Главная страница

Книга. Думай медленно, решай быстро.. Думай медленно решай быстро Даниэль Канеман аст Москва 2014 isbn 9785170800537


Скачать 2.92 Mb.
НазваниеДумай медленно решай быстро Даниэль Канеман аст Москва 2014 isbn 9785170800537
АнкорКнига
Дата17.05.2022
Размер2.92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДумай медленно, решай быстро. .pdf
ТипКраткое содержание
#534252
страница47 из 65
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   65
визуальный объект, представляет, как бьет по мячу, узнает лицо или думает о доме.
Другие участки включаются, когда испытуемый переживает эмоциональный подъем,
вступает в конфликт или сосредоточенно решает задачу. Хотя нейрофизиологи
старательно избегают выражений типа «этот участок мозга делает то-то и то-то…», они
многое выяснили об «индивидуальности» разных участков мозга; значение анализа
активности мозга для психологической интерпретации значительно возросло.
Исследование фрейминга привело к трем главным выводам.
• Отдел мозга, обычно связываемый с эмоциональным подъемом (амигдала, или
миндалевидное тело), чаще активируется, когда выбор испытуемого соответствует
установленной рамке. Этого и следовало ожидать, если эмоционально окрашенные
слова «СОХРАНИТЬ» и «ПОТЕРЯТЬ» вызывают немедленное желание выбрать
гарантированную сумму (заявленную рамкой выигрыша) и ли отказаться от нее (если
она заключена в рамку проигрыша). Миндалевидное тело очень быстро реагирует на
эмоциональные стимулы – и, видимо, участвует в работе Системы 1.
• Область мозга, которую обычно связывают с конфликтами и самоконтролем
(передняя часть поясной извилины), была активной, если испытуемые не делали
кажущийся естественным выбор – к примеру, выбирали гарантированную сумму,
несмотря на ярлык «ПОТЕРЯТЬ». Сопротивление желанию Системы 1, несомненно,
предполагает конфликт.
• У самых «рациональных» испытуемых – тех, кто менее всего подвергался эффекту
фрейминга, – наблюдалась повышенная активность фронтальной области мозга,
которая отвечает за взаимодействие эмоций и логики для принятия решений.
Интересно, что у «рациональных» участников не наблюдалось повышенной нейронной
активности, свидетельствующей о конфликте. Похоже, эти «особые» участники
оказывались (часто, но не всегда) связаны с реальностью без заметного конфликта.
< br> Совместив наблюдения за реальным выбором с картированием нейронной
активности, исследование показало, как вызванная словом эмоция может повлиять на
итоговый выбор.
Эксперимент, проведенный Амосом с коллегами в Гарвардской медицинской школе,
– классический пример эмоционального фрейминга. Врачи, участвующие в
эксперименте, получали статистику результатов двух вариантов лечения рака легких:
хирургическое вмешательство и радиотерапия. Пятилетний уровень выживаемости
указывает
на
предпочтительность
хирургического
вмешательства,
но
в
кратковременной перспективе оно рискованнее радиотерапии. Одну группу
участников знакомили со статистикой уровня выживаемости, другая группа получала
ту же информацию в терминах смертности. Два описания краткосрочных исходов
хирургического вмешательства выглядели так.

Месячный уровень выживаемости – 90 %.
Смертность составляет 10 % в первый месяц.
Результаты вам уже известны: операция казалась более привлекательной в рамках
первой формулировки (ее выбрали 84 % врачей), чем во второй (50 % предпочли
радиотерапию). Логическая эквивалентность двух описаний очевидна, и связанный с
реальностью человек, принимая решение, сделает один и тот же выбор, какую бы
версию ему ни показали. Но, как известно, Система 1 редко остается безучастной к
эмоциональным словам: «смертность» – плохо, «выживание» – хорошо;
«выживаемость в 90 % случаев» звучит ободряюще, а «смертность в 10 % случаев» –
пугает. В результате исследования стало ясно, что врачи так же подвержены эффекту
фрейминга, как и люди без медицинского образования (пациенты больниц и студенты
бизнес-школ). Очевидно, медицинская подготовка не защищает от влияния фрейминга.
Существует важное различие между исследованием «СОХРАНИТЬ – ПОТЕРЯТЬ» и
экспериментом с выживаемостью и смертностью. В эксперименте с картированием
головного мозга испытуемым предлагали много зад аний с самыми различными
рамками. Участникам эксперимента предоставлялась возможность распознать
отвлекающий эффект рамок и упростить себе задачу, выбрав общую рамку, например
переводя «потерянную» сумму в ее «сохраненный» эквивалент. Для этого требуются
умственные усилия (и внимательная Система 2); участники, которым это удалось,
возможно, оказались «рациональными» агентами, выявленными в эксперименте.
Напротив, у врачей, ознакомленных со статистикой двух вариантов лечения в
терминах выживаемости, не было оснований подозревать, что они могли бы принять
иное решение, ознакомившись с той же статистикой в терминах смертности. Смена
рамок (рефрейминг) требует усилий, а Система 2 ленива. Если нет очевидных причин
поступать иначе, большинство из нас пассивно воспринимают проблему в
установленных рамках и поэтому редко имеют возможность обнаружить, в какой
степени наши предпочтения связаны с рамками, а не с реальностью.
Пустые догадки
Мы с Амосом начали обсуждение фрейминга с примера, который получил
название «Задача об азиатской болезни».
Представьте, что страна готовится к эпидемии необычной азиатской болезни,
которая, по прогнозам, убьет 600 человек. Предложены две альтернативных
программы борьбы с заболеванием. Допустим, точные научные оценки последствий
для каждой программы таковы:
Если будет принята программа А, 200 человек будут спасены.
Если будет принята программа Б, с вероятностью ⅓ будут спасены 600 человек и с
вероятностью ⅔ никто не спасется.
Подавляющее большинство респондентов выбрали программу А: они предпочли
гарантированный исход игре.
Во второй версии результаты программы сформулированы в иных рамках.
Если будет принята программа А\', 400 человек умрут.
Если будет принята программа Б\', с вероятностью ⅓ никто не умрет и с
вероятностью ⅔ умрут 600 человек.
Присмотритесь и сравните две версии: последствия программ А и А\' идентичны,

равно как и последствия программ Б и Б\'. Однако при рамках, установленных второй
формулировкой, большинство участников выбрали «игру».
Различный выбор при формулировке в различных рамках подтверждает теорию
перспектив, согласно которой выбор между игрой и гарантированным исходом
происходит по-разному, в зависимости от возможных исходов – хороших или плохих.
Принимая решение, человек обычно предпочитает гарантированный исход игре
(неприятие риска), если исходы хорошие. Но он отказывается от гарантированного
исхода и соглашается на игру (стремление к риску), если оба исхода плохие. Эти
выводы подтверждаются на примере выбора между игрой и гарантированным исходом
в сфере денег. Задача с болезнью показывает, что это же правило применимо к случаям,
когда и сходы измеряются в спасенных и потерянных жизнях. В этом контексте
эксперименты фрейминга также показывают, что предпочтения с неприятием риска и
со стремлением к риску не связаны с реальностью. Предпочтения между объективно
равными исходами меняются из-за разницы формулировок.
Случай, которым Амос поделился со мной, внес в историю грустную нотку. Амоса
пригласили выступить перед группой профессионалов в области здравоохранения –
людей, которые принимают решения о вакцинировании и других программах защиты
здоровья. Он воспользовался представившейся возможностью и предложил им задачу
об азиатской болезни: половина получила версию со «спасенными жизнями»,
остальные рассматривали версию о «потерянных жизнях». Как и обычные люди, эти
профессионалы оказались подвержены влиянию эффекта фрейминга. Вызывает
некоторое беспокойство, что чиновников, принимающих решения, важные для
здоровья людей, можно сбить с толку такой откровенной манипуляцией. Впрочем,
следует привыкнуть к идее, что даже важные решения зависят (возможно, и
полностью) от Системы 1.
Еще больше тревожит то, как люди реагируют, когда им указывают на
непоследовательность: «Вы решили гарантированно спасти 200 жизней в одной
формулировке и выбрали игру, чтобы не соглашаться на 400 смертей в другой. Видя,
что эти решения непоследовательны, что вы выберете теперь?» Ответом, как правило,
служит смущенное молчание. Догадки, определившие первоначальный выбор, пришли
от Системы 1 и имеют не больше моральных оснований, чем решение сохранить 20
фунтов или нежелание потерять 30 фунтов. Гарантированное спасение жизней –
хорошо, смерть – плохо. Большинство людей обнаруживают, что их Система 2 не имеет
собственных моральных суждений для ответа на этот вопрос.
Я благодарен известному экономисту Томасу Шеллингу за мой любимый пример
эффекта фрейминга, который он приводит в книге «Выбор и последствия». Труд
Шеллинга был написан до публикации наших работ по фрейми нгу и совсем не по
поводу фрейминга. Шеллинг рассказал об опыте преподавания в Гарвардской школе
государственного управления имени Кеннеди – студенты изучали налоговые льготы
для семей с детьми. Шеллинг объяснил студентам, что стандартная льгота положена на
каждого ребенка и что ее размер не зависит от дохода налогоплательщика. Он
предложил высказаться по следующему вопросу:
Должны ли льготы на ребенка быть крупнее для богатых, чем для бедных?
Ваш ответ, наверное, не будет отличаться от мнений студентов: они сочли идею
предоставления богатым большей скидки совершенно неприемлемой.
Тогда Шеллинг обратил их внимание, что точка отсчета в налоговом
законодательстве выбрана произвольно. За точку отсчета принимается бездетная
семья, и налог сокращается на сумму льготы для каждого ребенка. Разумеется, можно
переписать налоговый кодекс на основе другой точки отсчета: семьи с двумя детьми.
При такой формулировке семьи с м еньшим числом детей будут платить

дополнительный налог. Далее Шеллинг попросил рассмотреть другое предложение:
Должны ли бездетные бедняки платить такую же надбавку, как бездетные богачи?
На эту идею вы наверняка отреагируете так же, как и студенты, которые с жаром
отвергли подобное предложение. Однако Шеллинг показал группе, что логически
невозможно отвергать оба предложения. Поставьте две формулировки рядом. Разница
между налогами для бездетной семьи и для семьи с двумя детьми описана как
сокращение налогов в первом варианте и как увеличение – во втором. Если в первом
варианте вы хотите, чтобы бедняки получали такую же (или бо́льшую) льготу, как и
богатые семьи с детьми, то следует согласиться, чтобы за бездетность неимущие несли
по крайней мере такое же «наказание», как и богатые.
Мы узнаем работу Системы 1, предоставляющей немедленный ответ на любой вопрос
о бедных и богатых: все сомнения разрешаются в п ользу бедных. Удивительное
свойство задачи Шеллинга в том, что это с виду простое моральное правило ненадежно.
Оно дает противоречивые ответы на один и тот же вопрос в зависимости от рамок,
установленных формулировкой задачи. И вы, конечно, догадываетесь, каков
следующий вопрос. Понимая теперь, что ваши реакции на задачу определяются
рамками, ответьте, как налоговый кодекс должен относиться к детям богатых и
бедных.
Вероятно, вы снова окажетесь в затруднении. У вас есть четкие моральные
представления о различиях между богатыми и бедными, но эти представления зависят
от произвольной точки отсчета и не имеют отношения к реальной проблеме. Эта
проблема – вопрос о реальном положении дел – состоит в том, какие налоги должна
платить каждая семья. Как именно следует заполнять клетки матрицы налогового
кодекса? У вас нет убедительных моральных представлений, которые помогли бы
решить эту проблему. Ваши моральные суждения привязаны к рамкам, к описаниям
реальности, а не к само́й реальности. Вывод о природе фрейминга суров: фрейминг не
следует рассматривать как вторжение извне, которое маскирует или искажает
внутренние предпочтения. По крайней мере, в рассмотренном примере – как и в задаче
об азиатской болезни или о выборе способа лечения рака легких – нет внутренних
предпочтений, которые маскируются или искажаются установленными рамками.
Наши предпочтения касаются рамок, установленных формулировкой проблем; наши
моральные суждения касаются описаний, а не сути.
Хорошие рамки
Не все рамки одинаковы: очевидно, что некоторые рамки лучше подходят для
описания (или осмысления), чем другие. Рассмотрите следующую пару вопросов:
Женщина купила два театральных билета по 80 долларов. Придя в театр, она
открывает кошелек и обнаруживает, что билеты пропали. Купит ли она еще два
билета, чтобы посмотреть спектакль?
Женщина идет в театр, собираясь купить два билета по 80 долларов. Она открывает
кошелек у театральной кассы и обнаруживает, что из кошелька пропали 160 долларов,
предназначавшиеся для покупки билетов. Можно воспользоваться кредиткой. Купит
ли женщина билеты?
Респонденты, которым предъявлялся только один из вариантов задачи, пришли к
разным выводам в зависимости от рамок формулировки. Большинство сочли, что
женщина, потерявшая билеты в первой истории, пойдет домой, не увидев спектакля; и

большинство решили, что женщина, потерявшая деньги, все равно купит билеты.
Объяснение уже знакомо: задача включает мысленный счет и вызывает ошибку
безвозвратных затрат. В разных рамках задействованы разные мысленные счета, а
значительность потери зависит от того, на какой счет она отнесена. Когда потеряны
билеты на конкретный спектакль, естественно отнести потери на счет, связанный с
этим спектаклем. Кажется, что счет удваивается и, возможно, становится больше, чем
заслуживает представление. И наоборот, потеря наличных относится на счет «общих
доходов»: театралка стала лишь чуть беднее, чем предполагала; вопрос, на который ей
нужно ответить, таков: повлияет ли незначительное уменьшение доступных средств на
ее решение купить билеты. Большинство испытуемых считают, что не повлияет.
Вариант с потерей наличных ведет к более разумному решению. Это более полезная
рамка, поскольку потери, даже в случае пропажи билетов, «невосполнимы», а такие
потери лучше игнорировать. История не имеет значения, важен только набор
вариантов, из которых можно выбирать, и их последствия. Что бы ни пропало, важно
то, что театралка менее богата, чем была до того, как открыла кошелек. Если бы
человек, потерявший билеты, спросил моего совета, я сказал бы вот что: «Вы купили
бы билеты, если бы потеряли эквивалентную сумму наличными? Если да, то идите и
покупайте новые». Более широкие рамки и общие счета ведут к более рациональным
решениям.
В следующем примере две альтернативных рамки ведут к разным интуитивным
математическим решениям, причем со значительным расхождением. В статье
«Иллюзия миль на галлон», опубликованной в журнале Science в 2008 году, психологи
Ричард Ларрик и Джек Солл рассмотрели случай, в котором пассивное следование
ложной рамке дорого обходится и приводит к серьезным политическим последствиям.
Для большинства покупателей автомобилей показатель расхода горючего – один из
главных при выборе; понятно, что машина с низким расходом горючего требует
меньших эксплуатационных затрат. Но формат, традиционно используемый в
Соединенных Штатах – «мили на галлон», – не служит подспорьем ни покупателю, ни
разработчикам потребительской политики. Сравните двух автовладельцев, которые
решили снизить расходы горючего.
Адам пересел с прожорливого автомобиля (12 миль на галлон) на более экономичный,
который проезжает 14 миль на галлон.
Бет, ярая защитница окружающей среды, сменила автомобиль , проходящий 30 миль
на галлон, на автомобиль, проходящий 40 миль на галлон.
Допустим, оба водителя проехали за год одно и то же расстояние. Кто сэкономил
больше горючего от замены? Вы наверняка согласитесь с широко распространенным
мнением, что действия Бет серьезнее, чем действия Адама: она на десять миль (то есть
на треть, с 30 до 40 миль) увеличила количество миль на галлон в отличие от Адама,
который улучшил этот показатель всего на две мили (то есть на одну шестую, с 12 до 14
миль). А теперь призовите на помощь вашу Систему 2 и посчитайте. Если оба водителя
проехали 10 000 миль, то Адам сократил потребление горючего с умопомрачительных
833 галлонов до (по-прежнему шокирующих) 714 галлонов, сэкономив 119 галлонов.
Потребление горючего для Бет сократилось с 333 галлонов до 250 (всего лишь 83
галлона экономии). Формулировка «миль на галлон» обманчива; ее следует заменить
формулировкой «галлоны на милю» (или «литры на 100 километров», как принято в
большинст ве европейских стран). Как показали Ларрик и Солл, ложные суждения,
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   65


написать администратору сайта