Главная страница
Навигация по странице:

  • III. Эллинско-римская философия

  • 1) Эпикур (341-270 гг до н.э).

  • Этика Эпикура.

  • (гегемоником

  • Античная философия. Введение. Общая характеристика античной философии. I. Досократовская философия


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеВведение. Общая характеристика античной философии. I. Досократовская философия
    АнкорАнтичная философия.doc
    Дата27.02.2017
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтичная философия.doc
    ТипДокументы
    #3198
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Выводы:

    Аристотель

    * внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

    * дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

    * выделил 10 философских категорий;

    * дал определение бытия через категории;

    * определил сущность материи;

    * выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

    * внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения).

    Рассматривая проблему бытия, философ приходит к выводам о том, что:

    * все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

    * изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

    * реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

    * потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное;

    * высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

    Развивая учение о душе Аристотель приходит к выводам, о том, что:

    * душа состоит из трех уровней: растительная душа, животная душа,

    разумная душа;

    * душа ведает функциями организма;

    * душа является носителем сознания;

    Аристотель считает, что человек:

    * по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

    * отличается от животных наличием мышления и разума;

    * имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе). "Человек - политическое животное"

    В учении о государстве Аристотель

    * подобно Платону разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).

    * наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

    Аристотель сформулировал и обосновал законы логики («Органон»)

    * дал глубокое исследование основных форм мышления - понятий, суждений, умозаключений;

    * построил учение о силлогизме и его разновидностях.
    III. Эллинско-римская философия

    1. Эллинистический период античной философии

    Философия эпохи эллинизма. Преобладание этических проблем.

    Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Перелом IV и III вв. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Поражение в Хэйронее (338 до н. э.) и проигранная Ламийская война знаменуют собой конец свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние. Этот процесс завершается образованием римской провинции Ахея в 146 г. до н. э.

    Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии.
    1) Эпикур (341-270 гг до н.э).

    Эпикур - древнегреческий философ, наиболее выдающийся мыслитель эллинистического периода развития философии.

    Родился и вырос на о. Самос. В 18-летнем возрасте переселяется в Афины - временно, а в 35-летнем - окончательно и основывает там школу в саду, на воротах которого была начертана надпись: "Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие - высшее благо". Эта школа в дальнейшем получила название "Сад Эпикура". В ней учились и мужчины и женщины, этим он нарушил традиции. В «Саду» изучали 4 дисциплины: физику, этику, риторику или систему красноречия, гимнастику - как физическое совершенствование личности и объединяло все философское знание.

    Эпикур умер от дизентерии в страшных муках. Его учение продолжил древнеримский философом Тит Лукреций Карр.

    Эпикур написал большое количество произведений, около 300, из которых до нас дошли лишь некоторые. Много материала содержится в сочинениях противников эпикуреизма
    Философия и ее задачи

    Прежде всего интерес представляет понимание Эпикуром философии и ее задач. Эпикур считает, что философия - это такая деятельность, которая приводит человека посредством размышлений к счастливой жизни, свободной от страданий.

    "Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души" (Лукреции. О природе вещей. М. - Л. , 1947. Т. IF. С. 641).

    В развитие этой мысли он пишет в письме к Менекею: "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией. . . Кто говорит, что еще не настало время занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени". Таким образом, цель философии состоит в просвещении людей, а не в чистой теории.

    Эпикур разделяет свою философию на три части: канонику - учение о познании, физику, этику. Последняя выступает у Эпикура главной частью, а первые две части являются обоснованием этики.
    Этика Эпикура.

    Разработанные Эпикуром учение о познании и физика не являются для него самодовлеющими областями знания, так как философия, по его мнению, должна не исследовать природу, а указывать человеку путь к счастью. Поэтому в центр своих философских воззрений он помещает этику как единственную область, заслуживающую серьезного рассмотрения. Взгляды Эпикура на проблемы этики оформлены в целостную систему, которая часто называется эпикурейской этикой.

    Целью человеческой жизни, по Эпикуру, является счастье, понимаемое как удовольствие. Высшее удовольствие, по Эпикуру, в невозмутимости, в свободе от страстей. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой - атараксия - состояние невозмутимости, отрешенности, радостного состояния духа. Условие достижения этого - умение умерять страсти, подчинять их разуму. Жизнью нужно наслаждаться, но все должно быть в меру, то есть человек при выборе удовольствий должен руководствоваться принципом благоразумия, только в этом случае он получит истинное наслаждение. "От благоразумия произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно" (Там же).

    По мнению Эпикура, принцип удовольствия не имеет ничего общего с гедонизмом. "Когда мы говорим, - писал он Менекею, - что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог" (Лукреций. О природе рещей. Т. II. С. 597).

    Важным принципом счастья является отсутствие страданий, которые порождаются страхами. Страх перед богами и страх смерти - вот, по мнению Эпикура, главные препятствия достижению счастливого состояния человека. Способ преодоления страхов – познание, ведущее к мудрости. Чтобы рассеять этот страх Эпикур доказывает, что боги если и существуют, то где-то в "межмировых" пространствах, они безразличны к миру и не вмешиваются в жизнь человека. Он выступал против утверждения о существовании божественного промысла, полагая, что это выдумка толпы. Душа человека умирает вместе с телом. Смерти не нужно бояться ибо, пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет; поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших.

    Этика Эпикура рекомендует избегать общественной деятельности, заниматься больше частной жизнью. В этом проявилась индивидуалистическая направленность этических воззрений Эпикура, характерная для всего периода эллинизма. "Живи незаметно" - вот его правило.

    Таким образом, этические воззрения Эпикура представляют собой разновидность утилитаристского толкования морали. Этому соответствует и понимание им справедливости, которое, по его мнению, тесно связано с договором: "Справедливость сама по себе не есть нечто, но в сношениях людей друг с другом в каких бы то ни было местах всегда она есть некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда" (Там же. С. 609). Эпикур в некоторой степени предваряет теорию общественного договора, развитую в последующей истории философии.

    Связь учения о бытии и этики в философии Эпикура.

    Отрицая вмешательство богов в дела мира он исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Вся вселенная состоит мз атомов, движущихся и взаимодействущих, помимо них нет ничего, кроме пустого прстранства. Ничто не возникает из несуществующего и в него не переходит; Бесконечное число миров - результат столкновения и разъединения атомов. Из атомов состоят все вещи, а так же душа. Эпикур, кроме отличия атомов по форме и величине , различал атомы по "тяжести" что является существенной чертой его концепции.

    Возрождая атомизм Левкиппа-Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения: для объяснения возможности столкновение атомов, движущихся в пустом пространстве, с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) "отклонения" атома от прямой линии. Самоотклонение атомов необходимо Эпикуру для того, чтобы объяснить их столкновение между собой.. Это - основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, шаг вперед по сравнению с механическим детерменизмом Демокрита.

    Отклонение от прямолинейного движения к криволинейному

    - в этом заключается свобода атомов. Под действием тяжести атомы двигаются или по прямой, или беспорядочно, и при этом происходят случайные отклонения и столкновения. . Атомы души круглые и человек имеет естественную свободу в движениях атомов. Концепция отклонения атомов, по замыслу Эпикура, должна явиться основой для концепции свободы человека.
    Познание

    В теории познания Эпикур - сенсуалист. Все знание по Эпикуру возникает из ощущений посредством восприятий предметов природы, к которым он также относил и образы фантазии. Восприятия возникают вследствие проникновения в нас "образов" ("видиков") вещей. Они по виду подобны твердым телам, но значительно превосходят их "по тонкости". Образы эти отделяются от поверхности вещей и перемещаются с быстротой мысли. Если они входят в органы чувств, то дают настоящее чувственное восприятие, если же проникают в поры тела, то дают фантастическое восприятие. Понятия, или общие представления, образуются на основе единичных представлений. Как восприятие, так и общее представление всегда верно отражают окружающий мир. Поэтому они выступают критериями знания.

    Заблуждения и ошибки возникают только в том случае, когда мы что-то прибавляем к нашим восприятиям или относим наше представление не к той действительности, т. е. источником ошибки оказывается разум.
    Выводы:

    Эпикур разделил философию на:

    * учение о природе и космосе ("физика");

    * учение о познании ("каноника");

    * учение о человеке и его поведении ("этика").

    Этику Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

    * своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

    * человек есть результат биологической эволюции;

    * боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

    * судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;

    * душа является особым видом материи;

    * душа человека смертна, как и тело;

    * человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

    * счастье человека состоит в удовольствии;

    * под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

    * нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
    Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:

    * ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);

    * вселенная вечна и бесконечна;

    * все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

    * атомы и пустота - вечны;

    * атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);

    * "мира чистых идей" не существует;

    * существует множество материальных миров во Вселенной.
    "Каноника" (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:

    * окружающий мир познаваем;

    * основным видом познания является чувственное познание;

    * невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;

    * ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечении (образов) предметов окружающей жизни.
    2) Стоицизм
    В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм \

    Название «стоицизм» происходит от греческого слова «стоа пойкилэ», что значит «колоннада», «портик, украшенный фресками». Купил его для своих учеников и для себя Зенон из Китиона, который считается основателем школы. Школа была основана в Афинах, приблизительно в 308 г. до н. э.

    Зенон из Китиона (336-264 гг до н.э.) - уроженец г. Китиона на острове Кипр. Учился у Кратеса (киника), затем у Стильпона и Диодора (Мегарская школа); позднее - у платоника Полемона. Написал очень много произведений, но от большинства из них остались или отрывки, или названия. Зенон из Китиона дожил до преклонного возраста. По некоторым источникам, он покончил жизнь самоубийством, воздерживаясь от пищи. Также мало сохранилось из творчества других представителей стоицизма: Клеанфа из Асса (ок. 330 - ок. 230 до н. э. ), который последовательно придерживался философских принципов учителя, руководил школой в строго ортодоксальном духе и прожил около ста лет, также покончив с собой (уморил себя голодом). Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп из Сол (280-207 до н, э.). Он превращает стоическую философию о обширную систему. Хрисиппа умер, по преданиям, то ли от неразбавленного вина, то ли от хохота.

    Из-за малочисленности сохранившихся работ, достаточно трудно выделить в систему взгляды отдельных представителей этой школы, поэтому они излагаются (прежде всего Диогеном Лаэртским) как одно целостное учение.

    Философская система стоиков складывается из логики, физики и этики, составляющих единство. Зенон и другие стоики сравнивали философию или с организмом, или с садом, или с яйцом. Так, сравнивая философию с яйцом, они говорили, что желток - это этика, белок - физика, скорлупа - логика. Сравнивая же ее с садом, называли логику оградой, физику плодотворной почвой, этику – плодами. По мнению стоиков, все три части философии заслуживают рассмотрения, так как логика должна скреплять систему, физика - давать знания о природе, этика - учить жить "согласно природе". Но все-таки главная задача философии - в этике.
    Познание

    Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума

    Основой познания, у стоиков, выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными, единичными вещами. Общее существует лишь посредством единичного.

    Большое внимание стоики уделяют проблеме истины. Центральным понятием и определенным критерием истинности познания является, по их мнению, учение о так называемом схватывающем (каталептическом) представлении, которое возникает под воздействием воспринимаемого предмета при активном участии субъекта восприятия. В процесс познания стоики включали момент "согласия" субъекта, своего рода волевой акт. присутствующий в познавательном акте. Согласие субъекта - это логическое постижение, схватывание, которое и является разумной деятельностью. Весь этот процесс называется у стоиков "каталептической фантасией"

    Описанный процесс образования понятий происходит у стоиков посредством чувственного восприятия и сознательной деятельности ума. Но кроме этого процесса стоики признавали такое образование понятий, которое происходит само по себе. Они называли такие понятия предвосхищениями первых. К ним относили всевозможные общепринятые понятия, понятия обыденного сознания.

    В то же время стоики признавали наличие научных понятий, которые требуют для своего усвоения обучения и воспитания. Самые общие научные понятия стоики называли категориями, . Они находятся под влиянием идей Аристотеля в плане понимания категорий. Но аристотелевскую система категорий ими значительно упрощена, ограничена лишь четырьмя основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность.

    Наибольший вклад внесен стоиками в учение об обозначаемом как словесно выраженном ("лектон"). "Лектоном" стоики обозначали определенное содержание мышления, которое словесно выражено, оформлено. Основная мысль, которую проводили стоики, состояла в том, что "лектон" существует только в словесном выражении (или вообще в знаковом оформлении). В то же время сам знак, слово не существует без лектона. Теория лектона есть теория значений слов, первый подход к этой проблеме, которая получила свое всестороннее выражение в последующей истории философии, особенно в современной аналитической философии.

    Теория лектона занимает особое место в гносеологии стоицизма и является сенсуалистической, полагающей, что все знание рождается из ощущений. Ощущения и восприятия закрепляются в памяти и порождают представления. Эти представления перерабатываются, выделяются повторяющиеся, и таким образом формируются понятия. Понятие - это своего рода "подобие" предмета. это как отпечаток предмета в душе.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта