Главная страница
Навигация по странице:

  • «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ВолгГТУ) Кафедра «Менеджмент и финансы производственных систем»Контрольная работа

  • Волгоград, 2021г.

  • Экономическая мысль Востока в средние века.

  • Экономическая мысль западноевропейского средневековья.

  • Особенности и перспективы развития тайм-менеджмента в России.. Экономическая мысль в средние века


    Скачать 23.94 Kb.
    НазваниеЭкономическая мысль в средние века
    АнкорОсобенности и перспективы развития тайм-менеджмента в России
    Дата17.03.2021
    Размер23.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSrednie_veka.docx
    ТипКонтрольная работа
    #185791

    Министерство науки и высшего образования РФ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ВолгГТУ)
    Кафедра «Менеджмент и финансы производственных систем»
    Контрольная работа
    по истории экономики и экономических учений
    Тема: Экономическая мысль в средние века

    Выполнила: Буренина В.П. ЭПОэ1-1
    Проверил: Оноприенко Ю.Г.

    Волгоград, 2021г.
    Экономическая мысль как наука Появление человечества практически сразу сопровождалось формированием хозяйственных связей. Еще в первобытных племенах практиковали собирательство и охоту, несколько позже появился обмен. Земледелие и ремесла способствовали развитию торговли, первому накоплению капитала. Формирование богатств помогло созданию производства и специализации труда. Скачок под названием «промышленная революция» убыстрил процесс усложнения хозяйственных систем и в конечном итоге вывел их на современный уровень. Для того чтобы управлять подобными структурами, понимать и исследовать их, необходимо обширное фундаментальное знание, которым стала экономическая теория.
    1-2 в.в.н.э. уже осознавалась экономическая неэффективность рабовладельческой эксплуатации, расширялась практика отпуска рабов на волю, развивался колонат. Юридическое и экономическое оправдание рабства становится все более сложным.
    Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений зародился, как известно в 3-8 в.в в ряде государств Востока, а в странах Европы - в 5-6 веках. Основой социально-экономического устройства общества оставалась сельская земледельческая община.
    Экономическая мысль Средневековья В средние века большое влияние на умы человечества оказывала религия. Принято рассматривать экономическую мысль того периода с точки зрения арабского Востока и исламской веры, а так же с точки зрения западноевропейского христианского подхода. Богословы составляли образованный круг населения, поэтому именно их труды легли в основу экономической науки того времени. При этом они часто действовали в угоду действующей власти, оправдывая неравноправие внутри общества, а так же поддерживали ростовщичество, спекуляцию и расширение товарного производства.
    Экономическая мысль Востока в средние века.
    Восток средних веков определяется тем же "азиатским" способом организации производства. Сохранилась ведущая роль государственной собственности на землю и другие ресурсы, контроль и жесткий их учет. Осуществляется государственное регулирование экономических процессов в основном административными методами. Свойственна высокая централизация хозяйственной жизни. Такое состояние общества предопределяло приоритет государственных интересов над личными.
    Оставляя за собой большой фонд плодородных земель, государство собирало с них поземельные налоги. Оно постоянно вмешивалось в развитие частных хозяйств. Это и определяло развитие в странах Востока различных форм "Государственного феодализма", ряд основных элементов которого унаследовал из древности. Это отразилось на особенностях развития экономической мысли стран Востока в средние века.

    Для восточной культуры был характерен традиционный подход к ведению хозяйства и сильная деспотичная власть. Одним из крупнейших ученых того времени считается Ибн-Хальдун, который рассматривал прогресс общества от примитивного к цивилизованному. Однако он отрицал классовое и имущественное равенство даже при переходе к более высокой ступени общественного развития. Хозяйственную систему он рассматривал на уровне города, где рост предложения необходимых благ и предметов роскоши зависели от степени процветания самого населенного пункта. Причем, цены на необходимые товары должны были снижаться, а на роскошь повышаться. Деньги он рассматривал, как часть хозяйственной системы, но предлагал использовать лишь полноценные монеты из драгоценных металлов. Труд оценивался им с точки зрения его полезности, необходимости и количества.
    Экономическая мысль западноевропейского средневековья.

    В Западной Европе происходило постепенное формирование централизованных государств. Члены бывшей общины попадали в личную, поземельную, судебно-административную зависимость. Складывались новые сословия:феодалы-рыцари; феодалы-священнослужители; крестьяне; жители городов - бюргеры.

    Рыцари-феодалы заняты были войнами, легкой добычей денег. Экономическими думами себя не утруждали. Миром правили Библия и меч.

    Бюргеры, городские жители занимались ремеслом, торговлей. Здесь царила цеховая замкнутость, что мешало распространению экономических знаний.

    Крестьяне были безграмотны. Занимались непосильным трудом. Свое несогласие с экономическим устройством выражали в восстаниях.

    Созданием экономических учений могли объективно заниматься священнослужители, так как именно в их руках находились достижения культуры прежних веков, богатства. Однако следует отметить, что именно средневековье относительно бедно вкладом в экономическую мысль.

    В основном экономические рекомендации включались в религиозные книги, королевские указы, правовые своды, рекомендации цеховых мастеров.

    Жизнь ставила перед ними объективные проблемы:
    -развитие и эффективность сельского хозяйства, крепостничество;

    -обмен товаров между городом и деревней, справедливость этого обмена;

    -отношение к торговле и ростовщичеству;

    -необходимое количество денег в обращении, полноценность денег и др.
    Главным мыслителем западноевропейского средневековья считается Фома Аквинский, который жил и трудился в тринадцатом веке. На ранних этапах ростовщичество считалось грехом и неравноценным обменом. Однако, к концу средневекового периода церковные канонисты стали применять двойственный подход, как того требовало расслоение общества на богатых и бедных. Само разделение населения на слои оправдывалось Аквинским с точки зрения божественного проведения, так же он объяснял и разделение труда. Любой обмен рассматривался, как эквивалентный и добровольный. Цен считались справедливыми и не отделялись от понятия стоимости. Аквинский допускал повышение цены для получения дохода продавцом. Появление денег он связывает с общественным сговором людей, ценность денег должна устанавливаться государственной властью.
    Оригинальный мыслитель Византии Георгий Плифон ( 1360- 1452г.г.) написал свои "Законы", в которых стремился найти средства для выхода из упадка, который переживала Византия в это время.
    Плифон считал труд основным источником богатства. Частную собственность на землю обосновывал следующим образом: земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает.

    Общественный продукт Г. Плифон предлагал распределить так: 1/3 часть - производителям, 1/3 - владельцам орудий производства и 1/3 часть - государству.

    Самым достойным видом деятельности называл труд земледельца. Результаты в сельском хозяйстве зависят от труда, средств производства и управления. Интересным является его взгляд на многочисленный слой монахов, которых он называл паразитами, и обвинял их даже в неудачах государства. Для защиты национального производства и своей торговли Г.Плифон рекомендовал ввести протекционизм, создать национальную замкнутую, самообеспечивающуюся экономику.
    На идеи Г. Плифона опирались в последующем меркантилисты.

    Экономика передовых стран Западной Европы, начиная с XIV века, вступает в стадию разложения. Убыстряется вытеснение натурального хозяйства товарно-денежными отношениями.

    Богатство теперь признается не как совокупность натуральных благ и услуг, а в виде денег, всеобщего эквивалента товарной экономики. Деньги становятся основным предметом экономической мысли позднего средневековья.
    Сила государства измеряется уже его денежными ресурсами. Товарный обмен становится условием хозяйственной жизни.
    Развитие хозяйственной жизни, а подчас и судьба крестьян, ремесленников, мелких торговцев прямо начинает зависеть от устойчивости денежного обращения.

    Развивается и приобретает политическое влияние ростовщический, купеческий капитал. Источник роста богатства находится в сфере обращения.

    Предвестником экономических воззрений Нового времени стали, в частности, писания Ж.Кальвина (1509 -1546 гг.). Они имеют религиозную форму, но содержание - экономическое:
    Каждый человек должен доказывать свою избранность богом деятельностью, денежным успехом. Человек должен быть бережливым, расчетливым, деятельным и честным - это его моральный долг перед Богом.
    Доктрина Кальвина помогла установиться духу предприимчивости и бережливости в Голландии, Англии, а затем в США. Стремление к богатству стало считаться естественным для человека, а ссудный процент - нормальным явлением.

    Источники:
    https://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_teoriya/istoriya_ekonomicheskih_ucheniy/ekonomicheskaya_mysl_srednevekovya/
    https://cde.osu.ru/courses2/course27/g2.html


    написать администратору сайта