Главная страница
Навигация по странице:

  • 2

  • 3.

  • Копия Этика и традиционная русская культура. Билеты. Этика и традиционная русская культура


    Скачать 105.57 Kb.
    НазваниеЭтика и традиционная русская культура
    АнкорЭтика и традиционная русская культура
    Дата11.02.2023
    Размер105.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКопия Этика и традиционная русская культура. Билеты.docx
    ТипДокументы
    #931423
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Этика и традиционная русская культура

    1. Понятие «этика»(Ева)

    Этика— философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

    Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности.

    • убеждения относительно добра и зла

    Принципы: Гуманизм, справедливость

    Этика изучает взаимоотношения людей, их мысли, чувства и дела в свете категорий добра, справедливости, долга, чести, счастья, достоинства.

    Этика как область знания сформировалась в

    Древней Греции. Термин был образован

    Аристотелем для обозначения дисциплины, целью которой являлось достижение человеком высшего блага.

    «Раздел философии о нравственной деятельности и добродетели».

    Этика - это область знания, а мораль и нравственность - то, что она изучает. Отношение этики к морали не сводится только к отражению и объяснению. Этика как наука выдвигает определенную модель нравственности

    Этика стремится разрешить вопросы человеческой морали, определяя такие понятия, как добро и зло, добродетель и порок, справедливость и преступление.Как область интеллектуального исследования, моральная философия связана с областями моральной психологии, описательной этики и теории ценностей.

    Этика, попросту говоря, — это система принципов, которая помогает нам отличать хорошее от плохого и дает реальное руководство по жизни.

    Этические ценности (честность, надежность, ответственность и др.), которые должны быть в арсенале каждого человека, помогают наиболее эффективно решать жизненные дилеммы, устраняя риск ущерба себе и окружающим.

    2. В чем и в какой форме функционируют моральные и нравственные нормы представителей крестьянской культуры (традиционной культуры) (Лёля)

    Моральные и нравственные нормы рассеяны по всему фольклору. Знания, которые передаются из уст в уста, в форме бытовой речи.

    1. Народный календарь

    2. Обычаи и обряды семейного цикла

    Обычаи и обряды семейного цикла нужны для того, чтобы вписать нового члена семьи в коллектив.

    Ребёнка пытаются вписать в систему общества сразу после рождения. Для этого его нужно представить. Если ребёнок рождается не кричащим, то повитуха его окликает: перебирает имена, на какое он откликнется, тем и будет.

    Обозначаются все члены семьи: бабушки, дедушки, мама, папа (кровные родственники).

    После крещение меняется система родства, крёстные родителя вступают в систему (а точнее систему “свойства”, то есть не кровного родства). Крёстные входят в систему родства не только ребёнка, но и родителей.

    После женитьбы система родства меняется снова, расширяется и сдвигается.

    Затем система родства меняется после смерти. Перераспределяется доля в семье. Во время похорон дают денег, как бы выкупают долю покойного (например, долю земли).

    1. Народные верования и магия

    Определенные правила, как заговаривать, когда, что будет с людьми кто и кого заговаривают. Существуют основы и правила.

    1. Народная вера

    2. Эпос

    Высокое искусство. В былинах сохраняются исторические события при этом присутствуют моральные нормы.

    1. Легенды и предания

    А. Легенды - повествование со стороны христианства. Понимание веры и религии у крестьян складывается из легенд (не очень достоверны).

    Б. Предания - рассказывается о светской жизни: почему так называется деревня, что есть вокруг, кто тут жил и тд. - этническая история.

    1. Песенная традиция

    А. Обрядовые песни - песни, которые регулируют обрядовые практики.

    Б. Необрядовые песни - не ради обрядов, но тоже не просто так. Были определенные нормы и законы как, что и когда петь.

    1. Народная драматургия

    Народный театр, где в комедийной форме рассказывается, как устроен мир.

    3. В чем и в какой форме могут функционировать

    моральные и нравственные нормы социальных групп (Настя)

    Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.

    Мораль осуществляет такие функции:

    • Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.

    • Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.

    • Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.

    • Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.

    • Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.

    Формы, в которых могут функционировать моральные и нравственные нормы:

    • Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.

    • Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте.

    • Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая.

    4. Какие нормы и в какой форме зафиксированы в народном календаре. Приведите примеры.

    Русский народный календарь - это свод обрядов, обычаев, народных праздников и самой трудовой жизни нашего народа, это и земледельческий календарь, хранящий твердые знания нашего народа о ведении хозяйства, о земле. По сути дела - это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти.

    Существовало 3 календаря: 1)народный(гражданский),

    2) крестьянский

    3)церковный.

    Крестьянский был построен на цикле солнца, отсчитывал новый год с 12 декабря, с зимнего солнцеворота потому что Спиридон Солоноворт. Церковный отсчитывал его с 1 сентября, в день осеннего равноденствия, и народный с марта в весеннее равноденствие. После перенесения Петром 1 нового года на 1января, с 1699 г с первого стали отмечать церковь и народн. Но крестьянский календарь был верен себе, потом перешел на 25 декбря рождение Христа.

    Народный календарь имел 2 вида праздников одни сроки которых были установлены – поворотные дни календаря, они опирались на солнцевороты

    Святки(зимний)->встреча весны, семик(весен равноденствие)->Иван Купало(летний солнцеворот)->окончание жатвы(осеннее равноденствие)

    И второй вид праздники, сроки которых устанавливались от Пасхи: 7 недель до Масленицы и 7 недель после Троицы. Пасха отмечалась не раньше 23 марта но и не позже 25 апреля по старому стилю

    С древнейшей поры природно-астрономические явления были для людей главными ориентирами в круговороте годовых сезонов. Это, прежде всего летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствия, а также естественная смена времен года. Эти переходные рубежи открываются большими календарными праздниками - святками, масленицей, семицко-троицкой неделей, русалиями и Ивано-Купальским праздником, осень предваряют праздники во имя Спаса и Богородицы. Праздничные циклы соединяет между собой цепочка ежедневных средних и малых праздников (полупраздников), календарных примет и наблюдений, зарифмованных в присловья и жестко привязанных к церковным святцам. Поэтому календарные праздники неотделимы от устного крестьянского календаря - земледельческого месяцеслова.

    С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. Этот календарь представляет собой в кратком виде следующий комплекс.

    • Зимние святки – с 25 декабря по 6 января (все даты даны по старому стилю).

    • Рождество – 25 декабря.

    • Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.

    • Васильев день – 1 января.

    • Страшные вечера – с 1 января по 6 января.

    • Крещение – 6 января.

    • Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.

    • Весенне-летние праздники.

    • Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия.

    • Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния (между 22 марта и 25 апреля).

    • Егорьев день – 23 апреля.

    • Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделя после Пасхи.

    • Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.

    • Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.

    • Аграфена Купальница – 23 июня.

    • Иван Купала – 24 июня.

    • Петров день – 29 июня.

    В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

    5. Что такое обрядовое (ритуальное) антиповедение. Для чего оно нужно.(Лиза) [еще допишу примеры и сделаю вывод для чего оно нужно]

    Антиповедение‭, ‭ ‬‬т‭. ‭ е‬. ‭ обратное‬, ‭ перевернутое‬, ‭ опрокинутое поведение‭ ‭ ‬— ‭ ‬‬иными‭ словами‭, ‬поведение‭ ‬наоборот‭, — ‭исключительно‭ ‬характерно‭ ‬для‭ ‬культуры‭ ‬Древней‭ ‬Руси‭, ‬как‭ ‬‬‬и‭ вообще ‬для‭ иерархической‭ ‬и‭ ‬средневековой‭ ‬культуры‭. ‭ ‬‬В‭ ‬своих‭ ‬конкретных‭ ‬проявлениях‭ ‬‬антиповедение‭ ‬может‭ ‬обнаруживать‭ ‬сколь‭ ‬угодно‭ ‬большое‭ ‬разнообразие‭, ‬но‭ -‬всякий‭ ‬раз‭ ‬оно‭ ‬сводится‭ ‬к‭ ‬реализации‭ ‬одной‭ ‭общей ‭модели‭: ‬это‭ ‬именно‭ ‬поведение‭ ‬наоборот‭, ‭т‭. ‭е‬. ‭замена тех‬ ‬‬‬‬‬‬или‭ ‬иных‭ ‬регламентированных‭ ‬норм‭ ‬на‭ ‬их‭ ‬противоположность‭; ‭ ‬‬характер‭ ‬такого‭ противопоставления‭ ‬заранее‭ ‬не‭ ‬определен‭, ‭ ‬‬и‭, ‭ ‬‬соответственно‭, ‭ ‬‬антиповедение‭ ‬может‭ ‬обусловливать‭ ‬мену‭ ‬правого‭ ‬и‭ ‬левого‭, ‭ ‬‬верха‭ ‬и‭ ‬низа‭, ‭ ‬‬переднего‭ ‬и‭ ‬заднего‭, ‭ ‬‬лицевого‭ ‬и‭ ‬изнаночного‭, ‭ ‬‬мужского‭ ‬и‭ ‬женского‭ ‬и‭ ‬т‭. ‭ д‬. ‭ и т‭. ‭ п‬. ‭ Так‬, ‭ например‬, ‭ антиповедение может‭ ‬‬‬‬‬выражаться‭ ‬в‭ ‬том‭, ‭ ‬‬что‭ ‬те‭ ‬или‭ ‬иные‭ ‬ритуальные‭ ‬действия‭ ‬совершаются‭ ‬левой‭ ‬рукой‭ ‬или‭ ‬в‭ ‬обратном‭ ‬направлении‭; ‭ ‬‬или‭ ‬в‭ ‬том‭, ‭ ‬‬что‭ ‬те‭ ‬или‭ ‬иные‭ ‬предметы‭ ‬переворачивают‭ ‬вверх‭ ‬дном‭; ‬или‭ ‬же‭ ‬в‭ ‬том‭, ‬что‭ ‬одежду‭ ‬выворачивают‭ ‬наизнанку‭, ‭надевают‭ ‬платье‭ ‬противоположного‭ ‬пола‭ ‬‬‬и‭ т‭. ‭ п‬. ‭ Совершенно так же антиповедение‭ ‬может‭ ‬проявляться‭ ‬и‭ ‬в‭ ‬говорении‭ ‭наоборот ‭ ‬—‬‬‬‬‬ например‭, ‭ ‬‬когда‭ ‬говорят‭ ‬не‭ ‬своим‭ ‬голосом‭, ‭ ‬‬читают‭ ‬какой‭-‬либо‭ ‬текст‭ ‬от‭ ‬конца‭ ‬к‭ ‬началу‭, ‬заменяют‭ ‬слова‭ ‬на‭ ‬их‭ ‬антонимы‭ ‬и‭ ‬т‭. ‭ д‬. ‭ Антиповедение‭ ‬может‭ ‬предполагать‭, ‭ ‬‬далее‭, ‬‬‬ритуальное‭ ‬воровство‭, ‭ ‬‬ритуальное‭ ‬святотатство‭ ‬и‭ ‬т‭. ‭ д‬. ‭ и т‭. ‭ п‬. ‭ Итак‬, ‭ формы антиповедения‭ ‬‬‬‬‬чрезвычайно‭ ‬разнообразны‭, ‬однако‭ ‬всякий‭ ‬раз‭ ‬они‭ ‬представляют‭ ‬собой‭ ‬проявление‭ ‬одного‭ ‬и‭ ‬того‭ ‬же‭ ‬общего‭ ‬принципа‭.‬Насколько‭ ‬большое‭ ‬место‭ ‬занимало‭ ‬антиповедение‭ ‬в‭ ‬русском‭ ‬культурном‭ ‬обиходе‭, ‬видно‭ ‬из‭ ‬того‭, ‭ ‬‬что‭ ‬оно‭ ‬было‭ ‬в‭ ‬известной‭ ‬мере‭ ‬регламентировано‭ ‭ ‬— ‭ ‬‬при‭ ‬этом‭ ‬регламентированы‭ ‬были‭ ‬именно‭ ‬не‭ ‬конкретные‭ ‬формы‭, ‭ ‬‬но‭ ‬самый‭ ‬принцип‭ ‬антиповедения‭ ‬как‭ ‬такового‭. ‭ ‬‬В‭ ‬определенных‭ ‬условиях‭ ‭ ‬— ‭ ‬‬прежде‭ ‬всего‭ ‬в‭ ‬определенное‭ ‬время‭ ‬и‭ ‬в‭ ‬определенном‭ ‬месте‭ — ‭предполагается‭ ‬отказ‭ ‬от‭ ‬принятых‭ ‬норм‭ ‬и‭ ‬обращение‭ ‬к‭ ‬прямо‭ ‬‬‬противоположному‭ ‬типу‭ ‬поведения‭; ‭ ‬‬это‭, ‭ ‬‬например‭, ‭ ‬‬происходило‭ ‬на‭ ‬святки‭, ‭ ‬‬масленницу‭, ‭ в‬ ‬купальские‭ ‬дни‭. ‭ ‬‬Некоторые‭ ‬периоды‭ ‬русской‭ ‬истории‭ ‬характеризуются‭ ‬экспансией‭ ‬антиповедения‭, ‭ ‬‬когда‭ ‬оно‭ ‬принимает‭, ‭ так сказать‭, ‭ ‬‬государственные‭ ‬формы‭; ‭ ‬‬так‭ ‬именно‭ ‬‬‬обстоит‭ ‬дело‭ с ‬опричниной‭ ‭при‬ ‭Иване‬ ‭Грозном‭.‬‬‬

    Каковы‭ ‬же‭ ‬функции‭ ‬антиповедения‭ ‬в‭ ‬древней‭ ‬культуре‭? ‬

    Оно‭ могло‭ ‬быть‭ ‬мотивировано‭ ‬разными‭ ‬причинами‭ ‭ ‬— ‬иначе‭ ‬говоря‭, ‭ ‬‬внешне‭ ‬схожие‭ ‬формы‭ поведения‭ ‭могут ‭отражать‭ ‬существенно‭ ‬различные‭ ‬культурные‭ ‬традиции.

    виды антиповедения — сакрализованное, символическое, дидактическое.

    ПРИМЕРЫ:

    САКРАЛИЗОВАННЫЕ

    Представление о потустороннем мире как о мире с противоположными (перевернутыми) связями особенно отчетливо проявляется в славянских похоронных обрядах, которые находят при этом широкие типологические параллели. Так, например, одежда на покойнике может застегиваться обратным, по сравнению с обычным, образом — «на левую сторону», и это явно связано с тем, что в загробном мире предполагается мена правого и левого. Сходным образом объясняется обычай выворачивать наизнанку траурные одежды, накидывать в трауре на голову верхнее платье (используя в качестве головного убора одежду, для этого не предназначенную), т. е. траурная одежда, как и похоронная противопоставляется по способу ношения нормальной: это противопоставление в одном случае соответствует противопоставлению лицевой и обратной стороны, в другом — противопоставлению верха и низа и т. п.

    СИМВОЛИЧЕСКИЕ

    Антиповедение исключительно характерно для ритуала наказаний, и оно имеет здесь именно символические функции — постольку наказания были направлены на публичное осмеяние (бесчестье) и в конечном счете на принудительное или разоблачительное приобщение к «кромешному», перевернутому миру, который может осмысляться как потусторонний или же как бесовский; в предельном случае наказание воспринимается как символическая смерть. Знаменательно, что в Древней Руси наказывали на санях. В «Молении Даниила Заточника» читаем: «Дай мудрому вину, и он премудрее явится; абезумнаго, аще и кнутьем бьешь, развязав на санех, не отримали безумия его»; обычай бить преступника на опрокинутых санях дошел до XIX в. Следует полагать, что положение на сани символизировало именно приобщение к потустороннему миру, т. е. как бы временную смерть: действительно, сани выступали как необходимая принадлежность похоронного обряда, и пребывание на санях означало близость смерти.

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ

    Поведение юродивого насквозь проникнуто дидактическим содержанием и связано прежде всего с отрицанием грешного мира —мира, где нарушен порядок. Отсюда именно оправданным оказывается антиповедение — обратное, перевернутое поведение одновременно приобщает к потустороннему миру и обличает неправду этого мира (как это характерно и для гностиков, традицию которых,возможно, продолжают юродивые); совершенно так же в распространенной фольклорной легенде ангел, оказавшись на земле, удивляет людей странными поступками — на кабак молится, а в церковь камни бросает, бранит нищего и т. п., причем объясняет свои поступки именно греховностью этого мира.

    Как видим, принципиально различные причины приводят к внешне аналогичным действиям: разнообразные виды антиповедения совпадают в своих формах, создавая единый комплекс антиповедения как такового. Существенно, что во всех этих случаях антиповедение так или иначе — прямо или косвенно — оказывается обусловленным характером представления о потустороннем мире, а именно восприятием потустороннего мира как мира с перевернутыми связями (по отношению кмиру посюстороннему).

    ‬‬‬

    6. Календарная обрядовая лирика. Каково ее предназначение. Какие нормы с ней связаны(Кистаман)

    Многие народные праздники отмечались в строго определенные дни года. В эти праздники совершались различные обряды, которые называются «календарными». Календарные обряды получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ, обусловленных сменой времен года, в которых выделяются два цикла работ: подготовка урожая (зима, весна и лето) и его уборка (осень).

    Календарные обряды сопровождались специальными песнями, которые назывались колядками, масленичными песнями, веснянками, семицкими песнями и тд. Эти песни вместе с обрядами, которые они сопровождали, должны были по мнению их исполнителей, оказывать влияние на повышение урожая , здоровья людей и животных.

    Круг календарных обрядов открывался новогдними святочными обрядами. Святки праздновались в период зимнего солнцеворота (с 24 декабря по 6 января). В основе святочных обрядов лежала магия первого дня года.; обряды, совершаемые в это время, по мнению их исполнителей, должны были действовать в определенном направлении на протяжении всего нового года.Одним из самых примечательных явлений святочных праздников было колядование— хождение до дворам с пением новогодних песенок, которые назывались колядками.

    важный мотив колядки – конкретные пожелания тому, в адрес кого исполняется колядка. Отличительна черта этих пожеланий – реалистичность.

    Заканчивается колядка, как правило, требованием вознаграждения за колядование, за доброе пожелание.

    Церковь, не сумев уничтожить этот праздник, соединила его с праздником рождества Христова. В обряде колядования у всех славянских народов много общих черт, но есть и специфические особенности.

    Так, в колядках южных славян сохранилось много древних языческих элементов (образы Солнца, Коляды, и других фантастических существ), но наряду с ними есть и образы христианских святых. Чаще всего в колядках южных славян прославляются земледельцы и пастухи овец. Постепенно в них проникали социально бытовые и исторические мотивы и образы.

    У восточных славян существовало несколько разных видов колядок: у русских колядки (известны по всей России), овсени (в Поволжье и средней полосе), вино-градья (на Севере, в Сибири). У украинцев и белорусов кроме колядок есть щедривки, которые исполнялись под Новый год.

    Пример Колядки:

    Коляда, коляда, Накануне Рождества!

    Тетенька добренька, пирожка то сдобненька!

    Не режь, не ломай, поскорее подавай.

    Подблюдные песни. С новогодним праздником святок связаны также всевозможные гадания, в том числе гадания девушек с пением гак называемых подблюдных песен. Вечером девушки собирались в какой-нибудь избе, устилали стол белой скатертью, ставили на него блюдо с чистой водой. Каждая девушка опускала в воду какую-нибудь вещь, чаще всего кольцо, серьги или другие украшения, и блюдо накрывали платком. Затем девушки усаживались около блюда и начинали петь песни.

    Во время пения подблюдных песен одна из девушек (чаще всего — не принимающая участия в гадании) с закрытыми глазами доставала по одному положенные в блюдо предметы. К той, чей предмет доставался, и относилось содержание исполняемой в это время песни.

    Подблюдные песни были очень небольшими по объему — от четырех до десяти стихов. Основу их содержания составлял какой-нибудь один образ, имеющий магически-символическое значение. Этот образ в подблюдной песне получал бытовую разработку. Так, на основе бытовой разработки образа кольца, являющегося символом любви и брака, создавалась такая подблюдная песенка:

    Рылася курочка

    На завалинке,

    Вырыла колечушко

    Серебряное.

    Ладо, ладу,

    Кому мы поем,

    Тому честь воздаем.

    Масленичных песен, до нас дошло немного. Все они по своей тематике делятся на две группы: одна из них связана с обрядом встречи, а другая – с обрядом проводов («похорон») Масленицы.

    Обряд встречи Масленицы был следующим. Делали из соломы чучело, придавали ему при помощи старой одежды вид женщины, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело – Масленицу, ставили на снежной горе, где проходили игры и катания на санках.

    Песни, сопровождающие обряд встречи Масленицы, отличает мажорный, жизнерадостный тон. Это прежде всего величальная песня в честь Масленицы, получившей свое антропоморфическое выражение в образе соломенного чучела.

    В последний день праздника провожали Масленицу. Соломенное чучело Масленицы вывозили за деревню, и там его либо сжигали, либо разрывали на части и закапывали в снег. Скатывли с гор горящие колеса, символ солнца. Этот обряд нашел отражение в масленичных песнях.

    Обряд проводов Масленицы и сопровождающие его песни отличает уже совершенно иная, минорная тональность. Если песни, которыми встречали Масленицу, напоминали собой свадебные величальные, то песни, сопровождающие обряд проводов Масленицы, были похожи на свадебные «корилъные» песни. В них Масленица упрекается в том, что она обманула людей: разорила их, все поела и посадила на великий пост.

    Проводы масленицы сопровождались исполнением особых обрядовых песен, в которых подчеркивается ее богатый, щедрый характер. После масленичной недели начинался Великий пост, что отражалось в песнях:

    Дорогая гостья масленица,

    Авдотья Изотьевна,

    Много ты добра истратила,

    Много вина, пива выпила.

    Масленица-обманщица обманула нас

    На великий пост дала редьки хвост

    Специфика содержания веснянок – призыв, закликание весны, и ее восхваление — обусловила собой и особенности их художественной формы.

    В веснянках своеобразно сочетаются признаки песенных величаний и заговорных заклинаний.

    С величаниями веснянки сближает их повышенная эмоциональность. Они, как и величания, часто начинаются с обращений. Это обращения к весне, жаворонкам, пчелкам и т. д. Их стилистику отличает светлая, радостная тональность, что проявляется в соответствующих эпитетах («весна красная», «лето теплое», «трава шелковая», «рожь зернистая», «пшеница золотистая») и широком упоштреблении слов с уменьшительными суффиксами («весняночка», «летечко», «жавороночек», «пташечка», «ласточка», «касаточка»). С заговорами веснянки роднит прежде всего их образность. Самым распространенным мотивом веснянок является обращение к весне (или жаворонкам) с просьбой принести ключи, чтобы ими замкнуть «холодную зиму» и отомкнуть «теплое летечко». Веснянкам свойственны обращения в повелительном наклонении. Так, например, одна из них начинается с такого императивного пожелания-требования:

    Весна, весна красная!

    Приди, Весна, с радостью,

    С радостью, с радостью,

    С великой милостью,

    Со льном высоким,

    С корнем глубоким,

    С хлебами обильными.

    Из за поста в это время нельзя было петь, и это называли гуканьем и кликаньем, но не пением.

    Егорьевские песни. Весенний Егорьев день отмечался 23 апреля. В этот день, как правило, первый раз выгоняли стадо в поле. Это важное событие крестьянами обставлялось обрядами. Накануне Егорьева дня молодежь, как и при святочном колядовании, ходила по дворам и пела песенки, в которых выражалось пожелание хозяину и его скоту.

    Эти песенки, как и колядки, обычно заканчивались требованием подарка.

    Если хозяева хорошо одаривали исполнителей егорьевских «колядок», то им выражались самые добрые пожелания,

    Вьюнишние песни. Вьюнишними назывались песни, которыми в субботу или воскресенье первой послепасхальной недели поздравляли молодых супругов, обвенчавшихся в прошедший год. Основное содержание этих песен — пожелание молодым счастливой семейной жизни. Образ гнезда — символ семейного счастья — является центральным в этих песнях.

    Семицкие обрядовые песни. Седьмая неделя после пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели назывался Семиком, а ее последний день (воскресенье) был праздником Троицы. На семицкую неделю совершались особые обряды, которые сопровождались песнями.

    Главным обрядом семицкой недели был обряд «завиванья венка». Одев праздничные наряды, девушки шли в лес. Там они облюбовывали себе молодые сочные березы и совершали с ними обряд, который имел определенное магическое значение. Они пригибали ветки березок к земле и сплетали их с травой, полагая, что растительная сила березы передастся земле.

    Затем девушки «завивали венки». На концах отдельных ветвей березы, не отламывая их, они сплетали («завивали») венки, напевая песню, в которой были слова: «Завивайся ты, березка, завивайся ты, кудрявая».

    Обряд завивания березы в древности имел несомненное аграрно-магическое значение.

    Осенний цикл носил не самостоятельный характер, а сопровождал уборочные работы. В начале жатвы делали из колосьев венки и снопы, украшали их и привозили в село; при этом пелись особые «дожиточные песни». В них отражалась тяжесть крестьянской жизни, восхвалялся богатый урожай, прославлялись хозяева. Последний сноп объявлялся именинником, его наряжали в сарафан, украшали лентами, бусами. Некоторые жнецы славили сноп – «именинник»; другие катались или кувыркались по полю, надеясь, что оннаградит их силой, при этом опять исполнялись песни определенного содержания:

    Нивка, нивка, отдай мою силку,

    Я тебя жала, силку потеряла.

    В жнивных песнях отражалась и радость окончания тяжелого труда:

    Ох, и слава Богу,

    Что жито пожали!

    Что жито пожали

    И в копы поклали,

    На гумне стогами,

    В клети закромами,

    А в печи пирогами.

    7. Зачем нужны гадания. Есть ли нормы с ними связанные? [Лада]

    Большая часть информации по гаданиям в русской и\или славянской традиции связана со святочными гаданиями. На википедии они обозначены как связанные по времени с Рождеством, а также ближнеми к нему вечерами. Также там написано, что гадания были изолированы от всех других развлечений. Надали в основном на урожай и семейной судьбе, девушки гадали на любовь. Можно кароче просто вспомнить Светлану Жуковского, говорит википедия. В литературе святочные гадания называют традиционно связанными с жизнью и смертью.

    В литературе упоминаются гадания, приуроченные к приходу весны. Эти гадания направлялись на выяснения погоды. У южных и северных славян по первым трём дням весны смотрели, какой будет погода в эти ти месяца. В разных регионах (большой список) гадания на первые дни весны разнились, иногда были привязаны к днём региональных святых. В некоторых регионах к ранневесенним датам приурочены гадания о жизни и смерти. Например, клали ложки, и если одна за ночь перевернулась, то ты не доживёшь до рождества. Гадание по тени: если у тени на стене нет головы, то сдохнешь.

    Гадание на "долю" = индивидуальную судьбу, где какую-либо еду (зависит от региона: хлеб, яйцо, халву, яблоко, сыр) вешали к потолку за нитку, и надо было откусить как можно больше с завязанными руками. У балканославян это гадание было масленечным, у восточных и западных славян и европейцев оно было свточно-новогодним. В Сербии\Болгарии\Македонии на масленичные праздники было гадание о жизни и смерти, где после обряда выше снимали еду, поджигали нитку, и пока нитка горела, называли всех, кто вообще есть в деревне\доме\комнате. На ком погаснет свечка, тот умрёт в этом году. Гадания о смерти в народной культуре могут считаться одним из способов "избавления" от смерти, причём в плане того, что смерть должна забрать самых дряхлых. Гадания на "долю" также есть в пасхальном цикле, но на них нет примеров.

    8. Что такое веснянки? Зачем они нужны. [Лада]

    Из того, что я помню с лекций: веснянки -- это призыв весны, зазывание. Фактически это песни, только им никто не аккомпанирует, то есть исполняются они без музыки, фактически акапелла. Слова тянутся длинно, своеобразно превращаясь в музыку. По составу веснянки это "весна приди всё расцвети" и всё подобное.

    (если вы помните на евровидение пару лет назад от украины женщина пела тектоник-версию веснянки)

    В литературе нашла, что веснянки могут быть связаны с Благовещением, причём раньше него петь веснянки было нельзя (всякую плохую погоду можно было накликать). Со дня Благовещения обычно начинали петь веснянки.

    Не совсем веснянки как пение, но пример закликания весны:

    Русские в Пензенской губернии на Благовещение раскладывали пироги на холстах первой ткани и оставляли их на

    ночь со словами: ´Вот тебе, матушка Весна!ª В Тульской губернии молодежь на Благовещение затевала уличные игры,

    становилась в круг и закликала весну: ´Весна красна! На чем

    пришла?...ª В Саратовской губернии на Благовещение рано

    утром обращались к солнцу: ´Солнышко, ведрушко! Просвети-ка, прогляни: твои дети на повети есть хочут, пить просютª. Русскому и белорусскому кликанью весны соответствует

    сербский обычай ´ранилоª, известный в Поморавье и на Косовом Поле: девушки рано утром на Благовещение взбираются

    на крыши домов и поют песни с зачином ´Рано, на рано...ª

    9. Что маркируется песнями пасхального цикла. (Настя)

    Праздник Пасхи отмечается всвязи с Воскресением Иисуса Христа, которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

    Пасха в Новом Завете.

    Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чере, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза, и о последующем распятии Иисуса Христа.

    Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия (причастие)

    Распятие и Воскрешение Христа:

    Во время казни присутствовали Мария Магдалина, Мария, мать Христа и Саломия и другие ученики Христа. Это объясняет появление этих персонажей в пасхальных песнях.

    Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим.

    Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса.

    Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос.

    На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса.

    Первым человеком к кому он явился, была Мария Магдалина.

    Представ перед Марией Магдалиной, он изгнал из нее семь бесов.

    После чего Мария Магдалина отправилась к ученикам Иисуса и рассказала им, что Иисус воскрес и, что она видела Его живым, но ученики не поверили рассказу Марии.

    Примеры Пасхальных песен:

    «Воскре́сение Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и на́с на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити».

    Перевод:

    Воскресение Твое, Христе Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить

    Тропарь, глас 5

    «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

    Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав».

    Ипакои, глас 43

    «Предвари́вшия у́тро я́же о Мари́и, и обре́тшия ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что и́щете, я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко восста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.»

    Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего что вы ищете среди мертвых как человека? Посмотрите на погребальные пелены, бегите и миру возвестите, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!»

    Кондак, глас 83

    «А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние»

    Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.

    Задостойник, глас 1

    Пасхальные песни маркируются:

    • Смерть

    • Воскрешение

    • Спасение человечества

    • Библейские сюжеты, связанные с Воскрешением Христа (на третий день)

    10. Что маркируется жнивными песнями. (Маша Белых)

    Жнивные песни (жатвенные песни) — календарные песни, исполнявшиеся при совершении обрядов, сопровождавших уборку урожая. Известны во всех славянских традициях, но наиболее популярным и многообразным по форме является репертуар у восточных славян. Он включает три тематические группы текстов: зажиночные песни, исполняемые на начальном этапе жатвы; собственно жнивные, которые поют на протяжении всего периода уборочных работ; дожиночные, приуроченные к моменту завершения жатвы и празднования по этому поводу.

    Относительно небольшую группу составляют зажиночные песни, исполняемые в первые два дня с начала жатвы. Их пели по пути в поле и возвращаясь домой, перед ритуальным зажином, на следующее утро, когда приступали к уборке хлеба.

    Более значительная по составу группа собственно жатвенных песен носит характер сезонных необрядовых фольклорных текстов, в которых при сохранении образов жатвы усиливаются мотивы лирической песенности, жалоб на изнурительный труд, на неприветливость свекрови, несчастливую долю и т. п.

    Наиболее многочисленная группа — дожиночные песни, связанные с обрядами окончания жатвы: это и шутливые корильные припевки, высмеивающие отставших жнецов; и «бородные» песни, сопровождавшие ритуал завивания последних оставленных в поле колосьев; и величальные, восхвалявшие жниц и хозяина поля; и веселые песенки, исполнявшиеся при возвращении в село и за праздничным столом и т. п.

    Жнивные песни пелись на отдыхе, при возвращении с поля, а также в процессе работы. Исполнение их отличается особым тембром, монотонностью и характерными выкриками - "гуканьями". Небольшие по объему Ж. П. описывают разл. моменты жатвы, возвращение домой, содержат упоминания об отд. шагах обрядов ("На нашей нивке сегодня дожинки"; "Уж мы вьем-вьем бороду"). В Ж. П. и О., выражающих гл. образом женские чувства, встречаются также мотивы замужества, отношений со свекровью, одиночества.

    11. Какие нормы заключены в свадебном обряде, если это свадьба-веселье

    Свадьба-веселье относится к южнорусскому диалектному массиву (традиции). Для данного типа свадьбы характерен:

    • Горизонтальный переход невесты

    • Многочисленные контакты и диалоги между двумя родами

    Что означает, что все участники торжества были равнозначны.

    Для свадьбы-веселья большое значение имеют символики календарных обрядов:

    • Обилие выпечки (пироги, каравай, украшенный хлебными цветами, птичками, косичками, хворостом)

    • Ряженье (переодевание) на последних этапах свадебного обряда

    • Не фиксированность церковного оформления брака

    Свадьба-веселье имеет равное музыкальное сопровождение на всех этапах обряда. В музыкальный код этого типа свадьбы входят:

    • Свадебные песни

    • Причитание (не обязательны)

    12. Какие нормы заключены в свадебном обряде, если это свадьба-похороны

    Свадьба-похороны относится к традиции русского Севера, Северо-Запада, Приуралья, Сибири, Среднего и Нижнего Поволжья. Для данного типа свадьбы характерна однонаправленность действий и переход невесты как полное отчуждение от своего рода, а также от своей социовозрастной группы.

    Свадьба-похороны делится на 2 части:

    1. В доме невесты (происходит много действий и исполняются песенно-музыкальные тексты)

    2. В доме жениха

    Также для данного типа свадьбы обязательны такие этапы как:

    • Венчание

    • Ритуальная баня (парили молодоженов, смывали старый статус и очищали для нового жизненного этапа)

    Музыкальным сопровождением свадебного обряда были песенные причитания, схожий напев имеет погребальный жанр. Причитания делились на:

    • Групповые

    • Сольные (язык невесты)

    13. Ненормативные формы свадебного ритуала (Ира)

    К ненормативным формам свадебного ритуала относят свадьбу вдовы и свадьбу сироты.
    При свадьбе вдовы происходит значительная редукция свадебного обряда, поэтому

    • нет инициальной линии;

    • нет символики, связанной с девичеством;

    • отсутствуют прощальные этапы;

    • венчание происходит дома, а не в церкви;

    • доминирует застолье с величанием молодых;

    • отсутствует неженатая молодежь.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта