Античная философия. Введение. Общая характеристика античной философии. I. Досократовская философия
Скачать 0.51 Mb.
|
Выводы: Левкипп и Демокрит считали, что * все состоит из атомов, движущихся в пустоте. Движение атомов вечно и бесконечно * атом - мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; * атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только наши дни); * атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т.д.) и различное положение; * столкновение атомов есть источник возникновения и разрушения вещей; * существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; * атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания. * Демокрит выдвинул принцип достаточного основания. Считал, следуя Левкиппу, что все в мире причинно обусловлено, отрицал случайность. II. Сократическая философия Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков": * меньше уделяли внимания поиску первоначала; * допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; * выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); * положили начало спору между материализмом и идеализмом; * проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; * от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; * внесли вклад в развитие логики 1. Школа софистов (V в. до н.э.) Первоначально слово «софист» по-древнегречески означало «мудрец», который пользовался авторитетом в различных областях жизни. Затем софистами стали называть платных преподавателей, которые зарабатывали себе на жизнь, подготавливая молодых людей к различной общественной деятельности. Они учили красноречию и всевозможным знаниям. Постепенно слово «софист» стало применяться к тем учителям философии, которые доводили до крайности принцип об относительности нашего знания. Эти учителя, обучая ораторскому искусству, преподавали различные приемы убеждения и доказательства всевозможных положений независимо от истинности этих положений. Общей чертой для них является положение об относительности буквально всех понятий норм, оценок. Из сочинений софистов практически ничего не сохранилось, а изучение при помощи непрямых сведений сложно тем, что они не стремились создать определенную цельную систему знаний. Их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Школы софистов характеризуются пестротой воззрений и учений отдельных представителей. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ожным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь». Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат. а) Протагор (481-411 гг. до н.э.) Протагор из Абдер - один из родоначальников софистики как направления в древнегреческой философии. Протагор жил в Афинах, много странствовал. За книгу «О богах» по обвинению в безбожии был изгнан из Афин. В теории познания Протагор отстаивал сенсуализм. На его основе он приходит к определенному гносеологическому релятивизму. Если рассмотреть наиболее известное изречение Протагора о том, что «человек — мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют», в соответствии с его общей материалистической ориентацией, то, по сути, оно гласит, что человек воспринимает мир таким, каков он есть. То есть при восприятии явлений, согласно Протагору, все зависит от конкретного человека: «Каким что является мне, таким оно верно для меня, а каким тебе - таким - для тебя» (так пишет о Протагоре Платон). Другими словами объективной истины не существует и поэтому невозможна общезначимая истина. Все относительно. Даже для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным. Он полагал, что окружающий нас мир противоречив и поэтому «относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса». Большинство мыслей Протагора (как и Горгия) относится прямо к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты, собственно, переносят центр внимания из области природы на человека. Связано это также с ориентацией всей их деятельности, целью которой было «учить людей». Поэтому они и уделяют такое большое внимание языку как средству передачи «мнений» и изучению человеческого «мнения» и «знания». Учение Протагора сложилось на основе переработанных в духе релятивизма учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла. Согласно характеристике Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восприятий. Развивая положение атомистов о равной реальности бытия и небытия, Протагор доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Существует предположение, что был учеником Демокрита. В его воззрениях наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация старших софистов. «Протагор говорит, что материя текуча, а так как она течет, то нечто постоянно приходит на место того, что отходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно возрасту и прочему состоянию тел. Говорят также, что основания всех явлений скрыты в материи, материя также, если о ней говорить, может быть всем, чем она явится каждому». Релятивизм и материализм Протагора связан также с атеизмом. Приписываемый ему трактат «О богах» начинается следующей мыслью: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка». Отрицает существование б) Горгий (483-373 гг. до н.э.) Горгий из Леонтин (Сицилия), наиболее вероятно, был учеником Эмпедокла, а также знаком с учением элеатов и взглядами Демокрита. И хотя он несколько раз бывал в Афинах, большую часть своей жизни прожил в Лариссе и Фессалии. Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Он был виднейшим сторонником релятивизма среди софистов. Его релятивизм граничит со скептицизмом Древней Греции. Вел жизнь учителя риторики, странствуя по городам. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьёзностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, — «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Написал трактат "О том, чего нет, или О природе", в котором рассматриваются три тезиса: 1) ничего нет; 2) если что-то и есть, то оно непознаваемо; 3) но если оно и познаваемо, то оно все равно невыразимо в слове и не может быть передано другому. Каждый человек, таким образом, живет в своем мире, принадлежащем только ему. Подобными аргументами Горгий доказывает и следующие два тезиса. Приведенный пример показывает, насколько точно Горгий использует значения слов и их изменения в разных контекстах. На этом строятся все доказательства софистов. И в этом большую роль играло искусство риторики, словесного воздействия на человека. Горгий рассматривает речь как самое лучшее орудие человека: "Речь является могущественной владычицей, которая выполняет божественнейшие дела наименьшим и незаметнейшим способом, ибо способна и отогнать страх, и отвести скорбь, и вызвать заботу, и увеличить сочувствие. . . " Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Горгию принадлежит трактат «О природе, или О несуществующем», считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма. Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого». Эти три положения Горгий обосновывает следующими аргументами: 1. Первое положение Горгий доказывает следующим образом. Сначала он говорит, что небытие не существует. В отношении же бытия можно сказать, что оно или вечно, или возникло. Вечным оно быть не может, так как в этом случае оно не имеет пределов, а это значит, что оно нигде; возникшим оно тоже быть не может, так как в этом случае оно возникло бы или из небытия, или из бытия. И то, и другое невозможно, ибо из небытия ничего возникнуть не может, а из бытия тоже не может возникнуть бытие, так как оно уже существует. Поэтому бытия не существует. (Также Горгий ведет рассуждение, о том, что сущего нет, поскольку оно ни единое, ни множественное). 2. Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое не тождественно сущему, иначе существовали бы в реальности Сцилла и Химера. 3. Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку напротив, слово мы объясняем, указывая на предмет. Большое внимание, в частности, Горгий обращал на риторику и ее теорию, на влияние словесного воздействия на слушателей. Речь он считал наилучшим и совершеннейшим инструментом (орудием) человека: «Речь является могущественной владычицей, которая выполняет божественнейшие дела наименьшим и наинезаметнейшим телом, ибо способна и отогнать страх, и отвести скорбь, и вызвать заботу, и увеличить сочувствие...». Вклад Горгия в философию не ограничен лишь риторикой, его релятивизм и скептицизм, осознание различия между познаваемым и познающим, между мыслью и ее изложением сыграли позитивную роль в конфронтации с элейской философией. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они: * критически взглянули на окружающую действительность; * распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями Выводы: Софисты * переносят центр внимания из области природы на человека. Поэтому они и * уделяют большое внимание языку как средству передачи "мнений" и изучению человеческого мнения и знания. * вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). * субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. * в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и пло хого софисты выдвинули субъективное мнение человека * вне человеческого сознания ничего не существует; * нет ничего раз и навсегда данного; * что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; * если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; * вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким"); * окружающий мир относителен; * объективное (истинное) познание недостижимо; * существует только мир мнения 2. Сократ (469-399 гг. до н.э.) Происходил из бедной афинской семьи. Был сыном камнетеса (или скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, был художником или скульптором (возможно торговцем). Получил разностороннее образование Принимал активное участие в общественной жизни Афин. В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, "что он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество". Он был приговорен к смерти и выпил яд - цикуту. Сократа характеризует разнообразная и интенсивная философская деятельность, выражавшаяся в основном в изложении своих учений в форме беседы. Среди его слушателей были его ученики. Самые знаменитые: Платон, Антисфен, Аристипп. Так как Сократ ничего не писал, то о его учении можно судить лишь по трем источникам: Аристофану, Ксенофонту и Платону. Его учение знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Этический рационализм Сократа Как известно, с софистами связан сдвиг центра тяжести философских интересов из области познания природы и окружающего мира на человека, на науки, касающиеся непосредственно человеческой деятельности. Сократ идет в этом направлении еще дальше. Он отвергает всю натурфилософию: строение мира, физическая природа для человека непознаваемы и излишни. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. По Сократу, философия должна заниматься человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Считал, что цель философии не познание мира, а научить человека, как должно ему жить. Таким образом, высшая задача знания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Но знать мы можем только самих себя. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Поэтому источником знания является внутренний голос. Знание уже находится в душе человека, его лишь нужно оттуда извлечь. В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели. Знание есть основа добродетели, безнравственный поступок - плод незнания. Он ставит вопрос: как может быть нравственным человек, если он не знает что такое добродетель? Дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле. Таким образом, по Сократу знание является источником нравственного совершенства, а философия - это путь к знанию. средство формирования добродетельного человека и справедливого государства. Итогом познания являются три основные добродетели: умереность, мужество, справедливость. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели, равно как и моральные нормы, и законы, основанные на них, Сократ считал вечными и неизменными. Так для Сократа мораль сливается с знанием. Диалектический метод Сократа Для обоснования своих взглядов Сократ пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно - диалектикой, искусством диалектического спора. Диалектика - метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа философия означает рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет собой это явление, то есть к определению его сущности. Так как познание по Сократу – это преимущественно самопознание, извлечение знаний, то вначале нужно «очистить» разум от всего лишнего и начать путь познания с признания «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ использовал два вида извлечения знаний. Первый вид - это ирония (сомнение) - в споре старался обескуражить собеседника неожиданными вопросами, которые приводят собеседника в противоречие с самим собой, чтобы ум начал искать истинное решение вопроса. Второй вид - майевтика (повивальное искусство), сущность майевтики в том, чтобы помочь обрести новое познание, как основу истинной нравственности. "Сократический" метод - обнаружение истины путем спора (диалога): метод последовательно задаваемых вопросов. Цель - через приведение собеседника в противоречие с самим собой, шаг за шагом подводить его к истине. Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования еще называется майевтика - повивальное искусство. Главной целью метода Сократа являлось обнаружение нравственной основы отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция (движение мысли от частного к общему). Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей нравственной основой человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивался дефиницией (определением). Дефиниция в Сократовом понимании служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений. Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником развития понятийной (субъективной диалектики). Выводы: Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: * способствовал распространению знаний, просвещению граждан; * искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т.д.; * открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; * ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; * воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ". |