Главная страница
Навигация по странице:

  • дорический и ионический

  • ВИДЫ КОЛОНН ЕГИПЕТСКИЕ КОЛОННЫ

  • КЛАССИЧЕСКИЕ КОЛОННЫ ГРЕЧЕСКИЕ

  • Р ИМСКИЕ

  • античного ордера

  • Золотом веке

  • Рис. Эрехтейон

  • билеты 16-20г. Экзаменационный билет 16 2 16 Проблема материала в скульптуре С. Т. Коненков. 2


    Скачать 14.66 Mb.
    НазваниеЭкзаменационный билет 16 2 16 Проблема материала в скульптуре С. Т. Коненков. 2
    Анкорбилеты 16-20г.doc
    Дата28.09.2018
    Размер14.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлабилеты 16-20г.doc
    ТипДокументы
    #25217
    страница4 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    16.3. Ордер в оформлении стоечно-балочной конструкции в архитектуре Древней Греции.


    (21.1.Ордер – все то же самое)

    Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. Древнегреческий ордер получил развитие именно во времена архаики.

    В процессе формирования греческой архитектуры, предположительно в VIII в. до н. э., возникли вначале два художественных направления в архитектуре, два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона в Бассах (Иктйн). Ордера с самого начала существенно различались в деталях и пропорциях.

    Ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.



    Архитектурные ордеры как композиционная система окончательно сложились в Древней Греции в VI—V вв. до н. э., ознаменовав начало классического периода в древнегреческой архитектуре.

    Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих (получает преобладающее значение в эпоху Александра Македонского). Он во многом напоминает ионический, отличие заключается в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа. Коринфская капитель - это изображение в камне корзины или букета с листьями аканта, на которые опереть ничего нельзя. Знаменитый Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.) - типичный пример абсолютно нефункционального и, с конструктивной точки зрения, ложного архитектурного сооружения, рассчитанного лишь на внешнее впечатление монументальности. Стена ничего не несет, а колонны приставлены к ней для красоты. Таковы тенденции позднего греческого искусства. Коринфский ордер не случайно наиболее широко использовался римлянами в неконструктивных, чисто декоративных целях.



    Рис. Коринфский ордер

    Нет сомнения, что на появление этого вида ордера оказала влияние Египетская архитектура, Египетские колонны, которые были «изобразительными», основанные на подражании формам растительного мира. Низ ствола нередко имел прямоугольный или криволинейный орнамент, имитирующий листья.



    Рис. Египетские колонны


    Разработанные архитектурные ордеры: дорический, ионический, коринфский стали художественным языком античности.

    Зодчие Древнего Рима добавили тосканский и композитный. Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры.

    Зодчие Древнего Рима добавили тосканский и композитный ордеры. Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры.

    ВИДЫ КОЛОНН

    ЕГИПЕТСКИЕ КОЛОННЫ – от геометрически правильных с квадратным сечением в виде граненых или каннелированных цилиндров до «изобразительных», основанных на подражании формам растительного мира.

    КЛАССИЧЕСКИЕ КОЛОННЫ

    ГРЕЧЕСКИЕ

    ДОРИЧЕСКИЕ – ствол массивный, имеет утолщение внизу, каннелюры образуют острые углы

    ИОНИЧЕСКИЕ – более прямые, ствол украшен каннелюрами (вертикальные желобки, чередующиеся с дорожками)

    Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.

    РИМСКИЕ

    ТОСКАНСКИЕ – ствол гладкий, разработан римскими зодчими на основе дорического. Отсутствие триглифов на фризе, развитая база, более высокая капитель. В России тосканские колонны распространились в ХУ111 – нач. Х1Х века под названием римско-дорических.




    Архитектуру Древней Греции и Древнего Рима впоследствии было принято считать эталоном прекрасной и совершенной архитектуры. Эпоха Возрождения первая после забвения античной архитектуры в Средние века восстановила в своих творениях формы античного ордера. Много позже к ним обратился классицизм.

    Для эпохи античности характерно создание грандиозных ансамблей, храмов, триумфальных арок и колонн, арочных конструкций, применение крестовых сводов, позволивших иметь большое свободное пространство внутри здания. Ордерная система успешно применяется и через 2 тысячи лет для решения любых архитектурных задач.

    ПРИМЕРЫ.

    Рис. Храм в Египте

    Рис.Дорический ордер

    Парфенон построен в 447438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. Парфенон является одним из наиболее красивых зданий сознанных человеком, в его конструкции отсутствуют прямые линии, а эффект симметрии получается за счет суживающихся кверху колонн и ступеней. Парфенон господствует над центром Афин и постоянно напоминает о Золотом веке в истории Древней Греции. V век ко н.э. – Золотой век
    Рис. Парфенон


    Рис. Эрехтейон

    Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
    ГРЕЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР состоял из следующих основных элементов:

    • трехступенчатого стереобата (основания) — цокольной части храма;

    • колонн(несущих опор), состоящих из:

    • основания(базы),

    • ствола (фуст) - в целях устойчивости сужающегося кверху (энтазис), обработанного каннелюрами (вертикальными желобками),

    • капители – создающей более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн; абака (квадратная плита капители) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению;

    • антаблемента (несомой конструкции, перекрывающей части сооружения), делящегося, в свою очередь, на:

    • архитрав (несущую балку),

    • фриз – в его средней полосе чередуются плиты с вертикальными врезами триглифами и промежутки метопы, иногда украшенные барельефами,

    • карниз– нависающий над всей конструкцией, предохраняющий ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершающий композицию. На нижней грани карнизной плиты триглифам отвечали выступы с каплями (мутулы).

    Выше антаблемента — треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.
    Основные понятия:

    АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР – архитектурная композиция, опорная система, основана на художественно оформленной стоечно-балочной конструкции.

    Начало развитию классической ордерной системы было положено еще в зодчестве Древнего Египта и архитектуре архаики.

    ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ОРДЕРА:

    1) балочное перекрытие (антаблемент)

    2) стойка – колонна (архитектурно обработанная

    ОПОРА, круглая или прямоугольная в плане,

    несущая часть стоечно-балочной конструкции),

    основные элементы колонны:

    - капитель,

    - ствол,

    - база,

    3) подножие колонн– стереобат,

    (или стилобат)

    Типы ордеров различаются составом элементов, их формой и расположением, профилями, орнаментом…

    Каждый ордер характеризуется определенными пропорциями его основных частей, размеры которых назначались в зависимости от основных частей, размеры которых назначались в зависимости от МОДУЛЯ.

    МОДУЛЬ – мера, или условная единица, которую в архитектуре принимают для согласования между собой размеров отдельных частей здания или комплекса зданий и сооружений.

    Использование модуля дает возможность добиться стройности, соразмерности, гармоничности пропорций архитектурного сооружения.

    В различных странах в зависимости от композиции зданий и развития строительной техники за модуль принимались различные величины, например, в Древней Греции основной модуль – нижний диаметр колонны.

    ДРУГИЕ МОДУЛИ: ширина триглифа, диаметр купола, расстояние между осями колонн



    Коринфский ордер имеет сложные капитель (Рис. Г) и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера - гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиком, остальное - штукатурами.

    Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. о «дотацией каменной кладки.

    Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция -- каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного5.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта