Главная страница
Навигация по странице:

  • «Надобно выводить дикарей из мрака невежества на свет познания , но осторожно, чтобы не ослепить их»-писал Отец Иоан.

  • Немного из истории.

  • (

  • Главные труды Святителя

  • Молитва святителю Иннокентию. О

  • Тропарь, глас 1

  • Кондак, глас 4

  • Используемая литература.

  • реферат. Максимову Максиму исследовательская работа.. Святитель Иннокентий Вениаминов и алеуты


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеСвятитель Иннокентий Вениаминов и алеуты
    Анкорреферат
    Дата13.04.2022
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМаксимову Максиму исследовательская работа..docx
    ТипИсследовательская работа
    #468450
    страница2 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    Крещение алеутов.

    Добросердечные жители островов искренне приняли Евангельское благовествование в 1795 г., когда их крестил иеромонах духовной миссии Макарий. Но с тех пор они оставались без священника. Бывавшие здесь изредка батюшки не имели походных церквей и не могли приобщить новообращенных Святых Танин, как и сам креститель алеутов отец Макарий

    Вера прежних алеутов представляла собой шаманизм, господствующий в Азии.

    Алеуты верили и признавали, что есть и должен быть Творец всего видимого и невидимого, но они не делали Ему никакого поклонения. Но, не поклоняясь одному, они покланялись всем, кого только считали могущественнее себя.

    Властителями и управителями всего окружающего они признавали двух духов или два рода духов. Одни из них действовали более в пользу человека, а другие ко вреду.

    В прежних алеутах можно подозревать некоторое поклонение свету и почитание небесных светил.

    Первое доказывается их обычаем глотать свет, а второе можно доказать тем, что они боялись и доныне боятся говорить о небесных светилах что-либо худое .

    Алеуты верили, что есть три света (которым они приписывали бытие и действие). Первый свет, высший свет, не имеющий ночи или вечера, где обитает множество людей. Второй свет – наш мир. Третий свет подземный, где также обитает множество людей, смертных или бессмертных, того не известно.

    У них не было ни храмов, ни идолов, но были священны или заповедные места, а также жертвоприношения невидимым духам. Старики и пожилые мужчины могли ходить туда в известное время и не иначе, как только для жертвоприношения.

    Первая жертва состояла из каких-нибудь вещей и более звериных шкур, которые приносились в заповедные места с какими-то мелочными обрядами и с прошением помощи к отмщению врагам, или для промысла зверей.

    Вторая жертва состояла из перьев урильего хвоста и пестрых перьев сыча, которые мог приносить всякий из мужчин.

    У прежних алеутов были и шаманы, и шаманства.

    Шаманы здесь (как и везде) были, или считались, посредниками между видимым миром и невидимым, между людьми и духами; и простолюдины верили, что они, как говорится, знаясь с дьявольщиной, могут предсказывать будущее и помогать страждущим; и потому прибегали к ним за помощью в опасных болезнях и несчастьях, просили у них счастья в промыслах, долголетия, чудного спасения в опасности на море, укрощения бури и ветров и проч., и также хотя они не были акушерами, но к ним, как знахарям, прибегали за помощью в трудных родах.

    Известно, что шаманы алеутов не имели никакого особенного участия и влияния на свадебные дела, похороны и даже на самые жертвоприношения и проч. При всем знании и могуществе шаманов, и как они ни старались казаться чудными, они не были в большом уважении и наружно ничем не отличались от других; помогая другим в нуждах, они сами по большей части нуждались и требовали помощи, и очень часто умирали в нищете и несчастиях. И потому весьма редко было, чтобы сын шамана вступал в ремесло отца своего

    Алеуты, хотя и неопределенно, но верили бессмертию души человеческой и будущей жизни.

    Но вообще все думали и верили, что души умерших или, как они называли, тени, невидимо обитали между своими родными, сопутствуя им и на земле, и на море, и особенно с теми, кого они любили; и что они в состоянии были сделать всякое добро и зло; а потому живые призывали их в помощь в опасностях и особенно в войнах, предпринимаемых в отмщение за бесчестие, нанесенное всему их роду.

    .

    Одни говорят, что сначала земля была пуста и никем не обитаема, но в одно время с неба ((слово на местном наречии), т. е. сверху) упали на землю два существа, видом похожие на человека; на теле их была длинная шерсть. От них родилась пара (слово на местном наречии) подобных им существ, но без шерсти; и от этой-то пары произошли все люди и начали распространяться на восток, запад и север,

    Из множества суеверий, относящихся до здоровья, известно, что отцы и дяди старались достать слюны какого-нибудь старика, славнейшего из всех своими подвигами и безукоризненною жизнью, здорового и бодрого, и оные давали глотать своим детям, как предохранительное средство от заразительных и повальных болезней и укрепляющее телесные силы.

    Ещё известно, что при китовом промысле особенно много было примет и причуд.

    Например носки стрел, коими промышляли китов, намазывали человечьим салом, или привязывали к ним какую-нибудь часть самого тела, которые они брали от трупов.

    «Надобно выводить дикарей из мрака невежества на свет познания , но осторожно, чтобы не ослепить их»-писал Отец Иоан.

    Кроткие и терпеливые алеуты с охотой принимали Православие и потом стойко в нем прибывали. Отпадения обратно в шаманизм почти не было.

    Немного из истории.

    После того, как алеуты были окрещены Иеромонхом Макарием, т. е. с 1795 года и по 1824 год, оставались без священника; только живущие в Уналашке на короткое время видели священников, бывших здесь случайно, а именно в 1792 году (т. е. еще до Макария), священника, бывшего на корабле Слава России, который окрестил 92 души из алеутов; в 1807 году Иеромонаха Гедеона, проходившего из Кадьяка в Охотск, и в 1821 году священника Михаила, бывшего при экспедиции Васильева; но эти священники, не имея походных церквей, не могли совершать всех таинств, да и самый креститель алеутов Макарий, неизвестно почему, не имел походной церкви, т. е. св. антиминса (Антими́нс — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика. Без него невозможно начать проведение литургии.

    В рассуждении учения веры, алеуты оставались не только без всякого назидания, но, можно сказать, они верили и молились неведомому Богу; ибо, не говоря о других мимоходящих священниках, и сам Макарий, при всем своем усердии, не мог передать им ясных и необходимых понятий о христианской вере, сколько за неимением хороших толмачей, столько и по краткости времени. Во все же прочее время, когда не было священников, обряды Христианской церкви, да и самая вера, ограничивались только крещением новорождающихся, дозволенным мирянам, и общественною молитвою в часовнях и домах, где могли найтись люди умеющие читать.

    Наконец, по общей просьбе всех жителей Уналашкинского отдела и по ходатайству главного правления Компании, с 1824 года началось постоянное пребывание священника в Уналашке, который в каждые два года посещает и видит всех своих прихожан .

    В последнее время в Уналашкинском отделе находится одна церковь и три часовни, церковь, заложенная 1 июня 1825 года и освященная 29 июня 1826, – находится в главном селении Уналашки , а часовни одна – на Умнаке, во имя св. Николая, построенная в 1726 году вместо прежней ветхой; другая, на острове св. Павла, во имя св. Апостола Петра, построенная в 1819 году, а третья, на острове св. Георгия, во имя того же Георгия Победоносца, построенная в 1833 году.

    Все эти храмы деревянные и, кроме Умнакской церкви, построены на иждивение Компании, а на Умнаке собственными трудами тамошних алеутов.

    Касательно просвещения и утверждения алеутов в христианской вере, по сие время сделано следующее: переведен Христианский краткий катехизис на их собственный язык, который в 1831 году с дозволения Св. Синода напечатан иждивением Российской Американской Компании; переведено Евангелие от Матвея, которое Св. Синодом дозволено употреблять в рукописи, и сверх того составлено поучение на их языке касательно сущности Христианства под названием: краткое показание пути к Царствию Небесному, которое также употребляется в рукописи.

    К успехам просвещения алеутов христианством можно причесть то, что многие из них весьма охотно читают переведенные для них книги, и почти всякий имеет у себя печатный катехизис.

    Особенно когда надо было приготовиться к причастию , что называется «говеть» алеуты не ели совсем, потому что питались рыбой.

    Традиции и обычаи алеутов.

    В то время, когда невозможны были поездки по приходу, отец Иоанн писал ученый труд – “Записки об островах Уналашкинского отдела.” Это было собрание его многолетних путевых дневников, которые он вел во всех своих путешествиях. Сюда вошли география островов, их климат и природа, описание жизни алеутов: их быт, нравы, сказки…

    Вот одна которую описывает отец Иоан, которая больше похожа на быль , потому что правдиво отражает один из обычаев алеутов наряжаться в праздники и выступать т.есть исполнять собствнно- сочиненные песни, представлена в виде сказки.

    Некто из бойких алеутов был чрезвычайный охотник до игрушек, т. е. до вечеринок (их обыкновенных увеселений). И во время их любил наряжаться в разные личины и плясать. В одно время он вздумал сделать игрушку, знаменитейшую и на удивление всем. И для того приготовления его к тому были особенно хлопотливы и продолжительны. Когда было все готово, то он поехал приглашать гостей из других селений; приехали гости и, по обыкновению, поместились на берегу, в сделанных ими походных шалашах (слово на местном наречии). Нетерпеливый хозяин в тот же вечер хотел начать игрушку; и когда наступило время для игрушки, он послал жену свою принести личины, а сам начал петь сочиненные им для сего особые песни, играя, т. е. ударяя в бубен. Уже проходит довольно вечера, а гости его к нему не собираются, и жена его не несет ему личины. Он пождет-пождет их, и опять начнет петь и играть на своих бубнах. Таким образом он, в жару и упоении своей страсти к удовольствиям, всю ночь пропел и проиграл, и совершенно один; и под конец совсем забыл все, и потому ему не пришло и в голову узнать о причине, почему нейдут к нему гости, и жена его не несет ему личины. Но наступившее утро вывело его из самозабвения и открыло ему всю истину. Когда уже совсем сделалось светло, он выходит на улицу и что же он видит? Гости его все уехали домой; и к ужасному его посрамлению сделали еще другое: они увезли с собою и его молодую жену. Несчастный вечеринщик тотчас сорвал с себя все наряды и украшения, которые были на нем, и оделся в самое худое платье; и три дня не ел ни крошки и не пил ни капли воды. На третий день сказали ему, что приехали две байдарки из того селения, из которого у него были гости; он велел позвать к себе приезжих, посадил их и приказал угощать чем мог; и когда они начали есть, то и сам хозяин начал с ними есть и пить. Во время стола, он рассказал гостям своим о случившемся с ним несчастии и горе; и потом спросил их: не знают ли они, или не слыхали ли от кого, на которое селение, и куда увезли его жену? Гости сказали ему: что жена его находится в их селении и уже замужем, живет в самой большой юрте, расположившись на самой средине, всегда одета в самую нарядную парку и всегда убрана, т. е. с раскрашенным лицом; и среди дня сидит при огне и шьет своему новому мужу камлейку из сивучьих кишок. Несчастный хозяин, поблагодарив своих гостей за такую весть, отпустил их. На завтрашний день он поехал туда, где была его жена, и нашел ее точно в том самом месте и положении, как ему описывали приезжие. В это время все мужчины сего селения разъехались за промыслом зверей. Он тотчас, не говоря ни слова, взял свою жену за большую ее косу, вытащил на улицу, снял с нее нарядное платье, оставя ее в природном костюме, и тем же способом препроводил ее до своей байдарки. Привезя жену свою домой, он привязал ее на улице у входа в свой дом, оставя ее в последнем костюме. В таком ее положении он, продержав ее трое сутки, втащил ее в свою юрту и снова заключил ее в кладовую конурку на 7 дней, и также в природном костюме; а сам сел у входа в кладовую. Таким образом он просидел семь дней без всякой пищи и питья, не давая ничего для утоления голода и жажды и своей половине. По прошествии этого времени он поехал в море за промыслом зверей, и, уезжая, сказал своей матери, чтобы она, в отсутствие его, обмыла жену его, одела и накормила. Возвратившись вечером с промысла, он вошел домой и к жене своей с таким лицом и видом, как бы ничего между ними не бывало; и стал жить с нею в мире и согласии, как и прежде; но только страсть свою к игрушкам возненавидел совершенно и сделался осторожнее насчет жены своей.

    Главные труды Святителя.

    Главным подвигом жизни святителя Иннокентия, было наряду с миссионерской и деятельностью и Служению Богу было написание богословских трудов, научных исследований по географии, лингвистике, этнографии и миссионерских записок. Вот три работы обьединённые общей темой. 2 Каков путь в царствие небесное?»

    «Ищите прежде Царствия Небесного», говорит Господь наш Иисус Христос. Но как найти его?

    « Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною…. Я есмь путь..»

    Итак первый труд называется « Указание пути в Царствие небесное»- это скорее наставление для новообращеных в христианство. Специально созданный на мой взгляд для людей только что крещеных, поскольку таковых было достаточно много. И на Аляске и на Камчатке и среди алеутов.

    Это нужно было для людей только что пришедших к вере. Самое сложное в вероучении объяснено доступным языком.

    Путь к Богу узок и не гладок, и Святитель Иннокентий опираясь на Святое Писание, Труды Святых отцов и правила Церкви дает душеполезные советы всем кто встал на путь Веры.

    Второе издание –это «Поучение постникам или говельщикам».

    «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Так сам Господь и Святитель напоминает читающим, что кающихся Господь и принимает и прощает. Как готовиться к исповеди, как каяться, как поститься? Вот основные вопросы, на которые обращает наше внимание автор.

    И наконец третья работа «Слово в неделю третью поста» Эта неделя называется Крестопоклонной. А в Евангелие написано. « Кто не берёт креста своего и не следует за Мной, то не достоин Меня».

    Молитва святителю Иннокентию.

    О святителю Христов Иннокентие, новоявленный угодниче! К тебе припадаем, раби Божии (имена), и молимся: всели в сердца наша любовь твою, еюже к Богу и ближним твоим в житии твоем преисполнен был еси. Моли Христа Бога, да отпустятся нам согрешения наша вольная и невольная, да избавимся от всех враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей и всяких недугов. Моли, да милостив будет нам Господь и зде, и в будущем веце и преставльшияся от нас отцы и братию, матери и сестры, и чада наша, в лики святых вчинив, в месте светле упокоит: да предстояще и поклоняющеся иконе твоей, имамы тя неусыпающаго молитвенника и предстоятеля о нас ко Господу, и благодарно с любовию величаем прославльшаго и послушающаго тя, в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

    Тропарь, глас 1

    Во вся страны полунощныя изыде вещание твое, яко приемшая слово твое, ихже боголепно научил еси, неведущия Христа светом Евангелия просветил еси, человеческия обычаи украсил еси, Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Кондак, глас 4

    Истинный и неложный учитель был еси: заповеданная бо Господем сам сотворив, имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящия чада, неверныя вразумлял еси познати веру истинную, просвещая их святым Крещением. Сего ради со апостолы радуешися, приемля почесть благовестника Христова.

    Православная Церковь в Америке.

    Обширные северные просторы Северной Америки в большинстве своем были открыты и изучены отважными русскими исследователями. Сотни русских названий на огромном пространстве от Алеутских островов почти до залива Сан-Франциско, от самой южной точки Аляски и до самой северной, свидетельствуют о замечательном подвиге нашего народа. Среди алеутов и жителей Аляски особенно памятно имя гражданина города Рыльска Курской губернии купца Григория Ивановича Шелихова (1748-1795) – основателя на той земле первых поселений. Налаживая торговлю с местными жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, подготавливая из местных жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился внушить им основные понятия православной веры в Триединого Бога, в Христа Спасителя, учил их начальным молитвам, а подчас и крестил их.

    По его представлению Святейший Синод назначил в 1793 г. в Аляску первую православную миссию, составленную из Валаамских монахов во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым), которая в сентябре 1794 г., после долгого десятимесячного путешествия прибыла к месту своего назначения – на острове Кадьяк. Здесь миссионеров ждали суровые условия: негостеприимный климат, чужие обычаи и пища… Но неустанные труды принесли свои плоды – уже к концу 1796 года число христиан в Северной Америке достигло 12 тысяч. В1798 году архимандрит Иоасаф выехал с докладом в Иркутск, где по решению Святейшего Синода был хиротонисан во епископа Кадьякского. Но на обратном пути корабль, на котором находился епископ Иоасаф утонул, и все погибли. Конечно, это была огромная потеря, но Промыслом Божиим самым видным миссионером становится преподобный Герман Аляскинский, единственный в миссии монах, не облеченный священным саном. Своей проповедью и делами христианского милосердия и любви он привлек тысячи туземцев в лоно Православной Церкви.

    Заключение.

    Апостол Сибири и Америки нашёл упокоение свое 31марта 1879 года в Троице Сергиевой Лавре у гробницы митрополита Филарета. А в1977 году Православная церковь причислила его к лику святых за неутомимые подвиги на пастырском поприще. А в 1994 году были обретены его святые мощи кои находятся теперь в Успенском соборе Троице Сергиевой Лавры. Память его празднуется 31 марта. 13 апреля и 23 сентября.

    Используемая литература.

    Л.М. Анисов.Просветитель Сибири и Америки. Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Свято-троицкая Сергиева Лавра 2007;

    Научно- популярный иллюстрированный журнал Тальцы 1 (5) 99 Святитель Иннокентий митрополит московский . Иркутские страницы.(специальный выпуск ,посвященный памяти нашего земляка Свт. Иннокентия ( Вениаминова) митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки;

    Святитель Иннокентий ( Вениаминов) «Записки об островах Уналашкинского отдела»;

    Святитель Иннокентий ( Вениаминов) Указание пути в царствие небесное. Москва « Отчий дом 2010.

    В то время, когда невозможны были поездки по приходу, отец Иоанн писал ученый труд – “Записки об островах Уналашкинского отдела.” Это было собрание его многолетних путевых дневников, которые он вел во всех своих путешествиях. Сюда вошли география островов, их климат и природа, описание жизни алеутов: их быт, нравы, сказки…

    Вот одна которую описывает отец Иоан.

    Некто из бойких алеутов был чрезвычайный охотник до игрушек, т. е. до вечеринок (их обыкновенных увеселений). И во время их любил наряжаться в разные личины и плясать. В одно время он вздумал сделать игрушку, знаменитейшую и на удивление всем. И для того приготовления его к тому были особенно хлопотливы и продолжительны. Когда было все готово, то он поехал приглашать гостей из других селений; приехали гости и, по обыкновению, поместились на берегу, в сделанных ими походных шалашах (слово на местном наречии). Нетерпеливый хозяин в тот же вечер хотел начать игрушку; и когда наступило время для игрушки, он послал жену свою принести личины, а сам начал петь сочиненные им для сего особые песни, играя, т. е. ударяя в бубен. Уже проходит довольно вечера, а гости его к нему не собираются, и жена его не несет ему личины. Он пождет-пождет их, и опять начнет петь и играть на своих бубнах. Таким образом он, в жару и упоении своей страсти к удовольствиям, всю ночь пропел и проиграл, и совершенно один; и под конец совсем забыл все, и потому ему не пришло и в голову узнать о причине, почему нейдут к нему гости, и жена его не несет ему личины. Но наступившее утро вывело его из самозабвения и открыло ему всю истину. Когда уже совсем сделалось светло, он выходит на улицу и что же он видит? Гости его все уехали домой; и к ужасному его посрамлению сделали еще другое: они увезли с собою и его молодую жену. Несчастный вечеринщик тотчас сорвал с себя все наряды и украшения, которые были на нем, и оделся в самое худое платье; и три дня не ел ни крошки и не пил ни капли воды. На третий день сказали ему, что приехали две байдарки из того селения, из которого у него были гости; он велел позвать к себе приезжих, посадил их и приказал угощать чем мог; и когда они начали есть, то и сам хозяин начал с ними есть и пить. Во время стола, он рассказал гостям своим о случившемся с ним несчастии и горе; и потом спросил их: не знают ли они, или не слыхали ли от кого, на которое селение, и куда увезли его жену? Гости сказали ему: что жена его находится в их селении и уже замужем, живет в самой большой юрте, расположившись на самой средине, всегда одета в самую нарядную парку и всегда убрана, т. е. с раскрашенным лицом; и среди дня сидит при огне и шьет своему новому мужу камлейку из сивучьих кишок. Несчастный хозяин, поблагодарив своих гостей за такую весть, отпустил их. На завтрашний день он поехал туда, где была его жена, и нашел ее точно в том самом месте и положении, как ему описывали приезжие. В это время все мужчины сего селения разъехались за промыслом зверей. Он тотчас, не говоря ни слова, взял свою жену за большую ее косу, вытащил на улицу, снял с нее нарядное платье, оставя ее в природном костюме, и тем же способом препроводил ее до своей байдарки. Привезя жену свою домой, он привязал ее на улице у входа в свой дом, оставя ее в последнем костюме. В таком ее положении он, продержав ее трое сутки, втащил ее в свою юрту и снова заключил ее в кладовую конурку на 7 дней, и также в природном костюме; а сам сел у входа в кладовую. Таким образом он просидел семь дней без всякой пищи и питья, не давая ничего для утоления голода и жажды и своей половине. По прошествии этого времени он поехал в море за промыслом зверей, и, уезжая, сказал своей матери, чтобы она, в отсутствие его, обмыла жену его, одела и накормила. Возвратившись вечером с промысла, он вошел домой и к жене своей с таким лицом и видом, как бы ничего между ними не бывало; и стал жить с нею в мире и согласии, как и прежде; но только страсть свою к игрушкам возненавидел совершенно и сделался осторожнее насчет жены своей.

    .



    Будущий митрополит Московский родился 26 августа 1797 года, в день празднования Владимирской иконы Божьей Матери, в небогатой семье Евсевия Попова, пономаря Ильинской церкви в сибирском селе Ангинском. При крещении ребенка нарекли Иоанном.

    Ване было шесть лет, когда умер его отец. Мать осталась одна с четырьмя детьми, и Ваню взял к себе брат отца, диакон Димитрий, служивший в том же Ильинском храме. В семь лет Ваня стал чтецом. Впервые он стал читать на службе на Рождественской Литургии и первыми его словами были: “Прокимен, глас осьмый: Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний .”

    Ни сам маленький чтец, ни люди, бывшие в церкви, не могли тогда предположить, что вся дальнейшая жизнь Вани будет освящена этими пророческими словами.

    Толковое чтение нового чтеца понравилось прихожанам, но особенно утешена была мать: ободренная успехами сына, она мечтала определить его пономарем на место отца, чтобы иметь опору себе и остальным детям. Но для этого нужно было идти учиться, и в 1806 году Иван поступил в Иркутскую семинарию.

    Учился мальчик хорошо. В свободное время его можно было найти в семинарской библиотеке или у дяди, который, овдовев, постригся в монахи и переехал в Иркутск. Диакон Димитрий (в иночестве Давид), был хорошим часовых дел мастером и механиком-самоучкой. Своими занятиями он увлек и племянника.

    В семинарии, чтобы различать многочисленных однофамильцев, ректор переменил фамилии многим ученикам. Тогда Иван Попов и стал Вениаминовым, в память о недавно скончавшемся Иркутском епископе Вениамине.

    Иркутская епархия крайне нуждалась в церковно – и священнослужителях. Поэтому многие семинаристы еще не окончив обучения шли дьячками и пономарями в храмы, или принимали сан диакона или священника. Так случилось и с Иваном Вениаминовым. За год до окончания семинарии он женился на дочери священника Благовещенской церкви, Екатерине Ивановне, и был посвящен в диаконы к той же церкви.

    Отец Иоанн закончил семинарию одним из лучших, а через четыре года был рукоположен во священника. Молодой батюшка снискал любовь и уважение прихожан за свой добрый нрав, за торжественную чинность богослужения. По воскресеньям, перед Литургией о. Иоанн собирал в церковь детей и рассказывал им о христианской вере, о богослужении, правилах благочестивой и богоугодной жизни.

    В свободное время о. Иоанн делал часы и музыкальные органчики с духовными гимнами, что позволяло обеспечить материальное положение семьи. Из Ангинского переехали к о. Иоанну его мать и брат Стефан. У батюшки родился сын, которого назвали Иннокентием. Семья жила в собственном доме, не в роскоши, но в достатке. Все, казалось, в жизни установилось прочно и надолго, ни сам о. Иоанн, ни его близкие не ожидали больших перемен.

    В конце 1822 г. в Благовещенской церкви появился новый прихожанин – некий Иван Крюков, сорок лет проживший в колониях Российско-Американской компании. С увлечением рассказывал он о Русской Америке и особенно о жителях Алеутских островов – алеутах, об их простосердечии, незлобии, прямодушии, глубокой преданности православной вере. В своих рассказах он нередко убеждал о. Иоанна ехать в эту далекую страну.

    В это же время Иркутский епископ Михаил получил указание Святейшего Синода о том, что на остров Уналашка, на Алеутские острова, входившие тогда в состав Иркутской епархии, нужно послать священника. Получил приглашение на миссионерское служение и св. Иоанн Вениаминов, но, как и другие, отказался.

    Тем временем Иван Крюков собрался уезжать из Иркутска. Когда он зашел с прощальным визитом к еп. Михаилу, то встретил там и о. Иоанна. Разговор быстро перешел на беспокоившую всех тему: о командировании священника на о. Уналашка. Иван Крюков опять стал рассказывать об алеутах:

    – Ах, Ваше Преосвященство! Вы не поверите, как алеуты усердны к вере. Несмотря ни на что – ни на мороз, ни на снег, они идут к заутрене в часовню. А часовня эта построена из досок и не имеет печки. И стоят, иногда босые, не переступят с ноги на ногу во все время, пока читают заутреню.

    – Эти самые слова, как стрелой уязвили мое сердце, – вспоминал после о. Иоанн, – и я загорелся желанием ехать к этим людям… Пусть мой пример будет новым доказательством той истины, что от Господа исправляются человеку пути его. Ему угодно было назначить мне поприще служения в Америке, – и это исполнилось, не смотря даже на противление моей воли.

    Владыка не без колебаний согласился и благословил самоотверженную решимость о. Иоанна. И 7 мая 1823 г., отслужив перед дорогой молебен, о. Иоанн выехал из Иркутска. Вместе с ним, кроме жены и сына, отправились старушка мать и родной брат.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта