шульц. [bookap.info] Шульц. История современной психологии. Дуан Шульц Синдия Шульц История современной психологии
Скачать 1.51 Mb.
|
Послесловие научного редактора русского изданияЭта книга окажет неоценимую помощь прежде всего тем, кто находится в самом начале пути изучения психологии. Дело в том, что каждый, приступивший к более или менее планомерному изучению психологии, неважно, с целью ли стать профессионалом, или просто из любопытства, очень скоро сталкивается с серьезной проблемой. Психология предстает перед ним как множество интересных, но никак не связанных между собой идей, концепций, экспериментальных фактов. Нет общих законов, теорий, как в физике, образующих базис науки, обеспечивающих ее целостность. Отметим, что так оно и есть в настоящее время, и объясняется это не только молодостью психологии как науки, но и сложностью и многогранностью ее объекта — человеческой психики. Практически единственный путь соотнесения многообразия идей, теорий и фактов в психологии в настоящее время — это рассмотрение их в своей преемственности, взаимосвязи и сосуществовании. Иначе говоря, это изучение истории психологии. История психологии позволяет понять, что представляет собой психология как наука, как она связана с другими отраслями человеческого знания, наконец, какова ее роль в обществе, связь с практикой. Более того, содержание истории психологии, как развернутое изложение содержания различных психологических концепций в их преемственности, конфронтации и сосуществовании, в их взаимосвязи с другими науками и практическими сторонами жизни, совпадает с содержанием самой психологии как науки. Неудивительно, что история психологии является одним из центральных учебных курсов в каждом ВУЗе любой страны, где готовят профессиональных психологов. Это особое значение истории психологии, тем не менее, сочетается с ощутимым дефицитом соответствующей литературы, и прежде всего — учебной. Особенно удручающим представ,ется положение с изданием работ зарубежных авторов. В этом смысле русскоязычное издание «Истории современной психологии» Д. Шульц и С. Шульц — не только отрадное, но и уникальное явление. Ведь последний раз труд зарубежного автора, специально посвященный этой теме — «Очерк истории психологии» М. Дессуара — был опубликован на русском языке в 1912 (!) году. Конечно, у нас есть и отечественные учебники по истории психологии. Однако за последние несколько десятилетий их было опубликовано всего четыре: А. А. Ждан, Т. Д. Марцинковской, В. А. Якунина, М. Г. Ярошевского. И в последние годы эти учебники — редкие гости наших книжных прилавков. Кроме того, все они, хотя и по — разному, несут печать субъективности нашего отечественного автора. Ведь, как известно, история не бывает объективной, это всегда субъективная реконструкция событий, интерпретация фактов историком, пристрастия которого определяются множеством причин: личными предпочтениями, интересами, теоретическими и идеологическими установками, политической и экономической обстановкой и т. д. Поэтому американская «История современной психологии», представляя альтернативную интерпретацию, обречена на повышенный интерес нашего читателя. Тому способствует и характерная для американских учебников доступность и живость изложения, чего часто так не хватает в изданиях отечественных авторов. Различия в представлениях отечественного и американского историка психологии во многом определяются различием судеб отечественной и американской психологии. Само сочетание названия книги и охватываемый авторами период — с середины XIX века до второй половины XX века — подчеркивает это отличие. Развитие американской психологии на протяжении XX столетия происходило поступательно и непрерывно. Отечественная психология имеет в этот период «излом» 1917 года и 30–лет — ний «провал» (с 1930–х до 1960–х годов), когда психология если и продолжала свое развитие, то лишь в рамках других наук (в педагогике, медицине, философии и др.), а не как самостоятельная дисциплина. С 1960–х годов она развивалась как «советская» психология, а с 1990–х — как «постсоветская». Поэтому для американцев «современная психология» тождественна психологии в период непрерывного и поступательного ее развития, и ее история начинается с момента возникновения психологии как самостоятельной науки (с 1879 года). В то время как для отечественного психолога «современная психология» — та, которая возродилась с 1960–х годов или еще позже (то есть «постсоветская» психология). Судьбы психологии в России и США в период ее становления как самостоятельной науки имеют больше сходства, чем различий. Новая психология была встречена с одинаковым энтузиазмом, в одно и то же время на разных континентах появляются и множатся первые лаборатории экспериментальной психологии. И в той и другой стране вскоре намечается отход большинства психологов от методологии «отца психологии» В.Вундта в сторону функционализма и большей объективности психологии. Основное направление американской психологии XX столетия — бихевиоризм — возникает под влиянием сходного направления в российской психологи — рефлексологии В.М.Бехтерева, что признавал и сам основатель бихевиоризма Д.Уотсон. К слову, на мой взгляд, масштабность личности, общественная и научная значимость В.М.Бехтерева в России не имеет аналогов среди психологов в США первых десятилетий XX столетия. Сходные тенденции в российской и американской психологии проявляются и в 1920–е годы. Как и в США, но под влиянием новой идеологии в России усиливается влияние объективных, поведенческих направлений в психологии, психология активно внедряется в практику образования и производства, начинается распространение психоанализа, проявляется влияние гештальт — психологии. Однако в 1930–е годы практически все учебные и научные психологические учреждения закрываются, советская психология на 30 лет теряет статус самостоятельной науки. В этот же период американская психология испытывает небывалый расцвет, во многом благодаря эмиграции европейских психологов в США. В итоге, к середине XX столетия американская психология начинает занимать прочные лидирующие позиции, во многом определяя облик всей современной психологии. Следует отметить, что основной итог развития американской психологии, основное ее достижение, обеспечивающее ей лидирующее положение — это не теории или «общие закономерности», а высоко развитая культура экспериментального психологического исследования и применения на практике достижений научной психологии. Такая культура может сложиться только в условиях непрерывного, поступательного развития науки, накопления и осмысления опыта тысяч и тысяч экспериментальных и практических исследований. В России условия этому явно не способствовали. Таким образом, судьба американской психологии — основная тема книги «История современной психологии» — это в высшей степени достойный предмет изучения для российского психолога. Особенности и ценность любого труда по истории науки обычно определяют по способам изложения материала и полноте их представления. В самом общем виде можно выделить четыре основных подхода в изложении истории науки, в том числе и психологии. Во — первых, логико — научный, рассматривающий «внутреннюю историю» науки как автономной системы, подчиненной внутринаучным закономерностям. Во — вторых, персоналистический подход, в котором в качестве основного фактора развития науки рассматривается личность ученого, особенности его жизненного пути. В — третьих, «экологический» подход, в соответствии с которым главное в истории науки — это интеллектуальный, идеологический, политический и экономический «дух времени». Наконец, в — четвертых, «локальный» подход, рассматривающий историю развития более или менее обособленных «ареалов» науки — стран (континентов), школ (направлений), отраслей, проблемных областей и т. д. В идеале, исчерпывающее изложение истории психологии подразумевает полновесное представление и гармоничное сочетание всех перечисленных подходов. Однако если и найдется историк психологии, которому такой труд будет по плечу, то обретет ли этот труд аудиторию более широкую, чем весьма узкий круг психологов — теоретиков? Авторы этой книги в основном придерживаются традиционного для истории психологии представления материала — по школам и направлениям. Однако существенный акцент сделан на влиянии «духа времени», а также личных качеств каждого из ученых, особенностей их биографии. Гармоничное сочетание этих подходов делает изучение истории психологии увлекательным занятием, придает эмоциональность и дополнительный смысл излагаемым многочисленным научным фактам и теоретическим формулировкам. На мой взгляд, это наиболее сильная сторона книги, компенсирующая ее неизбежные недостатки. Любой труд по истории, в том числе — по истории психологии, весьма уязвим для критики: всегда найдется «неопровержимая» альтернативная интерпретация происходивших в прошлом событий. Поэтому труд по истории — это всегда авторское произведение, из которого, как из песни, «слова не выкинешь». Тем не менее, отмечу несколько моментов, с которыми лично мне трудно согласиться. Самое главное, что это история не всей, а направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике.">преимущественно американской психологии, поэтому излагаются и интерпретируются те события, упоминаются те ученые, чей вклад существенен именно для американской психологии. Именно поэтому из изложения выпадает вклад целого ряда крупнейших европейских ученых XX столетия, например, В. Штерна, Л. Выготского, Г. Айзенка, Р. Кет — телла, а вклад других оценивается весьма скромно, только по их влиянию на американскую психологию (В. Бехтерев, Ж. Пиаже и др.). Столь же трудно согласиться с изрядным расширением рамок психоанализа, к которому причислены и Г. Олпорт, и Г. Мюррей. Слабо представлена когнитивная психология, практически не представлена социальная психология. Отмечу также, что хоть это и «История современной психологии», основные ее направления и достижения последних 30 лет практически не освещаются. И все же основное достоинство этой книги неоспоримо: ее интересно читать. То есть в наивысшей степени серьезная тема — история науки — изложена предельно доступно и увлекательно. А. Д. Наыедов, кандидат психологических наук, доцент. факультета психологии СПбГУ 1 Zeitgeist — общая интеллектуальная и культурная атмосфера, <дух времени>. 2 Здесь и далее в тексте упоминается ученая степень доктора наук которая в российской системе образования приблизительно соответствует степени кандидата наук и соответсвующей области знания — Прим. перев. 3 персоналистическая теория — идея, согласно которой прогресс и изменения в научной истории связаны с деятельностью выдающихся личностей 4 нвтуралистическая теория — идея, согласно которой прогресс и изменения в научной истории зависят от «духа времени». Zeitgeist, который и делает людей восприимчивыми к одни идеям и невосприимчивыми к другим. 5 психологическая школа — группа ученых, разделяющих теоретическую ориентацию и работающих над общими проблемами: их имена связаны с определенной системой идей. 6 Структурализм — система Титченера, согласно которой психология имеет дело с социальным, зависимым от индивида опытом. 7 Функционализм — направление в психологии, ориентированное на изучение роли разума в адаптации организма к окружающей среде. 8 Бихевиоризм — сформулированная Уотсоном наука о поведении, исследовавшая только очевидные поведенческие акты, которые могут быть описаны объективно. 9 Гештальт — психология — направление в психологии, в значительной степени ориентированное на обучение и восприятие, выдвинувшее в качестве основного принципа тот факт, что объединение психологических элементов производит некое новое качество, которое не сводится к свойствам отдельных элементов. 10 Психоанализ — учение, разработанное З. Фрейдом, исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. 11 Гуманистическая психология — направление в психологии, подчеркивающее важность изучения сознательного опыта человека и признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему. 12 Когнитивная психология — направление в психологии, в котором внимание фокусируется на процессе познания, на том, как жизненные переживания человека активно обрабатываются его разумом. 13 механицизм — учение, основывающееся на утверждении, что все естественные процессы являются механическими по своей природе и могут быть объяснены на основе законоы физики и химии. 14 детерминизм — учение, утверждающее, что все события в мире предопределены событиями в прошлом. 15 редукционизм — учение, объясняющие сложные явления более высокого уровня в терминах простых явлений более низкого уровня. 16 проблема соотношения души и тела — вопрос о различении души итела, физического и психического, реального и идеального. 17 учение о рефлексе — представление о том, что движения тела могут происходить без участия роли и сознания, под влиянием внешних воздействий (стимулов) 18 приобретенные идеи — идеи которые происходят из опыта, под воздействием объектов внешнего мира 19 врожденные идеи — идеи, источником которых является ум, создание само по себе, независимо от чувсвенного опыта и внешних стимулов 20 позитивизм — учение, признающее действительным только те явления и факты, которые поддаются наблюдению. 21 материализм — философское учение, утверждающее, что все собфти во вселенной могут быть объяснены в физических терминах, как различные проявления матрии и ее свойств. 22 эмпиризм - 23 Простые идеи — элементарные идеи, возникающие на основе чувственного опыта или опыта рефлексии. Сложные идеи — идеи производного характера, которые состоят из ряда простых идей. Такие идеи поддаются анализу и могут быть разложены на ряд более простых компонентов. 24 сложные идеи — идеи производного характера, которые состоят из ряда простых идей. Такие идеи поддаются анализу и могут быть разложены на ряд более простых компонентов. 25 Теория ассоциаций — концепция, согласно которой сложные идеи образуются путем соединения или ассоциации простых идей. 26 первичные качества — такие характеристики объекта, которые присущи ему вне зависимости от его восприятия (например, размеры и форма предмета) 27 вторичные качества — такие характеристики, которые присущи только нашему восприятию предмета, а не предмету самому по себе (например, цвет, запах). 28 ментализм — воззрение, согласно которому все знания есть функции психических процессов. Это означает, что весь процесс познания зависим от воспринимающего мир человека, носителя опыта. 29 Закон сходства: чем более сходны идеи между собой, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциативные связи. 30 Закон смежности: чем более близки идеи в пространстве и времени, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциации. 31 Существует русский перевод в сборнике: Английские материалисты XVIII в. Собр. произв. Т. 2. М., 1967. — Прим. перев. 32 закон повторяемости — чем чаще две идеи повторяются, тем более велика вероятность образования между ними ассоциативной связи 33 творческий синтез — представление о том, что сложные идеи, возникающие на соединения ряда простых психических элементов, обладают новыми качествами, не сводимыми к качествам элементов. Синтез простых идей порождает нечто большее, чем просто их сумму. 34 Вряд ли можно согласиться с тем утверждением автора, что влияние философии на психологию было исчерпано к середине XIX века. Достаточно вспомнить такие философские направления XX века, как феноменологию и экзистенциализм. — Прим. перев 35 метод удаления — технический прием для установления функции определенной части мозга путем удаления или уничтожения этой части и последующего наблюдения изменений в повелении животного. 36 клинический метод — посмертное исследование структуры мозга с целью обнаружения поврежденных участков, ответственных за различные поведенческие функции умершего. 37 метод электрической стимуляции — исследование коры мозга путем воздействия на ее участки слабыми электрическими разрядами с целью наблюдения моторной реакции. 38 Двухточечный порог — некий момент, в котором могут быть распознаны два независимых источника раздражения. |