Главная страница
Навигация по странице:

  • Преимущественно: западные и южнорусские традиции

  • Отличие от былины Баллада сосредоточеннее былины, что видно из особенностей ее композиции.особенности композиции баллады

  • Исследователи баллад

  • Примеры баллад

  • Баллады о полоне

  • Копия Этика и традиционная русская культура. Билеты. Этика и традиционная русская культура


    Скачать 105.57 Kb.
    НазваниеЭтика и традиционная русская культура
    АнкорЭтика и традиционная русская культура
    Дата11.02.2023
    Размер105.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКопия Этика и традиционная русская культура. Билеты.docx
    ТипДокументы
    #931423
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    § П.В. Киреевский (часть 5 выпуска 10-титомника «Песни». Именно Киреевский предложил использовать термин «баллада»

    § А.И. Соболевский (1 том «Великорусские народные песни» - низшие эпические песни - единственная систематизация баллад до 1917 г.

    Жанр выделяется только филологами на основании наличия сюжета

    Сюжет баллад

    v Необыкновенные события происходящие с обыкновенными людьми

    v Трагическая развязка

    v Доведенные до крайности страсти

    v Конфликты нравственного порядка

    v Страдания и гибель положительных героев

    Музыковеды о балладе

    v Не имеют собственных музыкальных форм

    v Могут исполняться на

    ü Календарно-обрядовые напевы

    ü Хороводные напевы

    ü Былинные напевы

    ü Лирические напевы

    ü Плясовые напевы

    ü Напевы духовных стихов

    В ряде традиций есть напевы, которые интонируются в манере музыкального сказывания. Эта манера близка эпической манере

    Преимущественно: западные и южнорусские традиции

    Баллада ставит в центре внимания индивидуальную человеческую судьбу.

    События общенародного значения, вопросы этические, социальные, философские воспроизводятся в балладах сквозь призму личных человеческих отношений и судеб.

    Почему эпический жанр?

    § рассказ ведется «от автора», в тоне объективного и последовательного повествования о событиях

    § нет лирических отступлений, эмоциональных пояснений, морализации

    Отличие от былины

    Баллада сосредоточеннее былины, что видно из особенностей ее композиции.

    особенности композиции баллады:

    § Одноконфликтность и сжатость, прерывистость изложения, обилие диалогов, повторения с нарастанием драматизма; действие сведено к одному конфликту, к одному центральному эпизоду, а все события, предваряющие конфликт, или излагаются предельно коротко

    § Прерывистость - балладный рассказ как бы перескакивает через спокойные, повествовательные моменты действия, останавливаясь на узловых, драматических моментах сюжета

    § Обилие диалогов

    § Повторение с нарастанием

    Сборники баллад:

    q «Русская баллада» (1936 г.) В. И. Чернышев - тематического принципа классификации баллад, который, однако, был выдержан.

    - по жанровому принципу,

    - другая — по хронологическому,

    - третья — по идейно-эмоциональному принципам.

    кроме баллад включены песни иных жанров — игровые, хороводные, шуточные, плясовые, повествовательные лирические (рекрутские, солдатские, семейно-бытовые), а также скоморошины, сатирические и юмористические песни, новые баллады.

    Выделение жанра «от противного»: баллады – это песни с четко выраженным повествовательным содержанием, отличающиеся от былин, исторических песен и духовных стихов отсутствием характерных для этих видов специфических особенностей

    q «Народные баллады» (1963 г.) Д. М. Балашов - тематический принцип, но также не выдержал его до конца.

    - «Баллады семейно-бытовые»

    - «Баллады исторические и социально-бытовые»

    - «Баллады сатирические и комические» (идейно-эмоциональный принцип)

    - «Новые баллады» (хронологический принцип).

    q «Исторические песни. Баллады» (1986 г.) С. Н. Азбелев - хронологический порядок :

    - «Песни Древней Руси»

    - «Песни переходной эпохи»

    - «Песни нового времени».

    Исследователи баллад (включила не всех, так как их там огромный список)

    Ø Н. П. Андреев

    - Вступительная статья к сборнику Чернышева

    Ø В. Я. Пропп

    -Поэтика фольклора

    Ø Д. М. Балашов

    -«История развития жанра русской баллады» Петрозаводск,1966

    -«Русская народная баллада», «Древняя русская эпическая баллада»

    22. Лиро-эпическое наследие. Новая баллада и городской романс. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в них.(Арина)

    Жестокий/ городской романс- лиро-эпический жанр городского фольклора, сформировавшийся во второй половине XIX века в мещанской среде, впитавший в себя особенности ее культуры и быта. Жестокий романс развился на основе традиционной русской баллады, ему свойственна узкая семейно-бытовая тематика. В решении конфликта и развития сюжета жестокому романсу присущ экзотизм, стремление к смакованию жестокости, мелодраматизм и трагическая концовка (убийство, самоубийство, смерть от горя и т.д.)

    Местом рождения жестокого романса принято считать город и пригород, где проживали, в основном, низшие и средние слои населения («мещане») — крестьяне, пришедшие на заработки, рабочие, мастеровые, бедные торговцы. Мещане стали делать собственную субкультуру, выстраивая её из элементов городских и деревенских традиций.

    На месте острых балладных конфликтов, связанных с нравами патриархального мироустройства, приходят конфликты сопряженные с миров чувств, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Конфликты происходят из-за неразделенной любви, измены, ревности. Баллада видоизменяясь, приспосабливается к новым реалиям жизни.

    Жестокий романс – это новая баллада.

    На поэтику жестокого романса, как и на его происхождение повлияли след. Факторы:

    Смешение русской и иностранной культур, устной и книжной словесности, взаимопроникновение деревенской и городской эстетики.

    Порой нарушение органики жанра можно считать признаком его угасания, деградации. В случае баллады это привело к рождению нового жанра.

    В.Я. Пропп выделяет главную отличительную черту городского романса: «По сюжету может совпадать с балладой. Отличается от нее мелодраматизмом»

    По сравнению с жестоким романсом сюжеты баллад намного богаче и разнообразнее. Семейные истории, которые предлагает слушателям традиционная баллада, нередко завершаются счастливо, для жестокого романса это почти невозможно. В балладах совсем нет надрыва и смакования жестокости. Отсутствует в пей и экзотизм: действие происходит в родной, узнаваемой среде и описано традиционным фольклорным языком, с помощью традиционных для народной поэзии образов.

    В жестоком романсе можно выделить чуть более десятка сюжетов. Они отличаются друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть от горя либо смертельное горе.

    q «Баллады» (2001) Б.П.Кирдан за основу берет содержание и расширяет «формальные» границы жанра, включая в свой сборник отдельные произведения, содержащие мотивы, сюжеты или ситуации балладного типа (повествовательные лирические песни, новые баллады

    Классификация баллад Б.П.Кирдана:

    v «Исторические баллады»

    - Пан привозит жене русскую полонянку

    - Три татарина полонили девушку

    - Татарский полон

    - Спасение полонянки

    v «Военно-бытовые баллады»

    - Бегство солдат

    - Мать не принимает беглого солдата

    - Уход в солдаты по жребию

    - На Литовском рубеже

    - Мать, жена и сестра оплакивают убитого

    v «Баллады о разбойниках»

    -Разбойничья лодка

    -Девица в плену у разбойников

    -Девицы- атаман разбойников

    -Собирайся вор Копейкин

    -Братья-разбойники и сестра

    v «Любовные и добрачные отношения»

    - Молодец и королевна

    - Молодец и княжна

    - Василий и Софья

    - Семь загадок

    - Кородб и девушка

    - -Параня

    - Девица отравила молодца

    - Угрозы покинутой девушки

    v «Семейно-бытовые баллады»

    - Князь Роман жену терял

    - Муж думает как убить жену

    - Молодец убил жену из-за уязвленного самолюбия

    - Невольное пострежение жены

    Исследователи баллад (включила не всех, так как их там огромный список)

    Ø Н. П. Андреев

    - Вступительная статья к сборнику Чернышева

    Ø В. Я. Пропп

    -Поэтика фольклора

    Ø Д. М. Балашов

    -«История развития жанра русской баллады» Петрозаводск,1966

    -«Русская народная баллада», «Древняя русская эпическая баллада»

    Примеры баллад:

    Баллада «Василий и Софья»

    o Баллада о гибели влюбленных

    o Сюжет широко распространен (Европа и Азия)

    o На русской территории три версии

    - Прионежье (герои венчаются и мать их травит)

    - Пинега (герои не венчаются, но мать их все равно травит)

    - Юго-запад (раскрывается тайна ненависти матери)

    На могилах влюбленных вырастают деревья, которые переплетаются корнями

    Также выделяются баллады об инцесте(либо совершенный, либо предотвращенный). Примеры:

    «Братья-разбойники и сестра»

    «Охотник и сестра»

    «Брат женился на сестре»

    «Встреча сестры с братом-татарином»

    «Дети вдовы»

    «Брат сватается к сестре»

    «Царь Давыд и Олёна»

    Также есть Баллады о полоне, они неоднородны, главная героиня – женщина, которая борется за свободу.

    Излюбленный сюжет жестокого романса - совращение девушки коварным соблазнителем. Обманутой остается либо умереть с тоски, либо свести счеты с жизнью, либо отомстить. Вариант первого исхода представлен в романсе «Любила меня мать, уважала...». Девушка буквально сохнет от неразделенной любви. Жизнь ее больше не радует, всюду чудится голос «милого друга», с которым она теперь живет в разлуке. Обращаясь к своим подругам, страдалица завещает после смерти нарядить ее в желтое платье, так как белое (платье невесты) оказалось ей «совсем не к лицу». Смерть воспринимается ею как неизбежность и спасение от безысходной тоски.

    Признание жестокого романса полноправным жанров произошло совсем недавно.

    23. Сказка. Какие стереотипы и нормы зафиксированы в сказках. (Варя)

    Народная сказка (также фольклорная, или устная сказка) — эпический жанр фольклора: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Народная сказка предшествует литературной и часто служит основой для неё.

    Отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки), как: устность, коллективность, анонимность.

    Говоря о сказке, необходимо вспомнить высказывание В. И. Ленина: «Во всякой сказке есть элементы действительности...». До­статочно самого беглого взгляда на сказку, чтобы убедиться в правильности этого утверждения. В волшебных сказках этих элементов меньше, в других видах ее — больше. Такие животные, как лиса, волк, медведь, заяц, петух, коза и дру­гие, есть именно те животные, с которыми имеет дело кре­стьянин; из жизни перешли в сказку мужики и бабы, старики и старухи, мачеха и падчерица, солдаты, цыгане, батраки, попы и помещики. В сказке отражена как действительность доисторическая, так и средневековые обычаи и нравы и со­циальные отношения феодальных времен и времен капита­лизма.

    Ни рассказчик, ни слушатель не относят рассказа к действительности. К действительности его может и должен отнести исследователь и определить, какие стороны быта вы­звали к жизни этот сюжет, но это относится уже к области не художественного восприятия, а научного. Это не снижен­ный, не ограниченный или сказочный реализм, это не аллего­рия и не басня, это сказка.

    Сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никог­да не выдается за действительность. «Сказка — складка, песня — быль»,— говорит пословица. «Сказка складом, песня ладом красна». Окончив рассказ, говорят: «Сказка вся, боль­ше врать нельзя».

    Рассказы­вается о величайших злодеяниях, но рассказывается так, что слушатели смеются от удовольствия. Сюда же примыкают сказки о шуте, о ловких ворах, об одураченном попе, о не­верных или строптивых женах и многие другие, а в конечном итоге — и все вообще бытовые сказки. Легким, добродушным юмором, проистекающим из того, что все это только сказка, а не действительность, пронизаны и волшебная сказка, сказ­ки о животных и другие.

    Сказка знает только один вид социальной борь­бы и социальной сатиры: барин или поп всегда оказываются одураченными и обманутыми своим хитрым батраком.

    В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.

    В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда.

    В сказке есть логика обряда - сначала человек разрушает границу между мирами (реальным и волшебным), а потом ее закрывает

    24. Мифологическая проза. Какие нормы зафиксированы в быличках (Полина)


    Мифологическую прозу делят на несколько сюжетно-тематических групп:

    1. О духах природы (леший, русалки, водяной и тд);

    2. О домашних духах (домовой, банник, кикимора и тд);

    3. О людях со сверхъественностями и творящие зло(ведьмы, оборотни и тд);

    4. О змеях, чертях;

    5. О мертвецах;

    6. О кладах;

    7. О предсказаниях судьбы;

    8. О предзнаменованиях.

    в основе Мифологической прозы, где бы они ни бытовали, лежат одни и те же (или схожие) сюжетные мотивы. Используется один и тот же круг традиционных образов демонологических персонажей, почти все они являются сугубо региональными, имеют местную окраску.

    Былички (как и бывальщины) - это устные народные рассказы суеверного характера, повествующие о встрече человека со сверхъестественными существами, которые вмешиваются в жинзь человека и могут влиять на неё.

    Былички, чаще всего, небольшие по размеру.

    Исполнитель никогда не рассказывал их просто так или специально, как сказки, например. Их вспоминают и рассказывают по поводу необычной житейской ситуации. Рассказывали былички днём, тк по народным поверьям вся «нечисть» оживает с приходом сумерек и упоминание о ней в рассказах могут вызвать её приход.

    Термины «быличка» и «бывальщина» были известны в народе еще в XIX в. В.И. Даль в «Толковом словаре» бывальщину объясняет как «рассказ не вымышленный, а правдивый», «иногда вымысел, но сбыточный, несказочный». Термин «быличка» впервые использован Б.М. и Ю.М. Соколовыми в 30-е гг. XX в. в сборнике «Сказки и песни Белозерского края». Как и В.И. Даль о бывальщине, они пишут, что в быличке имеется «известная доля веры в действительность происшествия».

    25. Религиозная проза. Какие нормы зафиксированы в легендах. (Ксюша Овч.)

    Я делала этот ответ, опираясь на книгу “У истоков мира: Русские этиологические сказки и легенды”. Варвара Евгеньевна сказала, что книга хорошая, поэтому надеюсь, что ответ более-менее полный и правильный. В книге на одну тему несколько рассказов от разных людей и они отличаются, поэтому я возьму основные моменты. Информации получилось очень много, но я и так старалась брать минимум…

    И вроде бы это все именно этиологические легенды. Просто легенды - это про Бога и святых.

    Если супер кратко, то в легендах зафиксированы христианские нормы.

    Этиологические сказки и легенды объясняют, как возник мир, откуда и как произошли все населяющие его существа и растения, каковы их отличительные свойства и т.д. В идеале полный корпус таких текстов должен был бы описать все мироздание, стать своего рода энциклопедией «поэтических воззрений славян на природу» как цельной и непротиворечивой системы, ответить на все вопросы относительно всех явлений природы и культуры.

    В книге описывают:

    1. Сотворение мира

    2. Земной рельеф

    3. Духи локусов и другие мифологические персонажи

    4. Природные стихии и реалии

    5. Животные

    6. Растения

    7. Сотворение человека

    8. Народы, языки и конфессии

    9. Культура, быт, этикет

    Сотворение мира

    Развернутый рассказ о сотворении мира и земли отражает дуалистические представления о том, что мир был создан двумя творческими началами – добрым (Бог, Господь, Христос) и злым (Сатанаил, Сатаниил, Сатанил, Сатана, дьявол, черт)

    Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала, несводимые друг к другу или даже противоположные.

    Согласно народным легендам, земля покоится на воде, на спине или рогах животного, на рыбе. Также я читала о том, что Земля держится на 7 китах. Всякие горы, овраги и лесные чащи созданы дьяволом.

    Бог разбрасывает землю правой или левой рукой (в результате образуется праведная «русская земля» и «земля неверная», где находятся другие государства). Это отражает одно из наиболее значимых для народной картины мира противопоставлений «правое–левое», соотносящееся с понятиями «хороший–плохой», «праведный–грешный» и т.п.

    По представлениям крестьян Архангельской губ., восток «считается жилищем Бога», а запад «жилищем Сатаны»; поэтому и следует обращаться с молитвой на восток, «и церкви наши устрояются алтарем на восток»

    Земной рельеф

    В народных легендах о сотворении и преобразовании земного рельефа отразились дуалистические представления о совместной созидательной деятельности Бога и его напарника (противника).

    Славянские легенды содержат следующие основные мотивы, объясняющие появление рельефа на изначально ровной и гладкой земле: земной рельеф (горы, овраги, болота и т.п.) появился: в результате творческой деятельности Бога (Бог варит землю, она остывает неравномерно, от лопающихся пузырей образуются горы; Бог творит горы, долины и леса для зверей, чтобы тем было где прятаться; творческой деятельности черта (в противовес гладкой и ровной земле, сотворенной Богом); черт «каламутит» воду в озере, чтобы охладиться от жара адского пламени, в результате чего появляются болота; сжатия земли Богом и дьяволом; выплевывания чертом утаенной от Бога земли; разбрасывания и раздирания земли чертом от катания черта по земле; от рева черта; от падения черта на землю; на месте драки архангела Михаила с Сатаной там, где разбился сверженный Люцифер. Сатана рассевает землю — образуются горы.

    Как видите, вариантов много.

    Появление рельефа в результате выплевывания чертом утаенной земли – наиболее частотный эпизод восточнославянских дуалистических легенд.

    Духи локусов и другие мифологические персонажи

    Духи локусов — мифологические персонажи, обитающие в определенном пространстве (доме, хозяйственной постройке, лесу, водоеме, поле, месте нахождения клада и под.) и имеющие функцию хозяина, опекуна или защитнкка своей сферы обитания

    Общеславянский сюжет о происхождении «дьяволов разных» представлен в фольклоре значительным числом версий. В результате падения свергнутых с неба демонов появляются различные мифологические персонажи – банник, водяной, леший и др. Состав персонажей (обитателей и покровителей того или иного места) обусловлен локальной традицией, в которой сформировалась та или иная легенда. Мотив падения ангелов соотнесен с мотивом изменения облика после свержения их с неба.

    Один рассказ из книги

    68. Почему сейчас русалок нет.

    В какое-то время пугали русалками, это еще когда Спаситель не родился, тогда было. Вот когда Спаситель родился, тогда и русалки скрылись. А до Спасителя русалки были, кто-то видел... А как Спаситель родился, все вычистило ето. Когда не было Спасителя, подменивали детей.

    В рассказе представлено характерное для народной традиции противопоставление мифического и исторического времени: первое связано с пребыванием в мире людей мифологических персонажей, второе – с разграничением культурного (человеческого) и природного пространства. В качестве временнόй границы выступает пришествие на землю Христа.

    Природные стихии и реалии

    Ещё один текст.

    76. Сколько существует небес и почему семь — «великое число» Сотворил Бог ангелов и рай. Вот Сатана смутил многих из них и задумал быть выше Господа и захотел устроить свой рай. Бог создал небо, а Сатана – другое; он – третье, а Сатана – четвертое. Господь сотворил над ним пятое, а Сатана еще выше сделал шестое. Бог сотворил седьмое, а Сатана – восьмое и стал на нем устраивать свой рай. Обвел он его крепкой стеной. Бог дал жезл Михаилу Архангелу и послал его разрушить сатанинский рай. Но Сатана стал палить огнем в Архангела и не подпустил его к стене на тридцать верст. Вернулся Архангел к Богу и сказал: «Не могу, Господи, подойти к стене, огнем палит меня Сатана». Тогда Бог дал Архангелу другой жезл и приказал им ударить в сатанинскую стену. Архангел ударил в стену, – и вдруг в том месте выскочила огненная стрела, из нее вышла другая, из этой – третья, чем больше появлялось их, тем больше рождалось огненных стрел, и разлетались они во все стороны, и расщепали сатанинскую стену, разрушили его рай, а как ударили в Сатану и бесов, так он сверзился с восьмого неба в преисподнюю, а бесы – кто куда попало: в море, так там и остается до сих пор, в лес – и бегают лесовиками. Так разрушилось сатанинское восьмое небо и осталось семь небес, почему седьмица – великое число.

    Тут прям очень много всего, напишу самое, на мой взгляд, интересное.

    Солнце и луна были братом и сестрой, но не были знакомы; когда они выросли, то полюбили друг друга и захотели пожениться; мать прокляла их, и с тех пор солнце и луна встречаются только раз в году во время летнего солнцестояния; луна появляется только ночью, потому что прячется от солнца после их несостоявшегося бракосочетания. Небесный инцест, уее

    Почему луна неярко светит.

    На Русском Севере считали, что Каин испачкал месяц смолой за то, что он рассказал о братоубийстве Богу. Болгары и македонцы рассказывают, что раньше луна светила и грела слишком сильно, и поэтому на земле ничего не росло; свет луны стал слабее, когда солнце ударило луну или бросило в луну навозом или грязью и испачкало ее; солнце испачкало луну навозом, когда они поссорились и расстроилась их свадьба; мать солнца и луны, чтобы разлучить их, забросала дочь (луну) коровьим навозом. Лунный свет был сильнее и ярче, когда в прежние времена луна была близко от земли: раньше месяц сходил на землю, и по нему «куры ходили, звезды клевали» (Ермолов 1995: 253). Южные славяне верят, что Бог удалил луну от земли за грехи людей, чтобы люди не хватали луну руками, не пачкали ее, чтобы женщины не сушили на луне пеленки, не кололи иглами. Теперь, согласно украинскому поверью, света луны недостаточно для освещения всей земли, поэтому луна передвигается по небу то в одну, то в другую сторону.

    Гром

    Мотив причастности св. Ильи к грозе и грому – универсалия славянского фольклора. Приведем несколько примеров из разных регионов России: «В колеснице по небу ездит пророк Илья; чтобы умилостивить его, суеверные крестьяне кладут в дар яйца в бороздах между гряд; зимою же гроз не бывает, ибо у пророка Ильи нет шубы, и, следовательно, ему не надо ездить»

    Наиболее распространенным у восточных славян (как и в других славянских традициях) является представление о том, что гром (молния) есть знак того, что Бог (или святой, чаще всего Илья) преследует и побивает нечистую силу (Сатану, черта).

    Землетрясение

    «Сотворив Землю, Господь водворил ее на семи китах, которые ее и поддерживают. Если какая-либо рыба-кит пошевельнется, то происходит землетрясение» (терские казаки станицы Наурской; Востриков 1907: 6). Сходное поверье бытовало у украинцев: «Земля стоит на рыбе, когда рыба трясется, то трясется и земля; оттого происходит землетрясение»

    Млечный путь

    Согласно польской легенде, Млечный путь – это след разлитого по небу молока, которое нерадивый возница вез в праздник, но воз его перевернулся. В Тульской губ. рассказывали, что Млечный путь – это разлитое «богиней» по небу молоко. По верованиям болгар, Млечный путь – это молоко месяца и звезд.

    Животные

    Ева и Адам детей своих прятали от Бога, боялись. Может, боялись, что придет и увидит, что много их. Кого в лес прятали, тот медведем стал. От тех, что в землю спрятали, пошли всякие гады земные, а от тех, что в море, – морские звери.

    Про зверей ооооочень много всего, про каждого отдельно не буду писать, слишком много текста.

    Растения

    Осина — «чертово дерево»

    «Нечистота» осины связывается с поверьем о том, что на ней повесился черт; с этим же связано представление об осине как обереге от нечистой силы и «ходячих» покойников. Где-то написано, что Иуда на осине повесился.

    Вересина — «божественное» дерево

    Христос (Бог) ночует под можжевельником, поэтому можжевельник становится «божественным деревом», в отличие от «проклятой» осины, которую не сажают около дома. В отличие от осины под можжевельником можно прятаться от грозы, как это делал сам Христос: «Говорят, этот, Исус Христос спасался от грозы, под вересом. Под осиной, говорят, плохо [от грозы прятаться]. Она всё время шебарчит листовья-то.

    Табак, чай и хмель — «травы сатанины»

    «Нечистые» растения – чай, табак и хмель – посеяны Сатаной; они не преклоняются перед Богом (Христом), и перед концом света именно они привлекут к Сатане людские души. Сжигание вредных трав учениками Христа не приносит успеха и имеет обратное действие: ветром золу разносит по всей земле и вредные растения вырастают снова.

    Другая версия про табак

    «К одному острову прибило волной труп женщины-блудницы; из желудка ее выросла трава, которую стали курить и нюхать»

    Сотворение человека

    Прошло несколько времени, скучно было Богу видеть одну лишь природу без присутствия человека, как обладателя и как живого разумного существа, почему Богу и захотелось сотворить человека. Он составил себе план создать человека из земли, но только землю нужно было еще достать, потому что, как выше было сказано, вся земля была покрыта водой. Бог приказал Сатане достать земли со дна, из-под воды. Лукавый не стал «ослушничать», но в то же время он создал в своей голове свой план, который, конечно, скрыл и утаил от Бога. Дело в том, что Сатана, ныряя в воду, доставал земли пальцами, загребая ее, со дна в горсти, а в то же время он часть этой земли предварительно брал себе в рот. Отдавая Богу земли после каждого нырка, Сатана спрятывал себе в присмотренное им местечко и ту землю, которая хранилась у него во рту. Когда земли было доставлено настолько достаточно, что уже предоставлялась возможность из этого количества земли сделать форму человека, Бог прекратил отдавать приказы Сатане, а слепил из нее форму первого будущего человека и оставил эту землю лежать на месте на некоторое время, а сам куда-то удалился ненадолго. <…> Сатана воспользовался этим отсутствием Божиим на пагубу человека, а именно, он сделал своим пальцем 77 углублений в этой земляной форме человеческой, и будущий человек вследствие этих козней дьявольских получил наклонность страдать каждой или которой-ниб[удь] из всех этих 77 болезней (будто бы произошло впоследствии и 77 разных народов, говорящих разными языками)… Бог, придя, увидел зло, сделанное дьяволом человеческому роду, и, одушевивши землю, сотворил первого человека Адама, а в то же время, желая помочь человеку бороться с болезнями, причиненными нечистой силой, создал 77 целебных трав: известная трава против известной болезни. (Причем было сделано так, что по повелению Божьему земля произрастила из себя разные целебные травы, и каждая из них выросла против того или иного углубления на человеческой земляной форме, ниже этих углублений, на соответствующих местах.) Творение Сатаны. Затем Сатана стал сам творить из своего запаса земли. Он стал разбрасывать эту землю по ветру, и из земли стали возникать или камни, или болота – все то, что служит во вред человеку. На этих местах нечистая сила избрала себе излюбленный приют, а вместе с тем, если пылинка из брошенной дьяволом земли не образовала из себя ни камня, ни болота, то земля на этом месте получила способность произрастать только вредные травы.

    Другой вариант.

    Когда был сотворен человек? Поспорили Бог и царь-дракон, как человека создать. Царьдракон хотел наперво человека сделать, а потом землю и море. Зажал в горсть песку, полетел на Черное море, песок-то у него в горсти и размыло. А Бог создал сперва небо, землю, а потом взял песку в три перста (вот как крестятся) и создал Адама. А потом из девятого ребра вынул ему Еву.

    Народы, языки и конфессии

    На каком языке говорили первые люди?

    Сотворил Господь Адама из земли, а из ребра его жену Еву, Он же и научил говорить их. На каком языке говорили первые люди? Крестьяне отвечали: должно быть, на еврейском, так как любимый народ перед Богом был евреи.

    Как произошли разные языки?

    Вавилонская башня Люди хотели Бога увидеть и стали думать, как до неба добраться. А летать не умеют. И решили они построить башню. Ну, высокую, до неба. А Бог не хотел, чтобы люди до него добрались, и он так повелел, чтобы люди друг друга не понимали. Ну, один это хочет, а другой нет, а понять не могут. Ну, и пришлось им затею бросить. [А что Бог сделал с ними?] А он будто пламя на них напустил, ну как будто огонь такой, прямо на головы людей. И все стали на языках говорить, о которых раньше не знали. Ну, как че открылось им. А потом уж стали и жить так. Привыкли, ничё.

    Из чего сделаны «москали» и «хохлы»

    Бог свет зачинал, не было ни воды, ни земли, ни неба, один стоял плитешок; Бог замесил маскалев на глинки, а хахлов на пшенишном тесце с сальцем (собака хохлов съела и потом изрыгнула с чупом). 32 недели хахлы из сабаки летели.

    Как святые праздники делили?

    Бывало, святые собрались делить праздники. Иванов было много. Это были хорошие, они себе праздников нахапали и зимой, и летом. А вот как раз Микола Святитель не был на этом дележе. Он пришел после уже. Ему дали праздник весной, спросили: «Где был?» – «Да вон, – говорит, – лошадь у мужика загрязла, подсоблял вывозить». Ну, ему еще осенью праздник дополнительно дали. А Петры и Павлы, ведь они верховные апостолы были, им дали в самое хорошее время, осередь лета, праздники. А Касьян Немилостливый, он такой хулиганишка, ему вот надо было тоже в это время, в хорошее. И он Петру-то с Павлом дал по щеке. Святые, конечно, обиделись, стали ругать его. И решили все не дать ему ни одного праздника, да поздно: он свел еще знакомство с Дарьем обсредь пролуби. Так вот они за него заступись – ему в четыре года один праздник выделили.

    Культура, быт, этикет

    Почему грех на земле остался Про Ноя и Евгу. Во всем мире не осталось ни одного православного, кроме Ноя праведного. Господь и велел Ною праведному строить ковчег да только никому не сказывать, что делает. «Для того, – сказал Господи, – хочу самого лукавого со всеми людьми беззаконными потопить: нашлю на всю землю потопу. Коли ж хоть всех людей потоплю, а оставлю лукавого, – лукавый опять весь мир соблазнит. Всех потоплю, – говорит Господи, – греха не будет на земле, а на племя оставлю тебя, Ноя праведного, да ради тебя, Ноя, жену твою Евгу». Ной, благословясь, с крестом и молитвой взял топор, пошел рубить ковчегу. Видит лукавый: Ной что-то строит, а что строит – не сказывает. Думает: дело плохо. Ной праведный с раннего утра до поздней ночи на работе, а Евга одна сидит дома. Лукавый и подлезь к Евге… Ну, сам знаешь: дело женское… «Спроси ты, Евга, – говорит лукавый, – своего Ноя праведного, что-й-то он рубит? Это не изба; да и изба-то у вас новая да просторная». Пришел Ной праведный с работы поздно вечером. Стала Евга у него выпытывать; Ной праведный не сказывает: Господь не велел. Сказала Евга про то лукавому. Лукавый научил Евгу, как водку делать, да и приказал: «Как придет Ной праведный обедать, пообедает – попросит квасу испить, ты, Евга, и дай ему винца. Ной праведный захмеляет, во хмелю все скажет». Пришел Ной праведный, пообедал, попросил квасу испить; Евга и дала ему вместо квасу винца стопку. Ной праведный и захмелял. Стала Евга ластиться к Ною праведному; тот и рассказал, для чего он ковчегу строит: «Господи велел, – говорит, – ковчегу строить и беспременно кончить к Мокрину дню (19 июля. – Прим. соб.): в Мокрин день потопа начнется: потопит Господи всех людей, окроме меня, Ноя праведного, да еще ради меня, Ноя праведного, окроме тебя, Евги. А все другим да и самому лукавому на свете не быть!» Лукавый и думает: был бы я цел, грешники будут. «Наступит Мокрин день, наступит потопа, – говорит лукавый Евге. – Пойдет потопа, Ной праведный станет тебя, Евгу, звать в ковчегу: ты не ходи. И не ходи ты, Евга, пока Ной праведный не кликнет: “Да иди же ты, проклятая!”» Наступил Мокрин день, наступила потопа. Евга стала собираться в ковчегу, а лукавый к ней и залез под подол. «Иди, Евга, в ковчегу!» – кричит Ной праведный. – «Погоди, – говорит Евга Ною праведному, – надо горшки захватить!» – «Иди, Евга, вода скоро по колени будет!» – «Погоди, Ной праведный, надо ложки да плошки забрать». – «Да иди же ты, проклятая!» – закричал Ной праведный. Только сказал он это слово, лукавый и скок в ковчегу. Без этого слова лукавому нельзя было войти; Ной праведный начал рубить ту ковчегу с крестом и молитвою, с благословением Божиим. Оттого и нельзя было. Вошла и Евга после проклятого слова. Так и остался лукавый на земле. Потопа прошла, а грех остался.

    Почему женщина лишена досуга, а у мужчин много свободного времени. Раньше тожо Бог шол по земле. Ну и к роднику уселся. Наверно, попить. А женьщины полоскали платье. Ну они взяли и говорят: «Што вот тут уселся!» – взяли коромыслами и прогонили. А он взял да им и сказал: «Ну так вот, женьщины! Бейтесь вы фсю жизнь, как рыбы об лёд». Так вот женьщины так и бьются.

    Почему стариков перестали убивать.

    Раньше жили люди так: старые работать не могли, их вывозили в лес волкам на съедение. Вот у одного сына был отец. Отцу было 65 лет. Сыну жалко было вывозить своего отца в лес. Сын сказал ему: «Я тебя отвезу в лес, построю тебе землянку и будешь там жить». Жил-жил старик. Однажды царь загадал загадку и сказал: «Кто отгадает эту загадку, отдам полцарства. В пруде кувшин стоит золотой; кто достанет, полцарства отпишу». Сын пошел к отцу и рассказал ему. Отец говорит: «Ты пойди погляди, если есть около пруда дерево, я тебе скажу». Сын поглядел, сказал, что есть. Отец и говорит: «Кувшин висит на дереве и освещается на дне». Сын влез на дерево и достал кувшин. Принес к царю. Значит, выполнил задание. Царь спрашивает: «Кто тебя научил?» Сын говорит: «А ты меня не зарубишь?» – «Не зарублю». Он говорит: «Я отца вывез в лес. Жалко с голоду морить. Я сделал ему землянку». Царь и говорит: «Он живой?» – «Живой». – «Вези его домой». Сын привез отца домой. С тех пор не стали старых вывозить в лес.

    26. Историческая проза. Какие нормы зафиксированы в преданиях. (Алёна)

    Предание — это прозаический фольклорный жанр,сюжетом в котором являются исторические факты с участием широко известных или знаменитых в локальной местности героев.

    Цв. Романска делит исторические предания так: 1) преда­ния об исторических событиях; 2) предания об исторических лицах; 3) предания о селениях и местностях (примыкающие к историческим преданиям) 3. В пределах этих больших групп предания распределяются хронологически.

    Характерной для преданий считается установка на досто­верность повествования, восприятие их как повествований о дей­ствительно бывшем событии. Действующие лица пре­даний также показываются в социальном аспекте; они занимают в обществе определенное положение и выступают как представи­тели нации, государства или разных классов и сословий.

    Но в преданиях даются не просто типичные для определенного време­ни ситуации и образы; в них рассказывается об отдельных кон­кретных случаях, действительно бывших или представляемых таковыми, и о подлинных исторических лицах преданиях очень редко изображается крупное событие в его основных моментах , обычно в них дается какой либо отдельный эпизод, происшедший во время нападения врагов, осады города, приезда исторического деятеля и пр.

    Конкретность преданий усиливает их точная локализация.

    Большая часть преданий привязана к определенному месту, объ­екту.Не Волга («чуть пониже города Саратова, чуть повыше города

    Камышина» и т. п.) или другая река, а отдельный утес на волжском берегу, какие-либо (точно называемые), ущелье, озеро, селения, дома в городе и пр. Такая точ­ность и определенность соответствуют содержанию преданий, рассказывающих об отдельных случаях, и их установке на досто­верность. Следует отметить, что в каждом крае есть особенно популярные герои, о которых чаще всего рассказывают: это ис­торические лица, деятельность которых развивалась в данной местности (или поблизости), которые приезжали сюда и оста­вили заметный след в жизни края и памяти населения.

    Происшествие, о котором говорится в предании, само по се­бе может быть незначительным, но образ исторического деятеля — основного персонажа рассказа — неиз­менно остается таким, каким он сложился в народной традиции, к нему добавляются лишь отдельные штрихи. И само происшест­вие показывается так, что оно на конкрет­ном материале раскрывает наиболее существенное в событии, эпохе: расстановку социальных сил, образы патриотов и врагов

    и т. п. 'Показ общего, типического посредством частного, конкрет­ного— одна из самых характерных особенностей исторических преданий. Предания, не прикрепленные к местному объекту, имеют бо­лее обобщенный характер и представляют поэтому интерес для более широкого круга.

    Царь (король), путешествуя или приез­жая куда-то по делам, встречается с разными людьми, узнает жизнь.

    Разбойники останавливают в лесу прохожих и в соответ­ствии с их словами и поступками награждают или наказывают . В таких преданиях должно быть как минимум два дей­ствующих лица, поставленные в разные взаимоотношения;выступают в них и коллективы. Поэтому предания этого типа почти всегда фабулат, имеют какой-то сюжет, хотя бы и нераз­витый. Ограничиться одной или несколь­кими фразами здесь уже нельзя, надо сжато, передать суть дела, показать расстановку сил, характеры действующих лиц.

    Ссылки на старых людей, на предков убеждали в важности предания; оно как бы передавалось из рода в род, из поколения

    в поколение как устная народная летопись. И такие ссылки ста­ли одним из жанровых признаков преданий. Встречаются они довольно часто и характерны как для самых ранних записей преданий, так и для современных деятелей истории.

    Предания нередко заканчиваются и указанием, что в память случившегося на этом месте был заложен город, основалось се­ло, построена церковь и т. п., чем подтверждается их достовер­ность. Такие рассказы могут давать яркие образы. Примером их могут служить воронежское пре­дание о встрече Петра I с разбойниками, закончившейся построением села Петровского, или рассказ о часовне, построенной по приказу Пугачева.

    Поскольку в преданиях дается обычно лишь один небольшой эпизод, центральные персонажи их также характеризуются с одной стороны, показывается какая-то одна черта характера, но

    наиболее важная. Характеризуют главного героя его действия, слова, отношение к событию, к представителям разных классов. Но, чтобы образы были правильно поняты, сообщающие преда­ния дают оценку их деятельности. Такая характеристика может предварять рассказ, который слу­жит ее подтверждением, или же подытоживать его. Часто встречается прямая харак­теристика в рассказах о Петре, например: «Вот Петр Великий— это был один-единственный справедливый им­ператор, он понимал народ и зря его не обижал»

    В преданиях о Разине и Пугачеве и в разбойничьих предани­ях прямые характеристики и оценки имели особенное зна­чение; они противостояли оценкам, дававшимся господствовав­шими классами/утверждали народную точку зрения. Поэтому в преданиях о «благородных» разбойниках постоянно подчерки­валось, что они грабили только богатых, бедным же постоян­но помогали и защищали их от произвола господ.

    На основе рассмотренного материала можно выделить два

    вида устных народных прозаических рассказов исторического со­держания:

    I. Исторические предания. II. Предания легендарные.

    В исторических преданиях выделяются два раздела;

    1. Предания, основой которых послужили действительные факты:

    а) о различных случаях, происшедших в данном месте во время важных событий или во время пребывания здесь истори­ческих лиц;

    б) о местных жителях, принимавших участие в крупных исторических событиях или встречавшихся с историческими дея­телями.

    2. Предания, связанные с определенными местами и объекта­ми:

    а) о построениях городов, сел, церквей и пр.;

    б) о местах, связанных с историческими событиями и лица­ ми, и их названиях.

    Внутри же каждого значительного цикла пре­дания систематизируются по схемам, разработанным для каждо­го цикла.

    Предания легендарные делятся на две принципиально раз­личные группы:

    1.. Исторические легенды религиозного содержания.

    2. Социально-утопические легенды.(Особый раздел исторических преданий)

    27. Заговорно-заклинательная традиция. Норма и отступление от нормы. (Юля)

    Говор: «Го» — высокий, высший (голова, гора); «вор» — проникать (ворота). Дословно проникать в высшее (голову, миры). При помощи заговоров, наговоров, приговоров происходит воздействие на других людей или на окружающий мир — с целью достижения определённого состояния либо напротив, избавления от него.

    Заговор — это то что идет вслед за говором. Ведь говор сопровождают Мыслеобразы, и определенные Действия,обращённые к единой Цели. Наговор — это то что накладывается на говор (используется как в наузах так и с любыми предметами — вода, амулеты и т.д.)

    На Руси раньше четко различали разные действия: говорить, молвить,

    сказывать, ректи, баить — это не одно и тоже. В говоре например в отличии от речи и молвления важен ритм. Ведь именно с помощью него происходит проникновение (открываются ворота). Заговоры также подразделяются на зашептывание (слова произносятся тихо) и заклинание (слова кличут- кричат), а выбор метода зависит от поставленной задачи.

    У древних славян-язычников и в возрождаемой славянской культуре неотъемлемым атрибутом является магия (ведовство). Человек всегда является проводником сущностей из другого мира Нави, будь то белых или чёрных. В середине и второй половине 19в. в отечественной науке преобладал интерес к происхождению заговора и его природе. Определяющим в то время было понимание заговора как мифа-молитвы, сформулированное мифологами. В заговорах видели остатки древнеязыческой мифологии и считали, что первоначально заговоры представляли собой величание богов или молитвенные обращение к богам. В работе Н.В Крушевского «Заговоры как вид русской народной поэзии» мифологичекому пониманию заговора было противопоставлено иное заговор- пожелание, соединенное с обрядом или без него, пожелание, которое должно непременно исполниться. Славянские заговоры произносятся тихой шепотной речью. Это могла быть любовная магия (привороты) для того, что бы приворожить другого человека или сделать себя в его глазах краше. Так же это могли быть наговоры на врага или призыв сил Нави для победы в битве. Различных обрядов, заговоров, наговоров, шепталок и др., было преогромное количество. Магия это вовсе не чёрная, злая сила, как утверждает это христианская религия. Волхвы, ведуны, ведуньи, ворожеи, колдуньи, ведьмы, шаманы, которые в большом почёте у славянских народов, могут призывать для совершения какого-либо магического таинства и светлых духов, в частности наших предков, которые из мира Нави могут помогать нам в различных делах способами, что смертные не могут понять и называют сверхъестественной магией. Как же могут быть наши предки – отцы, деды, прадеды, бабки, прабабки быть злыми духами? Магия славян – это больше светлое действо, направленное на созидание, а не на разрушение. Недаром, славянские волхвы, были знамениты своей лечебной магией (знахарство) – заговорами на хвори и защитными оберегами, которые могли помочь в любой ситуации. Вредоносная магия чаще всего называлась порчей. Видов порчи бывает самое великое разнообразие. Есть мнение, что порча изначально наводилась на защиту земель от иноземных захватчиков, но потом переквалифицировалась на личных врагов и неугодных кому-либо людей. Стоит также знать, что в язычестве не бывает Злых и Добрых Богов, все они выполняют свои функции, необходимые для жизни во всех мирах. Именно поэтому не существует чёрной магии, как таковой, а есть злые люди, которые могут свои силы применять в нехороших целях. Действо магов с чёрными помыслами, враждебными желаниями, злыми намерениями и называется тёмной магией.

    символ древнейшей природной магии- гребешок. Самое простое гадание – положить гребень под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи мою косу чесать!». Если утром на гребешке окажется волос, значит, скоро и замужество. Ну, а по цвету волос легко и кандидата вычислить.

    Использование возвышенных песен и гимнов в повседневной жизни само по себе являлось сильным оберегом от хворей. Основное условие для получения позитивного результата – визуализация яркого образа, а не механическое произнесение слов. Подавляющее большинство древних славянских заклинаний и заговоров не нуждается в дополнительных ритуальных действиях и сложных обрядах – достаточно лишь зачитать магический текст определенное количество раз. Многие заговоры и вовсе можно читать ежедневно, как утренние и вечерние молитвы. Действие заговоров усиливают самодельные изображения или фигурки (идолы) славянских божеств. Разумеется, всегда можно приобрести их у профессиональных мастеров, но лучше изготовить их своими руками, так они изначально будут заряжены на энергетику владельцев. Купленные изделия предварительно очищают в соли или лунном свете. Наиболее подходящие материалы для идолов: дерево, глина, камень.Еще одна особенность древнеславянских заговоров – в старину они часто сопровождались жертвами. Сегодня этот обычай не так распространен, но он по-прежнему в силе. При этом жертвы необязательно должны быть кровавыми.Вполне допускается подносить славянским богам следующие дары:живые цветы;ритуальный огонь;домашний квас;

    Старославянские заговоры и заклинания охватывали все сферы жизни. С их помощью можно исцелить больного или облегчить протекание болезни; привлечь денежную удачу помочь в родах уберечь от порчи и сглаза, клеветы, людской зависти найти свою настоящую любовь защититься от врагов и тд.

    Из заговора нельзя выбрасывать не одного слова, а также нельзя прибавлять слова по своему предусмотрению.

    В середине и второй половине XIX в. в отечественной науке пре-

    обладал интерес к происхождению заговора и его природе. Определя-

    ющим в то время было понимание заговора как мифа-молитвы, сфор-

    мулированное мифологами и прежде всего Ф.И. Буслаевым. В загово-

    рах видели обломки и остатки древнеязыческой мифологии и считали,

    что первоначально заговоры представляли собой величание богов или

    молитвенные обращения к богам: «Заклинания идут непосредственно

    В середине и второй половине XIX в. в отечественной науке пре-

    обладал интерес к происхождению заговора и его природе. Определя-

    ющим в то время было понимание заговора как мифа-молитвы, сфор-

    мулированное мифологами и прежде всего Ф.И. Буслаевым. В загово-

    рах видели обломки и остатки древнеязыческой мифологии и считали,

    что первоначально заговоры представляли собой величание богов или

    молитвенные обращения к богам: «Заклинания идут непосредственно

    В середине и второй половине XIX в. в отечественной науке пре-

    обладал интерес к происхождению заговора и его природе. Определя-

    ющим в то время было понимание заговора как мифа-молитвы, сфор-

    мулированное мифологами и прежде всего Ф.И. Буслаевым. В загово-

    рах видели обломки и остатки древнеязыческой мифологии и считали,

    что первоначально заговоры представляли собой величание богов или

    молитвенные обращения к богам: «Заклинания идут непосредственно

    28. Родильно-крестильная обрядность. Какие нормы зафиксированы в ритуальных действиях родильного и крестильного цикла. (Вика)

    Девочки и Витя, заранее извиняюсь за большой текст, но я попыталась описать все максимально подробно, информацию брала из лекции Добровольской, мне кажется, по этой теме она была более чем исчерпывающей!

    Родильно-крестильный обряд входит в состав переходных обрядов, так же как похоронный, свадебный и рекрутский. Отличительной его особенностью является то, что это «двойной» переходный обряд: новый статус приобретает как ребенок, так и его мать. Процесс рождения ребенка связан с хорошо разработанным, сложным ритуалом, включающим в себя ряд обязательных или факультативных обрядовых действий, направленных на обеспечение благополучия ребенка и всей семьи.

    Примерно до 70-х годов 20 века в целом ряде регионов рожали с помощью повитух.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта