Главная страница
Навигация по странице:

  • Рациональное познание и его основные формы.

  • Формы и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

  • Философское учение об истине. Объективность истины. Конкретность истины. Относительная и абсолютная истины.

  • Практика и ее роль в познании.

  • Материально - производственная сфера общества.

  • Философия, 2 курс, 2 семестр. Экзаменационные вопросы по философии


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по философии
    АнкорФилософия, 2 курс, 2 семестр.doc
    Дата30.01.2018
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия, 2 курс, 2 семестр.doc
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #15035
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Чувственное познание и его основные формы.

    1. Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.
    Чувственное познание - познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность.

    Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

    Формы чувственного познания:

    1.Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувственного познания. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предмета через призму чел сознания. Ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот

    практически взаимодействует субъект.

    2. Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие сущ как форма такого активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с другими актами познав и практической деятельности (опытом), предшествующими данному конкр наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущ только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, кот в данный момент мы не ощущаем. Есть общая структура предмета.

    3. Представление. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. Оторванность от наличной ситуации, некоторая обобщенность и усредненность образа, часть подробностей не сохраняется, все больше общих черт и сторон, т.е. происходит накладка на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных образов. В сфере представлений большую роль играет практика и деятельность человека, связанные с практикой ценности, цели и интересы.


    1. Рациональное познание и его основные формы.

    Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

    К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

    Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).


    1. Формы и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

    Познание Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 2003.

    - это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. "Познание - это, обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование".

    Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.

    В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).

    В науке различают эмпирический и теоретический уровни ис­следования. Эмпирическое исследование направлено непосредст­венно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюде­ния и эксперимента. Теоретическое исследование концентриру­ется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Дан­ные как эмпирического, так и теоретического исследования фиксируются в виде высказываний, содержащих эмпирические и теоретические термины.

    Среди методов эмпирического познания часто называют на­блюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. Имеется в виду не наблюдение как этап лю­бого эксперимента, а наблюдение как особый, целостный способ изучения явлений, наблюдение астрономических, биологиче­ских, социальных и других процессов. Различие между экспе­риментированием и наблюдением в основном сводится к одному пункту: в эксперименте его условиями управляют, а в наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий. С теоретических позиций структура эксперимента и наблюдения одна и та же: изучаемое явление — прибор — экспериментатор (или наблюдатель). Поэтому осмысление наблюдения мало чем отличается от осмысления эксперимента. Наблюдение вполне можно считать своеобразным случаем эксперимента.

    Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.

    Задача: достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

    Характерные признаки:

    преобладание рационального момента – понятия, теории, законы и др. формы мышления

    чувственное познание является подчиненным аспектом

    направленность на себя (исследование самого процесса познания, его форм, приемов, понятийного аппарата).

    Методы: позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения.

    1. Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов менее существенных, с одновременным выделением более существенных, это упрощение действительности.

    2. Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект в соответствиями с целями исследования (идеальный газ).

    3. Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.

    4. Аксиоматизация – в основе лежат аксиомы (аксиомы Эвклида).

    5. Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождения от абстрактного к конкретному.

    6. Гипотетико–дедуктивный – выведение (дедукция) заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестны. Знание носит вероятностный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами.

    7. Анализ – разложение целого на составные части.

    8. Синтез – объединение полученных результатов анализа элементов в систему.

    9. Математическое моделирование – реальная система заменяется абстрактной системой (математическая модель, состоящая из набора математических объектов) с теми же отношениями, задача становится чисто математической.

    10. Рефлексия – научно – исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком культурно-историческом контексте, включает 2 уровня – предметный (активность направлена на познание конкретной совокупности явлений) и рефлексивный (познание обращается на само себя)


    1. Философское учение об истине. Объективность истины. Конкретность истины. Относительная и абсолютная истины.

    Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем, и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее

    информативном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.

    Истина – результат познания.

    Истина – это субъективное отражение объективного мира

    Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. Относительная – точная, полная, верная в определенных условиях знания.

     Абсолютная истина – точная, полная, верная при всех условиях знаниях об окружающей действительности.

    К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

    Термин абсолютное применителен и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна.

    Объективная истина имеет три аспекта:

     1) бытийственный --- фиксация в ней бытия, предметно-субстрактного и духовного. При этом истина обретает собственное бытие.

     2) аксиологический --- нравственно-этическая ее наполненность, ее ценность для морали и для практики человека. Человек, не могущий найти выход из противоречия и найти истину, мучается в безысходности.

    Приравнивается к любви, нраву и воле.

     3) праксеологический --- истина связана с практикой.
    Функции истины: 1)мировоззренческая – выработка опред целостного взгяляда на строение, функционирование и развитие общ-ва, его прошлое, настоящее и будущее

    2) критически-рефлексивная – осмысление современ этапа соц развития с точки зрения представления об детальном, совершенном устройстве общ-ва

    3) методологическая – определяет границы предмета частных социальных и гуманитарных наук (политология, социология, история), разрабатывает базовые принципы и понятия этих дисциплин

    4)интегративная

    5) просветительская
    Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о., истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Истина есть св-во знания, а не самого объекта познания. Не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и как научная сис-ма.

    Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике её развития.

    Истина – результат познания.

    Истина – это субъективное отражение объективного мира.

    Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т.е. действительность своего мышления.

    В качестве критерия истины практика работает не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики.

    Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

    Практика – предметно-чувственная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей действительности.

    Функции практики:

    1) практика – источник познания

    2) практика – цель и движущая сила познания

    3) практика – критерий истины

    Практика бывает абсолютной и относительной. Абсолютная –только практика может опровергнуть или подтвердить что-либо. Относительная – нужно учитывать условия.
    Таким образом, обобщая, концепции истины:

     

    1.соответствия. Истина есть форма соотнесения психики субъекта и объекта.

    2.когерентная. Где есть многозвенные истинные высказывания, там и формальные правила выведения их и истинности.

    3.прагматическая. Критерий практики, истина как работоспособность и полезность заключенных в истине идей.


    1. Практика и ее роль в познании.

    Теория и практика - философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны единого общественно-исторического процесса познания и преобразования природы и общества. Т. - обобщенный в сознании опыт людей, совокупность знаний об объективном мире; относительно самостоятельная система знаний, воспроизводящая в логике понятий объективную логику вещей. В отличие от старой, эмпирической и позитивистской (в частности, прагматической) т. зр., марксистская философия рассматривает П. не как чувственный субъективный опыт личности и не как совершаемое только по субъективным мотивам действия. П. - это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и прежде всего объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей. Научный эксперимент также есть одна из форм П. Т. и п. находятся в неразрывном единстве, не существуя друг без друга, постоянно воздействуя друг на друга. Основой этого взаимодействия является П. Именно практическая общественно-производственная деятельность порождает и на каждом этапе развития определяет сознание, а вместе с ним и теоретическое освоение действительности. Люди действуют сознательно, так или иначе осмысливая действительность. Это не значит, что в своих действиях они прямо руководствуются какой-либо строго последовательной научной Т. Но их деятельность всегда направляется определенной совокупностью знаний. На заре человеческой истории единственной формой существования таких знаний было единое, нерасчлененное "обыденное сознание". Осмысление трудовых навыков, эмпирические обобщения результатов действия и наблюдений, предания и верования, верное и фантастическое отражение общественного бытия - эта "Т." не представляла собой логической стройной системы понятий, не являлась научным воспроизведением объективной логики действительности. Зато ее связь с П. была настолько полной, что эта "Т." была непосредственно "вплетена" в "язык реальной жизни" - в практическую деятельность людей. С разделением труда на умственный и физический Т. и п. расходятся на разные общественные полюса. Продолжая зависеть друг от друга и взаимодействовать, они превращаются в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Появление "чистой" Т. в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших революционных скачков в истории человечества. Развитие теоретического исследования, абстрактно-логическая форм Т. позволили людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С другой стороны, для самих ученых связь Т. и п. стала не такой явной. На этой основе в сочетании с характерным для частнособственнического общества индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на познание как на акт индивидуального пассивного созерцания "теоретиком" окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. "С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики…" (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3 , с. 30).


    1. Материально - производственная сфера общества.

    Контуры материально-производственной сферы общества. В социальной философии эта область общественной жизни обозначается различными категориями: экономическая, материально-производственная, материальная сфера общественной жизни. Как мы полагаем, эта сфера общественной жизни конкретного категориального выражения еще не получила. Но как бы там ни было, ясно, что речь идет об обширнейшей области общественной жизни, связанной с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению и т.д. материальных благ, материальных условий жизни людей.

    Как же понимается в самом общем плане материально-производственная сфера общества, каковы ее основные составные элементы?

    Сложилась традиция отождествления материально-производственной сферы со способом производства материальных благ — соответственно определяются и составные компоненты этой сферы: производительные силы и производственные отношения, их соотношение, диалектика производительных сил и производственных отношений. Стоит раскрыть любое учебное пособие, любую монографию, посвященную этим проблемам, и можно быть полностью уверенным, что обнаружится именно эта схема изложения материально-производственной сферы. Она столь многократно воспроизводилась, так прочно вошла в плоть современного научного мышления, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

    Но можно ли ставить знак равенства между материально-производственной сферой и способом производства?

    Мы полагаем, что такое отождествление не соответствует ни потребностям современной общественной практики, ни достигнутому уровню развития социально-философской теории. Более того, редукция материально-производственной сферы до способа производства привела к негативным методологическим следствиям.

    Во-первых, к недооценке проблемы труда. Установка на изучение способа производства не содержит четких ориентиров относительно того, где, в каком контексте раскрывать сущность труда, да и раскрывать ли вообще. Поэтому одни отождествляли его с производительными силами, другие рассматривали с точки зрения связи общества и природы, третьи связывали с производственными отношениями, с системой разделения труда. В целом же здесь большую роль играли субъективные, случайные мотивы, а сама тема труда достойного отражения так и не получила.

    Во-вторых, эта редукция привела к недооценке проблем материально-производственной сферы в целом. Проявилось это в том, что такие важные параметры, как, например, цели и ориентиры производства, роль общественных потребностей в его развитии, новые грани материального производства, как, скажем, хозяйственный механизм, оказались по существу за пределами рассмотрения исторического материализма.

    В-третьих, эта редукция деформировала приоритеты в изучении материально-производственной сферы. Ведь если содержанием этой сферы являются производительные силы и производственные отношения, то тогда на первый план выходят технические, технологические, экономические и другие аналогичные производственные закономерности. Именно их познанию подчиняется вся исследовательская работа, именно к ней приковывается внимание общества. Что же касается человека, раскрытия его трудовой деятельности именно как важнейшего дела его жизни, то эти цели — вольно или невольно — отходят на второй план.

    Этот своеобразный перекос создавал почву для настроения в духе технократического, экономического детерминизма, для элементов фаталистического взгляда на ход истории.

    В современных условиях отождествление материально-производственной сферы со способом производства должно быть преодолено, а сама эта сфера раскрыта как более сложное социальное образование. Каковы же компоненты материально-производственной сферы именно как многокачественного социального образования?

    По нашему мнению, такими компонентами являются, во-первых, труд как комплексное социальное явление, во-вторых, способ производства материальных благ, в-третьих, механизм функционирования материально-производственной сферы в целом.

    Труд должен быть восстановлен и оценен во всем своем социальном объеме и фундаментальном значении именно как та социальная реальность, в которой и через которую действуют, функционируют законы материально-производстве иной сферы, в которой осуществляется жизнедеятельность человека. Ведь не сами же по себе развиваются производительные силы и производственные отношения, не сами же по себе совершаются промышленные и научно-технические революции и т.д. Именно «в истории развития труда, — отмечал Ф. Энгельс, — ключ к пониманию всей истории общества» [1].

    Способ производства материальных благ раскрывает сущность материально-производственной деятельности человека. Но только следует обязательно сменить акценты в этом раскрытии. Если можно так выразиться, нужно перевернуть ситуацию, сложившуюся сегодня: не труд рассматривать как своеобразную иллюстрацию, приложение к способу производства, а, напротив, способ производства рассматривать как шаг к постижению всего богатства общественного труда [2].

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта