Патриотизм – уставная и нравственная обязанность военнослужащего. Патриотизм уставная и нравственная обязанность военнослужащего
Скачать 27.64 Kb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» КОМАНДИР 1 МСБ п/п-к В. Богачук «___» _________________ года ПЛАН-КОНСПЕКТ для проведения занятий военно-политической подготовке с личным составом 1 мотострелковой роты 1 мотострелкового батальона войсковой части 54708. Тема: «Патриотизм – уставная и нравственная обязанность военнослужащего». УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Рассказать о понятии «долг». 2. Довести до личного состава обязанность военнослужащего быть париотом. 3. Воспитать чувство патриотизма. МЕТОД: Лекция. МЕСТО: расположение ВРЕМЯ: 150 минут УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Происхождение понятия «долг». 2. Патриотизм как фундамент для развития чувства долга. Рекомендуемая литература: 1. Конституция Российской Федерации. 1.Общевоинский Устав Вооруженных сил Российской Федерации. 2. Уголовный кодекс РФ 3. Журнал ориентир. 4. Газета «Красная звезда». Ход занятия 1. Вводная часть темы -2 мин. -проверяю наличие обучаемых военнослужащих; -довожу тему. 2. Основная часть - «__» мин. Долг - это категория этики, в которой выражается нравственная задача определенного индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством. По своему общечеловеческому содержанию понятие «долг» включает в себя выполнение ряда выработанных исторически простейших правил человеческого общежития. Что касается природы долга, то данная проблема всегда была ареной столкновения различных школ и направлений философской этики. Возникновение долга связывалось с той или иной нравственной необходимостью (исполнение божественных велений, официальных или неофициальных общественных установлений и т.д.). ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДОЛГ». В истории нравственного развития человечества содержание долга толковалось по-разному, сообразно обще социальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху, оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества. Начиная с первобытных времен одним из признаков, отличающих человека от животного, являлось именно чувство долга. Это чувство присуще только человеку, а у животных оно заменяется инстинктами. Можно выделить различные виды долга: Родительский долг. С древнейших времен он выражается в стремлении родителей вырастить и воспитать свое потомство. Постепенно, когда в человеческой общине четко сформировался родительский долг обоих родителей по отношению к детям, формируется ответный - сыновний долг. До того как он появился, существовали такие бесчеловечные обычаи, как избавление от престарелых людей (оставление их без пищи в одиночестве или умерщвление). Развитие в истории производительных сил и товарно-денежных отношений создало условия для зарождения еще одного вида долга - материального, денежного долга. С появлением моногамной семьи как ячейки общества стало формироваться понятие супружеского долга. Это понятие активно поддерживала церковь, понимая, что крепкая семья укрепляет и общество. Сегодня семью старается поддерживать государство, потому что это гарантирует социальную стабильность. С зарождением первых государств в мире возникла необходимость охранять их границы от внешних угроз. Для защиты государства были нужны специально обученные люди - воины и армия. С созданием армий возникло понятие «воинский долг», который формировался столетиями, вбирая в себя менталитет, особенности, обычаи и традиции российского народа, исторические факты и события. Изначально чувство воинского долга у людей возникало спонтанно в экстренных ситуациях при защите поселений, основываясь на моральном долге перед сородичами. В «Слове о полку Игореве» есть фраза: «А мои-то куряне - опытные воины... Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы». Так понимался воинский долг воина перед князем, трансформировавшийся из долга перед сородичами. Армия была важнейшим инструментом становления русского государства, а флот часто служил орудием международной политики. Со времен Петра I офицерство играло значительную роль в жизни общества. Постепенно долгу как элементу духовной составляющей воина стали отводить особое место в воспитательном процессе, формируя чувство долга еще в детстве. Так, граф М.С. Воронцов отмечал в наставления от 1859 года: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания...». Генерал-лейтенант царской армии начала XX века Н.Д. Бутовский писал: «Солдат, поступая на службу, не приносит с собой решительно никакой охоты к тому необычному делу, которое его заставляют выполнять; вся она находится в полной зависимости от воспитания, которое он получает, состоя на службе». Преподаватель А.А. Преображенский говорил, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Так эти факты «становятся соединенными общей идеей борьбы за независимость Родины». Применять такую форму воспитания необходимо, для того чтобы воин исполнял свои обязанности не из-за страха, а прежде всего из-за осознания своего священного долга перед Родиной не только как гражданина, но и как слуги своего Отечества. Вице-адмирал С.О. Макаров, командовавший в Русско-японской войне Тихоокеанской эскадрой, в этой связи считал, что «русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой». Сегодняшнее отношение российского общества к исполнению воинского долга неоднородно и свидетельствует о разительных переменах в современной жизни нашей страны. При этом надо помнить: отказавшись выполнить воинский долг перед Родиной, гражданин несет не только прямую уголовную ответственность, но и ответственность за будущее своего Отечества. 2. ПАТРИОТИЗМ КАК ФУНДАМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ДОЛГА. Долг гражданина перед Родиной может ассоциироваться с сыновним долгом, т.е. долгом по отношению к Родине как к своей матери. Чаще такой долг мы называем патриотизмом. «Долг», «честь, «патриотизм» - эти слова для части сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как непонятные, чуждые их слуху и восприятию термины. Молодые люди не осмысливают данные категории как ценности, как установки для жизни. В результате огромный пласт ценностей не находит признания у наших граждан и не работает на пользу стране и личностному развитию как молодых, так и зрелых людей. Как подтверждение этого нельзя не вспомнить слова известного писателя, педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Определение патриотизма имеет много вариантов и зачастую трактуется по-разному. «Патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества», - отмечают философы В. Лутовинов и В Карпов. Патриот по В. Далю - «это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы, у разных возрастов и поколений. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит, и к окружающим его людям, к выбору правительства (следовательно, и будущего этого государства), к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии, к самоуважению и уважению других. От преданности своей стране и патриотизма зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и еще множество областей социальной, политической жизни человека. Детство и юность - это самая благодатная пора для привития чувства патриотизма, который будет не просто на слуху у нового поколения, а станет священным для них, пройдет через сердце наших детей, синтезируется с их жизнью и останется там навсегда. Отсутствие корней, исторической памяти - это и прерванная связь между целыми поколениями, и отрицание традиций, отсутствие внимания к менталитету народа, его истории, подвигам и доблести, и конечно, это отсутствие преемственности в создании условий для роста патриотизма как основания для развития и формирования воинского долга. К сожалению, в наши дни идеи добра, национального единства, любви к Родине, народу и семье подменяются в СМИ культом силы, зла, вседозволенности, секса, ложными символами престижа и положения в современном российском обществе. Прививать молодежи истинные жизненные ценности должны в первую очередь родители, социальные и образовательные учреждения, государство в целом, в Вооруженных Силах - командный состав, специалисты по работе с личным составом. Развивая патриотизм у детей и юношества, мы создаем условия для укрепления и упрочения связи человека с его Родиной. В этимологии слова «Родина» не спроста есть связь со словом «родной», то есть привязанность не должна быть теоретической, а именно искренней, неотъемлемой частью каждой личности. Для России привязанность человека к Родине всегда носила особый философский, нравственный, даже религиозно-мистический смысл как часть менталитета народа. В подтверждение можно привести слова диакона Андрея Кураева: «Патриотизм - это аксиома русского православного сознания». А писатель А.Н. Толстой отмечал: «Патриотизм - это не значит только любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых переживаний и несчастных дней». В сложный период развития нашей страны, начавшийся в 90-е годы прошлого века, патриотическому воспитанию отводилась незначительная роль, что сразу же отразилось на всех аспектах духовно-нравственного развития юных граждан Российской Федерации. Этот негативный факт отразился и на участившихся случаях уклонения от службы по призыву в рядах Вооруженных Сил. Положение изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». В соответствии с ней образовательные учреждения получили реальную возможность активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи. Однако такое воспитание необходимо начинать не в школах, а гораздо раньше - в семье, но только при одном условии, емко подмеченном известным философом Ш. Монтескье. Он писал: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Если гражданин с самых ранних лет получит представление о разнообразных проявлениях долга: родительского, материального, духовного, то исполнение им воинского долга при помощи родных, учителей и офицерского состава пройдет безболезненно. Таким образом, создавая условия для формирования патриотизма, мы формируем предпосылки для ответственного выполнения людьми в будущем воинского долга. Этот процесс долгий и кропотливый и требует соблюдения определенных условий: Воспитание патриотизма и создание условий для становления и развития чувства воинского долга не должно быть довлеющим, жестким. Это может привести к эффекту «бумеранга». Субъектам, решающим задачи патриотического воспитания, самим необходимо быть истинными патриотами своего Отечества без всяческих оговорок. Для формирования патриотических настроений у военнослужащих особенно важно раскрывать перед ними историческое предназначение Вооруженных Сил, чаще упоминать о великих победах, одержанных Российской армией в прошлом, пропагандировать воинские традиции. Формирование у личного состава верности военной присяге и уставам, неуклонное следование их требованиям как в мирное, так и в военное время важно для воспитания патриотов Отечества. Также важно формировать такие морально-боевые качества, как стойкость, мужество, отвага, воспитывать войсковое товарищество и коллективизм, добиваться уважения к командиру. Кроме того, необходимо уделять внимание воспитанию личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к конкретному виду (роду) войск, к своей части. В процессе работы с людьми надо учитывать, что они приходят к пониманию сущности патриотизма по- разному: одни - через природу или искусство, культуру родной Отчизны, другие - через ее историю, подвиги предков, третьи - через религиозную веру, а кто-то - через службу в армии. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, формируя воинский долг, доблесть, честь, гордость за родное Отечество. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Заключительная часть – 3 минуты. Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия. Заканчиваю занятие. Командир 1 МСР ст. л-т И. Кадыргулов |