духовная жизнь и кутура народов мира в 20 веке. Духовная жизнь и культура народов мира в xx веке
Скачать 39.39 Kb.
|
Раздел 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ МИРА В XX ВЕКЕ Сложные процессы социальной, экономической, политической жизни XX века, требующие теоретического осмысления, обусловили рост значимости общественных наук. В то же время реакция людей, в том числе и политических лидеров, на вызовы времени нередко определялась не оценкой ситуации, перспектив ее изменения, а представлениями о добре и зле, больше формирующихся под влиянием искусства, чем научных теорий. Это было в значительной мере связано с тем, что научное осмысление происходящих в мире процессов нередко отставало от потребностей времени, запросов практиков. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА В XIX веке в основе научных представлений лежали материалистические и, в значительной мере, механистические воззрения. Их символом стали взгляды французского астронома и математика П. Лапласа (1749—1827), считавшего, что все можно подсчитать, взвесить и измерить. Атомы считались неделимыми и неразрушимыми кирпичиками мироздания. Вселенная, казалось, подчиняется классическим ньютоновским законам движения, сохранения энергии. С созданием учения К. Маркса и Ф. Энгельса материализм распространился и на сферу общественных, гуманитарных наук. Формационная теория, предполагающая, что закономерностью является поступательное развитие человечества, предлагающая критерии прогресса, объяснение действий политических партий, их лидеров глубинными, экономическими интересами, к началу XX века приобрела большую популярность. Основатели этой теории допускали, что политика не всегда механически отражает экономические интересы, видели между политикой и экономикой сложную диалектическую связь. Тем не менее, самостоятельное значение факторов общественной жизни, не связанных с экономикой и не вытекающих из нее, было недооценено. Религиозные, этнические, общенациональные интересы, исторические, культурные традиции, различные аспекты взаимодействия людей с меняющейся средой их обитания (то есть цивилизационные факторы общественного развития), а также личные мотивы поведения людей, в том числе и лидеров, особенности социальной психологии различных слоев населения в марксизме считались второстепенными. Между тем в определенных ситуациях они могут играть решающую роль. Соответственно, общественное, вообще историческое развитие оказывается многовариантным, лишенным всякой предопределенности. В XX веке естественные науки с накоплением эмпирического, фактического знания преодолели наследие вульгарного материализма. Его крушение было обусловлено открытием радиоактивности, теории относительности А. Эйнштейна, изучением процессов, идущих на уровне микромира. Аналогичным образом, накопление фактических данных о социальных, общественно-политических процессах, сравнение путей развития народов, живущих на разных континентах, в разных условиях, содействовали углублению знаний об обществе и человеке. Кризис вульгарно-материалистических и, в целом, оптимистических взглядов на общество проявился в начале века. Поведение избирателей на выборах, реакция лидеров на текущие события, политика государств на международной арене чаще всего не соответствовали тому, что марксистская, материалистическая теория считала логичным, вытекающим из их объективных интересов. В то же время в среде творческой элиты усиливались настроения пессимизма, озабоченности будущим, росло стремление к переосмыслению философского и историко-культурного наследия. Эти настроения отразили те новые реальности, которыми ознаменовалось наступление нового века. Успехи естественных наук разрушили упрощенные, вульгарно-материалистические представления о простоте мира. Развитие индустрии, рост городов с их обезличенными промышленными пейзажами, стандартизация образа жизни, быта и потребления порождали представление о неестественности, искусственности происходящих перемен. Обострение социальных проблем, к решению которых общество было не готово, движения социального протеста, митинги, манифестации, связанные с возникновением массовых партий и профсоюзов, одновременно и пугали, и восхищали творческую интеллигенцию. Ощущая, что прежний мир, с четкими социальными перегородками, уходит в прошлое, она стремилась осознать, что идет ему на смену. Первая мировая война, вспыхнувшая между нациями, считавшими себя цивилизованными, превратившаяся в многолетнюю бойню, усилила настроения скептицизма в отношении перспектив европейской цивилизации. Многие мыслители (как немецкий философ О. Шпенглер) предрекали закат европейской культуры, наступление эры «нового средневековья» (русский философ Н.А. Бердяев). Скептицизм в отношении традиционной европейской культуры был порожден также расширением горизонтов знания, благодаря которому европейцы открыли для себя культуру народов Востока (Тибета, Китая, Японии, Индии), африканских народов, афроамериканцев, американских индейцев, доколумбовой Америки и т.д. Осмысление реальностей мира осуществлялось как средствами научного познания, так и искусства, при этом между ними не было непреодолимой грани. Напротив, наука в возрастающей степени обращалась к попыткам учета и отражения историко-культурной самобытности отдельных народов, мировых цивилизаций, влияющей на их общественное развитие. Немецкий социолог и историк М. Вебер (1864—1920) рассматривал социальную структуру как многомерную систему. Он предлагал учитывать не только место групп людей в системе отношений собственности, но и социальный статус личности — ее положение в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Взгляды М. Вебера предполагают, что социальное поведение людей в большей мере является продуктом действия господствующей в обществе системы ценностей, культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности, оправдывающей или осуждающей социальное неравенство, способной влиять на характер распределения наград и поощрений. Основным направлением развития теорий общественного развития стали идеи фаз (стадий) цивилизационного развития (Дж. Гэлбрайт, У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлеридр.) — от примитивной до аграрной, индустриальной, постиндустриальной (информационной). Если формационная теория К. Маркса связывала прогресс человечества с изменением форм собственности на средства производства, то цивилизационный подход акцентировал внимание на смене форм и мотиваций производственной деятельности. Не преодолевая в полной мере детерминизма в понимании прогресса, он придавал намного большее значение, чем марксизм, историко-культурным, политическим особенностям и традициям отдельных цивилизаций, социальному статусу личности. Развитие экономической теории было связано с более глубоким осмыслением роли и возможностей государства в экономической сфере. Разработанная Д. Кейнсом и развитая Дж. Гэлбрайтом теория регулирования рыночной экономики стала основой концепции «государства благоденствия» 1960—1970 гг. Вопрос пределов государственного вмешательства в экономику, опасности превращения государства в инструмент всевластия бюрократии был изучен американскими экономистами Йозефом Шумпетером и Милтоном Фридманом. Их идеи взяли на вооружение неоконсервативные политики США и Великобритании в 1980-е гг., использовались некоторыми латиноамериканскими диктатурами при осуществлении модернизации экономики. Исследование закономерностей индивидуального и группового социального поведения заложило основы прикладной социологии и политологии. Их предметом стало исследование широкого спектра проблем — от тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов. В значительной мере был преодолен разрыв между исследованием человека и крупных социальных общностей, политических систем. Выводы ученых начала века, разработавших теорию правящих элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), в XX веке были пополнены большим фактическим материалом о социальном и политическом развитии почти двухсот государств. Это значительно раздвинуло горизонты знаний о закономерностях развития политических систем (Д. Истон, Т. Парсонс, Р. Арон, Г. Алмонд, К. Дойч), функционировании демократии (Р. Даль, М. Дюверже, Дж. Сартори и др.). Для изучения социального поведения людей большое значение имели исследования в области индивидуальной и групповой психологии, мотивации поведения людей. Так, по мнению австрийского психиатра, эмигрировавшего в Англию 3. Фрейда (1856—1939), поведение человека в значительной мере определяется неосознаваемыми им мотивами, которые лежат в основе большинства психических расстройств, порождаемых конфликтом между неосознанными стремлениями и внутренними ограничениями на их реализацию, такими, как совесть, честь, достоинство. Швейцарский психиатр К. Юнг (1875—1961), развивая идеи Фрейда, использовал понятие «коллективного бессознательного». По мнению Юнга, в основе мышления, воображения личности лежат некие первичные образы — архетипы, одинаковые у всех людей и сформировавшиеся в незапамятные времена, когда человек жил в единстве с природой (образы матери-земли, мудрого старца, демона и т.д.). Архетипы выражали себя в мифологии, религии, магии, искусстве, призванных компенсировать отдаление человека от природы. Чем больше развивалась сфера сознания, особенно в условиях индустриальной европейской цивилизации, тем больше она становилась невосприимчивой к архетипам подсознания. Итогом стало распространение не только индивидуальных, но и массовых психозов, к следствиям которых Юнг относил массовые движения, войны, революции. Это, по его мнению, свидетельствовало о вторжении в культурную жизнь людей иррациональных сил, «коллективного бессознательного», проявляющегося в самых грубых и примитивных формах. Развивая идеи К. Юнга, французский философ К. Леви-Строс утверждал, что, хотя человек применяет условные знаки, символы (буквы, цифры) сознательно, в сфере культуры человек создал мир символов, выражающих бессознательные начала разума. В этом плане духовная культура в очень большой мере условна, построена на символах, иррациональных началах и понятиях, которые могут быть усвоены лишь людьми, сформировавшимися в рамках данной культуры. В значительной мере прикладные исследования поведения людей, особенно в сфере политической и социальной жизни, были порождены практическими потребностями политических партий и движений, ведущих борьбу за голоса избирателей в ходе предвыборных кампаний. Изучение общественного мнения, возможности влиять на его формирование с помощью обращения к подсознанию стало одной из основ концепции «конца идеологии», ставшей популярной в развитых странах Запада в 1960—1970-е гг. Основой этой концепции было убеждение: если большая часть населения удовлетворена материальными условиями жизни, избиратели перестают интересоваться идеями, предлагаемыми политическими партиями. Социально-экономические программы, предложения о реформировании общества, особенно если они опираются на научные выкладки, для избирателей слишком сложны и скучны. Предвыборные кампании все чаще стали сводиться к обсуждению личных достоинств и недостатков кандидатов, злоупотреблений и коррупции в лагере политических оппонентов. Возникла прослойка профессиональных имиджмейкеров, организаторов избирательных кампаний, возросла роль «желтой прессы», специализирующейся на скандалах в среде политической элиты. Концепция «конца идеологии», сводившая политическую жизнь к технологии проведения предвыборных кампаний, не выдержала проверки временем. Симптомом этого стало падение активности избирателей, рост популярности новых идеологий. Возникший идейный вакуум начали заполнять идеи «новых левых», экологистов, различных религиозных течений. Стихийно начавшаяся реидеологизация общества завершилась неоконсервативной революцией 1980-х гг. Она осуществлялась под лозунгами восстановления доверия к традиционным ценностям «демократического капитализма», морально-этическим нормам политики Большая роль в реидеологизации общества, обновлении духовных ценностей принадлежала искусству, художественному творчеству, литературе, театру и кино. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В прошлом веке в изобразительном искусстве преобладали школы классического реализма и импрессионизма, стремящегося с помощью игры красок отразить красоту мира в окружающих человека явлениях и предметах (К. Моне, О. Ренуар). Эти направления, как и постимпрессионизм, как бы раздвигающий горизонты пространства (П. Сезанн), имели немало последователей и в XX веке. Пессимизм в отношении реальностей технологизирующегося мира нашел свое выражение в стиле модерн, зародившемся в конце XIX — начале XX века в Германии. Его двойником в духовной сфере была поэзия символизма. Для модерна и символизма характерно обращение к мистическим, персонифицированным образам природы, символам мрака, ночи и разрушения, выражающим глубинную связь явлений. Модерн, получивший распространение и в живописи, и в зодчестве, и в прикладном искусстве, и в графике, отрицал традиции Ренессанса и Просвещения, обращался к основам национальной культуры (нордическо-германской, кельтской, русской). Индустрия XX века использовала популярность стиля модерн, свойственные ему орнаменты в предметах широкого потребления, быта, что обеспечило ему долгую жизнь, хотя и привело к определенной творческой деградации. В архитектуре стиль модерн был связан с попытками уйти от привычной симметрии технологичных конструкций, создать многообразие форм. Его развитием стал стиль неоклассики, воспроизводивший формы средневековой архитектуры. Влияние на творческую интеллигенцию бурных событий периода первой мировой войны и последующих социально-политических потрясений обусловило наступление нового этапа в художественной жизни, определяемого как неомодернизм. Наиболее скандальную известность приобрел дадаизм, получивший такое название от слова «дада», обозначающего бессвязный лепет новорожденного ребенка. Дадаисты считали цивилизацию омерзительной, отвергали ее основные ценности, в том числе и эстетические. В их творчестве преобладал гротеск, стремление шокировать публику изображением наиболее антиэстетичных, отталкивающих сторон жизни. Гротескные тенденции проявились и в другом течении, скептически воспринимавшем достижения европейской цивилизации, — экспрессионизме, зародившемся в Германии и проявившем себя в живописи, музыке и литературе. Экспрессионизм характеризуется повышенной эмоциональностью, выражающейся через буйство звуков, красок, отрицанием эмпирического, житейского, обыденного опыта, обращением к иррациональности. Одним из новых модернистских направлений начала века был примитивизм — попытка увидеть мир как бы детскими глазами, сохранить связь с усложняющейся действительностью, выразить самые общие, всем понятные его черты. Кубизм, родоначальниками которого была группа французских художников — П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Леже, Г. Аполлинер, М. Жако — стремился передать не облик, а конструкцию, архитектонику предмета. Кубизм — особая форма примитивизма, акцентировавшая внимание на стереометрии предмета, изображавшая мир в виде взаимосвязанных, геометрически правильных фигур. Наибольшую известность приобрел П. Пикассо, создавший в 1937 г. композицию «Герника», посвященную трагедии жителей испанского города, уничтоженного бомбами германской авиации во время гражданской войны в Испании. Футуризм — стиль, зародившийся в начале века в Италии, идеализировал то новое, что принесла в жизнь человечества индустриальная эпоха. Футуризм стремился передать динамику движения, перемен. Синтезом футуризма и кубизма стал абстракционизм — создание абстрактных композиций из геометрических форм. Родоначальниками абстракционизма были В. Кандинский и П. Мондриан. К. Малевич, определявший свое творчество как суперматизм, стремился полностью освободить искусство от необходимости отражения реальности, ограничивающей свободу творчества художника. Вершиной абстракционизма принято считать его «Черный квадрат» на белом фоне (1913). Абстракционизм был своего рода ответом на развитие искусства фотографии. Оно, по мнению многих абстракционистов, отняло у живописи изобразительность, оставив ей лишь способность выражения внутреннего мира художника. Один из основателей стиля абстрактного экспрессионизма, Д. Поллок, стремился за счет сочетания стилей передать в абстрактной живописи динамику движения, чувства. В Манифесте Миланской группы абстракционистов 1956 г. говорилось, что целью абстракционизма является утверждение подлинно человеческих качеств в мире, становящемся все более бесчеловечным. Идеи дадаизма, романтизм экспрессионизма отразились в сюрреализме — культурном течении, зародившемся еще в 1920—1930-е гг. Согласно эстетическим воззрениям сюрреалистов, художник — творец, созидающий собственный мир, сверхреальность (сюрреальность). Эта сверхреальность неподвластна законам обыденного мира, в ней текучи время и пространство, она иррациональна, символична, открыта грезам, фантазиям, чуду. Самым известным представителем сюрреализма является С. Дали, дань ему отдавали и другие художники. Развитием новаторских, технократических идей еще в 1920 г. стал конструктивизм, пытавшийся максимально сблизить культуру с инженерным творчеством, рационализировать творчество. Конструктивизм впоследствии развился в искусство дизайна. Первая лаборатория дизайна была создана в Германии (школа Бахауз 1919—1932 гг.). Наиболее популярен был конструктивистский стиль в архитектуре, самыми яркими представителями которого стали Ле Корбюзье и И. Леонидов. В 1922 г. Корбюзье создал проект Города будущего на 3 млн. жителей, лишенного привычного деления на центр и окраины. Идея конструктивизма состояла в том, что подлинную красоту способен создать только строительный гений человека, организующий пространство более рационально и эстетично, чем природа. Восприятие мира вещей, созданного человеком, как заслуживающего осмысления средствами искусства, было свойственно и поп-арту (популярному искусству), возникшему в США и распространившемуся в странах Европы. Его основателем считается Р. Гамильтон, в 1956 г. создавший первую композицию в стиле поп-арта. Согласно мнению приверженцев поп-арта, любой предмет мира вещей может потерять свое первоначальное, потребительское значение и приобрести художественные качества. Поп-арт толкуется двояко: и как форма бунта художника против мира вещей, порабощающего человека, и как попытка раскрыть в этих вещах новые черты, отражающие их внутреннюю сущность, гуманную или антигуманную. Элементы поп-арта содержатся в творчестве дадаистов, наиболее ярким современным представителем которого считается М. Дюшан. Развитием поп-арта стала телевизионная реклама, где материальный объект выглядит символом прекрасного. Во второй половине XX века получает распространение так называемое постмодернистское направление искусства. Если модернистский стиль ориентирован на элиту, строг к форме, то для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художественной формы с нехудожественным содержанием. XX век вообще характерен тем, что возрастающее влияние на общемировые тенденции в художественном творчестве стали оказывать национальные традиции регионов, ранее находившихся как бы на периферии развития мировой культуры. Так, в Латинской Америке еще в первой половине века сложилась самостоятельная школа художников-монументалистов (Д. Ривера, Д. Сикейрос), стремящихся сочетать национальные реалистические традиции (лирический пейзаж, бытовой мотив, правдивый портрет) с показом эпических картин истории, патетики революционной борьбы. На литературу XX века большое влияние оказало сформировавшееся в прошлом веке направление критического реализма, обращающегося к нерешенным в обществе проблемам, судьбам людей, вырванным обстоятельствами из привычных условий существования. Его развитием стало течение психологического реализма, наиболее яркими представителями которого были У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Белль, С. Цвейг и многие другие. В центре внимания их творчества — личность, ее судьба в меняющемся мире, ее внутренний мир, поиск ею смысла жизни. Их герой — как правило, человек ищущий, стремящийся к счастью для других, к любви. Главная его победа — над самим собой, героя можно убить, но не победить. , Одним из ведущих стало направление интеллектуального реализма, характеризующегося усилением философского, концептуального начала в литературном творчестве. Представители этого направления в различных жанрах (английский писатель и драматург Б. Шоу, английский фантаст Г. Уэллс, чешский фантаст и драматург К. Чапек, немецкий драматург Б. Брехт и др.) показывают, что мир не только губит человеческое в человеке, но и создается человеком как мир бесчеловечный. Особенно ярко эта мысль выступает в произведениях антивоенной направленности (английский писатель Р. Олдингтон, немецкий — Э.М. Ремарк, книга которого «На Западном фронте без перемен» была переведена на десятки языков). В СССР, Китае, странах Восточной Европы, претендовавших на то, что они являются социалистическими, официально поддерживаемым направлением художественного творчества был социалистический реализм. Было бы, однако, упрощением рассматривать его только как направление, ориентированное на выполнение определенного идеологического заказа, продиктованного «сверху». У его истоков в России стоял М. Горький, который сознательно, исходя из собственных убеждений, еще в начале века обратил свой талант в поддержку социал-демократического движения. В странах Запада многие выдающиеся писатели и поэты пришли к поддержке радикальных, революционных идей. Во Франции это Р. Роллан, А. Барбюс, Л. Арагон, в Германии — Б. Брехт и А. Зегерс, в Испании — Г. Лорка, в Чили — П. Неруда. Им удалось ввести в литературу образ масс, охваченных единой идеей, порывом, способных как к разрушению, так и к созиданию. Эксперименты в области художественного творчества не обошли и литературу. Многие писатели отдали дань авангардизму, который стремился отойти от традиционных сюжетных линий, логики повествования, показать действительность в преломлении сознания. Один из основателей авангардизма, Д. Джойс, использовал метод потока сознания, описывая все случайные переходы мыслей, впечатлений, ощущений. С авангардизмом экспериментировали М. Пруст и А. Жид, многие другие писатели. Идеи иррациональности мира, бессмысленности попыток понять его с помощью разума нашли отражение в творчестве многих писателей экспрессионистского направления. Так, австрийский писатель Ф. Кафка показывает мир, где за повседневной рутиной жизни действуют обезличенные, враждебные человеку силы, за которыми просматриваются контуры бездушной государственной машины. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствие оптимистической перспективы, показ незащищенности человека, его одиночества. Идея механистического характера государства, чуждости человеку любых общественно-политических институтов, подавляющих индивидуальность, особенно ярко отразилась в таком литературном направлении, как экзистенциализм. Его представители (Ж.П. Сартр, А. Камю) рассматривали личность как абсолютную ценность. При этом, что вообще характерно для авангардизма, у экзистенциалистов отсутствуют привычные для реалистической литературы положительные герои. Люди у авангардистов чаще всего эгоцентричны, враждебны друг другу и обществу. Идеи экзистенциализма стали основой культуры молодежного бунта последней трети XX века. Широкое распространение получили художественные произведения, относящиеся к жанру социальной антиутопии, сочетающей элементы авангардизма и реализма. Английские писатели О. Хаксли (1894—1962), Д. Оруэлл (1903—1950), известный фантаст Г. Уэллс (1866—1946), создатель приключенческо-романтических саг о героях освоения Аляски Дж. Лондон (1876—1916), русский писатель Е.И. Замятин (1884—1937), обращаясь к теме будущего, создали романы-предостережения. Герои их произведений живут в обществе, где получили полное воплощение тенденции, которые дали о себе знать в начале века. Власть в этом обществе принадлежит узкой группе элиты, установившей с помощью манипулируемых, малообразованных и интеллектуально ограниченных членов массовых политических партий безраздельный контроль над государством и обществом. «Железная пята» новой олигархии беспощадно искореняет не только инакомыслие, но и стремится в принципе не допустить появления людей, способных к самостоятельному, критическому восприятию реальности. Последствием возникновения такого общества, предостерегал Г. Уэллс, будет полная деградация и управляющих и управляемых. Театральное искусство в период между двумя мировыми войнами пережило расцвет. Реалистическая тенденция его развития, связанная с творчеством К.С. Станиславского, получила признание во многих странах мира. Поиск новых форм театрального искусства наиболее полно отразился в российской театральной школе В.Э. Мейерхольда, немецкой — М. Рейнгардта. Условное, экспрессионистское направление в театральном искусстве было связано с отказом от традиционной трактовки авторского текста, введением новых, символических персонажей, широким использованием нестандартных приемов оформления сцены. Развитием этого направления в эпоху постмодернизма стала такая форма театрального искусства, как хеппенинг, являющаяся гибридом живописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958—1959 гг. в США как развлечение для артистической богемы, затем они приобрели популярность в Европе и Азии. Для этого стиля характерно отсутствие четкого сюжета, импровизации актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, реквизита в стиле поп-арта, световых и звуковых эффектов. В хеппенинге применяются также музыкальные эффекты, заимствованные из новых направлений в музыкальной культуре. Модификацией хеппенинга выступает инвайронмент — изменение окружающей среды в соответствии с замыслом художника, при этом инвайронмент также включал звуковые и световые эффекты. Новые технологии информационной эры не остались вне поля зрения постмодернистов. Отцами видеоискусства в странах Запада считают Нам Чжун Пака и, отчасти, Д. Кейджа. По мнению Нам Чжун Пака, электронные средства коммуникации (телевидение, радио, компьютерные сети) служат передаче информации, обращены к разуму. Это приводит к перегрузке мозга информацией, конфликту между человеком и машиной. Его разрешение видится через внесение эстетических начал в телекоммуникации, освобождения их от информационных функций, в частности за счет наполнения их содержания восточным мистицизмом, иррациональными началами. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека без задействования интеллекта использовано в таких новых видах искусства, как компьютерная графика, производство видеоклипов, современное киноискусство. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В прошлом веке при относительно низком уровне грамотности населения, низком даже в развитых странах жизненном уровне населения художественное и театральное творчество предназначалось образованной элите. Введение всеобщего бесплатного школьного образования, достижение в странах высокого и среднего уровня развития почти стопроцентной грамотности населения, рост уровня жизни создали предпосылки появления массовой культуры. Первоначально она была представлена комиксами, так называемой бульварной литературой — дешевыми, преимущественно развлекательными изданиями для массового потребления. С момента изобретения кинематографа в 1895 г. получил распространение новый вид творчества — киноискусство. Очень быстро кино вышло за рамки создания документально-хроникальных фильмов, и, несмотря на ограниченность технических возможностей, началось создание игровых фильмов. Пригород Лос-Анджелеса в Калифорнии — Голливуд — приобрел репутацию мировой «фабрики грез». Новые возможности открылись с изобретением звукового кино в 1930-е гг. В 1933 г. в США был снят первый цветной фильм. По своим творческим возможностям киноискусство приблизилось к театральному искусству, а по обращенности к массовому зрителю намного превзошло его. Культура стала массовой с внедрением в повседневный обиход радио и особенно телевидения. В большинстве стран систематическое радиовещание началось в 1920-е гг., а телевидение получило распространение в 1930-е гг. Однако лишь в 1960—1970-е гг. с возникновением «общества благоденствия» в развитых странах телевизоры стали достоянием практически каждой семьи. К концу века на 1000 человек населения приходилось более 500 телевизоров (среднемировой показатель равен 150). Это определило спрос на аудио-, видео-и литературную продукцию, рассчитанную на массового потребителя. Массовая культура содействовала формированию индустрии досуга, производства аудио- и видеопродукции, имеющей не только развлекательный характер. Ведущие корпорации мира увидели в ней беспрецедентные возможности как прямой, так и косвенной рекламы своей продукции, связанной с представлением определенного уровня и стандарта потребления в качестве общепринятого. На новые технические средства обратили внимание и политические лидеры. Массовая культура позволяет формировать упрощенные, схематизированные образы врага, высмеивать, представлять в нелепом виде политических оппонентов и их взгляды. Популярность звезд кино, эстрады, спорта делает их образ жизни, манеру одеваться, их взгляды на жизнь, в том числе и политическую, образцом для подражания. Было бы упрощением считать, что массовая культура — только инструмент манипулирования сознанием людей. Ее продукция способна пользоваться массовым спросом лишь в том случае, если она соответствует определенным реальным интересам, запросам и потребностям «среднего» человека. Так, к числу характерных признаков продукции телевизионной массовой культуры относится четкое разделение добра и зла, значительная доза насилия и секса, традиционный счастливый конец. По мнению Т. Адорно (1903—1969), видного немецкого философа и социолога, спрос на подобную продукцию связан не столько с примитивизмом вкуса ее потребителей, сколько с тем, что она отвечает подсознательным стремлениям и желаниям человека. «Средний» человек подсознательно хотел бы быть более удачливым (в том числе и в сексе), видеть зло, с которым он сталкивается в жизни, наказанным, порой ощущает желание решить свои проблемы насилием, но сдерживается воспитанием, страхом наказания. Ассоциируя себя с героями дешевой видеопродукции, зритель снимает накопившееся внутреннее психическое напряжение, как бы грезит наяву, что облегчает ему законопослушное, отвечающее общепризнанным нормам морали поведение в реальной жизни. Многие социологи полагают, что не следует переоценивать возможность управления поведением человека, поскольку существует немало примеров, когда усилия средств массовой информации по дискредитации тех или иных политических лидеров производили обратный эффект, повышая их популярность, привлекая к ним внимание. По мнению канадского философа и социолога X. М. Мак-Люэна (1911 —1980), появление новых технических средств массовой информации знаменует собой новый этап в эволюции самого человека. Первоначально, по Мак-Люэну, человек воспринимал мир непосредственно, органами чувств. И это обеспечивало единство человека и природы, цельность его мышления. Распространение книг и печатного слова содействовало абстрагированию мышления. Электронные средства коммуникации преодолевают односторонность визуального восприятия, обеспечивают образность мышления, расширяют горизонты до глобальных, позволяя воспринимать мир как целостность. С этой точки зрения, важно не содержание информации, а характер ее передачи. В то же время феномен массовой культуры рассматривается многими философами, социологами, культурологами как тревожащее явление. Она расценивается как источник интеллектуальной деградации, поскольку предлагает упрощенное видение и восприятие мира. Все многообразие человеческого поведения, эмоций выражается через набор ограниченного количества стандартных реакций, одинаковых для всех. Сознание, привыкшее к упрощенному миропониманию, становится чуждым творческому, нестандартному мышлению, оказывается неспособным критически воспринимать и осмысливать окружающую человека реальность. По мнению известного психолога и социолога Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации глубинных потребностей личности. Стереотипные модели поведения формируют пассивность, конформизм, то есть приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка. Развитие массовой культуры стало важнейшим фактором, определяющим духовную жизнь ведущих стран мира. С точки зрения большинства деятелей культуры, продукция, предназначенная для массового потребления («мыльные оперы» — телесериалы, мелодрамы, триллеры — фильмы ужасов, детективы, фантастика и так далее), за небольшими исключениями, имеет невысокую художественную ценность. Парадокс, однако, заключается в том, что обратить на себя внимание, не используя средства массовой культуры, в современных условиях невозможно. С этой точки зрения, протест против ее господства нередко принимает такие формы, которые, эпатируя публику, также становятся частью массовой культуры. Важнейшим итогом возникновения глобальной сети теле-радиокоммуникаций, массовой культуры стало повышение общественно-политической роли художественного творчества. Оно выступает не только отражением жизни, но фактором, формирующим социальную реальность. Популярные формы молодежной культуры, проблемы, поднимаемые в художественных, документальных фильмах, связанные с состоянием экологии, социальных, политических отношений, нередко вызывают бурную общественную реакцию, становятся причиной появления новых форм политической, социальной активности. Еще один из парадоксов массовой культуры состоял в том, что она вызвала подъем национальных, самобытных культур во многих регионах мира. Его источником была озабоченность интеллигенции многих стран по поводу того, что массовая культура, получающая глобальное распространение, ведет к унификации и упрощению языка, моделей поведения различных народов. Раздражение вызывало и то обстоятельство, что главными поставщиками информационной, развлекательной продукции были корпорации индустрии досуга и новостей небольшой группы развитых стран, прежде всего США. Так возникли движения в защиту национальных обычаев и культурных традиций. Благодаря существованию глобальной сети информационных, культурных обменов, достижения культуры, так или иначе отразившие национальную специфику отдельных стран, особых этнокультурных групп, стали достоянием общемировой культуры, получили более широкое признание и распространение, чем когда-либо раньше. Литература: Н. В. Загладин «Новейшая история зарубежных стран XX век» Учебник |