Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность и структура сознания. Проблема бессознательного.

  • Диалектика - учение о развитии.

  • Философия, 2 курс, 2 семестр. Экзаменационные вопросы по философии


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по философии
    АнкорФилософия, 2 курс, 2 семестр.doc
    Дата30.01.2018
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия, 2 курс, 2 семестр.doc
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #15035
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Движение, пространство и время - основные атрибуты материи.

    (22)

    1. Эволюция форм отражения.

    1. В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

    Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

    Ключевыми понятиями теории отражения являются:

    • отражение;

    • раздражимость;

    • чувствительность;

    • психическое отражение;

    • сознательная форма отражения.

    Материи вообще присуще свойство отражения.

    Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

    Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме...

    Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими ("Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной").

    Способность человеческого мозга отражать действительность ЄСТЬ результат длительного развития высокоорганизованной ма-I ерии.
    В философии и психологии существуют ошибочные концепции, согласно которым сама проблема возникновения сознания из его биологических предпосылок снимается тем, что наличие психики признается лишь у человека. Эта концепция восходит к Декарту, полагавшему, что животные — это'лишь сложные машины. Прямо противоположную позицию занимают те, кто считает, что не только животные, но и вся природа является одухотворенной (Ж. Робине и др.)- Между этими крайними концепциями, допускающими существование психики или только у человека, или у всей материи, имеется как бы промежуточная позиция «биопсихизма», согласно которой психика есть свойство лишь живой материи (Э. Геккель и др.).
    Диалектическому материализму чуждо как признание всеобщей одушевленности материи, так и представление о психике как о присущей только человеку. Он не разделяет и позиции «биопсихизма». Диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение внешнего мира — это такое свойство материи, которое появляется лишь на высоком уровне развития живого, когда образуется нервная система.
    Размышляя об истоках сознания, В. И. Ленин высказал идею о том, что в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи, а «в фундаменте самого здания материи» существует способность, сходная с ощущением,— свойство отражения.
    Отражение как общее свойство материи обусловлено тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействуя друг на друга, они производят при этом те или иные изменения. Эти изменения выступают в виде определенного «следа», который фиксирует особенности воздействующего предмета, явления. Формы отражения зависят от специфики и уровня структурной организации взаимодействующих тел. А содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны в воздействующем предмете и явлении они воспроизводят.
    Соотношение между результатами отражения («следами») и отражаемым (воздействующим) предметом может выражаться в виде изоморфизма и гомоморфизма. Под изоморфизмом понимается сходство между какими-либо объектами, подобие их формы, структуры, как это-имеет место, например, в фотографии. Изоморфное отображение — это адекватное воспроизведение оригинала. Под гомоморфизмом имеется в виду лишь приблизительное отражение, например изображение местности на карте.
    Отражение присуще материи на всех уровнях ее организации, но высшие формы отражения связаны с живой материей, с жизнью. Что такое жизнь? Это особая, сложная форма движения материи. Ее важными признаками являются раздражимость, рост, размножение, в основе которых лежит обмен веществ. Он-то и составляет сущность жизни. Обмен веществ связан с определенным материальным субстратом (в условиях Земли — с белками и нуклеиновыми кислотами).
    Жизнь — это прежде всего процесс взаимодействия организма и окружающей его среды. На нашей планете она представлена в виде бесчисленного множества различных организмов, начиная от
    Простейших до самых сложных, таких, как человек. В процессе югической эволюции вместе с усложнением их строения и свойственные живой материи формы цтрмжепия. Отражение и его формы у организмов находятся в прямой зависимости прежде всего от характера и уровня их поведения, деятельности. В ходе ее совершенствования у живых существ " шикают и развиваются органы чувств, нервная система. Вместе гем сама деятельность зависит от регулирующего влияния отражения.
    Элементарной и исходной формой отражения, свойственной всем к иным организмам, является раздражимость. Она выражается в И юпрательном реагировании живых тел на внешние воздействия (на свет, изменения температуры и т. д.). Иа более высоком уровне эволюции живых организмов раздражимость переходит в качественно новое свойство — чувствительность, т. е. способность отра-кать отдельные свойства вещей в виде ощущений.
    Более высокого уровня отражение достигает у позвоночных животных. У них возникает способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их н виде восприятия — целостного образа ситуации. Ощущения и восприятия, как уже говорилось, являются образами вещей. Это означает появление элементарных форм психики как функции нервной системы и формы отражения действительности
    Обычно различают два тесно между собой связанных типа по-Ведеиия животных: инстинктивное — врожденное, которое передается по наследству, и индивидуально приобретенное. Животным присуща способность отражать биологически значимые (т. е. помогающие удовлетворять потребность в пище, избегать опасностей п т. д.) свойства предметов окружающего мира.
    С совершенствованием этой способности связано формирование различных сложных форм поведения. У высших животных — Обезьян — они выражаются, например, в отыскании обходных путей при достижении цели, в употреблении различных предметов в качестве орудий, словом, в том, что в обиходе называется «сообразительностью» животных.
    Высокий уровень развития психики животных показывает, что Сознание человека имеет свои биологические предпосылки и что между человеком и его животными предками не существует непроходимой пропасти, а имеет место известная преемственность. Однако это ни в коей мере не означает тождества их психики.


    1. Сущность и структура сознания. Проблема бессознательного.

    Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

    В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

    сознание существует;

    • оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

    2. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

    • физикализм;

    • солипсизм;

    • объективный идеализм;

    • умеренный материализм.

    Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

    Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

    • головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи;

    • сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;

    • человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;

    • медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:

    • образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;

    • сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать";

    • никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

    Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

    • "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

    • теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

    • теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь"). Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

    Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

    • объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания";

    • умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

    3. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о

    происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

    • сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

    • сознание присуще всем живым организмам;

    • сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

    • теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

    • теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;

    • теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

    • теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и "заряжает" его разумом;

    • теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

    Основная идея другой, "биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

    Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

    • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

    • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

    • животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

    • многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

    • животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно "человеческой" точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

    Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой "социальной" организации с распределением ролей.

    Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

    Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: не всё, что не относится к бессознательному (Ид) — осознаётся.


    1. Диалектика - учение о развитии.

    1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

    Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

    • законы диалектики;

    • категории;

    • принципы.

    Главная проблема диалектики — что такое развитие?

    Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

    Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

    Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

    2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

    Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

    Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

    • охватывают все сферы окружающей действительности;

    • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

    Выделяются три базовых закона диалектики:

    • единства и борьбы противоположностей;

    • переход количества в качество;

    • отрицания отрицания.

    3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

    Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

    Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

    По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

    Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

    Можно также выделить различные виды борьбы:

    • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

    • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

    • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

    Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

    • содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

    • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

    • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

    • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

    4. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

    Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

    Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

    Мера — единство количества и качества.

    При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

    При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

    Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

    Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

    Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

    В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

    • резко, одномоментно;

    • незаметно, эволюционно.

    Примеры первого случая были рассмотрены выше.

    Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

    5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

    Примеры:

    • смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

    • "эстафета поколений";

    • смена вкусов в культуре, музыке;

    • эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

    • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

    Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

    • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

    • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

    • развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

    Примеры:

    • организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

    • исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

    Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:

    • принцип всеобщей связи;

    • принцип системности;

    • принцип причинности;

    • принцип историзма.

    Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

    Связи могут быть:

    • внешние и внутренние;

    • непосредственные и опосредованные;

    • генетические и функциональные;

    • пространственные и временные;

    • случайные и закономерные.

    Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

    Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

    Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

    Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

    • вечность, неуничтожимость истории, мира;

    • его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

    7. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.

    К основным категориям диалектики относятся:

    • сущность и явление;

    • форма и содержание;

    • причина и следствие;

    • единичное, особенное, всеобщее;

    • возможность и действительность;

    • необходимость и случайность.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта