Главная страница
Навигация по странице:

  • Задания в тестовой форме

  • 2. Древнегреческий философ Гераклит считал, что первоэлементом является…

  • 5. Основоположником средневековой схоластики считается…

  • 6. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы…

  • 7. «Всё течет, всё изменяется. Нельзя дважды войти в одну и туже реку», - говорил…

  • 9. Для Платона действительным был мир…

  • 11. «Верую, ибо нелепо», - говорил…

  • 13. Средневековая философия характеризуется как…

  • Литература и другие информационные источники а) основная литература

  • Ответы на вопросы. философия. Обратитесь к источникам, освещающим творчество представителей Милетской школы. Подготовьте


    Скачать 171.94 Kb.
    НазваниеОбратитесь к источникам, освещающим творчество представителей Милетской школы. Подготовьте
    АнкорОтветы на вопросы
    Дата29.01.2021
    Размер171.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #172300



    Индивидуальные:

    1. Обратитесь к источникам, освещающим творчество представителей Милетской школы. Подготовьте краткое устное сообщение о философских идеях представителей Милетской школы.

    О философии милетской или ионийской школы Аристотель говорит в своей Метафизике (I, 3) следующее: «Что касается первых философов, то большинство из них мыслило начало всех вещей лишь в виде вещества. То, из чего все состоит, то, из чего все возникло, во что под конец все обратится… Такова, по их мнению, стихия и начало всех вещей».

    Интересно, что, по Гомеру, все произошло из воды, по Гесиоду, из хаоса, а в древнейшей орфической теогонии одним из родоначальников является воздух. И тут находятся, значит, уже в зачатке учения трех главных представителей милетской школы.

    Более трех веков отделяют поэмы Гомера от рождения ФалесаОн был современником знаменитого реформатора Солона и царя Креза и родился в 640 году до Р. Х. Товарищем и другом его считается второй из главных представителей милетской школы – Анаксимандрродившийся в 611 году. Если же год этот верен, то Анаксимандра можно бы скорее назвать учеником Фалеса, но никак не его товарищем, и не другом. Фалес предсказал первое солнечное затмение, на основании чего и можно вполне точно определить год его рождения; Анаксимандр составил географическую карту и ввел в употребление глобус. Оба этих первых представителя милетской школы, и в особенности Фалес, более физики и математики, чем философы, они только космологи, а не психологи и, тем не менее, они – первые философы.

    Значение Фалеса заключается в его смелом обобщении – не только в том, что он объявил, что все произошло из воды, потому что это уже говорил далеко не философ Гомер, а в том, именно, что Фалес сумел обосновать свою мысль. Она является уже теорией или, вернее будет сказать, что в ней уже есть задатки теории. А именно, основатель милетской школы Фалес объявляет, что «следствием того, что все произошло из воды, служит то, что плоская земля плавает на воде». Это его подлинные слова, который приводит Аристотель в Метафизике (I, 3).

    «Вероятно, – говорит Аристотель, – что мысль эта явилась у него, потому что всякая пища влажна, тепло происходит из влаги и ею питается, влажно и семя, начало же всего влажного – вода» (Метафизика. I, 3). Трудно сказать, находился ли Фалес в этом случае под влиянием какой-либо древней теогонии или же выражает он тут только свое мнение. Но не будь он самостоятелен, он никогда не сумел бы стать в независимое отношение к теогониям и не существовало бы самого предмета спора. Мы бы не знали его, в таком случае, как основоположника милетской школы и вообще первого греческого мыслителя.

    Дальше идет второй представитель милетской школы Анаксимандр. Он первым устанавливает понятие о начале (архэ) и считает в отличие от Фалеса то, из чего все произошло, уже не только физическим, материальным или вещественным началом. Начало его метафизично или отвлечено от всяких физических, внешних свойств. Оно вечно, как и вода Фалеса, живо, как жива и она.

    Оба эти милетских мыслителя еще не отличают материи от силы. Для них не существует такого различия, и материя их, вместе с тем и сила, и сила эта или материя жива. Поэтому и Фалеса и Анаксимандра называют гилозоистами («гило» – материя, «зоэ» –жизнь).

    Анаксимандр – первый философ, оставивший сочинение. Оно называется «О природе» («Пери фюсис») – заглавие, которое сделалось шаблонным, для всего последующего времени. Из сочинения этого милетского мыслителя сохранилась одна замечательная фраза, над объяснением которой немало ломали себе голову исследователи истории философии. Фраза эта гласит: «Из чего вещи происходят, в то они должны и уничтожиться, как этого требует справедливость; ибо они должны претерпеть в определенном порядке времени искупление и наказание за несправедливость».

    То же, из чего вещи происходят и во что они уничтожаются, и есть «бесконечное» или «беспредельное» (апейрон) –то самое метафизическое начало, которое представитель милетской школы Анаксимандр поставил на место физического. Много спорят о том, что разумел под беспредельным Анаксимандр. Вернее всего, конечно, то, что он и сам не отдавал себе отчета в его природе.

    Но как понимать искупление и наказание, которым подвергаются вещи, ради удовлетворения справедливости? Недаром здесь уже видят иногда зародыш этического воззрения, а именно: думается, что всякое индивидуальное существование несет на себе свой крест за то, что оно вышло из беспредельного, в которое потом опять обратится.

    Далеко не так глубок следующий за Анаксимандром третий представитель милетской школы, Анаксименродившийся около 585 года до Р. Х. Мир происходит, по его мнению, из воздуха, следовательно,  начало его опять физическое, как то была вода Фалеса. Мы имели бы дело с шагом назад, если бы Анаксимен не ввел понятие о процессе и не обосновал бы своей теории лучше, чем то были в состоянии сделать его предшественники. По воззрению Анаксимена, воздух сгущается и разрежается, и так из него все и происходит. Общая черта этого третьего милетского философа с Анаксимандром заключается в том, что воздух бесконечен и находится в вечном движении.

    Из сочинения Анаксимена «О природе» сохранилась только следующая интересная фраза: «Как, будучи воздухом, наша душа нас сдерживает, так и вселенная охватывается дыханием и воздухом». Не надо забывать, что по мифологическим представлениям греков воздух, дыхание и дух долго были синонимами, их отождествляет и Анаксимен. Благодаря тому, что, по его воззрению, воздух разрежается и сгущается, милетский философ Анаксимен в состоянии объяснить происхождение огня, ветра, облаков, земли и воды, чего не могли сделать его предшественники. А, именно, воздух разрежается в огонь, сгущается в ветер, облака, воду, землю и камни. И Анаксимен одинаково гилозоист, потому что воздух его так же жив, как вода Фалеса и беспредельное Анаксимандра.

    Все эти три представителя милетской школы космологи, гилозоисты, но они не материалисты, как их иногда называют. Они монисты, поскольку они гилозоисты и, следовательно, не говорят определённо, являются ли их первоосновы материальными или же духовными началами. Хотя монизм милетских философов конкретный и потому похож на материализм. Конкретны, «осязаемы» не только вода и воздух, но и апейрон, потому что он не был для Анаксимандра тем отвлеченным началом, каким мы его считаем теперь. В силу того, что Анаксимен был одним из первых греческих философов, он не в состоянии еще настолько отрешиться от действительности, как это возможно теперь, и его отвлеченное начало является с нашей теперешней точки зрения началом конкретным.

    1. Найдите в Интернете материал и подготовьте краткое устное сообщение о философском творчестве Сократа.

    Сократ не оставил после себя письменных сочинений, но его устные высказывания и мысли дошли до наших дней через труды его учеников, прежде всего, Платона и Ксенофонта. При этом, нельзя считать, что мы совершенно точно можем судить о философии этого древнегреческого мудреца, поскольку его суждения и теории переданы по-разному. Нередко в литературе возникают дискуссии по поводу того, кто именно донес учение Сократа в более чистом и неизмененном виде. Нужно понимать, что с полководцем Ксенофонтом и с философом Платоном Сократ обсуждал совершенно разные вещи. Кроме того, существует древнегреческая комедия «Облака», в которой философ предстает софистом и человеком, не признающим богов, однако, точных доказательств ее истинности сейчас найти невозможно.
    Сократ считал, что укрепление общества происходит путем глубокого познания человеческой сущности в целом и людских поступков в частности. Для него теоретическое и практическое неразделимы. Из-за этого нельзя обозначить как философа того, кто имеет мудрость, но по поведенческим особенностям и образу жизни лишен добродетели.

    Так, истинное «любомудрие» реализуется в стремлении объединить знание и добродетель. Поэтому философия не сводится только лишь к теоретическим учениям, но и к практической деятельности. Мудрецы должны культивировать благие поступки, правильный образ жизни, а также побуждать других делать то же самое. Следует отметить, что Сократ отказывался изучать явления природы и космос, поскольку считал, что люди никаким образом не могут на них воздействовать, а, следовательно, не стоит и тратить время на такие вещи. При этом философ признавал важность математических открытий, достижений астрономии, медицины, геометрии и прочих наук, советуя лишь не слишком увлекаться указанными областями, уделяя внимание и гуманитарным сферам. Если говорить о его представлениях о государстве и обществе, то Сократ высказывался за правление благородных людей без привлечения к подобным делам философов и мудрецов. Однако поскольку он активно защищал истину, то вынужден был принимать участие в общественной жизни Афин. После установления диктатуры и тирании , Сократ всеми силами осуждал их, а также игнорировал политические мероприятия.


    1. Прочитайте и законспектируйте материал о творчестве Платона. Объясните смысл идеалистической концепции Платона.

    Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

    Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

    Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

    Философия ПЛАТОНА, представление о душе. Колесница - символ души
    Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

    Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

    Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

    И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

    Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

    В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

    Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

    Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

    Учение Платона – идеализм, согласно его утверждениям, реально существует, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение – объективный идеализм, т. к., по Платону, «идея» существует сама по себе, существует как общее для всех предметов. У Платона слово «идея» применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения «формы», «фигуры», «облика», «вида». У него «идея» (или «вид») есть форма, постигаемая не чувствами, а умом – «…неизменные сущности можно постигнуть только лишь с помощью размышления - они безвидны и незримы.». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. «Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними». Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаем посредством чувств, является лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Каждая из них «единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях не подвержена ни малейшему изменению». За эти свойства Платон признает их «подлинным, действительным бытием и возводит их в ранг единственного предмета подлинного истинного познания». Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это «восприемница и как бы кормилица всякого рождения». Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна, т. к. назначение ее «состоит в том, чтобы во всем своем объеме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей», соответственно «быть по природе своей чуждой каким бы то ни было формам». По Платону «идеи» - истинно сущее бытие, а материя - небытие, и не будь «идей» не могла бы существовать и материя.

    Между миром идей, как подлинно реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой) существует по Платону «кажущееся бытие» (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Так, как мир чувственных вещей занимает, по Платону, «срединное» положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он - единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному.

    4. Прочитайте и законспектируйте материал об Аристотеле как первом

    историке науки. Подготовьте краткое устное сообщение.
    Аристотель - первый историк философии. При рассмотрении любой проблемы он прежде всего стремится выяснить, что об этом думали до него. Поэтому историко-философскими экскурсами пронизаны все его труды. Наиболее значительна для истории доаристотелевской философии первая книга "Метафизики", где начиная с третьей главы, в самом начале которой Аристотель перечисляет свои нам уже известные четыре первоначала сущего, он рассказывает о понимании бытия своими предшественниками.

    Вспоминая о том, что было сказано во "Введении" к данному курсу относительно методов субъективной истории философии, можно попытаться выяснить, какого метода придерживается Аристотель в своем довольно цельном историко-философском очерке. Он совсем не эмпирик (как многие последующие доксографы). метод Аристотеля скорее теоретико-логический, чем эмпирически-исторический. К истории философии Аристотель подходит с определенной установкой - с позиции своего понимания первоначал и высших причин. Ему представляется, что до него все философы стремились открыть эти причины, но не смогли постичь их полностью - отсюда неполноценность их философии. Своя же филоcoфскaя доктрина представляется Аристотелю фактически (хотя прямо он так не говорит) энтелехией развития философской мысли в Греции. Такой подход не мог не исказить картину дсаристотелевской философской мысли. Она модернизируется Аристотелем, переводится им на язык зрелой философии 4 в. до н. э., излагается в терминах его перипатетической школы. Отсюда широко дебатнруемая в настоящее время проблема, насколько верны описания учений Анаксимандра, Гераклита, Парменида и других древнегреческих философов, принадлежащие Аристотелю и прочим перипатетикам. Некоторые историки античной философии вообше отрицают ценность перипатетического изображения раннеантичной философии. Но этот вопрос очень сложен.


    5. Подберите цитаты из произведений Аврелия Августина, отражающих суть

    его философской концепции.



    1. Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.

    2. Само сокрытие истины есть или испытание нашего смирения, или уничтожение гордости.

    3. Стремись не понять, что ты в состоянии верить, но поверить, что ты в состоянии понять.

    4. Тот, кто добр, – свободен, даже если он раб; тот, кто зол, – раб, даже если он король.

    5. Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости.



    6. Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю.



    7. Тот, кто полон любви, исполнен самим Богом.

    8. „В природе человека нет ничего выше ума. Но не по уму ему следует жить, если он хочет быть счастливым; иначе он жил бы только по-человечески, тогда как мы должны жить по-божески, чтобы достичь счастья. Ума его ему недостаточно, и он должен подчиниться Богу.“


    9. „Возлюби Господа и делай что хочешь.“



    10. „Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.“




    Задания в тестовой форме:

    1. Античная философия характеризуется как

    А) персоналистическая;

    Б) антропоцентрическая;

    В) космоцентрическая;

    Г) теоцентрическая;

    Д) экзистенциальная.

    2. Древнегреческий философ Гераклит считал, что первоэлементом является…

    А) вода;

    Б) огонь;

    В) земля;

    Г) воздух;

    Д) число.

    3. Основоположником «материалистической линии» в античной философии является…

    А) Демокрит;

    Б ) Платон;

    В) Эпикур;

    Г) Аристотель;

    Д) Сократ.

    4. Майевтика – это…

    А) ироническое подтрунивание;

    Б) форма назидания;

    В) лёгкая беседа «ни о чем»;

    Г) общение с собеседником с целью обретения им истины;

    Д) спор по принципиальным вопросам.

    5. Основоположником средневековой схоластики считается…

    А) Пьер Абеляр;

    Б) Иоанн Росцелин;

    В) Фома Аквинский;

    Г) Аврелий Августин;

    Д) Иоанн Скот Эриугена.

    6. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы…

    А) исследовать природу;

    Б) изучать человека;

    В) найти рациональное доказательство религиозной веры;

    Г) сформулировать христианские догматы.

    Д) объяснить развитие общества.

    7. «Всё течет, всё изменяется. Нельзя дважды войти в одну и туже реку», - говорил…

    А) Фалес;

    Б) Левкипп;

    В) Гераклит;

    Г) Демокрит;

    Д) Аристотель.

    8. Сократ был учеником…

    А) софистов;

    Б) элеатов;

    В) пифагорейцев;

    Г) киников;

    Д) скептиков.

    9. Для Платона действительным был мир…

    А) идей;

    Б) первоматерии;

    В) чувств;

    Г) конкретных предметов;

    Д) воображаемый.

    10. К классическому периоду Античной философии относится творчество…

    А) Фалеса;

    Б) Аристотеля;

    В) Сократа;

    Г) Плотина;

    Д) Гераклита.

    11. «Верую, ибо нелепо», - говорил…

    А) А. Августин;

    Б) Ф. Аквинский;

    В) Плотин;

    Г) Тертуллиан;

    Д) А. Кентерберийский.

    12. Основоположник томизма…

    А) А. Августин;

    Б) Ф. Аквинский

    В) Тертуллиан;

    Г) И. С. Эриугена;

    O) Плотин.

    13. Средневековая философия характеризуется как…

    А) теоцентрическая;

    Б) гуманистическая;

    В) экзистенциальная;

    Г) антропоцентрическая;

    Д) космоцентрическая.
    Литература и другие информационные источники

    а) основная литература

    1. Колесников А.С. Философия[Электронный ресурс]: учебник / А.С. Колесников, Б.В. Марков. – Москва: КноРус, 2017. – 403 с. – Режим доступа: https://www.book.ru/book/921744.
    б) дополнительная литература

    1. Балашов Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – Москва: Дашков и К, 2008. – 612 с.

    2. Губин В.Д. Философия: элементарный курс: учеб.пособие / В.Д. Губин. – Москва: Гардарики, 2001. – 331 с.

    3. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 2 / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Москва: Политиздат, 1991. – 623 с.

    4. Познание мудрости: учеб.пособие / Ю.Л. Воробьев [и др.]. – Курск: Изд-во Курской ГСХА, 2015. – 186 с.

    5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций: учеб.пособие / А.А. Радугин. – Москва: Центр, 2001. – 272с.

    6. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – Москва: Юрайт, 2014. – 828 с.

    7. Философия: учеб.пособие для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 576 с.

    8. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н.Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 561 с.

    9. Хрестоматия по философии: учеб.пособие / под ред. А.А. Радугина. – Москва: Центр, 2001. – 416 с.
    в) Интернет-ресурсы

    1. Философия: Религия, Философы, Мировоззрение, Антропология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.sunhome.ru/philosophy

    2. Философия.ру - библиотека философии и религии [Электронный ресурс].– Режим доступа: http:// filosofia.ru

    3. Философия: студенту, аспиранту, философу [Электронный ресурс].– Режим доступа: http:// www.philosoff.ru

    4. Философия онлайн [Электронный ресурс].– Режим доступа: http:// www.filosofi-online.ru

    5. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://filosof.historic.ru


    написать администратору сайта