Элективный курс решает следующие задачи
Скачать 110.01 Kb.
|
Введение В педагогике проблема развития творческих способностей у учащихся в процессе его обучения и воспитания всегда была актуальной. Проблема развития личности всегда вызывала интерес у педагогов. На сегодняшний день это проблема особенно актуальна, когда образование находится в тяжелом процессе реформирования. Главной задачей школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей и развитие его творческого потенциала. На основе этого можно выделить основные цели развития творческих способностей у учащихся: Подключить учащихся к творческой работе; Развивать интерес к творчеству; Одной из педагогических задач является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями и практическими умениями в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии. Практика показывает, что для учителя основной задачей развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. Элективный курс является важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, так как в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Элективный курс решает следующие задачи: помощь в самоопределении ученика в дальнейшей профессиональной деятельности; создавать мотивацию обучения на планируемом профиле; После выявленного противоречия была определена тема курсовой работы: «Развитие творческих способностей у учащихся 9 кл. в разделе «Дизайнер интерьера». Объектом исследования будет являться: процесс развития творческих способностей у учащихся на элективном курсе по технологии в разделе «Дизайнер интерьера». Предметом исследования являются: методы и приёмы, влияющие на развитие творческих способностей у учащихся на элективном курсе по технологии при изучении раздела «Дизайнер интерьера» в 9 классах. Цель курсовой работы: разработка элективного курса для развития творческих способностей у школьников на элективе в разделе «Дизайнер интерьера». В соответствии с целью были намечены следующие задачи курсовой работы: 1.Подбор и обработка литературы по данной теме. Проанализировать теоретический материал формирования творческих способностей у учащихся. 3.Разработать содержание методики проведения уроков по формированию творческих способностей у учащихся. 4.Одобрить разработанные конспекты для развития творческих способностей. 5.Анализ получения диагностических результатов. Гипотеза определяет стратегию исследования: развитие творческих способностей у учащихся на элективе по технологии будет успешным если: создать благоприятные условия для развития творческих способностей; применить различные методы и приемы обучения, направленные на активизацию деятельности учащихся для формирования у них творческих способностей; систематически вовлекать детей в творческую деятельность. 1.1. Творческие способности и их развитие Сущность творчества по – разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности. В понимании художественного творчества, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира. В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия. В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца. В 18 веке Иммануил Кант также анализирует творческую деятельность. Самое главное в творчестве – это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт. Роджерс признает тот факт, что человек творит в первую очередь потому, что его удовлетворяет, потому, что он чувствует в этом самоактуализацию. Когда индивид «открыт» своему опыту, тогда его поведение является творческим, и можно надеяться, что это творчество носит созидательный характер. Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества. Быть самим собой – вот, что способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества.1 Таким образом проблема творчества рассматривалась многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находиться в бессознательном, а следовательно развивать бессознательное тоже невозможно. Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Метод проектов был ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология». Метод проектов - это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представлял собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, как обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации; планирует варианты решения проблемы; делает выводы; анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Метод проектов являлся тем средством, которое позволяло отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным являлось пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создавал уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появлялся дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях. Интерес к проектам зависел от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя. 1.2 Обязательные курсы – элективы. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Особенности курсов по выбору в предпрофильной подготовке в 9 классе. Основная функция курсов по выбору - профориентационная, то есть ориентирующая в выборе будущего профиля обучения. Поэтому их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся. Они должны носить краткосрочный характер. Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная продолжительность элективного курса - 34 часа, по 2 часа в неделю. Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).2 Типы элективных курсов: Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы. Межпредметные элективные курсы, задача которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем от 36 до 72 часов. Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны. В профильном обучении элективные курсы могут выполнять следующие функции: поддерживают изучение профильных предметов на заданном стандартом профильном уровне; служат основой для внутрипрофильной специализации обучения; обеспечивают профессиональное самоопределение обучающихся, знакомят с основами профессиональной деятельности; содействуют удовлетворению познавательных интересов учащихся; расширяют содержание одного из базовых курсов, тем самым способствуя успешной подготовке к государственной итоговой аттестации; выполняют роль «надстройки», дополняя содержание профильного курса до углубленного. Основная функция элективных курсов в предпрофильной подготовке – содействовать осознанному выбору учащимся профиля дальнейшего обучения (профильной ориентации). Для того чтобы элективные курсы были эффективны необходимо: 1 – на занятиях по профориентации проводить тестирование и анкетирование учащихся, 2- устраивать встречи с представителями разных профессий., 3 - определять склонности и задатки обучающихся . В течение года учащиеся получают знания и понятия о профессиях и специальностях, ребята знакомятся с классификацией профессий, с формулой вывода профессии. Изучают свои интересы, склонности, внимание, тип мышления, тип памяти, воображения, координация, движения, черты характера. Когда создается курс по выбору не зависимо от предмета то необходимо написание программы данного курса. Программа– это средство перевода научных знаний и опыта практических действий в плоскость освоения учащимися (Давыдов). Кроме того, следует помнить, что учебная программа – это, прежде всего, нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей, с указанием последовательности тем, вопросов и количество времени на их изучение. Функции программы: Программа делает научные знания предметом учебной деятельности (отбираем, структурируем). Программа является средством достижения целей образования. Это механизм их достижения. Программа – это средство контроля, она позволяет установить достижимость результатов. Все эти источники должны быть разработаны, в противном случае программа будет носить формальный характер, т.е. за основу будет взят образец (форма). При разработке программы следует учитывать ограничения, каковыми для разработчиков программ элективных курсов могут быть: Частные и общие цели (программы предпрофильной подготовки должны соответствовать ее целям). Следует учитывать и возможные функции элективных курсов: поддержка профиля обучения, основы профессиональной деятельности, удовлетворение познавательных интересов, развитие содержания. Исходный уровень подготовки учащихся (должен быть сделан анализ). Внешними требованиями (органы управления образованием). Итак, элективный курс – это необходимость современного школьника, которая позволяет ему углубить и расширить свои знания, по интересующему его предмету, дает возможность попробовать себя в профессии, помогает определиться с дальнейшими жизненными планами. Курсы по выбору это так же возможность совершенствования педагогического мастерства преподавателя. 1.3 Метод проектов в реализации элективного курса. Реализация элективных курсов предполагает владение педагогом на высоком уровне педагогическим технологиями, в том числе, технологиями проектирования. Метод проектов становится ведущей технологией обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Суть проектного обучения остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике - соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения. Достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если этот метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и др.). Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газет, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т.п.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); - выдвижение гипотезы их решения; -обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.); -обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); - сбор, систематизация и анализ полученных данных; - подведение итогов, оформление результатов, их презентация; - выводы, выдвижение новых проблем исследования. Глава 2 Способы формирования творческих способностей у учащихся на уроках технологии. 2.1 Анализ методических приёмов и средств в формировании творческих способностей. Цель нашего исследования является это разработка элективного курса, который поспособствует развитию творческих способностей школьников на элективном курсе в разделе «Дизайн интерьера» по технологии. В соответствии с целью были намечены следующие задачи курсовой работы и их методы решений. В начале любого исследования лежит подбор и обработка литературы по выбранной теме исследования. Для разработки программы элективного курса «Дизайнер интерьера» мы проанализировали следующую литературу: книга «Дизайн интерьера» автор Наталия Митина, интернет ресурсы, книга Панеро и Зелника "Основы эргономики". Итак, наше исследование посвящено развитию творческих способностей учащихся, следовательно второй задачей нашего курса является анализ теоретического материала по формированию творческих способностей у школьников. Для выполнения этой задачи, мы проанализировали и отобрали тесты по выявлению творческих способностей.Тест:«Определение уровня воображения»,Тест: «Определение уровня творческого потенциала учащихся»,Тест: «Незаконченный рисунок». Главным методом элективного курса взят – метод проектов, так как он является наиболее эффективным и распространенным. Метод проектов позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через действие, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: - самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации; - планирует варианты решения проблемы; - делает выводы; - анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционного обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «забить» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Все эти методы направлены и благоприятно влияют на развитие у ребенка, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Вывод: Воспитание творческих способностей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе я попытался определить основные методы и педагогические задачи по развитию важнейших компонентов творческих способностей. 2.3 Анализ получения диагностических результатов. Творчество - это сложное явление, обусловленное многими социальными педагогическими и физиологическими предпосылками. Учить творчеству - это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд - самый главный источник формирования познавательной деятельности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, окружающая обстановка, сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ученику, поощрение даже малейшего успеха. На уроке ученики должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. На первоначальном этапе работы я провел с детьми следующие диагностики: «Воображение». Целью методики является определение уровня воображения; «Творческий потенциал» для определения развития уровня творческого потенциала. Для определения уровня развития воображения был проведен тест «Воображение», где учащимся предлагалось ответить на 12 вопросов ( приложение №1). После подсчета баллов делается вывод: 14 - 17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов - высокий уровень; 9 - 13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его – средний уровень; 5 - 8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе – низкий уровень. Проверка показала результаты: Диаграмма 1: «Воображение ребенка». Данные проведенной диагностики в процентном отношении показали: высокий уровень – 15% учащихся; средний уровень – 40% учащихся; низкий уровень – 45% учащихся. Чтобы оценить уровень творческого потенциала, принимать нестандартные решения, проведена диагностика «Творческий потенциал» (приложение №2). Учащимся нужно выбрать один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. Общая сумма набранных очков показала уровень творческого потенциала: 49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам будут доступны самые разнообразные формы творчества – высокий уровень. От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете – средний уровень. 23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему – низкий уровень. Проверка показала результаты: Диаграмма 3: «Творческий потенциал». Данные проведенной диагностики в процентном отношении показали: высокий уровень – 22%; средний уровень – 41%; низкий уровень – 37%. Данные проведенных диагностик показали, что развито слабо воображение учащихся, дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться. Из этого я сделал вывод: необходимо элективные курсы выстроить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализовать свои творческие способности. Для того чтобы проверить насколько же эффективно применение отдельных методов в процессе обучения, в рамках исследовательской работы я провел занятия по технологии. Данные занятия были проведены в 9 классе, в котором обучаются 12 учеников. Занятия были направлены на развитие творческих способностей, через использование: 1. метода эвристических вопросов; 2. метода придумывания; 3. метода образного видения. Во время проведения занятий были проведены исследования и с помощью тестов и наблюдения, были получены результаты, характеризующие показатели работы учеников такие как: умение поставить творческую цель, оригинальность. После проведённых занятий ученикам был предложен тест в качестве выходной диагностики. При определении уровня развития творческих способностей, я взял тест, предложенный автором Э.П. Торренсом ( приложение №4). Тест Э. П. Торренса охватывает такие параметры мышления, воображение и оригинальность. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин и завершение начатой картинки. Изучение особенностей творческой деятельности учащихся в ходе эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их сформированности: низкий, средний, высокий. 1. Низкий уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Учащиеся с низким уровнем творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует. 2. Средний уровень – потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Учащиеся среднего уровня развития творческих способностей стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослого. Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость. 3. Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. Ответственны. Начатую работу всегда доводят до конца, справляясь с возникшими трудностями самостоятельно. Любой вид творческой деятельности способен увлечь их. Результаты, полученные в ходе тестирования, представлены в таблице.
На основании полученных результатов данного теста можно сделать вывод: в классе высокий уровень развития творческих способностей показали 2 ученика (Никита М. и Артем К.). Средний уровень творческой деятельности показали 8 учеников. Низкий уровень тоже имеется, его показали 2 ученика. Практические разработки с методическими рекомендациями Пояснительная записка Однообразие современной архитектуры, однотипный характер всего предметного пространственного окружения приводит к тому, что человек стремится создать вокруг себя вторую природу, более комфортную для каждого конкретного человека. Это послужило основанием для разработки курса «Основы дизайна интерьера», который представляет собой интегрированный курс двух образовательных областей – «Искусство» и «Технология». Построенная на основе знаний, получаемых учащимися на уроках изобразительного искусства в 9 классе «Дизайн и архитектура в жизни человека», программа предполагает более глубокое изучение истории развития дизайна, принципов построения композиции, роли цвета в композиции. Но знакомство с дизайном как конструктивным искусством только с точки зрения изобразительного искусства было бы неполным, так как слово «дизайн» означает идея, чертёж, проект. Поэтому программа предусматривает обучение основам дизайна и с точки зрения технологических дисциплин – графики и черчения, и включает знание основ проецирования, построение наглядных изображений, перспективных проекций, составление проектной документации. Оптимально знания о конструктивных видах искусства можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы. Поэтому программа предполагает выполнение практических заданий на каждом занятии, а в конце изучения курса 8 часов отведено на разработку и реализацию проекта. |