Критерии Научности: Экстралогические. Критерии Научности Экстралогические. Экстралогические критерии научного познания
Скачать 17.97 Kb.
|
Вторая научная революция существенно изменила сами принципы научной рациональности и научности как таковой. Оказалось, что наличие «наблюдателя» необходимый элемент научной объяснительной модели. Не менее остро воспринималось научным сообществом то, что две теории одного и того же объекта могут не только противоречить друг другу, как в классический период, но и дополнять друг друга. Наряду с классическим линейным детерминизмом возникает вероятностный детерминизм. Логические критерии научного знания все более дополняются простотой, когерентностью, красотой и эвристичностью. Такие изменения знаменовали собой новый – неклассический – этап развития науки. Этот этап обогатил науку новыми, более сложными объяснительными схемами, позволил рассмотреть новые классы объектов. Экстралогические критерии научности образуют: Экстралогические критерии научного познания: простота — критерий направлен на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания; красота — теория должна быть гармонична и ясна; когерентность — результаты, полученные в ходе исследования, должны быть согласованы и взаимосвязаны с уже существующими фундаментальными знаниями; эвристичность — теория должна обеспечивать рост знаний, открывать что-то новое или побуждать к открытию, а не просто анализировать уже известное. Плохо подтверждаемые теории могут обладать ценностью для науки, их значимость в этом случае не определяется лишь «опытной оправдываемостью». Такова ситуация с «хорошо подтвержденной» теориями и конкурирующими с ней «плохо подтвержденными» теориями, а также релятивистской теорией гравитации в плоском пространстве. Следовательно, и в опытных науках помимо эмпирических имеют место неэмпирические оценки знания на совершенство концептуального постижения. Сказанное позволяет обосновать тезис, что наука не делается только в условной плоскости, ограниченной главным образом эмпирическим и аналитическим содержанием; она включает дополнительное содержание — предпочтения, эстетические, аксиологические и т. п. параметры, — выражаемое экстралогическими и неэмпирическими критериями научности. Последнее, собственно, и определяет значимость разработки данных критериев, производящих оценку знания на совершенство способов удостоверения фиксируемой в нем истины. «Красота» представляет характеристику знания со стороны субъективной удовлетворенности в продуктах научного творчества. Показатель субъективной удовлетворенности знанием нельзя абсолютизировать: его переоценка чревата агностицизмом; вместе с тем его недопустимо и недооценивать: он реально детерминирует научную деятельность. Как выражался Лобачевский: «Никакая математическая наука, не должна бы начинаться с таких темных понятий», как евклидова система; «нигде в математике нельзя терпеть такого недостатка строгости», какой имеется в учении о параллельных. П. Дирак отмечает «Общие законы природы, когда они выражены в математической форме, обладают математической красотой... Если он видит, что в его теории есть уродливые части, то он считает, что именно эти части неправильны и он должен сконцентрировать на них свое внимание... Регулятивная функция требования «красоты» определяется установкой на прогрессивную интеграцию и унификацию знания. Эвристичность выражает свойство теории выходить за свои первоначальные границы, обладать способностью к экспансии, саморасширению. С этих позиций научность связывается с внутренними потенциями знания к сдвигам. В противном случае имеет место концептуализации. Требование эвристичности нацелено на выбраковку из процесса развития науки тривиальных конструкций, не обеспечивающих прироста информации. Под когерентностью понимается согласованность, связность производимого в науке знания с теми исследовательскими результатами, которые расцениваются как фундаментальные и непроблематизируемые, играют роль базиса несомненности. Видное место отводится здесь общефилософским, общеметодологическим принципам, таким как, причинности, отражения, единства мира, инвариантности, симметрии, относительности, соответствия, а также выверенным законам природы. С этой точки зрения предпочтительнее те, принятие которых не влечет за собой ревизию. Отсюда следует, что, выражая идею непрерывности научного опыта, когерентность имеет значение фактора охранения науки от проникновения в нее тривиально экстравагантных и претенциозных конструкций. |