Главная страница

реферат. Максимову Максиму исследовательская работа.. Святитель Иннокентий Вениаминов и алеуты


Скачать 1.86 Mb.
НазваниеСвятитель Иннокентий Вениаминов и алеуты
Анкорреферат
Дата13.04.2022
Размер1.86 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМаксимову Максиму исследовательская работа..docx
ТипИсследовательская работа
#468450
страница13 из 22
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22

VI. Байдарки

Алеуты, как жители островов, необходимо должны иметь какие-нибудь лодки, или боты, для переездов с одного острова на другой и проч. Но природа отказала им в нужном для лодок материале, т. е. лесе; но зато, как бы в вознаграждение, дала им более смышлености к усовершенствованию флотилии особенной – новой, т. е. байдарок. Неизвестно, кто первый изобрел, алеуты ли или их соседи, т. е. кадьякцы и другие североамериканцы? Но известно только то, что и их первые байдарки так были несовершенны, что они с трудом могли переезжать на них с одного острова на другой, и только в тихую погоду. Они были широки, коротки и оттого очень тяжелы на ходу. Но, что усовершенствование байдарок принадлежит алеутам, это неоспоримо; стоит только видеть байдарки кадьякцев, аглегмютов и других северных жителей, и даже самых их одноплеменцев – алеутов, живущих на ближайших островах в Камчатке; и с первого взгляда видно преимущество здешних байдарок пред всеми. Но надобно сказать, что байдарки нынешних алеутов уже не столь совершенны, как байдарки прежних алеутов-наездников. В то время у отличных ездоков они столь были легки на ходу, что не отставали от птиц 121; столь узки и острокильны, что без седока не могли держаться на воде в прямом положении; и столь легки, что семилетний ребенок легко мог переносить их. Мне уже не случалось видеть таких байдарок-скороходок. В лучшую байдарку однолючную, чтобы сделать ее ходкою, во всех составах ее вставлялось до 60 косточек, как то втулочек, вертлюгов, замочков, пластинок и проч. И такой байдарки во время хода всякий почти член имел движение. Но ныне таковых косточек нет ни у кого, да и никто, кроме некоторых стариков, не умеет ни сделать, ни употребить их, как должно. (У меня была байдарка трехлючная с косточками, но нисколько не лучше простой). В доказательство легкости прежних байдарок, я приведу известный пример. В бытность здесь капитанов Креницыиа и Левашева, был послан один алеут, из лучших ездоков, из Капитанской гавани в Иссанахский пролив, с важнейшим известием, который в 25 или 30 часов переехал расстояние около 200 верст; но, приехавши, вскоре помер от истечения крови из груди. И также весьма много раз случалось, что от 18 до 12 часов переезжали расстояние от Угамака на Саннах 122. Лучшие из нынешних байдарок могут подняться против самого быстрого течения в проливах, напр. Уналгинском, где на мысах течение бывает до 61/2 узлов.

Мне кажется, что байдарка алеутская столь совершенна в своем роде, что и самый математик очень немного и даже едва ли что-нибудь может прибавить к усовершенствованию ее морских качеств.

В нынешнее время, байдарки суть 3-х родов: т. е. однолючные (слово на местном наречии), двухлючные и трехлючные (слово на местном наречии). Все, что сказано выше о байдарках, надобно разуметь об однолючных; потому что трехлючные байдарки начали делаться только с прибытия русских, и есть уже их приспособление; а двухлючные хотя и были у алеутов всегда; но только или для перевозу легкого грузу, или для выезда в море старика с малолетним; но не было примера даже до сих пор, чтобы двое молодых и здоровых гребцов по своей воле поехали за промыслом бобров в двухлючной байдарке. Это считается за стыд.

Главный член вообще всякой байдарки есть не киль, как говорит г. Сарычев, но шесты или верхняя рама, с несколькими поперечными распорками (бимсами), шириною в средине от 21/2 до 41/2 четвертей, а к концам сведена вместе; самая большая ширина хорошей байдарки не на средине, но ближе к носу. С нижней стороны рамы приделывается потом киль, который всегда бывает из трех штук, для того, чтобы байдарка на ходу имела движение или, как говорят, изгибалась на волне; после того под киль, в шесты, становятся ребра или лучки, в расстоянии друг от друга от 3 до 7 дюймов, и на них сверху накладываются несколько тоненьких шестиков вдоль байдарки и перевязываются волокнами из китовых усов. И когда все это сделано, тогда решетка (так называют байдарку без обшивки) готова. Обшивка, или оболочка байдарки, делается из лафтаков сивучьих или нерпичьих; она прикраивается на самой байдарке и сшивается почти совсем, выключая только верхнего шва, от люка до кормы, а в двух – и трехлючной байдарке от переднего люка до кормы; и этот последний шов зашивается уже на самой байдарке. Само собою разумеется, что всякая вещь и даже самая обшивка байдарки требуют опытного мастера; и не всякий алеут может быть мастером; потому-то и не всякая алеутская байдарка имеет все хорошие качества. С внутренней стороны не делается никакой другой обшивки. Но во время езды, внутри, сверх решетки, настилается старый лафтак, а потом подстилки и груз.

Для прочности обшивки, ее в ясные дни смазывают жиром; но как бы ни сберегали ее, на целый год мало одной обшивки; решетка же может служить несколько лет, разумеется, с поправкою.

Размер байдарок бывает следующий:

Трехлючная от 81/2 до 9 – арш. Ширин. от 4 до 5 – четн. Выш. от 21/2 до 3. Двухлючная – 8 – 81/2 – – – 31/2– 41/2– – – – 21/4 – 3.

Однолючная – 6 – 7 – – – 21/2 – 3 –       –       – – 2 – 21/4

Для байдарки необходимы обтяжки или цуни, без которых невозможно ехать не только в дальний путь, но при ветре и на близкое расстояние. Обтяжки делаются всегда из сивучьих кишок или иногда из горлов; она вышиною или шириною бывает от 1/2 до 3/4 аршина; одною стороною надевается на люк и прикрепляется к байдарке китовым усом: а другую сторону седок, в случае надобности, затягивает под пазухами снурком из жилы и перехватывает чрез левое плечо.

Весло для байдарки всегда делается двухлопастное, длиною от 21/2 до 3 аршин, смотря по росту гребца, и, если только можно, всегда из калифорнской чаги, как самого легкого дерева; впрочем, у некоторых стариков, при двухлючных байдарках, бывают весла и однолопастные, как у кадьякцев.

Камлейка и деревянная шапка также суть необходимые принадлежности байдарки; но о них сказано выше.

Также считается необходимым при байдарке иметь помпу или морскую губку, для отливки воды; помпа делается из дерева, и есть не что иное, как цилиндрическая трубка, длиною около полуаршина, а толщиною посредине, немного толще руки, к обоим же концам толщина ее постепенно уменьшается, до того, что самый конец можно взять в рот. В однолючной байдарке отливать воду приходится всегда заднему гребцу, который сверх того всегда бывает опытнее и сильнее переднего, потому что править по курсу есть его дело.

В однолючной байдарке, если она без грузу, многие имеют камень или два, как балласт.

К числу необходимых вещей при байдарке, прежде принадлежал пузырь, т. е. вычищенный желудок, нерпичий или сивучий, который был нужен при том случае, когда ездок каким-нибудь образом опрокинется. В этом случае вылезть из байдарки и поставить ее опять на киль, не зачерпнув воды, и даже если и налилась вода, то отлить ее – очень не трудно; но сесть в байдарку, не имея посторонней опорной точки, совершенно невозможно. Надутый пузырь в этом случае был весьма полезен; потому что с помощью его седок может держаться на воде и сесть в байдарку. Случалось, что если как-нибудь обшивка байдарки прорвется, то ездок, с помощью пузыря, выходил из байдарки, оборачивал ее и починивал; а потом опять садился в нее, если это случалось при тихой погоде; а при свежем ветре и неблагоприятных обстоятельствах, пузырь клали в байдарку и там надували его сколько возможно более; и он поддерживал байдарку на поверхности воды, несмотря на то, что она уже полна была воды. Ныне таковых пузырей я видал у весьма немногих; потому что ныне почти никогда не ездит одна байдарка, но всегда две или три; и в опасном случае одна другой может подать помощь.

Паруса, при байдарках, никогда не употреблялись прежде, да и ныне некоторые только тоэны имеют по одному небольшому парусу при своих трехлючных байдарках. Затеи же некоторых русских касательно вооружения байдарки несколькими парусами – совершенно бесполезны.

Г. Сарычев говорит, что алеут, когда кидает стрелку, то другою рукою придерживает веслом байдарку, сохраняя равновесие оной. Это ошибка; потому что никто и никогда этого не делает: все алеуты умеют соблюдать равновесие во всяком случае, и некоторые так ловки, что могут в байдарке встать прямо на ноги, лишь бы только у него было весло в руках; а такие приемы, как например, кидать стрелки, отъезжая от берега, и при небольшом прибое, одною ногою встать в байдарку, а другую отряхивать и прочее, есть дело обыкновенное.

Все путешественники единогласно говорят, что алеут, в полном наряде и на своей байдарке, имеет красивый и даже величественный вид; тогда он точно на своем месте. Если калифорняки 123, из американцев, суть лучшие наездники на лошадях; то лисьевские алеуты суть лучшие наездники на байдарках. Никакая сила ветра, ни волнение и даже не всякий толчок посторонней силы, если только алеут видит их, не опрокинуть его, лишь бы только весло у него было в руках. Все, чего боится алеут и с чем он не в состоянии бороться, есть сильный сулой в проливах, и еще сильный бурун на пристани; но и здесь, опытный и проворный ездок, в последнем случае очень часто может пристать или отъехать и тем спастись и спасти других. Но в первом случае, если он не умеет миновать сулоев и проехать между ними, то гибель его неизбежна.

У прежних алеутов были и байдары для перевозки больших грузов; но постройка их была совершенно другая, чем нынешние колониальные байдары: корма и нос у них были одинаково круты и невысоки, дно очень узкое, а ребра иногда были гнутые так, как и у байдарок, и в таком случае особенных распорок на киле не было; беседок или лавок в них не было, и гребцы сидели по бортам; весла у них были короткие, однолопастные и небольшие. Байдары их, говорят, были очень вертки или валки, но зато на ходу гораздо легче нынешних; мне не случилось уже видеть их прежней байдары.

Описание нынешних байдар здесь некстати, потому что они не есть принадлежность одной Уналашки, и притом они уже описаны.

VII. Пища

Природа здешняя очень скудна земляными произведениями. Здешний климат едва ли позволит развести какие-либо цереальныя растения; а потому пищу здешних жителей составляют единственно произведения животного царства, и преимущественно морских животных; а именно: киты всех родов (кроме плавунов), сивучи, коты, нерпы, бобры и отчасти моржи; из рыбы: треска, калага, рямжа, палтус, терпуги, морские окуни и налимы, гольцы, красная рыба, горбуша, хайко, и кижуч; из ракушек: репки, мамаи, черные ракушки и проч., раки двух родов; из птиц: куропатки, гуси и утки, разных родов, ары, топорки, глупыши, ипатки, чайки, говорушки и другие. Для полного списка прибавим сюда оленей, медведей, нюняков (на Аляксе и Унге); и домашних животных, т. е. свиней и кур. Из растительного же царства употребляются в пищу, из ягод: шикша, малина и отчасти прочие ягоды; из кореньев: сарана, макарша, чагитка, сладкий корень и морская капуста, двух родов.

Такой огромный перечень различных произведений, с первого взгляда может дать понятие, что здешние жители имеют достаточные средства к пропитанию, даже до роскоши: но в самом-то деле пропитание их весьма ограничено и даже скудно; потому что оно вообще зависит от обстоятельств и случаев, и несравненно более непостоянных, чем у жителей твердой земли; и нет ничего такого, что бы всегда могло быть, так сказать, фундаментальною и постоянною пищею, кроме воды и воздуха. И даже нельзя сказать решительно: чем более питаются алеуты? Ибо периодической рыбы, и в самое лучшее лето, запасается не более 500 штук на каждую семью; морская рыба, хотя и во многих местах находится в изобилии, но средства или обстоятельства не позволяют запасти ее много, оттого, что заготовление рыбы здесь может быть не иначе как сушкою; но этому очень часто не благоприятствует погода; а зимою рыба отходит на глубину; сильные и почти беспрерывные ветры не позволяют выезжать за нею. Сивучей промышляется очень немного, и то в немногих местах; нерпы хотя водятся и везде, но в малом количестве; коты только на островах Прибылова, а бобры бывают только летом и притом потребляются самыми промышленниками. Китов летом бывает иногда великое множество, но только в Уналашке и отчасти подле Акуна; и там хотя промышляют или подстреливают их каждогодно от 30 до 60; но к рукам приходит не более 33, а иногда не более 10. Конечно 10 или 20 китов, по-видимому, есть огромное количество; но киты здесь вообще бывают только малой породы, так что целого кита легко можно погрузить в одну байдару; и при самом большом изобилии китов запасаются китовиною и жиром одни только окольные жители, и притом так не богато, что запасов их никогда не бывает достаточно на целый год; потому что иные не радят и тратят напрасно, другие слишком щедро живут с осени; а более потому, что нет посуды, в чем бы можно было хранить жир. Общая у всех посуда для жиру суть пузыри сивучьи или нерпичьи, а как этих зверей немного, то и посуды не может быть более, и притом, к несчастью, с 1828 года завелись здесь крысы, которые иногда в одну ночь лишают хозяина всего годового запаса; деревянной посуды очень мало, потому что хотя бы и многие из алеутов могли ее делать для себя, но нет для этого нужных материалов (и именно обручей).

Главную пищу алеутов составляет жир, какого бы то ни было зверя, кроме плавунов. Сколь бы много ни было запасено рыбы у алеута, но если в то же время нет у него жиру; то, наверное, можно сказать, что он не избегнет следствий, если не настоящего голода, то болезни, потому что юкола, сушеная рыба, без жиру, при долгом употреблении, производить кровавый понос; и самая свежая рыба без него не столь питательна. Напротив того, хотя бы у алеута не было ни одной юколы, но если достаточно жиру, то он не увидит голоду; потому что с жиром он может употреблять в пищу все: и коренья, и морскую капусту (которые без жиру, особенно последняя, совсем вредны), и ракушки, и самую сухую юколу, и ремни, словом сказать, все, что только может варить желудок. И потому весьма ошибаются те, кои думают, что для алеута изобилие и довольство пищи заключается преимущественно в рыбе. Правда, они более питаются рыбою, чем мясом; но это только по недостатку морских животных, и если только можно, то всегда с жиром.

Из лучших алеутских блюд суть: шикша (ягода) с жиром, набитым добела; головки периодических рыб, сквашенные до некоторой степени, и рыбья икра, приготовленная так же как и головки; головы и жирные места палтуса; нура (мелкое морское растение) вареная с жиром; и хорошая юкола с жировою китовиною; особенно превосходным кушанем считается второе, от которого не откажутся и привычные к русским кушаньям.

Алеуты почти все едят сырым, кроме трески, которая, сырая и особенно недоваренная, очень вредна. Мясо земноводных хотя и варят или парят в каменьях, но, можно сказать, только до того, что оно лишь только согреется.

Соли в нище не употребляют совсем; только ныне, находящиеся в работниках в главном селении, начали употреблять соленую рыбу, но и то по нужде, а от хлеба, чаю и сахару никто не откажется.

Хотя алеуты едят почти все и не слишком разборчивы касательно чистоты; но при всем том их нельзя назвать всеедящими, как это говорят о камчадалах; потому что есть вещи и из произведений их земли, которых они совсем не едят, например, грибов никакого рода и ни в каком виде; и даже сначала, когда они увидели, что для некоторых овощей русские унавоживали землю обыкновенным навозом, то не хотели есть тех овощей, которые родились на такой земле; и даже ныне, когда уже привыкли видеть это, сами не будут делать это, если бы и имели нужду в том.

Запасать рыбу для юколы всегда есть дело женщин; и для этого, они заблаговременно расселяются по известным речкам, особливо изобилующим рыбою, с детьми своими, и при каждой партии находятся один или двое стариков или хворых мужчин, и не столько для пособия при самом промысле, сколько для перевозки необходимых вещей и для охранения от беглых.

Запасение пищи для алеутов, можно сказать, не составляет единственного предмета или исключительной цели существования их, так, как это можно сказать о весьма многих русских из простого народа, смотря на тех и других с этой точки. Всякий алеут запасает себе пищу, но запасает ее как бы по найму и не для себя; и (как сказано выше), сделав запас на два-три месяца, беззаботно встречает зиму; и, несмотря на то, что каждая весна научает его самым внятным образом быть деятельнее и попечительнее о запасении пищи, он не пользуется таковыми уроками; но эта беззаботность их происходить оттого, что они, живя при море, во всякое время года надеются получить что-нибудь от моря, которое есть неистощимая и богатая житница для всех живущих при нем, из которой можно брать всегда, лишь бы только позволили обстоятельства и средства. И потому таковая беззаботность алеутов о запасении себе пищи, с одной стороны, похвальна тем, что она, более или менее, но есть признак надежды на Всепитающего Бога; а с другой стороны, она нисколько не лучше той заботливости, у которой в виду одно только чрево: ибо она может быть поводом к праздности; а праздность всегда хуже всякой хлопотливости и заботливости.

Постоянного времени для еды у алеутов почти нет, выключая ужина. Поутру, а особливо пред большою поездкою, они никогда не едят для того, как они говорят, дабы меньше пилось, а иначе – будет сильная одышка. Во время пути они едят очень редко и мало, и только что, как говорится, перехватывают; но зато, по привале, они дают волю своему аппетиту; но и не так, как говорят некоторые, что они едят всю ночь беспрерывно и один за десятерых. Правда, одной обыкновенной порции, для каждого, в таком случае недостаточно; но надобно взять в расчет их беспрерывный труд и пост, продолжающиеся иногда до 18 часов сряду. В обыкновенное же время, вообще алеуты, едят весьма умеренно, даже менее, как бы, казалось, было нужно.

Все ракушки и особенно репки, в большом количестве употребляемые в пищу, очень сильно располагают ко сну.

Питье алеутов есть одна только вода; до прибытия русских, они не знали ничего хмельного, но с тех пор узнали водку и табак, некоторым образом заменяющий хмельное.

Водку и всякий спиртовой напиток алеуты называют (выражение на местном наречии), т. е. дурацкая или одуряющая вода. Ныне вводится употребление чаю, даже каждодневно, который они достают от русских за работу или за рыбу и прочее. Привычка к чаю в алеутах до того усиливается, что многие готовы променивать чашку чаю на рюмку водки.

Табак же ныне во всеобщем употреблении и по большой части лемешиною, т. е. кладут за губу, некоторые нюхают, но никто не курит.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22


написать администратору сайта