Главная страница
Навигация по странице:

  • ИСМУКОВ

  • УДК ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ (социально-философский анализ) Ю.С. Гуров

  • Ебоксарского кооперативного


    Скачать 243.26 Kb.
    НазваниеЕбоксарского кооперативного
    Дата26.03.2022
    Размер243.26 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаproblemy-zhizni-smerti-i-bessmertiya-sotsialno-filosofskiy-anali.pdf
    ТипЗакон
    #418588
    страница1 из 2
      1   2
    ВЕСТНИК Ч
    ЕБОКСАРСКОГО
    КООПЕРАТИВНОГО
    ИНСТИТУТА
    . 2009. № Природа человека в целом такова, что люди, социальные слои, классы заинтересованы в скорейшем достижении своих целей путем внесения изменений в структуру общественных отношений или же переворота всего общественного строя, торопят законы развития общества, а те, которые уже добились экономического господства и политической власти, наоборот, всячески пытаются тормозить их действие. Взгляд на законы с чисто прагматических соображений вызывает к жизни в томи другом случае субъективистские подходы к проблеме, односторонне релятивистские или догматические воззрения.
    Так обстоит дело и с применением категорий единичное, особенное и общее у сторонников демонтажа социальной однородности наций и народностей страны.
    Диалектика единичного, особенного и общего является не только формой отражения объективной действительности, но и диалектикой действия. С позиций выявленной нами методологии данных категорий попытаемся раскрыть содержание культуры в целом и национальной культуры в частности, переходя затем к анализу национального и общечеловеческого в ней в контексте современной практики национальных отношений. Этому будет посвящена следующая статья. Ismukov.
    DIALECTICS OF SINGLE, SPECIFIC AND GENERAL IN THE SYSTEM
    OF SOME UNIVERSALS OF PHILOSOPHY.
    Conceptual contents of categories single,specific and general are considered in the article,
    their place and role in the system of other universals of philosophy are determined, that enabled to recognize their dialectics as a method of research.
    ИСМУКОВ Николай Аверкиевич,
    родился в 1942 г, окончил Уральский государственный
    университет им. А.М. Горького (1968), доктор философских наук, профессор, декан торгово-
    технологического факультета Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор свыше 130 научных и научно-методических работ, в том числе 5
    монографий.
    УДК ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ
    (социально-философский анализ)
    Ю.С. Гуров
    Человек, вступая в сознательный период своей жизни, задается извечным вопросом В чем смысл жизни. Собственно, для чего человек родился и живет.
    Еще родоначальник европейской философии, великий древнегреческий философ
    Платон писал в Апологии Сократа, что делаешь людям добро, а взамен получаешь зло. Так, его судили зато, что он среди молодежи распространял философские знания,
    в том числе о любви к мудрости и красоте.
    Платон вводит своих учеников не только в философию, но ив современную ему жизнь.
    1
    У каждого человека на вопрос о жизни,
    смерти и бессмертия или есть свой ответили же его вовсе нет. Те, у которых есть ответ,
    утверждают, что жизнь не так плоха. Это оптимисты. Они дадут ответ на любой, даже очень сложный вопрос. Беседы с этими людьми показали, что для мужчины прежде всего счастье в работе, аза теми в хорошей семье.
    У женщин первое место занимает семья,
    любимые дети, верный муж. Пессимисты думают и говорят о жизни по-другому: в жизни все плохо, они не могут в ней устроиться и брать у нее все, что хотят.
    Кого же больше – оптимистов или пессимистов Обеспеченные слои, как правило,
    жизнь воспринимают оптимистично. Кто относится к богатым, тот думает о жизни какая она хорошая. Бедные люди, безработные, инвалиды и пенсионеры, бездомные дети, бомжи и преступные элементы счита-
    1
    Платон. Избранные диалоги Перс древнегреч. С.К.
    Апта, ЯМ. Боровского, Т.В. Васильевой, АН. Егорова,
    С.П. Маркина, МС. Соловьева, С.Я. Шейман-Топштейн;
    вст. ст. Л. Сумм. – М Эксмо, 2007. – С. 51.

    169
    Ч
    ЕЛОВЕК
    И
    ОБЩЕСТВО
    ют свою жизнь неудачной. В конечном счете,
    им все равно – жизнь или смерть.
    Известный немецкий философ Фридрих
    Ницше говорил, что гедонизм, пессимизм,
    утилитаризм, эвдемонизм – это все те образы мыслей, которые определяют ценность вещей по возбуждаемому им наслаждению и страданию, те. по сопутствующим им состояниями побочным явлениям. Такие взгляды определяются поверхностностью и наивностью, на которую каждый, кто чувствует в себе творческие силы и совесть художника, не может смотреть без насмешки, а также без сострадания.
    2
    Но что представляют собой эти три понятия?
    Жизнь, смерть, бессмертие – вечные темы духовной культуры человечества во всех ее проявлениях и формах. О смысле и сущности этих понятий размышляли многие выдающиеся мыслители своего времени, особенно – философы (Платон, Аристотель, Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейер-

    бах, Ф. Ницше, О. Конт, Н.Г. Чернышевский,
    А.И. Герцен, В.Г. Белинский, НА. Бердяев, Вл.
    Соловьев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский,
    А.И. Солженицын и др. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Здесь используется триада Гегеля: жизнь – смерть бессмертие, поскольку в этой триаде тезис отрицается антитезисом и противоречие между ними снимается синтезом.
    Надо признать, имеются некоторые трудности в определении понятия «жизнь»,
    ибо данное понятие не является организованным по своей природе, будучи лишь хаотичным набором разрозненных ассоциаций. Трудность в определении этого понятия постижима человеком. Нов целом можно отметить, что определение жизни – это не более чем попытки придумать формулировку, не противоречащую вырабатываемым системным убеждениям человека.
    Жизнь – это способ бытия сущностей
    (живых организмов, наделенных внутренней активностью, процесс развития тел органического строения с устойчивым преобладанием процессов синтеза над процессами распада это особое состояние материи,
    имеющей следующие свойства размножение,
    развитие, гомеостаз, раздражимость, саморегуляция. Жизнь это период существования (бытия) организма от момента появления до его смерти.
    В религии жизнь определяется как чудесное свойство, независящее от материи, даваемое и отбираемое у матери Богом. Различают конечную (во времени) жизнь тела и бесконечную жизнь души, причем душа присуща живой материи. В живом организме имеется душа. Жизнь души изменчива. Живой организм умирает вместе со своим телом тело способно изменять окружающую природу,
    душа способна мыслить и чувствовать. После смерти она продолжает существовать вне- кой иной форме, продолжает чувствовать и мыслить. Эта модель демонстрирует мощь вербальной компрессии (информации. И. Христос говорил, что он есть путь и жизнь.
    Философское объяснение жизни таково:
    это идеальная форма существования материи, способная воздействовать на материю и адаптироваться. Жизнь возникла, как результат эволюции полимерных соединений углерода и представлена разнообразными организмами, которые характеризуются индивидуальной целостной системой. Живой организм и жизнь должны обладать такими свойствами, как способность преодолевать нарастание энтропии, приспособленность к существованию в данных условиях окружающей среды, приспособленность всех частей организма (молекул, клеток и органов) к выполняемым в жизненном процессе функциям, способность к сохранению и передаче наследственной информации. С возникновением жизни связано предметное мышление,
    язык. Жизнь – это явление реальности бытия.
    Каждый человек акцентирует свое внимание на некоторых аспектах рассматриваемого феномена (жизнь) и может для себя выбирать, исходя из конкретной ситуации, какая модель его устроит поточности и удобству описания больше всего. Нельзя найти и использовать одну и туже референцию для всех случаев жизни. Имеются различные определения жизни. Научные (биологические жизнь это особый вид материального взаимодействия генетических объектов, которые осуществляют синтез себе подобных генетических объектов.
    Химико-физическое определение жизнь это преобладание процессов синтеза над процессами распада, энергопотребляющих процессов изменения вещества и других объектов физической химии, в которых различимы два цикла (во времени цикл регенерации необходимых веществ и цикл Ницше Ф Размышления в домашнем халате/
    Фридрих Ницше. – М Алгоритм, Эксмо, 2007. – С. 104–
    105.
    ВЕСТНИК Ч
    ЕБОКСАРСКОГО
    КООПЕРАТИВНОГО
    ИНСТИТУТА
    . 2009. № регенерации механизма регенерации веще- ства.
    Химико-волновая модель жизнь – это химическая волна, те. многомерная каталитическая циклическая химическая реакция.
    В каждый момент времени ее существования,
    называемый временем жизни, в каждой отдельной нити реакции на любом уровне масштаба рассмотрения от молекул до классов живых организмов можно выделить три материальных элемента ресурс, катализатор,
    результат.
    Модель химической волны включает в категорию живых организмов широкий спектр объектов от бактериофага до всего человечества и класса живой материи, рассматриваемого как единый процесс природы хорошо описывает события на протяжении четырех миллиардов лет эволюции нашей планеты имеет возможность описать химические формы жизни, которые могли бы зародиться, например, на иных планетах,
    на больших глубинах Земли суши, океана,
    на больших высотах атмосферы поддается количественному моделированию методами математики наглядно описывает процесс зарождения органической жизни на Земле;
    объясняет феномены конечности продолжительности жизни организма и бессмертия генотипа.
    Кибернетическое (информационное) объяснение жизни. Жизнь – это кибернетическая структура, реализующая специфические информационные функции память, системы кодирования, записи, передачи, приема,
    декодирования и интерпретации (исполнения) управляющей информации собственный внутренний язык – систему сигналов,
    свойств и методов способность слушать и
    «говорить» на внутреннем языке (обрабатывать сигналы, выполняя информационную функцию. Жизнь – это виртуальный объект,
    не связанный с конкретным материальным предметом – носителем, по законам кибернетики, обладающий свойствами инвариантности своего описания и изофункциональ- ности интерпретации этого описания в произвольной среде. Модель включает в категорию живых организмов весь комплекс жизни в рамках модели химической волны;
    цивилизацию с ее культурой включая некоторые компьютерные программы, рассматриваемые уже как живой организм.
    Энтропийно-эволюционная модель жизни Жизнь – это турбуленция в потоке ин- формации-энтропии в процессе расширения
    Вселенной, повышающем энтропию пространства при трансформации её в энтропию времени.
    Термодинамическая модель жизни. Жизнь- это процесс одностороннего обмена информацией о структуре между ограниченной частью материальной системы и её окружением, использующей эффект односторонней проводимости мембран. Проводимость мембраны живого организма в направлении
    «внутрь организма для информации высока,
    для энтропии низка. В направлении из организма наоборот проводимость для информации низка, а для энтропии высока. Результатом существования такой мембраны являются образование области пространства с более высокой информацией и низкой энтропией относительно среднего их значения в данной области. Информационная насыщенность области автоматически обозначает факт аккумуляции в ней энергии, за счет которой организм остается неизменным в течение продолжительного времени относительно меньшей изменчивости во времени, что означает узнаваемость её в течение некоторого продолжительного времени;
    способствуют повышению стабильности во времени этой области – здесь возникает живой организм. Эта модель хорошо объясняет, почему тела живых организмов умирают мембраны исстрачивают свой запас информации и проводимость их в обоих направлениях выравнивается.
    Технологическая модель жизни. Жизнь биологическая – белковые тела, способные самостоятельно управлять синтезом или модификацией белка.
    3
    В различные времена и разных народов можно обнаружить негативное высказывание о жизни. Жизнь – страдание (Будда, Шо-
    пенгауэр и др жизнь – сон (Веды, Платон,
    Лабрюйер, Паскаль жизнь – бездна зла
    (древнеегипетский текст Разговор человека со своим духом. Все, что делается под солнцем, – это суета и томление духа»
    (Экклезиаст); Человеческая жизнь жалка»
    (Сенека); Жизнь – борьба и странствие по чужбине (Марк Аврелий); Все пепел, призрак, тень и дым (Иоанн Дамаскин); Жизнь однозвучна, зрелище уныло (Петрарка);
    «Жизнь – это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла (Шекспир); Жизнь человеческая нечто иное, как постоянная иллюзия Жизнь Электронный ресурс // Материал из
    Википедии – свободной энциклопедии URL:
    http:ru.wiki Жизнь. (дата обращения 23.03.2009).

    171
    Ч
    ЕЛОВЕК
    И
    ОБЩЕСТВО
    (Паскаль); Вся жизнь – лишь цена обманчивых надежд (Дидро); Моя жизнь вечная ночь. что такое жизнь, как не безумие (Кьеркегор); Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду (Ниц- ше), жизнь – копейка (народная пословица. Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа Жизнь копейка Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как духа как специфическую человеческую драму. Правильно то, что в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична конец ее это смерть. Древнегреческий философ Эпикур
    пытался решить этот вопрос вопросов так:
    «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы несу- ществуем».
    Многие века ученых и мыслители человечества предпринимали попытки хотя бы теоретически доказать, реальное существование бессмертия Гетевский Фауст

    произнес великую фразу Остановись мгновенье это девиз такого бессмертия, импульсом которого является биологическая витальность», жизненная сила».
    Однако, думая о жизни приходится принимать то, что смерть – единственное,
    перед чем все равны. Нужны огромная вера и чудо, какое совершил евангельский Христос,
    «смертью смерть поправ». Замечу при этом,
    что мудрость человека проявляется в том, что выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Индийский мудрец Махатма Ганди

    говорил: Мы не знаем, что лучше – жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант. Задолго до этого в древнеиндийской философской поэме «Бхагавад – гите сказано Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном – не скорби!»
    Вместе стем, немало великих людей осознавали эту проблему в трагических тонах.
    Выдающийся отечественный биолог И.И. Мечников, размышлявший о возможности
    «воспитания инстинкта естественной смерти, писало Л.Н. Толстом Когда Толстой,
    терзаемый невозможностью решить эту задачу и преследуемый страхом смерти,
    спросил себя, не может ли семейная любовь успокоить его душу, он тотчас увидел, что это – напрасная надежда. К чему, спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии,
    как и их отец Зачем же им жить Зачем мне любить их, растить и блюсти их Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия Любя их, я не могу скрывать от них истины, всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина – смерть».
    4
    В различных культурах эта тема жизни и смерти переживалась по-разному, страх перед смертью заложен в самой человеческой природе, в самой тайне жизни. Он изначален,
    то есть уходит в глубины человеческой психики. Но этот страх перед смертью в конкретной эпохе реализуется в различные преображенные формы. Каждая культура вырабатывает свою систему ценностей, в которой переосмысливаются вопросы жизни и смерти. С помощью комплекса образов и символов обеспечивается психологическое равновесие индивидов.
    В древнекитайском сознании, например,
    факт смерти оценивался как нечто, не имеющее глубокого значения в бытии. Если человек умер, то значит так должно и быть.
    Мертвый остаётся среди живых, но уже как усопший. Умерший уходит от живых как бы условно, в ограниченном смысле. Он нас не покидает. Мир повсюду заселен живыми мертвецами, которые перешли в другое состояние, ноне ушли виной мир. Вот почему в этой культуре символика смерти носила земной характер. За священным императором Китая Богдыханом
    повсюду следовал гроб, который считался атрибутом его земного существования. Заблаговременная подготовка могилы для престарелых родителей считалась актом заботы и милосердия. Покинув часть земного мира, усопший отправлялся к другим людям, которые умерли раньше,
    но все же никуда не исчезли. Отсюда культ предков, который весьма характерен для этой культуры.
    В единстве принимали земной и небесный мир египтяне. Они понимали сходство загробного мира с подлунным там так же,
    как здесь. Смерть считалась началом подготовки к загробному бытию. Египтяне считали,
    что имеется нетленность тела того человека,
    власть которого была нерушимой при жизни.
    Культ мертвых боготворился в египетской культуре. Применялось искусство бальзамирования и мумифицирования, строительство Большой энциклопедический словарь философия,
    социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн.
    науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. – Мн МФЦП, 2002.
    – 1008 с. – С. 286.
    ВЕСТНИК Ч
    ЕБОКСАРСКОГО
    КООПЕРАТИВНОГО
    ИНСТИТУТА
    . 2009. № грандиозных гробниц, увековечивание памяти ушедших – все служило одной цели:
    обеспечить символическое бессмертие. Еще в эпоху Древнего Царства (XXIX–XIX вв. дон. э) египтяне воспринимали души умерших в единстве их соединения со звездами. Каждую ночь душа усопшего вновь поселялась в теле, покидая свою звезду.
    Египетская Книга мертвых – многие молитвы, магических звучаний и мифологических историй, которые касаются смерти и загробной жизни. Материалы этих текстов разноречивы. Как видно из сказанного, в древнекитайской и древнеегипетской культурах жизнь и смерть уравнивались.
    Древние евреи воспринимали смерть как реальность, они были способны примириться с мыслью прекращения индивидуальной жизни. Иудеи считали, что личность человека раздвоена, поскольку имеет некую тень бледную и духовную копию индивида. После смерти эта душа спускается под землю, где царит мрак грусть и печаль. В иудейской религии считалось, что Бог Яхве оживит мертвых для новой жизни. Рай при этом виделся обителью блаженных, ад, напротив,
    был средоточием грязи. Используя кабалистические традиции, евреи создали учение о переселении душ. В многочисленных религиозных заповедях говорилось о том, что душа
    Адама перешла в Давида, а потом «вдохнется»
    в мессию, те. в ниспосланного Богом спасителя (царь Израильско-Иудейского государства в конце XI в. – около 950 г. до н.э.).
    В Новое время в осмыслении смерти в европейском сознании появилась другая традиция – пантеистическая, отождествляющая бога в мир, растворяющая Бога в природе. Пантеистическая традиция, характерна для Спинозы, Гете, Гегеля, в которой отвергалась возможность связи природного и сверх- природного через личность. Она привлекала внимание к жизни. Так, Спиноза подчеркивал,
    что человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни. О
    смерти просто не надо думать, следует сосредоточить мыслительные усилия на вопросах земного мира. Прагматизм как философское течение видел в смерти нежизненный процесса болезненное напоминание об ограниченности нашей власти над природой.
    Романтизация смерти начинается в новейшей западной философии у Шопенгауэра.
    Он пытался создать единый взгляд на тело и душу. Жизнь характеризуется как что-то такое, чему лучше было бы и не быть. Жизнь на Земле – это случайность. Шопенгауэр
    убежден, что развитие космического цикла привело ко многим несчастьям. Человек должен осознать катастрофичность этого процесса, чтобы осмыслить ничтожество земного существования. Он доказывал, что существа низшей организации лучше человека,
    ибо животные не имеют сознания, поэтому и не понимают, что мир – жестокий и губительный. Шопенгауэр отвергал идею личного бессмертия, считал, что думать о вечности самого себя это – все равно, что укреплять заблуждение. Ведь каждый человек представляет собой нечто иное, как частную ошибку, ложный шаг, концентрацию случайности, те. то, чему лучше бы и не бывать.
    Противоположное понятие жизни смерть. Смерть – это отпечаток таинственности и мистичности. Смерть вообще и тем более внезапная смерть выводила это понятие за пределы человеческого восприятия, превращала смерть в божественную кару за грехи либо божественный дар после жизни человека ждала более счастливая, но опять жизнь на том свете. В любом случае смерть является закономерным завершением жизни.
    Француз Клод Бернар, стоявший у истоков танатологии, в Лекциях по экспериментальной патологии писал, что механизмы жизни могут быть вскрыты и обнаружены лишь знанием через механизмы смерти. Учредитель Нобелевских премий Альфред Нобель

    рекомендовал особое внимание обратить на исследование вопросов старения и умирания организма, на фундаментальные проблемы современной биологии и медицины.
    Низведение смерти до уровня физиологического процесса особенно проявилось в учении выдающегося отечественного физиолога, академика И.П. Павлова, который считал, что если немедленно после вызванной
    болезни или ввиду неминуемой смерти экспериментатор искал с полным знанием дела способ
    победить туи другую».
    В начале XX в смерть из мистической вещи в себе (И. Кант) превратилась в объект научного поиска.
    Религиозное понимание смерти таково:
    гибель тела и дальнейшего существования в виде духа или последующего возрождения в новом теле либо пребыванием в вечной жизни (христианство, достижением нирваны (в буддизме. В Реинкарнации в буддизме, индуизме
    и других религиях считается, что нематериальная душа после смерти воплощается в новом теле. В христианстве причиной смерти

    173
    Ч
    ЕЛОВЕК
    И
    ОБЩЕСТВО
    считается греховность человека. Возмездие за грех – смерть (Послание к Римлянам. Безгрешный человек не будет знать смерть и будет жить вечно. В Евангелиях сказано в будущем, при наступлении Царства
    Божьего смерти не будет Отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»
    (Откровение, 21.4). В синтоизме предполагается, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя может и не реинкарнуется. Духи умерших могут оказывать помощь живым родственниками по этой причине являются объектом поклонения. В
    исламе после смерти умерший человек попадает в барзах (от араб. – перешеек) – состояние, где он пребывает в могиле до Судного
    Дня, после которого будет воскрешен воплоти, и будет спрошено своих деяниях. Затем он попадет в Рай или Ад – в зависимости от его грехов и образа жизни на Земле.
    Во всех религиях сказано, что святые люди умирают иначе – они возносятся к небу или засыпают при этом труп благоухает. Мощи не поддаются гниению. В Библии

    описано девять случаев воскресения после смерти. В религии имеется понятие духовная смерть – это полная психическая деградация личности. В биологии выделяются три терминальных состояния смерти биологическая (истинная, клиническая и смерть мозга. Религия считает смертью только биологическую смерть.
    Философия трактует смерть как отсутствие жизни, её окончание и завершение.
    Смерти противостоит не жизнь, а рождение.
    Смерть – естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Живое и неживое это две стороны окружающей нас природы. На Земле известен лишь один вариант жизни – жизнь белковых макромолекул. В XX в. француз Танглю определил смерть как общее свойство всех живых. Один из основоположников танатологии М.Ф. Би-
    ша предположил, что жизнь – это совокупность явлений, противящихся смерти. Классик марксизма Ф.Энгельс не согласился с таким определением смерти. В своей работе
    «Анти-Дюринг» он писал Жизнь есть способ

    существования белковых тел, и этот способ
    существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических
    составных частей путем питания и выделения».
    И далее Жить, значит умирать. Но и сам
    Энгельс определял процесс жизни через белковую форму. Наличие белковой формы есть противоположность смерти.
    В последнее время появилась гипотеза о существовании не только белковой формы жизни. В основе новой гипотезы жизни лежит так называемая лептонная теория, объясняющая известные случаи проявления необычных знаний у людей после тяжелых массовых ситуаций или травм. Исследования по мониторингу массы тела человека в процессе умирания и после прекращения деятельности мозга, те. до наступления смерти мозга, масса тела умершего уменьшается на граммов. Это, видимо, связано с тем,
    что вовремя агонии усиливается потоотделение. Те. эти граммы – не душа, а материальные частицы тела.
    Некоторые источники сообщают, что изменения в массе тела происходит в результате использования клетками адезинтри- фосфорной кислоты (АТФ) при анаэробном
    (в отсутствие кислорода) питании. Современная наука отрицает возможность (в нормальных условиях) изменения массы како- го-то ни было объекта без потери им вещества. Закон сохранения массы в химических реакциях был экспериментально доказан
    М.В. Ломоносовым.
    Все религии мира опираются на страх человека перед смертью, обещая загробную жизнь. Религии влияли и продолжают влиять на развитие социума и отдельного человека.
    Неизбежность гибели и вера в загробную жизнь привели к проблеме захоронения трупов. Были выделены особые территории,
    предназначенные для захоронения (кладбища. В некоторых религиях допускается сожжение умерших – кремация. Захоронение привело к возникновению специальных ритуалов, которые сопровождают умершего в последний путь, торжественные похороны,
    траур, цветы на могилу, различного вида поминки. Смерть контролирует чрезмерное размножение живых организмов, ибо природные ресурсы вскоре были бы исчерпаны.
    5
      1   2


    написать администратору сайта