билеты 16-20г. Экзаменационный билет 16 2 16 Проблема материала в скульптуре С. Т. Коненков. 2
Скачать 14.66 Mb.
|
17.3. Категории стиля и стилистическая эволюция пластических искусств.
Стили Нового времени Возрождение (Ренессанс) Барокко Рококо Классицизм Ампир Романтизм Возрождение (Ренессанс) Вторая половина 14 до 16 века, стремление преодолеть наследие средневековья и возродить ценности и идеалы античности. Мировоззрение этой эпохи – антропоцентризм. Человек – часть мира и все ему по плечу. Работа человеческих чувств. Пристальный интерес к визуальному восприятию, расцвет пространственных видов искусства (живопись, скульптура, архитектура). Культура Возрождения носит преимущественно художественный характер. Особенности архитектуры и эстетика здания. Достижения Ренессанса в архитектуре – центрально-купольная постройка. Ярко выраженный пластический объем купола. Для облегчения массы купола используется каркасная система (купол членится ребрами). Сам купол пустотелый, с двумя оболочками. В композицию фасадов вводятся элементы ордерной архитектуры, выявлены несущие и несомые части, выражающие масштаб здания, его включенность в окружающий ансамбль. То есть характерно использование ордерной системы, но свободное обращение с античными образцами. Стена снова приобретает свое тектоническое значение, в ее членении преобладает горизонталь, которая уравновешивается вертикальными вставками – ПИЛЯСТРАМИ. Это не сами античные колонны, а лишь их образ, декоративный элемент фасада. Если сравнивать характер пространства, например, с вдохновенным готическим, то эта архитектура рациональна, имеет визуально четкие границы, использует строгие прямоугольные формы (квадрат, куб, ШАР). Глухие своды и купола, решенные как техническая задача, поставили и художественную проблему – стали использоваться как место для росписей. К новшествам также относятся строительные растворы в кладке, штукатурка в оформлении, лепные украшения, белые или тонированные золотом. Стремлению подчеркнуть мощь и богатство средствами внешнего выражения в полной мере отвечает стиль барокко. Барокко («жемчужина неправильной формы») – направление в европейской культуре сер.16 (Италия, Испания) – сер 18 в. ( Венгрия, славянские страны) Перемены в Ренессансе: 1). Возрождение перестало быть только итальянским феноменом, получило общеевропейский статус. 2). В Европе возникло движение контрреформации, стремившиеся повернуть историю вспять. Распространенная в странах католической Европы зрелищность, помпезность, утрированная экспрессивность – приманка для возврата в лоно католической церкви, позиции которой после Реформации пошатнулись. В России барокко утвердилось в 1 половине ХУ111века. Стиль русской, в основном московской архитектуры с к. ХУ11 века соединил богатое разнообразие белокаменного резного убранства и традиции древнерусского зодчества с новыми чертами европейской архитектуры: «Нарышкинское барокко» (подмосковные усадьбы Нарышкина), «Петровское барокко» 1ая треть ХУ111 в. (Петровские ворота Петропавловской крепости, арх. Трезини) – соединил несколько направлений в архитектуре, в частности, принципы строгой регулярности и симметрии (Царское село, Большой Екатерининский дворец, арх. Ф.-Б. Растрелли, Петергоф, Зимний дворец, Никольский морской собор). Особенности архитектуры барокко и эстетика дизайна интерьера и экстерьера. Барочное художественное мышление усложнено, подчас вычурно. Радикальное, т.н. «динамическое» направление в барокко создает иллюзию движения пространства и формы. Этому способствует: сложность объемов, пересечение геометрических форм, чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей. Игра цветотени, световые контрасты, активное использование живописи и скульптуры. ШТУКАТУРКА, толстым слоем покрывающая поверхность стен – основа для «штукатурной архитектуры» - лепнины, покрытой позолотой. Основные понятия: КАРТУШ (наибольше распространение получил в БАРОККО)– декоративная лепная деталь в виде щита, полуразвернутого свитка или орнаментального венка, где помещались герб, эмблема, надписи и т.п. Украшение фасада, оформление главного входа во дворцы, создание композиционного акцента. ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в виде крутого завитка с кружком в центре. В архитектуре рококо, барокко и классицизма ВОЛЮТЫ довольно больших размеров применялись в качестве орнамента оконных дверных проемов, декора КРОНШТЕЙНОВ. КРОНШТЕЙН – консольная опора, выступ в стене для поддержания балконов или карнизов, имеющих значительный вынос. Декор: профилированные кронштейны, с декоративными завитками. РЕЛЬЕФ – скульптурное изображение на плоскости, по отношению к которой оно может быть выпуклым (барельеф) или вогнутым (горельеф). Является элементом композиции свода, стены, выполняется на фронтонах, метопах, фризах, украшает триумфальные арки и колонны. Литература: пристрастие к гиперболам, сложным метафорам, аллегориям. Живопись: состояние экзальтации, напряжения, повышенного драматизма Скульптура: патетичность, мимика. Взаимодействие видов и жанров искусства, развитие новых (опера, балет). Эффекты грандиозного, монументального, ослепляющего. Стиль отвечал вкусам буржуазии. Синонимом устойчивости у которых выступал достаток, богатство. Барокко соединил несоединимое: монументальность, фантастичность, иррациональность с трезвостью, разумностью. Рококо. Получил свое развитие в искусстве ХУ111 в. Как разновидность стиля барокко. Зародился во Франции (стиль Людовика ХУ (1715 – 1774). В России нашел наибольшее распространение в середине ХУ111, особенно при отделке интерьеров, оказав значительное влияние на общий архитектурный облик сооружения. РОКОКО - «искусственный грот», «раковина» - хрупкая тонко расчлененная ассиметричная природная форма. Украшение праздной жизни беспечной знати, предмет ее эстетического наслаждения. Особенности архитектуры рококо и эстетика дизайна интерьера и экстерьера. Для стиля рококо характерно большое количество сложных лепных и резных узоров, затейливых ЗАВИТКОВ, КАРТУШЕЙ, РОКАЙЛЕЙ, РЕЛЬЕФОВ. В сооружениях архитектуры этого стиля чистые поверхности стен почти исчезают или замаскировываются вычурной отделкой в связи с чем теряется ясная и четкая ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА. РОКОКО получил свое распространение в архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных изделиях, резьбе, керамике. Архитектура РОКОКО – это городской дом, небольшой особняк французской аристократии, утопающий в зелени садов. В этих зданиях не было единого решения наружного объема и внутреннего пространства. Оно создавалось в соответствии с требованиями комфорта. Для интерьеров РОКОКО характерна безудержная роскошь и ювелирная тонкость отделки. Светлый камень приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Живопись РОКОКО тесно связана с интерьером дома, получила распространение в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, в гобеленах преобладают пейзажи, мифологические и современные галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. У художников РОКОКО можно учиться тонкой культуре цвета, умению строить композицию декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнуто светлая палитра, предпочтение серебристо-голубых. Золотистых и розовых оттенков. РОКОКО – основа формирования романтизма последней культурной эпохи. Основные понятия: РОКАЙЛЬ – характерный для стиля рококо ОРНАМЕНТ в виде завитка раковины. Появился во Франции в начале ХУ111 века как элемент декора парковых павильонов, гротов, фонтанов, ниш, ворот. ЗАВИТКИ, КАРТУШИ, РЕЛЬЕФЫ. Классицизм. От латинского «образцовый» - опирается на нормы и образцы античного искусства, с 16 по 30ые годы 19 века. Идея подчинения целому, идеал ясности и порядка, культ разума, в основе эстетического принципа – верность природе, но логически организованной и творчески облагороженной человеком. В этот период сформировалась нормативная этика – искусство соблюдения определенных законов и правил. Художественные образы классицизма отличаются логичностью и гармоничностью выражения. Дворцово-парковые ансамбли – четкость и геометрическая правильность объемов, регулярность планировки. В живописи (Пуссен, Лорен) линейно-объемное построение, подчиненная роль цвета. В литературе и драматургии – правило 3х единств: времени, места, действия. Классицизм взаимодействует с другими стилями. Классицизм – Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века. Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Француз Жак-ЖерменСуффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. Ампир. Во времена империи во Франции (до 1840 г.) классицизм вырождается в имперский стиль – АМПИР, который прежде всего проявляется в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Ампир как стиль высокого классицизма, основан на тех же образцах антично архитектуры, в основном императорского Рима, а также включал элементы древнегреческой архитектуры и орнамента. Для сооружений характерно использование дорического и тосканского ордеров, выражающих мощь и величие, применение в качестве декора изображения воинских атрибутов (триумфальные арки, колонны). В России (С_Пб) здание Адмиралтейства (арх. Захаров), здание Горного института (арх. Воронихин), здание Главного штаба с Триумфальной аркой (арх. Росси). Характерно широкое применение ордерной системы, позолоты на темно-синем или красном фоне, в сочетании с белым мрамором. Это массивный величественный стиль, широко использующий восточные мотивы (например, Египетские), как бы в подтверждение связи наполеоновской империи с древнейшими империями Востока (орнамент, элементы «звериного стиля»). Романтизм. Художественное и идейное направление в культуре стран Европы и Америки, зародился в Англии. Противостоял упорядоченному строгому классицизму и был обращен к стилистическим формам средневекового романского и готического зодчества, барокко и Ренессансу. Наиболее широкое распространение получил в садово-парковом искусстве, где эстетические идеи проявились в живописной планировке, устройстве гротов, живописных фантастических «руин», в причудливых очертаниях искусственных водоемов, уютных интимных беседок и других сооружений, отражавших романтику старины. Зодчество России периода романтизма использует русско-византийские мотивы, формы готики и других стилей и направлений. В архитектуре более позднего времени единые стили не складываются, потому что исчезает единая мировоззренческая основа, на которой возникали стили прошлого. Их стилистические приемы активно используются и переосмысляются в искусстве 19 века, появляется неоклассицизм. Нередко отсутствие стилевого единства приводило к ЭКЛЕКТИКЕ (сочетанию несоединимых приемов), в дальнейшем оказавшей влияние на зарождение стиля МОДЕРН. Великие архитектурные стили прошлого, отразившие дух своего времени – сокровищница человеческой культуры, к которой обращались и будут обращаться архитекторы всех времен, получая идеи и неисчерпаемое вдохновение. Стили ХХ века МОДЕРН Стилевое направление в европейском и американском искусстве к. Х1Х – н. ХХ вв. Поиск форм национальной самоидентификации во всех аспектах (Франция, Германия, Австро-Венгрия – неоготика, Россия – русско-византийский стиль) – некритическое, декоративное применение археологических мотивов, не соответствует актуальным потребностям эпохи = недолговечное. Разновидности модерна (стилевые направления): БИДЕРМЕЙЕР Возник в Германии Австрии Швеции в 1815-1848, будучи реакцией на чопорный ампир, в первую очередь следовал требованиям удобства. Проявился в изогнутых линиях, овалах, мягких поверхностях. АР НУВО Возрос на плодотворной почве неоготики и неоромантизма, эксплуатировал и трансформировал известные приемы: окна-розетки, наполненные сияющими стеклами витражей, стрельчатые арки, остроконечные башенки. Ярчайший представитель этого направления – Антонио Гауди, его трактовка – «биоморфная». Направление ар нуво – неоклассицистическое – та же система аллегорий стилизация, но в основе – архитектура Возрождения, выпестованная в свою очередь на древнегреческих и древнеримских образцах. В России – древнерусское зодчество, арх. Щусев. Ар нуво – это причудливое смешение и взаимопроникновение всех стилей ( а также смешение архитектуры, литературы, музыки, изобразительного искусства), утонченная стилизация итоических архитектурных форм - не на уровне канона, а на эмоциональном всплеске. СЕЦЕССИОН ( в к Х1Х в Вене, готические и восточные мотивы), ЮГЕНДСТИЛЬ Отрицал случайность, нагромождение деталей, эклектизм предыдущего периода Бидермейера. Если ХУ – Х1Х в архитектурной практике неукоснительное применение классических ордерных форм. Различия – в выборе типа ордера, системе его трактовки, более или менее пышной разработке согласно вкусам эпохи. К. Х1Х в: достижения в области строительной техники, применение каркасных конструкций и новых строительных материало.- стимул к переоценке архитектурных канонов красоты, пользы, прочности. Пересмотр критериев «красоты». Отказ от античных решений – классических форм, ордерной системы, поиск нового языка (единство конструктивного и художественного начал, многообразие форм). Классическая симметрия все чаще приходит в противоречие с критерием «пользы» в функциональном отношении объемно-планировочных решений. Рубеж Х1Х – ХХ в. (1890 – 1910) – МОДЕРН – «изнутри наружу»- захватило все виды изобразительного и прикладного искусства, что позволило заговорить о модерне как о стиле. Ранний модерн разрабатывал альтернативные классике формы и декор, отказ от уравновешивающего венчания здания: карниз, парапет, фронтон. Силуэт зданий динамичен: крутые несимметричные щипцовые завершения, рваные фронтоны, пинакли, башенные выступы с шатровым или купольным завершением (обычно в них вмонтировались лестницы), эркеры, балконы, кованные решетки, венчающие конек крыши, стальные ограждения балконов, открытых лестниц и т.д. Открытое в к. Х1Х в. производство прокатной стали и большеразмерного стекла – крупные стеклопроемы оригинальных форм с оконными коробками и переплетами из гнутых металлических стержней. Рисунок получает характерные очертания «удар бича» (линия арх. Орта) и изогнутого стебля» (линия арх. Г.Гимара) Подчеркнутая декоративность фасадов. Применялся скульптурный, или цветовой (мозаичный, керамический, фресковый) декор. Тематика: набегающая волна, перья, цветы, изогнутые пряди волос. Разнообразие орнаментального декора фасадов и интерьеров. Цветовая гамма: светло-желтая, сине-голубая, лиловая, бурая. МОДЕРНИЗМ Поздний модерн – «конструктивно-ответственный», чистые недекорированные объемы, критерий «пользы» - функции. Чикагская школа к. Х1Х в – «форма следует функции и конструкции». Создание и внедрение стальных каркасов, переоценка фактора прочности. Металлоконструкции – не только несущая система, но и основополагающий эстетический компонент интерьеров. В 1 веке н.э. Витрувий обосновал критерии основных свойств архитектуры: красоты, пользы, прочности. Риоле Ле Дюк заменил формальный «фанатизм симметрии» более общими принципами гармонии, основанной на зрительном равновесии масс сооружения. Готика: стрельчатый свод – арк-бутан – контрфорс О.Перре: тектоника новейших железобетонных конструкций
В ХХ в. функционализм (наиболее устойчивые принципы, отвечающие рациональным принципам архитектуры в целом) 1) модернизм 2) экспрессионализм 3) структурализм Альтернативные движения: регионализм, органичной архитектуры, историзм, постмодернизм, хай-тек, деконструктивизм. Функционализм. Если здание правильно отвечает своему назначению, то внешне его формы должны говорить о свойственных ему функциях. Это составляет характер здания. Если удалось придать зданию характер с минимальными затратами, здание будет иметь свой стиль. Функционализм развился повсеместно на весь предметный мир – мебель, одежду, книжную графику, сценографию, теоретическую и практическую базу дизайна. «ЧТО ХОРОШО ФУНКЦИОНИРУЕТ, ТО ХОРОШО И ВЫГЛЯДИТ" Эстетика функционализма: Преодоление канонизированных композиционных стереотипов, ограничения свободы компоновки пространств и объемов зданий законами симметрии, активное внедрение несимметрии и асимметрии, характерное выявление функции во внешней структуре зданий, ориентация на тектоническую трактовку несущих конструкций. Свобода компоновки объемов согласно их функции сопровождается стремлением к простоте и геометричности каждого из объемов при тяготении к идеальным формам куба, шара, цилиндра. Широкое применение конструкций заводского изготовления. Отказывается от эстетических возможностей традиционных материалов и конструкций – естественного камня, дерева, кирпичной кладки. Каменная кладка, как правило, штукатурилась, штукатурка часто имитировала бетон. Ведущие эстетические постулаты модернизма: Геометризм (архитектура прямого угла) Антидекоратизм(«орнамент – это преступление») Эстетика механически обработанных поверхностей строительных конструкций заводского изготовления Сдержан к цвету: серый бетон или белый Ориентация на заводское производство – требование массового восстановления жилища после 1 мировой войны. Ле Корбюзье 1923 «надо создать дух серийности», 5 принципов проектирования зданий: 1) на открытых столбах, отрывающих здание от грунтовой сырости 2) с совмещенной плоской железобетонной крышей- сводом 3) свобода планировки внутренних пространств через замену внутренних стен колоннами каркаса 4) с ленточными окнами, повышающими освещенность помещения 5) свобода композиции фасадов (несущая – не наружная стена, при переходе на каркасную конструкторскую систему) Функционализм – аскетизм – демократическая архитектура – массовое жилищное строительство Экономический кризис в Европе, тоталитарные режимы (СССР) для укрепления своего престижа нуждались в другом архитектурном языке, преимущественно неоклассическом – с 1930-х гг. Начало 30-х гг – необходимость в возведении крупных общественных зданий.. На конкурсах на крупные общественные здания модернисты проигрывают мастерам, исповедывающим ценности классицизма. Эстетическая оценка функционализма не стабильна. В период 60 – 70-х реконструкция проекта 1927 Ле Корбюзье Поселок Пуссак: преображен плоские крыши – в скатные ленточные окна – в замкнутые фасады, многоцветный декор Спустя 10 лет наоборот, жилые комплексы модернизма тщательно и бережно реставрируются и реконструируются. Положительное – подход к проектированию. Что касается вопроса о минимальных требованиях, предъявляемых к жилищу, они заключаются в элементарных минимумах света, воздуха, жилой площади, которые необходимы человеку, чтобы при полном развитии его жизненных функций жилище не являлось бы тормозом его жизнедеятельности. Проведенные в соответствии с этой концепцией научные исследования послужили основой для разработки строительного законодательства и соответственно государственных норм проектирования. В нормах регламентированы гигиенические параметры минимальных размеров квартир, освещенности, инсоляции помещений, температуры, влажности воздуха в них, кратности воздухообмена, допустимого уровня шума, требования звукоизоляции, размера озеленения жилых территорий. Снижение проектных показателей ниже норм не допускалось. Т.о. законодательно был закреплен достаточный уровень проживания для основной массы населения – бесспорное достижение функционализма. Научный подход к проектированию перерос рамки породивших его течений и стал всеобщим методом проектирования уже ко 2-ой половине ХХв. Экспрессионизм. Кафка, Скрябин, Шенберг, Малер Архитектура 1919 – 1922 «Никакой сухой практичности, никакой боязни пространства. Фантазия, в которой присутствуют пространство, свет и цвет». Э.Мендельсон Башня Эйнштейна в Потсдаме (Германия) Шарнирные рамы и опоры. Тектонический образ надежности и устойчивости сооружения: когда с увеличением нагрузки оно расширяется к основанию. Эталон устойчивости С 20-х годов прием установки здания на пилоны или опоры, часто сужающиеся к основанию При полной технической надежности – «эмоция тревоги», «стрессовое состояние конструкций» - неоэкспрессионизм 2-ая половина ХХ в. : опора массы здания на точечные опоры. Наиболее экспрессивная тема – опора здания на одну точку. Арх. Леонидов, Здание института В.И.Леина в Москве – идея здания-шара, реализуется в к. ХХ в. – стекло и металл, здания-шары. 1956 «Памятник для будущих поколений» - «опрокинутая пирамида» на краю обрыва. Тема зрительной неустойчивости формы здания. 1962 – здание Палаты представителей (контраст сферическому куполу здания Сената подчеркнут общим каркасным стилобатом) Неоэкспрессионизм. Усложненность объемной формы: Эстетические и функциональные цели - индивидуализация внешнего облика развитие периметра наружных стен – улучшение освещенности, ориентации интерьера квартир(например, двусторонняя ориентация для однокомнатной квартиры) Арх. Шарун Комплекс «Ромео и Джульетта» «Джульетта»: подковообразный план, каскадно меняющаяся высота (5, 8, 12 этажей) «Ромео» - 20-этажное башенное здание Арх. Шарун. Зал Камгори – «совершенная функциональность»: многогранное шатровое покрытие, разная высота стен, нетрадиционный цвет, металлическая фактура стен(анодированы в золотой алюминиевые листы + серебристый алюминий) Неоэкспрессионизм, опираясь на достижения функционализма, вносит индивидуализирующее и эмоциональное начало. Органичная архитектура, регионализм. Идеал – целостность в философском аспекте, где целое так отностися к части, как часть к целому. Природа материалов, природа назначения и осуществления становится ясной и выступает как необходимость. Из этой природы следует характер. Ф.Л.Райт. Функционализм (научная, гигиеническая, технологическая обоснованность проекта) + эстетика формируемых пространств и объемов Основа: связь здания с окружающим ландшафтом, а оборудование, мебель, утварь – с компоновкой внутренней среды здания. Камень, кирпич, дерево. Совпадение фактур конструкций на фасаде ив интерьере. Индивидуальное проектирование каждого объекта. Особняки – перетекание пространств и природы. Модернизм 1940 - 1960. Методы интенсивного градостроительства, принципы универсальности «кожа и кости». Мисс Ван дер Роэ «Анализируя присущую современности быструю динамику функций, при которой «моральный износ» планировочных решений происходит существенно быстрее чем физический износ конструкций – следует, что единственная функция, сохраняющаяся с известной устойчивостью – функция изменяемости. Метод универсального пространства. Американский модернизм – открытые металлоконструкции в композиции фасадов и интерьеров, В Европе – формообразующие возможности железобетона. В 1950 в США модернизм стал вытесняться неоклассицизмом и структурализмом. Структурализм – Промежуточное звено в цепи:
Функционализм: «что хорошо функционирует, то хорошо и выглядит». Технические возможности. Базируется на выборе конструкций не только по техническим показателям, но и по формообразующему потенциалу + традиционные применяются как в их исторический, так и в новых конструктивных формах, например, в плоскостных и пространственных гнутоколенных конструкциях из древесины. Объемно-блочная система домостроения, ствольные системы. Эстетика. Путь тектонического освоения техники. Художественно гармонизированное функциональное структурирование архитектурных композиций путем объемно-пространственного членения группы рабочих и коммуникационных помещений (ранее - в СССР 20-ые годы) Контраст объемных форм и фактур. Строительство объемно-блочных зданий (58 г.СССР): крупные общественные здания с большепролетными пространственными перекрытиями (преимущественно железобетонными) зальных помещений, спортивные, торговые, транспортные сооружения. Решения, основанные на комбинации в одном объеме нескольких типов пространственных конструкций. Историзм. Архитектурно-художественная среда центров большинства городов, развитие направления стилизации, эклектика, ветви модерна и др. Незыблемая иерархия ценностей, воспроизводство тоталитарных структур и тоталитарного сознания – альтернатива – плюрализм (ориентация на фрагмент вместо целого). Постмодернизм. Искусство непосредственной коммуникабельности. Культура прошлого для него – «лавка старьевщика, откуда он берет все, что идет вход. Любая вещь здесь – цитата. Критика функционализма (серийный подход, отказ от творческого наследия). Учет объективной потребности человека в разнообразии внешних впечатлений. Миграция в США архитекторов из тоталитарных государств обусловила расцвет «интернационального стиля» 50-ые годы, «эмоциональная усталость» от модернизма. Возрождение всех исторических архитектурных стилей и декора всех видов (декоративная кладка, облицовка, рельеф, орнаментика, росписи и проч.), обращение к выразительности стенового массива, отказ от ленточных окон, возрождение активного силуэта зданий (завершение щипцом, фронтоном, мансардами), отказ от плоских крыш. Восстановление исторических принципов построения композиции: симметрия, пропорциональность, перспектива. Сочетание различных фактур, цвета, рельефа. Принципы: - «подражание» историческим памятникам и образцам - «ссылки» на известные памятники архитектуры в общей композиции или деталях - «работа в стилях» (историко-архитектурных) - принцип «обратной археологии» ( приведение нового объекта в соответствие со старой строительной техникой - принцип «повседневности реализма и античности» - путем принижения или упрощения классических форм. Хай-тек. Символическое выражение века высоких технологий, ракетно-космических объектов, демонстративный супер-техницизм. Функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в декоративно-театрализованное, с элементами преувеличения, а иногда и иронии. Ориентация на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом + элементы инженерного оборудования (воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы). Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, хай-тек стал использовать этот прием уже в качестве композиционного средства. Неомодернизм (деконструктивизм = ДЕКОН) В 1932 г. В СССР развитие конструктивизма и рационализма было жестко приостановлено директивами правительства. В 70 – 80 русский авангард попал за границу – что повлекло повышение интереса к возможностям модернизма в целом. Неомодернизм основывается не на прямом заимствовании образов прошлого, а на их умышленной трансформации (деконструктивизм). Мастера декона базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к некоторой их деформации (искажению, абстракции) – что ведет к динамизму и остроте композиции. Как источник использует различные периоды и различных авторов русского авангарда. Дерида о метафоричности сознания, выход – отыскание ее исторических истоков через аналитическое расчленение текстов гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор, запечатлевающих следы последующих эпох. Символизм. «Символ есть функция действительности, смысл действительности, интерпретация действительности, сигнификация действительности и переделывание действительности.» А.Ф.Лосев Используются композиционные символические элементы. Обычно они призывают явно или завуалировано символизировать определенную идеологию, государственность, религию и др. другое, не вытекающее непосредственно из функции здания или сооружения. |