Элективный курс решает следующие задачи
Скачать 110.01 Kb.
|
Тематическое планирование курса «Основы дизайна интерьера»(18 часов)
Содержание программы Введение. Интерьер – среда жизни человека. Интерьер и дизайн. Теоретические сведения. Человек и дизайн. Профессия Дизайнер интерьера. Экскурсия в дизайнерскую мастерскую. Тема I. Функциональное использование жилища. Теоретические сведения. План дома: дневная и ночная зона. Типы мебели. Мебельные группы. Эргономика. Практическая работа 1.Выполнить чертёж плана, развёртки стен по размерам. 2. Построить перспективную проекцию комнаты Тема II. Архитектурное черчение. Теоретические сведения. 1.Архитектурный чертёж: фасад, план здания, разрез. 2.Масштабы. 3.План комнаты и развёртки стен. 4.Перспективная проекция. Практическая работа 1.Выполнить цветовую доску будущего интерьера. 2.Выполнить план, развертки стен, проекцию интерьера в цвете. 3. Продолжение оформления интерьера в цвете 4. Подобрав из журналов картинки, выполнить компоновку картин для интерьера. 5. Выбрать из журналов примеры интерьера в разных стилях; определить стили, описать элементы, определяющие стиль. Тема III. Оформление интерьера. Теоретические сведения. 1.Мир цвета. 2.Влияние цвета на восприятие пространства. 3.Роль цвета в создании атмосферы помещения. 4.Цветовая композиция. 5.Контраст. Гармония. 6.Симметрия. Асимметрия. Пропорции. Оптическое воздействие декоративных элементов. 7.Стили интерьера. Практическая работа 1.Выполнить чертёж плана, развёртки стен по размерам. 2. Построить перспективную проекцию комнаты Тема IV. Проектирование интерьера. Теоретические сведения. Проект жилища. Ход проектирования. Этапы выполнения проекта: 1. набор первоначальных идей; 2.эскизы, наброски; 3.план, развёртки стен. 4. перспективная проекция; 5. составление проектной документации. Защита проектов. Практическая работа 1. Эскиз интерьера или предмета 2. Построить план, развёртки 3. Построение проекции 4. Продолжение 5. Описание концепции 6. Составление спецификации Методическое обеспечение. Конспект занятия по теме: Функциональное использование жилища «Мир цвета.» ( комбинированное занятие). Цели: познакомить учащихся с существующими теориями цвета; познакомить учащихся с психологическим влиянием цвета на восприятие пространства. Задание: выполнить цветовую доску будущего интерьера. Оборудование для учителя: таблицы: цветовой круг, «влияние цвета на восприятие интерьера»; для учащихся: листы загрунтованного в пастельные тона картона, цветные журналы, вырезки, ножницы, клей. План занятия: Организационный момент – 2 мин. Сообщение нового материала – 25 мин. Практическая работа – 10 мин. Итог занятия – 3 мин. ХОД ЗАНЯТИЯ Цвет – мощное средство дизайна. Научно обоснованное применение цвета повышает функционально-образную выразительность интерьера, положительно влияет на психологическое восприятие среды и создание целостного, гармоничного пространства. Известный русский художник К. Петров-Водкин очень образно сказал о роли цвета: «Цвета есть раздражающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого – в их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека». Обратите внимание на прямоугольники разного цвета и скажите, что вы чувствуете, глядя на них, какие ощущения они вызывают? Прямоугольник желтого цвета вызывает ощущение тепла, красный – тревогу, голубой – ощущение холода. Вспомните из курса изобразительного искусства, что цвета делятся на теплые и холодные. К тёплым цветам относятся красные, оранжевые, жёлтые цвета и их оттенки. К холодным – фиолетовые, синие, сине-зелёные. Цвет, а также его природа и воздействие на человека хорошо изучены.. Сейчас существует даже лечение цветом – хромотерапия. В древних культурах цвет имел разнообразное значение. Цвета служили средством коммуникации, поэтому каждому цвету придавалось тайное символическое значение. Древние греки обозначали различным цветом «четыре первоэлемента»: огонь – красным, воду – зелёным, воздух – синим и землю – жёлтым. Во времена средневековья в основе художественно-образного мышления лежали догмы христианской церкви. Здесь также каждый цвет имел строго определённое символическое значение. Живопись подчинялась религиозным канонам, то есть строгим правилам. Так белый цвет получил значение чистоты помыслов; красный – мученичества, синий – мира, жёлтый – славы, пурпурный – величия и знатности; зелёный стал цветом надежды, а чёрный – траура. В эпоху Возрождения религиозные догмы постепенно утрачивают изначальную строгость, равно как и каноны символики цвета. Позднее, с развитием техники изобразительного искусства, применение цвета получает научную основу. Во времена барокко с помощью цвета усиливали впечатление движения, создавая иллюзию бесконечно простирающегося пространства. Научное обоснование природному феномену цвета дал около трехсот лет тому назад известный физик Исаак Ньютон, который сумел разложить солнечный свет посредством призмы на составные части и получивший так называемый цветовой круг – спектр. Ньютон вывел понятие основных цветов. Это разделение позже усовершенствовал великий немецкий поэт В. Гёте, который также серьезно изучал проблемы цвета (см. методические материалы). Он создал цветовую фигуру, противоположные цветовые пары которой располагались друг против друга. Напротив пурпурного – зелёный, напротив оранжевого – синий, напротив жёлтого – фиолетовый. В XX веке бурное развитие получает дизайн как вид проектно-художественного творчества и в интерьере, а также других объектах предметной среды цвету начинает уделяться еще большее внимание. Новый импульс получает наука о цвете, теоретические положения которой находят применение в практике дизайна. Посмотрите на примеры цветового оформления интерьеров, представленных в таблице и определите понравившиеся вам. Объясните, почему вам понравились именно эти интерьеры. Вы выбрали гармоничные сочетания цветов. Рис. 1 Говоря о гармонии цвета, прежде всего, имеют ввиду цветовые сочетания. Получить гармоничные сочетания помогут схемы цветового круга (рис. 1). Рассмотрим их. (У учащихся на столах находятся маленькие модели цветового круга. Вместе с учителем они упражняются в определений сочетаний цветов). В сочетании двух цветов участвуют цвета, находящиеся на диаметрально противоположных сторонах круга. Эти цвета находятся в комплементарном соотношении (взаимно дополняют друг друга). В сочетании из трёх цветов участвуют цвета, находящиеся в вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. Это могут быть, например, жёлтый – красный – синий (так называемые основные цвета). Подобный принцип сочетания возможен и для дополнительных к ним цветов: оранжевого, фиолетового и зелёного. Сочетание из трёх цветов считается гармоничным, если один из диаметрально противоположных цветов сопровождается двумя соседними противоположными цветами, например в круге из 12 цветов, жёлтый (1) будет сопровождаться двумя соседями фиолетового – сине-фиолетовым (8) и красно-фиолетовым (6). Для сочетания из четырёх цветов воспользуемся тем же 12-ти цветным кругом и выберем две таких комплементарных пары, которые соединяются между собой перпендикулярными прямыми, образуя квадрат. Действуя таким образом, можем получить такие цветовые сочетания: - жёлтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зелёный; - желто-оранжевый, красный, сине-фиолетовый, зелёный; - оранжевый, красно-фиолетовый, синий, желто-зелёный. Сочетание из шести цветов получаем, вписав в цветовой круг, соответственно, правильный шестиугольник. Гармонию здесь создают три пары комплементарных цветов: жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зелёный; желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зелёный, желто-зелёный; Выбор цветов для различных комнат и отдельных зон жилища зависит от нескольких факторов. В первую очередь, нужно исходить из основной идеи декорирования жилища, а также вкусов и пожеланий его обитателей. Существуют общие положения. По одному из них теплая гамма подходит для помещений, где предусмотрена активность людей, а холодные цвета – для «подсобных» помещений. Влияет на выбор и уровень естественной освещенности, ориентация помещения по сторонам света. Даже такие факторы, как возраст и психологический тип людей, тоже могут внести свои корректировки при выборе цвета. Особой осторожности при выборе цветовой гаммы требует небольшая квартира. Здесь цвета взаимодействуют более тесно, часто граница между отдельными зонами квартиры условна, через открытые двери цвета соприкасаются друг с другом. В небольшой квартире нежелательно присутствие обилия ярких или контрастных цветов – это утомляет и, в конце концов, быстро надоест. Чтобы представить, как будет выглядеть будущий интерьер, дизайнер может выполнить так называемую цветовую доску. На лист картона, окрашенный в преобладающий в интерьере цвет, наносятся вырезанные из журналов составляющие интерьера: мебель, светильники, аксессуары, драпировки. В реальности будут, конечно же, другие вещи, но похожие по стилю, форме, настроению. Такие цветовые доски могут продемонстрировать и взаимодействие цветов. Рассмотрим на примерах. Холодные цвета на белом фоне оптически более выпуклы, чем на тёмном. Светлые цвета лучше заметны на тёмном фоне, а тёмные – на светлом. На сером фоне при условии одинакового освещения тёплые цвета «выступают» вперёд, а холодные «стремятся» уйти в глубину. Явление цветового контраста тоже оказывает влияние на восприятие глубины помещения. В случае качественного контраста – контраста насыщенных и бледных цветов, при условии одинакового освещения, насыщенный цвет «выступает» вперёд. В случае количественного контраста может происходить обратная ситуация. Так, поместив на обширном красном фоне небольшое жёлтое пятно, мы получим эффект более выпуклого восприятия жёлтого цвета. Цвет может также зрительно исказить размеры предмета. Окрасив кубы одинакового размера в разные цвета, получим интересный результат. Самым крупным кубом покажется жёлтый, а затем в порядке «уменьшения» размеров идут: белый, красный, зелёный, синий и чёрный, который будет казаться самым маленьким. Цвет может влиять и на зрительное восприятие массы предмета. Предметы плотных тёмных цветов – красно-фиолетового, коричневого, чёрного – кажутся более тяжёлыми, чем они есть на самом деле. Предметы светлых цветов – белого, жёлтого, голубого – кажутся более лёгкими, чем в действительности. Практическая работа. Выберете картон подходящего цвета и выполните цветовую доску, используя вырезки из журналов. Учитывайте полученные рекомендации. (Рисунки 2, 3 – варианты выполнения работы) Методическое обеспечение №2 Конспект занятия по теме «Введение. Интерьер – среда жизни человека. Интерьер и дизайн..» (теоретический план-конспект) Цели: познакомить учащихся с профессией Дизайнер интерьера, чтобы помочь им в дальнейшей реализации по жизни и выборе профессии. Задание: познакомить учащихся со спецификой работы; сформировать умение у учащихся к бесконфликтному взаимодействию, общению в группе. Оборудование: Слайд-шоу, фильм. Время: 80 минут Ход занятия. Дизайнер интерьера. Описание профессии. Дизайнер интерьера — это своего рода миниархитектор. Он занимается продумыванием и планировкой помещений, подборкой отделочных материалов, мебели, элементов декора — для квартир, офисов, музеев, магазинов и т.д. Иногда этот дизайнер может брать на себя часть функций проектировщика и прораба. Ему приходится тесно работать не только с заказчиками, но и со строителями, ремонтниками, поставщиками материалов, нести ответственность за качество изделий и сырья, за проделанную работу в срок и с учетом всех пожеланий заказчиков. Дизайнер интерьера. Виды деятельности: продумывание и создание графической модели будущего помещения координация работы разнообразных строительных и ремонтных служб взаимодействие с магазинами, салонами, заводами по производству отделочных материалов, мебели, сантехники, электроники и предметов интерьера контроль за исполнением работ иногда по желанию заказчика и договоренности с ними — ведение финансово-отчетной деятельности Места работы: конторы, специализирующиеся на дизайне интерьера фабрики по изготовлению предметов интерьера специализированные салоны-магазины Профессиональные навыки: умение рисовать как руками на бумаге, так и в специальных компьютерных программах знание особенностей домашней, офисной и торговой планировки умение разбираться в сортах дерева, пластика, стекла, тканей, отделочного сырья Дополнительные особенности: Наибольшим спросом как среди работодателей, так и среди непосредственных заказчиков пользуются универсальные специалисты, которые могут взять под контроль проведение всех этапов работы — от начала переговоров до сдачи готового помещения. Домашнее задание: 1. Придумать идею дизайна комнаты. 2. Завести рабочую тетрадь. Примерный план-конспект экскурсии занятия № 3 Тема: Ознакомительная экскурсия в Дизайнерскую мастерскую «Солнечный Дом» Цель: познакомить учащихся с работой дизайнера. Задачи: продемонстрировать профессиональное оборудование, работу на нем; сформировать представление о профессии; Тип урока: экскурсия. Методы обучения: демонстрация, профессиональная проба, наблюдение. Форма работы: групповая Время: 80 минут Изложение нового материала : Вводная беседа от директора мастерской: 1. Роль дизайнера интерьера. 2. Общая характеристика предприятия. 3. знакомство с рабочими программами. Осмотр мастерской: 1) ознакомление с техническими операциями; 2) знакомство с оборудованием; 3) наблюдение учащихся за работой мастеров. Приложение 1 Тест: «Определение уровня воображения». Цель: определить уровень воображения. Время проведения - 15 минут. Ф.И.О.: _________________________________________________________ Класс: ___________ Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный. Вопросы для ответов: Интересуетесь ли вы живописью? Часто ли вы скучаете? Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? Инициативны ли вы в каком-нибудь деле, в школе? "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? Любите ли вы писать длинные письма? Видите ли вы иногда цветные сны? Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? |