Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции повитухи

  • КРЕСТИЛЬНЫЙ ОБРЯД

  • Копия Этика и традиционная русская культура. Билеты. Этика и традиционная русская культура


    Скачать 105.57 Kb.
    НазваниеЭтика и традиционная русская культура
    АнкорЭтика и традиционная русская культура
    Дата11.02.2023
    Размер105.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКопия Этика и традиционная русская культура. Билеты.docx
    ТипДокументы
    #931423
    страница4 из 4
    1   2   3   4


    Правила для повитухи в рамках традиции:

    1. Это должна быть женщина, у которой есть дети. Она сама должна была пройти через процесс родов, чтобы понимать его «изнутри».

    2. Должна быть женщиной не фертильного возраста, то есть возраста, когда она уже не способна к вынашиванию и рождению ребенка.

    3. Должна быть вдовой, чтобы исключить любую возможность забеременеть.

    Повитуха входит в категорию людей, которых в традиции принято называть чистыми. Но при этом она всегда имеет дело с нечистой силой, т.к. роженица заведомо является существом нечистым и опасным.

    Функции повитухи:

    1. Главная ее функция: забота о роженице и уход за ней на протяжении всей беременности, контроль беременности, непосредственное принятие родов.

    2. Выполняла функцию гинеколога, все женские болезни лечились ей. Однако она никогда не брала на себя функцию человека, делающего аборт.

    3. Часто повитуха появлялась на свадьбах. Она как бы дублировала крестную невесты, а иногда и жениха тоже. Ее функция в этом случае: обеспечение плодовитости пары. Для этого, очень часто, практически на всей территории центральной России, повитуха поила молодых молоком с ягодами. Ягоды всегда были разные и зависели от различий в понятии о красоте.

    Например, в одном регионе красивым считались темноволосые, кареглазые и светлокожие и светлая кожа: тогда повитуха поила молоком с темными ягодами (черника, черемуха). Это так называемся «акциональная» магия, действующая по принципу подобия. Молоко – светлая кожа, темные ягоды – темные волосы и глаза.

    Если же эталоном красоты был румянец, ягоды соответственно были красными (земляника, малина)

    4. Т.к. для традиционной культуры важнее было рождение мальчика, то повитуха могла производить разные магические манипуляции на рождение именно мальчика. Самый надежный способ, распространенный по России повсеместно – это «положить горбушку под подушку». Клали также мужские предметы, например топор.

    5. Повитуха пыталась определить пол ребенка с помощью гадания. Существовали способы определения:

    -по форме живота (если живот уходит в ширину, в бока – будет девочка, если он круглый и торчит колом – будет мальчик)

    -если женщина во время беременности расцветает – будет мальчик, если становится непривлекательной – будет девочка, т.к. она забирает всю красоту матери себе.

    -женщину усаживали на пол и смотрели, на какую руку она опирается, пытаясь подняться: на левую – будет девочка, на правую – мальчик.

    6. Повитуха вела беременность, знала каждую роженицу в своей деревне. В целом ряде случаев она даже жила в доме роженицы, если ей казалось, что роды начнутся со дня на день.

    Если деревня большая – было несколько повитух. Бывали случаи, когда деревня была маленькой, а повитуха жила в другой деревне, в таком случае роды могла принять любая женщина или даже мужчина. Повитуха чаще всего нужна была именно для тяжелых родов.

    7. Детская смертность в традиционной культуре была довольно высока, поэтому в функции повитухи также входило спасение ребенка после родов. Когда ребенок рождался в околоплодном пузыре, говорили, что он родился «в рубашке». Околоплодный пузырь в таком случае высушивали и хранили в специальном мешочке, т.к. он считался магическим средством для излечения болезней.

    Если ребенок родился и не закричал, повитуха пыталась оживить его разными способами. Традиционными: постучать, похлопать по попе, и магическими, которых было существенно больше. Например, ребенка можно было сразу покрестить, т.к. некрещенных младенцев по традиции нельзя было поминать и хоронить на кладбище. Также повитуха открывала окно и начинала выкрикивать разные имена и если вдруг на каком-нибудь из имен малыш закричит, значит считалось, что она «окликнула его судьбу» и она вернулась.

    8. После рождения малыша повитуха перерезала ему пуповину. Если родился мальчик – пуповину перерезали ножом на топоре, если девочка – ножом на прялке. Здесь наблюдается резкое разделение на мужской и женский труд, которое присутствует в родильно-крестильной традиции.

    К концу 19 в. стали перерезать ножницами. Пуповину обычно сушили и закапывали под порогом дома, т.к. она считалась сакральной вещью.

    9. После рождения малыша повитуха умывала и пеленала его. Для этого использовали «свивальник» - длинную узкую полосу ткани, которой обвивали младенца, чтобы у него были ровные ручки и ножки. Иногда умелая повитуха могла поправить форму головы, черепа.

    10. После этого повитуха совершала обряд положения в колыбель. Колыбели были разных типов:

    колыбель-зыбка (самый распространенный вариант, на раму натягивали полотно и к краям этой рамы приделывали веревки)

    колыбель-люлька (ящик, сколоченный из дерева)

    Бывало, женщины спали со своими детьми, но здесь присутствовала некая угроза, признаваемая церковью: можно было «заспать» своего ребенка, то есть уснуть так крепко, что придавить его. Традицией не рекомендовалось класть ребенка в свою постель. Однако такое случалось и существовали специальные молитвы, когда человек замаливал грех задавленного ребенка.

    11. Функция повитухи также заключалась в том, чтобы снять напряжение после родов , обеспечить безопасность для роженицы и ее семьи. Если у родившей женщины не было старших родственников, повитуха могла остаться у нее дома на несколько дней, пока она будет восстанавливаться. Она выполняла функцию хозяйки, пока женщина не встанет: ухаживала за скотиной, готовила еду. В целом ряде традиций, поскольку роженица считалась нечистой, она не могла доить корову, печь хлеб, солить капусту, поэтому повитуха регулировала этот процесс «магической безопасности» и выполняла домашнюю работу за роженицу.

    У повитухи был свой святой покровитель - бабушка Саломеюшка (Саломея-повитуха), которая принимала роды у Девы Марии.

    Заговоры на роды – огромный пласт заговорно-заклинательной традиции, который очень красив, и при этом стереотипен, имеет большие, развернутые тексты. Заговоры строились на обращении к бабушке Саломеюшке и самой Богоматери. Деву Марию просили о том, чтобы она дала «золотые ключи и раскрыла ворота каменные», то есть «раздвинула кости таза», если говорить современным, понятным языком.

    Повитуха выбирала себе «наследника», который будет продолжать ее деятельность. Обычно это были внучки 12-15 лет. Девочки уже в этом возрасте знали, как принимать роды, как ухаживать за роженицей, но на практике свои знания применить не могли, т.к. это было нарушением правил.

    Как правило, если в доме были дети, в процессе родов их выгоняли, т.к. роды считались неким сакральным, тайным действом. Однако, нужно отметить, что обычно рожали не дома, а в бане, потому что там была наиболее благоприятная обстановка: тепло, много воды. Баня считалась «нечистым местом» для «нечистого дела».

    Женщины знали, что повитуха – это важная профессия, которая будет сопровождать их на протяжении всей жизни, поэтому был специальный праздник повитух - «Бабьи каши» и праздновался 6 января. В этот день все роженицы дарили своим повитухам мыло, полотенце, также приносили платки, иногда сладости. Устраивалась совместная женская трапеза, на которую повитуха варила сладкую кашу.

    Проводился обряд мытья рук – роженица лила повитухе из кувшина воду, а та мыла руки с подаренным кусочком мыла, которое в деревне считалось предметом роскоши.

    При родах предпринималось множество действий для их облегчения. При легких родах обычно открывали все ящики, двери, окна в доме, то есть все входы и выходы. Это было необходимо для того, чтобы душа младенца пришла в этот мир. Так как. женщина считалась нечистым персонажем, она распускала и расчесывала свои волосы, с нее снимали все, кроме креста. Если роды были тяжелыми, то люди шли к соседям и просили открыть все входы. Иногда это кончалось тем, что люди шли к священнику и просили открыть царские врата в церковь.

    КРЕСТИЛЬНЫЙ ОБРЯД

    Здесь активно включается христианская традиция, поскольку женщина является нечистым персонажем. Она обычно не присутствует на крестинах своего ребенка, потому что у нее нет очистительной молитвы, которую она получает только через 40 дней. После истечения этого времени она снова может ходить в церковь, однако в современном обществе в большинстве случаев эта традиция игнорируется.

    Крещение младенца осуществляется на 3 день после родов, но в современном мире эта традиция также отодвигается на второй план.

    Выбор крестных: чаще всего выбирали из младших родственников, т.к. в случае смерти родителей крестные связаны с малышом «по крови». В этом случае, соответственно, крестный берет ответственность за ребенка на себя.

    Обязанности крестного очень велики, он защищает ребенка от нечистых сил, является его представителем в церкви.

    Иногда в качестве крестных выбирали близких друзей родителей.

    В случае, когда в семье часто умирали дети, крестным мог быть первый встречный, причем человек не мог отказаться от этого предложения. Бывали ситуации, когда крестная была беременна. Тогда крестная, приходя крестить младенца, брала с собой ложку и засовывала ее себе за пазуху. Если она не беременна, то она и ее крестник являются парой. А если она была беременна – то ее ребенок, которого она вынашивала, уже являлся ее парой. Нужна была еще одна пара: такую функцию выполняла ложка, которая становилась парой для младенца, которого крестили.

    Беременная крестная представляла опасность для крестника, ее ребенок мог забрать судьбу крестника или наоборот, крестник мог забрать судьбу ее ребенка. Это так называемое «перекрестное» явление, которое встречается в традиционной культуре довольно часто.

    Обязательна была трапеза всех, кто принимал участие в крещении. Здесь существовал обычай – отца ребенка кормили соленой, мало съедобной кашей (с хреном, редькой, горчицей) со словами «она страдала, терпела, теперь ты пострадай и потерпи».

    Также обычай, который сейчас звучит как присказка: «пора ножки/копытца обмыть». Это когда все члены деревенского социума пьют за здоровье младенца. После крещения ему дали имя и он стал полноправным членом деревенского общества, на застолье ему как бы «выделяют долю».

    29. Рекрутская обрядность и проводы в армию. Какие нормы зафиксированы в ритуальных действиях и обрядовых практиках этого цикла. (Вика)

    Петр I, решивший, что России нужно регулярное войско, подошел к этому вопросу с обычным для себя историческим размахом. В армию стали брать навсегда. До конца жизни. И учитывая интенсивность петровских баталий, наступить он мог довольно быстро. Мало было охотников выбрать такую судьбу по собственной воле. Поэтому жребий в деревнях тянули принудительно: именно так община решала, кто из мужчин призывного возраста, в среднем от 20 до 30 лет, пойдет в рекруты. В народной традиции часто говорили «в некрутá» — именно это слово осталось во множестве частушек и припевок.

    У военкомов царя Петра был большой простор для коррупционной составляющей: русская литература полна историй о старостах, «забривших лоб» парням из бедных семей взамен расщедрившихся богатых. На долгие годы именно это выражение стало символом ухода на воинскую службу. Рекрутам буквально сбривали часть волос — чтобы уклонистов сразу было видно. И хотя в таком варианте практически насильного комплектования профессиональной армии был как минимум один плюс (он полностью освобождал солдата от русского варианта рабства — крепостной зависимости), но дорога домой для рекрута практически закрывалась.

    Он мог больше никогда в жизни не увидеть ни отца с матерью, ни жену с детьми. Именно поэтому так невыносимо тоскливы самые старинные песни о русской рекрутчине. Их называют «причеты», потому что исполнявшие их не столько пели, сколько причитали: радоваться на таких проводах особо было нечему. «В рекрутчину что в могилу» — гласила пословица тех лет.

    После смерти Петра в России начали пересматривать и некоторые заведенные им порядки. Пожизненно крестьяне должны были служить до 1793 года: при Екатерине II впервые срок службы был ограничен 25 годами, а при Александре II и вовсе можно было отправиться в родные края после семи лет действительной службы. Тогда солдат получал так называемый бессрочный отпуск. Эта схема, во-первых, позволяла более рационально тратить военные бюджеты и не держать людей на казенных харчах до седых волос. А во-вторых, она давала рекрутам какую-никакую надежду вернуться домой, обзавестись семьей, хозяйством — в общем, провести остаток дней с кем-то еще, кроме соседей по казарме. И хотя традиционные причитания сохраняются во многих регионах, все же проводы в армию перестают напоминать поминки. Важной частью этой церемонии становятся обряды, которые должны обеспечить возвращение юноши домой живым, а в идеале еще и здоровым. В Вологодской области, например, мать обязательно пекла сыну хлеб, от которого тот откусывал перед уходом из дома. Оставшийся каравай надо было хранить на печи до его возвращения. При прощании смотрели, теплые ли у парня губы и руки. Если да — это предвещало удачу. Верным способом прогнозирования судьбы рекрута считалось гадание на скатанном волокне кудели. Если оно не сгорало полностью, оставалось комочком, «могилкой», семья готовилась к худшему. И главное — ни один новобранец не покидал дома без материнского благословения.

    В конечном итоге из проводов в армию в России сложился целый рекрутский обряд. Он был не менее важным, как похоронный или свадебный. Некоторые ритуалы дошли даже до наших дней. Бережно, из поколения в поколение, передавали жители русских деревень традицию рекрутских гулянок — когда парни, получившие повестку, катались на лошадях под гармошку и пиво.

    Девушки для такого случая для своих «залеточек» и «ягодиночек» готовили вышитые платки — на дорожку. Такой подарок возлагал на них определенные обязательства: раз дала платок — значит, должна дождаться. Очевидно, что у тех парней, кто остается в селе, была своя знаковая система: в некоторых районах было принято возле дома ожидающей невесты наряжать елочку, на которую вешали куколку из тряпок. Ее не убирали, пока солдат не возвращался. Проводы становятся все веселее: во время застолья поют красивые песни, а герою вечера позволяли даже пообниматься с любимой.

    Характер рекрутских наборов всегда диктовался военной обстановкой. При спокойной жизни проводили их не каждый год, новобранцев брали мало, и взыскательная медкомиссия браковала каждого, кто не соответствовал строгим требованиям царской армии. А например, в 1812 году рекрутов гребли уже без разбору. В 1854 году, во время Крымской войны, провели сразу три набора.

    Зато потом пополнение в армию долго не набирали. За это время в России успели отменить крепостное право и сменить военную доктрину. Неповоротливая петровская рекрутчина больше не успевала за реалиями больших европейских войн и уступила место срочной службе Так в России появляется призывная армия. Самая главная традиция — ждать домой своих мужчин — дошла до нас без изменений.


    30. Необрядовая лирика. Какие нормы зафиксированы в ней. (Ксюша А.)

    Необрядовые песни могут делиться на исполняемые при известных ритмических телодвижениях (хороводные, игровые, плясовые) и без них, только одним голосом (стоя, сидя, передвигаясь или работая). В области прозаического фольклора этот же принцип лежит в основе деления, при котором вся область народной прозы делится на такие произведения, в действительность содержания которых не верят, и такие, в действительность содержания которых верят. На первый взгляд может казаться, что в основу положено субъективное отношение слушателя, но это не так. В первом случае мы имеем художественное оформление вымысла (все образования сказочного типа), во втором — художественную передачу действительности или того, что принимают за нее (все виды легенд, сказаний, преданий). Эти два вида различаются всей совокупностью своей поэтики и эстетики.

    Мы переходим к рассмотрению внеобрядовой лирики — самого богатого вида народного песенного творчества. Коснувшись обрядовых причитаний, мы должны решить вопрос о причитаниях необрядовых. Мы имеем в виду те причитания или плачи, которые исполняются по поводу различных несчастий и бедствий, которыми была так богата крестьянская жизнь (проведение в армию, любые военные и плохая крестьянская жизнь)

    необрядовая лирика также делится на 1) хороводные и игровые; 2) голосовые частые; 3) голосовые нечастые и в том числе протяжные.

    Необрядовые песни:

    Частая песня (без распева, скороговоркой)

    Плясовая «Уж вы сени мои сени…»

    (в т.ч. хороводная): «Посеяли девки лен», «Хожу я гуляю вдоль по хороводу»

    Игровая: «Заинька», «Олень», «Как во городе царевна»

    Шуточная: «Посею лебеду на берегу…»,

    Протяжная (распевная, многоголосная): «Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет…»

    Литературного происхождения

    В том числе:

    Новая баллада

    Романс

    Частушки

    31. Детский фольклор. Фольклор материнства.Какие нормы в нем фиксируются (Соня В.)

    Возникший в XX в, термин «детский фольклор» используется для обозначения жанров двух разных групп: «фольклор для детей» и «фольклор детей». Они отличаются по своей функциональной природе.

    Область «фольклора для детей» или «фольклор материнства» включает следующие жанры:

    1. колыбельные песни

    2. пестушки

    3. потешки

    4. прибаутки

    Исполняются преимущественно младенцу и ребенку до трех лет, до периода активного владения речью.

    С середины XX в. колыбельная песня изучалась достаточно серьезно, но практически во всех трудах доминировало внимание к функции успокоения, песню также рассматривали как педагогический текст (В.П. Аникин, М.Н. Мельников и А.Н. Мартынова). Наибольший интерес для исследователей представляли так называемые «смертные» колыбельные песни, в сюжете которых лежит пожелание/констатация смерти убаюкиваемого ребенка.

    Смертные колыбельные оберегали от смерти, хотя напевали буквально о том, что младенец умрет сейчас. В особенной степени такие колыбельные напевали хилым детям, которые часто болели.

    Мы рассматриваем колыбельную как песню, адресованную младенцу, находящемуся в состоянии «перехода», и функционально направленную на завершение этого перехода. Концентрация «переходности» (самого адресата, его состояния, времени) не может не оказать функционального влияния на жанр. Колыбельная песня, параллельно с обрядами «доформирования» ребенка и включения его в семейный и общинный социум помогает осуществлению такого перехода. Статус младенца как еще «недооформленного» человека определяет функции колыбельной песни: охранительную, прогностическую, эпистемологическую, которые сосуществуют с очевидной функцией успокоения.

    Весь мотивный фонд традиционных колыбельных (мотивы благополучного будущего, сна-роста, качания, призыва охранителей и др.) обеспечивает переход в другой статус, Становится понятным, почему в реальной ситуации убаюкивания одна колыбельная песня может включать и мотив благополучного будущего, и смертный мотив.

    Все особенности корпуса жанра: от лексических и цветовых ограничений, частотного обозначения ребенка в тексте притяжательным местоимением «мой» (мой — не чужой), практическое отсутствие прошедшего времени, очевидные параллели сюжетов колыбельных с колядками и «кашными» крестильными песнями подтверждают такие выводы (о том, что в неё включены и мотив благополучного будущего, и смертный).

    Если поэтика колыбельной, ее звукоряды, монотонность, повторяемость исполнения, качание обеспечивают функцию успокоения/усыпления, то сюжет, мотивный фонд колыбельной в традиционном сознании ее носителя обеспечивают защиту и переход младенца из состояния «недочеловека» в состояние собственно человека.

    В область «фольклора для детей» входят также пестушки, потешки и прибаутки.

    Потешки - песенки для забавы ребенка.

    Пестушки - песенки, приуроченные к первым движениям ребенка

    прибаутки - обучающие песенки

    В пестушках и потешках словесный текст сопровождает физические игры взрослого и ребенка (поглаживание, растягивание рук, игры с пальцами, качание на коленях и др.). Возможно, это одни из редких, если не единственные жанры русского фольклора, которые выполняют прямую педагогическую функцию — физическое, ритмическое и словесное развитие детей, хотя носители традиционного сознания не ставили своей целью достижение педагогического результата.

    Прибаутки — песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями.

    32. Детский фольклор. Фольклор детей. Какие нормы в нем фиксируются (Аня)

    Термин «детский фольклор» стал употребляться с середины XIX века. Издавая «Русские народные песни» П.В. Киреевского, П.А. Бессонов впервые выделил детские песни в самостоятельную разновидность фольклора.

    Носители: как сами дети, так и взрослые – матери, бабушки, няни и все те лица, на попечении которых находятся дети или которые в силу тех или иных обстоятельств близки к детям

    Это одно из направлений устного народного творчества.

    Детский фольклор представляет собой сложное единство трех составляющих:

    -творчества взрослых для детей,

    -произведений традиционного фольклора взрослых, перешедших в детскую среду (Приспособление фольклора взрослых предполагает упрощение сюжета, привнесение в конфликт большей занимательности, создание ярких запоминающихся образов, упрощение языка. Часто используется рифмованное изложение событий, тексты отличает несложный язык, понятные выражения и обороты)

    -оригинального детского творчества

    Детский фольклор используют как средство для изучения ребенка, познания его внутреннего мира, развития врожденных способностей, воспитания определенных навыков и умений (памяти и речи)

    основные особенности:

    1. Простота конструкций;

    2. Простота сюжета с активным динамическим развитием;

    3. Яркие, красочные образы героев, которые хорошо запоминаются и фиксируются в памяти;

    4. Простота синтаксиса;

    5. Четкость внутреннего ритма;

    6. Кумулятивность (сохранение) звукоподражания

    7. Наличие аллитераций и ассонансов;

    8. Построение текстов, ориентированных на быстрое восприятие, усвоение смыслового содержания, легкое запоминание;

    9. Повторение сюжетных мотивов в текстах произведений.

    Классификации (нет единой):

    По О.И. Капице две группы относительно возраста: до 5-6 лет и от 15 до 15

    По Г.С. Виноградову

    1. Игровой фольклор. Эта группа определяется особым местом игры в жизнедеятельности ребенка (считалка, ролевые тексты (всех играющих, группы или водящего, диалоги),тексты игрового права,тексты игровой магии и наказаний)

    2. Потешный фольклор. В него входят разнообразные потешки – короткие присловья к играм. Сюда же можно отнести и разнообразные пестушки, которые применяются при выполнении физических упражнений, различных действиях маленького ребенка- умывание, купание, одевание, хождение и др. Они имеют определенное содержание, отражающее текущую деятельность ребенка и характерный для нее ритм их исполнения, можно включить разнообразные небылицы, скороговорки и загадки.

    3. Сатирический фольклор. Сюда входят короткие стихотворные тексты, носящие индивидуальную направленность. К ним относятся дразнилки, поддевки, насмешки, уловки.

    4. Бытовой фольклор. входят детские народные песни, сказочные песни, прозвища и дразнилки, детские сказки и страшилки.

    5. Календарный фольклор. ориентирована на организацию общения ребенка с окружающим миром, с природой: заклички, отвечающие календарным обрядам народа: колядкам, посеву урожая, сбору урожая, конкретному сезону года, празднику. Заклички содержат в себе просьбы к природе, к ее силам. Также, сюда входят приговорки, применяемые для обращения к различным представителям природного мира: животным, растениям, насекомым, птицам.

    6. переходная группа ( когда нельзя четко отнести куда-то)

    Современный детский фольклор

    • Страшилки -- Крипипаста

    • Садистские стишки

    70 гг. ХХ века

    «Степка-растрепка» (Генрих Гофман, 1845г. Вредные привычки, от которых отучают )/ Вильгельм Буш «Макс и Мориц», «Плих и Плюх»

    • Вызывания

    • Школьный фольклор

    К письменной культуре можно отнести: девичьи альбомы, анкеты, граффити

    Детский фольклор необычайно открыт для инноваций (на примере считалок( они же жеребьевки, это обучение неким правилам) —> изменчивость- текст схожий, меняются герои в связи с «трендами»,)

    Сложен по составу.

    ДФ - живая штука. Новые поколения взращиваются на приколюхах старого, но хотят и пытаются привнести что-то своё

    Деревенский фольклор (изживает себя)

    Городской фольклор ( что-то сложное) - как раз страшилки. Обычно в лагерях, просто напросто там это рассказывают часто). Очень сильно разрушены- была какая-то передача «пионерская зорька» там их начали записывать, поэтом Успенский выпустил книжку «красная простыня… страшные сказки для бесстрашных детей» она хайпанула, начали рассказывать только из неё сюжеты, слишком массово, из-за этого и пошло на спад (самобытность утратилась), а их рассвет 80-ее годы.

    Порождает субкультурные вещи ( взрослых, с опасными профессиями: пожарники, альпинисты. Байки о том, что на горе живет какой-то страшный чел)

    Садистские стишки- возникли из литературы. Бывают высоко поэтичны. Олег Григорьев пошло от него после сантехника Потапа/ Остапа, на это начали создаваться пародии

    Переходит в интернет
    1   2   3   4


    написать администратору сайта