рнгшнршг. Дворянская симбирская усадьба как центр культуры
Скачать 27.36 Kb.
|
ДВОРЯНСКАЯ СИМБИРСКАЯ УСАДЬБА КАК ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ В 1914-1916 годах комиссия активно занималась комплектованием коллекции. Из Академии художеств для музея были присланы 15 работ русских художников конца XIX - начала XX века: картины Н.А. Атрыганьева, В.К. Бялыницкого-Бирули, Л.Ф. Лагорио, Д.Н. Мартынова, акварели К.Я. Крыжицкого, В.М. Измаиловича. Исторические события 1917-1918 годов, повлекшие за собой гибель сотен дворянских усадеб, уничтожение старинных зданий, библиотек и фамильных коллекций, вызвали к жизни ряд декретов Советской власти. Спасение гибнущих в водовороте революционных событий памятников истории и культуры стало основной задачей симбирской интеллигенции. В октябре 1918 года художники и преподаватели учебных заведений Симбирска образовали художественную комиссию при Народном музее, объединившем все симбирские музеи. Задачей комиссии явилось спасение от мародерства и перепродаж произведений искусства, находящихся на территории губернии и города. Из брошенных буржуазией квартир, из разоренных дворянских имений ценности доставляли в дом на Московской улице, ранее принадлежавший симбирской помещице Е.М. Перси-Френч. Здесь разместился Симбирский Пролетарский художественный музей. С конца октября 1918 года английская подданная Е.М. Перси-Френч, происходившая из старинного дворянского рода Киндяковых, находилась в тюрьме, а тем временем ее дом был национализирован. Богатейшая коллекция картин, фарфора, бронзы, украшавшая залы особняка, стала частью художественного музея, просуществовавшего в этом здании до 1931 года. Фамильные портреты, полотна И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, М.П. Клодта, немецких мастеров XVII - XIX веков положили начало экспозиции. В конце 1918 года эмиссары В.А. Мамуровский и М.Д. Беляев участвовали в приеме имущества В.Н. Поливанова из Акшуатского имения. При содействии милиции они изымали из квартир бежавших или сосланных владельцев произведения искусства и передавали в хранилище Симбирского пролетарского музея. В начале 1919 года в Симбирск прибыл делегат ИЗО Наркомпроса Сергей Тимофеевич Шелковый. Благодаря его ходатайству Отдел ИЗО передал в фонды Симбирского музея около 20 произведений мастеров русского авангарда: М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, О.В. Розановой, И.И. Нивинского, Н.И. Шестакова и других. В качестве эмиссара музейного отдела Шелковый обследовал самые дальние уголки Симбирской губернии. Из полуразрушенных особняков и учреждений удалось вывезти 14 живописных произведений (акварель А.Д. Литовченко, 14 старинных гравюр и многое другое). Алексей Николаевич Остроградский (1867-1943) - выходец из разночинной среды, выпускник Академии художеств, где его учителями были П.П. Чистяков и И.Е. Репин. Человек высокообразованный, преданный делу, А.Н. Остроградский с 1902 года и до конца своих дней работал в родном городе. В 1920-е годы он возглавлял Симбирский (Ульяновский) художественный музей, являясь и первым исследователем, и реставратором коллекции. В 1922 году Губисполком передал в Симбирский музей коллекцию А.В. Жиркевича, состоящую из более 1,5 тысяч произведений выдающихся русских и западноевропейских мастеров. Собрание музея увеличилось вдвое. Была создана новая экспозиция, украшением которой стали картины и рисунки К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, Ф.А. Васильева, И.Е. Репина, И.Б. Лампи. Природа, антропология, история Симбирского края запись закрепленаДВОРЯНСКАЯ УСАДЕБНАЯ КУЛЬТУРА СИМБИРСКОГО-УЛЬЯНОВСКОГО КРАЯ. СТРОЕНИЯ, ПАРК, ИНТЕРЬЕР на старых фотографиях Усадьба Козаковых в селе Никольское (Шереметьево) Сызранского уезда Симбирской губернии. (Сейчас – село Никольское Кузоватовского района). 1900-1914 гг. Фотографии сделаны Петром Веденисовым. Цифровая печать с автохрома. Продолжая наше виртуальное путешествие по дворянским усадьбам Симбирской губернии, отправимся на этот раз в Старую Зиновьевку – имение, располагавшееся до революции в Карсунском уезде (ныне это село Новый Дол Барышского района). В разное время историей этого имения плодотворно занимались Н.А. Кузминский, Л.Ю. Ершова и А.С. Сытин, А.А. Сучков, Т.А. Громова и некоторые другие краеведы. Основателем населённого пункта был дворянин Иван Зиновьев, который в 1675 г. получил за службу государю поместную землю по обе стороны реки Барыш. Есть сведения, что изначально село именовалось Богородским, а позднее стало называться Богородской Зиновьевкой. Название же Старая Зиновьевка появилось в первой половине XVIII в., когда в верхнем течении Барыша был основан выселок Новая Зиновьевка. В XIX в. усадьба находилась в руках семьи Дурасовых. Один из представителей этой семьи, Пётр Фёдорович, женился на симбирской дворянке Александре Фёдоровне Ермоловой. Именно эта рачительная и прогрессивная дама внесла решающий вклад в развитие имения, с головой погрузившись в решение хозяйственных вопросов. Интересен был ещё один проект помещицы. Дворовые получили приказ обойти окрестные леса и выкопать наиболее уродливые берёзки. Потом они и составили основу рощи, поражая своим необычным видом. Александра Фёдоровна любила водить в эту рощу своих гостей. Необычен был и барский пруд, дно которого выложили кафелем. В 1910 г. году был опубликован отчёт по итогам губернской выставки полеводства, садоводства, огородничества, цветоводства и крестьянских хуторских хозяйств. Имение графини А.Ф. Толстой – наряду с полудюжиной других хозяйств – было отмечено как передовое. Вихрь революционных потрясений положил конец многогранной деятельности А.Ф. Толстой в Старой Зиновьевке. После прихода к власти большевиков бывшая графиня жила в Симбирске. Есть сведения, что позднее она управляла в Подмосковье одним из конных заводов. |