Исследовательский проект «Создание художественного музея». Документ Microsoft Office Word. Исследовательский проект Создание художественного музея
Скачать 21.43 Kb.
|
Исследовательский проект «Создание художественного музея» Использование метода проектов на уроках мировой художественной культуры может быть осуществлено в форме урока-экскурсии, так как не каждый учитель имеет возможность организовать посещения музея. Результатом работы учащихся может стать проект «Создание художественного музея». Данный проект даёт возможность привлечь к работе всех учащихся класса и создать условия для формирования у них различные компетентности: рефлексивную, проектную, информационную, коммуникативную. На уроке используется групповая форма работы. Во время работы над проектом учащиеся выполняют разные функции: подбирают «экспонаты», разрабатывают экскурсию, оформляют «выставку», проводят «экскурсию», отвечают на вопросы «посетителей». «Экспонаты» одной эпохи можно разместить на одном стенде и, обращаясь к ним, «экскурсовод» будет рассказывать о памятниках культуры. Если есть возможность использовать компьютерные технологии, то работа для учеников будет еще интереснее. Урок мировой художественной культуры в 11 «а» классе по теме: «Искусство Средневековья» Тип урока: повторение и систематизация знаний. Форма урока: урок-экскурсия. Цели урока: - обобщение и систематизация изученного материала; - формирование познавательного интереса, учебной мотивации проектной и коммуникативной компетентностей; - воспитание художественно - эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства Средневековья; Оборудование урока: демонстрационные стенды, таблички с названиями эпох, таблицы для заполнения учащимися, наборы иллюстраций произведений различных видов искусства по эпохам. Запись на доске: Музеи – хранители прошлого. Подготовка к уроку: 1. Сформировать 5 групп. 2. Дать каждой группе задание по повторению ранее изученного материала искусство Древнего Египта, Древней Греции. Древнего Рима, Средневековья. Ход урока: 1. Актуализация знаний. Мы изучили большой период развития мировой художественной культуры и сегодня повторим изученное. Работать будем в группах, результатом вашей деятельности будет проект. В стихотворении Сергея Михалкова «В Музее » есть такие строки: В воскресный день с сестрой моей Мы вышли со двора. «Я поведу тебя в музей»,- сказала мне сестра. Вопросы к учащимся: Что такое музей? Как вы понимаете эпиграф урока? Чем занимаются сотрудники музеев? Какие музеи вы знаете? Музей (др. греч.) – место, посвященное музам. Музы – покровительницы поэзии, искусства, наук. В современном мире музей - это научно-просветительное учреждение, где хранятся памятники истории и материальной культуры. «Музеи – хранители прошлого». Французский писатель Андре Мальро сказал: «Музей – одно из тех мест, что дают возвышенное представление о человеке». 2. Мотивация и планирование деятельности. Мы с вами живем в Ефремове Тульской области, на территории нашего поселка нет художественного музея, но у вас есть знания, которые помогут создать музей на уроке. Каждая группа получит экспонаты (иллюстрации), изучит их, отберет самые важные и ценные (так как площади для экспозиции ограничены), разместит в своем зале (на стенде) и проведет для нас экскурсию, познакомив с основами мировоззрения эпохи и самыми важными достижениями искусства. Начнем с того, что представители каждой группы разместят на стендах названия залов нашего музея в хронологическом порядке, и приступим к работе. 3. Реализация проекта. Учащиеся работают в группах (выбирают иллюстрации, размещают их на стенде, готовят экскурсию, выбирают экскурсовода). Учитель наблюдает за работой учащихся, при необходимости консультирует, помогает. 4. Презентация проектов. Итак, в результате вашей работы в классе появился художественный музей, в «залах» которого мы прослушаем лекции «экскурсоводов». Во время лекции учащиеся (посетители музея) будут заполнять таблицы (заранее разложенные на парты). В таблицу можно вносить не только те памятники культуры, которые будут представлены на стендах, но и те, которые интересны вам. Искусство от Древнего Египта до Возрождения
Уважаемые посетители, приглашаю вас на экскурсию в наш музей. Далее экскурсоводы рассказывают об экспонатах своего зала. Для примера приведена одна из экскурсий: Приглашаю вас в зал нашего музея, который посвящён искусству Древней Греции. Сегодня у вас есть уникальная возможность прикоснуться к выдающимся достижениям античности и ещё раз убедиться, что греческое искусство на века определило пути развития европейского искусства. Древние греки опирались в своём творчестве на такие понятия, как гармония, красота, мера. Сначала я хочу обратить ваше внимание на греческие вазы. Это и посуда, которая использовалась в быту, и произведение искусства. Нас, прежде всего, привлекает красивая форма сосудов, наверное, и сегодня эти вазы могли бы стать украшением любого современного интерьера. Кроме формы вазы привлекают наше внимание и красивейшей краснофигурной и чёрнофигурной росписью. Мы видим и мифологические сюжеты, и бытовые сцены. Сейчас перед нами выдающиеся памятники архитектуры. Мы видим Афинский акрополь, давайте войдём в него через монументальные ворота – Пропилеи и полюбуемся на Парфенон, посвящённый богине Афины. Даже разрушенный храм поражает своей красотой и величием. Фризы храма прославляют народ Греции и его историю. Обратите внимание на храм Эрехтейон, украшенный кариатидами. А сейчас мы имеем возможность полюбоваться великолепными греческими скульптурами, к сожалению не все из них дошли до нас в первозданном виде. Перед нами скульптура атлета «Дорифор» Поликлета. Это образец совершенного человека. Сила и красота человека воплощены в знаменитом «Дискоболе» Мирона. Атлет приготовился метать диск и в то же время сосредоточен и спокоен. Перед нами крылатая богиня победы «Ника Самофракийская». Складки одежды и могучие крылья передают ощущение полёта. Мы с вами стоим перед одной из самых известных в мире скульптур, в которой отражён идеал женской красоты. – богиня любви, но красота её очень человечна. К сожалению, наша экскурсия оканчивается, мы рассмотрели только небольшую часть экспонатов из Древней Греции, но они дают возможность понять, какой огромный вклад в мир художественной культуры внесла Древняя Греция. 5. Перспективы проекта. Заключительное слово учителя (обобщающее резюме). Сегодня на уроке, ребята вы начали работу по созданию замечательного музея. Изучая следующие темы, мы будем добавлять в него новые залы. Впереди нас ждут встречи с многочисленными шедеврами мирового искусства. Жизнь представляет человеку много возможностей. Я думаю, что многие из вас побывают в различных городах нашей страны и за рубежом и смогут оценить произведения мировой культуры. А пока я предлагаю вам помечтать. Представьте себе, что после сегодняшнего урока у вас появилась возможность съездить в одну из стран, где сохранились храмы и монастыри Средневековья, памятники Древней Греции о которых мы говорили в ходе экскурсии. Напишите название этой страны и разместите на соответствующем стенде. Желаю вам, чтобы ваши мечты осуществились. Этапы работы над проектом (возможные варианты описания) В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный. «Поисковый» этап: 1. Поиск и анализ проблемы. 2.Выбор темы проекта. Конструкторский этап. Поиск оптимального решения задачи проекта: исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна; выбор технологии изготовления экономическая оценка; экологическая экспертиза. 2. Составление конструкторской и технологической документации. Технологический этап: составление плана практической реализации проекта; подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования; выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию. Заключительный этап: оценка качества выполнения проекта; анализ результатов выполнения проекта. 3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)». «Этапы работы над проектом: выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая иди индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т. д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). Защита проектов, оппонирование. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы». «В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах: •определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; •выдвижение гипотезы их решения; •обсуждение методов исследования; •проведение сбора данных; •анализ полученных данных; •оформление конечных результатов; •подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", " круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.). Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса. 1) Подготовка: а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач; б) выдвижение гипотезы их решения; в) обсуждение методов исследования; 2) Планирование: а) определение источников информации; б)определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов; г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) распределение задач (обязанностей) между членами команды. 3) Исследование: а) сбор информации; б) решение промежуточных задач. 4) Результаты и/или выводы: а) анализ полученных данных; б) формулирование выводов. 5) Оценка результатов и процесса: а) оформление конечных результатов; б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы. «Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные». «Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний». Границы и трудности использования метода проектов “Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.)». |