слушание. Эффективное слушание
Скачать 70.47 Kb.
|
2. Трудно сти эффективно го слуша нияКо гда мы ста ра емся внима тельно слуша ть, в на ших го ло ва х мно го всего про исхо дит. Ино гда мы перепо лнены мыслями, а ино гда слишко м уста ли, что бы следить за хо до м по вество ва ния. Ра злича ют пять ко нкретных за да ч, ко то рые за нима ют на ши го ло вы6: -мента льные фильтры; -мно го за да чно сть; -о твлечение на до ста вку со о бщения; -инфо рма цио нна я перегрузка ; -неуместный о твет. Мы на чнем с мента льных фильтро в, по то му что это са ма я ра спро стра ненна я про блема хо ро шего слуша ния. Эти фильтры а вто ма тически про сеива ют о гро мно е ко личество инфо рма ции, ко то ро й мы ка ждый ра з по дверга емся, и пыта ются о тсо ртиро ва ть, о рга низо ва ть, ра сста вить прио ритеты и ра зо бра ться во всем по по рядку. Эти фильтры со временем ра звива ются по мере то го , ка к мы прио брета ем о пределенный о бра зо ва тельный и про фессио на льный о пыт. Ино гда мы на чина ем смо треть на мир через призму со бственно го о пыта . Ко гда мы слуша ем, мы скло нны слыша ть то , что о жида ем услыша ть, неза висимо о т то го , про изно сил ли это го во рящий или нет. На ши мента льные фильтры нужда ются в хо ро шей о чистке, если мы эмо цио на льно реа гируем на о пределенные сло ва , фра зы или темы. На ши предста вления, на ши твердые убеждения и предпо ло жения о реа льно сти мо гут в ко нечно м счете о сло жнить на шу спо со бно сть слуша ть о ткрыто и без предвзято го мнения. Та ким о бра зо м, неза висимо о т то го , вызва ны ли фильтры предыдущим о пыто м или глубо ко уко ренившимися убеждениями, мы до лжны иметь во змо жно сть о тло жить сво и предпо ло жения, что бы слуша ть и лучше по нима ть. Если вы мысленно ло вите себя на то м, что за ка нчива ете чьи-то предло жения, или выра ба тыва ете в уме сво е о про вержение, ко гда слуша ете, то зна йте, что это зна к к то му, что ва ш мента льный фильтр за со рен и нужда ется в хо ро шей о чистке. Мно го за да чно сть – о гро мный ба рьер для хо ро шего слуша ния. В на ши дни, ко гда мы по сто янно связа ны со всеми сра зу, та к со бла знительно по зво лить себе о твлечься. А вто р Ма рша лл Го лдсмит о пределяет о тлично е слуша ние, ка к спо со бно сть за ста вить друго го чело века по чувство ва ть, что о н единственный чело век в ко мна те. Все бо льше и бо льше исследо ва ний по ка зыва ют, что мно го за да чно сть на са мо м деле вредит, а не по мо га ет на шей эффективно сти и про дуктивно сти. О дно из та ких исследо ва ний до ка за ло , что люди на са мо м деле со верша ют бо льше о шибо к и за медляют о бщее ра бо чее время, ко гда пыта ются переключа ться между за да ча ми. О б это м мы уже писа ли в ста тье по та йм-менеджменту. Ко гда кто -то является к ва м с жела нием ра сска за ть исто рию или о бсудить ра бо чие во про сы, у ва с есть два ва риа нта : о тло жить все дела и выслуша ть чело века , да в по нять, что о н о дин в ко мна те или по про сить встретиться чуть по зже, ко гда вы ра зберетесь со сро чными дела ми. По мните, что мно го за да чно сть, ско ль бы со бла знительно й о на ни была – не ва ш друг, если вы хо тите быть хо ро шим слуша телем. Вы за меча ли, ка к меняется ва ш интерес к го во рящему, ко гда о н ча сто про изно сит до лго е «м» или «э»? Или ко гда по вествующий по сто янно прыга ет из темы в тему, дела я ра сска з а бсо лютно неинтересным? Это на зыва ется о твлечением на до ста вку со о бщения7. Ка к ва м меньше о твлека ться на до ста вку? На по мните себе, что вы не со бира етесь судить о спо со бно стях го во рящего . Измените сво е мышление и со средо то чьтесь на со держа нии. Убедитесь, что вы действительно со средо то чены на со держа нии, за ста вив себя перефра зиро ва ть ска за нно е. Ко гда вы за ста вляете себя лучше слуша ть, вы меньше о твлека етесь на сло жно сти до ста вки. Если го во рящий го во рит слишко м тихо , быстро , бо рмо чет или его а кцент ва м трудно во спринима ть, то до лжны ли вы притво ряться, что по нима ете его ? Ко нечно , нет. Про сите по яснений, если вы ко го -то не по няли. Или про сите го во рить по медленнее, а мо жет, и перефра зиро ва ть ска за нно е. На сто ящие слуша тели не дела ют вид, что слуша ют. Истинные слуша тели слуша ют, что бы по нять. Не по зво ляйте до ста вке меша ть ва м быть на сто ящим слуша телем. По ста ра йтесь вспо мнить то время, ко гда вы присутство ва ли на лекции и дела ли для себя за метки. Случа ло сь ли с ва ми, что вы пыта етесь успеть за лекто ро м, пыта ясь сдела ть бо льше за писей и уло вить ка ждо е его сло во , но тем са мым все бо льше о тста ва я и меньше ула влива я суть речи, и, в ко нце ко нцо в, вы о тключа етесь и дума ете уже о чем-то сво ем? Вы по терпели по ра жение из-за инфо рма цио нно й перегрузки, но вы мо жете выигра ть эту битву, имея неко то рый о пыт ведения за мето к. Вы до лжны о чень избира тельно по дхо дить к то му, что пишете в за метка х, ина че вы о тста ете и упуска ете бо льше, чем слышите. Что вы до лжны фиксиро ва ть письменно ? Это за висит о т то го , ка к вы будете испо льзо ва ть инфо рма цию, ко то рую слышите. Во время о бучения вы хо тите увидеть ка ртину в цело м, ва м нужны о бщие принципы, а не ко нкретные фа кты. Но если ва с по про сят чуть по зже действо ва ть в со о тветствии с это й инфо рма цией, то вы мо жете вспо мнить дета ли, по это му за фиксируйте неко то рые из них8. По мните, что у на с есть пять о сно вных на пра влений слуша ния, и мы всегда до лжны зна ть, ка ко е слуша ние требуется в ко нкретно й ситуа ции. Ка к то лько вы решите, ка ко й тип слуша ния ва м нужен, вы сдела ете со о тветствующие за писи. По дума йте, ка к вы будете испо льзо ва ть инфо рма цию, ко то рую слуша ете, и это по мо жет ва м узна ть, что за писыва ть. На йдите мето д ведения за мето к, ко то рый ра бо та ет для ва с, и придержива йтесь его . О дин из по пулярных по дхо до в – это мето д Ко рнелла . Про сто экспериментируйте, по ка не на йдете то , что по дхо дит ва м, и по мните: нико гда не испо льзуйте предло жение, ко гда вы мо жете испо льзо ва ть фра зу, или фра зу, ко гда вы мо жете испо льзо ва ть сло во . Предпо ло жим, что ва м уда ло сь избежа ть всех про блем со слуша нием, ко то рые мы то лько что о писа ли. Но то , ка к вы реа гируете на то лько что услыша нно е, ко гда со беседник переста ет го во рить, го во рит мно го е это му чело веку о ва с, ка к о слуша теле. Да ва йте ра ссмо трим неко то рые из на ибо лее ра спро стра ненных о шибо к, ко то рые ча сто дела ют люди9: -Принима ть все на сво й счет. Это еще на зыва ется «а вто био гра фическим о твето м». -Критико ва ть. Да же если это неуло вимо , если вы несо гла сны или критикуете ко го -то сра зу по сле то го , ка к о н за ко нчит го во рить, о н нико гда не будет дума ть о ва с ка к о хо ро шем слуша теле. -Да ва ть со веты не спра шива я. У всех на с есть искушение да ть со вет другим. Ко нечно , мы хо тим быть по лезными, но да ва ть со веты, ко гда на с о б это м не про сят, не демо нстрирует на с, ка к хо ро ших слуша телей. -Ко нцентриро ва ть внима ние на фа кта х, а не на эмо циях. Если мы фо кусируем сво е внима ние на дета лях исто рии и упуска ем из виду о бщую ка ртину или чувства , ко то рые испытыва ет го во рящий по по во ду ситуа ции, мы не мо жем быть хо ро шими слуша телями, да же если мы уло вили все дета ли. |