Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема: Святитель Иннокентий Вениаминов и алеуты.

  • Научно практическая значимость.

  • Актуальность.

  • Проблема.

  • Методы исследования

  • Краткая биография Святителя Иннокентия.

  • Иркутская духовная семинария.

  • Долгий путь к алеутам.

  • Немного о Иркутской епархии.

  • реферат. Максимову Максиму исследовательская работа.. Святитель Иннокентий Вениаминов и алеуты


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеСвятитель Иннокентий Вениаминов и алеуты
    Анкорреферат
    Дата13.04.2022
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМаксимову Максиму исследовательская работа..docx
    ТипИсследовательская работа
    #468450
    страница1 из 22
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    Районная IV научно-исследовательская конференция Чтения Наума Грамотника.

    По Благословению протоирея Святоникольской церкви города Слюдянка отца Олега Ушакова.

    Тема: Святитель Иннокентий Вениаминов и алеуты.

    Исследовательская работа.

    Выполнил:

    ученик 9 класса МБОУ СОШ №49

    Максимова Максима.

    Научный руководитель:

    учитель истории Яницкая Марина Викторовна.



    Слюдянка-2021г.

    План:

    Введение.

    Краткая биография и главный труд Святителя Иннокентия.

    Остров Уналашка.

    Обычаи и традиции алеутов.

    Крещение алеутов.

    Евангелие для алеутов.

    Святитель и шаман.

    Современная Аляска и алеуты.

    Миссионер и учёный русской Америки.

    Заключение.

    Используемая литература.

    Введение

    Тема моей исследовательской работы, «Святитель Иннокентий Вениаминов и алеуты»

    Научно практическая значимость.

    Изучение жизни и исследований Святителя Иннокентия Вениаминова позволяет достойно оценить его весьма весомый вклад в духовное просвещение народов Севера и развитие таких наук, как лингвистика, этнография, география и др.

    Глубоко изучить историю родного края, для последующего использования полученных знаний в процессе формирования личности и духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.

    Актуальность. Возрождение духовного наследия России через просвещение, как одной из главных задач системы образования в нашей стране.

    Данная тема позволяет заострить внимание на изучении одного из северных народов бывшей территории России, Аляски. И на примере духовного и научного подвига истинного сына своего Отечества, Святого епископа Московского и Коломенского Иннокентия Вениаминова показать потомкам, как можно самоотверженно служить Богу и Своему Отечеству.

    Проблема. Отсутствие достаточной информации о Святителе Иннокентии Вениаминове в школьной библиотеке.

    Цель работы:

    Изучение, сохранение и трансляция культурно- исторического наследия России.

    Задачи.

    1) Изучить биографию Святителя!

    2) Изучить и проанализировать один из главных трудов его.

    3) Исследовать жизнь и традиции алеутов.

    4) Подготовить реферат и презентацию.

    Методы исследования.

    1. Исторический анализ

    2. Исследование письменных источников.

    3. Изучение материалов библиотеки Святоникольского храма города Слюдянка.

    4. Изучение материалов городской библиотеки и интернента.

    5. Беседы со священником отцом Олегом.

    Введение.

    Бывают люди, кои по величию своему и значимости дел своих могут сравнится только лишь с Апостолами, учениками Господа нашего Иисуса Христа.

    Это были люди , которые бросив свой дом пошли за Христом, а после его Распятия и Воскресения, разошлись по всей земле просвещать народы и проповедовать Слово Божие.

    Одного из таких людей, так и называли – Апостол Сибири Святителя Иннокентия Вениаминова, епископа Камчатского , Курильского и Алеутского а в дальнейшем митрополита Московского и Коломенского, в миру Ивана Евсеевича Попова.

    Подвиг его называют апостольским воистину потому, что сорок пять лет проповедовал он Слово Божие в Далекой Сибири. Сначала на Алеутских островах, затем на Камчатке, в Приамурье, и Якутии и многие народы привел к православной вере. Благодаря его нелёгкой, а порой и опасной миссионерской деятельности, там на краю земли строились храмы и часовни, устраивались приходы и открывались школы для местных детишек.

    В своей работе мне хотелось проследить этот путь Святителя. Я многое открыл для себя.

    А главное, что отец Иоан, заботился о всех людях, которые встречались ему на пути, а особенно о просвещении северных народов, не стараясь навязать, но только по их собственному великому желанию учиться и укрепляться в вере. А для этого, создана была «Грамматика на алеутском языке». А позже написано переведено на алеутский «Евангелие от Матфея», «Краткий Катехизис» митрополита московского Филарета, наиболее употребительные молитвы и церковные песнопения.

    Был Иван Попов, будущий Святитель Иннокентий Вениаминов, уроженцем села Анга, что под городом Иркутск. Родился в 1797 году в семье помора Евсея Попова.

    Именно о нем я и хочу написать сию работу.

    Краткая биография Святителя Иннокентия.

    23 сентября (в день его прославления в 1977 году ) и 10 июня 2021 года Православная Церковь чтит память Митрополита Московского и Коломенского Иннокентия Вениаминова со всеми сибирскими святыми.

    Уже в 6 лет Иван остался без отца и взят был на попечение своим дядей Дмитрием Поповым, дьяконом церкви Ильи Пророка. Той самой, где отец его служил пономарем ,( где сам он принял крещение). Той самой, что по преданию срубили разбойники, пожелавшие перед смертью принести покаяние, той самой , что в 1803 была заново отстроена о простояла до 1929 года где и расположился клуб по известным обстоятельствам борьбы новой безбожной советской власти , который успешно сгорел. На пепелище же священника и его всю его семью из 14 человек вместе с детьми и другими родственниками заставили выкопать яму, в которой и похоронили всех прежде невинно-растрелянных.

    Так что место это святое.

    Изба где жил и рос будущий Святой. Сохранилась и по сей день. Там сегодня разместилась экспозиция музея в честь Святителя.

    Ванюша, уже умеющий читать в 7 лет, по началу стал служить псаломщиком, читать «Апостола» на службах в церкви, и первыми его словами были «Прокимен глас осьмый. «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему Вышний».

    Вскоре дядя постригся в монахи под именем Давид, поскольку овдовел и стал служить в Иркутске, а Ваню определил в Духовную Иркутскую семинарию . Там же он и получил фамилию Вениаминов, в честь епископа иркутского Вениамина бывшего ректора Иркутской духовной семинарии.

    Я не ставил своей задачей пересказать весь духовный путь Святителя Иннокентия, но некоторые важные вехи его жизни будет знать надобно, чтобы понять логику происходящих событий. (Из книги Иркутская Епархия в 18-19 веке.)

    Иркутская духовная семинария.

    Учился Иван довольно хорошо, и в дальнейшем был конечно на примете у нового ректора, Павла Некрасова, для продолжения обучения в духовную академию, но Ивану Вениаминову Господь видимо предуготовил совсем иной путь, который приведёт его в столицу российскую, гораздо позже.

    Проучившись в семинарии Иркутска с 1808 по 1817 год, женившись и потому не отправленный в Академию, был рукоположен в сан диакона (самый низший духовный чин, не может служить литургию и совершать таинства и благословлять.), все священники сначала били диаконами, стал служить в Благовещенской церкви города Иркутска, что стояла на месте сегодня жилого дома №30 по улице Кала Маркса. (по материалам

    видео фильма Святитель Иннокентий Вениаминов) Возвращение домой. 2017 года)

    И служил бы он в Иркутской Благовещенской Церкви прекрасно довольно долго , так как его любили прихожане , и потому ещё что, первый (с 1821 года отец Иван Вениаминов иерей все той же Церкви), открыл при ней воскресную школу для детей прихожан.) если бы не один случай, один из тех , что решают судьбу человека коренным образом меняя всю жизнь его.

    Иван Крюков.

    «Ах, Ваше Преосвященство! Вы не поверите, как алеуты усердны к вере»- рассказывал новый прихожанин Благовещенской церкви Иван Крюков. Несмотря ни на что – ни на мороз, ни на снег, они идут к заутрене в часовню. А часовня эта построена из досок и не имеет печки. И стоят, иногда босые, не переступят с ноги на ногу во все время, пока читают заутреню. Иван Крюков о народе среди которых проживал сам и будучи женат на алеутке, знал не понаслышке.

    – Эти самые слова, как стрелой уязвили мое сердце, – вспоминал позже отец Иоанн, – и я загорелся желанием ехать к этим людям. « Пусть мой пример будет новым доказательством той истины, что от Господа исправляются человеку пути его. Ему угодно было назначить мне поприще служения в Америке, – и это исполнилось, не смотря даже на противление моей воли.»

    Владыка епископ Иркутский Михаил (Бурдуков), не без колебаний согласился и благословил самоотверженную решимость отца Иоанна. И 7 мая 1823, отслужив перед дорогой молебен в родной Анге, выехали вместе с женой и годовалым сыном, взяв старушку мать и родной брата.

    Долгий путь к алеутам.

    И вот с этого момента можно сказать я и начну весь свой рассказ о том, как служение Богу и Отечеству своему, может стать для кого-то столь важным делом, ради которого можно было и покинуть любимый город и приход,

    Немного о Иркутской епархии.

    Как обстояли дела в то время с удаленными территориями Иркутской Епархии , к коей относились и Камчатка и Чукотка и Аляска- русская Америка и Алеутские острова, включённая в состав Иркутской епархии Церковной территории в 1796 году, можно только догадываться, потому что в священниках с семинаристским образованием остро нуждалась Иркутская Епархия.

    Вот только данные по Епархии во второй половине 18 века (дефицит священников 35 % и даже 50% -местами ) в то время как по стране было 12 тысяч так называемых «лишних» или «безприходных». И все только из-за того что, приходское духовенство было «мягко» сказать малообеспечено , что делало непрестижной профессию священника. А уж в глушь, а тем более на Камчатку желающих поехать и совсем не было.

    Надо сказать содержание священника о-ва Уналашка по сравнению с иркутскими было прямо «царское» , так-как руга ( Содержащаяся от казны деньгами и хлебом) согласно ведомости 1838 года на священника 1200 рублей год столько получал священик острове Уналашка Головин, тогда как иркутские священники получали ,( только вдумайтесь) , 20 рублей в год , а по моим рассуждение влачили довольно нищенское материальное существование и приравнивались к крестьянам , а ведь у каждого была семья.

    Самостоятельной Камчатская и Алеутская епархии (в которую вошли церкви Камчатки , Аляски и Алеутских островов.) стали только в 1840 году при епископе Ниле Исакоовиче, возглавившем Иркутскую епархию в 1838 до 1853.

    Остров Уналашка.

    К Уналашкинскому приходу принадлежали острова : Синадак, Угалган, Амахнак И Укнадак. Чтобы обьехать их, или попасть с острова на остров нужно было подолгу сидеть в байдарке, (весьма неудобной) и противостоять сильным ветрам и волнам.

    Эти сведения мы получили исследуя путевой журнал Святителя, о его первых миссионерских путешествиях с апреля 1825 года.

    Природа Алеутских островов, а именно острова Уналашка и Лисьих островов как и предполагалось была сурова и девственна.

    «Лисьи острова гористы и почти безлесны. При подошвах гор и на равнинных местах растут низкий тальник, ольховник. Местами можно встретить ягоды и грибы. Верхняя часть гор совершенно обнажена или покрыта мхом и ползучими растениями. Конические вершины почти всегда скрыты непроницаемым мраком, так как это потухшие или же дремлющие вулканы, а потому землетрясения – нередкое явление на островах. Солнечных дней здесь почти не бывает. Это царство холода, ветров и туманов.»

    На острове Уналашка было десять селений, в которых жили алеуты, креолы и русские. Их основным промыслом была охота на лисиц, бобров, морских котиков и сивучей.

    По началу жили в землянке, так как дома для семьи на острове не было, но это совсем не смутило отца Иоана , так как плотницкому делу обучен был еще дядей и отцом, вот и стал он строить новую Церковь. Служил сначала в ветхой часовне, а позже строил своими усилиями вместе с местным населением, на ходу обучая алеутов плотницкому и строительному делу, как класть камень и столярничать. Так и построили Церковь и назвали в честь Вознесения Господня.

    Алеуты.

    Название алеуты получили от русских сибиряков. Это название скорее не означает чего- то или кого- то, это было что-то, какое-то слово на алеутском языке, обозначающее удивление алеутов от появления русских. Что в последствии и дало название народу.

    Как выглядели алеуты.

    Далее Святитель описывает, наружность алеутов, точно также как и происхождение слова “алеуты” не совсем понятно от какого народа произошли. Сравнивая больше с якутами описывая их скуловатое лицо, не широко посаженные глаза, черные грубые волосы, кривые ноги,(из-за того что детей своих не пеленали).Рост ниже среднего,не могут стоять прямо из-за согнутых ног в коленях кажется что они вообще созданы не для ходьбы, а для байдарки. Цвет лица смуглый, но не черный, усов и бороды почти нет. Руки черны, у женщин,с отрощенным ногтем для рукоделия.

    Затем шло описание черепа, рта и т.д. и все это досконально делалось, для того чтобы помочь русским ученым, а не для какой иной цели.

    Цвет глаз темно –карий, описывает святитель. Женщины отличаются от мужчин меньшими чертами лица и размерами и почти всегда согбенные к старости от сидения на кукорках. Способности, как выше было указано по описанию Святителя неутомимые в байдарочной езде (очень не удобная лодка, она была очень мала).По мнению Ивана Вениаминова алеуты не употребляли соли, отсюда зоркость и наблюдательность их до старости сохранялись.

    Главную и необходимейшую одежду алеутов составляет парка, – род длинной рубашки, опускающейся ниже колен, со стоячим воротником и с неширокими рукавами.

    «Парка для алеутов есть незаменимая вещь в здешнем климате. Она, в дороге, составляет для них и постель, и одеяло, и, можно сказать, дом; с нею они не боятся ни ветру, ни морозу. Это я могу доказать собственным опытом: до тех пор, пока я не начал употреблять парку во время моих переездов, я весьма много терпел от холода и ветров, при всех средствах, какие представляют фризы и даже меха»- пишет Иннокентий Вениаминов.

    Другая, столь же необходимая одежда алеутов, есть камлейка, также род длинной рубашки, только с тою разницею, что вместо воротника к ней приделывается особый куль или мешок, который в случае надобности, например в дождь, надевается на голову, и вокруг лица затягивается шнурком; также и у рукавов, на концах, приделываются шнуры для того, чтобы затягивать рукава

    Для обуви ныне употребляются вообще торбаса – род бродней. Ныне многие из мужчин носят сапоги, а женщины – башмаки.

    Шапок или фуражек прежние алеуты совсем не знали; и вообще оба пола не покрывали голов своих и не подвязывали; и потому алеуты, увидя первых русских с покрытыми головами, назвали их, прежде всякого другого имени (слово на местном наречии), т. е. шапошные или шляпники.

    Но ныне все вообще мужчины носят фуражки, сделанные из сукна или нерпичьей шкуры с козырьками, сделанными иногда из китового уса довольно искусно; а замужние женщины, вдовы и старухи подвязывают голову платками; и с непокрытыми головами ходят одни только девушки. «Из Записок Уналашкинского отдела»

    Одежда алеутов

    Рубашки, в прежнее время, не были совсем известны алеутам, но ныне вошли в общее употребление, впрочем, не всякий в состоянии иметь ее; достаточные же алеуты носят даже жилеты, брюки (о которых прежде также не имели понятия) и галстуки; а жены и дочери таковых в праздники одеваются в русские модные платья и шали (что иногда весьма смешно при их неловкой выступке и согбенном положении).

    Пояс алеуты не употребляют кроме того только случая, когда надобно идти в парке или камлейке пешком.

    Для маленьких детей парки делаются почти всегда из орловых шкур с одним только пухом; а для подростков обыкновенные парки, иногда даже сюртуки или платья.

    Вообще алеуты и алеутки не умеют беречь платья и носить его с разбором, (впрочем, иногда и потому, что немного переменных платьев). Весьма часто можно видеть, что алеут, надевши куртку, или алеутка – камлейку, носят их до тех пор, пока они не развалятся, а несколько ранее нынешнего времени многие носили даже и без починки, так что иногда можно было видеть кого-нибудь или в хорошей куртке или камлейке, но разорванных и распоровшихся.

    В последнее же время они стали делаться разборчивее и бережливее оттого, что завести платье или обновку, ныне можно не всегда, и с большими трудами и, особенно в последнее время, – не иначе, как на наличные деньги.

    Рукавиц алеуты почти не имеют, выключая стариков, которые в холодное время, при переездах в байдарке, употребляют кожаные рукавицы, в которые, вместо всякой подкладки, кладут мягкую траву.

    Способности алеутов.

    Если говорить об умении двигаться они столь же неповоротливы, сколь ловки и подвижны, если было нужно. Это можно обьяснить особенностями их жизни и климата, долгими холодными зимами и коротким летом. В «Записках об островах Уналашкинского отдела» рассказывается об алеуте Устюгове, который хорошо знал мореплавание и составил карту реки Нушигака,с такой точной, что ей пользуются до сих пор.

    Алеуты способны к быстрому обучению ремёслам, что очень сильно помогло отцу Иоанну при строительстве церкви, когда он начал обучать их плотницкому делу и каменной кладке.О том, что они способны к живописи говорит пример мальчике по имени Василий Крюков, который сам научился рисовать и мог написать портрет во всех подробностях и по памяти и с натуры.

    Но самая их большая черта, охота к учению, которую не возможно было не заметить, не использовать для дальнейшего их обучения грамматике на алеутском языке, дабы они умели читать книги и обучатся другим разным наукам, не смотря на то, что не достаточно они были умственно развиты по сравнению с другими “материковыми народами”.

    Главная их черта- Терпеливость ,особенно к голоду (3-4 дня алеут мог не есть и при этом совсем не роптал. Этому он учился, рождаясь в холодной юрте с детства бывая полу- голодным и полунагим, привыкая сначала к лишениям телесным, а потом и к духовным.

    Алеуты не имели склонности к воровству и это не из за того ,что их было мало и жили они на островах и сбыть ворованное было не кому, а из- за того, что в корнях у них совсем не было воровства. Поэтому двери у них были без замков и затворов, а может еще и потому что умели терпеть нужду самую крайнюю.

    За всю практику службы был только один случай. Алеут очень неприхотлив и равнодушен к стяжанию ( накоплению богатств)и это ли не портрет настоящего христианина. Способны ли называющие себя истинными христианами, также не завидовать как каждый алеут, уважать успехи сородича за его успехи и умения.

    Алеуты очень любить детей своих и всегда оберегать и заботиться о них, что свойственно только самым нежным сердцам.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта