Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Унии Литвы с Польшей.

  • § 3. От общины к крупному землевладению: социальная история русских земель в составе Великого княжества Литовского.

  • § 4. Формирование украинской и белорусской народностей.

  • Глава V. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ПСКОВ В XIII-XV вв. § 1. Великий Новгород.

  • ДЗ. До 1917 года история. Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.)


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеДворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.)
    Дата28.04.2022
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДо 1917 года история.docx
    ТипДокументы
    #501856
    страница6 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    Глава IV. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ И ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛИ.

    § 1. Возникновение и развитие Великого княжества Литовского.

    "Дранг нах Остен" ("Натиск на Восток") - страшная опасность, которая угрожала в XIII в. Руси, дамокловым мечом нависла и над населением прибалтийских земель. Под ударами "орденских братьев" пали русские крепости в Прибалтике, рыцари захватили территории племенных союзов ливов, куршей, эстов и др. - предков современных латышей и эстонцев. Ожесточенное сопротивление рыцарям оказывали литовцы.

    Литовцы достаточно поздно появляются на авансцене европейской истории, их политическая и экономическая жизнь, о которой нам сообщают источники, начиная со второй половины XII в., дышит глубокой архаикой. Распадаясь на множество разрозненных племен, литовцы уже тогда состояли из двух этнографических групп - аукштайте (верхняя Литва) и жемайте (нижняя Литва, или "Жмудь" в русских источниках). Они занимались земледелием, скотоводством и всякого рода промыслами: охотой, рыболовством, добычей меда диких пчел. Литовцы были хорошими воинами, а под влиянием немецкой агрессии весь их быт перестраивается на военный лад. Прекрасно зная свои леса и болота, литовцы хитростью заманивали рыцарей в чащобу, наносили неожиданные удары по немецким замкам. О многих славных победах литовцев повествуют немецкие хронисты, которых трудно заподозрить в симпатиях к противнику. Однако справиться с таким сильным врагом, как рыцари, литовцы не могли: не хватало ни людских, ни материальных ресурсов. В этих условиях начинается экспансия литовцев на юг и юго-восток, начинается литовское "завоевание". Распространялся, собственно, не литовский этнос, а власть литовских князей, причем процесс проникновения в русскую среду этой власти был постепенным. Литовские князья утверждаются на столах в некоторых русских городах. Явление это напоминает появление на Руси несколькими столетиями раньше Рюриковичей. Натиск на Русь становится интенсивнее после того, как литовскому князю Миндовгу в 1240-1250-х гг. удается уничтожить своих противников и добиться некоторой централизации. Централизация была относительной, "союз союзов" литовских племен был рыхлым, и "самодержство" Миндовга (по определению русского летописца) - не более чем цветистый риторический оборот. Однако именно в это время начинает складываться ядро Литовско-Русского государства, или Великого княжества Литовского.

    Территориальный рост продолжался и при преемниках Миндовга, особенно при князе Гедимине (1316-1341). В состав центра будущего государства входят земли "верхней Литвы" - аукштайте и "приросшие" к ним земли Черной Руси, т.е. Понеманья, а также некоторые части Полоцкой и Турово-Пинской земель. Тут необходимо обратить внимание на одно очень интересное явление. Уровень политического развития литовских "завоевателей" был ниже, чем восточнославянского населения. В то же время литовские князья нуждались в тех материальных и людских ресурсах, которыми обладали русские земли. Такого рода обстоятельства обусловили русификацию верхушки литовцев. Литовские князья принимают православную веру, усваивают русский язык, культуру. Одно время даже столица формирующегося государства находилась на русской территории - в Новгороде Литовском. Позже она была перенесена в Вильно, но характер отношений между этносами в формирующемся государстве остался тем же.

    Дело, начатое первыми великими литовскими князьями, было продолжено князьями Ольгердом и Кейстутом. Они договорились между собой, разделив функции: Кейстут занимался обороной Литвы от рыцарей, а Ольгерд осуществлял захваты русских земель. В состав Великого княжества Литовского вошли такие древнерусские земли, как Полоцкая, Смоленская (уже при Витовте в начале XV в.), Киевская, Чернигово-Северская, Волынская, самая южная - Подолье. Долго шла борьба за Галичину, которая, в конце концов, оказалась в руках Польши. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества на правах автономии. Дело в том, что великие князья литовские придерживались принципа "мы старины не рухаем, а новин не вводим", довольствовались сбором дани с присоединенных земель и привлечением к участию в общеземском ополчении местных вооруженных сил. Такого рода отношения закреплялись в специальных договорах - уставных грамотах, весьма напоминавших договоры Новгорода с князьями. Формировалось федеративное государство, пусть со своеобразной, средневековой, но федерацией. Процесс складывания данного государства нет оснований идеализировать - при его создании лилась кровь, захватывались земли, но оно создавалось не одним только насилием. Дело в том, что некоторые русские земли были сами заинтересованы в поддержке литовских князей, не без основания видя в них защиту от монголо-татар. Внешняя опасность, необходимость вести борьбу на несколько фронтов, была одной из основных причин возникновения Великого княжества Литовского. С другой стороны, такой характер генезиса государства приводил к тому, что русские земли в составе Литовско-Русского государства долгое время сохраняли свои особенности, внутреннюю структуру и политическое устройство. В этом смысле именно Великое княжество Литовское наследовало многие черты экономического и политического быта русских земель еще киевского периода нашей истории.

    § 2. Унии Литвы с Польшей.

    Ситуация в этом регионе начинает меняться в конце XIV в. В соседней Польше пресеклась правящая династия. После двенадцатилетнего правления (с 1370 г.) короля Людовика Венгерского на престоле оказалась его дочь Ядвига. Польские паны, короновав ее, одновременно поставили вопрос о ее браке с Ягайло Ольгердовичем - великим князем литовским. В 1385 г. брак был заключен. Одновременно была заключена и Польско-литовская уния (союз), которая должна была знаменовать объединение двух государств. Однако она так и осталась на бумаге. В Великом княжестве Литовском вокняжился Витовт Кейстутьевич, который сумел добиться самостоятельности Великого княжества в борьбе с Ягайло, с которым у него были и личные счеты - Ягайло был повинен в смерти отца Витовта.

    Между тем объединение русских земель и Литвы, как пусть и номинальный, но союз с соседним славянским государством - Польшей, дали в области внешней политики блестящие результаты. Еще в 1362 г. в битве у Синих Вод (Подолье) русско-литовские войска разбили войска трех татарских царевичей, а в 1410 г. грянула знаменитая Грюнвальдская битва. С той и с другой стороны в битве участвовало около 60 тыс. человек - цифра для эпохи Средневековья огромная. Польскими войсками командовал Ягайло, а литовские и русские возглавлял Витовт, участвовали отряды из Чехии и татары. Все это воинство нанесло сокрушительное поражение Ордену. Был убит даже магистр - глава Ордена - фон Юнгинген и, хотя последующая осада крепости Мальборг (главного форпоста крестоносцев в Прибалтике) окончилась ничем, Ордену был нанесен страшный удар, от которого он так и не сумел оправиться.

    Совместная победа на поле между селениями Грюнвальд и Танненберг привела к заключению в местечке Городло (Восточная Польша) следующей унии - Городельской. Она, впрочем, также оказалась в реальности лишь личной, номинальной - оба государства сохранили свою самостоятельность. Значение Городельской унии 1413 г. состоит в том, что именно с нее начинается весьма неоднозначный процесс - процесс полонизации и католизации Великого княжества Литовского. По условиям унии, католики получили определенные привилегии при доступе к "урядам" - государственным должностям. Польская знать браталась с литовской, передавая ей свои гербы, начинала формироваться чуждая народным массам по своей вере и даже этнической принадлежности элита. Другими словами, именно Городельская уния создала предпосылки для наступления Польши на русские земли Великого княжества Литовского.

    В условиях начавшейся полонизации, ухудшения положения русских в Великом княжестве Литовском вспыхнула война, которая в литературе получила название "восстание Свидригайло". В ходе движения, возглавленного князем Свидригайло Ольгердовичем, возникла ситуация, когда Великое княжество Литовское распалось на две части: Литва посадила на великое княжение Сигизмунда Кейстутьевича, а русские земли держались стороны Свидригайло и именно его посадили на "великое княжение Русское". В политическом развитии Великого княжества Литовского период этот был переломным. Пока Сигизмунд подтверждал унию с Польшей, русские земли жили своей жизнью, пытались построить отдельное политическое здание. Однако "восстание Свидригайло" потерпело поражение, а после гибели князя Сигизмунда на престоле в Вильно утверждается Казимир Ягеллончик, правление которого знаменовало новую эпоху и которое по значению можно сравнить с правлением Ивана III в Великом княжестве Московском. Казимир восстанавливает пошатнувшиеся уже было основы униатской политики, в своем лице династически вновь объединяет два государства.

    Впрочем, основы политики унии остаются достаточно неустойчивыми и во второй половине XV - начале XVI в. Униатский процесс продолжился и при преемниках Казимира - великих князьях Александре и Сигизмунде, но завершился лишь в правление Сигизмунда-Августа, когда в 1569 г., в условиях постоянной борьбы Великого княжества Литовского с Российским государством, была заключена Люблинская уния (в городе Люблине в Польше), имевшая важнейшее значение в истории Восточной и Центральной Европы. На европейских картах появилось новое государство - Речь Посполита. Правда, Великое княжество и в составе Речи Посполитой сохраняло определенную самостоятельность, но территория ее теперь ограничивалась собственно Литвой и землями Белоруссии, а все южные земли (Украина) отошли непосредственно в состав Короны, т.е. Польши.

    § 3. От общины к крупному землевладению: социальная история русских земель в составе Великого княжества Литовского.

    Такова внешняя канва событий. Но как развивалась "внутренняя" история этого огромного региона Восточной Европы? В состав Великого княжества Литовского вошли древнерусские города-государства, которые в ряде районов еще долгое время сохраняли свою социально-политическую структуру и экономическую основу в виде землевладения общин. Со временем усиление княжеской власти привело к росту так называемой служебной системы - организации, имевшей место и у других народов Центральной и Восточной Европы. Все большая часть населения начинает нести "службу" в пользу княжеской власти, города-государства сменились "княжествами" - своеобразными военно-служилыми государствами, в которых большинство населения было связано служебными отношениями с князем, но было свободным и не находилось в той или иной зависимости. По типу такого рода государства строится и само Великое княжество Литовское в целом. В этом государстве XIV - первой половины XV в. еще очень сильна была община, литовско-русское право основывалось на Русской Правде. Лишь постепенно начинают зарождаться сословия, процесс формирования которых занимает XV - первую половину XVI в. Этот процесс был ускорен появлением крупного иммунизированного землевладения, получившего развитие во второй половине XV столетия. Крупное землевладение привело к тому, что высшее сословие в государстве составили землевладельцы - бояре, которые на польский манер получили название "панов", "шляхты". К ним со временем присоединились и княжеские роды уцелевших в борьбе с великокняжеской властью остатков Рюриковичей и Гедиминовичей. Название "бояре" со временем перешло на верхушку крестьянства - довольно многочисленную категорию, несшую военную службу. Военную службу несло и "тяглое", и "данное" крестьянство, но основу их служебных отношений составляла дань и выполнение всякого рода работ. По мере развития иммунизированного землевладения именно эти отряды крестьян в наибольшей степени пополнили отряд "непохожего" крестьянства - первый симптом крепостнических отношений.

    Особое сословие со временем сложилось в городах - мещане, которые несли в государстве ряд повинностей. Консолидации этого сословия весьма содействовало распространение такой разновидности иммунитета, как магдебургское право, которое постепенно и весьма болезненно прививалось в русских землях.

    Иммунизированное землевладение в конечном итоге привело и к изменению государственного строя Великого княжества Литовского. Уходили в прошлое вечевые собрания, и прежняя княжеская власть утрачивала свои функции, а все большую роль в политической жизни земель начинали играть бояре - шляхта. Рада - совет вокруг великого князя литовского (почти полный аналог древнерусской думы) начинает разрастаться и превращается в "великий вальный сойм" подобие польских шляхетских сеймов. Формирование этого государственного учреждения относится к концу XV - первой половине XVI столетия. Землевладельцы с мест отправлялись в центр, где на собраниях шляхты и решали основные проблемы политической жизни государства. Появление "великого вального сойма" знаменовало формирование новой государственности - сословно-аристократической. Так шло развитие государственности западнорусских земель: от древнерусских городов-государств к княжествам (военно-служилой государственности) и затем к сословно-аристократическому государству.

    Процесс эволюции государственного организма сопровождался и изменениями налоговой системы Великого княжества Литовского. На протяжении XIV-XV вв. здесь существовали архаические древнерусские налоги и повинности (полюдье, дары и т.д.), которые лишь постепенно меняли свой облик. Существенные изменения в налоги и повинности вносило иммунизированное землевладение, так как при передаче землевладельцу прежних повинностей многие из них просто исчезли.

    В русских землях Великого княжества Литовского лишь постепенно изменялся и характер социальной борьбы. Борьба, характерная для древнерусского периода, - борьба между свободными общинниками, которые в ходе нее распадались на партии, возглавляемые боярскими группировками. Эти архаические формы социального противостояния сменялись противоборством между различными сословиями, формировавшимися в государстве, а также борьбой общин с государственным аппаратом.

    Все эти тенденции социально-экономической и политической жизни получили дальнейшее развитие во второй половине XVI - первой половине XVII в.

    § 4. Формирование украинской и белорусской народностей.

    Как мы видели, юго-западные древнерусские земли оказались оторванными от Северо-Восточной Руси и история их теперь шла в рамках различных государственных образований (Великое княжество Литовское и Польша). Это способствовало росту различий в языке, материальной культуре, которые появляются еще в период расселения восточных славян по Русской равнине. Хотя в XI-XII вв. сохранялась идея восточнославянского единства, разобщенность политической жизни в рамках городов-государств также способствовала накоплению различий между восточнославянскими общностями. В юго-западных землях возникают определенные языковые особенности, такие как произношение i вместо старых о и е в закрытых слогах и ряд других. Появились новые общие черты материальной и духовной культуры, хозяйственной жизни. Начали складываться и развиваться общие особенности (национальные черты) в области искусства, живописи, архитектуры. Причем большое влияние оказывает своеобразная казацкая субкультура, которая, в свою очередь, впитала в себя массу черт, обычаев и нравов кочевых народов.

    Так складывается украинская народность. Название "Украина" появляется уже в конце XII в. для обозначения древнерусских земель, непосредственно граничивших со степью. Термин употреблялся в значении край, "краина", окраина, земля. В значении "земля", "страна" Украина, Вкраина употребляются в устном народном творчестве, в думах и песнях, относящихся к XVI-XVII вв. Одновременно в официальных документах и в литературных произведениях употреблялось название Малая Русь. В народных массах это название не привилось.

    Те же процессы, только медленнее, проходили и в западнорусских землях. С XV в. у населения этого края появляются такие характерные особенности языка, как дзеканье, цеканье, твердое "р", аканье и т.д.

    При сохранении общей древнерусской основы у населения, жившего по берегам рек Западная Двина, Западный Буг, Сож и Припять, стали развиваться особенности в обычаях, быту, материальной и духовной культуре, что было свидетельством формирования еще одной народности - белорусской. В XIV в. появилось и новое название "Белая Русь".
    Глава V. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ПСКОВ В XIII-XV вв.

    § 1. Великий Новгород.

    Еще один вариант развития русской цивилизации в период после нашествия монголов демонстрируют северо-западные русские земли, которые не подверглись опустошительному монгольскому нашествию и смогли сдержать гибельную экспансию орденских рыцарей.

    Волхов разделял город на две "стороны": Торговую на восточном берегу и Софийскую - на западном. На Софийской стороне был Детинец (Кремль) с храмом св. Софии. На этой же стороне располагались три самоуправляющихся района - "конца". Людин, Неревский и Загородный; на Торговой стороне - Славенский и Плотницкий.

    Концы состояли из улиц - общин, сосредоточенных вокруг православных церквей. Город был окружен земляным валом и рвом, за которыми находились посады. Далее простиралась огромная Новгородская земля. Она делилась на пятины и волости, причем число пятин соответствовало числу концов (Обонежская, Водская, Деревская, Ше-лонская, Бежецкая). В пятинах были пригороды Новгорода: Псков Изборск, Великие Луки, Старая Русса, Ладога и др.

    За пятинами простирались волости, имевшие разное устройство. Самыми известными были Заволочье и Двинская земля, Пермская земля и Печора. Земли, подвластные Новгороду, были огромны и заселены многими народами: водью, ижорой, корелой, чудью и др., с которых новгородцы собирали дань.

    Дань была одним из источников, пополнявших богатства Новгорода. Новгородские купцы вели оживленную торговлю с союзом германских городов - Ганзой и Готландом и осуществляли транзитную торговлю по всей Руси. Еще одним источником благоденствия города был повседневный труд его ремесленников и хлеборобов. Впрочем, природные условия не давали возможности выращивать большие урожаи и ставили великий город в зависимость от "низового" хлеба, что часто использовалось его противниками как козырь.

    В XIII в. Новгород развивался по пути дальнейшей демократизации общественного строя, о чем свидетельствовала начавшаяся межкончанская борьба, распространение избирательного принципа не только на архиепископов, но и на архимандритов крупнейших монастырей. Сказывалась эта демократизация и на отношениях с князьями. Упоминания о "рядах" с князьями дошли уже от XII в., а от второй половины XIII в. дошли и сами эти "ряды" - древнейшие из них - договорные грамоты с Ярославом Тверским. Из этих грамот узнаем, что князь мог выполнять свои функции лишь под контролем посадника. Он имел право лишь на определенный корм, не приобретая в собственность земли. Судить он мог лишь при участии посадника; должен был покровительствовать новгородской торговле.

    Как показал В.Л. Янин, посадник возглавлял исполнительную власть, которая в это время сосредоточивается в руках нескольких боярских семейств, но прерогативы посадника замыкались на вече - высшем органе власти в Новгороде.

    Большую роль в управлении городом, в политической и экономической жизни играл архиепископ. Военные действия новгородцы начинали не иначе, как по благословению архиепископа, и прислушивались к его мнению в ходе частых споров между различными группировками.

    Как и в давние времена, "мужи новгородцы" по звону вечевого колокола собирались на площади и решали свои проблемы. Вече - высший орган государственной власти, прерогативы которого были чрезвычайно широки: оно приглашало князя и заключало с ним договор, распоряжалось должностью посадника и тысяцкого, ведало государственными землями, осуществляло высший суд, объявляло войну и заключало мир и т.д.

    Вече имело свою канцелярию во главе с "вечным дьяком". Конечно, на вече бывало шумно, бывали и столкновения, но не надо представлять работу этого органа власти, как буйство толпы. Деятельность веча носила вполне упорядоченный характер, соблюдался своего рода вечевой этикет. Развитие крупного боярского землевладения, которое наблюдается в этот период, вносило свои поправки в вечевую жизнь и в социальную структуру Новгорода.

    Проанализировав новгородские грамоты, Ю.Г. Алексеев заметил, что когда-то единое новгородское общество постепенно распадается на архаические сословия. Если первоначально грамоты составлялись от имени "новгородцев", "мужей новгородцев", то затем их сменяют "бояре, житьи люди и черные люди". Купцы, несмотря на их активную роль в жизни города, в отдельную прослойку не выделились. Они объединялись в общины, которые группировались вокруг церквей Самой известной была община при церкви св. Иоанна Предтечи. Каждый, кто хотел "вложиться" в "Иванское сто", должен был внести большой взнос.

    Бояре в Новгороде в это время становятся крупными землевладельцами. Их дворы располагались в городе, а земельные владения боярских родов были на территории округи. Промежуточной категорией землевладельцев были житьи люди Близки им по положению сельские жители - "своеземцы" или "земцы", статус и происхождение которых вызывает в науке споры "Черные люди", городские и сельские, - низшая категория свободного люда. В городе - это ремесленники: плотники, каменщики гончары, кузнецы, портные, кожевники и т.д. В сельской местности - это крестьяне, жившие на черных, государственных землях и также организованные в общины, пользовавшиеся самоуправлением. Из зависимых людей известны смерды, половники, холопы. Они работали в боярских вотчинах, прислуживали в домах.

    В городе нарастает социальное напряжение, показателем которого стало ушкуйничество. Отряды молодежи, видимо, не нашедшей себя в жизни Новгорода, на своих судах (ушкуях) спускались по рекам, прежде всего по Волге, и грабили города. Постоянно шли жалобы из "Низовых" земель, но остановить эту вольницу новгородское правительство не могло. Впрочем, искусственно ускорять и усиливать процесс социальной дифференциации в Новгороде нельзя. Сословные интересы здесь приносились в жертву кончанским, уличанским и тд.

    Кроме того, уже в конце XIII в. при посаднике появился территориально-представительный совет из бояр. В 1360-е гг. сформировалась коллегия из шести посадников, в которой были представлены все концы. В начале следующего столетия коллегия расширилась сначала до 12, а затем до 36 человек. Причем эта боярская олигархия оставалась достаточно демократической, ибо новгородские бояре сохраняли связь со своими общинами и действовали не сами по себе, а как представители городских концов.

    Как отметил А.В. Петров, "эволюция Новгорода была эволюцией древнерусской городской общины, изживавшей недостатки дофеодальной демократии". Но северному исполину надо было занять место в складывающейся геополитической ситуации, которая определялась формированием двух государственных образований в Восточной Европе: Великого княжества Московского и Великого княжества Литовского

    В 1470 г. в Новгород по приглашению веча прибыл из Литвы князь Михаил Олелькович. Литовское влияние возрастало, но новый архиепископ Феофил, опираясь на поддержку своей "партии", решил отправиться на поклон в Москву. Против него выступила Марфа-посадница, вдова посадника Борецкого, вместе со своими сыновьями и своей "партией". Новгород "возмятеся": одни стояли за Москву, другие - за Литву, причем большинство высказывалось за Казимира.

    Все закончилось большой войной, в ходе которой новгородцы потерпели поражение на р. Шелони в 1471 г. Близился конец самостоятельности Новгорода.

    § 2. Псков.

    Несколько иным был путь развития "молодшего брата" Новгорода - Пскова. Город на берегу реки Великой является одним из древнейших русских городов. В административном отношении он, подобно Новгороду, делился на шесть самоуправляющихся районов - концов. Псков был всегда пограничным городом, и история отвела ему роль "стража Руси", о его мощные стены часто разбивались набеги грозных врагов, приходивших с запада. Территория городской округи узкой полосой протянулась по берегам р. Великой, Псковского и Чудского озер. Псков имел несколько пригородов, самыми крупными из которых были Опочка, Вороначь и Остров.

    Постоянная военная угроза, позднее выделение из новгородского города-государства, отсутствие большой территории - все эти причины привели к тому, что черты демократического волостного быта, характерного для Новгорода, приобрели в Пскове еще более яркую окраску.

    В 1397 г. была составлена Псковская Судная грамота - один из важнейших правовых памятников средневековой Руси. (Новгородская Судная грамота дошла до нас только в нескольких фрагментах.) Грамота рисует нам политический и социальный строй Псковского города-государства. Внимательно изучивший Псковскую Судную грамоту Ю.Г. Алексеев обнаружил, что основными звеньями политического строя было вече, гораздо более консолидированное, чем в Новгороде; князь, посадник и сотские. Рядовые общинники активно участвовали в политической жизни и суде.

    Здесь отсутствовали крупные боярские латифундии; преобладало мелкое вотчинное землевладение. Горожане-псковичи (бояре и черные люди) были объединены в общину, в зависимости от которой нахидились пригородские общины. Но если пригорожане пользовались определенными правами, так же как и земцы (одна из категорий сельского люда), то черные крестьяне (смерды) коллективно эксплуатировались псковской городской общиной, что порождало иной раз серьезные конфликты, подобные "брани о смердах" 1483-1486 гг.

    Купцы, так же как и в Новгороде, объединялись в свои общины, и только член такого сообщества считался настоящим "пошлым купцом", т.е. купцом, чей статус официально признан.

    В Псковской Судной грамоте фигурируют и категории зависимого населения. Это наймит, который вынужден по тем или иным причинам работать на хозяина. Обращает на себя внимание промежуточность его положения: в кабального человека он может превратиться только при определенных условиях.

    Есть еще изорник - человек, находящийся в определенной поземельной зависимости от государя, причем эта зависимость реализуется в виде выплаты оброка и зачастую осложняется еще долговыми обязательствами. Характерно, что поземельная зависимость изорника не приводит к утрате им гражданских прав.

    Частное землевладение в тех масштабах и формах, которые существовали в Пскове, не могло изменить общинной сущности города-государства.

    В Пскове довольно рано проявилось стремление к отделению от Новгорода, что выразилось в проявлении княжеской власти. Завершается процесс становления самостоятельного Господина Пскова к середине XIV в. (по новым данным - в 1342 г.), когда был подписан Болотовский договор с Новгородом.

    Но в этом столетии псковичи уже вынуждены принимать князя "из московской руки". В начале XV в. в борьбе с Великим княжеством Литовским жители Пскова старались опереться на Москву, что привело к усилению влияния великого московского князя. После покорения Новгорода Иван III обещал держать псковичей по старине, но все меньше считался с этой "стариной". Василий III менял посадников и в 1509 г. поставил жестокого Ивана Репню-Оболенского. Псковичи жаловались великому князю на притеснения со стороны наместника и в январе 1510 г. отправили в Новгород, где находился в это время великий князь, своих челобитчиков - знатных горожан. Они были "пойманы" и отправлены в Москву, а прибывший в Псков дьяк Третьяк Далматов предъявил городу ультиматум: уничтожить вече, должность посадника и назначить двух великокняжеских наместников в Псков.

    Состоялось последнее вече и вечевой колокол был снят. Начинался новый этап псковской истории: в составе Российского государства.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


    написать администратору сайта