Том 1. Восток в древности. Э. Л. Эрман Художественный редактор
Скачать 6.64 Mb.
|
ишшиакку (аккадизация шумерского слова энси); его власть практически была наследственной. Ишшиакку был жрецом, администратором и военным вождем. Обычно он же занимали должность укуллу, те, видимо, верховного землеустроителя и председателя общинного совета. Из состава совета выдвигались ежегодно сменяемые лимму — эпонимы года и, возможно, казначеи. Постепенно места в совете все больше замещались людьми, близкими к правителю. Сведений о народном собрании в Ашшуре нет. С усилением власти правителя значение органов общинного самоуправления падало Территория ашшурского нома состояла из мелких поселений — сельских общин во главе каждой стоял совет старейшин и администратор — хазанну. Земля была собственностью общины и подлежала периодически переделам между семейными общинами. Центром такой семейной общины являлась укрепленная усадьба — дунну. Член территориальной и семейной общины мог продать свой надел, который вследствие такой продажи выбывал из состава семейно-общинной земли и становился личной собственностью покупателя. Но сельская община контролировала подобные сделки и могла заменить продаваемый участок другим, из запасного фонда. Сделка также должна была утверждаться царем. Все это показывает, что товарно-денежные отношения в Ашшуре развивались быстрее и зашли дальше, чем, например, в соседней Вавилонии. Отчуждение земли здесь уже стало необратимым. Следует отметить, что покупаются иногда целые хозяйственные комплексы — усадьба с полем, домом, гумном, садом и колодцем, всего от 3 дога. Скупщиками земли были обычно ростовщики, занимавшиеся также и торговлей. Это последнее обстоятельство подтверждается тем фактом, что деньгами служит, как правило, не серебро, а свинец, причем в очень больших количествах (сотни килограммов. Рабочую силу для своих новоприобретенных земель богачи добывали посредством долговой кабалы заём выдавался под залог личности должника или члена его семьи, причем в случае просрочки платежа эти люди считались купленными за полную цену, те. рабами, хотя бы до этого они являлись полноправными общинниками. Существовали и другие средства закабаления, такие, как оживление в беде, те. помощь вовремя голода, за которую оживленный попадал под патриархальную власть благодетеля, а также усыновление вместе с полем и домом и, наконец, добровольная отдача себя под покровительство богатого и знатного лица. Поэтому в руках немногих богатых семей концентрировалось все больше земли, а общинные земельные фонды таяли. Но общинные повинности по-прежнему лежали насильно обедневших домашних общинах. Владельцы новообразованных имений жили в городах, а общинные повинности за них несли зависимые жители селений. Ашшур теперь именуется город среди общин или община среди община привилегированное положение его жителей позже официально закрепляется освобождением от поборов и повинностей (точная дата этого события неизвестна. Жители сельских общин продолжают платить многочисленные поборы и несут повинности, среди которых первое место занимает воинская. Итак, Ашшур был небольшим, но весьма богатым государством. Богатство создавало ему возможности для усиления, но для этого необходимо было ослабление главных соперников, которые могли бы в зародыше подавить попытки Ашшура к экспансии. Правящие круги Ашшура уже начали исподволь готовиться к ней, укрепляя центральную власть. Между 1419 и 1411 гг. до х.э. была восстановлена разрушенная митаннийцами стена Нового города в Ашшуре. Воспрепятствовать этому Митанни не смогло. Хотя митаннийские и касситские цари продолжают считать ашшурских правителей своими данниками, эти последние завязывают прямые дипломатические отношения с Египтом. Сначала в. ашшурский правитель называл себя царем, хотя пока лишь в частных документах, но уже Аш-шур- убаллит I (1365—1330 гг. до х.э.) впервые именовал себя царем страны Ассирии в официальной переписке и на печатях (хотя все еще не в надписях, а египетского фараона называл своим братом, подобно царям Вавилонии, Митанни или Хеттской державы. Он принял участие в во- 108 енно-политических событиях, приведших к разгрому Митанни, ив дележе большей части митаннийских владений. Ашшур-убаллит I неоднократно вмешивался также ив дела Вавилонии, участвуя в династийных распрях. В дальнейшем в отношениях с Вавилонией периоды мира сменялись более или менее серьезными военными столкновениями, в которых Ассирия далеко не всегда имела успех. Зато ассирийская территория неуклонно расширялась на запад (верхний Тигр) и на восток (горы Загрос). Рост влияния царя сопровождался падением роли городского совета. Царь превращается фактически в самодержца. Адад-нерари I (1307—1275 гг. до х.э.) к своим прежним должностям, положенным ему как ашшурскому правителю, добавляет еще и должность лимму — казначея-эпонима первого года своего правления. Он же впервые присваивает себе титул царь обитаемого мира и, таким образом, является подлинным основателем Ассирийской (Средне-ассирийской) державы. В его распоряжении имелось сильное войско, основу которого составляли царские люди, получавшие за службу либо специальные земельные наделы, либо только паек. В случае необходимости к этому войску присоединялось ополчение общин. Адад-нерари I успешно воевал с касситской Вавилонией и отодвинул границу Ассирии довольно далеко на юг. О его деяниях была даже сложена поэма, нов действительности успехи на южном фронте оказались непрочными. Адад-нерари I совершил также два успешных похода против Митанни. Второй из них завершился низложением митаннийского царя и присоединением всей территории Митанни (вплоть до большой излучины Евфрата и г. Каркемиш) к Ассирии. Однако сыну и преемнику Адад-нерари, Салманасару I (1274—1245 гг. до х.э.), пришлось вновь воевать здесь с митаннийцами и их союзниками — хеттами и арамеями. Ассирийская армия попала в окружение и была отрезана отводных источников, но сумела вырваться и разбить врага. Вся Верхняя Месопотамия была вновь присоединена к Ассирии, а Митанни прекратило существование. Салманасар сообщает в своей надписи, что он взял в плен 14 400 5 вражеских воинов и всех их ослепил. Здесь мы впервые встречаем описание тех свирепых расправ, которые с ужасающей монотонностью повторяются в последующие века в надписях ассирийских царей (начало им, впрочем, положили хетты. Салманасар воевал также против горных племен «уруатри» (первое упоминание о родственных хурритам урартах). Во всех случаях ассирийцы разрушали города, жестоко расправлялись с населением убивали или калечили, грабили и налагали знатную дань. Угон пленных в Ассирию практиковался еще редко, и, как правило, угоняли лишь квалифицированных ремесленников. Иногда пленных ослепляли. Очевидно, потребность в рабочей силе для сельского хозяйства ассирийская знать удовлетворяла за счет внутренних ресурсов. Главная же цель ассирийских завоеваний в этот период состояла в овладении международными торговыми путями и собственном обогащении за счет доходов от этой торговли путем взимания пошлин, но главным образом за счет прямого грабежа. При следующем ассирийском царе, Тукульти-Нинурте I (1244—1208 гг. до х.э.), Ассирия уже была великой державой, охватывавшей всю Верхнюю Месопотамию. Новый царь дерзнул даже вторгнуться на территорию Хеттского царства, откуда увел «8 саросов» (те. 28 800) пленных хеттских воинов. Тукульти-Нинурта I воевал также против степных кочевников и 14 400, или четыре сароса, — круглое число по шумеро-вавилонской шестидесятерич-ной системе счета (горцев севера и востока, в частности с «43 царями (те. племенными вождями) Наири» — Армянского нагорья. Походы теперь происходят регулярно, каждый годно не столько с целью расширения территории, сколько просто ради грабежа. Затона юге Тукульти-Нинурта осуществил грандиозное деяние — завоевал касситское Вавилонское царство (ок. 1223 г. до х.э.) и владел им более семи лет. Об этом его подвиге была сложена эпическая поэма, а новый титул Тукульти-Нинурты теперь гласил могучий царь, царь Ассирии, царь Кар-Дуниаша (те. Вавилонии), царь Шумера и Аккада, царь Сиппара и Вавилона, царь Дильмуна и Мелахи (те. Бахрейна и Индии, царь Верхнего и Нижнего моря, царь гори широких степей, царь шубарейцев (те. хурритов), кутиев (те. восточных горцев) и всех стран Наири, царь, слушающий своих богов и принимающий знатную дань четырех стран света в городе Ашшуре». Титул, как видно, не совсем точно отражает реальное положение вещей, но содержит целую политическую программу. Во-первых, Тукульти-Нинурта отказывается от традиционного титула «ишшиакку Ашшура», но зато именует себя древним титулом царь Шумера и Аккада» и ссылается на знатную дань четырех стран света, подобно Нарам-Суэну или Шульги. Он претендует также на территории, не входившие еще в состав его державы, а также особо упоминает главные торговые центры — Сиппар и Вавилон и торговые пути в Бахрейн и Индию. Дабы полностью освободиться от всякого влияния со стороны общинного совета Ашшура, Тукульти-Нинурта I переносит свою резиденцию в специально построенный неподалеку от Ашшура город Кар-Ту-культи- Нинурта, те. Торговая пристань Тукульти-Нинурты», явно намереваясь перенести сюда центр торговли. Здесь же был сооружен грандиозный дворец — парадная резиденция царя, где он даже принимал в качестве гостей самих богов, те, разумеется, их статуи. Специальные указы во всех тонкостях определяли сложнейший дворцовый церемониал. Личный доступ к царю имели теперь лишь немногие особо высокопоставленные придворные (обычно евнухи. Чрезвычайно суровый регламент определял распорядок в дворцовых покоях, правила совершения специальных магических ритуалов для предотвращения зла и т.п. Однако время осуществления имперских притязаний еще не настало. Традиционная ашшурская знать оказалась достаточно могущественной, чтобы объявить Тукульти-Нинурту I безумным, низложить его, а затем убить. Новая царская резиденция была заброшена. Вавилония умело воспользовалась внутренними смутами в Ассирии, и все последующие ассирийские цари (кроме одного) были, видимо, просто-напросто вавилонскими ставленниками. Один из них вынужден был вернуть в Вавилон увезенную Тукульти-Нинуртой статую Мардука. Впрочем, Ассирия сохранила под своей властью всю Верхнюю Месопотамию, а к моменту вступления на престол Тиглатпаласара I (1115— 1077 гг. до х.э.) в Передней Азии сложилась исключительно благоприятная для Ассирии политическая обстановка. Хеттское царство пало, Египет переживал упадок. Вавилония подверглась нашествию южноарамейских кочевников халдеев. В этой политической обстановке Ассирия фактически оставалась единственной великой державой. Нужно было лишь выстоять среди общего хаоса, а затем вновь приступить к завоеваниям. И то и другое, однако, оказалось куда более трудным, чем можно было предполагать. Племена, появившиеся в Передней Азии в результате этнических Верхнее море — Средиземное море, Нижнее море — Персидский залив. 110 передвижений конца II тысячелетия до х.э., — протоармянские племена, абешлайцы (возможно, абхазы, арамеи, халдеи и др. — были многочисленны и воинственны. Они вторгались даже в пределы Ассирии, так что для начала пришлось думать об обороне. Но Тиглатпаласар I был, по видимому, хорошим полководцем. Он очень быстро сумел перейти к наступательным действиям, двигаясь все дальше на север. Ряд племен ему удалось склонить на свою сторону без боя, и они были причислены к людям Ассирии. В 1112 г. Тиглатпаласар отправился в поход из Месопотамии вверх полевому берегу Евфрата. Точный маршрут этого похода неизвестен, но, по- видимому, он проходил по древнему торговому пути. В анналах сообщается о победе над десятками царей, те. в действительности вождей. В частности, можно предполагать, что, преследуя «60 царей Наири», ассирийское войско вышло к Черному морю — примерно в районе нынешнего Батуми. Побежденные подвергались ограблению, сверх того, на них налагали дань, а для обеспечения ее регулярной уплаты брали заложников. Походы на север продолжались ив дальнейшем. Об одном из них напоминает надпись на скале к северу от оз. Ван. Дважды Тиглатпаласар совершал походы на Вавилонию. Во втором походе ассирийцы захватили и разорили ряд важных городов, в том числе Дур-Куригальзу и Вавилон. Но около 1089 г. ассирийцы были вновь отброшены вавилонянами на свою коренную территорию. Однако главное внимание еще с г. пришлось уделять арамеям, ставшим чрезвычайно серьезной угрозой. Медленно, но неуклонно они просачивались в Северную Месопотамию. Тиглатпаласар не раз предпринимал походы против них даже к западу от Евфрата. Он громил кочевников в оазисе Тадмор (Пальмира, перевалил через горы Ливана и прошел Финикию до самого Силона. Он даже совершил здесь прогулку на корабле и охотился на дельфинов. Все эти деяния принесли ему громкую славу, но их практические результаты были ничтожны. Ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но они не смогли и отстоять территории к востоку от него. Хотя ассирийские гарнизоны все еще сидели в городах и крепостях Верхней Месопотамии, степь была наводнена кочевниками, перерезавшими все коммуникации с коренной Ассирией. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавило- нии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась отброшенной на свои коренные земли, а ее экономическая и политическая жизнь пришла в полный упадок. С конца XI по конец X в. до х.э. до нас не дошло из Ассирии почти никаких документов или надписей. Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО АССИРИИ В области литературы, науки и искусства ассирийцы во II тысячелетии до х.э. не создали почти ничего оригинального, полностью переняв вавилонские и частично хуррито-хеттские достижения. В ассирийском пантеоне в отличие от вавилонского место верховного бога занимал Ашшур (отец богов и «Эллиль богов. Но Мардук и другие боги общемесопотамского пантеона тоже весьма почитались в Ассирии. Особо важное место среди in них занимала грозная богиня войны, плотской любви и плодородия Иштар в двух своих ипостасях — Иштар Ниневийской и Иштар Арбельской. В Ассирии Иштар играла еще и специфическую роль покровительницы царя. У хеттов и, вероятно, митаннийцев был позаимствован литературный жанр царских анналов, но наибольшее развитие он получил в I тысячелетии до х.э. Весьма интересным культурно-историческим и бытовым памятником эпохи являются так называемые «Среднеассирийские законы (сокращенно САЗ), которые представляют собой, скорее всего, не законы государства, а своего рода научную компиляцию — свод различных законодательных актов и норм обычного права Ашшурской общины, составленный для обучения и для практических нужд. Всего сохранилось 14 табличек и фрагментов, которые принято обозначать прописными латинскими буквами от А до О. Сохранность их различна — от почти полной до очень плохой. Некоторые фрагменты были первоначально частями одной таблички ВО. Они датируются XIV—XIII вв. до х.э., хотя сам текст, видимо, несколько старше. Своеобразие САЗ проявляется в том, что они соединяют в себе как черты весьма архаичные, таки серьезные нововведения. К последним относится, например, метод систематизации норм. Они группируются в соответствии с предметом регулирования в очень крупные блоки, каждому из которых посвящена особая табличка (в ЗХ группировка значительно более дробная, ибо предмет понимается в САЗ чрезвычайно широко. Так, Табл. А (пятьдесят девять параграфов) посвящена различным аспектам правового положения свободной женщины — дочери человека, жены человека, вдовы и т.п., а также блудницы и рабыни. Сюда же входят различные правонарушения, совершенные женщиной или противнее, брак, имущественные отношения супругов, права на детей и т.п. Иными словами, женщина выступает здесь и как субъект права, и как его объект, и как преступница, и как потерпевшая. Заодно сюда же отнесены действия, совершаемые женщиной или мужчиной убийство в чужом доме — § 10; чародейство — § 47), а также дела о мужеложстве (§ 19—20). Такая группировка, разумеется, значительно удобнее, чем в ЗХ, но и ее недостатки очевидны воровство, например, оказывается в двух разных табличках (Аи Сложные обвинения и ложные доносы тоже попадают в разные таблички Аи такая же участь постигает и нормы, касающиеся наследования (Аи О, § 1—3). Впрочем, эти недостатки очевидны лишь с нашей, современной точки зрения. Новым, по сравнению с Законами Хаммурапи, является также чрезвычайно широкое применение публичных наказаний — порки и царской работы, те. своего рода каторжных работ (помимо денежной компенсации потерпевшему. Такое явление для столь ранней древности уникально и может объясняться как необычайно высоким развитием правовой мысли, таки сохранением общинной солидарности, рассматривавшей многие правонарушения, особенно в области земельных отношений или против чести и достоинства свободных граждан, как затрагивающие интересы всей общины. С другой стороны, САЗ, как уже отмечалось, содержат и черты архаические. К ним можно отнести § 10 Табл. Аи Табл. ВО, согласно которым убийца выдается хозяину дома, те. главе семьи убитого. Хозяин дома может поступить с ним по своему усмотрению убить или отпустить, взяв с него выкуп (в более развитых правовых системах выкуп за убийство не допускается. Такое смешение архаичных черт с чертами сравнительно высокого развития характерно и для самого среднеассирийского общества, как оно отражено в САЗ. Ашшур был богатым торговым городом. Значительное развитие товарно-денежных отношений позволило законодателям широко применять денежные компенсации в виде десятков килограммов металла (неясно, свинца или олова. Однако при этом существовала долговая кабала на весьма жестких условиях по истечении определенного срока заложники считались купленными за полную цену. Сними можно было обращаться как с рабами, подвергать телесным наказаниями даже продавать в другую страну (Табл. А, § 44, Табл. С + G, § 3). Земля служит объектом купли-продажи (Табл. ВО, хотя и под контролем властей. Из деловых документов видно, что община может заменить продаваемый участок земли другим, те. частная собственность на землю сочетается с сохранением определенных прав общины. Патриархальность семейных отношений, очевидная уже из приведенного выше порядка наказания убийц, становится еще яснее при взгляде нате законоположения, которые регулируют семейное право. Существует еще большая семья, и власть домовладыки чрезвычайно широка. Он может отдавать своих детей и жену в залог, подвергать жену телесным наказаниями даже наносить ей увечья. Как ему угодно он может поступить и со своей согрешившей незамужней дочерью (Табл. А, § 56). Прелюбодеяние карается смертью для обоих его участников застав их на месте преступления, оскорбленный муж может убить их обоих. Посуду жена прелюбодея накладывалось такое же наказание, какому муж пожелает подвергнуть свою жену (Табл. А, § 15). Женщина могла стать юридически самостоятельной лишь в том случае, если она овдовела и не имеет ни сыновей (хотя бы малолетних, ни свекра, ни других родичей мужа — мужчин. В противном случае она остается под их патриархальной властью. САЗ устанавливают весьма несложную процедуру превращения наложницы-рабыни в законную жену и узаконения рожденных ею детей (Табл. А, § 41), ново всех остальных случаях отношение крабами рабыням чрезвычайно сурово. Рабынями блудницам под страхом тяжелого наказания запрещалось носить покрывало — обязательную принадлежность костюма свободной женщины. Однако тяжелые наказания накладываются на рабыню по закону, а не по произволу господ. САЗ упоминают также некие категории зависимых людей, однако точный смысл соответствующих терминов пока не вполне ясен (из деловых документов видно, что практиковалось и добровольное поступление свободных людей под покровительство знатных лиц, те. превращение свободных в клиентов. В ассирийском судопроизводстве широко применялись ордалия (испытание водой) и клятва. Отказ от ордалии и клятвы был равносилен признанию вины. Наказания, налагаемые по САЗ, как правило, чрезвычайно суровы и исходят, хотя и не столь последовательно, как Законы Хаммурапи, из принципа талиона (воздаяние равным за равное, что выражается в широком применении членовредительных наказаний' В Южной Месопотамии женщины лицо не закрывали. В Ассирию этот обычай был занесен, видимо, кочевниками Глава VII РАННЯЯ МАЛАЯ АЗИЯ И ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО. ДОХЕТТСКИЙ ПЕРИОД В МАЛОЙ АЗИИ Азиатская часть современной Турции — полуостров Анатолия, издревле называемая и Малой Азией, — была связующим звеном, своеобразным мостом, с незапамятных времен соединявшим Ближний Восток с эгейским миром и Балканским полуостровом, те. Азию с Европой. Однако не только благоприятным географическим положением, хорошим климатом и плодородием почв отличалась Малая Азия в древности. Решающую роль в экономическом и культурном развитии Анатолии сыграли ее природные богатства, нужда в которых по мере развития цивилизации становилась все более ощутимой. В недрах Анатолии таились богатейшие залежи металлов, что сыграло огромную роль в политической и экономической истории обществ, образовавшихся сначала бронзового века в различных районах Малой Азии. В периоды энеолита и ранней бронзы значительных успехов в экономическом и культурном развитии добилась Центральная Малая Азия, на что указывают датируемые IV—III тысячелетиями до х.э. археологические материалы, добытые на городищах Аладжа-Хююка, Алишар-Хююка, Кюль-тепе, Хороз-тепе. Именно в Центральной Анатолии позднее было создано Хеттское царство, просуществовавшее на протяжении почти всего II тысячелетия до х.э. А уже к III тысячелетию до х.э. укрепленные пункты, расположенные на холмах восточной части Малой Азии, являлись центрами экономической, политической и культурной жизни восточномалоазийских племен. В указанный период, известный как ранний бронзовый век, Восточная Анатолия обладала не только ресурсами, необходимыми для экономики бронзового века, но и технологией их использования, благодаря чему Восточная Анатолия играла важную роль во всей Малой Азии. Природные богатства приводили в Анатолию купцов разных стран древнего Ближнего Востока. Согласно одной поздней хеттской легенде, например, аккадские купцы появились в Малой Азии, в Бурушхатуме, располагавшемся, по-видимому, южнее Соленого озера (в Центральной Анатолии, якобы в период правления Саргона Древнего, царя Аккада, те. еще в XXIV в. до х.э. Своеобразные подтверждения подобных торговых связей обнаружены в Телль-Браке, на караванном пути из Северной Месопотамии в Анатолию, где Нарам-Суэн построил дворец, в развалинах которого найдены предметы анатолийского происхождения. К началу II тысячелетия до х.э. в Малой Азии среди местного населения проживали торговцы из разных стран, в основном из Ашшура и Северной Сирии. Это мы узнаем из так называемых «каппадокийских» (поболее позднему названию восточной части Малой Азии) клинописных табличек, обнаруженных на городище Кюль-тепе (близ современного города Кайсери), на месте которого в древности был расположен г. Каниш (он же 114 Неса), в Богазкёе (Хаттусе) и Алишар-Хююке (возможно, древнем городе Амкува). Согласно данным этих источников, иностранными купцами с целью лучшей организации торговли в Малой Азии были созданы торговые поселения двух типов — карум букв, гавань — колония иноземных торговцев, имевшая при местном городе-государстве права самоуправления) и вабартум — торговый стан. Организационный центр всех иноземных торговых общин располагался в каруме Каниша. Торговые поселения были расположены почти во всех главных городах-государствах Центральной Малой Азии. Среди купцов торговых колоний при городах-государствах были местные уроженцы, но особенно много было граждан г. Ашшур. Через них Ашшур оказывал большое влияние на деятельность торговых общин. Но карум Каниша мог самостоятельно заключать договоры с местными правителями. Задачей торговых колоний была организация вывоза из Малой Азии металлов — золота, серебра, бронзы и, что самое главное, меди, огромные запасы которой имелись в Анатолии, где в тоже время было сравнительно мало олова — явно недостаточно для нужд экономики бронзового века. Велась также оживленная торговля металлами внутри самой Анатолии, где было известно и железо (не только метеоритное, но и земное, хотя вывоз его, вернее, железной руды был категорически запрещен местными властями, ввиду чего иноземные купцы пытались заниматься его контрабандой В обмен на медь и другие металлы купцы ввозили в Малую Азию месопотамские шерстяные и льняные ткани, а также в большом количестве олово, необходимое для изготовления бронзы. Олова было очень много в г. Ашшур, а происходило оно, видимо, с востока (из Афганистана). Перевозка товаров осуществлялась с помощью караванов ослов. Путь шел через множество мелких городов-государств, и от каждого правителя приходилось откупаться пошлиной в виде доли товара. Тем не менее по прибытии на место купцы получали громадные барыши, так как в производстве бронзы, технологические свойства которого гораздо выше, чем меди, были жизненно заинтересованы во всей Малой Азии на протяжении всего бронзового века. В эти торговые операции быстро втянулись и местные жители. Накопленные средства они использовали для кредитования местного свободного населения на кабальных условиях, когда неурожай или другие природные и социальные обстоятельства ставили земледельца в трудное положение. Значительные сдвиги, имевшие место в хозяйстве и технике восточной части Малой Азии сначала тысячелетия до х.э., вызвали соответствующие изменения в сфере общественных отношений. Процесс социальной и имущественной дифференциации среди местного населения зашел далеко. На территории указанной части Малой Азии было, видимо, еще в III тысячелетии до х.э. создано несколько политических образований типа городов-государств: Каниш (Неса), Хаттуса, Бурушхатум, Куссар, Цальпа, Турхумит, Амкува, Вашхания, Вахшушана, Шалахшува и др. Во главе городов-государств стояли цари (акк. рубау) или царицы (акк. рубату), проживавшие в дворцах. При царском дворе имелось множество великих, занимавших разные государственные должности (начальника лестницы — им являлся царевич, начальника кузнецов, главного виночерпия, главного над садовниками и др. В городах-государствах Анатолии пользовались письменным аккадским языком, заимствованным у ашшур-ских купцов, которые занесли в Малую Азию и первую письменность — 115 староаккадскую клинопись, местный вариант которой распространился в Анатолии. Между городами-государствами шла борьба за политическую гегемонию. На первых порах верх взял Бурушхатум, правитель которого сделался великим царем. Позднее же ситуация изменилась в пользу городов-государств Каниша (Несы), Хаттусы, в особенности Куссара, расположенного где-то по соседству с Канишем. Из первых правителей Куссара нам известны Питхана и его сын Анитта (ок. 1790—1750гг. до х.э.). Из текста, составленного Аниттой и дошедшего до нас на хеттском (несит-ском) языке лишь в поздней редакции, мы узнаем, что царь Куссара захватил Несу (Каниш), страну Хатти, Пурусханду (Бурушхатум), Цальпу и другие города-государства Центральной Малой Азии. Царь Пурусханды без боя покорился Анитте, передав ему знаки царской власти (железный трон и скипетр. Анитта сделал своей царской резиденцией Несу, где построил крепости и храмы, и уже величал себя великим царем. Созданное при Анитте Куссарское царство было самым мощным политическим объединением, существовавшим в Анатолии до образования Хеттского государства. С завоеваниями Анитты начинают исчезать иноземные торговые колонии (фактории) по всей Анатолии. Причина этого явления не выяснена. Можно предположить, что оно связано больше всего с политическими и этническими изменениями не только в Анатолии, но также в Северной Месопотамии после усиления политической мощи хурритов Ассирия оказалась отрезанной от своих торговых колоний в Анатолии. Потеря источника олова чуть не оказалась катастрофой для Анатолии города-государства, процветавшие в период торговых колоний, пришли в упадок и долго не могли оправиться. Однако без олова было невозможно развитие бронзовой металлургии, и позднее началась борьба за овладение районами, контролирующими дороги на восток и юго- восток. В «каппадокийских» табличках сохранилось немало собственных имени отдельных слов индоевропейского происхождения, но появление в Малой Азии индоевропейских племен следует отнести к более раннему периоду. Пока еще не решен вопрос о точном времени и пути продвижения индоевропейских племен в Малую Азию. Существуют гипотезы об их переселении в Анатолию в III тысячелетии до х.э. через Балканы или, через восточные районы, из Передней Азии, в частности из региона на стыке юго-восточной части Малой Азии и Северной Месопотамии. Бесспорным в настоящее время является то, что к началу II тысячелетия до х.э. индоевропейские племена, проживавшие в Анатолии, уже разделились на неситов, занявших территорию около Каниша (Несы) и Куссара «каппадокийских» табличек, откуда они постепенно распространялись на север, где обитали хатты («протохетты», чей язык был неиндоевропейским 1 ), палайцев, живших в стране Пала на севере или северо-востоке Малой Азии, где они также находились в контакте с хаттами, и, наконец, лувийцев, страна которых — Лувия — простиралась на юге и юго-западе Малой Азии. Лувийцы распространились и на юго-восток Анатолии, с которой с древних времен имели контакты семитские и хурритские племена. Предполагается, что со времени правления Анитты, а возможно, и ранее происходило постепенное распространение индоевропейских неситских 1 Имеются основания предполагать родство этого языка с современными западнокавказ-скими (абхазо-адыгскими) языками. 116 племен по всей центральной части Анатолии, где до сих пор проживали хатты. В период этого хаттско- хетгского соприкосновения, длившегося несколько столетий, в течение которых пришлые индоевропейцы сливались с аборигенным населением, хаттский язык был вытеснен хеттско-неситским, который одновременно и сам претерпел определенные изменения (в фонетике, лексике, морфологии. В результате слияния индоевропейцев с коренными хаттскими племенами в Центральной Малой Азии образовался хеттский этнос, создавший приблизительно к середине XVII в. до х.э. могущественное Хеттское государство, целиком воспринявшее богатые культурные традиции хаттов. 2. ДРЕВНЕХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО (ок. 1650—1500 гг. до х.э.) Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссаром, который был столицей вначале существования Хеттского государства. Однако после Анитты произошли какие- то общественные и культурные изменения, которые выразились, между прочим, в том, что хеттская канцелярия сменила официальный староассирийский аккадский диалект и письменность на народный языки другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов. Основателем собственно Хеттского государства его историческая традиция считала не первых известных нам правителей Куссара, те. Питхану или Анитту, а Лабарну, тоже царя Куссара, но более позднего времени. Вначале царствования, когда страна была мала, Лабарна силой оружия покорил соседние области. Затем он двинулся на юг и север Малой Азии, распространив власть хеттов на территории от моря до моря (те. от Средиземного до Черного моря). В Куссаре воцарился и следующий правитель хеттов — Хаттусили I (он же Лабарна II); Хаттусили («Хаттуским») он назван был потому, что из стратегических соображений перенес центр своего царства из Куссара на север, в Хаттусу. С этого времени Хаттуса, которая, видимо, после покорения ее Аниттой подчинялась Куссару, становится столицей хеттов и остается ею вплоть до падения Хеттского государства. Название «Хатти» стало употребляться для обозначения Хеттского государства в целом. После завоевания ряда областей в Малой Азии Хаттусили отправился в поход в Северную Сирию. Подчинив Алалах (современное городище Телль-Атшана), одно из сильных хуррито-семитских государств Северной Сирии, Хаттусили победил два крупных города этой же области — Уршу (Варсува) и Хашшу (Хассува) — и начал длительную борьбу против третьего — Халеба, однако из-за болезни не смог довести дело до конца это выпало на долю его преемника Мурсили Покорив Халеб, Мурсили пошел на далекий Вавилон, которым правил Самсудитана из династии Хаммурапи, захватил городи в 1595 г. до х.э. разрушил его, взяв большую добычу. Вовремя походов в Халеб и Вавилон Мурсили победил также хурритов, живших полевому берегу Евфрата в Северной Месопотамии. Военные операции Хаттусили I и Мурсили I в Северной Сирии и Месопотамии имели известное влияние на ход событий на всем Ближнем Востоке. Победы хеттов над Алалахом, Халебом и другими царствами заложили основы хеттского господства в Северной Сирии. С этих пор вопрос о 117 Сирии всегда стоял как один из главнейших во внешней политике Хатти. Победой же над Вавилоном был положен конец правлению I Вавилонской династии. Эти крупные победы имели огромное значение для хеттов: с этого времени их государство стало вряд крупных государств Ближнего Востока, превратилось в могущественную в военном отношении державу, с которой не смогли справиться ни великое царство Ямхад, ни Вавилон. В период правления Хаттусили I и Мурсили I начались военные столкновения между хеттами и хурритами. Хурриты с Армянского нагорья и из Северной Сирии начали набеги на Хатти, опустошая восточные провинции хеттов. В самом начале царствования Хаттусили I хурриты из Митанни Северная Месопотамия) вторглись в страну хеттов, в результате чего временно отложились многие подвластные хеттам восточные области. Лишь город Хаттуса остался невредимым. Порой хурриты атаковали владения хеттов и со стороны Северной Сирии, как это случилось, например, вовремя правления следующего царя хеттов — Хантили, который, видимо, отразил нашествие хурритов, но борьба сними продолжалась ив последующие времена. К концу Древнего царства хетты добились успехов в Кицдуватне — важной стратегической области, расположенной у северо-восточного угла Средиземного моря. С царем Киццуватны установил дружественные отношения последний правитель Древнехеттского царства — Телепину. Отныне Киццуватна взяла политическую ориентацию на Хатти, постепенно освобождаясь от влияния Халеба и Митанни. На всем протяжении Древнехеттского царства происходила ожесточенная борьба правителей за усиление царской власти, которую сильно ограничивало народное собрание — панку. Вначале оно объединяло всех мужчин, способных носить оружие, позднее же круг лиц, входивших в панку, значительно сократился, ограничившись представителями высших слоев знати. Собрание имело право определения наследника престола, ведения судебных дели т.д. Царь, носивший высокий титул хаттского происхождения — табарна, мог лишь выдвигать кандидатуру будущего повелителя страны, которого панку утверждало или отклоняло. Круг кандидатов на царский престол был широк, так как царем мог стать не только царевич, но при его отсутствии и внук правителя Хатти, сын или муж сестры царя и т.д. Начиная с Хантили часты были случаи узурпации трона. Вопрос о наследовании царской власти был окончательно решен Телепину, издавшим законодательство о престолонаследии, согласно которому право вступления на престол отныне получали только сыновья царя по старшинству. В случае отсутствия таковых взойти на престол мог лишь муж дочери царя. Все остальные были исключены из числа возможных претендентов на престол, и панку должно было следить за соблюдением закона. Этот порядок наследования, сильно укрепивший царскую власть, действовал затем до конца существования Хеттского государства. Однако царь не стал единоличным абсолютным монархом страны и во времена Телепину, при котором, по-видимому, впервые были отредактированы также другие хеттские законы. Царская власть была ограничена собранием, хотя теперь оно стояло выше царя только в том случае, если тот самовольно нарушал закон о престолонаследии или произвольно казнил царских родичей. В другие государственные дела панку не вмешивалось. В период Новохеттского царства собрание вообще перестало функционировать 3. НОВОХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО (ок. 1400—1200 гг. до х.э.) Ввиду недостаточной изученности истории Среднехеттского государства, охватывавшего приблизительно 1500—1400 гг. до х.э. 2 , мы далее коснемся главных моментов истории хеттов периода Нового царства, когда Хатти рассматривалось как равная с Египтом, Вавилонией и Ассирией держава. Завоевательная политика была начата Тутхалией III в конце XV в. до х.э. и успешно продолжалась до середины XIII в. до х.э. Почти на всем протяжении Нового царства хетты предпринимали походы в юго-западные районы Малой Азии, где располагались страны, объединявшиеся под общим названием Арцава, а также на юг. Вся южная территория была населена близкородственными хеттам лувийцами и называлась в целом Лувией. В состав стран Арцавы входила и Вилуса (многие ученые полагают, что так называлась область г. Трои, или Илиона). В более раннюю эпоху Арцава поддерживала связь с далеким Египтом, что хорошо видно из одного письма фараона Аменхетепа III, составленного на хеттско-неситском языке и адресованного царю Арцавы (фараон обращается к царю с просьбой прислать в его гарем дочь). После военных операций сына Тутхалии, Суппилулиумы I, и сына последнего, Мурсили II, страны Арцавы были завоеваны и почти с каждой были заключены мирные договоры. Правители арцавских стран обязались регулярно отправлять в Хатти военные вспомогательные отряды вместе с боевыми колесницами, систематически посылать дань хеттскому правителю, своевременно выдавать беглецов из Хатти и т.д. Хетты же обещали помогать Арцаве в случае появления врага. Мирные договоры скреплялись клятвой верности, однако она была ненадежной, ибо правители стран Арцавы при любой возможности отлагались от хеттов. Хеттские исторические документы периода Нового царства полны описаний борьбы хеттов с племенами касков, обитавшими на севере и северо-востоке от Хатти, в горах вдоль южного побережья Черного моря. Особенно многочисленны сведения о касках в Анналах Суппилулиумы I» и Анналах Мурсили II». Хеттские тексты сообщают нам, что в стране касков правление одного человека не было принято, те. у них не было царя и они все еще находились на первобытнообщинной ступени общественного развития. Однако со времени царствования Мурсили II некоторые правители каскской страны (например, Пиххуния из каскской области Типия) начинают править своей страной не по-каскски», а «по-царски». Борьба с касками носила систематический характер еще со времени царствования Тутхалии III, что было вызвано как частыми набегами касков на территорию хеттов, таки захватническими стремлениями хеттских правителей. Каски не только разоряли пограничные с Хатти области, но иногда вторгались вглубь страны, угрожая самой столице хеттов. Каскский вопрос не смог окончательно урегулировать никто из хеттских правителей, хотя иногда с касками и заключались мирные договоры. Военные походы хеттов против касков лишь временно приостанавливали их разорительные набеги. На восточной периферии Малой Азии хетты подчинили Ацци-Хайасу, с Некоторые исследователи вообще отрицают существование Среднехеттского царства. — Примеч. ред. 119 народом и с правителем которой Хукканой Суппилулиума заключил мирный договор, по которому Хуккана получал в жены хеттскую царевну, но который запрещал ему, между прочим, претендовать на других женщин хеттского царского дома, что показывает наличие в Хайасе пережитков весьма древних брачных отношений (право на сожительство с сестрами и кузинами жены). Крупных результатов добились хетты в это время в борьбе за Северную Сирию. Воспользовавшись временным ослаблением Хатти после падения Древнего царства, а также г. Ашшур, господствовавшего до тех пор в Северной Месопотамии, митаннийцы добились крупных успехов к западу от Евфрата, в особенности в Северной Сирии Халеб, Алалах, Каркемиш и другие царства находились в сфере их политической гегемонии. Суппилулиума I положил конец могуществу Митанни. Переправившись через верхний Евфрат, хеттские войска вторглись в мелкие хурритские царства в долине этой реки и вышли с севера к Вашшукканне — столице Митанни. Хетты разгромили столицу, но претендент натрон Митанни отступил, не приняв боя. На престол Митанни Суппилулиума посадил своего сторонника Шаттиваззу, выдав за него замуж свою дочь. После успешных походов Суппилулиумы в Северную Сирию царство Митанни потеряло все свои владения к западу от Евфрата. Затем Митанни не смогло отразить удары ассирийцев и к концу XIII в. до х.э. превратилось в составную часть Ассирийской державы. Суппилулиума I не только разгромил Митанни, но и сумел свергнуть почти всех правителей зависевших от него сирийских княжеств, простиравшихся до Ливанских гор. С этого периода начинается длительное господство хеттов в Северной Сирии. После завоевания Халеба, а также Каркемиша, важного города у переправы через Евфрат, Суппилулиума посадил натрон в этих городах своих сыновей — Пияссили и Телепину, заложив этим основу хеттских династий в Каркемише и Халебе, просуществовавших очень долго. Суппилулиума вновь завоевали Алалах, которым в то время владели хурриты. И здесь хетты удерживали господство до конца существования их царства. В период Новохеттского государства под сильным влиянием хеттов находились и другие княжества Сирии. Господство грозного северного соседа укреплялось в Сирии периодическим появлением здесь хеттского войска. При Суппилулиуме отношения между Хатти и Египтом были поначалу дружественными. Доказательство этому — поздравительное письмо Суппилулиумы фараону Эхнатону в связи сего вступлением натрон. Но политика хеттов в Сирии привела их к столкновению с Египтом (о ходе этой борьбы, завершившейся мирным договором и разделом сфер влияния, см. гл. Хеттские клинописные тексты периода Нового царства содержат немало сведений о контактах хеттов с государством Аххиява (видимо, тоже, что «Акайваша» египетских текстов. Аххиява упоминается в связи с районами, расположенными на западе и юго-западе Малой Азии. Самоназвание некоторыми учеными отождествляется с термином ахейцы, обозначавшим у Гомера союз древнегреческих племен, хотя другие ученые по лингвистическим соображениям решительно отвергают это отождествление. Аххиява все еще не локализована окончательно исследователи допускали возможность искать ее на Родосе или Кипре, на Крите или где-то в Анатолии (на юго- западе, западе или северо-западе). Между Аххиявой и Хатти существовали дружественные отношения со времен царствования Суппилулиумы I. Однако впоследствии эти отношения ухудшились, так как Аххиява стремилась укрепиться на юге и юго-западе Малой Азии, в особенности в г. Милаванда (возможно, позднейший Милет), а также в Аласии (о-в Кипр, где сталкивались интересы обеих держав. Ко второй половине XIII в. до х.э. человек из Аххия вы, те. правитель этой страны, все чаще опустошал территории стран, зависевших от хеттов и расположенных на далеком западе Анатолии. С этого времени и начинается постепенный упадок могущества Хеттской державы. Каскские племена по-прежнему атаковали северные пограничные районы ослабевшего соседа. На востоке же Малой Азии активизировались различные политические объединения долины верхнего Евфрата (Паххува, Цухма и др. Неблагоприятное положение создалось для хеттов ив странах Арцавы, стремившихся получить политическую независимость, чему способствовало усиление в самом Хатти культурно-религиозного влияния лувийского мира К концу XIII в. до х.э. Хеттское царство переживало внутригосударственный кризис. Непрерывные военные походы сильно ослабили экономику страны, разорив различные отрасли хозяйства. Из одного письма, адресованного хеттским царем правителю Угарита, выясняется, что в это время Хатти испытывало большую нехватку продовольствия. Ко всему прибавилось вторжение в Малую Азию племен эгейского мира, названных в египетских источниках народами моря. Ни одна страна, начиная с Хатти, не устояла перед их войсками, — отмечается водной из египетских надписей. В хеттских же источниках не сохранилось сведений об этой катастрофе, разразившейся, видимо, при последнем царе хеттов — Суппи-лулиуме Приблизительно кг. до х.э. или несколько позже некогда грозное царство Хатти навсегда пало вместе со своей столицей Хаттусой. Восточная Малая Азия запустела на триста-четыреста лет. В те же годы в войне с ахейцами погибла и знаменитая Троя, связывавшая цивилизации Малой Азии и Балканского полуострова. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ХАТТИ Сельскохозяйственное производство в Хатти, непосредственно зависевшее от географических и климатических факторов, определивших специфические черты хеттского общества, как известно, не было основано на ирригационной системе, хотя хетты не игнорировали искусственного орошения. Маловодность рек, узость речных долин игорный рельеф Центральной Малой Азии не позволяли развить широкую оросительную систему, как это было в обществах, основанных на ирригации (в Двуречье, Египте, Индии, Китае). Однако территория расселения племен, проживавших в Центральной Малой Азии, была неплохой базой для развития земледелия и скотоводства (континентальный климат с холодной и снежной зимой и знойным летом Египетские источники называют целый ряд народов моря, нос уверенностью отождествлять их нельзя. Возможно, в числе их были ахейцы Скйвш, условно читается акай-ваша), ликийцы с юго-запада Малой Азии (рк, условно рукка, лукка), сикулы (шкрш, шику-лаи), филистимляне (прет, этруски (? — трш, условно турша) и др. Напомним, что в египетском письме гласные не обозначались. — Примеч. ред. 121 степные просторы, а также ремесла. Сельскохозяйственное производство почти всецело поглощало труд хеттского населения и являлось основой существования всего общества Центральной Анатолии. Земледелие в Хатти достигло значительного для того времени развития и превратилось в многоотраслевое хозяйство, в состав которого помимо хлебопашества входили также садоводство, виноградарство, выращивание масличных культур и т.д. Существовали самые различные земельные участки в зависимости от их назначения поля, сады, виноградники, луга, пастбища, леса, горные участки, огороды, поля для бахчевых культур и овощей и др. Обращалось внимание на месторасположение земельных участков, характер почвы, близость воды, наличие орошения, виды культивируемых растений. Строили небольшие плотины, каналы, резервуары для хранения дождевой воды. Государственная власть заботилась о строительстве, эксплуатации, очистке и охране подобных сооружений и сурово карала за их нарушение. Обработка земли производилась при помощи мотыги, лопаты и сохи (иногда с металлическим лемехом. В плуг впрягали волов. Основной сельскохозяйственной культурой являлись хлебные злаки (ячмень, который рассматривался как мерило стоимости, пшеница, эммер). Большое внимание уделялось садовым культурам (плодовые деревья, фрукты, оливковое дерево) и виноградникам. Большая часть хеттских законов имеет непосредственное отношение к сельскохозяйственным культурами содержит наказания за их повреждение. Важнейшей отраслью сельского хозяйства у хеттов являлось скотоводство. Животных часто делили на крупный (бык, мул, осели др) и мелкий скот (овца, коза, свинья и т.д.); особо выделялись лошади, которые играли важную роль в военном деле появление и широкое применение военной колесницы было связано именно с развитием коневодства. Хетты учились наиболее совершенным методам тренировки боевых коней по хурритским пособиям, переведенным на хеттский язык из учебника хурритского коневода Киккули. Хеттские законы сохранили нам сведения о ценах на различный скот. Хетты классифицировали скот по возрасту, породистости и назначению, в основе же подсчета численности скота лежали единицы измерения быки овца. Эта последняя являлась мерилом стоимости и приравнивалась к денежной единице — 1 сиклю серебра. Большую ценность представлял пахотный бык (вол, как и племенной быки племенная лошадь, за кражу которых устанавливалась огромная компенсация (кратное возмещение. Вообще, скот был поставлен под защиту закона. Наказания за воровство скота, а также за другие преступления в связи со скотом были довольно суровы. В Хатти были развиты птицеводство и пчеловодство. Занимались и рыболовством и охотой. Развитие разных отраслей сельского хозяйства имело важнейшее значение для общего экономического благосостояния населения и удовлетворения его потребностей. Производимые продукты земледелия и скотоводства использовались не только для внутренних потребностей жителей Хатти (в том числе в религиозной сфере для различных ритуалов и жертвоприношений, но и для товарного производства, обслуживавшего внутренний и внешний рынок. Значительного развития достигли различные ремесленные производства, в особенности гончарное дело и металлургия. В письменных источниках хорошо отражена деятельность плотников, каменщиков, ювелиров, гончаров, пекарей, сапожников, прядильщиков, портных, ткачей, рыбаков, поваров, медников, делателей разных металлов и др. Иногда встречаются кварталы, которые можно определить как профессиональные мастерские. Поблизости от Аладжа-Хюкжа был раскопан квартал горшечников с двумя печами для обжига гончарных изделий. В Богазкёе обнаружен квартал, в доме-мастерской которого осталось большое количество металлургического шлака. Прядением и ткачеством занимались на дому большое количество веретен и грузиков от ткацких станков обнаружено во многих поселениях Центральной Анатолии. Добыча и обработка металлов (меди, бронзы, золота, серебра, железа) и поделочных камней (ляпис-лазури, мрамора, яшмы, диорита) издавна занимали значительное место в хозяйственной жизни населения Малой Азии, территория которой была богата полезными ископаемыми. Наиболее распространенными металлами у хеттов были медь и бронза, из которых производили основные виды орудий производства, оружия, различной утвари, культового инвентаря, украшений и т.п. Золото и серебро имели меньшее практическое применение, если не считать их важное значение (в особенности серебра) в качестве мерила стоимости. Из них изготовлялись посуда, различные украшения, предметы культово-ритуального значения и т.д. Производство и применение железа занимали особое место в хозяйственной жизни хеттов, что подтверждается и новейшими данными хеттских клинописных текстов, датируемых XV—XIII вв. до х.э. Существовали разные виды метеоритного и земного, рудничного железа (железо и небесное железо, черное железо, хорошее железо, железо очага. По обработке хорошего железа (видимо, стали) Центральная Малая Азия занимала исключительное положение среди современных хеттам стран Ближнего Востока, которым также была известна железная металлургия. В хеттских текстах сохранились сведения о весе (от 1 сикля, те. ок. 8,4 г, домин, те. ок. 45 кг) и размерах (от 3 пядей до миниатюрных, не считая размеров трона, скипетра, копья, кинжала, многих сосудов и т.д.) железных изделий. В большом количестве изготовлялись из железа ларцы, какие-то длинные сосуды, кинжалы и ножи и их лезвия клинки, постаменты для статуэток божеств, сами статуэтки, булавы, гвозди (колышки, молотки, топоры, разные предметы культово-ритуального назначения, предметы роскоши и т.д. В хеттских текстах упоминаются кузнецы по железу («железоделатели»), сопоставляемые с кузнецами позолоту, серебру и меди. Железо производили в разных местах Хеттского государства, в особенности в северных и северо-восточных районах. Торговые отношения развивались в Хатти, правда, не так интенсивно, как это было в Анатолии вовремя «каппадокийских» табличек (XX— XVIII вв. до х.э.), однако торговля в Хеттском государстве была высокоразвита. Если в период ассирийских торговых колоний в Малой Азии ведущую роль в торговле играли иностранные купцы, тов хеттскую эпоху положение изменилось основные торговые операции в Хатти вели хеттские купцы. Объектами купли-продажи были скот, металлы, поделочные камни, рабы (в основном из числа депортированных, земельные участки, мясо, кожа, разные сельскохозяйственные продукты, ткани, одежда и многие другие товары. Хеттские купцы активно участвовали во внешнеторговых операциях, охватывавших многие страны Ближнего Востока. Функцию денег выполняло серебро, эквивалентом которого часто выступала овца 123 (стоимость могла оцениваться ив зерне. Значительно реже в качестве денег выступали золото и медь. Были установлены цены на различные товары. Формы землевладения и землепользования были разными. В Хеттском государстве существовали царские (дворцовые, храмовые и частные (общинные) земли. Царские и храмовые земли находились в непосредственном распоряжении верховной государственной власти, ибо царь уже считался не только верховным правителем страны, но и верховным жрецом, следовательно, главным собственником дворцовых и храмовых земель. Однако он не был собственником всех земель страны. Определенная часть земли находилась вне государственного хозяйства (сектора. Такие земли свободно отчуждались (куплей-продажей, дарением и т.д.). Государственные земли могли быть переданы — обычно в виде целых поселений — разным царским (дворцовыми храмовым хозяйствам. Царское хозяйство охватывало разные дома- хозяйства дом царя (иногда называвшийся домом Солнца, дом царицы, дом дворца и т.д., в которых трудились различные категории непосредственных производителей. Определенная часть их была прикреплена к дому. В числе храмовых хозяйств были дома бога (те. храмы, так называемые каменные дома, дома печати, дома таблички и т.п. Они имели собственные контингенты непосредственных производителей, часто также прикрепленных к землям этих храмовых (а также вообще культовых, например заупокойных) хозяйств. Дома передавались в эксплуатацию различным царским или храмовым служащим, как правило вместе с рабочим персоналом, прикрепленным к земле того или иного поселения. Выдавались участки и без персонала. Крупные дома государственного сектора распадались в конечном счете на мелкие хозяйства — индивидуальные дома, которые и служили основными производственными ячейками в хеттском обществе. Владение и пользование государственной землей были связаны с выполнением государственных повинностей двух типов — саххан и луцци. Саххан — это натуральная повинность, она обязывала отдельных непосредственных производителей или крупные хозяйства поставлять в готовом виде всякого вида производственную продукцию (молочные или другие продукты питания, шерсть, изделия ремесла и т.д.), а также скот в пользу царя и крупных государственных служащих (господина страны, начальника округа, градоначальника и т.д.). Луцци — трудовая повинность, она состояла в выполнении работ на полях или виноградниках, вспашке земли, ремонте крепостей, строительных или других государственных и общественных работах в пользу правителя страны (дворца) или государственных сановников. Эти повинности включали в себя и обязанности царского служащего или крупного государственного хозяйства поставлять государству вспомогательные отряды, которые включались в хеттское войско. От выполнения саххана и луцци освобождались только по специальному указу царя. Обычно от государственных повинностей освобождались храмы, непосредственные производители которых трудились только в пользу бога. Однако бывали случаи и двойной эксплуатации, когда непосредственного производителя заставляли работать как на царя или его сановников, таки на храм. Хеттские законы делят хеттское общество на свободных людей и на противопоставленных им несвободных (рабов. С самого начала свободными назывались лица, освобожденные царем дворцом) от государствен- 124 них повинностей саххан и луцци не только в пользу царя (дворца) или крупных государственных служащих, но ив пользу храма, а также других культовых учреждений. Свободные от всех повинностей люди постепенно становились знатными, почетными, благородными, те. социально свободными. Из них образовался верхний, господствующий слой общества (царские служащие, военачальники, разные представители администрации, храмовые служащие и др, владевшие крупными земельными участками, для которого трудовая деятельность становилась уже позорным занятием или одной из форм наказания. Впоследствии же — с периода Новохеттского царства — выражение свободный человек обозначало все категории социально свободных людей — от высших слоев общества до низших его групп. «Несвободными» же были лица, лишенные социальной свободы, находившиеся в определенной зависимости (самым бесправным существом был раб в прямом значении слова, так как он был собственностью хозяина. Существовали разные категории несвободных. Такими были как совершенно бесправные рабы, всегда являвшиеся объектами права и стоявшие вне гражданской общины, таки те, которые имели определенные права — были субъектами права, членами гражданской общины. Они имели свои дома (хозяйства, включавшие в себя семью, земельный участок (как правило, только на правах владения, определенное количество собственного скота и рабочий персонал — своих рабов. При всем этом создавалась экономическая возможность для известной материальной заинтересованности и хозяйственной инициативы мелких производителей материальных благ. С правовой точки зрения все категории непосредственных производителей составляли единый эксплуатируемый класс-сословие зависимых, несвободных, подневольных людей хеттского общества. Война обеспечивала хеттское общество подсобной рабочей силой и материальными благами. В походах хетты захватывали много пленных. Только Мурсили II привел из арцавских стран 66 тыс. пленных, названных в Анналах Мурсили II» шумерским термином нам-ра (по-хеттски читался как арнувала), те. депортированные (уведенное в плен население покоренной территории. Часть из этих депортированных обращали в рабов различных категорий, других поселяли на землю в качестве обязанных повинностью подданных хеттского царя (иногда их зачисляли ив войско. По истечении определенного времени они оказывались приравненными к трудовому населению самой страны Хатти. В хеттских источниках довольно четко отражены формы эксплуатации рабская и нерабская. Рабскую эксплуатацию в хеттском обществе не следует рассматривать как главный фактор, определяющий характер хеттского социального организма. Этот последний определялся общественным слоем социально свободных, но экономически зависимых хеттских общинников как основных производителей материальных благ в Хеттском государстве. Ив количественном отношении свободный общинник был основной фигурой хеттского общества. Правда, иногда происходил процесс вытеснения труда общинников рабским трудом, который временно даже приобретал преобладающее значение. Наибольшее применение рабского труда имело место в эпоху Новохеттского царства, когда хетты с успехом вели завоевательные войны. В мирное же время (в особенности с периода царствования Хаттусили III) приток депортированных людей прекращался, что сказывалось на социальном составе населения, число рабов резко уменьшалось, а сельская община 125 приобретала прочное положение. В таких случаях рабство принимало патриархальный характер и значительно уменьшалась его роль в экономике страны. Нерабская эксплуатация была выражена в формах отработочной повинности, а также наемного труда. Способы рабской эксплуатации сочетались с формами нерабской эксплуатации. Государство у хеттов имело рыхлую структуру. В этом отношении оно не отличалось от Митанни и других сравнительно недолговечных государственных образований Малой Азии, Сирии и Северной Месопотамии. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей, а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна, и царица, которая могла носить титул тавананна. Царь выполнял важные военные, культово-религиозные, правовые, дипломатические и экономические функции. Царица-тавананна наряду с царем занимала высокое положение в хеттской социальной организации она была верховной жрицей с широким кругом культовых и политических прав и обязанностей, получала самостоятельные доходы. При царском дворе находилось множество должностных лиц и служителей сыновья дворца, оруженосцы золотого копья, люди жезла, надсмотрщики над тысячей, виночерпии, стольники, повара, чашники, брадобреи, хлебопеки, «доилыцики» и др. Царя обслуживали кожевники, сапожники, изготовители царских боевых колесниц и т.д. Они назывались рабами слугами) царя, хотя небыли рабами в прямом смысле слова. Все они получали за службу участок земли на прокорм. Храмы представляли собой крупные хозяйства, аналогичные по структуре царскому. Служителями храма были великие жрецы, малые жрецы, помазанники, музыканты, певчие, служители кухни («кравчие», стольники, повара, хлебопеки, виноделы, непосредственные производители (пахари, пастухи, овцеводы, садовники. Все они обозначены как божьи рабы и рабыни. В действительности же и они небыли собственно рабами. ПРАВО И ЗАКОН Законам у хеттов приписывалось божественное происхождение, хотя в их текстах это и не отражено. Дошедший до нас сборник законов состоит из двухосновных таблиц, которые были составлены еще вначале древне-хеттского периода (существует и позднейший вариант законов, датируемый XIII в. до х.э.). Хеттские законы уделяли большое внимание защите собственности, в особенности собственности свободного человека. Они устанавливали твердый тариф цен — доказательство известного развития товарно-денежной системы (приводятся и цены на рабов-ремесленников: гончаров, кузнецов, плотников, кожевников, портных, ткачей, птицеловов — от 10 до 25 сиклей серебра. Целый ряд параграфов посвящен семейному праву, а также праву наследования. Семья у хеттов носила патриархальный характер во главе ее стоял отец. Его власть распространялась не только на семейную собственность, но и на жену и детей, хотя права 126 главы семьи по отношению к ее членам небыли безграничны. Существовали различные формы брака брак, подразумевавший уплату определенной суммы со стороны семьи жениха брак эрребу, при котором зять входил в семью невесты, уплатившую выкуп брак-похищение. Разрешались браки между различными категориями свободных и несвободных. ХЕТТСКАЯ КУЛЬТУРА Если в результате слияния хаттских и индоевропейских племен образовался хеттский этнос, тов процессе слияния культурных достижений этих двух этнических групп была создана хеттская культура, которая с самого начала характеризовалась обилием местных, хаттских традиций. В образовании хеттской культуры значительную роль сыграли также хурритский и лувийский культурные элементы. На нее оказали влияние также северосирийский и шумеро-аккадский культурные миры. Богазкёйский архив сохранил нам богатую хеттскую литературу, содержащую тексты официального характера (указы царей, анналы, а также мифы, легенды. Благодаря этому архиву мы познакомились с одной из самых ранних автобиографий — Автобиографией Хаттусили III». В новохеттский период было переведено на хеттский язык значительное число произведений литературы народов Ближнего Востока (Эпос о Гильга-меше», хурритские мифы. Наибольшее значение имеют хурритское эпическое повествование о царстве на небесах, в котором рассказывается о переходе власти от одной династии богов к другой, и хурритская эпическая поэма о боге Кумарби — Песнь об Улликумми». Эти произведения служат звеном, связывающим древние литературы Ближнего Востока с древнегреческой мифологической и поэтической традицией, в частности с Теогонией Гесиода. Сюжет поэмы о смене четырех поколений богов на небесах аналогичен рассказу Гесиода о переходе власти от Урана к Кроносу и от Кроноса к Зевсу. Сюжет Песни об Улликумми» очень похож на гесиодов-ский миф о Тифоне. Довольно богата хеттская мифологическая литература, включившая в себя и мифы хаттского происхождения. Один из них — Миф об Иллу-янке», легший в основу протохеттского новогоднего ритуала. Ритуал передавал битву между божественным героем и его противником — драконом Иллуянкой, происходившую в связи с приближением Нового года. Эту схватку сравнивают с ритуальными сражениями, которые отмечены вовремя новогодних праздников у разных народов мира. К хаттской традиции восходит миф о временно исчезающем и вновь появляющемся божестве — Миф о Телепину». Одним из атрибутов культа этого божества было вечнозеленое дерево, что очень напоминает использование елки в рождественских и новогодних празднествах. Памятники хеттского искусства обращают на себя внимание многообразием и оригинальностью форм и типов (серебряные и бронзовые фигурки животных, чаши и кувшины из золота, золотые орнаменты, так называемые штандарты, иногда с изображением оленя. Уникальны каменные идолы из Кюль-тепе, образцы керамики (посуда, ритоны, вазы. С периода Вероятно, Теогония через посредство хурритского эпоса восходит к недавно опубликованной вавилонской поэме о смене поколений богов. — Примеч. ред. 127 Новохеттского царства в Центральной Малой Азии появляется монументальный стиль в разных областях искусства (рельефы на камне, изображения животных — сфинксы, львы, а также в архитектуре. Высокого уровня достигла в Хатти обработка камня, прекрасным примером которой является высеченная в скале скульптурная галерея в Язылыкая. Сохранились оригинальные образцы хеттской глиптики на царских печатях помещены надписи, выполненные хеттской (на самом деле лувийской) иероглификой и хеттской клинописью. Хеттская религия играла колоссальную роль в идеологической и хозяйственной жизни общества. Как считали сами хетты, существовала тысяча богов Хатти», включавшая божества хаттского, индоевропейского (несит-ского, лувийского, палайского, арийского, хурритского, ассиро- вавилонского и другого происхождения. Главным божеством был бог грозы, именуемый царем неба, господином страны Хатти», супругой которого считалась богиня Солнца из Аринны — госпожа страны Хатти, неба и земли, госпожа царей и цариц Хатти». Традиции хеттской культуры не исчезли и после падения Хеттской державы. Многие из них продолжались в позднюю эпоху в Северной Сирии и на восточной периферии Анатолии, где в I тысячелетии до х.э. образовалось несколько «новохеттских» (на самом деле лувийских) княжеств, общим названием которых было также «Хатти». Видимо, какие-то группы хетто-лувийцев сохранялись и далее к югу, что легло в основу библейских преданий относительно существования хеттов в Палестине и Сирии с древнейших времен 5 Что касается хеттских традиций в Центральной и Западной Анатолии, то об этом известно очень мало. Но, по-видимому, византийский геральдический символ — двуглавый орел, позаимствованный позднее Русью, восходит к хеттской культуре. — Примеч. ред. |