реферат. Максимову Максиму исследовательская работа.. Святитель Иннокентий Вениаминов и алеуты
Скачать 1.86 Mb.
|
VII. Правление Прежде, нежели будет сказано о правлении алеутов, надлежит сказать об их сословиях и нравах. В нынешнее время все алеуты, можно сказать, составляют одно сословие работников; потому что и самые родовые тоэны их суть ни что иное, как нарядчики, очень часто работающие вместе со своею командою, и которые почти совершенно ничем не отличаются от прочих. Только в последнее время главные тоэны, – утверждаемые начальником колоний и избираемые алеутами из их тоэнов, – пользуются некоторым предпочтением, и то, смотря по его отношениям к правителю конторы. В прежнее время алеуты разделялись на три сословия: почетных, простолюдинов и калгов или рабов. Тоэны и их дети и племянники составляли высшее сословие; прославившиеся воинскими подвигами и искусством в промыслах и потомки их составляли так называемых собственно почетных; класс простолюдинов составляли все обыкновенные алеуты, ничем не отличившиеся, и вольноотпущенные рабы; а калгами были военнопленные и их потомство. Право владеть калгами имели одни только почетные; простолюдины весьма редко, а калги никогда. Власть господина над рабом была почти неограниченна: он мог даже смертью казнить своего раба за преступление и без всякой ответственности, продавать и менять его на вещи; дарить, давать в приданое и отпускать на волю. Цена калги была почти всегда такова: за байдарку и за хорошую парку давали по паре калгов: т. е. мужа и жену; за каменный нож, за пару цуклей и за бобровую парку, – по одному калге. Калга не мог иметь своей собственности; все приобретенное им принадлежало господину его. Он всегда обязан был сопровождать своего господина, охранять его и в случае нападения защищать его. За то господин обязан был как самого калгу, так и все его семейство, содержать безбедно; иначе это делало стыд господину его. Добрые и кроткие господа содержали калгов своих и особенно добрых и заслуженных, как детей своих, и одно только название калги было различие между калгами и детьми господина. Прежнее правление алеутов можно назвать патриархальным. Всякое селение состояло непременно из родников и составляло почти одно семейство, где старший в роде, называясь тоэном [слово на местном наречии]), имел власть над всеми; но власть его была почти такая же, как власть отца над отделившимися детьми, т. е. он должен был наблюдать общественную пользу, защищать свои границы (всякое селение имело свои отдельные места для промыслов); не позволять посторонним промышлять в местах, им принадлежащих, равным образом не позволять промышлять в чужих границах, и тем не подать повода к вражде; предводительствовать на войне; но он не имел права брать от своих подкомандных ничего, кроме части, следующей на его семейство, из выкидного зверя и лесу, несмотря на то, хотя бы он при разделе и не был, но часть его нисколько не была более других. В рассуждении общественных распоряжений, власть его не простиралась далее того, что он мог послать, кого хотел, со своим сыном, или племянником, осмотреть или сделать что-нибудь касающееся до общей пользы; а заставить сделать собственно для себя – он не мог никого. Наружных почестей им никогда не отдавали и не оказывали, кроме того, что за оскорбление и за обиду его – подчиненные его должны были восстать как за свое собственное. У алеутов были и наказания, и даже смертная казнь, но приговор произнести не мог один тоэн без согласия всех почетных. Тоэн не мог начать войны с соседями без согласия других тоэнов, живущих на том же острову, и без позволения старшего из них. Несколько селений, происходящих от одного праотца или одного поколения, составляли штаты или общество, где старший тоэн, происходящей по прямой линии от их прародителя, заселившего их остров или, за неимением такового, избранный из тоэнов – за его благоразумие, действительную храбрость и превосходство в искусстве промысловом – имел таковую же власть над всеми тоэнами и селениями, составлявшими их общество, как частный тоэн над своим селением: он должен был защищать всех и вступаться за обиду и оскорбление чести своих подчиненных; в случае войны он предводительствовал всеми и с согласия других тоэнов заключал мир; без его воли и согласия никто из подчиненных его тоэнов не мог не только начать войну с соседями, но даже предпринять похода к кадьякцам, или отправиться на важные промысла. Из всего выкидного ему всегда выделялась часть ровная с прочими; и потому таковые тоэны были богаче всех и, следовательно, сильнее; и самое уважение к нему его соседей зависело от его силы и влияния на своих подчиненных. Главный тоэн, имея такую власть и права, мог называться владетелем своего острова или участка; но никогда не бывало у алеутов такого тоэна или властителя, который бы имел право распоряжаться несколькими или всеми обществами. Выше сказано, что у алеутов была и смертная казнь. – Уличенный преступник, как то: переметчик, убийца, переносчик, или злоязычный болтун и изменивший общественной тайне, наказывались смертью. Например, когда будет доказано, что кто-нибудь из алеутов, несмотря на его происхождение, сделал что-нибудь достойное смерти, то тоэн составлял судилище из всех почетных и стариков, участвуя и сам; и предложив дело, спрашивал мнения их; и когда все единогласно признают виновника достойным смерти, тогда все мужчины идут на открытое место или поле со стрелами, куда приходит и преступник, которого тотчас несколько молодых мужчин, по приказанию тоэна, обстав вокруг в приличном расстоянии, вдруг все бросали в него по одной стрелке; и если после этого преступник оставался еще жив, то тоэн, или первенствующий судья, приказывал кому-нибудь из бойких алеутов зарезать или удавить его. И надобно сказать, что преступника не нужно было держать под стражею или на место казни вести связанного; потому что всякий преступник старался как можно более показать своего хладнокровия и неустрашимости при виде смерти; и потому он не думал запираться в своем преступлении или извиняться и, еще менее, просить пощады и милости; но, напротив того, говорил пред судьями без робости и свои поступки рассказывал хвастовски и как бы с намерением раздражить своих судей и обвинителей; на место казни шел как можно бодрее, для того, чтобы оставить по себе славу неустрашимого 112. Другие меньшие преступления наказывались сначала выговором тоэна при всех, а потом для большого стыда связывали его как можно крепче, и в таком положении держали его несколько времени, а иногда связанного и били. Наказания и казнь калгов многоразличнее и гораздо определеннее: за непослушание резали уши; за перенос господских речей отрезывали губы; а если он не унимался, и особенно если от его языка рождались вражды, то неминуемая смерть была его участию. За первый побег наказывали телесно, т. е. били, чем попало; за второй – связывали руки назад и в таком положении держали несколько времени; за третий резали у ног икры; а за четвертый казнили смертью. Род смертной казни калгов был совсем другой: их не расстреливали как прочих, но давили палками. За первое воровство, как самое постыдное дело, и особенно если калга украл от посторонних, наказывали телесно; за второе – отрезывали несколько пальцев у правой руки; за третье то же отрезывали у левой руки или обрезывали губы; за четвертое казнили смертью. Власть тоэнов и все права алеутов были во всей силе во время самого большого народонаселения; междоусобия, уменьшая число алеутов, с тем вместе уменьшали и власть тоэнов, и самые права их; а по прибыли русских последние совсем уничтожило, да и самой власти тоэнов оставило одну только тень. Соловьев и его товарищи мщением за кровь своих собратий, усмирением алеутов и жестокими поступками с тоэнами, положили начало уничтожению влияния их власти на алеутов, а последующие русские, до соединения компаний поступавшие с алеутами в том же духе, продолжили, или, лучше сказать, уничтожили ее – тем, что не отличали тоэнов от простых алеутов ни в работах, ни в наказаниях и ни в чем другом; а это мало-помалу приучило и самих алеутов смотреть на своих тоэнов не как на природных своих властителей и некогда бывших владетелей островов, но как на равных себе. Правительство наше, поручая начальникам морских экспедиций, бывших в здешнем крае с 1792 по 1823 год судов, – раздавать тоэнам медали (бронзовые, серебряные и золотые) и постановлением новых правил Российско-Американской Компании, имело в виду отличать тоэнов от простых и как бы поддержать их власть; но трудно поддерживать и восстановить то, что не имеет своей самостоятельности. В последнее время (1832) года колониальное начальство, по многим причинам найдя нужным, учредило в здешнем крае иметь трех, или двух главных тоэнов, избираемых самими алеутами из числа обыкновенных родовых тоэнов и утверждаемых Главным Правителем колоний. И потому нынешнее правление алеутов и управление алеутами вполне зависит от Российско-Американской Компании, действующей чрез правителя Уналашкинского отдела, который, или именем своей конторы дает предписания байдарщикам или управляющим меньшими отделами, для передачи их чрез тоэнов алеутам; или приглашает к себе главных тоэнов и еще нескольких других, и объявляет им свое приказание, касающееся, впрочем, одних только промыслов, и спрашивает, сколько байдарок будет для бобровой партии и сколько человек для промысла птиц. Нынешние права и обязанности алеутов суть следующие: они пользуются покровительством законов наравне с крестьянским сословием и освобождены от всяких повинностей и податей, но вместо этого обязаны служить Компании от 15 до 50 лет своего возраста и, разумеется, за плату от Компании. Все промысла, какие они могут приобресть, должны они продавать исключительно Компании, за известную и правительством утвержденную цену, (о ценах будет сказано ниже). Теперь спрашивается: хорошо ли нынешнее управление алеутами, и хорошо ли их состояние? Отвечаю: хорошо. Потому, что алеуты, кроме служения Компании, пользуются совершенною свободою, а служение их бывает временное и всегда за плату. Компания более и более обращает свое внимание на то, чтобы занимающий должность правителя Уналашкинского отдела был человек благонамеренный и строгий исполнитель распоряжений главного колониального начальства. Если уже прежняя свобода алеутов (впрочем, более мнимая), и правление (и также слишком несовершенное) невозвратимы; то переменять нынешнее правление алеутов, к которому они уже привыкли, на какое-либо другое нет нужды: и всякая другая перемена их управления для них будет вредна и даже гибельна. И если, что можно пожелать для блага алеутов, то разве только того, чтобы все товары и вещи, которые получают за свои промысла, были на их руку и ценами, как можно, соразмернее с платою, получаемою ими за промысла. И еще – чтобы главные тоэны или один из них, избранный самими алеутами, имел право всегда видеть в конторе бумаги и расчеты, касающиеся до алеутов; и как они, так и все прочие тоэны были бы снабжены письменными наставлениями для их руководства, в которых бы, на основании положений и учреждений о тамошнем крае, ясно были бы означены как их власть, так и влияние их на дела общественные. Отделение второе. Продолжение замечаний об алеутах I. Число жителей Г. Сарычев в путешествии своем (Ч. II, раздел Алякса) говорит, что с прибытия русских на сии острова много меньшилось число островитян, и в бытность его (1792 года) едва осталась третья часть жителей. По приложенной же у него табели видно, что в его время было мужеского пола 1,235 душ. Если к сему прибавить женского пола несколько более сего числа, то в 1792 году жителей в Уналашкинском отделе (не считая живших на островах Прибылова) было более 2,500. Когда же это число принять за третью часть, как говорит г. Сарычев, то в 1750 году, т. е. около времени прибытия русских, число жителей здешних было не менее 8.000. Число природных жителей островов Уналашкинского отдела (не считая русских и креолов), в последнее время, очень невелико, так что к 1834 году всех алеутов, принадлежащих к здешнему отделу, т. е. живущих в селениях на Уналашке и находящихся на островах Прибылова и в Ситхе, – состояло 682 души мужеского и 812 душ женского иола, а обоего 1,494 души 113. Еще к 1806 году число алеутов было 1,942, т. е. 965 мужеского и 988 женского пола. Предание же алеутов говорит, что до прибытия русских число их было более, нежели в десять раз в сравнении с тем, которое нашел г. Сарычев. Старики рассказывают: что в старину и задолго до прибыли русских, жителей в Уналашкинском отделе было столько, что каждый остров и всякое удобное на острову место были заселены; и что в каждом селении было от 40 до 70 однолючных байдарок, т. е. по стольку мужчин, способных ездить в байдарке; и если к сему прибавить столько же женщин и вдвое детей и стариков, то выйдет, что в каждом селении было жителей от 150 до 280 душ, или среднее 215; а по приметам, виденным мною, и по рассказам алеутов, должно полагать, что в здешнем отделе было до 120 селений. И так, полагая, что в каждом селении были жители в одно и то же время, выйдет: что народонаселение алеутов, в лучшие времена, простиралось до 25,000. Без сомнения, число это слишком увеличено; но, сколько можно судить по рассказам – как алеутов, так и русских, заселившихся здесь в конце прошедшего столетия, из коих последние своими глазами видели уничтожение нескольких селений, – со всею вероятностью можно положить, что число алеутов, в лучшие времена, было от 12 до 15 тысяч. О причинах же уменьшения скажем ниже; здесь только заметим, что уменьшение алеутов, начавшись задолго до прибытия русских, продолжалось постоянно до 1822 года. С этого времени, до 1829 года, уменьшение остановилось; а с 1829 по 1838-й год, т. е. до нынешней оспы, число алеутов начало увеличиваться. Самое меньшее число алеутов было в 1820 и 1821-м годах. К 1822 году, по спискам, алеутов было мужеского пола 695, женского 779, а всех 1,474. Из сего видно, что в 1834 году число алеутов было более 20-ю человеками, не считая женщин, в это время вышедших в замужество за русских и креолов, коих можно положить нисколько не менее сего числа. Из прилагаемых при сем табелей, о числе родившихся и умерших с 1822 года по 1837-й год, видно, что в первые пять лет число родившихся алеутов было 34 круглым числом, на каждый год; а за исключением незаконнорожденных 29. В последние же девять лет было 40, а за исключением незаконнорожденных 38. Следовательно, в последнее время, число рождающихся превышает почти четвертою частью. И здесь еще надобно взять в расчет то, что число рождающих, или способных рождать, до 1828 года, было гораздо более, нежели после того. Это видно из того, что из 172 душ, родившихся с 1822 по 1828-й год, было незаконнорожденных 25, т. е. 7-я часть всего числа; а в последние девять лет, из 362 родившихся незаконнорожденных было только 17, т. е. не более как 21-я часть. Причины же, почему прежде число рождающихся было менее, нежели в последнее время, можно полагать следующие: 1). Недостаток повивальных бабок и неуменье поступать с роженицами, как об этом сказано выше. (в отд. I, раздел обычаи). Правда, хотя некоторые, более знакомые с русскими, перестают употреблять свои способы при родах и после родов, убеждаясь примерами и доводами; но при всем том еще и до сих пор очень много таких, который поступают по-своему. 2). Слишком большая благосклонность замужних женщин к посторонним мужчинам, которая простиралась даже до безотказности. Но в последнее время видно, что это препятствие к плодородию весьма много устранилось. 3). Слишком раннее лишение девства, чему весьма много мог способствовать предрассудок алеутов, происшедший от обмана русских, описанный выше (в отд. I, раздел характер) и потому само собою разумеется, что в прежнее время найти невесту, в полном значении сего слова, было весьма трудно; но ныне, особливо в последнее время, из 10 девиц, вступающих в брак, верно можно найти более половины невест 114, потому что бабушки и матери также усердно заботятся о доброй славе их, как прежде были беззаботны. 4). Любострастная болезнь, я думаю, также была немаловажною причиною неплодородия женщин; но в последнее время она почти совсем уничтожилась. 5). Отчасти препятствием к этому может быть и то, что почти каждою весною алеуты терпят недостаток в пище, и отцы и матери, в сем случае, заботясь только о детях, почти забывают себя, и оттого, как мне случилось видеть это, в особенности над одним семейством, до того истощаются, что чрез несколько дней едва можно узнать отца и мать, а дети их здоровы и веселы. Вот причины, почему прежде из женщин весьма немногие рождали (так что не более как из 9 одна), и почему ныне рождают более! И можно надеяться, что со временем еще более будут устранены таковые причины, неблагоприятствующие умножению числа алеутов. Но должно заметить, что при нынешнем образе жизни алеутов, их жены никогда не сравняются плодородием с русскими женщинами: потому что они, не имея другого молока кроме своего, должны кормить детей своих не менее года, от чего могут рождать только чрез два года. Выше сказано, что в течение десяти лет, число алеутов от 1474 прибыло только 10, т. е. не более как 11/4 на сто; но прибыль креолов в десять лет несравненно значительнее, так что от 100, а принимая в расчет Уналашкинских креолов, находящихся в Ситхе и почти неженатых, от 120 душ, прибыло 31 человек, т. е. 26 на сто 115. II. Причины уменьшения алеутов Причины уменьшения, по мнению алеутов, суть междоусобия, русские и поветрия. Первые, бывшие до прибытия русских, под конец так были жестоки, что за жизнь одного истребляли целое селение; но самое большое уменьшение народонаселения алеуты приписывают русским, и именно Соловью или Соловьеву, который, сколько посредственно, столько и непосредственно, был причиною этого; потому что, не говоря о тех, коих он сам или его клевреты в точение двух лет лишили жизни, но и из тех кои разбежались от страху, не возвратились на свои места и третьей части 116. И притом говорят, что даже и тогда, когда всякое убийство было прекращено, и алеуты, покоряясь новым пришельцам, начали жить по-прежнему мирно, – народонаселение не только не увеличивалось, но весьма приметно уменьшалось, но отчего? Этого они не знают. Но не имея ни средств, ни возможности узнать обстоятельно о том, отчего именно и более уменьшились алеуты, я здесь представлю то, что можно было узнать касательно сего. Причины уменьшения здешних алеутов можно разделить на три эпохи: 1-я от начала их междоусобий до первого прибытия русских (т. е. до 1760 года). 2-я от первого прибытия русских на здешние острова до прибытия экспедиции Билингса (т. е. до 1790 года). И 3-я со времени отбытия сей экспедиции до настоящего времени. Каждая эпоха, сверх общих всем временам причин, имеет свои собственные и совершенно различные между собою; т. е. до прибытия русских, алеуты уменьшились от междоусобий, по прибытии русских от насилий и притеснения, а напоследок от необходимости распространять, поддерживать и усиливать другие колонии. Каждая эпоха имеет множество частных и мелких случаев, описание коих заняло бы множество страниц и ни к чему не могло бы вести, тем более что подробности многих не совсем известны: и потому я скажу только о тех, кои более памятны и более заслуживают вероятия. Первая эпоха. Весьма задолго до прибытия русских, алеуты начали иметь войны с соседственными народами, как-то: с аглегмютами и более с кадьякцами. Так сказывают, что здешние жители истребили аглегмютское селение при реке Нушегак, бывшее на месте нынешнего Александровского редута: нападение сие столь было удачно, что никто не спасся из аглемютов, и озеро, находящееся подле Редута, сделалось кроваво от трупов и крови. Также несколько раз нападали они и на кадьякцев и истребляли целые селения. Но, сколь бы удачны ни были таковые нападения, натурально, что не могли быть без урону и со стороны их самих. Но случалось несколько раз, что из целого ополчения здешних островитян, отправлявшихся в таковые походы или наезды, не возвращалось ни одного, или весьма немногие; так, по словам г. Давыдова, здешние алеуты погибли в Уяцкой бухте на Кадьяке, приехавшие с тем, чтобы напасть на кадьякцев. И не всегда они только нападали и истребляли других; но нередко платили им тем же и их соседи, неприятели, и особенно кадьякцы. И напоследок войны сии так сделались часты и обыкновенны, что жители Шумагинских островов или были в походе, или принуждены были сидеть в своих крепостях, т. е, на неприступных островках. Но избегая одной беды, они подвергались другой; потому что, просидя в крепостях и не смея удаляться от них, или уезжая в походы, они не успевали запасать пищи для зимы, и оттого гибли неминуемо. Кроме таковых войн и взаимных нападений заграничных, в то же время было и множество междоусобий. Так известно, что унимакские жители нападали на шумагинских, аляксинских, уналашкинских и даже умнакских и на жителей островов Креницына; умнакские жители нападали на уналашкинских и других. И вероятно, что и сами нападающие, или прежде или после видели неприятелей в своих селениях; и как те, так и другие поражали и истребляли, и были поражаемы и истребляемы. Известно, что унимакцы при нападении на жителей острова Укнадака (в Капитанской гавани) легли все на месте сражения. И наконец, мало-помалу, междоусобия и вражды так усилились, что не только жители одного острова нападали па жителей другого, но даже между жителями одного и того же острова были такие вражды, что не только не помогали друг другу при нападениях, но убивали везде, где только могли, и вредили всячески, чем только могли. Так известно, что уналгинские алеуты убили несколько человек в соседственном селении, на Уналашке, за то только, что они хотели убить из них одного человека. Нет сомнения, что все таковые междоусобия и войны весьма много уменьшили число алеутов сколько оружием, столько и следствиями оного, так например, вероятно, жены и дети алеутов, погибших в Уяцкой бухте на Кадьяке, весьма много потерпели, оставшись без мужей и отцов; и потому весьма вероятно то предание, которое говорит, что до начала войн и междоусобий, народонаселение алеутов было вдвое более того, которое нашли русские. И некоторые старики-алеуты говорят, что если бы русские не пришли на здешние острова, то, вероятно, все бы они были истреблены, даже без остатка. И с этой стороны прибытие русских, положившее конец всем войнам и междоусобиям, можно почесть благодеянием для островитян. Вторая эпоха. По прибытии русских, хотя и прекратились вражды и междоусобия, как главной причины уменьшения островитян, но нисколько не прекратилось самое уменьшение их. Приязнь и мир, бывшие между русскими, первыми посетителями Умнака и Уналашки, под начальством Глотова, продолжались весьма недолго; за подлинное неизвестно, кто первые подали причину к раздорам: русские ли, притеснением в промыслах и насилием всякого рода? Или алеуты, не хотевшие быть под чужеземным игом? Первое конечно гораздо вероятнее, но нельзя совсем отвергнуть и последнего. Но как бы то ни было, первое неприязненное действие было со стороны островитян, которые в одну зиму истребили три судна русских, и тем подали повод русским к отмщению за кровь своих соотечественников и принять сильные меры для своей безопасности. Глотову и Соловьеву, с товарищами, досталось быть отмстителями и слишком неумеренными. Глотов, пришед из Кадьяка на прежде открытый им остров Умнак, вместо дружбы и приязни, с какими он расстался с Умнакцами, встретил в них неприязнь; а потому и он, вместо мира и согласия, принес им меч и огнь. Он, сколько под предлогом отмщения за смерть соотечественников своих, столько и за непокорность, истребил почти без остатка все селения, бывшие на южной стороне Умнака, и жителей островов Самалги и Четырехсопочных. Соловьев, прибывший из Камчатки на Уналашку и остановившийся на якоре в Кошигинском заливе, особенно жестоко поступал с бедными алеутами, тоже под видом отмщения за смерть дружининского судна. Г. Берх, в своей истории открытия Лисьевских островов, старается уменьшить число истребленных Соловьевым островитян, но при всем том и он говорит, что Соловьев убил сто человек алеутов, нападавших на жилище русских, и в одном укрепленном жилище, после сражения, поднял на воздух до двухсот человек. Следовательно, и по его словам и при всем его старании уменьшить число истребленных, выходит, что Соловьев истребил не менее трех сот мужчин, молодых и способных носить оружие. Теперь проходит почти уже столетие после того, как было это страшное время для алеутов; и потому нет причины ни скрывать того, что делали первые русские промышленники, здесь бывшие, ни увеличивать их жестоких поступков с алеутами. Прошедшего не воротить и не поправить. И хотя нет нужды выставлять наружу ужасные поступки людей необразованных и преданных всем страстям, и тем более, что эти люди были русские – мои соотечественники; но нельзя не сказать того, что я слышал от весьма многих, отчасти бывших самовидцами или слышавших от самих товарищей Соловьева, (я еще сам видел многих алеутов из тех, которые видели самого Соловьева); по крайней мере, для того, чтобы представить новое доказательство тому, до чего может дойти невежество, предоставленное самому себе и не знающее границ ни своей власти, ни страстям своим; – иначе – я свои записки буду считать неполными. Одни говорят, что русские многих алеутов перестреляли из ружей и только из потехи; а другие совсем это отвергают. Но это в самом деле было; но только один раз, (я разумею только в здешнем отделе) и именно в Кошигинском селении. Это сделал Соловьев, которому пришло в голову испытать: в котором (человеке) остановится пуля? И для этого он велел связать вместе двенадцать человек алеутов, (вероятно не совсем безвинных) и выстрелил в них из штуцера или винтовки 117. Кроме этого известно, что он истребил две байдары Унимакских алеутов, приехавших к своим родственникам; и сверх многих частных убийств, он наконец, нашел жителей нескольких селений Уналашки, собравшихся на Яичном островке или Орешке, подле о. Снирки, для защиты. По втором покушении, Соловьев пристал к берегу и истребил всех бывших тут алеутов с женами и детьми. Убийство это было столь жестоко, что море вокруг островка сделалось кроваво от бросавшихся и бросаемых в оное. Патрубин, товарищ Соловьева и достойный клеврет его, губил алеутов на Аватанаке – безоружных и часто совершенно безвинных. И сказывают, что сам Соловьев не столько погубил алеутов, сколько его товарищи, бывшие на ближайших островах. Около сего же страшного для алеутов времени, были какие-то два русских судна: одно в Иссанахе, а другое у Макуш, которые также очень много истребили алеутов. Русские, бывшие на первом судне, или из подозрения, или также из отмщения за кровь убитых в Иссанахе русских – истребили четыре больших селения на Унимаке, оставляя из каждого только молодых женщин и по нескольку молодых мужчин для прислуги. Русские, под предводительством передовщика своего, имевшего при себе какую-то девку (вероятно Атхинскую), оставя на своем судне несколько человек, отправились на Унимак именно с тем намерением, чтоб истребить Унимакцев, как самых беспокойных. Подойдя к первому селению тайком, они прежде всего обобрали стрелки с байдарок, (а у алеутов обыкновенно все стрелки хранятся на байдарке) и изломали; а потом вдруг напали на беззащитных алеутов, в их жилищах, и били без пощады тех, кои успевали выскакивать, а остальных губили или зажигая юрту, со всех сторон, или обрушивая. Таким образом им удалось истребить три первые селения от Иссанахского пролива. Подходя к четвертому селению, находившемуся на подножии Шишалдинской сопки, они встретили сильный ветер с дождем и слячею и, не имея камлей, перемокли до костей и озябли чрезвычайно. Жители, увидя их издалека, узнали, что это русские, но не знали, что предпринять. Закащик, или старший по тоэне, предлагал не допускать их до селения и убить, говоря: они недаром идут к нам. Но добрый тоэн отвергнул его предложение, говоря: зачем их бить? Они нам ничего худого не сделали. И потому островитяне приняли русских ласково, отогрели и, чем могли, угостили. И надобно заметить, что русские до того перезябли, что не имели сил сами собою спускаться в юрту по лестнице, и алеуты спускали их по одиночке и потом отогревали их на жирниках. И бедные алеуты не знали, кого отогревали. Русские, лишь только отогрелись и подкрепили свои силы, тотчас начали свое дело: всех алеутов, по их приказанию собравшихся в юрту, они начали стрелять, а прочих задавили юртою. Кончив это, они отправились далее с тем же намерением; но жители следующего селения, вероятно, узнав от спасшихся алеутов, что сии гости идут к ним совсем не в гости, не допустили их до своего селения; и, сделав нечаянное нападение на них, убили их передовщика с девкою, нескольких ранили, а остальных обратили в бегство и заставили воротиться на судно. Селение это называлось Погромским иди Погромным, вероятно, по тому случаю, что жители его задали погром русским. Неизвестно точно, на каком судне были эти русские? Унимакские алеуты говорят, что они были с протасовского судна; но едва ли эти удальцы были не из числа экипажа Бечевинского судна, о котором и сам г. Берх говорит весьма с невыгодной стороны (Ист. отк. остр. стран.). Еще сказывают, что какие-то русские истребили три селения: два в Иссанахском проливе и одно на Икатаке; и они же в привозивших к ним рыбы алеутов, при возвращении их от судна, стреляли из винтовок. Второе судно, состоявшее в Макушинском селении, в старой гавани, кажется, было то самое, которое, по словам г. Берха, было под командою Брагина. Алеуты одного из близлежавших селений, вероятно, вследствие известия об истреблении Дружининского судна в Капитанской гавани, – намеревались также поступить и с судном Брагина. Но алеуты другого селения дали знать об этом русским; и они предупредили своих врагов, истребив их самих. Конечно, ужасны были поступки первых русских с алеутами, но отчасти извинительны и, может быть, они даже были необходимы. Но поступки последующих за ними русских едва ли сколько-нибудь извинительны. Вновь приходящие русские с 1770 года по 1790, видя примеры того, как их предшественники поступали с островитянами, также позволяли себе иногда крайние жестокости, особливо промышленники Очерединской и Нолутовской компаний. Из них, к несчастию, по своим ужасным деяниям, остались в памяти алеутов: Илья Лазарев, Молотилов, Петр Катышевцов, Шабаев, Куканов, Ситников, Брюханов и Малков; из коих первые двое были на Акуне, а прочие в восточном крае. Эти люди немного дорожили жизнью алеутов. Так известно, что первый кидал с утеса, резал ножом, (который всегда носил при себе) и бил обухом топора несчастных алеутов за то только, если кто-нибудь из них осмелился заглядеться на его любовницу, (которая умерла только в 1838 году). И кто-то из этих же удальцов распорол ножом брюхо девке-алеутке за то, что она, без позволения его, съела любимый кусок китовины!! Исчислив все таковые убийства (я не хочу упоминать о тех, которые не совсем достоверны), и приняв в соображение последствия оных, нисколько не покажется увеличенным число алеутов, отправленных на тот свет Соловьевым, как говорить г. Давыдов в своем путешествии, который число это полагает до 3,000. И даже число 5,000, которое полагает г. Сарычев, истребленных алеутов можно принять за вероятное; и кажется, что оно еще слишком умеренно. Но напоследок 1790 год, или прибытие экспедиции Биллингса, положило конец всем убийствам и жестокостям и начало мирного жительства. Третья эпоха. Хотя жестокости и убийства прекратились после отбытия экспедиции Биллингса, но не прекратилось совсем самое уменьшение алеутов. Несчастия другого рода, которые по необходимости должны были встретиться в распространении и поддержании колоний и промыслов, – были новою причиною уменьшения островитян. Так: на острова Прибылова увезено было Меркульевым, в один раз, 80 семейств, из коих едва ли возвратилась и половина: ибо 32 человека из них, под начальством русского Захарова, в 1812 году в байдаре потерялись без вести, при переезде с одного острова на другой; и несколько человек в разные времена убиты сивучами. Занятие Ситхи г. Барановым потребовало подкрепление людьми, и – сто байдарочных ездоков с семействами были увезены в Ситху, откуда не возвратилось и третьей части. Уменьшение бобров потребовало большей деятельности и больших и дальних переездов в сравнении с прежними. При таковых переездах погибло: 1804 года ‘20 байдарок в Четырехсопочном проливе; в 1809 году погибла байдара с 40 человеками, под начальством Невзорова, при переезде с острова Амана на Аляксинский берег; в 1811 году потерялась байдара с 30 человеками, под начальством Усова; и, наконец, в 1828 году погибла байдара с 15 человеками, под начальством Меркульева, при переезде чрез Акутанский пролив. Само собою разумеется, что сверх таковых несчастий, так сказать, общих для отряда, бывало очень много и частных; но исчислить их нет возможности; наверное же, можно положить, что число всех погибших поодиночке алеутов, как то: при переездах, в партиях, на промыслах и проч. нисколько не менее погибших отрядами. Сверх вышеописанных причин уменьшения алеутов и – причин, так сказать, не неизбежных и не непредвиденных, были другие причины – непредвиденные и в здешнем месте неотвратимые, как то: голод, поветрия и любострастная болезнь, которые также очень много уменьшили народонаселение. Голод появился вместе с междоусобиями, как говорит предание алеутов, и случаюсь, что он губил алеутов более чем самые войны. С этого времени он очень нередко посещал алеутов и до прибытия русских, и при русских, составлявших частные компании, и даже при существовании нынешней привилегированной компании; потому что алеуты никогда не имели больших запасов пищи на случай неудачных промыслов, и оттого почти каждогодно терпят недостаток в пище в первых месяцах года. Самое название марта месяца (название на местном наречии, т. е. когда гложут ремни) – доказывает, что в это время они никогда не были богаты пищею. И потому очевидно, что в это время, и при самом малом несчастии, очень легко могут быть ужасные последствия голода. Но что могло и должно быть с женами и детьми в том селении, где все мужчины каким-нибудь образом погибали? Как это и случалось в прежние времена. Подробности таковых весьма многих несчастий неизвестны; только известно за подлинное то, что во время управления Уналашкою г. Буренина, все жители одного селения, находившегося на восточной стороне Акутана, померли от голода, и осталась одна только старуха. Также в управление г. Петровскаго, в 1822 году померло 7 человек из числа жителей Кошигинского селения, тоже от голода. Но с этого времени, благодаря Бога, и при заботливости правителей и тоэнов, таковых несчастий уже не бывало, хотя и бывали большие недостатки в пище. О поветриях, или эпидемических болезнях, можно сказать также очень немного; потому что, сколько известно, в здешнем отделе, хотя и бывали эпидемии, но никогда не помирало от них столько как в Кадьяке. Но когда и какого рода бывали таковые повальные болезни, заподлинно неизвестно. Известно только, что в 1807 и 1808 годах было здесь поветрие – поносом, которое началось в главном селении на Уналашке и потом распространилось по всему отделу, и от которого весьма много умирало мужчин и молодых женщин, но замечено, что болезнь сия почти совсем не действовала на старух. Самая же большая смертность была в главном селении. – После разбития на острове Саннахе Американского корабля, под командой Океина, там появился кровавый понос, и, как говорят, от употребления в пищу подмоченного рису. Потом эта болезнь распространилась далее и коснулась и тех, кои совсем не употребляли этого рису. – В 1830 году, осенью, началось поветрие кашлем и стеснением в груди и продолжалось до самой весны 1831 года. Оно унесло с собою более 30 человек большею частью молодых и здоровых мужчин, но детей, стариков и вообще всех женщин, совсем миновало. Самая большая смертность была на Унге, где болезнь появилась прежде, а потом распространилась по всей Аляксе. На прочих же островах ее не было совсем 118. Любострастная болезнь появилась здесь вместе с прибытием русских. Но самым сильным образом свирепствовала она около 1798 года; тогда бывали целые семейства таких, где от первого до последнего члена были заражены этою ужасною болезнью; и еще мне удалось видеть одно такое семейство в Макушинском селении, в коем особенно одна женщина была искажена до чрезвычайности; но можно сказать, что семейство сие было последнею жертвою этой страшной болезни; потому что в последнее время она очень редко появлялась и то почти только в главном селении и по уходе судов. Алеуты заметили, что при всех вообще поветриях, самое сильное действие их бывает в начале и в том месте, где появляется прежде, а потом мало-помалу ослабевает. |