Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Политическая система общества

  • 11. Государство – ведущий институт политической системы

  • Теологическая (религиозная) концепция

  • Фортунатов.. Экзаменационные билеты Предисловие


    Скачать 1.91 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные билеты Предисловие
    АнкорФортунатов..docx
    Дата22.01.2018
    Размер1.91 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФортунатов..docx
    ТипЭкзаменационные билеты
    #14793
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Таблица 19. Формирование законодательных органов власти http://lib.rus.ec/i/60/413160/autogen_ebook_id23

    Таблица 20 . Организация политической власти: сравнительная характеристика http://lib.rus.ec/i/60/413160/autogen_ebook_id24

    http://lib.rus.ec/i/60/413160/autogen_ebook_id25

    Любая власть стремится быть легитимной. Во всяком случае, на протяжении XIX–XX вв. эта проблема стояла достаточно остро. Под легитимностью понимается вера большинства населения в правомерность и справедливость, в наилучший характер данной власти. Легитимность имеет разные источники, которые определяет качество легитимности той или иной власти.

    На протяжении большей части истории человечества власть носила традиционный характер, формировалась в соответствии с некогда установившимися порядками. Так, самое широкое распространение имела наследственная монархия. В Европе, Азии, Африке многими государствами из поколения в поколение управляли представители одной династии. (Слово «династия» в переводе с греческого означает «господство». Династия представляет собой ряд монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования.)

    Во Франции первую королевскую династию Меровингов (конец V в. – 751 г.) сменили Каролинги (751–987 гг.), Капетинги (987-1328 гг.), Бурбоны (1589–1830 гг. с перерывами на революции). В России правили Рюриковичи (862-1598 гг.) и Романовы (1613–1917 гг.). Древнейшей действующей династией является японская императорская семья, которая берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э.

    В дореволюционной России власть монарха опиралась на божественное право и священность принципа престолонаследия. Источником власти служила привычка населения повиноваться власти, издревле существующим порядкам.

    Свои традиции существуют при избрании патриарха Русской Православной Церкви, Папы Римского, Католикоса Армянской Православной Церкви и других руководителей религиозных сообществ.

    У многих примитивных племен должность вождя занималась на основе испытания, при наличии определенных отличительных признаков.

    В XVII–XIX вв., в ходе великих революций (Нидерландской, Английской, Американской, Французской), традиционный тип власти постепенно уступает место легальному или рационально-правовому. Это было связано с борьбой против неограниченных монархий за установление системы власти, построенной на основе четко установленных юридических норм. Борьба шла за выборы в представительные законодательные органы, за контроль над расходованием государственных финансов и других ресурсов, используемых верховной властью. На протяжении XIX в. все европейские государства, за исключением России, обзавелись своими Конституциями, власть наследственных монархов была ограничена представительскими функциями.

    В XX в. появился тип власти, который немецкий обществовед М. Вебер назвал «харизматическим». В переводе с греческого «харизма» буквально означает «милость, божественный дар». М. Вебер считал харизматической власть, основанную на доверии к авторитетному, харизматическому лидеру, который в глазах последователей, широких масс обладает исключительными личными качествами: мудростью, героизмом, волей, «святостью». Такое эмоциональное, личностное отношение харизматического вождя и массы возникает, по мнению М. Вебера, в период перемен. Для легитимности такой власти, для ее высокой эффективности весьма важным моментом М. Вебер считал всенародное избрание харизматического вождя на высший пост в государстве.

    XX в. знает целый ряд харизматических лидеров, оставивших след в истории своих стран и человечества в целом. Среди них: основатели и ключевые фигуры новых систем власти – В. И. Ленин, И. В. Сталин и Б. Н. Ельцин в России, Мао Цзедун в Китае, Хо Ши Мин во Вьетнаме, Фидель Кастро Рус на Кубе, Муамар Кадаффи в Ливии, Садам Хусейн в Ираке и др. Выдающимися лидерами, реформаторами западного мира были Ф. Д. Рузвельт и Д. Кеннеди в США, У. Черчилль в Англии, Шарль де Голль во Франции, К. Адэнауэр в Германии. Своей «харизмой» успешно пользовались фашистские «фюреры» А. Гитлер, Б. Муссолини и Б. Франко соответственно в Германии, Италии и Испании.

    В СССР соответствие советской власти интересам народа обосновывалось идеологически, дополнялось культом личности первых руководителей, то есть приписыванием им особых достоинств. По мере отдаления партийно-государственных лидеров их харизма угасала.

    Авторитет Хрущева, Брежнева, других лидеров поддерживался искусственно, легитимность власти вызывала сомнения. Некоторые лидеры проходили путь «от харизмы до маразма».

    В постсоветское время в России сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность. В сознании многих людей президент отождествляется с монархом, что, если сравнить объемы полномочий президента и императора, недалеко от истины (традиционная легитимность). На высших руководителей страны, их способности, возможности возлагаются особые надежды. Достаточно вспомнить отношение значительной части населения к Горбачеву, Ельцину, Путину, особенно сразу после прихода к высшей власти, чтобы увидеть элементы харизматической легитимности. Но формирование власти на основе свободных выборов позволяет говорить о рационально-легальной легитимности.

    Важной характеристикой власти наряду с легитимностью является легальность. Второе слово по значению уже первого. В его основе лежит перевод с латинского слова «закон». В политологии в характеристике понятия «власть» термином «легальность, легальный» обозначается формальное соответствие существующего порядка в стране законам данной страны. В основе этого соответствия лежат требования разумности, целесообразности в действиях власти. Важным орудием, инструментом обеспечения легальности (законности, юридической правомочности) любой власти считаются должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями. Эта важная функция повсеместно возлагается на формально-рациональную бюрократию или чиновничество.


    10. Политическая система общества


    Понятие «власть» имеет ключевое значение для политологии, науки о власти. В борьбе за власть, за ее осуществление в разные эпохи в различных регионах участвовали самые разнообразные силы, структуры, субъекты. В зависимости от возникавшей комбинации формировалась, складывалась определенная политическая система общества.

    Под «политической системой общества» в политической науке понимается совокупность государственных и негосударственных организаций, институтов, отношений между ними, складывающихся в процессе осуществления власти.

    Входящие в политическую систему общества подсистемы (блоки) представлены в табл. 21.

    Таблица 21 . Политическая система общества

    http://lib.rus.ec/i/60/413160/autogen_ebook_id26

    ( Каждая из подсистем составляет содержание отдельных экзаменационных вопросов. )

    Политическая система общества выполняет важные для общества функции: выявляет существующие в обществе интересы; обеспечивает их согласование; стремится разрешить возникающие конфликты и противоречия.

    Таблица 22. Политическая борьба в 1917 г. (март – октябрь) http://lib.rus.ec/i/60/413160/autogen_ebook_id27

    http://lib.rus.ec/i/60/413160/autogen_ebook_id28

    Политический интерес формируется на основе объективного положения социальной группы (слоя, класса). При этом социально-экономические характеристики имеют решающее значение. Как говорит русская поговорка: «у кого-то жемчуг мелкий, у кого-то суп не густ». В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Интерес – это реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т. д.) к действиям индивидов, отдельных социальных групп к политическим действиям, к участию в политической жизни.

    К политически важным групповым интересам в политологии относят:

    интересы общественных классов, обусловленные их местом в общественном производстве, отношением к средствам производства, ролью в распределении национального дохода; в современной России – интересы предпринимательского класса, работников государственного сектора экономики, работников частного сектора экономики и т. д.;

    интересы социальных слоев, вытекающие из различия в образе жизни, образовании, доходе и т. д.; в современной России – интересы различных групп рабочих, фермеров, интеллигенции и т. д.;

    интересы национальностей и этнических групп в многонациональных государствах; в современной России – специфические интересы народов Северного Кавказа, Крайнего Севера и Дальнего Востока, мусульманского населения, оставшихся в стране немцев, евреев, поляков, крупных диаспор азербайджанцев, армян, грузин, корейцев, китайцев и т. д.;

    интересы региональных групп и локальных (местных) сообществ; в современной России – интересы населения экономически развитых субъектов РФ (районы нефтяных и газовых месторождений, Москва, Санкт-Петербург и др.), дотационных и депрессивных регионов, приграничных районов, Калининградской области и т. д.;

    интересы демографических групп, обусловленные половозрастными отличиями; в современной России – специфические интересы пенсионеров различных категорий, женщин, групп молодежи и т. д.

    Выявление существующих в обществе интересов осуществляется в различных формах:

    референдумы, плебисциты по наиболее важным вопросам в жизни общества;

    программы, уставные документы общественных объединений, особенно политических партий, которые, выступая от имени определенных групп населения, выражают интересы этих групп в своих документах;

    выступления общественных деятелей, лидеров общественных объединений, особенно политических партий, выступающих от имени отдельных групп населения или от всего народа (книги, статьи, телевизионные дискуссии, особенно в предвыборный период);

    деятельность средств массовой информации, которые стремятся не только выразить мнение своих учредителей, собственников, но и мнение слушателей, зрителей, читателей.

    В качестве форм согласования выявившихся интересов следует назвать:

    выборы разного уровня, особенно парламентские, которые позволяют выявить поддержку населением тех или иных деятелей, их позиций;

    □ подготовка законодательных и нормативных документов, их принятие в выборных органах разного уровня;

    информирование населения о расходовании государственных средств, об использовании имеющихся в стране ресурсов в интересах определенных групп населения, всей страны, народа в целом;

    процедуры приостановки выполнения ошибочных решений, отстранения должностных лиц, действующих в разрез с общественными или государственными интересами.

    Возникающие конфликты и противоречия в зависимости от характера политической системы могут преодолеваться различными способами и в различных формах. В обобщенном виде можно назвать:

    □ осуществление перевыборов любых органов власти и проведение новых выборов;

    □ судебное преследование должностных и других лиц за незаконную антигосударственную и антиобщественную деятельность, спровоцировавшую конфликтную ситуацию;

    □ массированная дезинформация и манипулирование общественным мнением;

    □ изоляция и подавление диссидентов (несогласных), активных и пассивных противников действующей власти;

    □ свержение существующего политического режима (государственный переворот, массовое движение, революция);

    □ изменение действующей Конституции и других основополагающих нормативных документов.

    Политическая система советского типа основывалась на совмещении и концентрации властных функций в руках правящей коммунистической партии. Политический плюрализм не принимался. Деятельность оппозиции запрещалась и подавлялась с помощью разветвленной карательной системы.

    Властвующая коммунистическая партия и сформированный ею номенклатурный руководящий класс объединяли государственные органы, общественные организации и трудовые коллективы, являясь их «ядром» (по Конституции СССР 1936 и 1977 гг.). Через руководство государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами («приводные ремни» от партии к массам) руководящая советская элита организовывала весь народ на решение конкретных задач. Эта система оказывалась эффективной при наличии чрезвычайных обстоятельств (война или ее угроза), значительных материальных и иных ресурсов, а также разветвленной системы идеологической обработки населения.

    В постсоветской политической системе сохранилось многое от старой системы. Властные полномочия сосредоточены в руках исполнительной власти. Законодательная власть не может реально контролировать деятельность исполнительных органов (правительства), а также ход реализации принимаемых законов. Если в советское время власть концентрировалась в едином центре – вождь партии и его ближайшее окружение, то в настоящее время не меньший объем власти сосредоточен в руках президента и его администрации. В политической системе современной России (табл. 23) партии слабо влияют на власть, общество. Политический плюрализм формально проявляется в разделении властей, многопартийности, передаче полномочий от Центра субъектам Федерации. Политическая система в России носит явно переходный характер.

    Таблица 23. Политическая система современной России http://lib.rus.ec/i/60/413160/autogen_ebook_id29

    http://lib.rus.ec/i/60/413160/autogen_ebook_id30


    11. Государство – ведущий институт политической системы


    Первые государства возникли в глубокой древности, не позднее третьего-второго тысячелетий до нашей эры в регионах мира, наиболее благоприятных для жизни людей – Древнем Египете, Персии, Индии, Китае. История человечества показала, что государство по своей сути является высшей формой организации людей, человеческого сообщества, центральным институтом политической системы.

    Ввиду особой роли государства на протяжении всей истории человечества его происхождение привлекало внимание и являлось предметом длительных споров.

    Таблица 24. Функции Совета Федерации и Государственной думы http://lib.rus.ec/i/60/413160/autogen_ebook_id31

    Теологическая (религиозная) концепция (Аквинский, Лебюфф, Эйве) на протяжении длительного времени преобладала и считала происхождение государства результатом деятельности богов, высших сил. Китайцы полагали, что их первый император переписал первые законы государства со спины священного дракона. Японцы считали своего первого императора сыном богини Солнца Аматэрасу. Похожие родословные были у первых правителей Древнего Египта, Греции и Рима. Так, по легенде, основатель Рима и первый царь (753 г. до н. э.) Ромул и его брат-близнец Рем – сыновья Реи Сильвии и бога Марса – были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом. Иван Грозный начинал родословную великих князей московских (ранее – владимирских) от первого римского императора Августа Октавиана. Слово «царь» означает русское сокращение имени Цезарь (кесарь), которое, начиная с Августа Октавиана, после смерти Гая Юлия Цезаря, пожизненного консула и диктатора Рима, носили все римские императоры.

    Патриархальная теория (Конфуций, Аристотель, Михайловский и др.) рассматривала государство как большую семью, в которой мудрый руководитель (отец) заботится о подданных (детях) и пользуется властью от имени всех и к общей пользе.

    Психологическая теория (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фромм) связывала возникновение государства с наличием у различных людей импульсов, направленных к властвованию над себе подобными, или к подчинению.

    Разновидностью этой теории можно считать волюнтаристскую теорию (политолог Мейтленд-Джонс), которая связывает возникновение независимых государств с волевой деятельностью той или иной «сильной личности».

    Одной из наиболее популярных является теория общественного договора (договорная концепция) – Гоббс, Локк, Руссо, Гораций, Дидро, Радищев, Пестель и др. Она видит природу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах.

    В Англии, Америке и Франции теория общественного договора являлась теоретическим обоснованием происшедших революций. Считалось, что у народа есть право на свержение тех правителей, которые со своей стороны не выполняют принятых на себя обязательств. По мнению части российских историков, Рюрик был призван править русскими землями по договору с племенами ильменских словен, кривичей, веси и чуди. Петр I считал, что народ заключил с ним договор на осуществление правления, но тем самым отказался от своих прав раз и навсегда.

    Таблица 25. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ http://lib.rus.ec/i/60/413160/autogen_ebook_id32

    Марксистская теория связывала возникновение государства с появлением и развитием семьи и частной собственности, с возникшим разделением общества на класс богатых (рабовладельцы, феодалы, капиталисты) и класс бедных (рабы, крепостные крестьяне, пролетарии), на обладателей основных богатств (рабов, земли, капитала) и тех, кто зависел от этих собственников. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и И. В. Сталин рассматривали государство как орудие насилия, подавления в руках тех, кто владеет материальными богатствами данного общества.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта