, Ока). Территорию будущей Руси от Балтийского моря до Уральских гор, так же, населяли многочисленные фино-угрские племена: чудь (Финский залив), меря (Ростов, Переяславское озеро), мурома (Ока, Волга), черемисы, мещера, мордва (Юго-Восток), Пермь/зыряне (Северная Двина, Кама). Два крупнейших города Древней Руси, два исторических центра русской государственности - Новгород и Киев - впервые упоминаются Нестором соответственно 859 и 861 гг. В частности указывается, что Новгород (Нов град), основан кривичами при взаимодействии с чудью, мерей и весью. До 859 г. он оставался свободным («бескняжеским»), затем был побежден варягами (шведами-викингами), которым два года платил дань. В последствии, после изгнания варягов новгородцы уже сами решают для охраны границ пригласить варяжского князя Рюрика «со дружинною». С 862 г. Рюрик - князь новгородский (известно, что первой ставкой Рюрика становится все же не Новгород, а г. Ладога). Предположительно, что Рюрик «сел» в Новгороде, а его братья Синеус и Трувор, соответственно - в Белозере и Изборске. После смерти последних Рюрик объединил все три города и прилегающие к ним земли. В чем заключается этническое своеобразие самоназвания «русские»? Русь-русские. Нестор указывает, что русью (гребцами) себя называли варяги. Все объединившиеся вокруг руси, становились, соответственно, русскими. Древнерусская мифология и ее место в русской культуре? Княжением варяжского князя была положена первая правящая династия на Руси - Рюриковичи - завершившаяся со смертью Ивана Грозного. Киев же был основан, согласно легенде, в 861 г. тремя братьями из племени полян - Кием, Щеком и Хоривом. Название Киев - от имени старшего из них, вождя племени Кия. Киев, по версии Нестора, вскоре после его основания был побежден хазарами и платил им дань. Знатные дружинники, соподвижники Рюрика, Дир и Аскольд, после того как с частью варяжской дружины освобождают киевлян от хазар, приглашаются туда на княжение. И только после смерти Рюрика, Киев, захваченный новгородским князем Олегом (коварно убившем Дира и Аскольда), провозглашается последним в 882 г. «матерью городов русских». Таким образом, лишь спусть 20 лет после Новгорода, Киев становится вторым центром Древней Руси, и лишь с этого времени возможно говорить о появлении Киевской Руси. Известно, что во времена Олега территория Руси была значительно расширена, и что Олег успешно воевал с Византией (в 907 г. на воротах Константинополя был прибит боевой щит Олега, знаменовавший победу русских и то, что могучая Византия была в те годы данником Руси). Также известно, что в 911 г. между Русью и Византией был подписан первый договор (Киев-Константинополь). В договоре, в частности, обращают на себя внимание имена русских варяжского (шведского) происхождения: «Мы от роду русского Карл, Ингелот, Фар- лаф, Веримид, Рулав, ..., посланные Олегом...». Таким образом, государственность и культура Древней Руси, простиравшейся на огромной территории от Белого, Балтийского и Черного морей до Уральских гор, складывались, изначально, как полиэтнический союз славянских (кривичи, поляне) и неславянских (чудь, меря, весь, мурома, шведы-варяги) племен, при определяющей роли славянского этноса. В соответствии с летописными источниками, проникновение южных славян с берегов Дуная и Закарпатья на территорию восточной Европы (будущего восточно-славянского государства - Киевская Русь) началось еще в V-VI вв. Возникновение же Древней Руси датируется концом VIII — началом IX вв. Языческая (дохристианская) Русь не имела письменности (первые упоминания о восточно-славянских племенах встречаются у греческих историков). Поэтому до нас не дошли записанные и подвергшиеся литературной обработке, наподобие греческих «Илиады» и «Одиссеи» («Велесова книга» священных текстов новгородских волхвов IX в. признана учеными позднейшей реконструкцией), мифы, легенды, героических эпос Древней Руси. Да и ко времени официального крещения в конце X в. мифологическое сознание русских не было еще окончательно сформировано. Известна попытка киевского князя Владимира реформировать языческие славянские культы накануне принятия новой, христианской, веры. Устное народное творчество (сказки, былины, обряды, песни, заговоры, древние изображения) в опосредованно-опоэтизированной форме сохранило следы мифологического (языческого[1]) сознания. Неизвестный русский автор «Слова об идолах» (XII в.) выделяет три основных этапа развития славянского язычества: 1. Поклонение и жертвы (требы) упырям и берегиням, т. е. добрым и злым духам воды, земли, леса, гор, воздуха ... Упыри (вампиры, вурдалаки) - проклятые и колдуны, которые после смерти, встают по ночам из могил, чтобы пить у людей кровь; враги берегинь. Берегини - добрые духи, воздушные, веселые, шаловливые девы с чарующими голосами, живущие вблизи домов и оберегающие их от злых духов (упырей). 2. Поклонение Роду и рожаницам. Род - древнее земледельческое божество Вселенной, повелитель дождя (воды), грозы и подземного огня, даритель урожая. Рожаницы - божества благополучия и плодородия (как растений, животных, так и людей). От Рода и рожаниц такие понятия как народ, природа, родня и др. 3. Поклонение Перуну - громовержцу (реформа Владимира), главному в иерархии восточно-славянских языческих богов, среди которых Сварог - небо, Стрибог - ветер, Семаргл - огнебог, Дождьбог - податель всех благ, Велес - покровитель скота и богатства, Ярило - солнце, Макошь (от названия пьянящего, как любовь, цветка - мака) - покровительница домашнего очага, даритель женской жизненной силы и др. С земледельческими (главными для славян) культами связано, так же, поклонение: - Коляде - божеству веселья, торжеств и мира (24 декабря); - Масленице - божеству плодородия, зимы и смерти (весенний семидневный праздник проводов зимы); - Купале - божеству земных плодов (23 июня - праздник плодородия, урожая, выбора невест). На сегодняшний день известно несколько попыток реконструкции (из фольклора) мифов Древней Руси. Наиболее интересным в этом отношении представляется исследование Буса Кресеня (Асова А.И.) - «Русские Веды». В первой части книги «Песни птицы Гамаюн» даны космогонические мифы киевской ветви ведической религии, воссозданные Асовым по фольклорным фрагментам. Упомянутое исследование позволяет с высокой степенью вероятности очертить пантеон восточно-славянских (древнерусских) богов от начала миротворения. Так создатель всего сущего Род порождает Сварого четырехлавого (Небо и три небесных свода), Землю-матушку и Ладу-любовь (женское начало, необходимое для продолжения миротворения). Землю-матушку, чтоб не ушла в бездну морскую Род помещает на исполинского Юшу - змея. Далее миротворение осуществляет сын Рода Сварог (отждествленный с отцом) в брачном союзе с Ладой. Это происходит следующим образом: сотворив три подземных (пекельных) царства, Сварог берет в руки тяжкий молот и бьет им по установленному в центре мироздания камню Алатырю. От достигшего Земли гигантского потока искр рождаются могучие Се- маргл - огнебог и Стрибог - ветер. Сразу же, вслед светлым небесным богам появляются подземные черные силы: бьет Черный змей молотом по Алатырю, летят искры и родятся из них змеи лютые, нечисть земная. От брака Сварога и Лады появляются на свет: - вечно юная Леля (Лель) - любовь; - огненная веселая дева - Жива; - холодная дева смерти - Марена; - бог грозы и войны, громовержец Перун. Так же от небесной коровы Земун (плодородие) рождается рогатый Велес. Если в Киеве (вотчине первопрестольных князей) наиболее почитался покровитель княжеской дружины - Перун, то в Новгороде (помнившем о своем первородстве) - покровитель домашнего скота и торговли, Велес. Представляет интерес трактовка А.И. Асовым сюжета о чудесном рождении народа русского: от брака Перуна и Роси (дочери Днепра) рождается могучий Даждьбог. От союза Даждьбога и Живы появляются их сыновья - Кисек и Орей, а уже в свою очередь, у Орея рождаются Кий, Щек и Хо- рив, которые, согласно легенде, явились основателями Киева. Таким образом, потомки Перуна и Росси, Даждьбога и Живы «образуют народ великий и славный, племя по имени - русь». Историческое значение крещение Руси. Специфика русского проваславия? Попытка Владимира законодательно, на государственном уровне утвердить единый пантеон языческих богов во главе с Перуном не решала главной задачи - объединение племен вокруг сильного центра. Нужна была новая идеология поверх феодальной, а где-то и родо-племенной, раздробленности. Таковой становится христианство с его монотеизмом, ценностной иерархией, идеей личной ответственности за содеянное и посмертного воздаяния. Согласно легенде Владимир пригласил представителей разных земель, чтобы выслушать доводы каждого: мусульманство понравилось князю и строгостью законов и разрешением многоженства, но, услышав о запрете вина, ответствовал: «веселие на Руси есть пити». Ислам был отвергнут. У иудеев Владимира привлекала многомудрость и верность традиции. На вопрос же: «Где же земля ваша?» иудеи отвечали: «Бог рассеял нас за грехи наши». «Как же вы можете предлагать свою веру, если не смогли сохранить свою землю?» - таков был ответ князя. Латинянам (католикам) ответ был таков: «Отцы наши с вами воевали и нам завещали». Более всего понравился князю киевскому рассказ греков-христиан. В Византию отрядили посольство. Вернувшись послы рассказали Владимиру, что в православном храме «такая красота, что не знали, где оказались: то ли на земле, то ли на небесах». Выбор был предрешен. Наиболее убедительной выглядит версия о политическом выборе князя. Русь нуждалась в сильном союзнике: на юге в причерноморских степях - извечные соперники: половцы, печенеги и хазары; на западных европейских границах: воинственные и агрессивные «псы тевтонские рыцари». Могучая Византийская империя, чья культура - прямая наследница грекоримской Античности, была наиболее предпочтительным союзником. Союз Киева и Константинополя - в обмен на крещение. Принятие в 988 г. христианства давало Руси неоспоримые преимущества: 1. Русь на равных входила в семью цивилизованных европейских народов. 2. Условием принятия византийской веры было требование Владимира о его женитьбе на сестре византийских базилевсов (императоров) Софье Палеолог. Породнение с династией византийских (римских) императоров поднимало статус русского князя вровень со всеми европейскими монархами (родоначальник первой династии русских правителей - Рюрик - в свое время так же обеспечил вхождение восточно-славянского государства в семью европейских народов). Таким образом, выбор православного (греческого) христианства в качестве новой государственной религии был, в первую очередь, политическим выбором князя. Известно, что поголовная (под страхом княжеского гнева) христианизация Руси встречала сильное сопротивление населения. Языческие верования, укорененные в повседневном быту, хозяйственной деятельности и неизжитые, оказали огромное влияние на развитие всей последующей культуры. Вплоть до XIII в. в культуре Руси существовало явление, получившее название двоеверие. Средневековая (Московская) Русь Назовите причины выдвижения Москвы в качестве нового центра русской государственности. Выдвижение Москвы в качестве нового центра русской государственности и культуры было обусловлено двумя главными причинами: 1) монгольским игом и победой над ним; 2) духовным приемничеством от православной Византии после ее падения под натиском турок-мусальман. 2. Каковы последствия монгольского ига в истории русской культуры? Последствия монгольского ига для русской культуры и истории были очень тяжёлыми. Иго привело к ликвидации многочисленных памятников материальной и духовной культуры, разрушению каменных строений, поджогам монастырских и церковных библиотек. Особый ущерб монголами был нанесён городам, которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов. Укажите позитивные стороны московской - общерусской – культуры? «Окно в Европу», прорубленное Петром I, открыло для России путь к мировой культуре: традиционная русская культура, впитавшая и освоившая достижения Запада, делает в XVIII—XIX вв. духовный рынок, выведший ее к достижениям мирового значения. В чем историческая ограниченность культуры Московского царства? Московский период характеризовал закрытость от Европы, в то время как петербургский период, напротив, отличается открытостью и устремленностью в Европу. Культура Российской империи Чем была обусловлена необходимость реформ на рубеже 17-18вв? Возможность преобразований создалась в результате изменений, происходивших в стране в течение XVII вв. В экономической сфере - это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма. В социальной сфере - сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа служилых людей, происходящее за счет укрепления системы крепостничества. В политической сфере - проявление черт абсолютистской монархии. Во внешней политике - присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу). В духовной сфере - начало обмирщения культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни - религиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией. В сельском хозяйстве - специализация районов на производство определенных товаров: -центральное и среднее Поволжье - хлеб; - Поморье - лен, конопля; - Сибирь - меха. Побыв за границей в составе «Великого посольства», Пётр осознал действительную разницу между Россией и европейскими державами, необходимость реформирования своей страны. Открытие царём нового, ранее неизвестного ему мира, произвело существенный переворот в его мировоззрении, углубило и конкретизировало видение и понимание тех задач, решение которых введёт Россию в европейский мир. В чем заключается особенности русского Просвещения? Российское Просвещение — эпоха просвещения и образования в Российской империи. В России эпоха просвещения занимает преимущественно вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещённые монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие российского Просвещения от западного состоит в том, что в России не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее восстание Пугачёва и Великая французская революция породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие российского общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов. В чем причины разрыва «просвещения» и «почвы» в истории русской культуры? Вместе с тем, петровские реформы, значение которых трудно переоценить, предопределили разрыв между старой («почвой») и новой («просвещение») культурами. Таковой была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» (московское) бытие и надолго застыл (А.С. Кармин) в неменяющихся формах этнической культуры. Русская же национальная (петербургская) культура, освоив плоды европейской науки, искусства, философии в XVIII—XIX вв., принимает форму дворянской, городской, светской, «просвещенной» культуры и в этом качестве становится одной из богатейших национальных культур мира. Почему 19 век был назван «золотым веком Русской культуры»? 19 век называют «Золотым веком» потому, что в этот период в России происходило культурное и духовное развитие, особенное развитие получила литература. В этот период появляется русская философия, а русская литература становится уникальной, самобытной, имеет свой несравнимый образ. Список используемой литературы: Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996. С. 9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1999. С. 13. Методические указания, Гаристова Е.Ю, архив ДВГУПС |