Античная философия. Введение. Общая характеристика античной философии. I. Досократовская философия
Скачать 0.51 Mb.
|
Выводы: Платон * впервые оставил собрание фундаментальных произведений; * положил начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" - противоположность материалистической "линии Демокрита"); * впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т.д.; * заложил основы понятийного мышления, произвел попытку выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.); * создал философскую школу (Академию), которая просуществовала около 1000 лет. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: * материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; * окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция, а является лишь отражением чистых идей, а вещь – материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи. * реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые истинны, вечны и постоянны; В вопросах гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: * мир чувственных вещей познавать не имеет смысла, так как он постоянно меняется; * поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи", мир идей; * "чистые идеи" невозможно познать помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса"), их можно познать лишь разумом; * высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи". * познание есть процесс воспоминания душой того, что она видела в мире идей до своего вселения в тело человека. Платон первый в истории философии поставил в явном виде вопрос об отношении духа к материи и рассмотрел его с разных позиций. Он считал, что вначале должно возникнуть то, что движет само себя. А это не что иное, как душа, ум. * выделяет душу мировую и душу отдельного человека * душа человека (вещи) есть часть мировой души; * душа бессмертна; * при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; * постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса. Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно которому: * все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники; * работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; * воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях; * философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; * философы и воины не должны иметь частной собственности; * жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; * не существует брака, все жены и дети общие; 4. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Аристотель - вершина классической античной философии - родился в Стагире, во Фракии всемье Никомаха - придворного лекаря македонского царя. Аристотель был учеником Платона и воспитателем Александра Македонского. Юношей он приехал в Афины. Учился в академии Платона. Аристотелем написано 122 работы (все подлинники сгорели в Александрийской библиотеке) среди них: "Физика"; "Трактат о душе"; "Органон"; "Аналитики" (первая и вторая), "Политика", "О животных" и др. В 335 г. до н.э. основал в Афинах собственную школу - Ликей. Учение о бытии Аристотелю принадлежит высказывание, посвященное Платону, общий смысл которого следующий: "Платон мне друг, но истина дороже". Это было связано с критикой учения Платона об идеях. Он считал, что ошибка Платона в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др. Аристотель пришел по этому поводу к следующим положениям: - Бытие это единство материи и формы. - Материя без формы лишена жизни, энергии. - Форма - сущность, принцип каждой вещи, а не только внешний вид. Своим бытием любой предмет как определенный предмет обязан форме. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. Аристотель полагал что сущность, то есть идея не может быть вне того, сущностью чего она является. Критикуя платоновскую теорию бестелесных форм ("идей"), Аристотель не отказался от понятия «идея», придав ему характер формы (эйдоса). Идея-эйдос («форма») неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. Аристотель считает онтологию - науку о сущем ядром философии. Основой всего он выделяет так называемую первую материю. Эта первичная материя принципиально неопределима ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные состояния сущего. Она образует "потенциальную" предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой категории являются четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. Эти четыре элемента - основа реальных (чувственно воспринимаемых вещей). Конкретные, существующие вещи являются результатом взаимодействия всемозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первой материи они постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие. Источник движения - тенденция формы к воплощению в материю. Последняя материя – это материя в вещи, соединенная с формой. При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о *первых и вторых сущностях. Сущность есть то, что делает вещь тем, чем она является. Сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания. По Аристотелю сущность - это видовые отличия вещей, то есть минимально общее этих вещей, которое Аристотель называет формой. В сущем выделяется две части: 1. Нематериальные сущности (превоначала и высшие причины) изучает метафизика (1-я философия или метафизика). Первая сущность выражает не индивидуальное бытие, а роды и виды ("человек вообще", "лошадь вообще"). 2. Природа - материальный мир, его изучает физика (2-я философия). Вторая сущность - живая, конкретная, чувственно воспринимаемая действительность ("этот человек", "эта лошадь"), Вторичные сущности, постигающие общее (под влиянием идеалистической традиции понимаемые как неизменные), являются производными по отношению к конкретному, чувственно воспринимаемому бытию. Категории сущности (усиа) Аристотель считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат для их определения. Эту проблему Аристотель решает с различных точек зрения \ В трудах Аристотеля можно встретить различное понимание категорий. Так, в "Органоне" он вводит десять скорее грамматических категорий сущность, количество, качество, отношение, место - где, время - когда, положение, свойство, действие, пассивность. В "Метафизике" он вводит только три онтологические категории: сущности, состояние и отношение. В другом месте "Метафизики" (X, 2.1054 а 5) он дает иной набор категорий. Различные модификации категорий и в других его произведениях. Проблематикой категорий у Аристотеля в чешской литературе занимался К. Berky (Aristoteluv logicky odkaz... Praha, 1958. S. 5-29). \. Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. С движением как категорией мы встречаемся в десятой книге "Метафизики", где она связывается с категориями места, нахождения, активности и пассивности. Ряд мыслей характеризующих понимание Аристотелем движения заключены, в частности, и в "Физике". Здесь философ во многом находится под влиянием эмпирических исследований объективно существующей природы. Движение тесно связывается с конкретными формами бытия. Подчеркивается, что "движения помимо вещей не существует". Можно найти также и высказывания, подтверждающие, что Аристотель считал движение вечным, ибо оно "всегда было и во всякое время будет". Несколько противоречивы взгляды Аристотеля, касающиеся источника движения. Если Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение .присуще самим вещам и является самодвижением (например, в "Физике"), то, с другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя (например, в "Метафизике"). Этот первый двигатель (бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение- не сообщается ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно. "А так как то, что и движется, и движет, занимает промежуточное положение, то имеется нечто, что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность и деятельность". В "Категориях" Аристотель различает шесть видов движения: "возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места". Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. В "Физике" он приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и месту. В работе говорится и о том, что движение, относящееся к сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем нельзя найти "противное". Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей (см. "Категории"). "Противным движению является просто покой. Противным отдельных движений являются отдельные движения, возникновению - гибель, увеличению - уменьшение, а изменению места - покой на месте. Наибольшая противоположность - это изменение противоположных мест, например движение вниз - движению вверх и движение вверх - движению вниз". Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего. Процесс осуществления, т. е. переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной , тенденцией материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы (как реальности). В этой концепции еще отражается остаток прежнего понимания действительности - телеологическая интерпретация развития. Шаг вперед по сравнению с предшествующей философией сделал Аристотель в понимании времени и пространства. Этим категориям он уделяет большое, внимание как в "Метафизике", так и в "Категориях". Он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимосвязь времени и движения. О времени он говорит: "Время, таким образом, есть число движения в отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному, само непрерывно - это ясно". Пространство Аристотель также связывает с движением тел, признает его субъективное существование, однако понимает его как "особую" необходимую реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя независимо от них. В этом смысле понятие пространства у Аристотеля приобретает определенные метафизические черты. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую (лишенную материи) форму – вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего космического целого. Через понимание бытия как совокупности формы и материи Аристотель определяет четыре причины, по которым существуют все вещи и мир в целом: 1) формальная (проект или форма, которую придают материалу), - активное, идеальное начало, сущность вещи, которая как бы вносится в материю и творит вещи. 2) материальная (пассивная возможность становления), - пассивное начало, бесформенное, неопределенное, безжизненное - материя как предпосылка всех тел (медь для статуи) 3) действующая (движущая, производящая) причина, указывает на источник движения (скульптор). 4) целевая - все процессы обусловлены через цель. Цель - стремление к своему благу, к реализации себя (готовый продукт - статуя). Целевая причина, цель - то, ради чего все происходит - есть и у природы. Она стремится к конечной цели - энтелехии. В этом - телеологизм Аристотеля. Достижение мудрости предполагает познание всех четырех типов причин. - формальная (что это есть?), - материальная (из чего?), - движущая (откуда начало движения?), - целевая (ради чего?) - бог (форма всех форм). Концепция причин - следствие перенесения на природу структуры человеческой деятельности. По своим взглядам Аристотеля можно условно отнести к дуалистам, он колебался между материализмом и идеализмом. Учение о познании. Аристотель, как упоминалось выше полностью признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта. Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. Разум без ощущений "подобен книге, на страницах которой ничего не написано". Но познание не ограничивается чувственными восприятиями, а лишь начинается с них. Познание же общего достигается мышлением. Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших (чувственных) ступеней к предельно абстрактным. Научное познание (эпистема), опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции понятие, Аристотель отличает от мнения (докса). Мнение тоже опирается на чувства. Однако оно представляет совокупность более или менее случайных фактов. Поэтому оно, в лучшем случае, может относиться лишь к единичному и случайному. Задача же научного познания сводится к постижению необходимого и всеобщего. Аристотель не смог решить проблему соотношения единичного и общего и ответить на вопрос, откуда мышление черпает общие понятия, если ощущения дают лишь образы единичных вещей. Логика Аристотеля – «Органон» Аристотель - создатель логики. Он рассматривает логику, как науку о формах и законах мышления. Аристотель сформулировал и обосновал законы логики, дал глубокое исследование основных форм мышления - понятий, суждений, умозаключений, построил учение о силлогизме и его разновидностях. Аристотель формулирует три закона формальной логики: 1) Тождество; (всякое высказывание влечет (имплицирует) само себя. 2) Закон (не)противоречия (высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными) 3) Закон исключенного третьего (или - или). (истинно или само высказывание, или его отрицание. За две с лишним тысячи лет в логику, вплоть до конца XIX века ничего принципиально нового не было привнесено, за исключением четвертого закона логики - закона достаточного основания (Лейбниц) - который требует, чтобы в случае каждого утверждения указывались основания, в силу которых оно принимается и считается истинным (исходная посылка должна быть истинной, иначе в результате может быть ложь). Космология Аристотеля. Учение о боге. Аристотель создал космологическое учение, которое оказало огромное влияние на миропонимание многих последующих поколений. Его воззрения в этой области – геоцентрические: Земля (в форме шара) неподвижно пребывает в центре Вселенной. Заключение о шаровидности Земли Аристотель выводит из наблюдения земной тени во время лунных затмений. Эта тень имеет форму круга. Шарообразность Земли подтверждает ее центральное положение. В результате тяготения к центру должна была получиться шарообразная форма. Философ делит мир на две области: область Земли и область Неба. Земля, как уже упоминалось имеет в своей основе четыре элемента: Землю, воду, воздух и огонь. Область Неба имеет в своей основе пятый элемент – эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них – неподвижные звезды, которые далеко от Земли и недоступны воздействию четырех элементов. Луна и планеты ближе и подвержены влиянию, по крайней мере одного из элементов, образующих Землю. Мироздание, по Аристотелю, пространственно конечно. Пределами являются прозрачные сферы, на которых закреплены звезды и планеты. Их движение объясняется вращением сфер. С крайней, внешней сферой соприкасается «Перводвигатель Вселенной», являющийся источником всякого движения. Это по Аристотелю есть Бог. Он нематериален, как уже упоминалось он - форма всех форм - един и вечен. Бог - вместилище сущностей, цель всего сущего. Всё стремится к богу, и стремясь к нему самореализуется. Бог - чистая действительность и в этом смысле высшая реальность. Бог неизменен, так как он совершенен. Его сущность - чистое деятельное мышление. Бог - духовный абсолют, в котором субъект совпадает с объектом. Учение Аристотеля о человеке. Человек это наделенное разумом политическое (общественное) животное. Он есть единство души и тела. От прочих животных он отличается тем, что имееет сознание о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Условием счастливой жизни являются добродетели – благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность. Справедливость - главная добродетель. Душа - это универсальная форма тела, его сущность. Аристотель выделял три вида душ: 1) растительные - минимальное жизненное начало, способность к питанию, росту и размножению; 2) животные – к вышеперечисленным функциям прибавляется способность к ощущению и способность желания, то есть стремление достичь приятного и избежать неприятного; 3) разумные помимо перечислесленных функций наделены высшей из способностей рассуждением и мышленим. В свою очередь человеческая душа состоит из: 1) неразумной части, которая включает а) растительную и б) животную; и 2) разумной, включающей: а) рассудок (практический ум, направленный на деятельность на цель), б) разум (созерцательный или теоретический ум). У Аристотеля, как мы видим, нет представления о том, что телесное начало это источник зла (см. у Платона –о телесной и вожделеющей части души). Аристотель рассматривает материю, тело как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум, однако, не зависит от тела: он способен к постижению вечного бытия и составляет сущность Бога, вечного двигателя. Этот высший разум Аристотель называет деятельным и созидательным и отличает его от пассивного разума, который только воспринимает. Последний в основном присущ человеку, а деятельный лишь в очень малой степени. Аристотель опровергал бессмертие души (душа - универсальная форма тела, а материя и форма друг без друга не существуют), но верил в преемственность поколений. Учение Аристотеля о государстве. Неотделимой частью творчества Аристотеля являются его воззрения на развитие и организацию общества и учение о государстве, изложенные в трактате "Политика". Государство - это форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством (порядок властей и законы). Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство, то есть практически отождествляет понятия «государство» и «общество». Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. То есть государство создается для того, чтобы люди могли жить счастливо. Политическое устройство включает в себя 3 части: административную, законодательную, судебную. Главное в государстве - гражданин. Граждане - те, кто исполняет воинскую, адмистративную, судебную и жреческую функции. Население государства состоит из двух частей: 1) существенная часть (правители и воины); 2) несущественная, но необходимая (землевладельцы, ремесленники, купцы). Обе части составляют только греки; варвары и рабы выносятся за пределы государства. Он также разделяет граждан по благосостояни. Общество свободных людей состоит из трех основных классов граждан. Первый составляют очень богатые, их противоположностью являются крайне бедные, а между ними находится средний класс. Крайне бедные, т. е. свободные ремесленники и работающие за плату, являются гражданами "второй" категории. Большое богатство он считает результатом "противоестественного способа" приобретения состояния. Этот способ, согласно его взглядам "противен человеческому разуму и государственному устройству". Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. Эти слои, как правило, действительно были опорой греческих рабовладельческих государств в эпоху их наибольшего расцвета. В их численном увеличении и усилении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка. Аристотель – сторонник рабовладения, которое он считает естественным состоянием организации общества. Доводом является то, что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие - к господству. Этому естественному состоянию соответствует тот факт, что одни являются рабами, а другие - рабовладельцами. Аристотель различает три хорошие или правильные и три дурные или неправильные формы государства. Формы политического устройства: 1) правильные - царство (монархия), аристократия, полития (республика с воинским народовластием = олигархия + демократия.) 2) неправильные - тирания, олигархия, демократия. Последние возникают как деформация хороших: тирания возникла как деформация монархии, олигархия - как деформация аристократии и демократия – как деформация политии. Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает усилия, направленные на обретение власти и наслаждений. Жизнь, в которой преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует ее как "животную", свидетельствующую о "рабском образе мышления". Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, благость. |