Главная страница
Навигация по странице:

  • II. Античная философия классического периода

  • III. Эллинско-римская философия

  • Введение. Общая характеристика античной философии. _1) Общее понятие и периодизация Античной философии

  • Раннюю классику

  • Высокую классику

  • 2) Предпосылки возникновения древнегреческой (античной) философии.

  • 3) Особенности Античной философии

  • I. Досократовская философия

  • 1. Натурфилософы и первые диалектики Древней Греции. 2.1. Философия милетской школы.

  • («психэ»)

  • Античная философия. Введение. Общая характеристика античной философии. I. Досократовская философия


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеВведение. Общая характеристика античной философии. I. Досократовская философия
    АнкорАнтичная философия.doc
    Дата27.02.2017
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтичная философия.doc
    ТипДокументы
    #3198
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    _ АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Введение. Общая характеристика античной философии.

    I. Досократовская философия

    1. Натурфилософы и первые диалектики Древней Греции.

    1) Милетская школа.

    2) Гераклит Эфесский (544-483 до н.э)

    3) Элейская школа.

    2. Зарождение идеализма в философии Древней Греции

    1) Школа орфиков

    Орфей (легендарная личность)

    2) Пифагор (580-500 гг. до н.э). и пифагорейцы

    3. Материалистическая линия в древнегреческой философии. Атомистическая концепция.

    4. Космологизм ранней древнегреческой философии.

    II. Античная философия классического периода

    1. Школа софистов (v в. до н.э.)

    2. Сократ (469-399 гг. до н.э.)

    3. Платон (427-347 гг. до н.э.)

    4. Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

    III. Эллинско-римская философия

    1. Эллинистический период античной философии

    1) Эпикур (341-270 гг до н.э.).

    2) Стоики

    3) Скептицизм

    2. Римский период античной философии
    Введение. Общая характеристика античной философии.

    _

    1) Общее понятие и периодизация Античной философии.
    Совокупность мировоззренческих нравственных и

    религиозных представлений развившихся в VII-I веках в

    древней Греции и Риме принято называть Античной философией. Античные философы проживали на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.

    Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа:

    * досократический - VII-V вв. до н.э.;

    * классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н.э.;

    * эллинистический - конец IV-II вв. до н.э.;

    * римский - I в. до н.э. - V в. н.э.

    По содержанию философской мысли также выделяют:

    Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение.

    Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.

    Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др.

    Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.
    2) Предпосылки возникновения древнегреческой (античной) философии.

    Философия возникла как новое мировоззрение рабовладельческого общества. Античная философия сложилась в результате социального расслоения и обращения от мифологии к действительности, к научным поискам, этому способствовало разделение труда и наличие рабства. Материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

    С древности людей, которые владели разнообразными знаниями называли мудрецами. Они выступали в роли советчиков, учителей или наставников. Традиционная мудрость была итогом тысячелетиями накапливающегося опыта и практических представлений. Ее изменения были очень медленными. Но с переходом к оседлости, созданием городов и изобретением письменности, события стали развиваться настолько быстро, что прежней мудрости оказалось недостаточно. Люди все больше воздействовали на окружающую природу, все активнее изменяли условия своего существования. Мифологическое объяснение происхождения и развития мира постепенно вступало в конфликт с накапливающимся опытным знанием.

    Первый шаг философского освоения действительности выражался в поиске основы всего многообразия вещей и явлений природы, с тем чтобы ответить на вопрос: «Что есть мир?». Иначе говоря, вся античная философия в тех или иных вариантах пыталась ответить на вопрос: «Из чего все состоит?».

    Поиск единого или общего «начала» («архе») имеет свои истоки в мифологии, практике товарно-денежных отношений, политико-правовой области, но особенно в практике многочисленных ремесел. Так, например, от соотношения типа: «гончарные изделия – глина» можно перейти к соотношению: «все есть нечто».

    Возникновение рабовладельческой демократии создало условия для развития древнегреческого полиса и самосознания свободного грека. Греки, не стесненные рамками деспотизма, создали театр, поэзию, драматургию, математику, и, конечно, философию. Все это требовало нового осмысления, нового подхода к самой деятельности человека, его духовному миру. Появились мыслители нового типа - философы. Не отягощенные физическим трудом, рутиной домашнего хозяйства, так как рабовладельческий строй в Греции имел форму «домашнего», патриархального рабства, философы превратились в самостоятельную прослойку.

    Философам пришлось одновременно решать две сложнейшие задачи: критически переосмыслить всю прежнюю мудрость, всю древнюю мифологию, все веками накопленные знания и одновременно предложить и выработать новое миропонимание.

    Направленность философских изысканий определялась в первую очередь характером мифологии. А одним из главных вопросов греческой мифологии был вопрос о происхождении мира. Если миф повествовал о том, кто родил все сущее, то философия спрашивала, из чего оно произошло.
    3) Особенности Античной философии
    Античная философия характеризуется обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока.

    Стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира; объяснение явлений окружающего мира).

    Для более поздних этапов характерно смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека).

    Человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы. Природа и основные природные стихии – это макрокосм. . Человек - своеобразное повторение окружающего мира – микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все человеческие проявления – судьба.

    Допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям.

    Философские концепции античности опирались не на науку, а на обыденный опыт, на опыт материальной практической деятельности, например, учение о типах причин Аристотеля.

    В это время были заложены два направления в философии - идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.

    В Античности сложилось большинство тех школ, которые затем будут развиваться в Европе: скептицизм, рационализм и сенсуализм.

    Сформировались основные разделы философского знания: онтология (метафизика), гносеология, логика, этика и т.п.

    Было построено учение об атомах как основе мира. Тем самым философия задала программу атомизма для всей европейской науки и культуры в целом, разрабатывавшей эту программу более двух тысячелетий.

    Основной вопрос философии существовал в форме вопроса о соотношении единичных вещей и общих понятий. В самой структуре и постановке этого вопроса не было проявления активности личности: в греческом полисе личность еще не сложилась. Спрашивали не о сознании субъекта, деятеля, как это будет в XVII-XVIII веках, а об отношениях к вещам безличных форм, общих понятий.

    Элеаты положили начало обсуждению технологии мышления. В результате Аристотель разрабатывает учение о категориях, создает формальную логику. Существенно, что такие технологии разрабатываются не только на естественнонаучном материале, но и при обсуждении проблем этики, политики.

    I. Досократовская философия

    Досократики - условное название группы деятелей начального периода древнегреческой философии (VII-IV вв. до н.э). Они, в отличие от Сократа, еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления к бытию, об имманентной мышлению диалектике и ограничивались лишь учением о природе, космосе, о чувственно-наглядной и объективной реальности. Не случайно первых греческих философов так и называли - «физиками», от греческого слова «фюсис» - природа.

    Для ранних натурфилософов характерна стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

    Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII-V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

    К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции досократвского периода относятся:

    * милетская школа «фисиологов» (Фалеса,

    Анаксимандра, Анаксимена);

    * школа пифагорейцев;

    * школа Гераклита Эфесского;

    * элейская школа;

    * атомистов (Демокрита, Левкиппа).

    Характерными чертами досократических философских школ являлись:

    * космологизм - стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.

    * повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

    * поиск первоначала, породившего все сущее;

    * гилозоизм (одушевление неживой природы);

    * доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

    * решение проблемы единого и многого, отсутствие постановки основного вопроса философии.
    1. Натурфилософы и первые диалектики Древней Греции.
    2.1. Философия милетской школы.
    На рубеже VII-VI вв. Греция занимала все средиземноморье, ее границы простирались от Колхиды до Испании. Философия в Греции зародилась на окраинах: в районах Мало-Азиатского побережья Ионического моря (Милет) и на территории Южной Италии (Элея). Эти города были расположены на пересечении торговых путей между цивилизованным и «варварским» мирами. Они становились центрами обмена не только товарами, но и разнообразными знаниями.

    Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наменование от названия города, где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

    Милет был перекрестком торговых путей, ведущих в Индию, Китай, Египет, Вавилон, крупнейшим центром торговли, мореплавания, культуры, что обусловило широкий горизонт и научные интересы выдающихся милетцев, к которым относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    Натурфилософы Древней Греции ставят проблему архэ - первоначала мира. Единством, лежащим в основе бесконечного многообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное, особенное:

    Основа многообразия:

    - Фалес (625-547 гг. до н.э.): основа сущего - вода,

    - Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.): основа сущего - апейрон,

    - Анаксимен (588-525 гг. до н.э.): основа сущего - воздух.

    с силами природы и небесными светилами.
    а) Фалес (624-547 гг. до н.э.):

    Основателем милетской школы (одной из первых зафиксированных) считается Фалес. Он был инженером, купцом, обучался математике, астрономии в Египте и Вавилоне. Он много путешествовал по разным странам, используя эти путешествия для расширения и приобретения знания. Был всесторонним ученым и мыслителем, изобрел несколько астрономических приборов. По его проекту в Милете были построены три инженерных сооружения: каменный водопровод, астрономическая обсерватория, солнечные часы на центральной площади. Стал известен в Греции тем, что удачно предсказал солнечное затмение 29 мая 585 г. до н. э. и дал физическое объяснение этого процесса.

    В области науки Фалесу принадлежит заслуга в определении времени солнцестояний и равноденствий, в установлении продолжительности года в 365 дней, открытие факта движения Солнца по отношению к звездам. Он также имеет заслуги в области создания научной математики. Так, считают, что он первым сумел вписать треугольник в круг и доказал, что в равнобедренном треугольнике биссектриса образует прямые углы. Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений. В Египте Фалес измерил высоту пирамид, измерив их тень в то время дня, когда длина тени предмета равна его высоте. Он отделил мифологию от науки и сделал первый шаг к рассмотрении математических знаний как отдельной науки.

    Его философское учение представлено высказываниями которые:

    1) напоминают жизненную мудрость: Самое трудное - познать самого себя, самое легкое - давать советы другим.

    2) Высказывания, представляющие своеобразный переход от жизненной мудрости к философии, но еще не собственной.

    «Что старше всего? Бог, ибо он не рожден».

    «Что сильнее всего? Необходимость, ибо она непреодолима».

    «Что мудрее всего? Время, ибо оно раскрывает все».

    3) Собственно философские высказывания, отражающие его понимание мира.

    Фалес первым по-философски поставил вопрос об архе («начало», «принцип»): что есть всесущее, основопологающее начало мира, который дан человеку в чувственном многообразии? Такой сущностью, первоовеществом он считал воду. Мир произошел из воды, в воде зародилась жизнь. Жизнь возможна во влажном месте - в воде.

    Мир у Фалеса предстает как круговорот состояний вечной воды - все из воды проистекает; все в воду возвращается. При этом и вода, и все произошедшие из нее вещи не лишены жизни. Вселенная полна богов, все одушевлено. Доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря: из того, что магнит и янтарь способны приводить другие тела в движение, Фалес сделал вывод, что они имеют душу. Таким образом, он заложил теоретические основы учения, имеющего название «гилозоизм». Хотя гилозоизм имеет свои корни в мифологии, у Фалеса он получает философское обоснование. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

    Землю Фалес представлял плоским диском, плавающим по первоначальной воде, ближе всего к нему расположены звезды, затем - Луна и над ними - солнце. Звезды - результат водного испарения, которые светятся над землей.
    б) Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.).

    Анаксимандр считается учеником Фалеса. Полагают, что кроме этого он был товарищем и родственником Фалеса. Ему приписывают авторство трактата «О природе», в котором рассматриваются вопросы космогонии, метеорологии и других натурфилософских областей знаний.

    В отличии от своего учителя Анаксимандр признавал в качестве источника рождения всех вещей не «воду», не какое-либо отдельно взятое вещество, а нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно, - апейрон беспредельная, бесколичественная частица. Апейрон как частица - не только беспредельна, но и очень мала. Апейрон порождает противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, а из этих противоположностей образуются вещи. Противоположность горячего и холодного, их борьба порождает космос; горячее проявляется как огонь, холодное превращается в небо и землю. Из этой праматерии возникают четыре первоэлемента: огонь, вода, земля, воздух. После гибели живых организмов, разрушения веществ элементы (атомы) остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы: все в мире изменчиво и текуче, полагал философ. В этом проявляется своеобразие воззрений Анаксимандра, которое нашло свое более ясное выражение в учении о происхождении и гибели бесчисленных миров, возникающих из апейрона. Наш мир один из множества других миров. Все обособившееся от апейрона должно со временем вернуться в него, и за свое обособленное существование вещи должны понести в назначенное время наказание. По той же причине возникают и разрушаются множественные миры. Таким образом он вывел закон сохранения материи и фактически открыл атомарное строение вещества.

    Учение об апейроне было сложным для восприятия современниками и не получило широкого распространения.

    При рассмотрении космогонических вопросов, он внес правильный порядок в расположение небесных светил (Луна, планеты, солнце, звезды). Солнце - каменная глыба, больше Пелопонеса. Земля - срез полусферы, полуколонны – неподвижна. Он сделал нечто подобное глобусу и расположил правильно небесные светила. Над землею, по его мнению, существуют водная, воздушная и огненная оболочки. Когда огненная оболочка разрывается, образуются кольца: солнечное, лунное и звездное.

    Анаксимандр впервые в истории высказал идею эволюции: человек, подобно другим живым существам, произошел от рыбы (предвосхитил учение Ч.Дарвина). Под воздействием солнца илистое дно моря обнажилось и там зародилась жизнь. Древнейшие животные были покрыты иглистой кожей или панцирем; выйдя из ила, они утратили эту оболочку. Первые люди рождались и первоначально развивались внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда. При переходе на сушу они изменили свои формы.
    в) Анаксимен (588-525 гг. до н.э.)
    Анаксимен в отличие от дугих представителей милетской школы - Фалеса и Анаксимандра - в качестве первовещества окружающего нас мира берет воздух. По его учению все сущее происходит из этой первоматерии и обратно в нее возвращается.

    По своей физической природе воздух - род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух безграничен и не имеет определенной формы (прообраз понятия материи), он порождает все многообразие вещей, в том числе и богов, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха.

    Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, в землю, и наконец, в камни. Движение протекает от холодного к теплому. Здесь видна идея перехода количества в качество. Как и его предшественники Фалес и Анаксимандр, Анаксимен исходит из представления о всеобщей изменчивости: все вещества способны принимать различные формы и способы соединения и разъединения частиц посредством процесса сгущения и разрежения.

    Земля - плоский диск, поддерживаемый огромной массой воздуха и парящий в нем. Также парят состоящие из огня диски небесных светил. Земля неподвижна, а Солнце и планеты движутся под воздействием космического ветра. Анаксимен уделяет большое внимание метеорологическим явлениям - дождю, граду, снегу и т. д. , пытаясь объяснить эти явления различными причинами на основе присутствия воздуха. Анаксимен устанавливает истинный порядок расположения тел в космосе по отношению к Земле; ближе всего Луна, затем Солнце и звезды.

    Воздух для Анаксимена был не только первоначальной космической стихией, но и началом, источником жизни: сама душа для него – «дыхание», дуновение ветра. Таким образом, он провел параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») - "душой космоса". Он сравнивает дыхание жизни с воздухом. Здесь воззрения Анаксимена переплетаются с мифологическими представлениями о душе как некотором начале, которое пронизывает все живые тела. "Подобно тому, как душа, - говорит он, - будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир" (Маковелъский А. О. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914. С. 52). В этих словах выражается идея пантеизма, в соответствии с которым Бог равен природе, т. е. воздуху, выступающему началом всего сущего.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта