Главная страница
Навигация по странице:

  • Для философии римского периода было характерно

  • Основные понятия античной философии

  • Для составления словаря были использованы

  • Рекомендуемая литература

  • Античная философия. Введение. Общая характеристика античной философии. I. Досократовская философия


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеВведение. Общая характеристика античной философии. I. Досократовская философия
    АнкорАнтичная философия.doc
    Дата27.02.2017
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнтичная философия.doc
    ТипДокументы
    #3198
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Выводы:

    Плотин считал, что
    * мировой процесс начинается с непостижимого первоединого начала, которое проявляется вовне через своего рода "истечение" (эманацию) - сначала как мировой ум, затем как душа мира, далее как единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумеет небытие.

    * цель человеческой жизни - восхождение к первоединому.

    * достигается он посредством сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил, в том числе, познавательных.

    * на высшей, экстатической ступени восхождения душа воссоединяется с богом.

    * душа не телесна, а разумна и божественна.

    * божественная душа не исходит до единицы души человека, а от единичной восходит к божественной.

    * время – это подвижный образ вечности, «жизнь мировой души»
    Для философии римского периода было характерно:

    * взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

    * фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию;

    * влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

    * близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

    * небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

    * повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

    * расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

    * расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);

    * преобладание идеализма над материализмом;

    * все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

    * повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

    * рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

    * постепенное слияние античной и христианской философии, их превращение в средневековую теологическую философию.


    Основные понятия античной философии


    1. Автаркия (гр.) – независимость от вещей внешнего мира или других людей (Платон, Аристотель), жизненный идеал стоиков. Мудрецу-стоику «достаточно самого себя».

    2. Агностицизм (от гр.) – учение о непознаваемости истинного бытия. В более широком смысле – о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.

    3. Адиафора (гр.) - безразличное, незначительное, лежащее, согласно учению киников и стоиков, между добром и злом, добродетелью и пороком, то есть то, что с точки зрения морали не имеет значения.

    4. Академия (гр.) – так называлась школа Платона (по имени героя Акадэма)

    5. Аксиома (гр.) – исходное положение, которое не может быть доказано, но и не нуждается в доказательстве, так как является совершенно очевидным. Интуитивно верное предположение (Аристотель)

    6. Аналогия (гр.) – в узком смысле – правильное соотношение между двумя или несколькими предметами, пропорциональность, соразмерность, соответствие. В логике - идентичность отношений между предложениями.

    7. Анамнезис (гр.)– воспоминание, реминисценция. По Платону – основа познания, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

    8. Анатея

    9. Антиномия (от гр.) – оппозиция между двумя положениями, из которых каждое имеет законную силу

    10. Антропос (гр.)– человек

    11. Апатия – бесстрастность, моральный идеал скептиков.

    12. Апейрон – бесконечное, безграничное, беспредельное, неопределенное по качеству вещество, из которого состоят все вещи (Анаксимандр). У Платона и пифагорейцев – синоним материи.

    13. Апония – отсутствие страдания и наказания.

    14. Апория (гр.) – логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы (Зенон Элейский)

    15. Архэ (гр.) – первая и последняя реальность всех вещей. Первоначало, первоэлемент, первопринцип (термин Анаксимандра)

    16. Атараксия (от гр.) - невозмутимость мудреца, безмятежность как высшая ценность (Эпикур, стоики, скептики)

    17. Атом - то атомон (гр.) – неделимое по Левкиппу и Демокриту.

    18. Благо - то агатон (гр.) - сумма всех ценностей в античной философии

    19. Бытие – он (гр.) - 1) совокупность всего сущего, мир в целом. Возможность существования.

    20. Вода – гидор (гр.), начало всех вещей, по Фалесу

    21. Воздух – аэр (гр.), - первоначало по Анаксимандру

    22. Гегемоник (гр.) - преобладающий, первенствующий, господствующий. У стоиков – разум.

    23. Генезис (гр.) – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

    24. Гилозоизм (гр.) – учение о всеобщей одушевленности материи: всем формам материи приписывается чувствительность и жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить (Фалес).

    25. Гнозис (гр.) – знание, учение, познание.

    26. Гносеология (от гр.) – учение о познании, теория познания.

    27. Демиург (гр.) – созидающее начало, сила, творец. В философии Платона – божество как творец мира.

    28. Детерминизм (от лат.) учение о первоначальной определяемости, причинной обусловленности всех происходящих в мире процессов.

    29. Дефиниция (лат.) – краткое определение понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления (у Сократа последний этап в поиске истины)

    30. Дзоон (гр.) – существо, наделенное жизнью и душой (животное)

    31. Диалектика (гр.) – первоначальное значение (у Сократа) – искусство вести спор; наука о наиболее общих законах развития природы.

    32. Догма (гр.) – положение , принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства.

    33. Идея (гр.) – мысль, общее понятие о предмете или явлении; продукт человеческого мышления, отражающего материальный мир. Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения.

    34. Истина (алетейя (гр.)) – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

    35. Каталепсис (от гр.)- схватывание, постижение. У стоиков отвлеченное понимание реального объекта с помощью очевидного представления, вызванного объектом.

    36. Катарсис (гр.) – очищение души от грязи чувственности, телесности.

    37. Космос – (гр.) мир, мыслимый как упорядоченное единство; первоначально – то же самое, что порядок. Впервые мир был назван космосом Пифагором.

    38. Лектон - определенное содержание мышления, которое словесно выражено, оформлено (стоики). Основная мысль, которую проводили стоики, состояла в том, что "лектон" существует только в словесном выражении (или вообще в знаковом оформлении).

    39. Логика (от гр.) – способность правильно мыслить.

    40. Майевтика (майевтикэ технэ (гр.) – букв. – повивальное искусство) – предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью наводящих вопросов.

    41. Макрокосмос – Вселенная, универсум, мир в целом.

    42. Метафора (гр.) – подмена обычного выражения образным.

    43. Метемпсихоза (гр.) – переселение души из одного тела в какое-либо другое, происходящее якобы в момент смерти.

    44. Метод (гр.) – способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

    45. Микрокосмос – составные части мира. Обозначается также человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира (макрокосмоса)

    46. Мнение – (докса (гр.)

    47. Монада (от гр.) – единица, некий неделимый элемент действительности (духовный или психический), составляющий основу мироздания.

    48. Нус (гр.) – дух, интеллект, мировая душа в философии Анаксагора.

    49. Согласно Платону и Аристотелю, нус представляет собой «мыслящую душу», выделяющую человека из животного мира. Кроме того у Аристотеля нус – обозначение Бога, или демиурга.

    50. Пантеизм (гр.) – учение о том, что все есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу.

    51. Пневма (от гр.) – душа, жизненная сила, дух.

    52. Политикон дзоон – определение человека как общественного животного (Аристотель)

    53. Психэ (гр.) - душа

    54. Рационализм (лат.) – направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником истинного знания.

    55. Сенсуализм (лат.) – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения (сенсус).

    56. Скептицизм (гр.) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

    57. Скепсис – сомнение, тупиковая ситуация в исследовании.

    58. Софизм (гр.) - ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

    59. Теория – созерцание. Одно из кардинальных понятий античной философии, подразумевающее как познавательное, так и моральное отношение человека к универсуму. В неоплатонизме, онтологическая энергия.

    60. Тождество – идентичность (лат) – одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.

    61. Трансцендентный (от лат.) – выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.

    62. Фантазия (гр.) – представление. По Зенону – отпечаток («тюпосис») вещей в душе

    63. Феномен (гр.) – видимость, явление, кажимость

    64. Физика (гр.) – наука о наиболее общих свойствах материального мира; о существующих формах материи и ее строении, о взаимодействии различных форм материи и их движении.

    65. Хаос - начало, из которого античные теогонии выводили Богов и все вещи. Хаос имеет два основных смысла 1) беспорядок и смешение, 2) нечто, размещенное в пространстве.

    66. Число - абстрактное, лишенное особенного содержания обозначение какого-либо члена некоторого ряда, в котором этому члену предшествует или следует за ним какой-нибудь другой определенный член; абстрактный индивидуальный признак, отличающий одно множество от другого того же рода. У Пифагора – основа всего.

    67. Эвдемонизм (гр.) - этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений.

    68. Эволюция (лат.) – развертывание, одна из форм движения, развития в природе и обществе - непрерывное, постепенное количественное изменение

    69. Эйдос (гр.) – образ, понятие, идея

    70. Энтелехия (гр.) – в философии Аристотеля и в схоластике – форма, которая осуществляется в веществе; целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность.

    71. Эпохэ - принцип "воздержания от суждений" провозглашенный Пирроном в качестве основного метода философии, философствования.

    72. Этика (гр.) – учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования – практической философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать.

    73. Эфир (гр.) – в древнегреческой философии тончайшее первовещество, у Платона и Аристотеля также «пятый элемент», который по значению является первым, заполняя небесное пространство над Луной, у стоиков – тончайшее первовещество (огонь, пневма), из которого все состоит, который во всем действует и в который все превращается после «мирового пожара».


    Для составления словаря были использованы:

    1.Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. - ТОО ТК "Петрополис", 1994. - 336с.

    2.Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. – 576 с.

    3.Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Рус.яз., 1988. – 608с.
    Рекомендуемая литература:

    1. Аристотель. Метафизика.// Сочинения в 4 т., Т.1, кн. 1,2,8.

    2. Асмус В.Ф. Античная философия. Учебное пособие. Изд.2-е доп. М., Высш.школа. 1976. – 543 с.

    3. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

    4. Введение в философию. Ч.1. М., 1989. Гл. 2, с.93-114.

    5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 512 с.

    6. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 352 с.

    7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: 1997. – 35 2 с.

    8. Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Рубанов В.Г. и др. Философия. Учебное пособие. – Томск: Изд.ТПУ, 1996. – 178 с.

    9. Краткая история философии / Под общ.ред. В.Г.Голобокова. – М.: Олимп; Изд-во АСТ, 1996. – 576 с., с.87-148.

    10. Мареева Е.В. О бессмертии души (Аристотель и современность) // Вопросы философии. 2002, № 12.

    11. Мир философии. М., 1991. Ч.1. с. 184-190, 303, 412-414, 282-283, 317-319, 363-366, 478-483, 609-612. Т.2. с. 8-9, 144-146, 232-235, 407-419.

    12. Овчинников Н.Ф. Парменид – чудо античной мысли и непреходящая идея инвариантов // Вопросы философии. №5, 2003, с. 81-96.

    13. Основы философии в вопросах и ответах. Уч. пособие для высших учебных заведений. Изд-во “Феникс”, 1997. – 448 с.

    14. Платон. Пир.// Соч. в 4 т. М., 1990, Т.1.

    15. Плотин. О бессмертии души.// Вопросы философии. № 3, 1994.

    16. Рассел Б. История западной философии.

    17. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986.

    18. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. Изд.2-е. М.: 1998. – 288 с.

    18. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Отв. ред. д. филос. наук В.П.Кохановский. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1995. 574 с., гл. 1, с. 37-46.

    1. Философия: Учебник для вузов / Под ред.проф.В.Н.Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 584 с.

    2. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 544 с., с.5-80

    3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

    4. Шуков В.А. Апология свободомыслия Сократа // Вопросы философии. 2001, №12.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта