Главная страница
Навигация по странице:

  • Встреча с Просветителем Японии Николаем Касаткиным.

  • Митрополичья кафедра

  • Завещание и кончина Святителя.

  • Великую Субботу

  • реферат. Максимову Максиму исследовательская работа.. Святитель Иннокентий Вениаминов и алеуты


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеСвятитель Иннокентий Вениаминов и алеуты
    Анкорреферат
    Дата13.04.2022
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМаксимову Максиму исследовательская работа..docx
    ТипИсследовательская работа
    #468450
    страница6 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    Дальние пределы, Америка, Петербург.

    Весь следующий 1857 год архиепископ Иннокентий провел в путешествиях. Он отправился в дальние пределы своей епархии: сначала на реки Вилюй и Олекму, а потом в Америку. Как оказалось, это была его последняя поездка в места, где начинал он свое миссионерское служение. В июне, по возвращении из Америки, Владыка отбыл в Петербург для участия в работе Святейшего Синода. Четыре месяца провел Камчатский архиепископ в Петербурге. Уладил дела с напечатанием переводов Священного Писания на якутский язык. Очень утешила Владыку встреча с дочерью, монахиней Поликсенией, которая приехала в Петербург повидать отца после пятнадцатилетней разлуки. 21 января 1858 года Высокопреосвященный Иннокентий выехал в Иркутск с намерением оттуда отправиться поскорее на Амур. “Мал мир, да велика Россия” – можно вспомнить известную среди путешественников поговорку, следя за переездами Святителя по родной стране.

    В наступившем 1858 году подошло время свершиться историческому не только для Сибири, но и для всей России событию: подписанию договора о русско-китайской границе. На Амур выехал генерал-губернатор граф Н.Н. Муравьев-Амурский. Неожиданная тяжелая болезнь задержала Святителя в Иркутске, но, не дождавшись окончательного выздоровления, он выехал на Амур.

    Объехав все Амурские станицы, архиепископ Иннокентий погостил у своего сына, отца Гавриила, в Николаевске и в начале осени прибыл в Якутск. Печальная картина ждала здесь Владыку: сгорели его келии в Спасском монастыре, а с ними рукописи переводов и ученых трудов…

    С присоединением Амурского края забот у архиепископа Иннокентия значительно прибавилось. Управлять американскими церквами помогал Новоархангельский епископ Петр (Екатериновский). Нашелся помощник и в Якутск: овдовевший красноярский священник Петр Попов решился принять монашество и стать викарным архиереем. Для его посвящения святитель Иннокентий весной 1860 года прибыл в Иркутск. Новонареченный епископ поехал в Якутск – к месту своего служения, а Высокопреосвященный отправился обозревать огромные просторы своей епархии. Его сопровождали дьякон, четверо певчих и два келейника, один из которых, креол Гаврила, служил Владыке еще на Ситхе. Святитель путешествовал по Амуру. В Благовещенске отдал необходимые распоряжения по строительству архиерейского дома, который обещали закончить к осени. В Николаевске, куда приехал к середине июля, был обрадован рождением второго внука. Далее он собирался плыть на Камчатку, где не был уже десять лет. Однако противные ветры и волнение в Татарском проливе помешали осуществиться этим планам. Правда, из-за этих неблагоприятных обстоятельств жители залива Де-Кастри смогли повстречаться со своим архиереем. Порт Де-Кастри стоял в уединении: поблизости были только жалкие юрты туземцев. Население порта состояло из нескольких офицерских семей и сотни матросов. В один из дней в море заметили судно: все жители бросились его встречать. Каждый ожидал получить весточку с родины или свежую провизию, которая была здесь редкостью. Но какова была радость, когда на вельботе подъехал к берегу архиепископ Иннокентий. Он по-архиерейски осенил всех широким крестом. Встречавшие бросились целовать его руки, а иные даже припадали к его стопам, но Владыка по своему великому смирению отстранял эти почести.

    Первым делом был отслужен благодарственный молебен о благополучном прибытии, затем Святителя пригласил в свой дом командир порта. Все смотрели на прибытие такого гостя, как на особую милость Божию. С первых минут он стал близким, своим: расспрашивал о родных, о нуждах, в одном случае наставлял, в другом подкреплял, подавая глубокие духовные советы. Особенно запомнились хозяевам вечера, когда при рокоте волн, бушующего ветра и дождя, хлеставшего в окна, Владыка за стаканом чая вспоминал свои путешествия и приключения. Офицеры были в сборе и слушали маститого иерарха. Матросы стояли у дверей комнаты и ловили его слова. Владыка не забыл и их, он обошел все казармы, беседовал с ними и подкреплял своими наставлениями. Днем он служил и поучал туземцев. Три дня пребывания Святителя в порту прошли для его жителей, как час. Из Де-Кастри путешественникам пришлось вернуться в Николаевск и провести здесь всю зиму.

    Встреча с Просветителем Японии Николаем Касаткиным.

    В это же время сюда прибыл выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии, командированный на службу в Японию, в церковь при Российском консульстве, иеромонах Николай (Касаткин), будущий архиепископ, просветитель Японии, прославленный ныне в лике святых угодников Божиих двумя Православными Церквами – Русской и Японской.

    Зная не понаслышке о трудностях предстоящего служения, архиепископ Иннокентий по-отечески принял начинающего миссионера. Он много полезного советовал ему: говорил он том, что необходимо принимать участие в бытовых и культурных нуждах паствы, обучать неизвестным им ремеслам, стараться лечить их. Помог опытный наставник батюшке и в житейских делах. Владыка сам выкроил новую рясу для отца Николая и подарил ему свой наградной бронзовый крест за Русско-турецкую кампанию.

    Хоть и не совсем по форме, да все-таки крест, а без него являться к японцам не годится!

    В начале лета 1861 года иеромонах Николай (Касаткин) отправился в Японию, а святитель Иннокентий, как только вскрылся Амур, уехал в Благовещенск.

    Вернувшись из Благовещенска, Высокопреосвященный вновь попытался выехать на Камчатку, и вновь непогода в Татарском проливе помешала ему. В ночь на 29 августа началась сильная буря. Судно, на котором плыл святитель Иннокентий, бросало из стороны в сторону, все были в смятении и ожидали смерти. Вместе с Владыкой на Камчатку ехал недавно прибывший из Москвы псаломщик Семен Казанский. Во время этой сильной качки он оказался рядом с архиерейской каютой. При очередном ударе волны дверь отворилась. Семен решил, что Владыка хочет кого-нибудь позвать к себе, и вошел в каюту. Он остановился пораженный: среди общего смятения, треска судна и грохота волн Высокопреосвященный Иннокентий спокойно стоял перед образом на коленях и молился, читая себе отходную (канон на исход души). Семен смутился и быстро вышел. Через некоторое время Святитель с невозмутимым видом появился на палубе и стал давать советы капитану. Судно разбилось, но все плывшие на нем спаслись. Когда потерпевшие кораблекрушение вышли на берег, святитель Иннокентий начал благодарственный молебен, во время которого все стояли на коленях. “Кто на море не бывал, тот Богу не молился,” – гласит народная мудрость…

    Амурская паства Святителя насчитывала уже двадцать тысяч. Среди новых амурских жителей было много добрых христиан: едва обустроившись на новом месте, они принимались за строительство храмов. Ежегодно в поездках Владыка освящал две-три новых церкви. На освящение храма он приезжал заранее и всегда имел при себе ящичек со столярными инструментами. Сам сооружал Престол, а на следующий день освящал его. В тех селениях, где были храмы, архиепископ Иннокентий непременно совершал Литургию, а где не было ни церкви, ни часовни, там для собравшегося народа совершал часы, обедницу или молебны под открытым небом. После службы он обязательно беседовал с жителями: учил их не только молиться, но и трудиться, предлагал советы по земледелию, разведению скота и прочим житейским премудростям, даже пчеловодству. И всегда одаривал прихожан маленькими образками и крестиками. Продолжали принимать крещение гольды, для них стараниями архиепископа Иннокентия устраивались церковь и школа.

    Владыка Иннокентий чувствовал приближение старости. Слабело зрение, силы и крепкое здоровье стали потихоньку оставлять его. Он даже написал письмо митр. Филарету, в котором высказывал свое желание поселиться на покое в монастыре. Но Московский Владыка просил его не покидать своей паствы, беречь зрение и здоровье ради служения Церкви. “Господь да скажет Вам, что Ему благоугодно, и Вам и Церкви Его полезно,” – заканчивал свое послание свт. Филарет. Это было последнее письмо от старца-митрополита: в январе 1867 г. его не стало. Владыка Иннокентий тяжело переживал кончину митр. Филарета, ведь более четверти века связывала их дружба.

    Митрополичья кафедра .

    18 января 1868 г. в Благовещенск прибыло срочное послание из Санкт-Петербурга. Святитель Иннокентий назначался Московским митрополитом. Владыка был поражен. Он любил Первопрестольную, но никогда не предполагал, что придется занять место митрополита в древней столице, да еще после великого Филарета.

    Целый день после получения депеши, Святитель провел в уединение и молитве. Настала пора прощаться с последним детищем – Благовещенском.

    15 февраля, после Литургии и молебна, Владыка со своим сыном и верным помощником о. Гавриилом отправился в Москву. Дни Великого Поста Владыка провел в родном Иркутске.

    На Страстной седмице митрополит Иннокентий уединился в Вознесенском монастыре. Часто и подолгу молился он у мощей своего небесного покровителя святителя Иннокентия Иркутского. После пасхальных торжеств Владыка побывал в родном Ангинском: в последний раз поклонился родным могилам, благословил земляков и близких и, несмотря на продолжающуюся распутицу, 20 апреля отправился в путь.

    В Канске, Красноярске, Екатеринбурге приветствовали архиерейский поезд праздничным звоном колоколов. Всюду были радушные встречи при большом стечении народа. Событие чрезвычайное: на Московскую кафедру избран архиерей из отдаленных окраин России. Многим хотелось видеть его и получить благословение. В Перми ради праздника Святой Троицы Святитель задержался на несколько дней.

    Дальше предстояло путешествие до Казани по рекам Каме и Волге. В Казани Святителя Иннокентия ожидали письмо Государя и знаки митрополичьего сана: белый клобук с бриллиантовым крестом. Владыка сошел на берег, чтобы поклониться мощам святителя Гурия Казанского, в XVI веке проповедовавшего Слово Божие мусульманам и язычникам, и у раки его святых мощей возложил на себя митрополичий клобук. Спустя два дня почетные путешественники прибыли на пароходе в Нижний Новгород. Отсюда до Москвы ехали по железной дороге…

    И вот 25 мая 1868 г. Святителя встречала Первопрестольная. Сопровождаемый колокольным звоном московских храмов, митр. Иннокентий с вокзала поехал к Воскресенским воротам, поклониться Иверской иконе Божией Матери – святой вратарнице Москвы. На следующий день по старинному обычаю он должен был приветствовать свою паству и служить Литургию в Успенском соборе Кремля.

    Вскоре жизнь митрополита Иннокентия потекла своим чередом: вставал он в четыре часа утра и целый час молился в своей молельне. Каждое утро он бывал за Литургией и без его благословения не начинали службу, никогда не пропускал ни одной всенощной. С девяти утра и почти целый день продолжался прием посетителей всех званий и сословий. Много было среди них людей нуждающихся и бедных, им Святитель нередко помогал деньгами из своих сбережений. По вечерам его внуки или сын Гавриил, верный помощник, иногда что-нибудь для него читали. Самостоятельно он уже не мог ни читать, ни писать: зрение его совершенно ослабло. Вечером перед сном также около часа молился в уединении. Спать ложился аккуратно в десять часов вечера.

    Простота митрополита Иннокентия была необыкновенной. К нему свободно, часто и в неприемные часы, приходили с разными заботами и нуждами священники и миряне, знатные и простого звания люди. Обращался Владыка со всеми без напускной важности и суровости. Он не любил официальные разбирательства с потоком казенных бумаг: многие недоразумения и ссоры улаживал миром в своем кабинете. В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место.

    Летом Владыка часто жил в подмосковном селе Черкизово за Преображенской заставой. Древнее село это принадлежало некогда святителю Алексию Московскому, который завещал его Чудову монастырю. Церковь в Черкизове, как и в родном далеком Ангинском, освящена была в честь Илии Пророка. Перед церковью был большой пруд, а в глубине вековой липовой и березовой рощи стояла архиерейская дача с домовой церковью. Устройство дома вполне соответствовало характеру его обитателя: в комнатах простой сосновый пол, изразцовые печи, ничем не украшенные бревенчатые стены.

    Не изменяя своему обычаю, Митрополит неоднократно объезжал храмы и монастыри своей епархии, размеры которой не в пример прошлым были значительно меньше. Как-то после очередного путешествия его стали расспрашивать о поездках на собаках и сравнивать с нынешними его выездами в карете, запряженной шестеркой лошадей. Митрополит рассмеялся:

    – По правде сказать, в карете очень спокойно; но вот беда: к этому покою я никак не могу привыкнуть. Чувствуешь себя как будто бы расслабленным и связанным. То ли дело, как бывало в Камчатке, пройдешь несколько верст пешком, да еще в пургу, – с каким удовольствием сядешь себе потом в нарту и полетишь на собаках! Я как-то здоровее себя чувствовал. Воздух великое дело!

    Святитель всегда искренне недоумевал, когда восхищались его апостольскими путешествиями: ведь ему надо было только собраться, а дальше его же везде возили! В том же 1868 году, когда святитель Иннокентий стал митрополитом Московским, произошло еще одно очень значительное для него и для России событие: по соображениям политическим и экономическим земли Русской Америки были проданы Соединенным Штатам. Первые и самые любимые прихожане Святителя, алеуты и колоши, стали гражданами другого государства. Но они остались и до сих пор пребывают православными христианами: узы этого братства прочнее и надежнее, чем узы гражданские.

    Радостно было читать святителю Иннокентию отзыв одного американского чиновника – Степана Буйницкого, побывавшего на Уналашке, островах святого Павла и святого Георгия. Буйницкий был свидетелем того, как каждый воскресный и праздничный день все жители островов от мала до велика отправлялись в церковь. Во всяком жилище можно было увидеть святые кресты и иконы, и всякий входящий в дом совершал крестное знамение и поклонение святыням. Священник был из алеутов – отец Иннокентий Шаишников. Многие островитяне знали церковнославянский, читали и писали на родном языке.

    Но святитель Иннокентий угасал: зрение становилось все хуже, силы оставляли его. Он хотел уйти на покой и поселиться в Гефсиманском скиту любимой им Троице-Сергиевой Лавры. Однако Государь Александр II отклонял просьбы Святителя. Вынужденное слепотой бездействие, столь несвойственное Владыке, приводило его в грустное настроение.

    – Вы почему же думаете, что помешали мне? – говорил он знакомым, застававшим его в печали. – Разве потому, что я сижу таким хмурым? Да что прикажете делать, – продолжил он вздыхая, – и желал бы казаться веселым, да не могу: слепота тяготит меня донельзя, не привык я с детства сидеть сложа руки… А вы, пожалуйста, не стесняйтесь моей хмуростью, заходите ко мне, не дикарь какой, я ведь всегда любил и доселе люблю общество и беседы.

    5 января 1878 года исполнилось десять лет со времени назначения Владыки Иннокентия митрополитом Московским. По этому случаю московское духовенство собралось на Троицкое подворье, чтобы поздравить его. Принесли в дар богато украшенную икону Иверской Божией Матери, говорили торжественные речи, вспоминали и благодарили за труды. Ведь его стараниями были созданы училище для девушек из духовного звания, иконописная школа, богадельня для бедных вдов и сирот. Но Святитель не любил похвал и всегда говорил:

    – Не мне принадлежит заслуга, со мною трудились многие. При мне это происходило, но устроялось волей Божией.

    Завещание и кончина Святителя.

    Наступил 1879 год. Здоровье Владыки становилось все хуже: от сильного головокружения он уже почти не вставал с кресел. Предчувствуя близость кончины, он перечитал давно составленное завещание и распорядился пожертвовать деньги из своих собственных капиталов церкви родного села Ангинского. Подошло время Великого поста. Не изменяя своему обычаю, Владыка ежедневно просил переносить его в храм на время службы. В воскресные дни непременно причащался Святых Христовых Таин. Не переставал следить за текущими делами:

    – Нет ли новых дел? – спрашивал он у своего помощника еп. Амвросия за четыре дня до смерти.

    – Не думайте, Ваше Высокопреосвященство о делах, успокойтесь, – отвечал ему еп. Амвросий.

    – Скучно, – опустив голову, тихо сказал столь деятельный когда-то Святитель.

    На Страстной седмице в митрополичьи покои из часовни у Воскресенских ворот принесли Иверскую икону Матери Божией, столь почитаемую митр. Иннокентием. Он попросил опустить его на колени и, благоговейно помолившись, со слезами на глазах приложился к чудотворному образу. Как заметили окружающие, он стал как-то особенно спокоен. На следующий день над больным было совершено таинство соборования.

    Накануне Великого Четверга свт. Иннокентий распорядился, чтобы утром служили Литургию раньше обычного. Уже в три часа утра пришли к Владыке со Святыми Дарами. Он велел поднять себя с кресел и поставить на ноги. Затем, стоя перед Причастной Чашей, твердо и внятно прочитал молитву:

    – Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, ….

    И прибавил:

    – Не думайте, что я бессознательно это говорю. Нет, я в полном сознании прошу прощения, приступая к Святым Тайнам.

    После Причастия он просиял в лице и несколько раз повторил:

    – Благодарю Тебя, Господи! Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня недостойного причаститься Святых Твоих Тайн в полном сознании!

    Вечером следующего дня Владыка просил прочитать над ним отходную, потом позвал своих близких и стал с ними прощаться. Он благословлял каждого и говорил на прощание несколько слов назидания. Когда подошел Ваня – его внук, он взял его за голову и сказал:

    – Бог тебя благословит! Смотри: никого в жизни не обижай и будешь счастлив!

    Еще раз прочитали отходную. Владыка впал в забытье, потом очнувшись спросил:

    – Что, разве уже кончили чтение?

    Ему отвечали, что кончили.

    – Почему же не говорят: “Аминь”? – спросил он. Читавший повторил:

    – Аминь!

    Владыка перекрестился и проговорил:

    – Буди воля Божия!

    Это были его последние слова. В Великую Субботу, 31 марта 1879 года, в начале четвертого часа пополуночи, великий труженик и новый апостол, святитель Иннокентий скончался тихой христианской кончиной на восемьдесят втором году жизни. Утром наступившего дня колокол Ивана Великого возвестил москвичам об этом печальном событии. Многие москвичи, друзья и знакомые Святителя поспешили на Троицкое подворье попрощаться с глубоко чтимым Архипастырем и помолиться об упокоении его души.

    – Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Преосвященнейшему митрополиту Иннокентию и сотвори ему вечную память! – возгласил дьякон, и все торжественно и скорбно запели:

    – Вечная память!

    Глядя на спокойный лик почившего Святителя, невольно припоминались смиренные слова его духовного завещания: “Прошу и умоляю, не говорить никаких речей ни прежде, ни во время, ни после погребения моего… Но если кому будет угодно сказать слово в общее назидание, то прошу такового сказать слово из текста от Господа исправляются человеку пути его, с указанием на меня, кто и где я был – кем и где скончался, – во славу Богу, но без всяких мне похвал.”

    Святителя Иннокентия торжественно похоронили в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры, рядом с могилой его друга и наставника митрополита Филарета. Прошли годы и почти через сто лет в 1977 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был прославлен в лике святых двух Православных Церквей – Русской и Американской. А в 1994 году были обретены его святые мощи, которым может поклониться всякий входящий в Троице-Сергиеву Лавру.

    Память святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири, Церковь празднует дважды в год: в день его блаженной кончины – 31 марта (13 апреля) и в день прославления в лике святых – 23 сентября (6 октября по новому стилю).

    Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта