Эмиль дюркгейм как один из основателей современной социологии
Скачать 22.89 Kb.
|
Елизавета Орлова ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX ̶ начала XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спенсера, которые он критически осмыслил и развил. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого. Биография. Э. Дюркгейм родился в городе Эпинале во Франции в 1858 году в семье небогатого потомственного раввина. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 году поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию о разделении общественного труда и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Работая в университете Бордо, Э. Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство»(1897). В 1898–1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника». В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании». В этот же период вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни (1912). Основные работы Э. Дюркгейма. «Самоубийство» 1897 год. Одной из самых известных работ Дюркгейма была Самоубийство: социологическое исследование, опубликовано в 1897 г. Эмиль Дюркгейм изучил годовой уровень самоубийств в разных странах за определенный период времени и обнаружил, что он имеет тенденцию оставаться неизменным в течение длительного периода времени. Точно так же он обнаружил, что этот показатель действительно варьируется в зависимости от страны или сообщества. В качестве примера он обнаружил, что в католических обществах было меньше самоубийств, чем в протестантских. На основании этих данных Дюркгейм пришел к выводу, что самоубийство имеет социальные причины, а не только индивидуальные и психологические. Дюркгейм зафиксировал четыре различных типа самоубийств: 1)Эгоистичное самоубийство: происходит, когда самоубийца не имеет сильных социальных связей. Это отсутствие интеграции в общество позволяет жертве самоубийства совершить акт самоубийства. 2)Альтруистическое самоубийство: причиной может быть очень низкая важность личности. Дюркгейм привел в качестве примера случай с некоторыми примитивными народами, которые заставляли пожилых людей покончить жизнь самоубийством, когда они больше не могли постоять за себя. 3)Аномическое самоубийство: это происходит, когда общество находится в ситуации дезинтеграции или аномии. 4)Фаталистическое самоубийство: оно совершается в обществах с правилами, слишком строгими и подавляющими для отдельных людей. «О разделении общественного труда» 1893 год. В своей первой книге «О разделении общественного труда» он показал, почему необходимость в социологии возникает только в развитом индустриальном мире и почему без этой дисциплины общество не сможет далее развиваться. Название «О разделении общественного труда» обманчиво: за этой вывеской скрывается полномасштабная теория устройства общества, ответ на вопрос «Что держит людей вместе?». Конечно, на решение этой проблемы давно претендовала теория общественного договора (философская теория разрабатываемая софистами в Древней Греции). Но что заставит участников договора соблюдать его? Почему мы вообще считаем необходимым исполнять закон? Слишком часто теоретики общественного договора объясняли это насилием и страхом. Но насилие и страх — ненадежные союзники, они неспособны сдерживать вражду слишком долго. За договором должна стоять более внушительная сила: «В договоре не все договорно», — констатировал Дюркгейм. «Правила социологического метода» 1895 год. В этой книге Дюркгейм обозначил своей целью создание научного метода для социологии. Один из вопросов, поднятых в книге, касается объективности социолога: как может исследователь рассчитывать на достоверность данных, если состояние изучаемого объекта зависит от его воздействия? Согласно Дюркгейму, наблюдение должно быть в наивысшей мере беспристрастным и безличным, при этом полная объективность в этом смысле недостижима. Социальный факт должен всегда рассматриваться в системе взаимосвязей с другими социальными фактами, вне зависимости от личности исследователя. Таким образом, социолог должен отдавать преимущество компаративным методам исследования, а не рассмотрению отдельных независимых фактов. «Элементарные формы религиозной жизни» 1912 год. Главной работой Дюркгейма о религии стала книга «Элементарные формы религиозной жизни», в которой социолог попытался выявить социальные истоки и функции религии. Дюркгейм считал, что религия служит источником товарищества и солидарности в обществе. С другой стороны, социолог предпринял попытку определения связей между религиями разных культур и поиска общего знаменателя этих вероисповеданий. Социолог хотел понять эмпирический, социальный аспект религии, общий для всех религиозных учений и выходящий за рамки концепций духовности и Бога. «Социальное действие» Эмиля Дюркгейма. Философско-социологические взгляды Дюркгейма. Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии, считается классиком теории социологического метода. Принципы социологии: общество часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы; общество первично по отношению к составляющим его людям; изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна иметь свои специфические методы. Теория строения и эволюции общества. Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму. Социальные факты. «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Социальные факты образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д. Смерть Эмиля Дюркгейма. Время Первой мировой войны стало тяжелым испытанием для Дюркгейма. Будучи представителем левых взглядов, а также имея еврейское происхождение, ученый оказался «под прицелом» правых. Кроме того, некоторые из студентов Дюркгейма пали смертью храбрых в ходе военных действий. Жертвой войны стал и сын Эмиля Андре. После потери наследника социолог погрузился в депрессию. В ноябре 1917 года мыслителя не стало. Причиной смерти стал инсульт. Философа похоронили в Париже, на кладбище Монпарнас. К его могиле и сегодня приносят цветы, помня о вкладе в социологию. Вывод. Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей. Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы. |