Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19 1. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже

  • 2. Старость как биосоциопсихологическое явление

  • Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости.

  • ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20 1. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа

  • Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского Основным предметом исследования

  • Метод исследования

  • Фактор развития

  • ответ возрастная педагогика. Экзаменационный билет 1 Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки


    Скачать 212.93 Kb.
    НазваниеЭкзаменационный билет 1 Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
    Анкорответ возрастная педагогика
    Дата07.03.2022
    Размер212.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_vozrasnaya.docx
    ТипЗакон
    #385639
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    2. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости

    Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55—65 лет. Так, иногда кризис старшего возраста называют предпенсионным, тем самым, выделяя в качестве главнейшей детерминанты такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста. Действительно, на современном историческом этапе, маркерным событием начала периода старости служит наступление официального пенсионного возраста. Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки». Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы. Л.И. Анцыферова делает вывод о том, что по совокупности характеристик можно различить два основных личностных типа пожилых людей. Пожилые люди первого типа мужественно переживают уход на пенсию, переключаются на занятие новым интересным делом, склонны устанавливать новые дружеские связи. Все это ведет к переживанию ими чувства удовлетворенности жизнью и даже увеличивает ее продолжительность. Пожилые люди второго типа характеризуются как пассивно относящиеся к жизни, испытывающие отчуждение со стороны окружающих. У них наблюдается сужение круга интересов, снижение показателей интеллекта по тестам, потеря уважения к себе. Противодействие социальному старению — сложный процесс обдумывания своей жизни и соответствующей дея-ти, заблаговременное планирование жизни после прекращения профессиональной деят-ти.

    Другая точка зрения на кризис перехода к старости состоит в том, что это, прежде всего, кризис идентичности, внутриличностный кризис. Его предпосылки связаны с тем, что приметы старения раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом. Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия «неизменности» самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием старости, сравнивают с подростковым, но кризис в позднем во-расте гораздо болезненнее.

    Старость в концепции Э. Эриксона знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути. Референтное окружение для человека старшего возраста, по мнению Э. Эриксона, — «человечество», «люди моего типа». Основные модальности поведения — «быть тем, кем стал», «сознавать, что когда-нибудь перестанешь существовать». Сущность психосоциального кризиса личности в старости — это достижение целостности Эго. Возможность «успешного» перехода в старший психологический возраст Эриксон связывает с позитивным разрешением предыдущих возрастных кризисов. Цельность личности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если же человек ощущает, что не достиг тех целей, к которым стремился, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, ощущение безысходности, отчаяние. Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, утверждал, что человеку необходимо преодолеть три подкризиса, чтобы чувство полноценности полностью сложилось.

    1. Переоценка собственного Я помимо профессиональной роли или какой-то другой социальной роли. Надо суметь перейти к новому рассмотрению себя, своей уникальности не через призму одной роли, а с других позиций.

    2. Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выработка необходимого «равнодушия», терпимости. Успешное старение возможно, если человек сможет приспособиться к неизбежному физическому дискомфорту или найдет такое занятие, которое поможет ему от-лечься.

    3. Преодоление озабоченности перспективой близкой смерти, принятие мысли о смерти без ужаса, продление собственной жизненной линии через участие в делах молодого поколения.

    По данным Н.Ф. Шахматова, многие пожилые люди, хотя и не проявляют глубокого интере-а к вопросам смерти, но и не испытывают травмирующих переживаний от беседы на эту тему. В интегральной периодизации общего психического развития В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман старость рассматривается как пятая, завершающая ступень развития — «универсализация». Универсализация понимается как выход за пределы индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.

    3. Прочитайте.

    Ребёнок раннего возраста стал капризен и непослушен. Если его просят: «Надень эту шапку!», то он категорически отказывается сделать это. Но стоит сказать: «Не надевай эту шапку», то он сразу сделает это.

    Какое психологическое явление скрывается за этим фактом? Поясните своё мнение.

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

    1. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже

    Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Также он развивал идею о том, что мышление ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды, но должно быть понято также и преимущественно из тех отношений, которые устанавливаются между ребенком и окружающей его социальной средой. Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление. Также в 20-е годы он, исходя из связи между мышлением и речью, построил свои исследования развития мышления через изучение развития речи детей, и пришёл к выводу, что процесс развития мышления — это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом. Эгоцентризм как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения и в неумении учесть чужую. Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребенка. Пиаже рассматривает эгоцентризм как корень, как основание всех других особенностей детского мышления. Он не подается непосредственному наблюдению и выражается через другие феномены. Среди них - доминирующие черты детского мышления: реализм, анимизм, артификализм. Пиаже считал синкретизм основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логичному рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением; нечувствительность к противоречиям; переход от частного к частному без обращения к общему; непонимание относительности некоторых понятий. Кроме того, эгоцентризм проявляется в эгоцентрической речи, Пиаже считает, что детская речь эгоцентрична, поскольку ребенок говорит лишь "со своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника. Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления. Впоследствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации. Следующий этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был связан с исследованием операциональной стороны мышления. Он приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции — внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость. Исследования привели Пиаже к выводу, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив следующие периоды:
    1.Сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет);
    2.Период "конкретных" операций (репрезентативный) (до 12 лет), куда в качестве подпериода включе стадия дооперационального интеллекта (до 6 – 7 лет);

    2. Старость как биосоциопсихологическое явление

    Поздняя взрослость, старость как психологический возраст — это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла. Старость рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление, старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением (снижением) социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира. Старение может стать периодом потерь или утрат (экономических, социальных, индивидуальных), которые приведут к состоянию зависимости, часто воспринимаемому как унизительное и тягостное. Но в позитивном варианте старость — это обобщение опыта, знаний и личностного потенциала, помогающее решить задачу адаптации к новым требованиям жизни и возрастным изменениям. В период старости можно глубоко понять и уяснить жизнь как целое, её сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.
    Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости. Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55—65 лет. Содержание его в психологии представлено весьма смутно и мозаично. Метафорические описания («юность старости», «возраст увядания», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом» и т.п.) соседствуют с указанием на конкретные факторы, которые могут быть рассмотрены как причина кризиса.
    Так, иногда кризис старшего возраста называют предпенсионным, тем самым выделяя такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста или выход на пенсию. Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая, иногда острое состояние «шока отставки». Л.И. Анцыферова делает вывод о том, что по совокупности характеристик (уровень активности, стратегии совладания с трудностями, отношение к миру и себе, удовлетворенность жизнью) можно различить два основных личностных типа пожилых людей. Пожилые люди первого типа мужественно переживают уход на пенсию, переключаются на занятие новым интересным делом, склонны устанавливать новые дружеские связи, сохраняют способность контролировать свое окружение. Все это ведет к переживанию ими чувства удовлетворенности жизнью и даже увеличивает ее продолжительность. Пожилые люди второго типа характеризуются как пассивно относящиеся к жизни, испытывающие отчуждение со стороны окружающих. У них наблюдается сужение круга интересов, снижение показателей интеллекта по тестам, потеря уважения к себе, ощущение ненужности и личностной неадекватности.
    Пекк, развивая идеи Эриксона, утверждал, что человеку необходимо преодолеть три подкризиса (или разрешить три конфликта), чтобы чувство цельности (полноценности) полностью сложилось.
    1. Переоценка собственного Я. Помимо профессиональной роли или какой-то другой социальной роли. Надо суметь перейти к новому рассмотрению себя, своей уникальности не через призму одной роли (профессионала или родителя), а с других позиций.
    2. Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выработка необходимого «равнодушия», терпимости. Успешное старение возможно, если человек сможет приспособиться к неизбежному физическому дискомфорту или найдет такое занятие, которое поможет ему отвлечься.
    3. Преодоление озабоченности перспективой близкой смерти, принятие мысли о смерти без ужаса, продление собственной жизненной линии через участие в делах молодого поколения.
    По данным Н.Ф. Шахматова, многие пожилые люди, хотя и не проявляют глубокого интереса к вопросам смерти, но и не испытывают травмирующих пережива­ний от беседы на эту тему (конечно, при условии соблюдения такта и осторожности).
    Возрастные задачи развития в период старости могут быть суммированы следующим образом:
    — адаптация к возрастным изменениям — телесным, психофизиологическим;
    — адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам);
    — разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни.
    — ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций;
    — противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;
    — стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения;
    — стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни.

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20

    1. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа

    Л.С. Выготский выделял низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития) и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций - элементарных и высших. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, т.е. натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями (ВПФ) люди могут сознательно управлять. Выготский пришел к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ.

    Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского

    Основным предметом исследования является происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания («вершинная психология»).

    Метод исследования: генетико-моделирующий метод (формирующий эксперимент).

    Основные понятия: опосредование, знак, стимул-средство, элементарные и высшие психические функции, идеальные образцы, присвоение, обучение, зона ближайшего развития.

    Основные идеи: опосредованный характер ВПФ. Интериоризация знаков как закон развития ВПФ. Гипотеза о системном и смысловом строении сознания Принципиально новый, культурно - исторический подход в понимании психического развития (новое понимание источника, движущих сил, условий, направления развития) Разработка нового экспериментально-генетического метода исследования в психологии Анализ механизма влияния обучения на развитие.

    Фактор развития: обучение.

    Ценное: заложил основы культурно - исторической парадигмы в исследовании психического развития человека. Ввел идею историзма в область психологии и предложил метод исследования высших форм психики и поведения. Разработал систему основных понятий и принципы возрастно-психологического анализа онтогенеза человека.

    Направления критики: недостаточная эмпирическая обоснованность теоретических положений. Интеллектуалистический характер общего представления о психическом развитии. Указания на переоценку культурного фактора и недооценку эффектов саморазвития ребенка.

    Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено - стимул-средство, или знак.

    Знаки (или стимулы-средства) - это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак - это любой условный символ, имеющий определенное значение. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, - это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности.

    В общее понятие «развитие высших психических функций» Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:

    - процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления,

    - процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.).

    Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.

    Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Л.С. Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития и в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии - биологическая и культурная - находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс.

    Парадигмы психического развития человека

    Параметры парадигма психического развития человека

    Естественно-научная

    Культурно-историческая парадигма

    Источник развития

    Внутри индивида, в его природе

    В социальной среде (как в «пространстве» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся формой реального развития)

    Факторы (движущие силы) развития

    Фактор наследственности: одаренность, задатки, способности как природные особенности; созревание; фактор среды: как обстановка развития, в сходном значении как для животных, так и для человека; взаимодействие факторов наследственности и среды

    Обучение, деятельность самого ребенка

    Условия развития

    Наследственность и среда

    Морфофизиологические особенности мозга; общение

    Форма (трактовка процесса) развития

    Приспособление (адаптация) ребенка к среде; по­аналогии с развитием биологического типа - путем наследования свойств вида или путем накопления индивидуального опыта

    Присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления, овладение общественным опытом

    Понимания хода (направления развития)

    От индивидуального (гуманоидного состояния) к социальному существованию (социализация)

    От социального к индивидуальному существованию (индивидуализация) - по механизму интериоризации

    Специфика развития человека

    Отрицается, нивелируется, подчиняется общим биологическим законам

    Подчиняется действию ­ общественно-исторических законов

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта