Том 1. Восток в древности. Э. Л. Эрман Художественный редактор
Скачать 6.64 Mb.
|
Глава ЗАКАВКАЗЬЕ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ В ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА IV—III вв. до х.э. Поражение, нанесенное Александром Македонским Ахеменидской державе, хотя македонские войска и не побывали в Закавказье и на нагорьях к югу от Аракса, естественно, прервало отношения между этими странами и Ираном. Пока был жив Александр, здешние сатрапы и полузависимые цари формально выражали свою приверженность ему, нос его смертью их независимость стала неоспоримой. Западное протогрузинское объединение Колхида существовало самостоятельно давно уже в VIII в. до х.э. оно предположительно унаследовало северные земли уничтоженного урартами хурритского государства таохов, расположенные в долине р. Чорох. Здесь, вероятно близ Батуми, находился первоначальный центр Колхиды. Колхская культура была бесписьменной, и установить время начала классового общества и цивилизации трудно. Древнейшая Колхида, видимо, погибла в эпоху киммерийско-скиф-ских вторжений VIII—VII вв. до х.э.; новая Колхида, с центром севернее в долине р. Риони, возникла, насколько можно судить, в середине I тысячелетия до х.э. Населена она была предками мегрелов и, возможно, отчасти абхазов. Греческая колонизация побережья Черного моря охватила и берега Колхиды. Так, в V в. до х.э. возможно, еще в конце VI в) здесь возникает колония милетян — Фасис (ныне Поти в устье р. Риони) со святилищем Аполлона, а не позже второй половины V в. до х.э. — Диоскурия (ныне Сухуми. Налаживается торговля между греческим миром и внутренними областями Грузии. Колхида славилась своим виноградом и воском, вывозила некоторые гончарные и ювелирные изделия. Но главным объектом колхидского экспорта было полотно из толстых слоев этой ткани с переплетением туго ссученных пеньковых веревок изготовлялись даже боевые доспехи, бывшие входу у ряда племен Южного и Западного Причерноморья. Ввоз в Колхиду соответствовал отмеченному археологами сильному имущественному (и, может быть, уже и классовому) расслоению в этой стране. Импортировались оливковое масло, греческая чернолаковая посуда. Но были ввоз более массовых товаров. Так, в греческих колониях на побережье имелись соляные промыслы, вероятно добывавшие соль для продажи внутри Закавказья. Наиболее отдаленные из западных протогрузинских племен (халибы, или мосхи 1 , — видимо, предки живущих сейчас в Турции чанов, а также Термин «халибы», видимо, связан с древнейшим названием железа (хаттское хабалки), которое первоначально монопольно добывалось ими в области их обитания термин «мосхи», возможно, связан с восприятием ими фригийской культуры мушки — одно из названий фригийцев. Они же, по-видимому, назывались «халиту» или «халды» — термин, который ранее неправомерно переносили на урартов. 531 некоторые другие при Ахеменидах входили в ю сатрапию, связь которой с Персидской державой была довольно слабой. Колхи время от времени посылали Ахеменидам символическую дань рабами, возможно захваченными у соседних горских племени поставляли вспомогательные отряды, по-видимому, в распоряжение сатрапа Западной (или собственно) Армении (й сатрапии Ахеменидов, первоначально называвшейся Мелитеной; Северо-Восточная Армения, продолжавшая называться Урарту, составляла ю сатрапию ив то время, по всей вероятности, еще не вполне арменизирова-лась по языку в ее состав входили наряду с армянами, урартами- алароди-ями и хурритами-матиенами также и восточные протогрузинские племена — саспиры). Уже характер поставлявшейся дани указывает на известное развитие у них рабовладельческого (в широком смысле) способа производства. Оно было в довольно высокой степени товарным, на что указывает факт чеканки и широкого распространения на территории Колхиды и соседних территорий своеобразных монет, так называемых колхидок. Они известны с V вплоть до III в. до х.э. Часть исследователей приписывает их чеканку колхидским царям, другая же часть — греческим городам колхского побережья. Однако чекан колхидок имеет мало формального сходства с чеканом греческих монет того же времени, также изредка находимых в Колхиде. В тоже время следует заметить, что город Фасис позже считался не только греческим городом, но и портом колхов и население его, видимо, было смешанным, а нечисто греческим. После падения Ахеменидов сын одного из последних персидских сатрапов, Митридат II (300—266 гг. до х.э.), сумел выкроить себе из бывшей й сатрапии особое царство — Понт; население этого царства частично состояло из западных протогрузинских племен по-видимому, Понт подчинил своей власти или влиянию и Колхиду. Становым хребтом Понтийского царства были, однако, греческие или эллинизированные города. К этому времени относится основание в Колхиде еще одного греческого города — Питиунт (ныне Пицунда. Временами влияние Понта, как можно думать, распространялось и на синдо-меотские племена Западного Кавказа и Прикубанья — предков абхазо-адыгских народностей. Что касается Восточной Грузии, то местная раннесредневековая довольно смутная традиция связывает возникновение здесь первого царства, Иверии 2 (со столицей в Мцхете у слияния Арагви с Курой, недалеко от нынешнего Тбилиси, с временем падения Ахеменидской державы. Основателем Иверийского царства одно из преданий называет некоего Азо, сына царя Ариан-Картли», те. «арианской» Грузии, якобы приближенного Александра (что исторически совершенно невероятно. Вспомним, что древнеперсидские цари, как и другие индоиранцы, называли себя ариями и что область, населенная ариями, называлась Арианой, Очевидно, Ариан-Картли — это та часть территории грузинских (картвельских) племен, которая входила в состав одной из ахеменидских, а затем селевкидских сатрапий, скорее всего й, ибо известно, что к этой сатрапии принадлежало восточное протогрузинское племя саспиров. Существовала легенда и о том, что вместе с Азов Иверию пришла Нами употребляются здесь более поздние формы названий — Иверия, Алвания вместо более древних — Иберия, Албания с целью избежать смешения с одноименными странами — Иберией на Пиренейском и Албанией на Балканском полуострове. Это случайное созвучие не раздавало повод к самым фантастическим гипотезам. 532 большая группа переселенцев, от которых вели свое происхождение позднейшие роды иверийской знати этих поселенцев предание, по-видимому, считало грузинами с ранее ахеменидских территорий. Однако, согласно другому, пожалуй более достоверному, старинному грузинскому преданию, подлинным основателем Иверийского царства был не Азо, а свергший его Фарнабаз, причем ряд деталей явно указывает на его связь с Селевкидским царством III в. до х.э., Азо же был захватчиком, опиравшимся на греков. Если предание о греческой поддержке Азо имеет какое-то историческое ядро, то скорее можно поверить в его связь нес Александром, ас понтийскими Митридатами 4 Древнейшие надписи из столицы Иверийского государства Мцхеты восходят лишь кв. х.э. и составлены на арамейском языке ахеменидских канцелярий, только более поздним, курсивным письмом, что указывает на длительное употребление здесь этого языка. Отдельные греческие буквы на колхидках и греческая надпись, сделанная в связи с фортификационными работами, произведенными римскими воинами по просьбе иверийского царя I в. х.э., говорят о некотором распространении здесь греческой грамотности. Более древних надписей в Грузии не найдено, и сведения о первом иверийском царстве (до I в. до х.э.) у насесть только либо чисто археологические, либо легендарные исторические сказания о древнейшей Иверии дошли лишь от средневековья. Ксенофонт в «Киропедии» повествует об армянском царстве VI в. до х.э., подчиненном Мидии обязанном платить ей дань, помогать войсками, не строить укреплений и т.п.), но стремившемся к независимости. Царь Армении не назван по имени, упомянуты его сыновья — Тигран (товарищ Кира) и Сабарис, военачальник Эмбас; отмечены немалые богатства и военные силы царства. Кир, тогда еще мидийский полководец, приводит Армению к повиновению мирным путем и даже регулирует ее отношения с северо-западными ее соседями — халдами (халибами). В дальнейшем Кир опирается при свержении Мидийского и основании собственного царства также на армянские войска во главе с Тиграном. Литературное сочинение Ксенофонта, по мнению исследователей, в разделах об Армении (в которой он побывал с 10 тыс. греков и описал в «Анабасисе») обретает историчность. Кроме того, эти его сведения в определенной степени переплетаются с сообщениями Моисея Корейского о союзе Кирас армянским царем Тиграном, сыном царя Ерванда, направленным против Мидии возможно, что эти данные опираются на историческую почву. Тоже царство названо в Библии Домом Тогармы». С созданием Ахеменидской державы армянское царство, вероятно, пережило постепенный процесс превращения в ее сатрапию. Во всяком случаев этом статусе его застает Бехистунская надпись Дария I, где царь говорит об Армении (Армина; в вавилонском тексте — все еще Урарту) как о восставшей провинции. Восстание усмиряется двумя полководцами Дария (один из них, Дадаршиш, был армянином) в пяти сражениях. Любопытно, что одно из восстаний Вавилонии было возглавлено также армянином Не исключено, что легенда об Азо вообще не более чем отголосок греческих сказаний о Ясоне, предводителе аргонавтов, якобы совершивших поход в Колхиду еще до Троянской войны. Псевдоисторические построения греков V—III вв. до х.э. делали легендарных Ясона и колхидскую царевну Медею предками ряда народов Востока Армянский историк Моисей Хоренский упоминает тут Митридата, хотя ошибочно считает его персидским сатрапом. 533 (урартом?) Арахой, сыном Хадциты. Из сведений Геродота вытекает, что армянские земли были включены в две ахеменидские сатрапии ю и 18-ю. Ксенофонт, отступивший в 401 г. до х.э. через Армению вместе с 10 тыс. греков после битвы при Кунаксе, упоминает сатрапа Армении Ерванда (Оронта), женатого на дочери персидского царя, и Тирибаза, ги-парха Западной Армении, стремянного персидского царя. Греки останавливались в деревнях, изобиловавших сельскохозяйственными продуктами и состоявших из вырытых в земле жилищ с отдельными входами для людей и скота. Элементы социальных отношений в описании Ксенофонта, по мнению исследователей, указывают на то, что эти деревни представляли собой соседские общины. Совпадение имени сатрапа Армении на грани V и IV вв. до х.э. Ерванда с именами, с одной стороны, царя Армении VI в. до х.э. (по Моисею Хоренскому), ас другой — сатрапа Армении, сражавшегося в битве при Гавгамелах в войске Дария III, а затем ставшего царем обретшей независимость Армении (конец IV в. до х.э.), а также армянского царя конца III в. до х.э., в совокупности с другими фактами, изложенными в греческих надписях царя Коммагены Антиоха I первая половина I в. до х.э.), породило мнение о существовании рода Ервандидов (Оронтидов), имевшего в VI—III вв. до х.э. отношение к управлению Арменией в качестве царей, затем сатрапов и вновь царей. При Ерванде, современнике Ксенофонта, Ервандиды породнились, как мы видели, с Ахеменидами ив какое-то время, видимо, с Гидарнидами, потомками Гидарна, одного из семи персов, соратников Дария I в его борьбе за власть, отчего и Страбон, упоминающий последнего Ерванда (конец III в. до х.э.), считает его Гидар-нидом. Наши источники по истории Армении III в. до х.э. чрезвычайно скудны, события и даже политическое деление страны устанавливаются весьма ненадежно. По мнению некоторых исследователей, ахеменидская я сатрапия (в западной части Армянского нагорья) в конце IV в. до х.э. разделилась на Малую Армению и Софену (это Цупа урартов, Цопк средневековых армян. Софена была независимой и даже ненадолго, видимо, присоединила к себе Коммагену или ее часть. Около 240 г. до х.э. софен-ский царь Аршам построил в Софене г. Аршамашат (ныне Шимшат в Турции) , а в Коммагене — два города Арсамеи. Аршам оказывал поддержку брату Селевка II Антиоху Гиераксу — неудачливому претенденту на престол Селевкидов. Малая Армения также временами пользовалась независимостью, ориентируясь на Понт и Селевкидов; позднее она отошла к Понту. В северо-восточной части нагорья, так называемом царстве Айрарат, правили потомки ахеменидского сатрапа Ерванда. Они развили здесь широкую строительную деятельность, основав на месте слияния рек Араке и Ахурян новую столицу — Ервандашат (прежняя — Армавир, на месте урартского Аргиштихинели, — продолжала выполнять роль культового центра) и другие поселения, названия которых также включали династическое имя Ерванд. В 212 г. до х.э. Антиох III начал свой знаменитый восточный поход с осады столицы Софены Аршамашата. Однако софенский царь Ксеркс не только сумел добиться мира (ценой уплаты части задержанной дани, но и получил в жены сестру Антиоха Антиохиду. Все это не помешало Анти- оху III в 201 г, имея за спиной удачно завершенный восточный походи победоносную войну с Египтом, устранить Ксеркса при посредничестве Ан-тиохиды и обратить Софену в селевкидскую провинцию. Аналогичная судьба постигла в это же время царство Айрарат и его правителя — последнего Ерванда: Антиох III стремился укрепить свой тыл перед запланированным западным походом в Европу. В момент разгрома Дария III войсками Александра при Гавгамелах на персидской стороне находились не только оба сатрапа двух армянских сатрапий — Ерванд (Оронт) и Михрвахишт, но и сатрап Мидии Атропат. После поражения большинство Дариевых сатрапов явилось к Александру, и некоторых из них тот оставил на прежних должностях. Это произошло и с Атропатом, который участвовал даже в первом совещании полководцев Александра после его смерти, нона второе совещание, в Трипарадейсе (321 г. до х.э.), не явился и объявил себя независимым царем. Всю сатрапию Мидия он, однако, не пытался удержать за собой (через Южную Мидию проходили важнейшие коммуникации греко-македонян, и никто из них не собирался уступать ее местным вельможам. Атропат отделил себе лишь Северную Мидию, включая области вокруг оз. Урмия, к северу от г. Экбатаны и по обе стороны Аракса. Новосозданное царство называлось «Атропатовой Мидией, по-мидийски Мад-и Атурпаткан, а потом его стали именовать Атурпаткан 5 или по-гречески Атропатена. Что касается Атропата, то есть основания полагать, что они раньше был наследственным правителем Мидии и имел в пределах будущей Атро-патены прочные родственные и политические связи. Особенно следует отметить союз, в котором Атропат еще при Дарий III состоял с алванами и другими племенами Восточного Закавказья. Его дружеские связи простирались и до степей Северного Кавказа, где в то время кочевали савроматы (сарматы. Археологические данные подтверждают тесные культурные связи Алвании с Атропатеной в течение IV—II вв. до х.э. Дальнейшая история Атропатены вплоть до конца III в. до х.э. неясна. В 222—230 гг. мы застаем царя Атропатены Артабазана владетелем обширной территории не только к югу, но и к северу от Аракса и союзником мятежного сатрапа Мидии в борьбе против селевкидского царя Антиоха III. Столицей Атропатены была в это время Ганзака, город на полпути между Экбатанами и Армавиром нар. Араке. По словам греческого историка По-либия, владения Артабазана простирались от Каспийского моря до верховьев Риони (древнего Фасиса) и, таким образом, должны были включать Айрарат и Иверию; однако эти сведения Полибия не отличаются достоверностью они отражают, видимо, лишь факт некоторого продвижения Артабазана в сторону Армении вдоль долины Аракса. Иверия же, напротив, переживала политический подъем и осуществляла натиск на Армению с севера. Война Антиоха с Артабазаном закончилась миром. Когда же Антиох укрепил свою власть над всем Армянским нагорьем, его позиция и по отношению к Атропатене усилилась, хотя полностью уничтожить это царство Селевкидам таки не удалось. В течение всего III века до х.э. социально-экономическая жизнь Закавказья и примыкающих к нему с юга нагорий находилась в относительном Возведение термина «Атурпаткан» к сохранившемуся в некоторых из ассирийских надписей VIII—VII вв. до х.э. названию какого-то из мелких округов Центральной Мидии — «Андарпаттиан» — не выдерживает ни лингвистической, ни исторической критики. Также совершенно необоснованно встречающееся утверждение, будто Атропат — не иранское имя собственное, а титул. Заметим, что в Атропатену обычно не входила горная Кордуэна — страна кардухов, предков курдов. 535 упадке, несмотря на создание некоторых независимых государств. Это объясняется тем, что традиционные связи и торговые пути в Малую Азию, Месопотамию и Иран были нарушены очевидно, понизилась товарность отдельных хозяйств, уменьшился приток рабов, возможно, ослабел контроль над подневольными работниками других категорий. Денежное обращение развивалось еще слабо хотя серебряные монеты Александра Македонского и селевкидских царей имели хождение, но собственную монету (помимо колхидок) в III в. до х.э. чеканили, по видимому, только цари Софены. В пределах ее продолжал функционировать верхнеевфратско-чо- рохский торговый путь, по которому в Понт вывозились медь, железо и сперское (саспирское) золото, а также кермес (багрец — красная краска органического происхождения. АРМЕНИЯ, АТРОПАТЕНА, ИВЕРИЯ И АЛБАНИЯ во II—I вв. до х.э. Как мы видели, конец III в. до х.э. был периодом могущества Селев-кидской державы Антиоха III и подчинения либо его власти, либо, во всяком случае, его влиянию закавказских, армянских и атропатенских областей. Такое положение продолжалось до поражения Антиоха III в битве с римлянами при Магнесии (190 г. до х.э.). Политическая активность в Армении сразу усилилась. В 189 г. здесь, согласно упоминанию Страбона, создал собственное, сначала небольшое царство выдающийся государственный деятель Арташес I 7 , ранее селевкидский стратег Армении. Отцом его был Зариатр, возможно, потомок софенских царей. Однако в своих надписях Арташес именует себя Ервандидом, претендуя, таким образом, на родство с поверженной династией. Одновременно было восстановлено самостоятельное царство ив Софене. Здесь правил другой Зариатр (или по- средневековому — Зарех), также бывший селевкидский стратег этой области, возможно, родич Арташеса. Царство Арташеса включало в первую очередь Араратскую равнину на среднем Араксе. На левом берегу этой реки Арташес построил свою первую столицу, названную в его честь Арташат 8 . Им было основано еще несколько городов, названных в честь отца Зарехаванами или Заришатами. Как средневековое предание, таки подлинные надписи Арташеса I говорят о проведении им важной земельной реформы. В различных частях Армении найдены каменные стелы, служившие обозначением межей между селами на них — надписи по-арамейски 9 . Речь шла о более четком разграничении царских (в том числе и выданных частным лицами общинных земель, а также, вероятно, земель городов, которых в царстве Арташеса было уже несколько. ™ Оно же, вероятно, и колхидское. Предполагают, что его добывали в долине р. Чорох. 7 Так его имя звучало в позднейшем древнеармянском языке в своих собственных надписях он называл себя Артахшаси, что значит потомок Артаксеркса»; греки называли его Ар-таксием. о Собственно Артахшасшпата, по-гречески Артаксата. " Точнее, вероятно, на иранском языке, зашифрованном арамейскими написаниями отдельных слов (те. написано арамейское слово, а на его месте надо читать слово иранское. Такая «гетерографическая» письменность, которой монопольно владели специально обученные писцы, была входу от Малой Азии до Индии в течение III в. до х.э. — VII в. х.э. 536 Арташес I расширил свои владения в Армении за счет областей, подчиненных ранее Атропатеной, а также Иверией; кое-где он вышел и за пределы территории с армяноязычным населением. В Иверии был убит Фар-наджом, потомок Фарнабаза, и на престол возведен армянский царевич. Затем Арташес распространил свои владения также на запад — за счет Малой Армении и на юг, где он столкнулся с Селевкидами. После смерти Арташеса I наступила полоса войн между Арменией и усилившейся Парфянской державой, которые привели к установлению зависимости Армении от Парфии. Армянский царь Тигран I был вынужден отдать своего наследника, тоже Тиграна, в заложники, и тот вырос при парфянском дворе. Однако территория Армянского царства оставалась более или менее такой же, как и при Арташесе В отличие от Армении Атропатена не сумела воспользоваться сокрушительным поражением Антиоха III при Магнесии. Зато им воспользовалась Парфия: несмотря на то что атропатенцы пытались привлечь на свою сторону селевкидского царя Деметрия II Никатора, Атропатена была завоевана парфянским царем Митридатом I Аршакидом кг. до х.э. Но Парфянская держава была довольно рыхлым политическим образованием, и многие подчиненные парфянскому царю царей правители сами носили царский титул. Реальная власть подобных царей зависела от общей политической ситуации в Парфии. Находившийся в плену армянский царевич Тигран уговорил Митри-дата II вернуть его на престол Армении в обмен на передачу Парфии «70 долин в Атропатене. В 95 г. до х.э. Тигран II Великий стал царем Армении. Тигран сумел присоединить к себе Софену и часть Восточного Закавказья — Утик. В 94 г. до х.э. он заключил союз с царем Понта Митридатом VI Евпатором, женившись на его дочери. Союзники начали с того, что разделили между собой другое эллинистическое царство, Каппадокию, причем Тиграну досталась Мелитена — когда-то центр образования армянской народности. Затем решено было воспользоваться временным ослаблением как Рима, где бушевала гражданская война, таки Парфии. Митридат нанес удар по римским владениям в Малой Азии, а Тигран занял Атропа-тену и Верхнюю Месопотамию он даже дошел до стен г. Экбатаны и сжег летнюю резиденцию парфянских царей около этого города. Тигран принял титул царя царей, который ранее носили правители Парфии. Победоносно завершив войну с парфянским царем Готарзом, Тигран решил затем разгромить и уменьшившуюся к тому времени до одной лишь Сиро-Фини-кии Селевкидскую державу. Это ему удалось, и кг. до х.э. он завоевали Сирию и Финикию. Огромные завоевания Тиграна II были в значительной мере обусловлены слабостью других великих держав этого времени. Армении приходилось либо перенапрягать свои силы в его войнах, либо привлекать наемников или воинов из покоренных народов, чего раньше армянские цари, по- видимому, не делали. Поэтому, подобно всем прочим военным империям I тысячелетия до х.э. на Ближнем Востоке, держава Тиграна оказалась неустойчивой. Однако Тигран II отлично сознавал, в чем состояла сила эллинистических монархий в соединении военной силы царей с богатством и процветанием торгово-ремесленных городов. Каждый сколько-нибудь значительный эллинистический царь старался учреждать или поощрять городские общины, даруя им привилегии и сселяя жителей мелких поселков в более важные городские центры. Селевкиды при этом опирались частью на греко- 537 македонских переселенцев, частью на самоуправляющиеся общины, унаследованные ими от доэллинистического времени. В Армении существовали только города — царские резиденции и административные центры Армавир, Арташат, Ервандашат, Аршамашат и т.д. Тигран II в 77 г. заложил новый грандиозный город — Тигранакерт в области Агдзник (древнейшее Алзи), на юго- западе нагорья, ближе к торговым путям как по Евфрату, таки поперек Армянского нагорья с востока на запад этот путь стал приобретать все большее значение в связи с возникновением торговых отношений с Индией и Китаем через Среднюю Азию и Иран по нему шли предметы роскоши — шелк, пряности и т.п. Кроме того, Тигранакерт, видимо, казался армянскому царю лучшим центром для его новой обширной державы, чем расположенный далеко на севере Арташат. В Тигранакерт и другие города Армении Тигран II насильственно переселил сотни тысяч ремесленников и торговцев из ряда завоеванных им городов Малой Азии и Сирии. Доныне торговая и отчасти ремесленная терминология в армянском языке — староарамейского происхождения (напомним, что арамейский был к этому времени уже около 500 лет основным разговорными письменным языком всей Передней Азии. Хотя в Тиг-ранакерте помещалась и царская резиденция, это был типичный эллинистический торгово-ремесленный город со своим самоуправлением, театром и другими характерными полисными установлениями. Поощрялись проникавшие в Армению эллинистическая образованность, искусство и ар-хитертура, вводились культы греческих богов или сними отождествлялись божества местные и иранские. Можно сказать, что Тигран II был последним великим эллинистическим монархом. Помимо предметов транзитной торговли Армения при Тигране, очевидно, вывозила и свои товары лошадей и мулов, кермес, хлеб, вино и масло, а также многие ремесленные изделия. Но дальнейшее развитие показало, что, находясь на важнейшем пути между Ираном и Римом, имея огромное стратегическое значение для обеих держав, Армения без помощи надежных союзников едва могла поддерживать лишь собственную независимость в пределах своей коренной территории. Обширные завоевания оказались ей не по силами империя Тиграна стала разваливаться еще при его жизни. После разгрома Митридата Пон-тийского римским полководцем Лукуллом (70 г. до х.э.) тот бежал в Армению. Тигран довольно неохотно дал Митридату убежище. Но Лукулл вторгся ив Армению и разбил Тиграна под Тигранакертом; городом римлянам овладеть не удалось, но его разношерстное население восстало и само сдалось Лукуллу. Казна Тиграна II и другие богатства достались римлянам Армения потеряла Сиро-Финикию и свои владения в Малой Азии. Однако в 68 г. до х.э., при попытке взять Арташат, Лукулл потерпел поражение, армянам удалось оттеснить римлян в Месопотамию и возвратить Митридата в Понт. Зато в 66 г. новый римский полководец, Помпеи, сумел натравить на Тиграна его сына, который предательски вызвал против отца парфянские войска. Митридат же был окончательно разбит римлянами, бежал в Боспорское царство и там покончил самоубийством. По миру в Ар-ташате 66 г. до х.э., Тигран II сохранил собственно армянские земли и В числе последних было и много иудеев, переселенных до этого в Сирию Селевкидами и, по-видимому, арамееязычных, так как прямых заимствований из древнееврейского в армянский язык нет. Они полностью слились с местным населением, как и остальные депортированные. 538 часть бывших парфянских, но признал себя зависимым другом и союзником римского народа и уплатил огромную денежную контрибуцию. Из Арташата Помпеи двинулся на союзную Тиграну Иверию, где ему удалось захватить цитадель Армази при столичном городе Мцхета и нанести поражение иверийскому царю Артоку; затем Помпеи через Сурамский перевал вышел в Колхиду, где в г. Фасис встретился с командующим римским флотом. В связи с походом Помпея мы впервые узнаем о существовании в Восточном Закавказье особого Алванского царства. Когда Помпеи двигался через окраинные территории Алвании, ее царь Оройс пытался уничтожить его армию по частям, но был вынужден к перемирию. Не увенчалась успехом и попытка брата Оройса поразить Помпея вовремя боевых действий в Иверии и увлечь римские войска в безводную пустыню. Хорошо обученные римские легионеры разбили алванов, несмотря на то что не только мужчины, но и женщины отважно сражались. Помпеи добился того, что иве- рийский и алванский цари тоже признали свою зависимость от Римана таких же условиях, как и Тигран. Именно от участников этого похода греческие и римские ученые, видимо, и получили основные из тех немногочисленных сведений об иверийском и алванском обществе, которые дошли до нас. Помпеи произвел передел царств Малой Азии, Армении и Закавказья. Колхиду он отделил от Понта и посадил там некоего Аристарха, монеты которого сохранились, а основную часть Понта и Малую Армению отдал галатскому (кельтскому) вождю Дейотару. Вдела Иверии и Алвании римляне практически вмешиваться не могли ввиду отдаленности этих стран, и союз с Римом пошел им скорее на пользу, так как усилил их политически и укрепил экономические связи с Римом. Возможно, часть торговли Рима с Востоком пошла через Закавказье в обход Армении. Что же касается Армении, то ее подчинение Риму на этой стадии оказалось номинальным. Сын Тиграна II Артавазд II (55—34 гг. до х.э.), который сочетал управление государством с занятиями историей и даже драматургией (писал он по-гречески), уклонился от поставки Риму военных контингентов против Парфии, обещанных по Арташатскому миру, и выступил в союзе с парфянами. Когда римский полководец Красе погиб в битве с парфянским полководцем Суреном при Каррах (Харране) в Месопотамии (53 г. до х.э.), Сурен прислал его голову царю Парфии, который находился в Арташате на свадьбе своего наследника с дочерью Артавазда. Царь присутствовал на представлении Вакханок, трагедии Еврипида, и актер вынес вместо бутафорской головы, требовавшейся походу действия, голову римлянина. Гибель Красса позволила Артавазду снова расширить пределы Армении на западе, но римляне не прекращали своих нападений. В 36—34 гг. начал войну с Парфией, а затем и с Арменией римский полководец Антоний, который, опираясь на помощь египетской царицы Клеопатры, управлял восточной частью римских владений. Несмотря на начальные поражения, Антоний смог заманить Артавазда в свой лагерь якобы для переговоров и захватить его. Арташат был разграблен. В числе прочего были увезены зо- 11 Он, по-видимому, участвовал в походе парфянского царевича Пакора (40 г. до х.э.) против средиземноморских провинций Рима и привел по примеру своего отца Тиграна II группу иудейских ремесленников, поселенных им в г. Ван (Тушпа). В отличие от тигранов-исих переселенцев они сохранили иудейскую веру. 539 лотая статуя богини Анаит и множество других сокровищ. Артавазд был проведен в триумфальном шествии римского полководца, а затем обезглавлен. Однако оставленные Антонием в Армении римские гарнизоны были позже перебиты войсками Арташеса II, сына Артавазда (30—20 гг. до х.э.). Лишь после убийства Арташеса II римлянам удалось навязать Армении своих ставленников в качестве царей, пользуясь тем, что страна была с трех сторон окружена союзниками Рима — Иверией, Алванией и «Атро-патовой Мидией (в Иверию и Алванию были даже введены небольшие римские отряды. Первый римский император, Август, поставил армянским царем Тиграна III, воспитанного в Риме (20—6 гг. до х.э.). После его смерти армянская знать возвела на престол Тиграна IV и его сестру Эрато. Началась новая война с римлянами и их союзниками, окончившаяся гибелью Тиграна и отречением Эрато; Август отдал Армению царю Атро-патены; его преемник Тиберий передал ее было понтийскому царевичу, а когда задумал поставить своего человека также ив саму Парфию, то Армения была обещана иверийскому царевичу. Страна стала на длительное время полем сражения между римлянами, парфянами и иверами, которых поддерживали алваны и сарматы. На некоторое время из этой борьбы наибольшую выгоду извлекла Иверия: создалось положение, когда иверийский царь сначала Митридат I, потом Фарасман I) мог ставить своих сыновей царями Армении и одновременно, видимо, осуществлять гегемонию и над Алванией. Но непрерывные войны и смена правителей не прекращались. Наконец, восставшая в 52 г. х.э. армянская знать добилась от парфянского царя Вологеса (Валарша) I разрешения поставить его брата Тиридата I независимым царем Армении. Попытки римских полководцев восстановить утраченное положение (причем один из них, Корбулон, даже сжег Арташат) в конце концов потерпели неудачу, ив г. х.э. в Рандее, нар. Арацани, был заключен мирный договор между Римом и Арменией. Тиридату в сопровождении огромной свиты пришлось отправиться в Рим получать венец независимого царя (правда, из рук римского императора Нерона). Кроме того, Нерон пожертвовал большую сумму на восстановление разрушенного Арташата. Началась новая, Аршакидская эпоха в истории Армении, оставившая в ней глубокие следы. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА ЗАКАВКАЗЬЯ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ СТРАН в IV—I вв. до х.э. К сожалению, об обществе Армении, Колхиды, Иверии, Алвании и Ат-ропатены IV—II вв. до х.э. мы не знаем ничего достоверного сообщения Страбона (I в. до х.э. — I в. х.э.), Плутарха (I—II вв. х.э.), Аппиана (II в. х.э.) и Диона Кассия (II—III вв. х.э.) очень кратки, и, поскольку источник их неясен, неизвестно, к какому времени относятся их сведения — наиболее вероятно, что главным образом кв. до х.э., хотя возможно, что они пользовались в какой-то мере и более ранними авторами. Что касается Армении и Атропатены, то, как можно думать, их общество в IV—II вв. до х.э. мало отличалось по своему состоянию оттого, в котором оно находилось при Ахеменидах. Реформы Арташеса I в Армении, вероятно, сводились к попытке приблизить социально-экономический строй к тому, который установился в эллинистических государствах, а та государственность, которую насаждал Тигран II, как и армянское общество его времени, вероятно, уже мало отличалась по своей структуре от позднесе-левкидской. Во всяком случае, нельзя считать, что Армения совершенно сызнова должна была создавать цивилизацию после гибели Урарту и что только ко II—I вв. до х.э. в ней вновь начинает преобладать рабовладельческий господствующий класс. Хотя на нагорье уже начал складываться новый, армянский народно армянское общество было прямым продолжением хур-рито- урартского, и даже термины для понятий раб и рабыня продолжали применяться хуррито- урартские. Отличие заключалось в постепенном — впрочем, очень медленном — создании самоуправляющихся тор-гово-ремесленных городов типа эллинистических полисов, ас другой стороны, обширных царских и частных рабовладельческих владений (дас-такертов и агараков) 12 . Существовали и сельские общины (гевлы), однако неясно, принадлежали ли земледельцы- общинники к частному сектору (на что может указывать сохранение у них болыпесемейных коллективов) или они являлись царскими людьми. По сравнению с ахеменидским временем значительно усилились международная торговля и товарно-денежные отношения внутри страны. Если вначале в. до х.э. монету все еще чеканила одна лишь Софена, тов в. до х.э. денежное обращение в Армении было распространено не меньше, чем в других частях эллинистического мира. В отношении обществ Иверии и Алвании нам приходится довольствоваться довольно неясными известиями, прежде всего Страбона. Об Иверии он говорит Равнину населяют те из иверов, которые более занимаются земледелием и склонны к мирной жизни, снаряжаясь по-армянски и по-мидийски, а горную часть занимает воинственное большинство, в образе жизни сходное со скифами и сарматами, с которыми находятся в соседстве и родстве, впрочем, они занимаются и земледелием. Жители страны делятся на четыре разряда один из них — тот, из которого ставят сакральных — Ред царей по признаку родства и его первенству в старшинстве следующий же по старшинству и родовитости творит суди предводительствует войском второй разряд составляют жрецы, которые также ведают спорные дела между соседями к третьему разряду относятся воины и земледельцы, к четвертому — лаой, являющиеся царскими рабами». Таким образом, категория царских людей (лаой) в отличие от Селев-кидского государства не поглотила здесь свободных общинников, составлявших массу носивших оружие полноправных земледельцев вне государственного сектора экономики. Говоря об иверах, Страбон прибавляет, что имущество у них — общее по родственным объединениям возглавляет каждое и заведует имуществом старейший. Это порядок, хорошо знакомый нам по шумерскому или хурритскому обществу ранней древности Передней Азии. Частные рабы, видимо, большой роли не играли. В Иверии хотя и медленно, но также развивалась городская жизнь, по-видимому, частично за счет переселенцев с юга. Так, есть основание предполагать, что в Мцхете появились группы евреев еще в середине II в. до х.э., а затем — после разрушения Иерусалима Титом в 70 г. х.э.; по пре- 12 Разница между дастакертами и агараками пока остается неясной Действительно, надписи из Мцхеты доказывают распространенность скифо-сарматских имен в Иверии. 541 данию, здесь помимо коренного имелось также арамейское, греческое и другое население. Сходным во многом представляется и общество Алвании. И здесь важную роль наряду с военной знатью играли жречество и храмы, имевшие, вероятно, своих храмовых зависимых людей, сходных с лаой. Однако значительного государственного сектора здесь, очевидно, не было, как не было и значительных городов, кроме резиденции царей — Калабаки. Денежное обращение здесь развивается позже, чем в Армении и Атропатене; сов. до х.э. отмечены клады селевкидских монет, видимо являвшихся здесь средством накопления сокровищ (античные авторы упоминают о меновой торговле в Алвании); с конца II в. до х.э. встречаются парфянские, а позже и римские монеты. Отставанию Алвании способствовала ее племенная раздробленность население говорило на десятках наречий, взаимно мало или вовсе непонятных, хотя возможно, что в части страны один из местных языков был лингва франка. В Атропатене, Армении и Иверии в рассматриваемый период выработались общенародные языки- койне среднемидийский, армянский и картвельский. В Западной Грузии ив Алвании койне не было. Нив одном из государств не было своей письменности пользовались либо греческой особенно в городах, либо арамейской (по-видимому, «гетерографической», те. обслуживавшей не собственно арамейский, а мидийский или парфянский язык). В Атропатене, как ив Парфии, были распространены иранские культы, традиционно связывавшиеся с именем Заратуштры (Зороастра), хотя фактически, вероятно, имевшие мало общего сего учением, как оно изложено в Старшей Авесте (Гатах и т.д.). Зороастрийские и мнимозороастрийские учения были занесены при Ахеменидах также в Армению и Малую Азию, но, чем далее на запад, тем более они сочетались с местными культами или преображались под их влиянием. Так, в Армении наряду с зороастрийским Арамаздом и иранскими Анаит (Анахитой) и Вахагном (Веретрагной) почитался бог Торк, по-видимому лувийский, и ряд, вероятно, протоар- мянских божеств все они отождествлялись, особенно при Тигране II, и с греческими богами. Обо всех этих культах мы знаем лишь по христианским средневековым малодостоверным известиям, где предки-эпонимы смешаны с богами, эпитеты божеств — с самими божествами, боги зороастрийские с местными. Во всяком случае, еще до воцарения в Армении Аршакидов зороастризм водной из его разновидностей прочно вошел в быт армянского народа. Об этом свидетельствуют средневековые предания и зороастрийский или, во всяком случае, иранский характер дохристианских армянских имен собственных. В восточной части Малой Азии и отчасти в Армении более всего, пожалуй, почитался световой бог Митра, называвшийся именем иранского бога, нов формах, совершенно отличных от распространенных в Иране и восходящих к каким-то местным культам (в Армении, по-видимому, Митрой назывался урартский бог Халди). Местный древнейший бог-громовержец, почитавшийся хурритами под именем Те-шуб, урартами под именем Тейшеба, хетто-лувийцами — под именем Тар-хус или Тархунтас, стал протоармянским Торком и, видимо, был отождествлен, с одной стороны, с греческим Зевсом (в Коммагене), с другой — с иранским Вахагном (Веретрагной). В целом можно считать, что для Атропатены была характерна разновидность зороастризма, а для Армении, Малой Азии и Понта — типичный вообще для эллинистического периода 542 синкретизм, нос преобладанием зороастрийских или по крайней мере признанных позднейшим зороастризмом иранских божеств. Что касается Иверии и Алвании, то здесь существовали собственные древние культы общинных богов. Так, в столице Картли почитался бог Луны Армази: одни исследователи с некоторой вероятностью отождествляют его с зороастрийским Ахура-Маздой, а другие приписывают ему хеттское происхождение. Там же почитались божества Гаци, Га и т.п. Влияние зороастризма было в какой-то мере безусловно ощутимо в Иверии, но характер имен иверийских царей по большей части скорее скифский, чем зороастрийский. В Алванию влияние зороастризма проникло поздно. По Страбону, здесь почитали Солнце, Зевса и Луну, в особенности же Луну. Он описывает алванский храм божества Луны, находившийся недалеко от границ Иверии, возможно в нынешней Кахетии, и обряд происходивших здесь человеческих жертвоприношений. Есть предположение, что они совершались ив Иверии, да и ахеменидскому Ирану они не совсем были чужды. Во всех перечисленных странах должность главного жреца была второй в государстве после должности царя. В каждой из них (ив этом — отличие от более древнего царства Урарту) существовали огромные храмовые хозяйства и даже целые области, населенные храмовыми людьми. Такова, например, была, по-видимому, область Анахтакан, принадлежавшая храму богини Анаит в Армении. В Алвании храмам отведена была земля хора, по словам Страбона, обширная и хорошо населенная храмовыми рабами (иеродулами), по крайней мере часть которых имела и культовые обязанности из них же избирались человеческие жертвы. В отличие от других эллинистических государств в государствах северного горного пояса Ближнего Востока сохранялось значение также и свободных земледельцев, принадлежавших к общинно-частному сектору, хотя они могли не быть гражданами самоуправляющихся городов. Между тем состояние производительных сил достигло в большинстве случаев примерно того же уровня, что ив более развитых странах Ближнего Востока. Древняя формация подошла на этих территориях к поре своего упадка и гибели при все еще не полностью исчезнувших архаических формах социальных отношений. Таким архаизмом, в частности, было существование (вне храмовых и городских общин) свободного общинного крестьянства. |