Главная страница
Навигация по странице:

  • Философские идеи П.Чаадаева.

  • Философия славянофилов и западников.

  • Философские взгляды Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

  • Философия «всеединства» В.Соловьева.

  • «Философия свободы» Н.А. Бердяева.

  • Бытие и небытие. Уровни бытия.

  • Материя как философская категория.

  • Философия, 2 курс, 2 семестр. Экзаменационные вопросы по философии


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по философии
    АнкорФилософия, 2 курс, 2 семестр.doc
    Дата30.01.2018
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия, 2 курс, 2 семестр.doc
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #15035
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Иррационализм философии А. Шопенгауэра и философия нигилизма Ф. Ницше.

    3. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

    Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

    Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

    В своей книге "Мир как воля и представление" философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

    В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:

    • закон бытия — для пространства и времени;

    • закон причинности — для материального мира;

    • закон логического основания — для познания;

    • закон мотивации для действий человека.

    Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

    Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

    • непосредственного познания;

    • отвлеченного (рефлективного) познания;

    • интуиции.

    Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

    Воля:

    • лежит в основе сознания;

    • является всеобщей сущностью вещей.

    При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

    Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

    • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

    • сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

    • мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

    • точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений;

    • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

    • окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

    "насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

    Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

    Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, "философии жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".

    Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

    Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

    В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

    • "воля к жизни";

    • воля внутри самого человека ("внутренний стержень");

    • неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

    • "воля к власти".

    Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".

    Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.


    1. Философские идеи П.Чаадаева.

    3. Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856).

    Основными направлениями его философий были:

    • философия человека;

    • философия истории.

    Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.

    Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной юли - христианство.

    Христианство - стержень, двигатель истории.

    Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия "выпала" из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации.

    Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.


    1. Философия славянофилов и западников.

    «Славянофилы» (славянофильство) есть особое течение в русской философской мысли. Центральной проблемой для славянофилов является судьба и роль России, ее особое место в мировой человеческой истории.

    Одним из основоположников славянофильства является русский религиозный философ и публицист Киреевский Иван Васильевич (1806–1856). Основная цель его философских воззрений – обосновать особенность пути исторического развития России, радикально несовпадающего и отличающегося от развития Европы. Субстанциональные основы развития России он видит в православии, православной церкви, которые сохранили в чистоте первоначальную истину христианства, искаженной католицизмом.

    Другим основоположником «славянофильства» стал русский мыслитель, поэт и публицист Хомяков Алексей Степанович (1804–1860). Основной идеей его фундаментального труда «Записки о всемирной истории» – поиск и обоснование исторической судьбы России, ее самобытности и ее роли в мировой истории.

    Западники, наоборот, были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники мало интере­совались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви. Что же касается социальных проблем, то одни из них более всего ценили политическую свободу, а другие являлись сторонниками социализма в той или иной форме.

    Крупнейшими представителями «западников» являлись А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.И. Огарев, К.Д. Кавелин и другие философы и публицисты. Идеи «западничества» поддерживали В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, П.В. Анненков, И.И. Панаев. Но наиболее крупной величиной в философской мысли России этого периода был Александр Иванович Герцен (1812–1870).


    1. Философские взгляды Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

    Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции.

    Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.

    Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

    • путь человекобожества;

    • путь богочеловека.

    Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

    Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

    7. Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем:

    • многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;

    • религия должна стать простой и доступной для народа;

    • Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;

    • смысл жизни — самосовершенствование;

    • главное зло на Земле - смерть и насилие;

    • необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;

    • в основе поведения человека должно быть непротивление злу;

    • государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование;

    • всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

    За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.


    1. Философия «всеединства» В.Соловьева.

    Одним из выдающихся русских фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов.

    Основными идеалами его философии были:

    • идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

    • идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);

    • идея прогресса — как всеобщей связи поколений;

    • идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;

    • идея Бога как выражения добра;

    • идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

    • идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;

    • русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

    В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства явл объединение католической и православной церквей.

    Русская идея - исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной)- единение церкви, государства и общества.


    1. «Философия свободы» Н.А. Бердяева.

    Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:

    • высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

    • свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;

    • свобода человека подвергается угрозе извне;

    • данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

    • ключевую роль в жизни человека играет также религия;

    • Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

    • отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;

    • человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

    В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

    Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем).

    Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.


    1. Бытие и небытие. Уровни бытия.

    1. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

    Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

    3. Основными формами бытия являются:

    • материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

    • идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

    • человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

    • социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

    • ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

    • феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

    Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

    4. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

    Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

    Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.


    1. Материя как философская категория.

    1. Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

    В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

    • материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

    • объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

    • субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

    • позитивистский — понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

    В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.

    2. Элементами структура материи являются:

    • неживая природа;

    • живая природа;

    • социум (общество).

    Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

    Уровнями неживой природы являются:

    • субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом);

    • микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны);

    • ядерный (ядро атома);

    • атомарный (атомы);

    • молекулярный (молекулы);

    • уровень единичных вещей;

    • уровень макротел;

    • уровень планет;

    • уровень систем планет;

    • уровень галактик;

    • уровень систем галактик;

    • уровень метагалактик;

    • уровень Вселенной, мира в целом.

    К уровням живой природы относятся:

    • доклеточный (ДНК, РНК, белки);

    • клеточный (клетка);

    • уровень многоклеточных организмов;

    • уровень видов;

    • уровень популяций;

    • биоценозы;

    • уровень биосферы в целом.

    К уровням социума относятся:

    • отдельный индивид;

    • семья;

    • группа;

    • коллективы разных уровней;

    • социальные группы (классы, страты);

    • этносы;

    • нации;

    • расы;

    • отдельные общества;

    • государства;

    • союзы государств;

    • человечество в целом.

    3. Характерными чертами материи являются:

    • наличие движения;

    • самоорганизация;

    • размещенность в пространстве и времени;

    • способность к отражению.

    4. Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются:

    • механическое движение;

    • физическое движение;

    • химическое движение;

    • биологическое движение;

    • социальное движение.

    Движение материи:

    • возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

    • всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной);

    • постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). Движение также может быть:

    • количественным - перенос материи и энергии в пространстве;

    • качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

    Количественное движение (самоизменение материи) делится на:

    • динамическое;

    • популяционное.

    Динамическое движение - изменение содержания в рамках старой формы, "раскрытие потенциала" прежних материальных форм.

    Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и "эмержментно" (путем ничем не обусловленного "взрыва").

    5. Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

    Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.

    В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую "диссипативную структуру", которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

    1) "диссипативная структура" укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии — притока энергии из внешней среды — и затем развивается по динамическому типу;

    2) "диссипативная структура" распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энергии из внешней среды.

    Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

    Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин.

    6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.

    По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

    • субстанциональный;

    • реляционный.

    Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

    Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

    В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

    • время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

    • пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

    Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

    Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбертом, Эйнштейном:

    • подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;

    • перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

    С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

    Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

    Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.

    Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

    Отражение бывает:

    • физическим;

    • химическим;

    • механическим.

    Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:

    • раздраженности;

    • чувствительности:

    • психического отражения.

    Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта