Духовность. Абсаломов духовность. Духовный контекст стабильности общества
Скачать 20.5 Kb.
|
Абсаломов Илхом Умматович ответственный сотрудник Республиканского центра духовности и просвещения Республики Узбекистан Духовный контекст стабильности общества Угроза – социально-политическое явление, которое усложняет жизнедеятельность человека и общества и направлено на ослаблении социально-политической структуры, т.е. разрушению конституционных основ государства и ведет к негативным последствиям. Угроза имеет свойственные ей структуру, условно делится на социальные и геополитические виды. Социальные угрозы: – политические; – экономические; – социальные; – духовные; – идеологические. С точки зрения геополитики: – местные; – зональные; – региональные; – глобальные. Кроме этого, по своему происхождению, влиянию угрозы бывают внутренними и внешними. Для эффективной борьбы с угрозами государству необходимо иметь комплекс ответов. Исследования, наблюдения и практика показывают, что от угрозы непосредственно до последствий проходит определенное время, условно можно назвать его термином «пауза» и считать определенной мерой политического времени1. Сегодня проблемы, связанные с духовностью народа, являются одними из важнейших, от решения которых зависит будущее нашей Родины. Против всякой опасности, будь она вооруженная, материальная, идеологическая или социальная, может выстоять именно духовность. В переходный период, когда Узбекистан идет по пути создания гражданского и демократического государства, развития рыночной экономики, предполагается, чтобы взаимоотношения субъектов этого процесса были образованными, культурными, с высокоразвитой нравственностью и духовностью. Экономические успехи необходимо подкреплять соответствующей духовностью. Трудности переходного периода намного легче переносить, обладая вышеперечисленными качествами. Отсюда следует, что духовность является одним из основных факторов, стимулирующих социальный динамизм, политику и другие ориентации общества. Поступательное движение общества происходит на основе взаимодействия материальной и духовной сфер. Духовность – неотъемлемый элемент этой жизни. Поэтому изучение сущности и тенденций, связанных с развитием духовности, представляет собой важную предпосылку для глубокого понимания всей совокупности процесса обновления в нашем обществе. Сама логика развития общества выдвигает задачу перед общественной наукой, которая предусматривает анализ общих закономерностей развития духовности, главных факторов ее формирования, детерминации ее системой ценностей, взаимодействия духовности и других сфер общества. Выход из создавшегося положения видится в одном: в мобилизации духовного потенциала человечества на поиски путей стабилизации сложившейся ситуации, преодоление духовного кризиса. Именно духовность как катализатор общества создаст условия для более эффективного осуществления радикальных социальных и экономических реформ, позволит оздоровлять политические режимы и институты, создавать новые системы мотивации и стимулирования труда. Проявившихся со всей очевидностью в последние десятилетия, свидетельствует в первую очередь о том, что решение нынешних проблем невозможно без изменения традиционных норм и нравственных принципов по созданию угрозоустойчивого общества, без возрастания социальной ответственности каждого человека за последствия своей деятельности. «Внешние ограничения, юридические запреты сами по себе бессильны, если их необходимость не подкрепляется ясным моральным чувством, внутренней убежденностью в том, что некоторые действия не могут быть оправданы никакой видимой пользой, никакой притягательностью». Следовательно, без опоры на духовные ориентиры, без развития человеческих качеств немыслимо устойчивое развитие общества. В целом, новая система духовных ценностей должна быть составлена так, чтобы человек чувствовал себя частью социоприродной среды, как это было при господстве мифологического мировоззрения. Критерием в данным случае становится увеличение роли общечеловеческих ценностей в истории человечества, возрастание их удельного веса в жизни общества. Речь идет о таких жизненно важных ценностях, как окружающая среда, человеческий род и жизнь человека, личность и ее социальный статус, безопасность и эффективность технологий, разумное удовлетворение потребностей. Без таких изменений невозможно дальнейшее позитивное развитие духовной составляющей современной цивилизации. Как известно, в своей последней прижизненно изданной работе «Быть или не быть... человечеству?». Поэтому ближайшей целью для общества является формирование новой этики как этики устойчивого развития на основе ответственности как критерия новой духовности. Новая этика должна основываться- на реальных следствиях действий и выражать объективную ответственность, а не только субъективное самоопределение личности. В связи с этим парадигма социо- природного императива должна соответствовать той ситуации, в которой человек находится. Духовность является продуктом жизни общества и обусловлена его потребностью. Каждый этап в развитии истории закрепляет и передает духовный опыт. Как самостоятельный, объективно социальный феномен духовность отражает жизнь человека. Если материальная сторона жизни общества связана с биологической сущностью человека, то создание духовных ценностей, духовная деятельность связана с его социальной сущностью. Экономика и духовность есть две стороны единого целого. С точки зрения происхождения экономика определяет духовность. Но духовность не является пассивным образованием, она отражает сущность экономики: экономика и духовность направлены на человеческий фактор и служат ему. Человек является главным фактором в развитии общества, субъектом истории. От уровня его сознания, мировоззрения и от соответствия его духовности социально-историческим процессам зависит расцвет общества. В условиях независимости необходимо создание условий для полного проявления человеческого фактора, его социально-духовного потенциала. Историю создают личности, великие личности, группы, классы,разные социальные силы. Их духовность и сознательная деятельность является движущей силой истории. Прогресс общества есть необходимое и закономерное развитие истории, в которой духовность субъектов является одним из главных факторов. Список литературы 1.Эркаев А. Духовность – энергия независимости. -Т.: Маънавият, 1998. – С.42. 2.Бегматов А. Маънавият фалсафаси ёхуд Ислом Каримов асарларида янги фалсафий тизимнинг яратилиши.-Т.: Шарк. -С.22. 3. Отамуратов С. Узбекистонниг маънавий- рухий тикланиши.-Т.: Янги аср авлоди,2003.-С.220 1 Пахрутдинов Ш.И. Опыт Узбекистана по предотвращению угроз: факторы и критерии создания устойчивого общества вопросы политологии// Выпуск 2(26)2017 с. 86 |