реферат. Максимову Максиму исследовательская работа.. Святитель Иннокентий Вениаминов и алеуты
Скачать 1.86 Mb.
|
VIII. Имущество Имущество, или богатство, алеутов почти не простирается далее необходимых потребностей человека, как-то: хижины, одежды и промысловых орудий; так что нисколько не затруднить сказать наугад, у кого что есть; и все это без всякой роскоши, совершенно без излишества, просто и почти у всех единообразно. Впрочем, таковая ограниченность в имуществе их, совсем не от того, чтобы они не имели никакого желания улучшить свое состояние; (это противоестественно человеку, не лишенному какого-нибудь рассудка); или не потому, чтобы они совсем не имели средств иметь что-нибудь лишнее; ибо есть из них такие, кои имеют даже роскошные вещи; но оттого, что они умеют быть довольными своим состоянием и могут очень легко обойтись без того, чего не имеют. Это находится в их характере. Самым бедственным состоянием алеуты считают только то, когда все мужчины, в целом селении, сделаются нездоровы. Ибо в таком случае им угрожает самая крайность. Самое же лучшее состояние, по мнению их, есть того, кто имеет свою юрту, байдарку в новой оболочке и с полным количеством промысловых орудий, ружье, топор, чайник и котел, две перемены платья для себя и семейства, т. е. тот, кто всегда в состоянии выехать, когда и куда ему хочется, и кто тепло одет. Вот все, что составляет и может составить движимое и недвижимое имущество алеута, и это есть самое лучшее благосостояние, какого еще очень многие не в состоянии иметь; но весьма многие из них довольны и тем, если имеют парку, байдарку и камлейку. Домашняя посуда, кроме чайной, состоит из двух-трех деревянных калуг, или лукошек, костяных ложек и одной или двух фляжек (с костяною трубкою) для воды: у некоторых можно найти чашки, блюда и тарелки, глиняные или какие случится достать от русских. Итак, все имущество или богатство алеута, по нашей оценке, простирается не более, как от 200 до 500 руб. и, разумеется, самого исправного; а обыкновенных алеутов не более, как от 50 до 200. В прежнее время, к числу имущества их принадлежали калги или рабы. Богатые и бойкие, или храбрые, имели их от 5 до 20. Но с прибытия русских и особенно с тех пор, как алеуты окрестились, калги их сделались свободными; и теперь нет их ни у кого 124. Дорогие вещи у прежних алеутов были: лучшая байдарка с прибором, сделанная руками знатока, и походная байдара; каменные ножи или кинжалы (камлик и са́млик); деревянная шайка, убранная долгими сивучьими усами и с разными камешками, (выражение на местном наречии); хорошие стрелки и лук, со стрелами, (слова на местном наречии); и проч. Из одежд: нарядная парка (слова на местном наречии); камлейка, чисто шитая, (выражение на местном наречии); а из женских вещей: главное – бобровая, или котовая парка (слово на местном наречии), и покрывало из травы, чисто сплетенное, наподобие плаща, (слово на местном наречии); а потом – светлые камешки, доставаемые в горах, и разные костяные украшения: слова на местном наречии; костяные иглы для шитья (они делались из крыловых костей альбатроса, и вместо ушков имели зазубринку), и разные краски; но всего дороже считались долгие сукли (род костяных червей), кои получались или меною, или кровию, от американцев. В нынешнее же время, особенно дорогих или дорого ценимых вещей для алеутов нет, кроме байдарки и табаку. Первая, как самонужнейшее средство к существованию, которая для алеута столько же необходима, как для земледельца плуг и лошадь; а последний – как ободряющее средство. Весьма важным приобретением ныне считают алеуты какую-нибудь церковную книгу, а особливо псалтирь, Евангелие и святцы, и также образ; ни за что или, по крайней мере, очень нелегко он расстанется с таковыми книгами, несмотря на то, что или совсем не умеет читать, или, читая, не понимает ни слова. Способы приобретать имущество, до прибытия русских к ним, были: война и уменье промышлять животных; но ныне первого совсем нет, осталось почти одно только последнее; но и то, с прибытием русских, уменьшилось до того, что уже много лет прошло, как ни у одной алеутки нет бобровой, или котовой, парки, или постели, и этого алеуты ныне не могут иметь в полном значении сего слова, хотя бы и хотели; все же другое, что прежде считалось богатством и драгоценностью: например сукли, – ныне совсем не имеет для них цены. В прежнее время все оценивалось калгами; но ныне деньгами, так как и везде. Приобретать деньги алеуты ныне имеют только два средства: или быть работником Компании, или получать плату за промысла зверей и (отчасти) птиц. Находящиеся в работниках получают от Компании от 100 до 200 рублей в год, и сверх того Компания дает им дневное пропитание; но за все, что работник упромыслит во время службы Компании, ему особенной платы не производится, кроме временных наград, по усмотрению начальствующих. Всем же прочим алеутам, не находящимся в работниках, платится за каждого упромышленного ими зверя по таксе, утверждаемой Правительством, и которая время от времени увеличивается 125, и сверх того за каждый день случайной работы они получают по 50 копеек. Вообще, по всему Уналашкинскому отделу, за промысла и временный работы выплачивается алеутам от 8 до 12 тысяч рублей в год; а всех промышленников, не считая находящихся в работниках Компании, средним числом можно положить не более 250 человек. Итак, на каждого промышленника придется в год около 30 рублей, т. е. от 10 до 80. Кроме сих средств к получению денег, алеуты совершенно никаких не имеют; потому что все меха, за которые они без сомнения могли бы получать несравненно более того, что платит им Компания, – они, по привилегии Компании, должны продавать исключительно ей одной 126. Рыбы продавать некому, да и нечего. Все же прочие вещи их, как то: камлейки, шапки и проч., которые им удается продавать на приходящие суда, так маловажны, что едва ли и за все вещи они получат 300 рублей. Все привозные вещи и товары в Америке обыкновенно дороже, чем в России, но не более как 50 процентами, а самые необходимые – от 15 до 30%. Богатыми из алеутов, в нынешнем их состоянии, могут почесться те, которые живут на островах Прибылова, где алеуты, не находясь в работниках, или не считая себя работниками Компании, исполняют все требуемое Компаниею, которая платит им не за время службы, как в прочих местах; но за всякого упромышленного зверя по таксе; и вся сумма, какая причтется за разные промысла, делится на всех наличных промышленников и работников, смотря по их способности и усердию. Лучшие промышленники получают от 200 до 250 рублей в год, обыкновенные от 120 до 200 и последние, т. е. старики и хворые, которые работают только во время котового промысла, – получают от 40 до 80 рублей; сверх того жены многих получают жалованье от 60 до 100 рублей в год за шитье байдарок и проч. Продовольствие же их несравненно лучше, чем в Уналашке. И кроме того, они еще имеют средства запастись кишками, горлами и лафтаками, т. е. вещами, нужными для байдарок, чего все другие алеуты лишены. И потому из порядочных алеутов, долго там проживших, есть такие, кои имеют имущества более чем на тысячу рублей. Теперь сделаем вопрос: есть ли у алеутов предметы роскоши? Если взять в строгом смысле слово роскошь, то конечно у них найдутся вещи, кои составляют предметы роскоши, как-то: чай, табак, водка, лишнее платье, особливо русское, чайная посуда, зеркальце и еще весьма немногие вещицы. (И надобно заметить, что исчисленное здесь есть почти все, что только можно заметить у алеутов роскошного). Но если судить об алеуте, – как обыкновенном человеке, с желаниями наслаждений; то можно ли означенные вещи почесть роскошью, особливо тогда, когда алеут в состоянии их достать себе честным образом? Но если даже предположить, что деньги, которые он употребляет на покупку таковых вещей, мог бы иметь в запасе на случай его болезни, старости и проч. и тем более, что в их состоянии и самый лучший промышленник получает не более 300 рублей; то и в таком случае некоторые вещи совсем не будут роскошью, как то, например, табак для алеута есть ободряющее средство в его трудных работах и скучном бездействии; о водке и говорить нечего, потому что им достается очень мало; а переменное платье, кто почтет роскошью! Все, что можно назвать роскошью, то это чай и нужная для него посуда; но и чай, в холодное время, особенно зимою, после промысла рыбы, есть живительное питье в полном смысле. IX. Орудия Орудия у нынешних алеутов двоякие, т. е. новые и древние. Из новых более всего в употреблении топор, нож, ружье, иглы и другие мелкие орудия. Некоторые из них умеют владеть и столярными, и слесарными инструментами. Из древних же, или их национальных орудий ныне у них находятся стрелки и другие, весьма немногие. Стрелки бывают четырех родов, и у коих вообще древко делается из калифорнской чаги – как самого легкого дерева; к толстому концу его приделываются костяные наконечники от 5 до 8 вершков, делаемые из моржовых клыков или китовых челюстей, или оленьих рогов. Наконечники стрелок, особенно бобровых, делаются всегда в такой пропорции с тяжестью древка, что стрелка не тонет и стоит в воде, перпендикулярно, выказываясь из оной около фута. Различие стрелок состоит отчасти в величине их и вооружении снурками, а более в носках. У бобровых стрелок, носки (которые обыкновенно вставляются в костяной наконечник) бывают костяные, длиною около 2 дюймов и с тремя зазубринками, а у китовых стрелок носки каменные из обсидиана, наподобие копья, длиною также около 2 дюймов; у птичьих стрелок, к одному длинному носку, (около 8 дюймов) с зазубринами, приделываются с боков еще три, такой же длины, которые, в концах своих, расходятся врознь наподобие остроги; и у такого рода стрелок наконечники почти никогда не бывают. Нерпичьи стрелки бывают длиннее всех; наконечник у них длиною от 3 до 5 четвертей, толщиною около 5 дюймов, а носки похожи на бобровые, только длиннеѳ и толще. Кроме этих стрелок есть еще особые с пузырями, которые, по вооружению и по носку, похожи на бобровые, только подлиннее и поболее; к древку их прикрепляется небольшой пузырь с краном или затычкою, для надувания. Эта стрелка употребляется только тогда, когда бобр, или другой зверь, будет уже подстрелен, и чтобы он не потонул или скорее замаялся. Носки у бобровых и нерпичьих стрелок вынимаются и вставляются по надобности, а у прочих закреплены. Самая лучшая из всех стрелок, и по вооружению своему более замысловатая, есть бобровая. Когда стрелка эта попадет в бобра, то носок ее, прикрепленный к древку длинным раздвоенным снуром из жилы, тотчас выходит из своего места и остается в бобре, зацепившись зазубринками, и тем распускает обвитый вокруг древка снурок, который, будучи раздвоен и прикреплен близ обоих концов стрелки, при ходе, или по-здешнему, при понырке бобра, волочится за ним не вдоль, но поперек, и тем, буровя в воде, отнимает у него ход. А если бы бобр вздумал притаиться, т. е. остаться в воде совсем, высуня из оной одно только рыло, (что он делает нередко); то эта стрелка изменит ему, стоя в воде вертикально. Если бы случилось, что стрелка изломалась, или древко отделилось от наконечника, то для того, чтобы не утонул наконечник, приделывается тоненький снурок, во всю длину древка, и прикрепляется к наконечнику. Все стрелки, выключая нерпичьей, кидаются из рук, с помощью небольшой дощечки (слово на местном наречии), длиною около 3/4 аршина. На одном конце ее делается дырочка, для придержания стрелки и дощечки, а на другом вставляется костяной крючок, в который упирается конец стрелки, когда ее нужно кинуть; дощечка сия ничто иное есть, как дополнение, или наставка длины руки. Искусный и проворный стрелок так скоро может кидать стрелки одну за другою, что первая находится еще на полете, как другая уже полетела. Но никто не возьмется за один раз попасть в цель, особливо если она невелика. К числу промысловых орудий принадлежит небольшая палка, называемая дрегалка, для того дабы добить зверя, когда он будет уже пойман. – Орудие самое простое. Жители Аляксы и Унги имеют обыкновенные луки и стрелы, которые вообще очень недлинны и весьма походят на употребляемые аглегмютами и другими северными народами. Но употребляют их они только для промысла земляных зверей, а морских – никогда, и то не всегда, особенно в последнее время, когда они в состоянии иметь ружья. Для промысла морской рыбы употребляются крючки или уды, ныне вообще металлические, а прежде костяные. Для промысла периодической рыбы употребляли и еще поныне употребляют также стрелки, т. е. длинные, простые шестики, с длинным зазубристым носком из железа. Стрелка сия привязывается к длинному снуру или мауту, которого другой конец находится в руках промышленника. Промысел этот, даже и при изобилии рыбы, совершенно завысит от удачи. Многие из алеутов еще и поныне употребляют топорики свои, которые суть не что иное, как небольшие, одноручные шляхты, с тою только разницею, что железко не насаживается на ручку, как у топора или шляхты, но привязывается к ней ремнем. В прежнее время, вместо нынешних железок, употреблялись каменья сиенит или аспид. Лес раскалывали костяными клиньями. На всякой байдарке всегда есть непременно две-три стрелки бобровых, которые никогда не снимаются с нее даже и на берегу. При отправке же в партию всякий запасается стрелками от 5 до 15. Женских орудий вообще очень немного кроме разной величины иголок; у них была и теперь есть пекулка, т. е. род широкого изогнутого ножа, длиною около 3 вершков и без рукоятки, вместо которой, к обуху ножа, приделывается деревяшка, за которую держать. Пекулкою алеутки очень искусно умеют действовать и вместо ножа и ножниц. В прежнее время пекулки делались из аспида и сиенита, а ныне из стали, для резки же китовины всегда делается из простого железа, а стальная почти совсем не годится. Есть еще женское орудие для раздирания сухой жилы морских животных на самые мелкие волокна, орудие, которое может иметь всякая женщина, без купли и труда, и которое никогда не потеряется, – это отрощенный ноготь большого пальца той или другой руки. Этим орудием они действуют весьма удобно и так искусно, что нескоро можно придумать другого удобнейшего орудия или средства для раздирания жилы и травы. Причислив сюда воинские оружия, о коих сказано выше, т. е. щит, латы, два рода кинжалов и столько же стрел, – тогда составится полный перечень всех алеутских национальных орудий, и который показывает, что все орудия их, какие они имели до прибытия русских, были самые простейшие, и цель их не простиралась далее необходимости существования и обороны, и – что не было у них никаких машин, или каких либо орудий (кроме клина), которые бы увеличивали силу человека или ускоряли его действие; везде главная машина и главное орудие у них было – терпение. X. Рукоделия Все изделия алеутские, как например: промысловые орудия и байдарки, так и национальная их одежда, – доведены, можно сказать, до возможного совершенства в своем роде. Все доказывает, что много было думано и обдумывано, – чтобы всякая вещь была удобна и пригодна для своего назначения. Везде видно большое терпение в работающих. Редкую вещь можно видеть у алеутов даже и ныне, которая бы не была отделана со всею аккуратностью и не сделана по известной форме или так, как водится – тогда, как средства или орудия их весьма недостаточны. Немного найдется и из самых трудолюбивейших европейцев таких, которые бы простым ножом, в продолжение нескольких месяцев, стали выделывать, например, из кости разных животных, коробочки или что-нибудь другое, для того, чтобы потом подарить их или променять на папушу табаку; – или вышивать или плести какую-нибудь вещь целых полгода – для того, чтобы отдать за платок или, много, за рубашку. Рукоделия прежних алеутов ограничивались одними только орудиями, но, разумеется, не всякий умел сделать для себя всякую вещь, особливо байдарку и бобровые стрелки, для этого у них были и есть особые мастера. Но почти всякий алеут умеет владеть своим топориком и сделать для себя весло, простую стрелку, поправить байдарку и сделать другие незначащие вещи; а ныне много есть из них и таких, которые умеют владеть инструментами, например: точить какие-либо вещицы на ручном станочке – как например, на островах Прибылова; а из числа работников Компании, особливо находящихся в главном селении, есть хорошие кузнецы, столяры, купора, слесари, сапожники и даже резчики. Жители восточного края почти все умеют выделывать из кости разные вещи и иногда довольно порядочно; а жители трех крайних селений, и особенно Павловского селения, очень хорошо выделывают рогдуги и передовые кожи, употребляя на первые оленьи шкуры, а на последние преимущественно нерпичьи. Весьма заметно, что алеуты, перенимая и успевая в рукоделиях, занятых от русских, теряют свои прежние, например, сделать отличную байдарку или стрелку весьма немного найдется таких. Рукоделия женщин состоят исключительно в шитье и плетении разных вещей. Все вообще женщины умеют шить очень хорошо, так что лучшие из них не уступят и самым лучшим швеям. И также всякая из них умеет сплесть простой церел или рогожку, ишкат или корзинку. Женщины западного края преимущественно хорошо выделывают разные вещи из травы, как то: бумажники, сигарочники и проч. А женщины восточного края вышивают оленьею шерстью и волосом разные вещи для украшения одежд. Правда и они сделают что-нибудь из травы, но не так искусно и чисто, как первые; точно то же можно сказать о женщинах западного края в отношении вышиванья. Шитье торбасов и байдарочных обшивок есть дело женщин, и всякая умеет это сделать, но кроят их всегда мужчины. Рукоделия женщин не только не упадают в сравнении с прежними, но при лучших средствах более и более совершенствуются. Здесь, кстати сказать, о вкусе алеутов в украшении одежд и всего того, что шьется. Яркие цвета, и особенно красные, им более нравятся; а из материй для украшения употребляются особенно шерстяные, как то: разных цветов стамеды; во всяком верхнем шве на байдарке и на поперечных швах на парке, разумеется, щегольских, вкладываются нити стамедов, попеременно положенных, которые потом срезываются ровно вышиною от 1/4 до 1/2 дюйма. Еманья шерсть, особенно длинная, употребляется на всех лучших шитьях, на парках и байдарках вместе со стамедом, а на камлейках без стамеда. В прежнее время, когда они не знали никаких материй, вместо стамедов употребляли цветные перышки маленьких птичек. Оленья длинная шерсть употребляется при плетении травою. Корольки и стеклярусы разных цветов употребляются еще и поныне для украшения шапок и байдарок. |