Сборник методических приёмов на уроках в нач. Школе. Е. А. Юрьева Приёмы и техники управления учащимися на уроке
Скачать 432.67 Kb.
|
Конструктор «Совмещение противоположностей»Универсальный прием ТРИЗ, направленный на разработку заданий с совмещением противоположностей элементов в одном объекте.Вид конструктора
В модели разрешенного противоречия тоже выделяются три части: объект (элемент); противоположные значения признака; словесная опора, указывающая на способ разрешения. Скрывая одну часть и предъявляя остальные, можно получить три типа заданий. Пример задания по математике
ЗаданиеПо одному измерению - круг, по другому - прямоугольник. Что это?
ЗаданиеОбъясни, как совмещаются в цилиндре круг и прямоугольник. Пример разработки изобретательской задачи на уроке информатики и ИКТ Работа с компьютером требует от глаз значительных энергетических затрат - больших, чем при обычном чтении. Долгая работа или игра перед монитором может привести к близорукости и астенопии - отсутствию силы зрения. Тем не менее, по данным ВОЗ 90% пользователей нарушают режим непрерывной работы за компьютером, а 52% пользователей при посадке не соблюдают расстояния «вытянутой руки» от глаз до монитора. Многочисленные напоминания, рекомендации, развешанные на стенах, не помогли решить данную проблему. Предложите способ борьбы за сохранение здоровья пользователей персонального компьютера. Решение задачи 1. Переформулируем задачу в изобретательскую: Как научить пользователей соблюдать правила работы за монитором и заботиться о своем здоровье? 2. Сформулируем противоречие: Пользователю необходимо много времени проводить за компьютером. Пользователю нельзя долго работать перед монитором без перерыва. Идеальный Конечный Результат: Пользователи проводят перед монитор столько времени, сколько необходимо, но при этом регулярно делают перерыв и приближаю монитор к глазам ближе 50 см. 3. Ресурсы. Возможны варианты использования следующих ресурсов: человеческие: в штат введена должность служащего, который будет регулярно напоминать пользователям о необходимости сделать перерыв и следить за правилами посадки перед монитором; материальные: поставить перед монитором на расстоянии 50 см второй экран из прозрачного материала, чтобы пользователи соблюдали безопасное расстояние; энергетические: встроить в монитор устройство, которое будет самостоятельно отключать монитор через определенные промежутки времени, делая тем сам принудительный перерыв в работе. Из указанных ресурсов наиболее эффективным является энергетический ресурс. 4. Способ разрешения противоречия: разрешение в структуре. Встроить в монитор тепловой датчик, который будет отключать монитор, если человек приблизится к монитору ближе 50 см, а так же будет отключать через равные промежутки времени, устраивая, таким образом, перерыв в работе пользователя. 5. Оценка решения: решение требует в любом случае затрат, наиболее эффективно использовать возможности самой системы – монитора. Организация обсуждения и решения проблем «Фишбоун» (рыбный скелет) Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Пример. Русский язык: голова - Орфограммы-гласные буквы верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные нижние косточки - морфема, правило хвост- знать условия выбора буквы. “Обратный мозговой штурм” Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно. Пример. Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества. “Генераторы-критики” Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики. Пример. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся. “Диаграмма Венна” Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого. Пример. Уголь, соль: Общее- Различия:Соль- Различия: Уголь Полезное ископаемое- Минеральное вещество- Органическое вещество Одинаковое окончание слова (оль)- Начало слова на букву «с»- Начало слова на букву «у» Продукт- Продукт пищевой промышленности- Продукт добывающей промышленности Товар- Можно добывать выпариванием- Добывают в шахтах и т.д. В итоге выясняется, что обших черт больше. “Силовой анализ” Универсальный прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу:
Пример Информатика. Тема «Операционная система». Учащимся можно предложить сравнительный силовой анализ известных операционных систем. Например, Windows и Linux.
Организация решения учебных задач “Морфологический ящик” Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах Пример. на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов; на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации; окружающий мир – копилки различных видов животных и растений; литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев. “Создай паспорт” Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану Пример. Может быть использован для создания характеристик: на литературном чтении – героев литературных произведений; на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма; на математике – геометрических фигур, математических величин; на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов.. Пример разработки ситуационных задач на уроке информатики и ИКТ Тема «Техника безопасности. Организация рабочего места пользователя». На основе учебного материала могут быть сформулированы следующие ситуационные задачи: Какие заболевания, могут быть спровоцированы длительной работой за компьютером? Предположите, какие факторы, ухудшающие здоровье, человек может устранить самостоятельно. Установите, насколько ваше рабочее место за компьютером соответствует гигиеническим требованиям. Проведите исследование кабинета информатики на предмет соответствия гигиеническим нормам. Предложите варианты реконструкции своего рабочего места или кабинета информатики. Сформулируйте требования к компьютерной презентации с точки зрения безопасного зрительного и психологического восприятия. Решение данных задач требует не только знания правил техники безопасности и организации рабочего места, но и предполагают проведение небольшого исследования. Задачи относятся к классу «открытых», так как не предполагают однозначного ответа. Задания № 4, 5, 6 предполагают использование знаний и универсальных действий, выходящих за рамки данной темы урока и учебного предмета. Пример разработки изобретательской задачи на уроке информатики и ИКТ Работа с компьютером требует от глаз значительных энергетических затрат - больших, чем при обычном чтении. Долгая работа или игра перед монитором может привести к близорукости и астенопии - отсутствию силы зрения. Тем не менее, по данным ВОЗ 90% пользователей нарушают режим непрерывной работы за компьютером, а 52% пользователей при посадке не соблюдают расстояния «вытянутой руки» от глаз до монитора. Многочисленные напоминания, рекомендации, развешанные на стенах, не помогли решить данную проблему. Предложите способ борьбы за сохранение здоровья пользователей персонального компьютера. Решение задачи 1. Переформулируем задачу в изобретательскую: Как научить пользователей соблюдать правила работы за монитором и заботиться о своем здоровье? 2. Сформулируем противоречие: Пользователю необходимо много времени проводить за компьютером. Пользователю нельзя долго работать перед монитором без перерыва. Идеальный Конечный Результат: Пользователи проводят перед монитор столько времени, сколько необходимо, но при этом регулярно делают перерыв и приближаю монитор к глазам ближе 50 см. 3. Ресурсы. Возможны варианты использования следующих ресурсов: человеческие: в штат введена должность служащего, который будет регулярно напоминать пользователям о необходимости сделать перерыв и следить за правилами посадки перед монитором; материальные: поставить перед монитором на расстоянии 50 см второй экран из прозрачного материала, чтобы пользователи соблюдали безопасное расстояние; энергетические: встроить в монитор устройство, которое будет самостоятельно отключать монитор через определенные промежутки времени, делая тем сам принудительный перерыв в работе. Из указанных ресурсов наиболее эффективным является энергетический ресурс. 4. Способ разрешения противоречия: разрешение в структуре. Встроить в монитор тепловой датчик, который будет отключать монитор, если человек приблизится к монитору ближе 50 см, а так же будет отключать через равные промежутки времени, устраивая, таким образом, перерыв в работе пользователя. 5. Оценка решения: решение требует в любом случае затрат, наиболее эффективно использовать возможности самой системы – монитора. Дидактические игры ИГРЫ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ «Сколько звуков в слове?» Цель: развивать фонематический слух Учитель читает стихи С.Я. Маршака: Дама сдавала багаж: Диван, Чемодан, Саквояж Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. Детям раздаются картинки с изображением перечисленных предметов. Учитель обращается к каждому из них с вопросом: сколько звуков в слове? Давайте скажем это слово вместе. «Найди картинке ее домик» Цель: активизировать знания детей о гласных и согласных звуках. Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок. Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. «Прописная и печатная» Цель: закреплять знания о печатных и прописных буквах. В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и печатных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти для каждой печатной буквы ее прописной вариант. «Построим дом» Цель: учить слышать звук [р] в и находить его место в слове. Учитель говорит, что собирается изобразить дом, и рисует одну стену. Ученики должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы педагог схематически рисует на доске. «Магазин» Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове. В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с] «Сколько и какие?» Цель: закреплять знания учащихся о графическом виде букв. Педагог обращается к детям: - Воробей и скворец решили научиться читать, но не знали, как это сделать. Взяли они сухие прутики и начали составлять буквы. У воробья было три прутика, а у скворца – два. Сколько букв и какие получились у птиц? Класс делится на две команды. Команда «воробьев» составляет буквы из трех палочек (А, П, Н, Ч, И, К,С), команда «скворцов» - из двух ( Г, Т, Х, Л, У). Побеждает команда, которая быстро и правильно составит все возможные буквы. «Живые слоги» Цель: закрепить знания о слогах. К доске вызываются 10 человек, которые строятся в две шеренги. Левой пятерке даются согласные буквы, правой – гласные. По сигналу учителя дети сходятся попарно, поднимая вверх буквы. Сидящие за партами ученики хором читают получившийся слог. «Договори слово» Цель6 вырабатывать навык деления слова на слоги, научить выделять закрытый слог. ши__на вет___ка ти__на сум__ка лод__ка шу__ка «Цепочки слов» Учитель выкладывает на наборном полотне какое-либо слово. Ученики читают его, после чего закрывают глаза. В это время педагог меняет в слове букву и предлагает детям открыть глаза, быстро прочитать слово и сказать, что изменилось. Вариант. Учитель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает превратить его в новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова «май» в соответствии с правилами игры можно получить слова: май – мак – рак – лак – лук – сук – суп – суд – сад – сам – сама – мама – Маша – наша – каша – кашка – кошка и т.д. освоив трехзвуковые слова, школьники переходят к четырех- и пятизвуковыми словами. «Лишнее слово» Цель: учить классифицировать слова по одному общему признаку и назвать его. На фланелеграф вывешиваются ряды слов (в каждой строке 4 слова, из которых три можно по различным причинам объединить в одну группу и дать одно название, а одно слово к этой группе не относится). Перевернем лишнее слово, появится только его первая буква. По первым буквам лишних слов можно будет прочитать слово. Ученики делятся на две команды. Строятся в шеренги. Выполняя упражнения эстафеты, выполняют задание на фланелеграфе. Побеждает та команда, которая первой прочитает зашифрованное слово. Задание для первой команды: Рубашка, брюки, майка, ботинки. Тюльпан, роза, ландыш, ель. Дуб, клен, береза, ромашка. Муха, бабочка, стрекоза, енот. Книга, журнал, газета, глаза. Класс, доска, школа, имя. Виноград, яблоко, груша, торт. Иванов, Петров, Сидоров, Елена. Ответ: БЕРЕГИТЕ Задание для второй команды: Пляж, песок, солнце, зима. Лес, трава, ёлки, дом. Гусь, утка, курица, окунь. Вилка, нож, ложка, расческа. Туфли, сапоги, валенки, очки. Весло, карандаш, кисть, ручка. Сказка, стихи, песня, ь. Зима, лето, осень, Европа. Ответ: ЗДОРОВЬЕ «Мягкий знак» Цель: повторить изученные правила о мягком знаке. Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного – рывки руками. Царь, льдина, волчьи, варенье, радость, соловьи, тьма, здоровье, лень, соль. ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА «Словарные слова» Цель: активизировать знания детей о словарных словах. -Ребята, после окончания физкультминутки вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также слова, которые сможете расшифровать. Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. Он принес чемодан, Полный разных семян. Но смешались они в беспорядке. Наступила весна, И взошли семена Садовод любовался на всходы. Утром их поливал, на ночь их укрывал И берег от холодной погоды. Но когда садовод Нас позвал в огород, Мы взглянули и все закричали: - никогда и нигде, Ни в земле, ни в воде Мы таких овощей не встречали! Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках засеяно густо, ОГОРБУЗ росли, ПОМИДЫНИ росли, РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА. «Родственные слова» Цель: закрепить знания о родственных словах. Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо. Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол. «Приставка» Цель: закрепить полученные знания о приставках. На доске записаны слова: Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес. При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают. «Суффикс» Цель: закрепить полученные знания о суффиксах. На доске написаны слова: Гора – горка, лес – лесок, поле – полюшко, сом – сомище, внук – внучек, город – городок, мяч – мячик, слово – словечко. При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх. Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили. «Однокоренные слова» Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах. Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают. Маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику; варенье – вареньем; варенье – сварил; поварил – варит; повар – повара. «Орфографическое лото» Цель: повторить словарные слова. Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски. Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц. ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ «Назови соседей» Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа. Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны. «Быстро занять места!» Цель: закрепление представления о порядковом значении числа. Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные). «Микрокалькулятор» Цель: закрепление знания состава числа первого десятка. Мы устали от сложения И тетрадки спрятали, Дайте нам для ускорения Микрокалькуляторы. Дети делятся на две команды. Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет. Примеры на карточках: Команда 1 Команда 2 5 – 3 8 + 2 6 – 4 10 – 3 8 – 1 7 + 2 3 + 4 8 – 6 7 + 3 9 – 7 У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 30 предметов. «Зрительный диктант» Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей. Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур. Две команды под музыкальное сопровождение 1 – 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их. Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием. «Построение в шеренгу» Цель: закрепление понятий «низкий», «высокий», «справа», «слева», «впереди», «сзади». Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания: - Кто в классе самый высокий? - Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.) - Кто твой сосед слева? Справа? - Между кем и кем ты стоишь? - Шаг вперед сделает Маша. - Таня, сделай шаг влево. - Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа. «Белочка и грибы» Цель: закрепить знания о составе числа. Кто по елкам ловко скачет? И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла». «Кто быстрее нарядит ёлочку?» Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку. ИГРЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Листопад» Цель: закрепить знания детей о листьях разных деревьев. Участники выбирают по два любых желтых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками) Листопад! Листопад! Листья желтые летят! Ученики говорят, какие листья осенью желтеют. Участники выбирают по два любых оранжевых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками) Листопад! Листопад! Листья оранжевые летят! Ученики говорят, какие листья осенью становятся оранжевого цвета. Участники выбирают по два любых бурых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками) Листопад! Листопад! Листья бурые летят! Ученики говорят, какие листья осенью становятся бурого цвета. Подводя итоги игры учитель спрашивает у какого дерева осенью можно увидеть листья разных цветов, а у какого дерева листья осенью не меняют своей окраски. «Листопад» Учитель описывает листья деревьев, кустарников, а учащиеся называют их и находят среди лежащих на парте листьев. Один из учеников прикрепляет лист к контурному изображению дерева или кустарника. «Узнай растение по описанию» Цель: закрепить знания детей о разных видах растений. Игра начинается с отгадывания загадки о дереве. Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего. Что плод мой мелок. (Дуб) Дети говорят, как они догадались, о каком дереве идет речь, находят его на картинке. Учитель описывает дерево. При описании растений следует придерживаться примерно такого плана: Высота дерева (очень высокое, высокое, невысокое). Листья (величина, форма, окраска). Цветки или плоды (цвет, форма, величина, запах). Ствол (цвет, толщина, поверхность). Ветви (толстые, тонкие, идут вверх, в сторону, вниз). Далее учитель описывает клен, березу, калину, а ученики говорят, как они догадались, какое дерево он описал. При проведении игры можно использовать загадки. Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист – ладошкой На длинной ножке. (Клен) Я на розу так похож, Разве что не так хорош, Но зато мои плоды Всем пригодны для еды. (Шиповник) С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня все обижают Шкуру тонкую сдирают. (Липа) «Дикие и домашние животные» Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные». После слов учителя «Сейчас мы отправимся в путешествие в сказочный лес» дети выбирают транспорт, на котором они отправятся в путешествие, объясняют, почему они выбрали именно этот транспорт. Звучит музыка. Учитель говорит: вот и сказочный лес, но уже вечер, начинает темнеть. Нам придется переночевать в доме лесника, а утром продолжим путешествие. Утром раньше всех проснулся Саша и решил познакомить с новым местом. Осмотрелся и вдруг увидел лежащего на коврике возле кровати зверька. Послушайте загадку о животном, которого увидел Саша, и найдите картинку с его изображением. Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинки, Дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, На охоту выходит. По какому признаку вы узнали это животное? Далее предлагаются загадки о других домашних животных, которых ребята могли бы увидеть во дворе дома лесника. По мере отгадывания загадок на наборное полотно выставляются изображения животных, затем задаётся вопрос: как можно назвать эту группу животных? (Домашние). Делается вывод: животные, о которых заботится человек (строит для них жильё, кормит, ухаживает), которые приносят ему пользу, называют домашними. Учитель спрашивает: а где живут дикие животные? Предлагает учащимся отправиться в лес. Выясняется, как надо вести себя в лесу, чтобы увидеть его обитателей. Дети закрывают глаза, слушают запись голосов птиц и зверей леса. В это время вывешивается картина «Лес». Загадываются загадки о диких животных. По мере их отгадывания на наборное полотно выставляются изображения диких животных. Этот зверь тебе знаком – ест мышей, Пьет молоко, Но на кошку не похож, Весь в колючках длинных… (Еж) Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. (Белка) Ты его узнаешь сразу: Летом на зиму запасы Не копит он день за днем, Весь запас всегда при нем. Сладко спит зимой Без храпа. А во рту, как соска, - лапа. Лишь начнет капель звенеть, Просыпается… (Медведь) Делается вывод, каких животных называют дикими. Последний этап путешествия: ранняя осень в лесу. Дети рассматривают картинки, на которых изображены животные и отбирают тех, которых можно встретить в лесу в сентябре. «Чьи детеныши? Цель: учить соотносить детеныша и взрослую особь одного и того же животного. Участники делятся на три группы: первая детеныши, вторая – животные, третья – зрители. Представители первой группы получают картинки с изображением кошки, собаки, лошади, коровы и т. д. Представители второй группы получают картинки с изображением котенка, щенка, жеребенка, теленка и др. на лужайке, говорит учитель, весь день бегали и резвились малыши. Вечером пришли мамы и не могут отыскать своих детенышей. Помогите им ребята! Участники собираются в группы «мама – детеныш». Зрители оценивают правильность выполнения задания. «Узнай птицу по описанию» Цель: закрепить знания детей по теме «Птицы».. На наборное полотно выставляются изображения птиц. Учитель описывает одну из них, дети показывают эту птицу и называют ее. Примерные описания птиц: Маленькая серая птичка. Головка темно-серая, щечки светлые, шейка и грудка черные. По земле прыгает, крошки склевывает. (Воробей) Маленькая, очень подвижная птичка. Головка, шейка, полоска посредине грудки черные, спинка зеленовато-голубая, низ желтый или белый. (Синица) Черно-белая птичка. Горлышко и лоб красновато-рыжие, брюшко белое, хвост длинный, вильчатый. Кормится насекомыми. Ловит их на лету. (Ласточка) Какие птицы улетают в теплые края? (Ласточки, грачи, скворцы, соловьи). В заключение детям предлагается разделить картинки, изображающие зимующих и перелетных птиц, на две группы и объяснить, почему они так названы. «Письмо журавлика» Цель: повторить признаки живой и неживой природы зимой. Класс делится на две команды. Раздается стук в дверь. Входит почтальон и приносит конверт, на котором нарисован журавлик. Учитель читает письмо: «Дорогие дети! Я никогда не видел зимы. Расскажите, пожалуйста, мне, что происходит в это время в неживой и живой природе?» Журавли, говорит учитель, действительно улетают в теплые края и ничего не знают об этом времени года. Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе зимой, и расскажем о них журавлику. Сейчас мы прочтем, что именно хочет узнать журавлик. Учитель достает из конверта листочки с вопросами и раздает участникам команд. Вопросы и задания читает учитель. Назовите зимние месяцы. Правда ли, что зимой поля покрыты белой скатертью? Все ли птицы, как я, улетают зимой в теплые края? Каких животных нельзя увидеть в природе зимой? Правда ли, что зимой коровы не пасутся на лугу. Отвечая на 2 вопрос, дети описывают снежинки, рассказывают о значении снега в природе. Можно использовать загадки: Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней) Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло – одеяло потекло. (Снег) Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед) С опорой на картинки дети отвечают, что они напишут журавлику, отвечая на остальные вопросы. «Я и моя семья» Цель: закрепить понятие «культура общения». Дети делятся на группы по 8-10 человек. В каждой группе распределяются роли: папы, мамы, дочки и сына, бабушки, дедушки. Каждая семья должна рассказать, что делают дома мама, папа, дети и т.д. выслушиваются все члены семьи. В конце игры подводится итог: какая семья смогла лучше рассказать о себе. Дидактические сказки « Однажды звук ж пошёл гулять. Он долго играл на площадке, бегал, прыгал и даже свистел. Но вдруг увидел мяч и кинулся к нему, но споткнулся и упал прямо на дорогу. Ему было очень больно. С одной стороны дороги стояли буквы Я, И, Е. Они засмеялись над звуком ж. Ему стало очень обидно. Но с другой стороны дороги стояли буквы А, О, Ы, У. Они помогли звуку ж. Звук ж подружился с ними и стал твёрдым. И после этого случая он только твёрдый». *** «Однажды буква е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву е упали две шишки, от которых на голове у е образовались шишки. Из-за этого она превратилась в другую букву Ё». *** Гласные любили гулять парами, потому что среди них были двойняшки: А-А, О-О, У-У, Э-Э. Они как две капли воды были похожи друг на друга. Чтобы их различать четырем из них сделали на одежду кармашки. Пошли как-то двойняшки в лес, заблудились и попали в глухую чащу. А там жили странные любопытные и очень общительные существа – йотики. У йотиков был один глаз с длинными ресничками, ротик и хвостик. Прицепились они своими хвостиками к буквятам на кармашки, никак не оторвать. А буквята и не пытались от них избавиться, уж очень забавными и безобидными были эти йотики. Но только с тех пор «песенка» у буквят с йотиками изменилась. Хочет буквенок А спеть свою «песенку»- «А-а-а!», а у него получается «Йа-йа-йа!», у бувенка О «песенка» теперь звучит «Йо-йо-йо!», буквенок У теперь стал напевать «Йу-йу-йу!», а у буквенка Э получается «Йэ-йэ-йэ!». Это озорники йотики свою «песенку» выкрикивают раньше буквят. Пришлось этим буквятам на кармашка вместо А, О, У, Э новые буквы ставить: Я, Ё, Ю, Е. Так и ходит гласные буквята парами и йотики с ними. Организация динамических пауз Физминутки Аист - Аист, аист длинноногий, Покажи скорей дорогу. Аист отвечает: - Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова – правою ногой, Снова – левою ногой, После – правою ногой, После – левою ногой. Вот тогда придёшь домой *** Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили! Вот так, вот так Головой своей крутили. Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так Дружно дерево кача Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так, вот так из речки воду пили. А потом они плясали, Лапы дружно поднимали. Вот так, вот так Лапы дружно поднимали. *** Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл – Видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. *** Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой – раз, левой – раз, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладошки – Дружно, веселей! Застучали наши ножки – Громче и быстрей! По коленочкам ударим – Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем – Выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, Снова опустились. Мы на месте покружились И остановились. *** |