Главная страница

Книга. Думай медленно, решай быстро.. Думай медленно решай быстро Даниэль Канеман аст Москва 2014 isbn 9785170800537


Скачать 2.92 Mb.
НазваниеДумай медленно решай быстро Даниэль Канеман аст Москва 2014 isbn 9785170800537
АнкорКнига
Дата17.05.2022
Размер2.92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДумай медленно, решай быстро. .pdf
ТипКраткое содержание
#534252
страница48 из 65
1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   65
обманутые формулировкой «миль на галлон», одинаково опасны и для разработчиков
потребительской политики, и для покупателей машин.
Кэсс Санстейн работал в отделе информации и регулирующей политики в
администрации президента Обамы. Совместно с Ричардом Талером он написал книгу

«Подталкивание», ставшую главным руководством по применению поведенческой
экономики в политике. Неслучайно наклейка об «экономии горючего и защите среды»,
которая с 2013 года появится на каждом новом автомобиле, впервые в США будет
содержать данные о галлонах на милю. К сожалению, правильная информация будет
печататься мелким шрифтом, а привычная «миль на галлон» – крупным, но все же
движение идет в правильном направлении. Промежуток в пять лет между публикацией
«Иллюзии миль на галлон» и введением частичных корректировок можно считать
рекордом скорости, с которой данные психологической науки находят применение в
государственн ой политике.
Во многих странах на водительском удостоверении содержится информация о
согласии на использование органов для пересадки в случае внезапной смерти.
Формулировка этого согласия – еще один пример того, как одна рамка может оказаться
удачнее других. Мало кто будет доказывать, что решение о донорстве органов не
относится к важным, но есть четкие данные, что большинство людей делают выбор не
задумываясь. При сравнении уровня донорства органов в странах Европы
обнаруживается озадачивающая разница между соседними и культурно близкими
странами. В статье, опубликованной в 2003 году, указывалось, что уровень донорства
органов близок к 100 % в Австрии, но составляет всего 12 % в Германии, около 86 % –
в Швеции и только 4 % – в Дании.
Эти громадные различия – эффект фрейминга, вызванный формулировкой
критического вопроса. В странах с высоким уровнем донорства применяют бланк с
вычеркиванием, где человек, не желающий быть донором, должен отмет ить
соответствующую клеточку. Если он не совершает этого простого действия, то
считается сознательным донором. В странах с низким уровнем донорства требуется
отметить соответствующую клеточку в том случае, если вы желаете быть донором. И
все. Проще всего предсказать, пожертвует человек органы или нет, прочитав
формулировку варианта по умолчанию, принимаемого без пометки в клеточке.
В отличие от других эффектов фрейминга, объясняемых свойствами Системы 1,
эффект донорства прежде всего объясняется леностью Системы 2. Человек отметит
клеточку, если заранее решил, что он хочет выбрать. Если он не готов к вопросу,
придется делать усилия, чтобы решить, хочет ли он ставить пометку. Представьте себе
бланк с вопросом о донорстве, где человека просят решить математическую задачу в
графе, соответствующей принятому решению. В одной строке задача «2 + 2 =?», а в
другой – задача «13 37 =?». Количество доноров наверняка изменится.
Поскольку роль формулировк и подтверждена, возникает принципиальный вопрос:
какую формулировку принять? В данном случае ответ ясен. Если вы считаете, что
большой запас органов для трансплантации – благо для общества, вы не будете
колебаться между формулировкой, которая дает почти 100 % доноров, и той, по
которой согласие на донорство дают 4 % водителей.
Итак, важным выбором управляют совершенно незначительные детали ситуации.
Это неприятно: не так нам хотелось бы принимать важные решения. Более того, не так
мы представляли себе работу мозга. К сожалению, свидетельства этих когнитивных
иллюзий неоспоримы.
Считайте это выпадом в адрес теории рационального агента. Истинная теория
утверждает, что некоторые события невозможны – их не должно быть, если теория
верна. Если мы наблюдаем «невозможное» событие, то теория ложна. Теория может
существовать и после того, как наблюдения убедительно опровергнут ее: модель
рационального агента живет, несмотря на наши наблюдения и на мно гие другие
доказательства.
Случай с донорством органов показывает, что споры вокруг рациональности
человека имеют большое значение в реальном мире. Между приверженцами модели
рационального агента и ее противниками существует серьезное различие:

приверженцы принимают на веру, что формулировка выбора не может влиять на
предпочтения по серьезным проблемам. Отсутствие должного интереса к этому вопросу
часто приводит к несовершенству получаемых результатов.
Неудивительно, что скептически настроенные противники этой модели научились
обращать внимание на силу незначительных факторов, определяющих предпочтения.
Надеюсь, что читатели этой книги тоже этому научатся.
Разговоры о рамках и реальности
«Им будет приятнее думать о том, что случилось, если они сформулируют результат в
рамках сохраненных, а не потерянных денег».
«Давайте изменим рамки проблемы, сместив от правную точку. Представьте, что это
не наше; за сколько бы мы это купили?»
«Отнеси потерю на мысленный счет „общих доходов“ – сразу станет легче!»
«Тебя просят поставить галочку, если хочешь отказаться от рассылки. Список
клиентов сократился бы, если бы требовалось поставить галочку, чтобы подписаться
на рассылку!»
Часть V
Два «Я»
35
Два «я»
Термин «полезность» за время своего существования имел два значения. Иеремия
Бентам
предпослал
своему
«Введению
в
основания
нравственности
и
законодательства» известную сентенцию: «Природа поставила человечество под
управление двух верховных властителей, страдания и удовольствия. Им одним
предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать»
[3 -
Перевод Б. Капустина.]. В смущенном примечании Бентам извиняется, чт о
употребил слово «полезность» для этих ощущений, и пишет, что не смог найти лучшего
выражения. Имея в виду Бентамову интерпретацию термина, я буду говорить
«ощущаемая полезность».
Последние сто лет слово «полезность» значит для экономистов нечто иное.
Экономисты и специалисты по теории принятия решений подразумевают под этим
термином «желательность» – то, что я называю «выбираемая полезность». Теория
ожидаемой полезности, например, целиком посвящена рациональным правилам,
которым должна подчиняться выбираемая полезность; она ничего не говорит об
удовольствии. Разумеется, два вида полезности совпадают, если человек хочет того, что
приносит удовольствие, и получает удовольствие от того, что выбрал для себя; это
предположение о совпадении имплицитно включено в общую идею о рациональности
экономических агентов. Рациональным агентам положено знать собственные вкусы – в
настоящем и в будущем – и принимать правильные решения, которые полностью
соответствуют их интересам .

Ощущаемая полезность
Я давно обратил внимание на возможные расхождения между полезностью
ощущаемой и выбираемой. Когда мы с Амосом еще только разрабатывали теорию
перспектив, я сформулировал такую задачку: представьте человека, который
ежедневно получает болезненную инъекцию. Привыкания нет; каждый день он
испытывает боль той же силы. Заплатит ли он одну и ту же цену за то, чтобы
уменьшить число инъекций с 20 до 18, и за то, чтобы снизить их число с 6 до 4? Можно
ли обосновать различие?
Я не собирал данных, поскольку ответ был очевиден. Вы наверняка и сами заплатите
больше, чтобы уменьшить число инъекций на треть (с 6 до 4), чем на одну десятую (с 20
до 18). Выбираемая полезность отмены двух инъекций выше в первом случае, чем во
втором; любой заплатит больше в первом случае, чем во втором. Но это абсурд. Если
боль не меняется день ото дня, то на каком основании человек приписывает различную
полезность с окращению общего страдания на две инъекции в зависимости от числа
предыдущих уколов? В терминах, которыми мы пользуемся сегодня, задача
иллюстрировала следующую идею: ощущаемую полезность можно измерить
количеством инъекций. Также можно предположить, что хотя бы в некоторых случаях
ощущаемая полезность может стать критерием оценки решения. Если человек,
принимая решение, платит разную цену за одну и ту же полученную ощущаемую
полезность (или избавление от одной и той же потери), он совершает ошибку. Это
кажется очевидным, однако в теории принятия решений единственное основание
считать решение неправильным заключается в его несоответствии другим
предпочтениям. Мы с Амосом обсуждали эту проблему, но не решили ее. К ней я
вернулся много лет спустя.
Опыт и память
Как можно измерить ощущаемую полезность? Что ответить на вопросы типа
«Сколько страданий испытала Хелен во время медицинской процедуры?» или
«Сколько удовольствия она пол учила, проведя 20 минут на пляже?». Британский
экономист Фрэнсис Эджуорт размышлял на эту тему в девятнадцатом столетии и
предложил
идею
«гедониметра»,
воображаемого
прибора,
аналогичного
измерительным приборам на метеостанциях, который измерял бы уровень
удовольствия или боли, испытываемых человеком в данный момент времени.
Ощущаемая полезность меняется, как дневная температура или атмосферное
давление, и результаты измерений можно нанести на график зависимости от времени.
Тогда на вопрос, сколько страданий во время процедур (или удовольствия на отдыхе)
испытывает Хелен, мы ответим – «смотрите на область под кривой». Время играет
критическую роль в концепции Эджуорта. Если Хелен проведет на пляже 40 минут
вместо обычных 20, а интенсивность удовольствия не изменится, то общая ощущаемая
полезность в этом случае удвоится – подобным же образом удвоение числа уколов вдвое
ухудшает впечатление от курса процедур. Такова была теория Эджуорта, и теперь мы
четко понимаем, в каких условиях эта теория работает.
Графики на рисунке 15, показывающие профили ощущений двух пациентов во время
болезненной колоноскопии, взяты из исследования, которое мы с Доном
Редельмейером, профессором медицины в Торонтском университете, провели в начале
1990-х годов. Сейчас колоноскопия повсеместно выполняется с применением анестезии
и успокаивающих препаратов, но во время проведения наших исследований такое
обезболивание не было распространено. Пациентам предлагалось каждые 60 секунд
указывать уровень испытываемой боли. На десятибалльной шкале 0 соответствует

ощущению «совсем не больно», а 10 – «невыносимая боль». Видно, что ощущения
каждого пациента значительно менялись в ходе процедуры, которая длилась 8 минут
для пациента А и 24 минуты – для пациента В (последнее значение «совсем не больно»
зафиксировано после завершения процедуры). Всего в эксперименте участвовало 154
пациента; самая короткая процедура заняла 4 минуты, самая долгая – 69 минут.
Рис.
15
Зададимся простым вопросом: если оба пациента использовали одну и ту же шкалу
боли, кто страдал больше? Ответ очевиден. Все согласятся, что пациенту В пришлось
хуже. Пациент В провел как минимум столько же времени на каждом уровне боли, и
«область под кривой» явно больше у В, чем у А. Ключевым фактором является,
конечно, то, что процедура для В продолжалась значительно дольше. Величины,
основанные на сиюминутных отчетах, я буду называть гедониметрической суммой.
После окончания процедуры всем участникам предложили оценить «общий объем
боли», испытанной во время процедуры. Предполагалось, что словесная формулировка
подтолкнет пациентов к интегрированной оценке полученной боли и представлению
гедониметрической суммы. К нашему удивлению, этого не случилось. Статистический
анализ позволил сделать два вывода, объясняющих закономерности, которые
наблюдались в других экспериментах.
<
> • Правило «пик – конец»: общая ретроспективная оценка четко соответствовала
среднему уровню боли, испытываемой в худший момент и в конце исследования.
• Игнорирование длительности: продолжительность процедуры не оказывала
заметного влияния на общую оценку боли.
С учетом указанных правил можно рассмотреть профили пациентов А и В.
Максимальную боль (8 по 10-балльной шкале) оба пациента оценили одинаково, но
последняя оценка перед окончанием процедуры составила 7 у пациента А и 1 – у
пациента В. Таким образом, среднее для пикового и конечного ощущения – 7,5 для
пациента А и только 4,5 для пациента В. Как и ожидалось, у пациента А сохранились
худшие воспоминания, чем у пациента В. Пациенту А не повезло, что процедура
завершилась в момент сильной боли, оставив неприятные воспоминания.
Теперь у нас избыток данных: две оценки ощущаемой полезности –
гедониметрическая сумма и ретроспективная оценка, которые систематически не
совпадают. Гедониметрическая сумма подсчитывается наблюдателем по самоотчету
испытуемого в каждый момент. Эти оценки мы называем «взвешенными», потому что
при вычислении «области под кривой» каждому моменту приписывается равный вес:
две минуты боли на уровне 9 в два раза хуже, чем одна минута страданий той же

интенсивности. Однако результаты этого и других экспериментов показывают, что
ретроспективный отчет не учитывает длительность и придает двум моментам – пику и
концу – большее значение, чем остальным. Так на что же обращать внимание? Что
делать врачу? Ответ важен для медицинской практики. Отметим следующее:
• Если наша задача – сгладить воспоминания пациента о страданиях, то снижение
пиковой интенсивности боли важнее, чем сокращение продолжительности процедуры.
По той же причине предпочтительнее сокращ ать интенсивность боли постепенно, а не
резко – ведь у пациента остаются менее неприятные воспоминания, если в конце
процедуры боль относительно невелика.
• Если задача – снизить реально испытываемую пациентом боль, то имеет смысл
сократить время процедуры, даже если в результате увеличится пиковая боль и у
пациента останутся самые неприятные воспоминания.
Какая задача, по-вашему, важнее? Я не проводил формального опроса, но мне
представляется,
что
подавляющее
большинство
проголосует
за
снижение
воспоминаний о боли. Мне кажется полезным представить эту дилемму как конфликт
интересов двух половин нашего «я» (которые не совпадают с двумя знакомыми нам
системами). «Ощущающее я» – то, которое отвечает на вопрос «А сейчас больно?».
«Вспоминающее я» – то, которое отвечает на вопрос «Как все было в целом?».
Воспоминания – все, что нам остается из жизненного опыта, и поэтому, думая о своей
жизни, мы можем принять только точку зрения вспоминающего «я».
Как-то раз после лекции один из слушателей поделился со мной историей,
показывающей, как сложно отделить память от ощущений. Он рассказал, как с
восторгом слушал симфонию на проигрывателе – и под конец царапина на пластинке
издала резкий звук; неудачный финал «испортил все впечатление». На самом деле
испорчено было не впечатление, а воспоминание о нем. Ощущающее «я» получило
впечатление почти целиком прекрасное, и плохой конец не мог отменить того, что уже
произошло. Мой слушатель негативно оценил весь эпизод, потому что он очень плохо
завершился, но подобная оценка полностью игнорирует 40 минут музыкального
блаженства. Получается, что реальные ощущения ничего не значат?
Смешение ощущений и памяти об ощущениях – очень интересная когнитивная
иллюзия; эта замена заставляет нас поверить, что прошлый опыт можно уничтожить.
У ощущающего «я» нет права голоса. Вспоминающее «я» часто ошибается, но именно
оно ведет подсчет и решает, что мы получ им от жизни; именно оно принимает
решения. То, чему мы научились в прошлом, поможет улучшить наши будущие
воспоминания, но необязательно – будущие ощущения. Это тирания вспоминающего
«я».
На какое «я» полагаться?
Чтобы продемонстрировать роль вспоминающего «я» в принятии решений, мы с
коллегами придумали эксперимент с использованием своеобразной формы пыток –
теста «холодная рука» (его громоздкое официальное название – «холодовый
прессорный тест»). Участников просили на время опустить кисть руки в до ломоты
ледяную воду; потом им предлагалось вынуть руку и обернуть теплым полотенцем.
Свободной рукой испытуемые с помощью стрелок на клавиатуре постоянно отмечали
уровень испытываемых страданий – непосредственные реакции ощущающего «я». Мы
выбрали температуру, которая приносила среднюю, но терпимую боль; участник
эксперимента, разумеется, мог в любой момент вынуть руку из воды, но никто так не
поступил.
Кажды й доброволец принял участие в двух сессиях.

Короткая сессия – рука погружается на 60 секунд в воду при температуре 14 градусов
Цельсия; это вызывает болевые ощущения, которые, впрочем, не являются
невыносимыми. По истечении минуты экспериментатор просит участника вынуть
руку из воды и предлагает теплое полотенце.
Длинная сессия длится 90 секунд. Первые 60 секунд проходят точно так же, как и в
первой сессии. По истечении минуты экспериментатор, ничего не говоря, открывает
клапан, который пускает более теплую воду в сосуд. В следующие 30 секунд
температура воды повышается примерно на 1 градус – этого достаточно, чтобы
большинство испытуемых отметило снижение интенсивности боли.
Участников предупреждали, что будет проведено три теста «холодная рука». В
действительности каждый испытуемый проходил одну короткую и одну длинную
сессию (одна – с правой рукой, другая – с левой). Сессии разделяла пауза в семь минут.
За тем, через семь минут после второй сессии, участнику предлагали принять решение
по поводу третьей. Ему объявляли, что эксперимент будет повторен полностью, причем
испытуемый должен сделать самостоятельный выбор: повторно проделать опыт с
левой или правой рукой. Разумеется, половина испытуемых соглашалась на
проведение короткой сессии с левой рукой, половина – с правой; половина начинала с
короткой сессии, половина – с длинной, и так далее. Эксперимент проводился под
тщательным контролем.
Целью эксперимента было создание конфликта между интересами ощущающего «я»
и вспоминающего «я», а также между ощущаемой полезностью и выбираемой
полезностью. С точки зрения ощущающего «я» длинная сессия, очевидно, была хуже.
Мы предполагали, что у вспоминающего «я» будет иное мнение. Правило «пик –
конец» предсказывает, что худшие воспоминания сохранятся о короткой сессии,
нежели о длинной; игнорирование длительности предсказывает, что разница между 90
секундами и 60 секундами стр аданий не будет играть роли. Мы, таким образом,
предположили, что участники сохранят более приятные (или менее неприятные)
воспоминания о длинной сессии и согласятся повторить ее. Так и вышло. Не менее 80
% участников, отметивших уменьшение боли в заключительной стадии длинной
сессии, решили повторить ее, тем самым выразив готовность терпеть 30 секунд лишней
боли в предполагаемой третьей сессии.
Участники, выбравшие длинную сессию, – не мазохисты. Они не выбрали худшие
испытания сознательно, а допустили элементарную ошибку. Если бы мы спросили:
«Вы предпочитаете целиком 90-секундное погружение или только его первую часть?»,
испытуемые, конечно же, предпочли бы короткий вариант. Однако вопрос
формулировался по-другому, и участники эксперимента сделали естественный выбор:
предпочли сессию, о которой сохранились менее ужасные воспоминания. Все
испытуемые хорошо понимали, какой вариант дольше – мы спрашивали об этом, – но
не использовали это знание. Решение основывало сь на простом правиле интуитивного
выбора: брать то, что больше привлекает или меньше отталкивает. Законы памяти
определили, насколько неприятны два варианта, а это, в свою очередь, определило
выбор. Эксперимент «холодная рука», как и моя прежняя задачка с инъекциями,
показал разрыв между выбираемой полезностью и ощущаемой полезностью.
Предпочтения, наблюдаемые в этом эксперименте, – еще один пример эффекта
«лучше меньше», о котором упоминалось в предыдущих главах. В исследовании
Кристофера Ши добавление тарелок к сервизу из 24 предметов снижало общую
ценность, потому что некоторые из добавленных тарелок были с дефектом. Второй
случай – активистка Линда, которую воспринимают скорее как феминистку –
банковского кассира, чем просто как кассира в банке. Сходство не случайно. Одни и те

же свойства Системы 1 работают во всех трех ситуациях: Система 1 представляет
оценку по среднему, норме, аналогии, а не по сумме. Каждая сессия в эксперименте
«холодная рука» – набор мо ментов, которые вспоминающее «я» хранит как образец.
Тут возникает конфликт. Для объективного наблюдателя, оценивающего подход по
самоотчетам ощущающего «я», важна «область под кривой», интеграл интенсивности
боли по времени, сумма. Напротив, вспоминающее «я» хранит память о главном
моменте, связанном с пиковым и конечным ощущениями.
Разумеется, эволюция привела к тому, чтобы память животных хранила интегралы;
обычно так и происходит. Белке важно «знать» полный объем запасенной пищи;
представление о среднем размере ореха – плохая замена. Однако интеграл полученной
боли или удовольствия биологически не столь важен. Известно, например, что крысы
демонстрируют игнорирование длительности относительно и боли, и удовольствия. В
одном эксперименте крысы получали электрический шок, предваряемый световым
сигналом. Крысы быстро привыкали бояться света; интенсивность страха измерялась
по нескольким физиологическим показателям. Главным выводом стало то, что
длительность шока не влияет на силу страха – важна была только сила болевого
воздействия.
В других классических исследованиях было показано, что электрическое раздражение
определенных участков мозга крысы (и соответствующих участков мозга человека)
вызывает ощущение сильного удовольствия – иногда настолько сильного, что крысы,
вызывающие стимуляцию мозга нажатием рычага, забывали о еде и умирали от
голода. Стимуляция мозга может меняться по силе и продолжительности, однако и
здесь имеет значение только интенсивность: до определенного момента увеличение
длительности импульса не повышает стремления животных к стимуляции. Законы,
управляющие вспоминающим «я» у человека, имеют долгую эволюционную историю.
Биология против рациональности
Самая полезная идея в моей давней задачке с инъекциями состояла в том, что
ощущаемую полезность серии одинаково болезненных уколов можно измерить
простым подсчетом инъекций. Если все инъекции од инаково неприятны, то 20 в два
раза хуже, чем 10; а сокращение их числа с 20 до 18 столь же ценно, как и сокращение с
6 до 4. Если выбираемая полезность не соответствует ощущаемой полезности, то с
решением что-то не так. Та же логика применима и к эксперименту «холодная рука»:
90-секундная сессия хуже, чем первые 60 секунд этой же сессии. Если люди выбирают
для повторения более длинную сессию, с их решением что-то не так. В моей первой
задачке разрыв между решением и опытом возникал от снижения чувствительности:
разница между 18 и 20 не так ярка и выглядит не такой ценной, как разница между 6 и
4 уколами. В эксперименте «холодная рука» ошибка отражает два принципа памяти:
игнорирование длительности и правило «пик – конец». Механизмы различны, но
результат тот же: решение, не опирающееся на опыт.
Решения, не ведущие к лучшему ощущению, и неверные предсказания будущих
ощущений – неприятные новости для тех, кто верит в рациональность выбора.
Эксперимент «холодная рук а» показал, что полностью полагаться на личные
предпочтения – не в наших интересах, даже если предпочтения основаны на личных
ощущениях и даже если мы вспоминаем ощущения пятнадцатиминутной давности!
Вкусы и решения формируются воспоминаниями, а память может ошибаться. Это
заставляет подвергнуть сомнению идею о том, что человек имеет устойчивые
предпочтения и знает, как максимизировать их, – а ведь на этом утверждении держится
модель рационального агента. Непостоянство – неотъемлемое свойство нашего разума.
У нас есть четкие предпочтения по поводу длительности испытываемых страданий и
удовольствия. Мы хотим, чтобы боль была короткой, а удовольствие –

продолжительным. Однако наша память, функция Системы 1, развилась так, чтобы
хранить только самый сильный момент страданий или удовольствия, а также
ощущения ближе к концу эпизода. Память, которая игнорирует длительность, не
поможет нам продлевать удовольствие и сокращать боль.
Разговоры о двух «я»
«Вы думаете о своем неудавшемся браке исключительно с точки зрения
вспоминающего „я“. Развод был как скрежет в конце симфонии – если брак кончился
плохо, это еще не значит, что плохо было все».
«В этом беда игнорирования длительности. Вы присваиваете хорошим и плохим
воспоминаниям одинаковую важность, хотя хороший период длился в десять раз
дольше плохого».
36
Жизнь как история
В самом начале своей работы над измерением ощущений я попал на представление
«Травиаты» Верди. Опера славится великолепной музыкой, но это еще и трогательная
история любви молодого аристократа и Виолетты – дамы полусвета. Отец юноши
убеждает Виолетту отказаться от возлюбленного, чтобы спасти честь семьи и будущий
брак сестры молодого человека. Жертвуя собой, Виолетта отвергает любимого. Вскоре
она заболевает чахоткой (в XIX веке так называли туберкулез). В финале умирающая
Виолетта медленно угасает, окруженная немногими друзьями. Ее возлюбленный, узнав
об этом, спешит в Париж, чтобы увидеться с ней. Виолетту переполняет радостное
ожидание, но силы ее быстро тают.
Сколько бы раз вы ни слушали эту оперу, в финале вас охватывает напряжение и
тревога: успеет ли возлюбленный? Для него важно повидаться с любимой. Он, конечно,
успевает, звучат несколько волшебных любовных дуэтов, и после 10 минут
восхитительной музыки Виолетта умирает.
По дороге домой я задумался: чем для нас так важны эти последние 10 минут? Стало
ясно, что меня вовсе не волнует, сколько лет прожила Виолетта. Если бы мне сказали,
что она умерла в 27 лет, а не в 28, как я считал, то пропущенный год счастливой жизни
меня вовсе не тронул бы; но возможность пропустить последние 10 минут значила
много. Кроме того, чувства, которые я испытывал от воссоединения влюбленных, не
изменились бы, узнай я, что они провели вместе не 10 минут, а целую неделю. А вот
если бы юноша опоздал, «Травиата» стала бы совсем иной историей. Всякая история
повествует о важных событиях и памятных моментах, а не о течении времени. Для нее
естественно игнорирование длительности событий, и конец часто определяет ее суть.
Одни и те же основные свойства проявляются в правилах нарратива и в
воспоминаниях о колоноскопии, отпуске и фильмах. Так работает вспоминающее «я»:
оно составляет истории и хранит их для будущего использования.
Не только в опере мы представляем жизнь в виде истории и хотим, чтобы все
кончилось хорошо. Если нам рассказывают о гибели женщины, много лет не видевшей
дочь, мы хотим знать, встретились ли они перед смертью. Нас волнуют не только
чувства дочери; мы хотим улучшить повесть о жизни матери. Наша забота о людях
часто выражается в заботе о качестве их истории, а не в заботе об их чувствах. Нас

трогают события, меняющие историю уже умерших людей. Если человек умер, веря в
любовь жены к нему, мы жалеем его, узнав, что она много лет держала любовника, а с
мужем не расставалась только ради его денег. Нам жалко мужа, хотя он прожил
счастливую жизнь. Мы сочувствуем унижению ученого, сделавшего великое открытие,
которое после его смерти оказалось ошибкой, забывая, что сам он никакого унижения
не испытал. Больше всего, разумеется, мы переживаем за «повесть» своей собственной
жизни и очень хотим, чтобы история вышла хорошей, а герой – достойным.
Психолог Эд Динер со своими студентами попытался выяснить, действуют ли
игнорирование длительности и правило «пик – конец» при оценке всей жизни. Они
подготовили краткое жизнеописание вымышленной героини по имени Джен, женщины
без мужа и детей, погибшей в автомобильной катастрофе – быстро и без мук. По одной
версии Джен была счастлива всю жизнь (30 или 60 лет), любила свою работу, уделяла
свободное время друзьям и хобби. В другой версии к жизни Джен добавлялись 5
лишних лет (теперь она жила 35 или 65 лет). Дополнительные годы описывались как
удовл етворительные, но не настолько, как предыдущие. Прочитав схематическую
биографию Джен, каждый участник отвечал на два вопроса: «Если брать в целом,
насколько привлекательной, по-вашему, была жизнь Джен?» и «Сколько радости или
печали, по-вашему, испытала Джен в жизни?».
Результаты четко показали наличие игнорирования длительности и эффекта «пик –
конец». В «межкатегориальном» эксперименте (разным участникам предъявлялись
разные бланки) увеличение продолжительности жизни Джен вдвое не оказало никакого
влияния на привлекательность ее жизни и на оценку общего количества радости или
печали. Понятно, что ее жизнь была представлена типичным временным срезом, а не
последовательностью срезов. В результате «полное счастье» оценивалось как радость в
типичный период времени, а не суммой (или интегралом) радостных моментов на
протяжении всей жизни.
Как и ожидалось, Динер и его студенты обнаружили также эффект «лучше меньше»,
который ясно показывал, что в место суммы используется среднее значение.
Добавление пяти «удовлетворительных» лет к очень счастливой жизни вызвало
значительное снижение оценки общего счастья в жизни.
По моему совету исследователи собрали данные по влиянию добавленных пяти лет во
«внутрикатегориальном» эксперименте (один и тот же испытуемый оценивал два
варианта по очереди). Хотя я давно имею дело с ошибками оценки, даже мне было
трудно поверить, что разумные люди могут сказать, будто добавление пяти неплохих
лет сделает жизнь значительно хуже. Я оказался неправ: подавляющее большинство
участников эксперимента пришли к выводу, что разочаровывающие пять
дополнительных лет портят всю жизнь.
Структура суждений выглядела абсурдной, и Динер со студентами сначала решил,
что ответы говорят о неразумности молодых участников эксперимента. Однако
результаты не изменились, когда на те же вопросы ответили родители и старшие
друзья студентов-экспериментаторов. В интуитивной оценке как всей жизни, так и
кратких эпизодов, пик и конец имеют значение, а длительность – нет.
Боли при родах и удовольствие от отдыха всегда приводятся в качестве возражений
идее игнорирования длительности: мы все интуитивно согласимся, что роды, длящиеся
24 часа, гораздо хуже, чем роды, занимающие 6 часов, и что шесть дней на хорошем
курорте лучше, чем три. Кажется, что длительность в этих случаях имеет значение, но
это только потому, что качество ощущений меняется с течением времени. Роженица
больше измучена и разбита после 24 часов, чем после 6; отпускник чувствует себя более
отдохнувшим и посвежевшим после шести дней, чем после трех. В действительности
при оценке подобных эпизодов для нас важно и постепенное ухудшение (или
улучшение) текущих ощущений, и то, как человек себя чувствует в конце.

Амнестический отпуск
Куда поехать в отпуск? Вы предпочтете провести расслабляющую неделю на
знакомом пляже, где отдыха ли в прошлом году? Или надеетесь получить свежие
впечатления? Туристические агентства предлагают различные варианты: курорты
помогут расслабиться и восстановить силы, путешествия дадут материал для создания
историй и накопления воспоминаний. Безудержное увлечение многих туристов
фотографией позволяет предположить, что хранение воспоминаний часто является
важной целью, которая влияет и на отпускные планы, и на восприятие отдыха.
Фотограф воспринимает сцену не как мгновение, которое хочется сохранить, но как
будущее воспоминание, которое нужно организовать. Фотоснимки пригодятся
вспоминающему «я» – хотя мы обычно не разглядываем их так долго или так часто,
как собирались, или вообще не смотрим, – но фотографирование необязательно
лучший способ для ощущающего «я» туриста наслаждаться видами.
Во многих случаях мы оцениваем отпуск по истории и тем воспоминаниям, которые
останутся. Мы часто говорим «незабываемо» о лучших моментах отпуска – открыто
формулируя цели ощущен ий. В других случаях – на ум сразу приходит любовь –
уверенное заявление «Это мгновение не забудется никогда» меняет характер момента.
Сознательно организованное воспоминание об ощущениях приобретает вес и
значимость, которых иначе не имело бы.
Эд Динер со своей командой представил доказательства, что именно вспоминающее
«я» выбирает отпуск. Студентов попросили вести записи и ежедневно оценивать
собственные впечатления во время весенних каникул. После окончания каникул
студенты давали общую оценку проведенному времени. Затем каждый указывал, хотел
бы он повторить только что закончившиеся каникулы. Статистический анализ
показал, что желание повторить каникулы полностью определяется конечной оценкой
– даже если она не отражает точно качество впечатлений, описанных в дневнике. Как и
в эксперименте «холодная рука», люди опираются – правильно это или нет – на память,
решая, повторять или не повторять впечатления.
Следующий мысленный эксперимент по поводу предстоящего отпуска позволит вам
понять свое отношение к ощущающему «я».
В конце отпуска все фотографии и видеозаписи будут уничтожены. Более того, вы
примете зелье, которое сотрет все воспоминания об отпуске.
Как эта перспектива повлияет на ваши отпускные планы? Сколько вы готовы будете
заплатить за такой отпуск по сравнению с нормальным, запоминающимся отпуском?
Я не проводил строгих исследований, но из бесед вынес впечатление, что стирание
воспоминаний резко снизит ценность опыта. В некоторых случаях люди, примеряя к
себе собирательное представление о «беспамятных», решают увеличить удовольствие
от процесса, вернувшись туда, где когда-то были счастливы. Однако некоторые
отвечают, что никуда не поедут, тем самым показывая, что главным для них является
вспоминающее «я», тогда как амнестическое ощущающее «я» волнует их не больше,
чем какой-то беспамятный незнакомец. Многие указали, что не согласились бы сами и
не отправили бы других «беспамятных» на альпинистский маршрут или в путешествие
по джунглям, поскольку соответствующие ощущения обычно болезненны в реальном
времени, а ценными становятся только в расчете на то, что сохранятся воспоминания и
о страданиях, и о радости при достижении цели.
Вот еще один мысленный эксперимент: представьте, что вам предстоит болезненная
операция, во время которой вы будете оставаться в сознании. Вас предупреждают, что
вы будете кричать от боли и умолять хирурга остановиться. Однако вам обещают
лекарство, которое полностью сотрет память об операции. Как вам такая перспектива?
В неформальных беседах большинство людей оказались на удивление безразличны к

боли, которую испытывает их ощущающее «я». Некоторые сказали, что им все равно.
Другие согласились, что будут жалеть свое страдающее «я», но не больше, чем жалели
бы страдающего незнакомца. Как ни странно, «я» – это мое вспоминающее «я»;
ощущающее «я», которое и проживает мою жизнь, для меня – посторонний.
Разговоры о жизни как истории
«Он отчаянно пытается сохранить целостным сюжет честно прожитой жизни, хотя
последний эпизод оставляет желать лучшего».
«То, с какой силой он стремился к этому мимолетному приключению, говорит о
полном игнорировании длительности».
«Похоже, ты весь отпуск посвятил созданию воспоминаний. Может, лучше отложить
камеру и насладиться мгновением, пусть даже не таким памятным?»
«У нее болезнь Альцгеймера. Она не удерживает в памяти сюжет своей жизни, но ее
ощущающее „я“ по-прежнему открыто красоте и добру».
37
Ощущение благополучия
Лет пятнадцать назад, когда я заинтересовался изучением благополучия, вскоре
стало ясно: почти все, что нам известно о предмете, основывается на ответах
миллионов людей на немногоч исленные варианты одного и того же вопроса, обычно
воспринимающегося как мера счастья. Очевидно, что вопрос адресуется
воспоминающему «я», которое должно задуматься о жизни:
«С учетом всех обстоятельств насколько вы довольны жизнью в целом?»
К теме благополучия я обратился после исследования ошибок памяти в
экспериментах с колоноскопией и «холодной рукой», поэтому изначально с
подозрением относился к утверждению, что общее удовлетворение жизнью является
точным измерителем благополучия. Поскольку вспоминающее «я» в моих
экспериментах не проявило себя достоверным свидетелем, я решил в оценке
благополучия обратиться к ощущающему «я». Предположим, что выражение «Хелен
была счастлива в марте» будет иметь смысл, если
она большую часть времени занималась тем, что ей скорее хотелось бы продолжать, а
не прекратить, редко оказывалась в ситуациях, которых хотелось бы избежать, и – это
важно, ведь жизнь коротка, – мало в ремени проводила в нейтральном состоянии, не
вызывающем ни удовольствия, ни неудовольствия.
Есть много разных занятий – приятных и для души, и для тела, – которые мы скорее
продолжим, чем прекратим. Опять же предположим, что примером ситуации, которую
Хелен захочет продолжать, станет полное погружение в процесс, иначе называемое
«потоком», – состояние, охватывающее людей искусства в момент творчества, и
известное многим увлеченным фильмом, книгой или решением кроссворда; во всех

этих ситуациях прерывать процесс нежелательно. Еще я припомнил счастливое раннее
детство: я всегда капризничал, если мама отрывала меня от игрушек и вела гулять в
парк, а потом упирался, когда меня уводили из парка домой, лишая качелей и горки.
Сопротивление вмешательству означало, что я замечательно провожу время – и с
игрушками, и на качелях.
Я предложил измерять удовольствие Хелен точно так же, как мы измеряли
ощущения двух пациентов во время колоноскопии, – оценивая профиль благополучия,
ощущаемого ею в каждый момент жизни. В этом я следовал идее гедоним етра
Эджуорта. Воодушевленный таким подходом, я сначала игнорировал вспоминающее
«я» Хелен как ненадежного свидетеля реального благополучия ощущающего «я». Я
догадывался, что моя позиция чересчур радикальна (так оно и оказалось), но начало
было положено.
Ощущаемое благополучие
Я собрал великолепную группу исследователей, куда входили три психолога
разных специализаций и один экономист; вместе мы взялись за разработку метода
измерения благополучия ощущающего «я». Непрерывная запись ощущений оказалась,
к сожалению, невозможной – человек не может нормально жить, постоянно сообщая о
своих ощущениях. Ближайшей альтернативой был «метод отбора переживаний»,
изобретенный Михаем Чиксентмихайи. Со времени первых экспериментов технологии
усовершенствовались. Сейчас фиксация переживаний производится при помощи
программы на мобильном телефоне: через произвольные интервалы звучит сигнал или
вибрация; телефон выдает респонденту краткое меню вопросов: чем он занят, кто с
ним рядом в данный момент и тому подобное. Участнику также предлагается шкала
оценки для указания интенсивности различных чувств: радости, напряженности,
гнева, беспокойства, увлечения, физической боли и других.
Отбор переживаний – дорогой и трудоемкий метод (хотя вовсе не такой
отвлекающий, как поначалу кажется; ответы на вопросы занимают немного времени).
Нужен был более практичный подход, и мы разработали метод, названный «метод
реконструкции дня» (МРД). Мы надеялись, что такой подход даст результаты, близкие
к отбору переживаний, и предоставит дополнительную информацию о том, как люди
проводят свое время. Участницы (в первых исследованиях были только женщины)
приглашались на двухчасовую сессию. Сначала мы просили их подробно описать
прошедший день, разбив его на эпизоды, как в кино. Затем испытуемые отвечали на
несколько вопросов о каждом эпизоде, как в методе отбора переживаний. Они
выбирали из списка дел, которыми занимались, то , чему уделили больше всего
внимания. Они также перечисляли тех, с кем встречались за день, и указывали на
6-балльной шкале интенсивность некоторых чувств (0 – отсутствие чувства; 6 –
максимальное чувство). Наш метод предполагал, что люди, способные подробно
описать ситуацию в прошлом, могут вспомнить сопровождавшие эту ситуацию чувства
и вновь выказать внешние психологические признаки эмоций.
Мы предполагали, что участницы честно и точно воспроизведут чувства главного
момента эпизода. Сравнение с выборкой переживаний подтвердило валидность МРД.
Поскольку участницы указывали время начала и конца эпизода, мы смогли
подсчитать взвешенные по длительности оценки чувств на протяжении всего дня. В
суммарной оценке дневных переживаний более продолжительные эпизоды получали
больший вес, чем короткие. Опросник также включал оценки удовлетворенности
жизнью, которую мы рассматривали как удовлетворенность вспоминающего «я». Мы
использовали МРД для исследования факторов эмоцио нального благополучия и
удовлетворенности жизнью у нескольких тысяч женщин в США, Франции и Дании.
Чувства, испытываемые в какой-то момент или в течение эпизода, непросто

выразить в одной оценке радости. Существует множество вариаций приятных чувств,
включая любовь, восторг, увлеченность, надежду, веселье и другие. Отрицательные
эмоции тоже многочисленны и разнообразны: гнев, стыд, депрессия, одиночество и так
далее. Хотя положительные и отрицательные эмоции сосуществуют одновременно,
большинство моментов определяются как в целом приятные или неприятные. Можно
выделить неприятные эпизоды, сравнивая рейтинги положительных и отрицательных
прилагательных. Эпизод считался неприятным, если негативная эмоция получала
более высокий рейтинг, чем все позитивные. Оказалось, что американки испытывают
неприятные ощущения примерно 19 % времени – немногим больше, чем француженки
(16 %) или датчанки (14 %).
Долю времени, когда человек испытывает неприятные ощущения, мы назвали
U-индексом. Например, человек, который 4 из 16 часов бодрствования испытывает
неприятные ощущения, получит U-индекс 25 %. Этот индекс хорош и тем, что основан
не на шкале оценок, а на объективном измерении времени. Если U-индекс для
популяции падает с 20 до 18 %, можно заключить, что время эмоционального
дискомфорта или страдания населения сократилось на одну десятую.
Удивительным результатом оказалась степень неравномерности распределения
эмоциональных страданий. Около половины участников сообщили, что за целый день
не пережили ни одного неприятного эпизода. С другой стороны, значительное
меньшинство опрошенных отметили, что испытывали эмоциональный стресс бо́льшую
1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   65


написать администратору сайта