Античная философия. Введение. Общая характеристика античной философии. I. Досократовская философия
Скачать 0.51 Mb.
|
Онтология Зенон и его последователи полагали, что существуют только такие тела, которые имеют субстрат (субстанцию). Качества тел также телесны, материальны. Все в мире состоит из четырех стихий: огня, воздуха, воды, земли. Как и Гераклит, они считали, что первоначалом мира выступает огонь. Однако в мире они различают два начала: пассивную материю и движущее начало - логос, или Бог. По словам Диогена Лаэртского, "начал во всем сущем они признают два: деятельное и страдательное. Страдательное начало есть бескачественная сущность, то есть вещество; а деятельное - разум, в ней содержащийся, то есть Бог. Он вечен, и он - творец всего, что в ней имеется" (Диоген Лаэртский. VII, 134). Указанные четыре стихии, согласно стоикам, взаимодействуют и образуют "пневматический тонус", под которым они подразумевают напряжение, возникающее под воздействием теплого воздуха и огня и являющееся источником вещей. Стоики последовательно стояли на позициях детерминизма и считали, что все в мире подчинено причинной зависимости. При этом они доводили свою концепцию детерминизма до фатализма, утверждая, что мир развивается периодическими циклами, постоянно возвращаясь к начальной стадии, после того как он исчерпает свои возможности: он превращается в огонь, погибая в мировом пожаре. Космос стоики представляли как разумное существо (подобно Платону). Вот как свидетельствует Диоген Лаэртский: "Весь мир есть живое существо, одушевленное и разумное, а ведущая часть в нем - это эфир. . . Мир един, конечен и шарообразен с виду, потому что такой вид удобнее всего для движения" (VII, 139-140). Теологические взгляды Бог стоиков растворен в природе, смешан с материей (пантеизм). В то же время Бог вечен, так как продолжает существовать после гибели мира. Бог для стоиков - это мировой разум, мировой дух, пневма. Эта пневма представляет собой физическую смесь воздуха и огня. Стоики придавали огню особое значение и считали, что чем больше в пневме огня, тем она духовнее. Пневма - это логос космоса, в котором (логосе) содержатся семена всех вещей. Бог - это своего рода "сперматический логос". Он - космос, рассматриваемый со стороны активного начала, присущего ему. Плотин писал в отношении стоиков, что для них "сам Бог не что иное, как материя в известном состоянии" (Эннеады. VI, 1, 27). Душа для стоиков выступает как "теплая и огненная пневма", имеющая свои части. Всего стоики насчитывали восемь частей души, в которые входят ведущая часть, пять чувств, способность речи и сперматическое начало. Ведущая часть души выражается в способностях восприятия, согласия, желания, разума. Диоген Лаэртский пишет: стоики утверждают, что "душа - это дыхание, врожденное в нас, поэтому она телесна и остается жить после смерти; однако же она подвержена разрушению, и неразрушима только душа целого, частицами которой являются души живых существ" (VII, 156). Таким образом, теория души стоиков по своим исходным установкам все-таки признает бессмертие души, которая выступает в этом случае "душой целого", то есть Бога. Теология стоиков также противоречива, так как признает, с одной стороны, то, что материя смешана с Богом, а с другой - то, что Бог продолжает существовать после того, как гибнет мир в мировом пожаре. Этическое учение Стоицизм появился в то время, когда основной задачей философии стало исследование не проблем бытия или познания, а этических проблем. Главной задачей этики было изучение вопроса, в чем состоит высшее благо? Стоицизм отвечает на этот вопрос, как и многие другие античные мыслители: в счастье. Счастье Зенон понимал как жизнь согласно природе, что означает жить в соответствии с добродетелью. А добродетель - это то, что совершенно в соответствии с разумом. Выделяют четыре основных добродетели – разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Зло же - это то, что противоположно добродетели, порок. Таким образом, к четырем основным добродетелям прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие, переходных состояний между ними нет. Все остальное, кроме добродетели и порока, относится к безразличным вещам (адиафора). Добродетель и порок выбираются человеком добровольно. В то же время стоики считали, что все в природе подчинено строгой необходимости, судьба правит миром. Поэтому возникал вопрос: каким же образом возможна свобода, выбор между добром и злом? С точки зрения стоицизма, человек в идеале должен мужественно, стоически подчиняться судьбе, так как противиться ей бессмысленно. Человек не может хотеть того, что не в его власти. Поэтому идеал стоика - это смирение по отношению к судьбе, покой (атараксия) или терпение (анатея). Стоический мудрец (идеал человека) является воплощенным разумом, а его счастье в конечном счете «состоит в том, что он не желает никакого счастья». Вообще все люди делятся на мудрецов и глупцов. Мудрец, как уже упоминалось, обладает всеми добродетелями, счастлив и свободен от власти внешнего мира и не боится даже смерти: глупец же порочен и жалок. Если мудреца судьба ведет за собой, то глупца – тащит насильственно. Таким образом, человек не может изменить объективный ход событий, но может с ними «внутренне справиться» Отрицая наличие среднего между добром и злом, мудрецом и глупцом, стоики все же вводят понятие совершенствования. Однако совершенствующиеся люди, по мнению стоиков, также неразумны и жалки по сравнению с истинным мудрецом. Для стоицизма бесстрастие (атараксия) было путем к блаженству, поэтому они первыми разработали теорию страстей. Для них страсти делились на положительные и отрицательные. Положительные - это радость, осторожность, воля. Отрицательные - это печаль, страх, вожделение, наслаждение. Стоики отрицали как позиции крайних гедонистов (киренаиков), так и позиции умеренных гедонистов (эпикурейцев). Поэтому они считали, что человек стремится не к удовольствию, а к самосохранению, которое возможно только при жизни в согласии с природой. Позиция стоиков в том, чтобы бороться со страстями и противопоставлять негативным эмоциям положительные, например, страху - предусмотрительность, вожделению - волю. Хотя стоики не пренебрегали различными нравственными и физическими благами, но стремления к ним рассматривали как животные чувства, которые не заслуживают человеческого отношения. Социально-политические взгляды Несмотря на то, что атараксия являлась для стоиков путем к блаженству, они все-таки не отрицали социальных ценностей. Стоики признавали важность для человеческой жизни таких социальных институтов, как семья, государство. Более того, они призывали к социальному единству, считая, что люди по своей природе едины, так как общество возникает естественным образом и все люди, независимо от пола, социального положения или этнического происхождения, равны, поэтому должны преодолеть все те барьеры, которые их разъединяют, и прийти к своего рода космическому братству, космополитизму. По Зенону, "космос - огромное государство с единым государственным устройством и одним законом. Естественный разум предписывает, что следует делать, и запрещает то, чего делать не следует". Проповедь единства принимала у них иногда крайние формы. Зенон считал, что обычаями космического государства должны быть такие как: общность жен, запрещение сооружать храмы в городах, отмена денег. В этом учении стоиков проявился еще один вариант преобразования общественной жизни на основе государственного регулирования. Как уже упоминалось, основной идеей философской школы стоиков (подобно киникам) было освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от этого влияния в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели - постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Выводы: Стоики считали, что * философия – это единство трех составляющих: логики, физики и этики, но ее главная задача в этике. * основа познания – это чувственное восприятие, которое вызывается конкретными, единичными вещами. Общее существует лишь посредством единичного. * как тела, так и их качества телесны, материальны. * Бог растворен в природе, смешан с материей, с одной стороны. Но с другой, он вечен и будет существовать и после того, как погибнет мир в мировом пожаре. * душа телесна, разрушима, но как «душа целого», то есть Бога, является бессмертной * жить нужно в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); * счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии; * добродетель это высшее благо, а порок - единственное зло; * добродетель - это знание о добре и зле; * добродетель должна быть постоянным состоянием души и моральным ориентиром; * идеалом является мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). * признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; * бедность, болезни, нищета, бродяжничество, попрошайничество, человеческие пороки достойны осуждения; * счастье – это высшая цель человека. 3) Скептицизм В конце IV в. до н. э. в греческой философии формируется еще одно философское направление - скептицизм. Оно было меньше распространенно по сравнению с предшествующими (стоицизм, эпикуреизм). Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360-270 до н. э.). Наиболее выдающимися представителями этого направления были, кроме Пиррона, Аркесилай, Энесидем, Карнеад. Главные концепции скептицизма сводились к требованию воздержания от суждений в рассуждениях и к невозмутимости в жизни. Скептицизм возник на основе идей, которые высказывались предшествующими философами о текучести вещей, явлений, о недостаточности оснований для выбора одного из противоречащих друг другу положений. Эти и подобные им идеи развивались в учениях элеатов, софистов и др. Однако считается, что непосредственным источником скептицизма выступала софистика. а) Пиррон родился в Элиде (Пелпоннес). Он излагал свои идеи в устной форме, поэтому важнейшими источниками его взглядов являются "Пирроновы положения" Секста Эмпирика, в значительной степени основанные на записях ученика Пиррона — Тимона (320—230 до н.э.). Не оставив после себя сочинений, он создал школу. Диоген Лаэртийский называет многих его учеников: уже упоминавшегося Тимона из Флиунта, Энезидема с острова Крит, систематизатора скептицизма Наузифана, учителя Эпикура и др. Школа Пиррона вскоре прекратила свое существование, но скептицизм был усвоен академией. Вначале Пиррон был живописцем – безвестным и бедным, потом учеником Брисона, затем учеником атомиста Анаксарха из Абдер. Вместе с Анасархом, он принял участие в походе Александра Македонского на Восток. Там он познакомился с гимнософистами, от которых он воспринял идею о суетности всего. Один из гимнософистов по имени Калан добровольно принял смерть через самосожжение, оставаясь бесстрастным среди языков пламени. Этот поступок произвел большое впечатление на Пиррона. По дошедшим до нас характеристикам современников Пиррона, он был человеком тяжеловесным и упрямым, нелюдимым и необщительным. Он легко переносил неудобства, любил все дикое и сумрачное и отказывался повиноваться законам. Он часто жил в уединении, уходя без предупреждения и «бродил с кем попало» (Антигон), редко показываясь даже родным. Держался он всегда ровно, и когда от него отходили, недослушав, он продолжал говорить для себя одного. Когда однажды Анаксарх попал в болото, Пиррон прошел мимо, не подав руки. Многие его осуждали за этот поступок, но Анаксарх восхвалял - за безразличие и безлюбие. В другой раз его застигли, когда он разговаривал сам с собой, и спросили, в чем дело, он ответил: "Учусь быть добрым". Несмотря на все это Пиррон снискал любовь и уважение сограждан и был избран верховным жрецом. Образом жизни Пиррона восхищался Эпикур, а Тимон называл Пиррона "подобным богам". Воздерживаясь от суждений в философии, как говорил Энесидем, в частных случаях он не был неосмотрителен и прожил до девяноста лет (Гарин И. И. Пророки и поэты. Т. 7. - М.: ТЕРРА, 1995. - 688 с). Пиррон был первым мыслителем, который провозгласил принцип "воздержания от суждений" (эпохэ) в качестве основного метода философии, философствования. Предметом философии в скептицизме становятся вопросы этические. Проблемы прежней философии, связанные с натурфилософией, космологией и прочим, отходят на второй план. Философы больше ставят вопросы о том, как жить в этом неустойчивом мире, чем о том, как он произошел. Философ считает, что философия должна помогать в жизни бороться с опасностями, освобождать человека от всяких волнений, помогать преодолевать трудности. В этом смысле философ становится не теоретиком, а мудрецом, способным давать мудрые ответы на любые жизненные вопросы. По Пиррону, философ - это человек, стремящийся к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий (достижение атараксии). Для того чтобы достичь этого состояния, необходимо ответить на ряд вопросов. Первый: "Из чего состоят вещи?" На него невозможно ответить потому что ничто не есть в большей степени одно, чем другое. Существование всего различного и разнообразного обусловливается произвольными человеческими обычаями и установлениями. Таким образом вещи недоступны нашему познанию. Из этого положения вытекает и ответ на другой вопрос: "Как мы должны относиться к этим вещам?" На основе предыдущего ответа единственным достойным отношением к вещам считалось "воздержание от каких-либо суждений". Воздержание от суждений не означает, однако, отрицания существа их истины или правоты. Но для Пиррона это не означает, что не существует ничего достоверного. Он полагает, что чувственные впечатления конкретного человека не могут вызывать сомнения. Если человек считает, что то-то и то-то кажется ему горьким или сладким, то так оно и есть, но из этого нельзя делать вывода, что это существует в действительности. Отсюда и возникает невозмутимость человека, в которой состоит его высшее счастье. По мнению Пиррона, "в силу примесей наши чувства не воспринимают точной сущности внешних предметов. Но не воспринимает их также и разум, главным образом потому, что ошибаются его руководители — чувства; кроме того, может быть, и сам он производит какую-нибудь присущую ему примесь к тому, что ему сообщают чувства". Согласно Пирону, «мудрость и знание не являются делом человеческим, и искать их надо только у богов». Третий вопрос: "Какую пользу мы получим из такого отношения к вещам?" Ответ Пиррона вытекает из предыдущих положений и направлен на этические последствия этой проблематики. По мнению Пиррона, о вещах нельзя сказать ничего определенного: ни того, что они прекрасны, ни того, что они безобразны, ни того и другого вместе. О каждой вещи можно высказать любое утверждение, даже противоречивое. Пиррон потому и отрицал бытие и принципы бытия, что все представляется видимостью. Как писал Тимон: "Тотально господствует видимость". Эта видимость последующими скептиками была названа "феноменом" , т.е. являемостью того, что находится за ее пределами ("вещи в себе"). Таким образом, если мы воздержимся от всяких суждений о вещах, то мы достигнем устойчивого и невозмутимого покоя. Именно в этом скептики и видят высшую ступень возможного блаженства. б) Аркесилай (315-240 до н.э.), руководитель Академии. который ввел в нее скептицизм. Он был младшим ровесником Тимона и учеником перипатетика Теофраста. Академия и Ликей боролись за талантливого философа друг с другом. Академия перетянула его на свою сторону, но затем Аркесилай перетянул Академию на сторону Пиррона. Он представлял иной тип личности, чем уважаемый Пиррон и саркастический Тимон; он был типом скептика — светского человека, и в силу этого изящество должно было быть доминирующей чертой его мышления. Аркесилай был человеком, который умел устроить свою жизнь, был любителем прекрасного, искусства и поэзии, был известен независимым и рыцарским характером. Проповедовал воздержание от суждения (эпохе): только вероятное находится в пределах достижимого, и его достаточно для жизни. в) Карнеад был руководителем Академии примерно на сто лет позже Аркесилая (214—129 гг. до н. э.). После Пиррона он больше всех сделал для развития скептицизма. Многие из наиболее сильных скептических аргументов восходят к нему, и, в частности, критика религиозного догматизма. Он представлял собой еще один тип личности: этот скептик был занят борьбой с догматизмом и, в соответствии с античными обычаями, не имел времени на то, чтобы стричь бороду и ногти. Карнеад, подобно Пиррону и Аркесилаю, не писал. Но как Пиррон имел Тимона, Аркесилай — Лакида, так и он имел своего Клейтомаха, который писал за него. Карнеад обладал незаурядными способностями к диалектике и риторике. Что касается критерия истины, то, возражая сразу всем, он говорил, что абсолютного критерия вообще нет: ни в мышлении, ни в ощущении, ни в представлении, ни в чем-либо еще: все вещи обманывают. Исчезает сама возможность найти какую бы то ни было истину, но не исчезает необходимость действовать. Отсюда известная доктрина "возможного". 1) Представление относительно объекта, есть или истинно, или ложно; относительно же субъекта, - кажется истинным или ложным. Поскольку объективная истина скрывается от человека, ничего не остается как довольствоваться "похожим на истинное", т.е. "pithanon", вероятным. 2) Поскольку представления всегда между собой связаны, то большей степенью вероятности обладают те из них, которые связаны непротиворечивым образом. 3) Наконец, еще большим уровнем вероятности обладает представление непротиворечивое и апробированное во всех своих частях. Такая доктрина получила название "карнеадовского пробабилизма". Это дорога посредине между скептицизмом и догматизмом. Опрокидывая догматизм стоиков, Карнеад показал, что, как и все люди, стоик может и должен принять регулятивный принцип поведения вероятного, хотя и не объективный, но единственно осознанный. |