Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Зарождение идеализма в философии Древней Греции 1) Пифагор с острова Самос (580-500 гг. до н.э).

  • 3. Материалистическая линия в древнегреческой философии. Атомистическая концепция

  • 1) Левкипп (500-440 гг. до н.э.)

  • 2) Демокрит из Абдер (460-371 гг. до н.э.)

  • Представление о космосе.

  • Этические взгляды

  • Античная философия. Введение. Общая характеристика античной философии. I. Досократовская философия


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеВведение. Общая характеристика античной философии. I. Досократовская философия
    АнкорАнтичная философия.doc
    Дата27.02.2017
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтичная философия.doc
    ТипДокументы
    #3198
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Выводы: философы элейской школы

    * поставили в центр внимания понятие бытия как такового

    * первыми обратили внимание на проблему небытия: бытие есть, а небытия нет – бытие познаваемо, а небытие непознаваемо.

    * представили две картины мира: мир единого и вечного бытия и кажущийся мир мнений.

    * выдвинули учение о неизменной сущности истинного бытия

    * открыли принципиально новый этап в развитии греческой философии: появление гносеологических проблем отношения знания к действительности

    * исследовали связь единства и многообразия

    * рассматривали движение как несуществующее. Движение и изменение - не истина, а мнение;

    * резко разграничили истину - знания, основанные на рациональном познании, и мнения, основанные на чувственных восприятиях.
    2. Зарождение идеализма в философии Древней Греции

    1) Пифагор с острова Самос (580-500 гг. до н.э).
    Пифагор - создатель древнегреческой религиозно-философской школы, которая впоследствии получила название пифогорейства. Достоверных свидетельств о жизни и творчестве Пифагора сохранилось не очень много. Значительную часть своей жизни он провел на острове Самос, поэтому его еще называют Пифагор Самосский. Затем при тиране Поликрате переселился в Южную Италию в город Кротон, где основал пифагорейский союз (своего рода религиозную общину). Среди своих сторонников и последователей пользовался непререкаемым авторитетом (в пословицу вошло выражение: «Сам сказал»). Вокруг имени Пифагора существует немало легенд, что затрудняет изложение его учения.

    По своим политическим взглядам Пифагор был на стороне аристократов. Он выдвинул учение о «порядке», считая, что только власть аристократов обеспечивает этот порядок в общественной жизни. Демократия же - это нарушение порядка. В начале V в. до н. э. пифагорейский союз был разгромлен демократией, но влияние и распространение пифагореизма было значительным еще в течение двух веков.

    Труды Пифагора дошли до нас преимущественно в изложении других авторов. Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе».

    Философская система Пифагора - первая система объективного идеализма. Он, подобно элеатам, искал первооснову всего сущего, но, в отличие от них, считающих первоосновой явлений природы отдельные вещества - воду, воздух, огонь, в качестве такой основы рассматривал число, являющееся, по его мнению, тем фундаментом, который образует порядок во Вселенной и обществе. Поэтому познание мира должно заключаться в познании чисел, управляющих этим Миром. Такие взгляды отчасти базировались на том, что Пифагор был выдающимся математиком. Ему приписывают формулировку так называемой теоремы Пифагора (квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов). Пифагорейцы также занимались теорией музыки, скульптуры и архитектуры. Они внесли значительный вклад в теорию изобразительного искусства, рассматривая проблему «золотого сечения» - правильного соотношения отдельных частей зданий и скульптурных групп (правило «золотого сечения»: если отрезок АС разделен в точке В, то отношение отрезка АВ к ВС должно быть таким, как и отношение всего отрезка АС к ВС). Пифагорейцами была построена значительная часть планеметрии прямоугольных фигур; им приписывают построение пяти правильных многогранников.

    Изучение характера чисел и отношения между ними, вело к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Для него основой всего сущего являлась «1» - мать всех богов «монада». «За единицей следует противоположность, двоица... различие, особенное» (Гегель). Но противоположности рассматривались ими не как единство, а как рядом существующие. К этим принципам редуцируются все остальные числа.

    Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического ряда. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая (двойка, которая ведет в никуда), тройка - квадрат (плоскость), четверка - куб (как пространственная фигура). Сумма этих основных чисел дает число "десять", которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями. 7 - священная семитица, сочетающая в себе звуковой ряд, семь дней в неделе и т.д. Так, открыв, что количественно определенный интервал лежит в основе музыкальных тонов, сделали вывод о том, что числа определяют мировую гармонию. .

    С теорией чисел у Пифагора связано его учение о противоположностях, которое состояло в том, что все вещи представляют собой противоположности: правое - левое, мужское - женское, покой - движение, прямое - кривое, свет - тьма, добро - зло и т. д. Особое значение для Пифагора имело противопоставление «предел – беспредельное»: предел - это огонь, а беспредельное - это воздух. По его мнению, мир состоит из взаимодействия огня и воздуха (пустоты). Вся Вселенная - гармония и число, мир возникает из протии воположностей. Таким образом Пифагору и его ученикам было свойственно неразличение логического и реального оснований.

    Так же, как и элеаты Пифагор считал, что чувственное познание не является истинным. Истинное познание – это познание через разум и логику, результатом деятельности которой является математика.

    Четко выраженный идеализм Пифагора и его последователей имел свои корни в общественных, политических, этических и, в частности, религиозных взглядах. Пифагорейский подход к религии заметно отличается от тогдашней греческой традиции, испытывает влияние элементов персидской и индийской мистики. Пифагор стоял на позициях идеи о переселении душ. Душа бессмертна, она временно вселяется в смертное тело , а затем после смерти человека эта душа переселяется в другое тело, перевоплощается (метемпсихоз). При этом считается, что человек помнит все свои инкарнации (воплощения), происшедшие в прошлом. Тело – это гробница души, поэтому необходимо выбраться из круга перевоплощения. Для этого нужно следовать «пифагорейскому образу жизни» - системе предписаний, регламентировавшим почти каждый шаг жизни. Эти предписания (катарсис) предполагали очищения тела (с помощью вегетарианства). А для души – необходимость занимать ее науками и музыкой, так как гармоническая структура космоса выражается по Пифагору через музыкальные интервалы. Физический труд - идеал презренных, только разум достоен почитания.

    В эпоху упадка античного общества пифагорейская мистика чисел была усвоена и воскрешена в неоплатонизме и неопифагореизме.
    Выводы:

    Пифагор и пифагорейцы.

    * первопричиной всего сущего считали чисто умозрительное абстрактное понятие – число;

    * создали первую идеалистическую философскую систему;

    * впервые поставили вопрос о значении количественной стороны окружающего мира.

    * выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

    * рассматривали противоположности не как единство, а как находящиеся рядом;

    * пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое - кривое, правое - левое, мужское - женское и др.).

    * Решали проблемы единого и многого также через число: числа - сущность вещей, единица - начало всего.

    * свойственно неразличение логического и реального оснований

    * являлись приверженцами идеи о переселении душ.
    3. Материалистическая линия в древнегреческой философии. Атомистическая концепция.

    Особое место в философии античности занимает материалистическое направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного вещественного начала. Они пришли к выводу, что первосущее - это вещество, материал из которого состоят все вещи, что значительно позднее назвали субстанцией. Согласно Фалесу это вода, Анаксиману - воздух, Гераклиту - огонь, Эмпедоклу - земля, вода, огонь и воздух.

    Из того, что хотя все вещи возникают, они возникают не из ничего, а из других вещей, и хотя они гибнут, они превращаются не в ничто, а в другие вещи, следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе.

    Становление атомизма, которое является логическим продолжением учения "фисиологов", связано с именами Левкиппа и Демокрита.
    1) Левкипп (500-440 гг. до н.э.)
    Сведения о Левкиппе противоречивы. Эпикур, например, имя Левкиппа вообще не упоминает, а существование философа с таким именем вообще отрицает. Эта позиция дала начало возникновению проблемы Левкиппа, в основе которой отрицание его исторического существования. В конце концов появилось мнение, что имя «Левкипп» было псевдонимом молодого Демокрита. Но более поздние исследования Дильса и Зеллера в 19 в и советского историка Маковельского подтверждают его историческое существование. Ему приписывают две книги – «Великий диакосмос» и «Об уме».

    Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он признавал, что весь мир состоит из атомов - бесчисленных, постоянно движущихся элементов, имеющих бесконечное множество форм. Он считал, что сущее и не-сущее являются равной причиной возникновения вещей. Атомы - есть сущее, движущееся в пустоте. Изменение вещей - результат изменения порядка и положения атомов. Левкипп в данном случае соединяет неизменное сущее элеатов с постоянной изменчивостью Гераклита.

    Допущением существования пустоты, не-сущего, решается проблема, которая предшествующей философии доставляла значительные трудности, - проблема движения.

    2) Демокрит из Абдер (460-371 гг. до н.э.)

    Демокрит - ученик Левкиппа, один из основателей атомистики, был странствующим купцом. Промотал состояние отца и его судили, но он прочитал свои труды и его оправдали.

    Демокрит полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте. К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще величину, которая была у Левкиппа допустима как различие форм атомов и тяжесть.

    Атомы - твердые, абсолютно непроницаемые тельца (угловатые, крючкоподобные, шарообразные); они неизменны и вечны, находятся в постоянном движении (движение вечно и бесконечно) и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Огонь состоит из шарообразных, земля из кубических и т.д. Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию. Душа человека тоже состоит из атомов.

    Другие свойства, такие, как звук, цвет, вкус и т.д., атомам не присуще, а существуют лишь условно, «не по природе самих вещей».

    Свойства атомов:

    1) атомы существуют вне нашего сознания и независимо от него

    2) они обладают определенными физическими характеристиками

    3) они не состоят из более мелких частиц

    4) атомы вечны и неизменны

    5) все явления природы объясняются свойствами атомов.

    Хотя большинство этих положений позднее было переосмысленно, значение древнегреческих атомистических идей оказалось исключительно важным и предопределило дальнейшее развитие науки.

    Онтология.

    Сущность бытия определяется атомами, которые занимают определенное место в пустоте (пространстве). Совокупность всех атомов - бытие материи, а пустота - небытие. Как подлинно сущее, пустота (небытие) есть такая же реальность, как атомы (бытие). «Великая пустота» безгранична и заключает в себе все существующее, в ней нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра, она делает прерывной материю и возможным ее движение. Таким образом, мир в своей основе имеет сочетание бытия и небытия. Демокрит приводил довод в пользу существования пустоты, что если бы не было пустоты, то невозможно было бы разделить яблоко.

    Атомы двигаются (падают) в пустоте. При этом они сталкиваются и благодаря этому соединяются и из этого возникает все, что мы видим. Таким образом целое у него представляет собой сумму частей, а движение атомов, их столкновения оказываются причиной всего сущего.

    В философии Демокрита также устанавливается различие между «подлинно сущим» и тем, что существует только в «общем мнении». Мир чувственных вещей, представляет собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Как видим, парменидовское противостояние «истинного» и «мнимого» сохраняется как в онтологии, так и в гносеологии (о чем ниже).

    Демокрит полагает, что первичное движение никогда не было сообщено атомам - оно является основным способом их существования. Таким образом, в учении Демокрита отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, потому что это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире.

    «Из ничего ничего не может возникнуть, и ни одна вещь не может превратится в ничто» - в этом изречении Демокрита впервые с такой определенностью была выражена идея вечности (несоздаваемости и неуничтожимости) материи, которая и сейчас лежит в основе материалистического понимания природы. Развитие Вселенной, порядок мира - все определено (детерминировано) механическим движением атомов. Демокрит - сторонник необходимости. Как пишет Диоген Лаэртский, у Демокрита «все детерминировано: причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь он называет необходимостью». Для Демокрита не существует случайности, все имеет свою причину. Даже такое явление, как пересечение двух независимых рядов событий, порождающих случайное совпадение, Демокрит называет необходимым, так как и здесь к этому событию привела причинная цепь явлений. Таким образом, Демокрит стоит на позициях жесткого детерминизма, вытекающего из его признания механического движения единственной формой движения. . «Люди измыслили идол случая с тем, чтобы оправдать свое Невежество».

    Представление о космосе.

    По мнению Демокрита - миры бесчисленны и различны по размерам. Одни миры растут, другие разрушаются, погибают друг от друга. Нет существенной разницы между миром в котором мы живем, и другими мирами. Мир в котором мы живем, отличается от других лишь тем, что «пребывает в расцвете». Все миры заселены и образовались из вихря, который образован в процессе выдвижения атомов из их истока.
    Познание.

    Как известно, Демокрит допускает бесчисленное множество атомов, тем самым отвергая утверждение элеатов, что бытие - одно. Однако, он согласен с элеатами, что только бытие познаваемо, и, хотя в отличие от них признает, что небытие (пустота) – есть, все-таки считает его непознаваемым.

    Также у Демокрита сохраняется парменидовское противопоставление «знания» и «мнения». Оно основывается на созданной им теории «истечений» которую можно назвать примитивной формой теории отражения внешнего мира в сознании человека.

    Он говорил: «теплое существует во мнении, горячее, холодное, мокрое, а по истине есть только атомы и пустота; истечение атомов образует эйдосы - образы вещи и атомные истечения воздействуют на органы чувств и человек об этом истечении имеет мнение».

    Выделив чувственные ощущения как начало познания, Демокрит считает, что оно не истинно, он называет его «темным». Подлинной формой познания выступает лишь познание при помощи рассуждений.

    Демокрит выделял два вида качества вещей:

    1. «первичное качество» зависящее от свойств атомов: плотность, величина, рыхлость.

    2. «вторичное качество» вещь воспринимается человеком: горячеее, холодное, вкус, запах.

    Можно выделить несколько основных гносеологических установок Демокрита, которые определяются принципами атомизма:

    а) В познании исходить от единичного;

    б) Любые предмет и явление разложимы до простейших

    элементов (анализ) и объяснимы исходя из них (синтез);

    в) Различать существование "по истине" и "согласно

    мнению";

    г) Явления действительности - это отдельные фрагменты

    упорядоченного космоса, который возник и функционирует в

    результате действий чисто механической причинности.
    О душе

    Объясняя психическую деятельность человека, Демокрит пишет, что душа - это движущее начало и орган ощущения и мышления. Для того чтобы приводить в движение тело, душа сама должна быть материальной и движущейся. Она состоит из атомов, поэтому она смертна, так как после смерти человека атомы души тоже рассеиваются.

    Демокрит придерживался атеистических воззрений, о чем свидетельствует Платон. Он полагал, что люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных затмений.
    Этические взгляды

    В этике Демокрит исходит из индивидуалистического принципа. Для него главное - это "достижение доброй мысли". "Человек добродетельной (благочестивой) мысли стремится к справедливым и законным действиям, во бдении и во сне весел, здрав и спокоен". Светлое и спокойное состояние души достигается согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем, смелостью духа. Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания и без которого, как он считает, нельзя достигнуть ни искусства, ни мудрости

    Основным средством этического воспитания Демокрит считал убеждение. "Лучшим стимулятором окажется тот, кто употребляет возбуждающую и убеждающую речь, чем тот, кто прибегает к закону и насилию".

    Политические взгляды.

    Политику он рассматривает как важнейшее искусство, задача которого обеспечение общих интересов свободных граждан рабовладельческой демократии.

    По своим политическим взглядам Демокрит был горячим защитником греческой демократии, выступавшей против аристократии за рабовладельческую форму правления. Он писал: "Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства". Идеал Демокрита - жизнь, обеспеченная общим законом и порядком. Важнейшим условием общественной жизни он считает разделение труда.

    Философия Демокрита сыграла огромную роль для всей последующей философии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта