Главная страница
Навигация по странице:

  • Y.S. Gurov.

  • Ебоксарского кооперативного


    Скачать 243.26 Kb.
    НазваниеЕбоксарского кооперативного
    Дата26.03.2022
    Размер243.26 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаproblemy-zhizni-smerti-i-bessmertiya-sotsialno-filosofskiy-anali.pdf
    ТипЗакон
    #418588
    страница2 из 2
    1   2
    Бессмертие. Закон о бессмертии таков все живое смертно. Бессмертие иногда смешивают с понятием долголетие, однако это неверно. В понятие бессмертие входят следующие элементы бессмертие души, т.е.
    человеческая душа живет вечно, независимо от тела бессмертие физического тела – представление о вечно живущем человеке сохранение умершего в памяти людей. Идея бессмертия встречается у большинства на Смерть Электронный ресурс // Материал из
    Викепедии – свободной энциклопедии. – URL: http://
    ru.wiki Смерть (дата обращения 22.03.2009).
    ВЕСТНИК Ч
    ЕБОКСАРСКОГО
    КООПЕРАТИВНОГО
    ИНСТИТУТА
    . 2009. № родов. У греков и евреев под бессмертием понималось призрачное существование в царстве теней («аид» – у греков, «шеол» – у евреев. В Индии и Египте господствовало учение о переселении душ. По преданию,
    египтяне первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, рождающееся в тот момент.
    6
    Бессмертие – это есть представление о вечно живущем человеке в памяти людей.
    Позже в иудаизме учение о бессмертии связывалось уже сучением о воскресении из мертвых и о загробном воздаянии. В таком виде оно перешло в христианство и ислам.
    В некоторых философских системах рассматривается бестелесное, внефизическое существование души (изотерический иммор-
    тализм). Материалистический подход отрицает существование души, поэтому рассматривать его не имеет смысла.
    В виде систематического философского учения понятие о бессмертии впервые было обосновано Платоном («Федон, или О бессмертии души. И. Кант считал невозможным представить какие-либо теоретические доказательства бессмертия души, поэтому обосновал веру вне на постулатах практического разума. Может быть, действительно,
    что некоторые организмы потенциально бессмертны. Если несчастный случай не остановит жизнь, то, возможно, они способны к неограниченному существованию.
    Например, к таким организмам уверенно относят организм морских актиний и пресноводных гидр. Кроме того, сюда можно отнести и те организмы, которые не сохраняют индивидуальности и размножаются бесполым путем.
    С этой темой связывается эликсир бессмертия – сказочное вещество, обладающее свойством омолаживать человеческий организм и продлевать его жизнь до бесконечности. Эликсир бессмертия упоминается в легендах и преданиях многих народов мира как своеобразная пища богов. Боги Древней
    Греции вкушали амброзию, боги Древней
    Индии – амриту, иранские боги – хаому,
    боги Древнего Египта пили воду бессмертия.
    Алхимики долгое время искали эликсир бессмертия, эликсир жизни и пришли к выводу,
    что таким качеством обладает благородный металл – золото, в котором содержится субстанция бессмертия и вечной молодости. Они пытались выделить эту субстанцию и ввести в организм человека. В частности, Клеопатра выпила напиток из золота. Но вскоре она совершила самоубийство, потому невозможно судить о результатах опыта алхимиков. Известен случай с китайским императором Сюань-цзуном (VIII в. Попытки создать эликсир бессмертия не прекращаются и сегодня.
    Во многих сочинениях (Метафизика пола и любви и др) русский философ Н.А.
    Бердяев обожествлял тему любви. Он считал,
    что с полом и любовью связана тайна индивидуальности и бессмертия. Бессмертие стало ведущей темой в философии русского космизма и трансгуманизма. Многие ученые убеждены, что проблему бессмертия в будущем можно решить. Лауреат Нобелевской премии Р. Фейнман писал Если бы человек вздумал соорудить вечный двигатель, он столкнулся бы с запретом в виде физического закона. В отличие от этой ситуации в биологии нет закона, который утверждал бы обязательную конечность жизни каждого индивида. Современная наука решает проблему бессмертия физического человека разными путями, на современном этапе развития этот вопрос исследуется в рамках старения и долголетия, для этих целей активно разрабатываются технологии стволовых клеток и генной инженерии, гормональная терапия, трансплантология, разработки в области криобиологии.
    Решения проблемы бессмертия ожидают в области микроэлектроники, благодаря тому, что может произойти перенос на неорганический носитель сознания человека.
    Интересны представления о бессмертии ив религиозных учениях. Так, в даосизме
    предлагали ограничения в пище. Как путь,
    практикуемый индийскими аскетами-от- шельниками. Кандидат в бессмертие должен был отказаться вначале от мяса и вина, потом вообще от любой грубой и пряной пищи (духи не выносят запах крови и никаких резких запахов, затем – от овощей и зерна, которые все же укрепляют материальное начало в организме. Постепенно удаляя разрыв между приемами пищи, нужно научиться жить совсем немногим – легкими фруктовыми суфле, пилюлями и микстурами из орехов,
    корицы, ревеня и т.п. Специальные снадобья готовились по строгим рецептам, ибо их состав обладал магической силой ингредиентов. Следовало также научиться удалять голод с помощью собственной слюны Герман Кеес. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства / Кеес
    Герман. – СПб.: Журнал Нева, 2005. – С. 13.

    175
    Ч
    ЕЛОВЕК
    И
    ОБЩЕСТВО
    Считалось, что на Земле имеются такие люди, которые достигали великой учености и мудрости, что они хорошо знают математические, физические, химические, динамические, астрономические и астрологические науки, великолепно играют на струнной музыке, говорят на многих языках, знают историю любого государства, народа, племени. Они состоят в тайном обществе чудотворцев или магов, провозвестников будущего,
    которые владеют таинством натуры.
    Во многих литературных произведениях имеются идеи бессмертия. Бессмертными были Боги из «Илиады» и Одиссеи Гомера
    и Свифта. В сказках отражается давняя мечта человека о бессмертии. К сожалению, бессмертие почему-то получают в большинстве своем отрицательные персонажи, в результате соглашения с темными силами, путем черной магии и превращения в живых мертвецов, вампиров и т.п. Таковы Кощей Бессмертный из русских народных сказок, у
    Сергея Лукьяненко Сатана, граф Дракула и др. Положительные герои к бессмертию не стремятся, живут не для себя, а для других людей. Классический пример – Иван-царевич
    (читайте работы доктора философских наук,
    автора многих трудов о бессмертии человека;
    работы из газеты Аргументы и факты сборник статей А. Болонкина
    о бессмертии людей).
    Таким образом, понятие, обозначающее преодоление смертности, во многом не разработано ив основном построено на гипо- тезах.
    7
    Итак, подведем общие итоги иссле-
    дования.
    В статье рассмотрены три философские категории – жизнь, смерть, бессмертие. Все они находятся в единстве и взаимодействии.
    Но какая из них главная, направляющая сила Думается, что это – жизнь. Человек прежде всего живет, стремится управлять своей судьбой, работает, учится, создает семью, воспитывает детей. Конечно, смерть неизбежна, ибо все живое когда-нибудь умирает, и человеку хотелось бы продолжить свою жизнь после смерти, те. обрести бессмертие. Но пока ни одна теория не подтвердила наличие факта бессмертия. Можно только стремиться к преодолению старости и долголетия.
    Жизнь: 1) термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма жизнь мыслится как имманентное свойство прамате- рии, фактически синонимичное бытию, в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей
    «косной» материи в рамках механицизма,
    предполагающей тот или иной вариант перво- двигателя как источника силы, приводящей ее в движение 2) понятие неклассической философии, фундирующее собой философию жизненного мира и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); жизненный порыв»
    как формотворчество космической силы
    (Бергсон); жизнь как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или ду- ховно-исторического опыта (Дильтей, Зим-
    мель); 3) термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем,
    который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции,
    росту, размножению и адаптации к условиям среды. Жизнь является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего – биологии. Вопрос о сущности жизни и ее определения были остается предметом дискуссий различных философских и естественнонаучных направлений. Со второй половины XX встали отчетливо проявляться два основных подхода к определению жизни субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности жизни обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК, который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают жизнь сточки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представления о природе материального носителя жизни,
    которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров — белков, нуклеиновых кислот и др.
    Современной наукой обосновано положение о многообразии форм жизни и о том,
    что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности. При этом выделяются следующие основные уровни организации живого организменный, популяционно-видовой, био- ценотический и биосферный. Ориентация Бессмертие Электронный ресурс // Материал из
    Википедии – свободной энциклопедии. – URL: http://ru
    Wiki бессмертие (дата обращения 23.03.2009).
    ВЕСТНИК Ч
    ЕБОКСАРСКОГО
    КООПЕРАТИВНОГО
    ИНСТИТУТА
    . 2009. № исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания,
    исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказался уровень,
    связанный с познанием молекулярных основ жизни. Его осуществление привело биологию к эпохальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж, их универсальности для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы,
    однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого.
    Объектом исследования становятся атомный и электронный уровень организации структур живого. Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал
    посчитал необходимым включить в определение сущности жизни Жизнь есть часть, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов, Другой тенденцией в познании сущности жизни является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще
    Вернадский. В системе своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения «совокупностей организмов, их комплексов, что позволит открыть и новые свойства жизни, ее проявления на биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения жизни на Земле. Отличные, от естественнонаучных, воззрения на проблему предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные философские концепции,
    акцентирующие проблематику человека и его предназначения в мире, а также специально осмысливающие феномен смерти.
    8
    Смерть – в науке – естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления. Уже реконструкция захоронений неандертальцев свидетельствует о наличии у них представлений о неокон- ченности человеческого существования со смертью. Это представление древних позднее привело к понятию бессмертной бестелесной души. В античной философии была предпринята одна из первых попыток на рациональных основах примирить индивидуальное сознание с неизбежностью собственной смерти. Эта попытка воплотилась в двух концепциях, предлагавших пути избавления от страха перед смертью Сократа – Платона
    и атомистов – стоиков. Теория Сократа Платона утверждала бессмертие одной из составных частей человека – души смерть мыслилась как отделение нетленной вечно живущей души от смертного тела. Страх перед смертью преодолевается разумом на путях философии, т.к. человек, который. посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага (Сократ. Учение атоми- стов-стоиков снимает страх перед смертью через признание ее естественными закономерным фактом жизни, которого не следует страшиться в силу невозможности его прочувствовать согласно Эпикуру, душа со смертью человека распадается на атомы и, следовательно, человеку уже все безразлично, он ничего не чувствует. Стоики наделяют ожидание смерти этическими мотивами надо бояться не смерти, а недобродетельной жизни кто научился смерти, тот разучился быть рабом (Сенека).
    Христианская теология и философия полагали смерть следствием грехопадения
    Адама и Евы, Христианство на основе веры в загробную жизнь и справедливое воздаяние за земные дела предоставляло человеку знание о смерти как переходе из земной жизни в жизнь вечную. Смерть трактовалась как мгновенный акт перерождения, к которому человек должен готовиться всю земную жизнь. Смерть и воскрешение Христа – победа над первобытным страхом биологической смерти. Реформация и Возрождение хотя и подвергли ревизии церковное учение о смерти ноне отняли у человека представлений о личном бессмертии.
    Философия Нового времени, а позднее и Просвещение выносят проблему смерти за рамки теологии, что несильно влияет на этические результаты их размышлений о смерти хотя и меняет систему аргументации.
    Проблема смерти вытесняется на второй план гносеологией и социально-политическими концепциями и присутствует как элемент в рассуждениях о бессмертии души (Декарт, Локк,
    Гоббс) или атеистических системах (Ламетри,
    8
    Большой энциклопедический словарь философия,
    социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн.
    науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. – Мн МФЦП, 2002.
    – 1008 с. – С. 286.

    177
    Ч
    ЕЛОВЕК
    И
    ОБЩЕСТВО
    Дидро). Тема смерти в XVIII–XIX вв. развивается в различных философских концепциях у Канта идея бессмертия души выступает как постулат практического разума в панлогизме Гегеля, в границах которого феномен смерти осмысливается в сфере чистой мысли, смерть постигается не верой, а разумом в религиозном экзистенциализме Кьер-
    кегора смысл смерть должен быть понят нес помощью рассудка, а в состоянии страха и трепета, открывающем всю глубину веры в
    Бога; в религии Человека (Конт, Фейербах)
    акцент ставится на родовом бессмертии человека (как ив марксизме) и вечном разумном прогрессе, в идее вечного возвращения»
    (Шопенгауэр, Н. Гартман, Ницше) утверждается бессмысленность и повторяемость жизни и смерти как пути этого повторения для Фрейда
    смерть как и Жизнь, выступает бессознательным импульсом человеческих инстинктов. В в. Хайдеггер представляет смерть онтологической характеристикой человеческого бытия жизнь есть «бытие-к-смерти», человек постулируется в мире осознанием собственной смертности. Смерть, будучи всегда «моей»
    смертью, выводит человека из анонимности жизни к собственному бытию, смерть дополняет возможное бытие человека до полного бытия. Подлинное бытие-к-смерти»
    порывает с повседневными попытками отвлечься от смерти и является основой смысло- творчества человека. В отличие от Хайдеггера,
    Камю и Сартр видят в смерти не позитивный,
    утверждающий момент человеческого бытия,
    а разрушающий смысли индивидуальность.
    (Сравнение с идеей А. Мальро, подхваченной
    Сартром: смерть есть то, что превращает жизнь в судьбу. Г. Маркузе в отношении человека к смерти видит проблему идеологической ангажированности отношения в конкретной культуре. Маркузе переводит рассмотрение смерти из онтологии в социальную, культурологическую плоскость. Эту традицию развивает Ф. Ариес, выдвигая теорию пяти этапов восприятия смерти в западноевропейской культуре от «прирученной»
    смерти (архаика – XII в, когда человек считал ее естественной и был готов к встрече с ней, до перевернутой смерти (XX в, когда общество стыдится смерти, скрывает и бана- лизирует ее, отдает в руки врачей и похоронных бюро. Теорию Ариеса дополняли уточнял
    М. Вовель. Изменчивое отношение человека к смерти легло в основу теории Бодрийяра,
    представляющего историю общества как историю трех этапов симуляции, те. вытеснения, маскировки смерти в сфере социального в зависимости от изменений в законе стоимости. Система, стремящаяся к совершенству, изначально боится смерти и пытается, по Бодрийяру, закрыться от нее с помощью «симулякров», те. определенных видов искусственности, которые должны заслонить принцип аннулирования, что для системы и есть смерть. Успехи медицины поставили перед философами проблему определения смерти. Большинство исследователей исходят из того, что родовым признаком человека является сознание, следовательно, смерть – как определял Л. Шварценберг – это смерть сознания, что смерть человеческого существа определяется с того момента, когда умирает сознание».
    9
    Бессмертие – понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах.
    Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды бессмертия действительное душевно- телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное бессмертие существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое бессмертие достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного,
    непреходящего качества жизни (идеальное бессмертие перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы (как реинкарнация или переселение душ осуществление при- родно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство (биогенетическое бессмертие);
    включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое бессмертие);
    бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы,
    поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное бессмертие проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое бессмертие).
    Психологически каждый из видов бессмертия связан с надеждой на иммортализа- цию, преодоление смертности либо через Большой энциклопедический словарь философия,
    социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн.
    науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. – Мн МФЦП, 2002.
    – 1008 с. – С. 753–754.
    ВЕСТНИК Ч
    ЕБОКСАРСКОГО
    КООПЕРАТИВНОГО
    ИНСТИТУТА
    . 2009. № продолжение жизни в потомстве (биогенетическое бессмертие, либо через продолжение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое бессмертие, либо через различные формы трансцендентной связи свечными духовными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное бессмертие) и т.д. Вера человека в бессмертие и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, невзирая на знание неизбежности своей смерти. Истоки представлений о бессмертии уходят в мифологическое сознание, приписывающее свойство бессмертия сверхъестественным силами персонифицированным божествам.
    Древнегреческая мифология начинает истолковывать бессмертие не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство (мифы о Геракле, Менелае и т.п.). Обычные же люди в древнегреческих мифах уходят в могилу, их тело превращается в тлена безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве.
    У индусов и египтян была распространена вера в то, что в момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в какое-либо другое. Буддизм включил эту веру в учение о сансаре и карме, согласно которым общественное положение человека есть результат деятельности его души в предыдущих перевоплощениях. Иудаизм в понятие бессмертие ввел представление о воскрешении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, в Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде.
    Эта идея в дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскресении Христа его бессмертие трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела
    Христова естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно ив посюстороннем, ив потустороннем мире. Нечто подобное, согласно христианской религии,
    должно произойти и с человеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда.
    Протестантская церковь выдвигает положение о том, что воскресение ведет к восстановлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Утверждается, что в христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое в тоже время будет отличаться от наличного физического тела, хотя в определенной степени и будет находиться в отношении преемственности к последнему. Таким образом, идея личного Б. в христианстве связывается не только с духовным, но и определенным телесным бессмертием. Религия разрабатывает скорее вероучение не о бессмертии (иммортализме), а о послесмертии
    (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя одновременно толкование бессмертия как атрибута Бога. Философские учения античности и на Западе, и на Востоке рассматривали бессмертие как естественное состояние единой субстанции, обладающей космическим разумом. Метафизический принцип бессмертия человеческой души впервые в философии был обоснован
    Платоном. В диалоге «Федон» Платон утверждал, что душа безначальна и бессмертна.
    Ортодоксальные теистические концепции средневековой философии признавали бессмертие души как проявление божественного начала в человеке.
    Идея личного бессмертия прорабатывалась в европейской философии XVII–XVIII вв.
    Лейбниц связывал бессмертие души не только с Богом, но и с бесконечным многообразием индивидуальных монад, образующих субстанцию. Он считал абсурдным признание некоего безликого духа, в котором бесчисленные души тонут, как капли в океане.
    Безликость такого духа, по Лейбницу, обезличивает и связанные с ним души, лишает их индивидуальности и неповторимости личностного начала. Бессмертие жизни, сего точки зрения, находит объяснение в идее преформизма, согласно которой семенной зародыш организма нечто иное как его микроскопическая копия, передающаяся бесконечно из поколения в поколение. Конкретная телесная оболочка организма стареет и разлагается, но монада (душа, согласно
    Лейбницу, не теряя ни одного мига времени,
    организует другую. Кант разрабатывал понятие идеального бессмертия как принципа осуществления высшего морального закона
    (категорического императива) в бытии человеческого рода, гарантом чего, по его мне

    179
    Ч
    ЕЛОВЕК
    И
    ОБЩЕСТВО
    нию, выступала вера в существование Бога.
    В философии Гегеля понятие о бессмертии отождествлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи осуществлением необходимости через непрерывное превращение возможного в действительное. Традиционная вера в личное бессмертие в гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего в жизни человека.
    Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о бессмертии абсолютной идеи. Философия марксизма разрабатывала представление о Б. как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при соответствующих условиях порождать внеземные формы разума. Акцентировалось внимание на понятии социального бессмертия личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего чело- вечества.
    Оригинальное толкование проблема бессмертия получила в русской философии второй половины XIX – начала XX в. Так, в проекте общего дела Федорова предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физического воскрешения всех поколений человеческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для бессмертия жизни, жизни добра без зла. В
    духовных исканиях русских писателей проблема бессмертия была проблемой поиска идеала, который мог бы служить руководством отношения человека к миру, возвеличивая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л.Н. Толстой,
    Ф.М. Достоевский. Решение проблемы бессмертия тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти.
    10
    Как видно понятия жизнь, смерть, бессмертие составляют гегелевскую триаду,
    которая постоянно развивается, что изменяет на каждом историческом этапе систему взглядов о ней. Дальнейшее углубление и движение науки философии, биологии, психологии, кибернетики и многих других научных направлений прибавляют знания человека.
    Возможно, придет такое время, когда эта триада будет всесторонне проанализирована и человек получит в свои руки эликсир молодости и долголетия, а возможно, и бессмертия Большой энциклопедический словарь философия,
    социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн.
    науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. – Мн МФЦП, 2002.
    – 1008 с. – С. 66–67.
    Y.S. Gurov. THE MATTER OF LIFE, DEATH AND IMMORTALITY (social and philo- sophical analysis).
    Social and philosophical analysis of life, death and immortality matters in consciousness of different cultures and peoples is given in the article as well as profound problems connected with human personality are represented here.
    ГУРОВ Юрий Степанович, 29.07.1938–10.04.2009 гг., окончил Воронежский государственный университет (1963), доктор философских наук, профессор кафедры философии, истории и
    педагогики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации
    Автор 270 работ
    1   2


    написать администратору сайта