Главная страница
Навигация по странице:

  • Идеология и практика античного христианства. Взаимоотношения римского государства и христианской церкви.

  • 19.Цивилизация средневекового Запада: специфика историко-культурного развития.

  • 20. Ислам как религиозная система: общая характеристика.

  • 21.Исламский мир в Средние века: этапы становления и развития.

  • 22.Восток и Запад в Средние века: противоборство и взаимовлияние.

  • Экзаменационные вопросы цивилизация как предмет историкокультурологического знания. Понятие цивилизации


    Скачать 327.5 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы цивилизация как предмет историкокультурологического знания. Понятие цивилизации
    Анкорbilety_po_tsivilizatsii.doc
    Дата12.04.2018
    Размер327.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаbilety_po_tsivilizatsii.doc
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #17995
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    17. Зарождение христианства. Христианство как фактор цивилизационного развития.

    Христианство - великая мировая религия. В ходе своего исторического развития она распалась на три большие ветви: православие, католичество и протестантизм, каждая из которых, в свою очередь, имеет направления, течения и церкви. Несмотря на существенные различия между верующими этих течений и церквей, их всех объединяет вера в Иисуса Христа - Сына Божьего, пришедшего на Землю, принявшего страдание во имя искупления человеческого греха и вознесшегося на небо. На Земле живет более миллиарда последователей христианства.

    На основе христианства выросли современные европейская и американская цивилизации, более тысячи лет прошло с тех пор, как христианство в его православной разновидности утвердилось в России. В общественной, государственной и культурной жизни нашей страны христианство играло и играет по сей день исключительную роль. Без знания основ христианства невозможно понять корни современной цивилизации, особенности истории многих стран мира, культуру разных эпох и народов, русскую культуру. Изучать христианство можно всю жизнь, так как оно представляет собой огромный богатейший мир, сокровищницу мудрости, красоты, источник глубоких чувств и переживаний,

    Христианство, которое возникло в 1 веке, дало новое представление о мире. Мир состоит из двух частей:

    . мир земной (греховный)

    . мир небесный (идеальный, чистый)

    Христианство зародилось в землях Древней Палестины. Мы знаем о трагической судьбе древнееврейского народа, прошедшего через тяжелые испытания. Государства древних евреев, Иудея и Израиль, находились в состоянии затяжного кризиса и подвергались ударам вавилонян, персов, войск Александра Македонского. Изнутри их былое могущество подтачивалось распрями, самоуправством правителей, неуемным стремлением жителей к обогащению. В середине I в. до н.э. сюда пришли новые жестокие завоеватели - римляне, а земля древних евреев стала провинцией Римской империи.

    Еврейский народ оказался в своей значительной части разбросан по миру (период диаспоры, вспомните материал темы VI), а единственный храм иудеев в Иерусалиме был в конце концов разрушен до основания.

    В 4 веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии. И можно сказать, что языческое сознание уступило христианскому.

    Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. В ходе утверждения христианства в Византии появились сритски (иные толкования основных догматов), А каких же именно. Церковь не допускала инакомыслия.

    Она стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о святой троице. Которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа.

    Шли споры особенно на ранних этапах Византийской цивилизации природе Христа. Какие же ерити возникли в это время. Основная ереть арианство. Ей были подвержены многие варварские, германские народы. Ориаие считали, что Христос является человеком. А его божественность была передана ему Богом Отцом. На ряду с орнанами имела место в Византии такая ереть как меккорианство. Меккариане утверждали, что имеется разница между Христом верхним человеком и сыном Божием и связь их была только бременной. И наконец, существовала такая ерсть как монофилия. Монофилиты утверждали, что природа Христа божественна. Византийская церковь утверждала, что Христос совмещает в себе 2 сущности: и человеческую, и божественную. В этом была основа надежды на спасение. И византийцы получили возможность открыть в себе божественное начало.

    Не только споры о сущности Христа вызывали ожесточённые дебаты и вызывали такие еретические движения как арианство, меккорианство, монофилия. Но также существовали другие очень важные споры. Следующий из них это о соотношение духовного и физического человека. Эти споры до сих пор не утихают и в современном обществе. Но для Византии этот спор был очень важен. Появились такие идеи как павликианство в Армении и богомильство в Болгарии. И павлекиане и богомилы утверждали, что небеса это владения бога, а земля это владение сатаны, и что человека создавали вместе и бог и сатана (бог душу, а сатана тело). Они призывали верующие к верности яксикелю. Византийская церковь утверждала, что тело не может помешать развитию в себе божественного начала. Оно создано богом, ибо еще апостол Павел утверждал, что тело это храм духа святого.

    Именно христианство открыло дисгармонию человека (красота телесная, красота духовная).

    1. Идеология и практика античного христианства. Взаимоотношения римского государства и христианской церкви.

    Время возникновения христианства около середины I в. н.э., в период ранней Римской империи.

    Органы власти не могли справиться с кризисом, ибо они не были приспособлены к управлению государством, охватившим огромные территории. В результате междоусобиц не было сформировано постоянного административного органа, ответственного перед центральной властью, наместники территорий думали только о своем обогащении. В этих условиях было необходимо установление новой формы государственной власти, и ею стала империя. Кризис власти в Риме не мог не сказаться на хозяйственном положении государства. В итоге земледелие приходит в тупик, сохраняются только крупные имения, в которых сосредотачивается масса рабов.

    Итальянские ремесленники не могли конкурировать с изделиями, которые ввозились из стран Востока. Разорившиеся крестьяне и ремесленники скапливались в Риме и других городах, занимались любыми промыслами, становились подобными рабам. Менялась традиционно сложившаяся система социальных отношений: свободные были вынуждены заниматься в поисках пропитания трудом, которым раньше занимались рабы, а некоторые рабы и вольноотпущенники оказывались богаче свободных граждан.

    В связи с этим в I в. до н.э. в городах Греции, Италии, Малой Азии начал падать авторитет античных богов. Кризис античной религии был вызван также и тем, что многие римские боги были безлики, некоторые представляли абстрактные понятия: Верность, Справедливость и др. Римляне почитали множество богов и духов, которые якобы управляли каждым шагом человека. В обществе росло недовольство существующей религией: боги не понимали верующих, не “слышали” их просьб, были несправедливы.

    Таким образом, появление новой религии – христианства – в Римской империи воспринималось большинством народа как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности.

    Христианство нашло в Римской империи не только идеи, отвечающие его требованиям, но и другую благоприятную почву. Это был культ императоров. Первым в 43 года обожествили Юлия Цезаря (после его смерти). Со времени Августа императору стали воздавать божественные почести и при жизни. Для христианства культ императора имел большое значение. Во-первых, этот культ проповедовал идею богочеловека и тем самым оказал влияние на христианский догмат о воплощении в человека сына божьего. Во-вторых, отрицательное отношение христиан к поклонению личности императора было одной из причин преследований христиан.

    Христианство приходило на смену языческой римской религии и потому, что многие идеи и обряды христиан были задолго известны в Риме. Они использовались в иудаизме, в почитании древне-иранского бога Митры и др. Например, поклонниками бога Митры были воины римской армии, чиновники. Митра – божество небесного света, солнца и правды. Культ этого бога объяснял природу зла, считая его самостоятельным и извечным в мире, проповедовал веру в загробную жизнь и страшный суд. Во многих городах Рима были устроены храмы Митры, где совершались богослужения с пением и музыкой.

    Распространению христианства способствовало и то обстоятельство, что оно предлагало своим сторонникам не только мировоззрение, но и сплоченную церковную организацию. Принадлежность к ней была небезопасна, но зато обеспечивала прихожанам моральную и материальную поддержку, объединяла их в коллектив. Своим влиянием, а постепенно и богатством, христианская община объективно, часто и субъективно, противостояла государству и его идеологии. К концу II – началу III вв. христианские общины превратились из небольших сектантских групп в мощную общественную силу, что заставило правителей Римской империи обратить самое серьезное внимание на взаимоотношение власти и религиозных христианских объединений. Римские императоры, рассматривая христианскую церковь как возможную политическую соперницу в условиях острого кризиса III в., жестоко преследовали христиан: они привлекались по обвинениям в безбожии, так как отказывались принимать участие в официальных культах, в оскорблении власти, поскольку не приносили жертв перед статуей императора, а также в тайных преступлениях, приписываемых молвой.

    19.Цивилизация средневекового Запада: специфика историко-культурного развития.

    Средневековые цивилизации Запада.

    1. Великое переселение народов. Кризис цивилизационного развития.

    2. Становление единства западноевропейской цивилизации.

    3. Роль и место католической церкви в средние века.

    4. Социальная структура средневекового общества западной Европы.

    5. Сословно-представительная монархия. Институты западноевропейской средневековой демократии.

    6. Средневековая культура запада. Менталитет средневекового человека.

    Великое переселение народов. Кризис цивилизационного развития.

    Великое переселение народов это эпоха перехода от античности к средневековью. В истории мало находится таких переходных веков, которые имеют свое уникальное название. Этот период, период между 2 и 7 веками, называется великим переселением народов. Он состоит из 3 этапов:

    . Первый этап. Движение связанно с германскими племенами. Этот этап называется германским. Происходил со 2 века асмано-таманских войн по адрианопольское сражение 378 года.

    . Второй этап. Связанно с появлением в Европе тюркские племен, племен гунов. Первое вторжение гунов, появление их в центра Франции, не далеко от Парижа. Происходил с 378 по 451 год.

    . Третий этап. Связан с вторжением славянских племен на Балканский полуостров, на территорию Византии. Происходил в 6-7 веках.

    Великое переселение народов это не только эпоха движения народов, но это еще и эпоха для которой ключевым словом является слово движение. Это движение мысли, идеи. Потому что великое переселение народов это как раз период, когда начинается активное внедрение христианства. То есть это период утверждения христианства, новой этики, новой морали, новой системы ценностей, нового понятия государства, нового управления людьми. Этим общество жило в период великого переселения.

    Великое переселение народов это тот мостик, который проложен от античности к средневековью. 8-9-11 века отмечены набегами норманнов в западную Европу. Вторжение норманнов происходило на территорию Франции. Но особенно пострадала от норманнского завоевания Англия. Но Англия пострадала условно. Так как норманнское вторжение привело к консолидации Англии. 7-8 века это период когда арабское государство пытается вторгнуца и вторглось через Испанию в Европу. Фактически арабы в это время контролировали всю средиземноморскую торговлю. В связи с этим Европа переживала очень тяжелые времена. Арабы разбили левготов в Испании, захватили почти весь Пиренейский полуостров образовав мощное государство, которое было названо кардобский эмират. Средневековая цивилизация - процесс прогрессивного развития человеческого общества в период от гибели античной цивилизации до появления прединдустриальной цивилизации.

    Средневековая цивилизация развивалась в двух вариантах: первый это средневековая цивилизация запада или западноевропейская цивилизация; второй это средневековые цивилизации востока, среди них: конфуцианская цивилизация (в Китае); цивилизации Японии; индийская цивилизация и исламская цивилизация. Пограничное положение между востоком и западом занимает византийская цивилизация. Надо отметить, что единой периодизации для всех средневековых цивилизаций пока нет. Западноевропейская средневековая цивилизация проходит в 3 этапа: первый период раннего средневековья (5-11 век); второй период разам юг о феодализма (11-15 век); третий период позднего феодализма и начало нового раннего времени (16-17 века).

    Приведенная выше хронология разработана и соответствует в основном западноевропейской цивилизации. В странах востока средневековые цивилиэационные процессы начинались гораздо раньше, но и заканчивались гораздо позже. Для востока раннее средневековье 2-9 века. Опять же это усредненные условные ориентиры. Классическое средневековье на востоке 10-16 века.

    Средневековая цивилизация запада одна из наиболее ярких из цивилизаций в истории человечества. В эпоху средневековья были заложены основы демократии, формировался рациональный, практичный тип западноевропейского человека. Эпоха средневековья это эпоха прорыва дальнейшего развития литературы, науки, искусства. Это эпоха строительства

    тех городов в Европе которые мы видим в современности. Важной особенностью средневековой цивилизации являете» то что религия становится доминирующим фактором развития общества. Особая роль принадлежит церкви, которая контролировала государство и подталкивала его к диалогу. Церковь формировала особый тип человека.

    20. Ислам как религиозная система: общая характеристика.

    Исла́м (араб.) - монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами.

    Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

    С точки зрения ислама, народы отошли от первоначального пути, который был указан им Аллахом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз, с точки зрения верующих мусульман, для возвращения к истинной вере (имеется в виду - исламу) Аллах отправлял к разным народам своих пророков-посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним пророком-посланником в среде пророков, с точки зрения всех мусульман, является Мухаммед, принесший человечеству веру в первозданном с позиции верующих мусульман виде.

    21.Исламский мир в Средние века: этапы становления и развития.

    Ислам основа арабской цивилизации.

    Арабы в большинстве своём были язычниками. Особенно они почитали бога утренней звезды и бога луны. Единой религии у них не было. В разных частях Аравии почитались различные боги. Торговые отношения арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства и иудаизма.

    Иудаизм это первая монотеистическая религия на земле (монотеизм - единобожие). Евреи первыми начали верить в единое божество. Они построили первый храм посвященный единому богу, В иудаизме бог - олицетворение неба и земли, всех людей. Он свят и справедлив. Люди живя на земле исполняют предначертание бога. Что касается христианства то оно стало второй монотеистической религией мира.

    Иудаизм принесли в Аравию евреи, а именно торговцы и переселенцы из Палестины бежавшие от притеснения римлян. Христианство также принесли в Аравию торговцы и монахи, священники, которые появились на Аравийском полуострове из византийских племен. В 6 веке в Аравии сложилось учение ханифов. Ханифы признавали единого бога. Они как бы обобщили иудаизм и христианство. Можно сказать что в до исламской Аравии господствующим был ханифизм.

    Ислам (в дословном переводе покорность) или мусульманство зародилось в Аравии в 7 веке. Ислам образовался из элементов иудаизма, христианства, ханифизма. Основателем ислама считается Мухамсд. Мухамеда называют пророком и посланником аллаха на земле. 8 Мекке исламская религия сначала не получила всеобщего распространения. Последователи мусульманства подвергались гонениям. В результате они были вынуждены переселиться в город Мегина. Все переселившееся сторонники Мухамеда образовали общину. Общинников назвали мусульманами (что в переводе означает преданные Мухамеду). Мекка была признана религиозным центром, а Хракага главным святилищем ислама. Священной книгой мусульман стал Коран (чтение). В него вошли речи Мухамсда записанные его последователями и библейские сказания.

    Уже после смерти Мухамеда Коран был собран в единую книгу отредактирован и разделён на 114 глав. Догматика Корана проста - спасение спасет тех кто верит в аллаха и его посланника Мухамеда. Верующие должны полностью вверять себя воле аллаха. Сущность ислама состоит в том что он укреплял веру в предопределение. Формировался в массовом сознание арабского населения.

    Ислам возлагал на верующих 5 обязанностей:

    . Ислам утверждал что спасение ждёт тех кто верит в аллаха и посланника на земле его Мухамеда. Другими словами нет божества кроме аллаха. То есть в этом тезисе сконцентрирована идея единобожия и пророческой миссии Мухамеда.

    . Ежедневно мусульманин обязан совершать молитвы по установленному обряду.

    . Мусульманин обязан отчислять 1/40 часть дохода с недвижимого имущества и торговой прибыли.

    . Мусульманин обязан соблюдать пост в месяце рамадане.

    . Мусульманин обязан совершить паломничество в Мекку.

    22.Восток и Запад в Средние века: противоборство и взаимовлияние.

    Восточная цивилизация была и остаётся более устойчивой, предстаёт как сплошная линия. Восточная культура очень гибкая, в ней основы цивилизации оставались и остаются незыблемыми.

    На Западе цивилизация двигалась вперёд как бы рывками, которые несли с собой крушение старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые веяния разрушали некоторые устои цивилизации.

    Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек, культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире).

    Западный человек, в отличие от человека Востока имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой.

    Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.

    Проблемой взаимодействия культур и межкультурных коммуникаций занимались российские философы Н.Я. Данилевский, П.Сорокин, английский историк М. Олброу, Я. Питере А. Тоинби, Дж.Робертсон, О. Шпенглер, С. Хантинктон, М. Фезерстоун, Р. Фридман, и другие. Большинство ученых исследовали влияния диалога культур на возникновение и развитие цивилизаций; впрочем, некоторые отрицали важность этих процессов.

    В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.

    Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.

    Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий,' и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

    Цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

    Эти культуры различны, но с другой стороны они, дополняя друг друга, образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурных ареала – Восток и Запад.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта