Главная страница

реферат. Максимову Максиму исследовательская работа.. Святитель Иннокентий Вениаминов и алеуты


Скачать 1.86 Mb.
НазваниеСвятитель Иннокентий Вениаминов и алеуты
Анкорреферат
Дата13.04.2022
Размер1.86 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМаксимову Максиму исследовательская работа..docx
ТипИсследовательская работа
#468450
страница22 из 22
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
Часть II. Таб. 8.

ТАБЕЛЬ 3-я.

О ПРИБЫЛИИ КОТОВ НА ОСТРОВЕ Св. ГЕОРГИЯ, СОСТАВЛЕННАЯ НА ДВА ГОДА НА ТЕХ ЖЕ ОСНОВАНИЯХ ЧТО И ПРЕДЫДУЩАЯ 153



Из сей табели видно, что по 1838 год промысел должен быть поо предположению 30,870

Действительный же промыеел был 31,476.

Разность 606.

Разность произошла оттого, что предположения о приплоде деланы самые умеренные.

* * *

64 

Правда, есть алеутское слово (слово на местном наречии), означающее предлог за (например, (слово на местном наречии) за руку); но из этого едва ли можно сделать какие-нибудь заключения. Примеч. Автора.

65 

Но не в самом языке; я так думаю, по сравнению алеутского языка с Кадьякским, который есть совсем другой язык и весьма различен от алеутского в окончаниях и названиях, так что кажется, кроме названий отца и воды, нет ничего похожего; но образование их совершенно одно и тоже; например, в том и другом языке есть двойственное число, н6апример, по-кадьякски (слово на местном наречии) иди, (слово на местном наречии) идите двое, (слово на местном наречии) идите трое или многие; ямак камень, ямак два камня, ямат камни. Особенно большое сходство видно в падежах, которые имеют то же самое разделение на неопределенные, притяжательные и проч., например Ямака мой камень, Яман твой камень, (слово на местном наречии) его камень. Кажется и глаголы кадьякского языка также имеют множество окончаний и изменений как и алеутского. Но в Кадьякском языке есть буква n, которой нет в том; счет алеутский простирается далее 10,000, а кадьякский только до 200, и совсем другого образования (одного с колошинским); о чем будет сказано в другом месте. Примич. Автора.

66 

До соединения всех частных компаний в одну нынешнюю Российско-Американскую Компанию, здесь было много судов от разных хозяев. Экипаж каждого судна жил и действовал отдельно и независимо один от другого, и назывался: компанией такой-то и такой-то. Примеч. Автора.

67 

При первом ознакомлении с русскими, алеуты прежде всего обратили внимание на неловкость русских ходить по каменьям, и видя свое преимущество, они имели это в виду при случае ссоры. Примеч. Автора.

68 

Ежели всякое растение, каждый род животных может быть улучшен и доведен до возможного совершенства – образованием; то, без сомнения, и порода человека, способного к усовершенствованию всякого рода, – может совершенствоваться – образованием, и – следовательно, иметь степени совершенства. Алеуты выше индейцев, потому что местность заставляет их изобретать средства к продовольствию, и, следовательно, совершенствовать смышленость свою; а ознакомление с европейцами и принятие христианства пробудило и самые способности ума. Но алеуты ниже русских, потому что они лишь только начали просвещаться; тогда, как нынешнее поколение русских более чем тринадцатое от начала просвещения. Примеч. Автора.

69 

Это нельзя почесть самоубийством, иначе всякое пожертвование собою из любви к другим, можно назвать тем же. Примеч. Автора.

70 

В бытность мою пропало без вести более 7 человек, и полагают, что они захвачены беглыми; но о них будет сказано ниже. Примеч. Автора.

71 

Но ничем нельзя столько заслужить их благодарности и любви, как поучением их слову Божию. Примеч. Автора.

72 

И хотя они не умеют благодарить отборными словами, но простые и нелестные их выражения благодарности за то, что я их посещал и поучал, при каком-то особенном проницающем выражении лица их – нередко доходили до глубины сердца моего и рождали в нем чистое, неземное и невыразимое удовольствие, которое я буду считать величайшею наградою за то, что, я, по мнению их, сделал для них доброго. Примеч. Автора.

73 

Я разумею здесь не ту откровенность, какая бывает иногда между приятелями, чтоб высказывать свои слабости. Алеут стыдится такой откровенности и не желает, чтобы и приятель его был подобным образом откровенен. Примеч. Автора.

74 

Алеуты весьма строго исполняют обязанности христианнна: просить прощения пред исповедью друг у друга и даже у оскорбители. Примеч. Автора.

75 

Незнающим характера алеутов, с первого взгляда покажется, что алеуты терпят недостаток в пище оттого, что они, занимаясь все лето бобровым промыслом, не имеют времени запасти себе ее; это может быть правда, только в отношении к немногим. Но я готов утверждать, что очень многие из них, если бы и были уволены от этой повинности, то большую часть времени прогуляют за яйцами, за нерпятами, т. е. за пустяками; и нисколько не запасут себе пищи более нынешнего. Я это видел на некоторых молодых алеутах, оставшихся за болезнью. И притом, они и в прежнем быту, весною также голодовали: название марта (слово на местном наречии) (т. е. когда гложут ремни) это доказывает; но кто хочет запасать более, тот запасет и при нынешних обстоятельствах, как напр., жители Павловского селения, которые также бывают в партиях и сверх того за моржовым промыслом. Примеч. Автора.

76 

Я не считаю излишним описать полупьяного алеута. Алеут, будучи в таком положении, старается казаться пьянее, чем он есть: беспрестанно улыбается, делается веселее, развязнее и откровеннее, и лицо его становится выразительнее; говорит без умолку или молчит, не обращая внимания ни на кого и ни на что. Сойдясь с ним толкните его, и он почти не заметит. Но если бы кто обидел его в это время, то он, вместо того, чтобы вступиться в самоуправство, начинает плакать, как дитя. Но никогда я не заметил, чтобы алеут припоминал кому-нибудь прежние его оскорбления, или с кем-нибудь побранился или подрался. Большая часть из них, в таком виде, бывают несносны своими поздравлениями, изъявлениями благодарности, поклонами и ласками. И некоторые, побродив кое-где для того, чтобы быть попотчевану, наконец стараются найти случай удовлетворить свои последние желания. Примеч. Автора.

77 

В 1819 году найден был один убитый алеут, но неизвестно кем, а полагают, что его убили беглые. Примеч. Автора.

78 

Это было к 1823 году между алеутом-тоэном и русским-байдарщиком, из коих тот и другой хотели жениться на одной женщине; но можно подозревать, что таковое преступление взведено было на алеута для того, чтобы удалить его от женщины, с которою он имел связь, и которая, кажется, его любила более, чем русского. Примеч. Автора.

79 

Но алеуты говорят, что такое обыкновение было не общее, а только велось между тоэнами и почетными, и притом угощали не женами, а калгами или наложницами, и то только в таком случае, когда хозяин надеялся сам быть угощенным таким же образом. Судя по тому, что большая часть из их междоусобий и драк были за жен и любовниц – это справедливее. Примеч. Автора.

80 

Какие то мудрецы из первых русских уверили алеуток-матерей, что естественный знак, свидетельствующий о целомудрии девушки-невесты, не будучи открыт заблаговременно, обращается в гниение и бывает причиной многих болезней. И потому легковернейшие матери и бабушки, по слепой любви своей к ним, заботились о том, чтобы сохранить здоровье их. И потому еще и до 1825 года трудно было найти девушки-невесты даже между 12 летними. Примеч. Автора.

81 

Между алеутами и поныне существует мнение, что дитя, убитое материю и скрытое тайно, каждую ночь приходит в селение и плачет; и это бывает причиной многих несчастий целому селению и проч., о чем будет сказано ниже.

 

Примеч. Автора.

82 

А потому родители, поставляя таковых в пример своим дочерям, учили их целомудрию прежде брака и в браке; но (как и везде) не всегда с успехом.

 

Примеч. Автора.

83 

Телесных наказаний розгами у них совсем не было. И потому весьма вероятно, что наказание мальчиков-аманатов, сделанное первыми русскими, ускорило их смерть и было одною из побудительных причин к нападению на наших. (См. Ч. I. отд. 1). Примеч. Автора.

84 

Алеуты говорят, что у многоженцев жены вообще жили очень согласно между собою, несмотря па то, что они были ревнивы. Это их удивляло тем более, что другие и с одною женою жили как кошка с собакой. Примеч. Автора.

 

– 324 –

85 

По учению древней философии, всякий, не исполнивший траура по своей половине, под старость лишался ума и, потеряв порядочное отправление телесных нужд, помирал преждевременно. Примеч. Автора.

86 

И о которых они имели самое невыгодное мнение: они говорили, что кадьякцы первые раздражители и зачинщики ссор, но не знающие правил чести, они храбры только на словах и до начала дела; а в сражении боязливы и уступчивы; хвастуны и крикуны, как ворона над выкидои или упадью. Но об аглегмютах и чугачах они отзывались как о храбрых и неустрашимых, первых завывая (слово на местном наречии), т. е. косатки. Примеч. Автора.

87 

У них бывали походы военные и из любопытства и торговли. О последних будет сказано ниже. Примеч. Автора.

88 

Первые русские весьма удачно успели воспользоваться этою их модою, так что за несколько штук корольков, или ниток бус, получали десятки драгоценных шкур. Примеч. Автора.

89 

Старики учил, что кто говорит худое про солнце, например, зачем оно сильно печет или прячется и проч., того оно ослепит и не даст видеть света своего. Луна хулителя своего убьет камнем. А кто толкует что-нибудь про звезды, того они принудят пересчитать их, или иначе он сойдет с ума. Если кто летом, в ясный и тихий день, будет говорить вне дома, что это за тихое время, и когда будет прохлада, или скажет своему товарищу: когда мы зимою видели нужды? А смотри как лето нас томит своим зноем; то за таковые хулы будет необычайное наказание, так например, бывало, что после таких слов вдруг среди самого лета делался сильный ветер и мороз, и начиналась зима не в свое время и была гораздо свирепее, чем в надлежащее время. И тогда как бы ни просили зиму и ветер, чтобы они смилостивились и ушли в свое место; но они не послушают до тех пор, пока им не выдадут головою их хулителей. И алеуты принуждены были это сделать. И как скоро выносили на улицу виновников (связанных), то ветер в мгновение ока схватывал их и, разорвав на мелкие части, разносил в разные стороны, и после сего тотчас зима опять уходила в свою сторону, и опять делалось красное лето. Примеч. Автора.

90 

Весьма долго еще, и по принятии христианства, старухи и старики запрещали ходить на такие места; но ныне нет таковых заповедных мест, кроме пещер, где находятся кости умерших прежних алеутов; но и они не запрещены. Примеч. Автора.

91 

Точно ли слова шаманов, или выдумка стариков? Предоставляю судить всякому, но я, если и не совсем, то отчасти на стороне первых, потому что алеуты все вдруг и без малейшего принуждения приняли христианскую веру. Примеч. Автора.

92 

Нет ничего удивительного и не извинительного в том, что алеуты суеверны даже и поныне, потому что ежели и всякий, не имеющий живой Евангельской веры, не чужд суеверия – более или менее, смотря по его степени просвещения; то, без сомнения, в диком и непросвещенном суеверие может быть самое грубое и самое обширное в своих предметах, а потому описание суеверий не есть что-либо особенное, но есть только описание новых оттенков заблуждения ума человеческого, оставленного самому себе. Мне кажется, что на суеверия народа описатель должен обращать внимание, если только не больше, то столько же, сколько и на самый характер его; ибо они могут быть доказательством и пояснением образованности, способностей умственных, обычаев и проч. и даже самого характера народа. Но к сожалению моему, я не мог узнать всех суеверий и предрассудков алеутских, даже нынешних, потому что алеуты нынешние, многие суеверия прежних стариков, считая смешными и пустыми, забыли их или стыдятся рассказывать, а теперешних суеверий не хотят, чтобы не быть осмеянными. Примеч. Автора.

93 

Камень этот видом похож на репу, крепкий, внутри пустой и снаружи гладкий и бывает двух цветов; один совершенно белый с желтыми вокруг поясками, а другой красный с белыми поясками: первый считали мужским, а другой женским. Примеч. Автора.

94 

Алеуты рассказывают, что никоторые из трупов, находящихся и поныне в пещерах на одном из Четырехсопочных островов, и в самые первые времена алеутов были в том же виде как и теперь. Они лежат вместе друг подле друга, одетые в собачьи парки; бороды и волосы у них рыжие или русые; кожа на теле черная. И от этих-то трупов особенно промышленники старались отрезывать часть тела и более какой-нибудь состав руки и мизинца, или, по крайней мере, платья. – Но имевший тиковые вещи, хоти и точно бывал счастливее на промыслах, но почти всегда умирал преждевременно и страшной смертью, – начиная гнить еще в цветущих летах. Примеч. Автора.

95 

Алеуты говорили и говоря, что незаконнорожденный младенец, убитый от стыда, чрез несколько времени после похорон, на том месте, где он скрыт, начинает плакать как новорожденное дитя; потом начинает ходить по селению по ночам, в виде зажженного фитиля, и также плакать; и когда такое дитя начинают видать многие, тогда собирались отцы семейств и предлагали узнать виновницу, и даже, если бы она стала запираться, то употребляли пытку. Но до пытки доходило редко; потому что никакой отец не хотел затаить и скрыть даже любимой дочери своей. И когда будет отыскана виновница, то, выкрасив ее блестящею краскою, садили на вечер в темную и пустую барабору (из коей жители в это время все выбирались), в переднем углу, огородивши ее церелами, из коих на одном вырезывали две дырочки, в который заключенная должна была выставить свои груди, и ей приказывали, чтобы она, лишь только придет к ней скрытое дитя и начнет сосать, тотчас схватила его и закричала бы. И когда это сделается, то на голос ее вбегали мужчины с оружием и кидались прямо к заключенной; и в руках ее находили не младенца, но черную небольшую птичку, называемую (слово на местном наречии). Эту птичку выносили вон и с какими-то обрядами раздирали на мелкие части. И тем уничтожался ночной плачь и прогулки дитяти. Но говорят, что если не предпримут. таких мер и оставят без внимания, то последует ужасное несчастие: прежде истребится вся родня виновницы, а потом и все селение; а если это будет на многих селениях и также будет оставлено без внимания, то за таковое беззаконие бывало большое наводнение. Примеч. Автора.

96 

Сюда надобно причислить и то, что сказано от, статье об обычаях, пункты h-k).

 

Все правила и мнения алеутов собраны мною почти чрез столетие со времени ознакомлены их с русскими, и, как большаz часть из них имеют сходство с правилами христианской веры: то точно ли это их собственные умствования? Но, как бы то ни было, приятно видеть в них и то, что они умеют перенимать.

 

Примеч. Автора.

97 

Я не буду говорить здесь о том, что все и каждый встречали меня с истинным радушием и радостью, так что всегда, во всякое время дня и при всякой погоде все выходили на пристань: даже больные и престарелые желали, чтобы их приносили ко мне на квартиру для того, чтобы видеться со мною и принять благословение и проч. – потому что выходить на пристань для встречи приезжающих водится везде, и что таковые встречи могут быть отнесены ко мне лично, а не к проповеднику. Примеч. Автора.

98 

Здесь кстати вспомнить и пророчества шаманов. Вероятно, что они много облегчили дело миссионеров. Примеч. Автора.

99 

Ибо хотя человек не может быть без религии, но он, не может быть усерден ни к той религии, которую он совсем не постигает, и ни к той, которая не выше его понятий. В первом, случае он будет только бояться ее, а во втором не будет иметь к ней уважения, и будет совершенно равнодушен. Примеч. Автора.

100 

Где он, проживиши несколько лет, выучился русскому языку и русской грамоте, и потом возвратился на свою родину со властью главного тоэна надо всеми островами от управлявшего Камчаткою. Примеч. Автора.

101 

Крест этот, по времени, другими русскими был употреблен при постройки казармы для нар или кроватей (и, надобно сказать, без нужды); но, как говорят старики-самовидцы, лишь только строители перебрались на новоселье, как тотчас между ними открылась какая-то необыкновенная болезнь, от которой померло больше половины живших в этой казарм, тогда как алеутов, живших подле, она не коснулась. И это оттого, что они употребили крест для нар и потому ныне тамошние алеуты не смеют взять щепки, лежащей близ часовни. Примеч. Автора.

102 

Жизнеописание Баранова г. Хлебникова стран. 23 Примеч. Автора.

103 

Список особ, составлявших Духовную миссию:

 

1) Архимандрит Иоасвф. – В 1797 году выехал в Иркутск для посвящения в сан Архиерея, и, возвращаясь оттуда в Кадьмк Архиереем, потонул со всеми, бывшими на судне Феникс.

 

2) Иеромонах Юненалий, – (из горных офицеров) в 1700 году убит американцами подле озера Илямны ((Шелехова).

 

3) Иеромонах Макарий, – креститель алеутов – в 1796 году выбыл в Иркутск и, оттуда возвращаясь в свите архиерея, потонул вместе с ним.

 

4) Иеромонах Афанасий, до 1825 года исправлявшей должность священника в Ккдьяке, – в 1825 году выбыл в Иркутск.

 

5) Иеродиакон Стефан (из офицеров) потонул в свить архиерея.

 

6) Иеродиакон Нектарий – в 1806 году выбыл в Иркутск и, в 1814 году будучи иеромонахом – скончался в Киренском монастыре.

 

7) Монах Иоасаф – помер в Кадьяке в 1823 году.

 

8) Монах Герман – помер в Кадьяке в 1837 году и – им кончились члены миссии Кадьякской.

 

Из двух церковнослужителей, бывших при миссии, один потонул в Кадьяке, а другой – в свите архиерея. Примеч. Автора.

104 

В числе оной погиб мой двоюродный брать Димитрий Попов, будучи в числе певчих. (Это для себя). Примеч. Автора.

105 

Впоследствии Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский. Ив. Б.

106 

Достойный пастырь, который как примерно благочестивою жизнью своею, так и словом своим весьма много сделал для блага церкви. В последнее время он, пересматривая мои переводы Евангелия и Катехизиса на алеутском языке, сделал пояснения для Атхинцев и перевел еще нисколько из Нового Завета с пояснением для Уналашкинцев. – Было предположено иметь церковь в Курильском отделе, но за малолюдством туземцев оставлено, и отдел этот причислен к Атхинской церкви. Примеч. Автора.

107 

И до нынешнего времени принадлежало селение Росс в Калифорнии. Примеч. Автора.

108 

Есть надежда, что скоро будет церковь и у колош, которые начинают обращать внимание па нашу религию и охотно слушают рассказы о ней и не воспрещают креститься своим собратам. Примеч. Автора.

109 

Здесь стоить заметить, что 1824 года Августа 1-го была отправлена первая литургия в Уналашке; в воспоминание этого в Уналашке бывает крестный ход вокруг селения. Примеч. Автора.

110 

До тех пор, пока не было церкви в Уналашке, там была часовня деревянная и очень тщательно выстроенная, которая построена около 1808 года и сломана в 1826 году. Примеч. Автора.

111 

) Все ати книги переведены самим Иннокентием, Митрополитом Московским, бывшим тогда еще в сане священника. (Смотр. в книге «Иннокентий Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмами и рассказам современников» стр. 45–46). Ив. Б.

112 

И многих таковых казненных преступников потомство воспевало в своих песннх, даже до позднего времени, как героев. Примеч. Автора.

113 

В 1838 году в Уналашке была оспа, та же что и у колош, и при всем усердии лекаря Плашке унесла около 85 человек, (но еще неизвестно, чем кончилась она на Унге); из числа же тех, коим привита была оспа, померло только 3 или 4 человека, а число привитых было более 1,000. Примеч. Автора

114 

Ныне между алеутами вводится обычай русского простого народа – свидетельствовать молодую после первого ложа. Примеч. Автора.

115 

Причины, почему жены креолов, будучи почти все алеутки, гораздо плодороднее, чем жены алеутов, могут быть следующие: 1-я) жены креолов, при родах поступают не по-алеутски, но по-русски. 2-я) Все креолы вообще имеют средства доставать муки и чаю, и притом никогда не испытывают такого недостатка в пище как алеуты. 3-я) Все креолы живут гораздо лучше алеутов; по крайней мере тем, что имеют теплые юрты и более платья и белья, чего алеуты, при всем усилии своем, не в состоянии иметь. Примеч. Автора.

116 

Из числа невозвративишихся, полагают, большая часть померли от голоду и холоду, а молодые и здоровые алеуты, находя средства к существованию, не хотели возвратиться; и они-то суть первые белые, появившиеся здесь; но об этом сказано будет после. Примеч. Автора.

117 

Говорят, что пуля остановилась в девятом. Примеч. Автора.

118 

Здесь надлежало бы сказать и о последней эпидемии – оспе, бывшей здесь в 1838 году; но последствия оной еще неизвестны, кроме того, что сказано выше в примечании в разделе Число жителей. Примеч. Автора.

119 

Все прочие камлейки, без кулей, и плащи, делаемые из кишок, совсем н

не есть алеутское национальное платье, но выдумка байдарщиков и ни к чему не годная, кроме подарков. Примеч. Автора.

120 

Т. е. кожи с передних ногь с подошв. Примеч. Автора.

121 

Это не гипербола. Я думаю всем, кто бывал в здешних морях, случалось видеть, как некоторые птицы, например ара, вынырнувши из воды близ судна, вероятно от испугу, не может вдруг подняться на воздух, но очень долго бежит но морю, действуя и ногами, и крыльями; и таковые птицы не могут убегать от лучшей байдарки. Примеч. Автора.

122 

Около 120 верст. Примеч. Автора.

123 

Или арауканцы, жители юго-западной Америки. Примеч. Автора.

124 

Мне еще удалось видеть одного, который в малолетстве был калгою, как сын военнопленного. Примеч. Автора.

125 

Например, до 1821 года за красную лесину алеутам платили по 70 копеек, а ныне – два рубля. Примеч. Автора.

126 

Это есть единственная повинность, которою обязаны алеуты за все о них попечения и пожертвования правительства и Компании, которая сверх того, снабжая недостаточных алеутов необходимыми вещами в долг, время от времени принуждена уничтожать таковые долги. В последнее время таких долгов, накопившихся еще от первых времен существования Компании, уничтожено до 50 тысячи. Примеч. Автора.

127 

Словом (слово на местном наречии) собственно называется полоса на брюхе, идущая от пупа вниз (linia alba).

128 

Но надобно заметить, что кадьякский язык с алеутским, в словах, не имеет никакого сходства до того, что кажется, кроме двух слов: слово на местном наречии и слово на местном наречии, нет ничего общего. Но образование их почти совершенно одно и то же; так например, в обоих языках есть двойственное число, употребляемое в именах, глаголах и предлогах, есть притяжательные падежи, число коих простирается более 36 и проч. Примеч. Автора.

129 

Грамматика эта будет помещена в следующей четвертой книге нашего собрания. Ив. В.

130 

Которое соответствует славянскому дательному самостоятельному, например: Иисусу рождшуся, вшедшу ему и проч.

131 

Где подразумеется глагол надобно или должно. Примеч. Автора.

132 

Это предание подтверждает то мнение, что алеуты суть Монгольского происхождения, и, приняв это, можно думать, что та земля, где нет зимы, могла быть около Японии. Примеч. Автора.

133 

Но колоши этого не говорят. Примеч. Автора.

134 

Песня на местном наречии

135 

Во всякой песне и всякий стих повторяется. Примеч. Автора.

136 

Кажется, у нас еще и по сие время не сделаны ,точные определения словам: просвещение и образованность, еще в нынешнем (1840) году, в одном периодическом листке, один наш ученый не соглашается с мнением другого ученого. Примеч. Автора.

137 

В первое время, когда алеуты не умели обращаться с кляпцами, очень многие из них ловили сами себя. Примеч. Автора.

138 

Под именем бобров у нас известны два рода животных водоземных; первые, бобры морские или морские выдры, имеют драгоценнейший пух; а другие бобры, речные или собственно бобры, имеют также пух, но несравненно ниже добротою; сей последний род водится преимущественно на материке Америки. Примеч. Автора.

139 

Стоить замечания, что на живом бобре или на том, который лишь только убит, шерсть всегда суха и водою не промокает; но проведите по ней сухою рукою, и на том месте он смокнет. Примеч. Автора.

140 

Всякое домашнее животное требует за ниш присмотра и попечения прежде, нежели оно будет употреблено в пользу, а коты, напротив того, требуют, чтобы до времени промысла их не казаться им даже на глаза. Примеч. Автора.

141 

Случай привел меня собрать сведения о морских котах, гораздо полнейшие, и потому я здесь буду говорить о них более, чем о прочих. Примеч. Автора.

142 

Это замечено по нескольким секачам, имевшим какие-нибудь особенные, случайные признаки на теле. Примеч. Автора

143 

Потроха, мясо и кости, складенные в кучу, во время зимы перегнивают и обращаются в вещество вроде торфа. Примеч. Автора

144 

Вероятно это-то самое и есть главною причиною того, что на острове св. Павла так значительно более количество котов в нынешнее. время, чем на острове св. Георгия, где, пред запуском, число котов было почти то же, что и на острове св. Павла. – Без всякого сомнения такое благоразумное распоряжение г. Резанова весьма много содействовало к поддержанию котового рода; и очень вероятно, что без этого Компания уже давно бы лишилась котов, сего драгоценнейшего зверя по многим отношениям, который очень скоро будет и даже теперь уже есть редкость. Примеч. Автора.

145 

Смотри прилагаемую при сем табель № 1.

146 

Это мнение подтверждается наблюдениями старовояжных и особенно одного из лучших креолов Шаяшникова, который, по прибытии своем на остров св. Павла в 1817 году, заметил одного секача (приметного по лысой голове), который в то время имел уже большое стадо маток, равное количеству маток, обладаемых бойким старым секачом. И потому надобно думать, что этот самец вступил в должность секача более, нежели за пять лет до сего времени, и, следовательно, ему тогда было от роду не менее 10 лет. И этот самый секач каждый год до 1832 года, т. е. еще 15 лет постоянно приходил на остров св. Павла и ложился на одном и том же месте; и только в последние годы стали замечать, что число маток его становилось менее и менее. Примеч. Автора.

147 

Управляющий островом Георгия сам лично видел, как касатки, в весьма короткое время, растерзали нескольких котов подле острова Георгия. Примеч. Автора.

148 

Эти мнимые фонтаны мне случалось видеть самому несколько раз и весьма в близком расстоянии; и я нисколько не сомневаюсь, что это не вода, а нар; но отчего воздух в ките принимает вид паров? Вероятно, от жару. Примеч. Автора.

149 

В одном месте я видел только китовые ребра, в окружности около 6 четвертей, и не в самой толстой части. Примеч. Автора.

150 

Как обыкновенно промышляют китоловы. Примеч. Автора.

151 

Выключая одной речки на Умнаке (смотр. Ч. I). Примеч. Автора

152 

В перечие рыб (I части) хайко пропущен. Примеч. Автора.

153 

И потому она служить важным доказательством оному. Примеч. Автора.

LVII. Записки об островах Уналашкинского отдела. Часть ILXI. Прибавление к запискам об островах Уналашкинского отдела


Источник: Творения Иннокентия, митрополита Московского / Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 1-3. - Москва : Синод. тип., 1886-1888. / Кн. 3. - 1888. - 658 с.



  1. Творения Иннокентия митрополита Московского. Книга вторая – святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский

  2. Отечественная история церковная и гражданская – протоиерей Феодор Титов







 Наш Telegram-канал
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


написать администратору сайта