Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  • Семинарско-практическое занятие №9по теме «Эмоции и чувства» II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем (письменно, можно с презентацией)

  • Представьте краткую характеристику одного из видов эмоциональных состояний (настроение, аффект, стресс). Аффект в психологии

  • Дайте краткую характеристику одного из видов высших чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные. Нравственные чувства

  • III. Кратко раскройте суть теории эмоций (выбрать и выполнить письменно одно из заданий): Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера

  • IV. Практические задания (выполняются письменно).

  • Прочтите нижеприведенный отрывок из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в вышеописанном примере. С какими свойствами личности они связаны

  • Семинарско-практическое занятие №10 по теме «Воля» II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем (письменно, можно с презентацией)

  • III. Практические задания (выполняются письменно).

  • 2. Объясните, какая функция воли проявляется в описанном ниже случае Дайте психологическое объяснение отмеченному факту.

  • Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества)

  • Самостоятельность и инициативность

  • Старательность (усердие) и энергичность.

  • Семинарско-практическое занятие №11 по теме «Общее представление о психических состояниях»

  • Общая психология ПЗ. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Эмоции и чувства


    Скачать 83.42 Kb.
    НазваниеЭмоции и чувства
    АнкорОбщая психология ПЗ
    Дата23.01.2023
    Размер83.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx
    ТипДокументы
    #900335
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ



    Группа 21П178в
    Студент
    С. Е. Тарасова


    МОСКВА 2023

    Семинарско-практическое занятие №9по теме «Эмоции и чувства»
    II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем (письменно, можно с презентацией):


    1. Представьте краткую характеристику одного из видов эмоциональных состояний (настроение, аффект, стресс).


    Аффект в психологии — это кратковременное состояние, характеризующееся сильным доминирующим эмоциональным переживанием, которое в значительной степени снижает возможность человека осознавать/контролировать свое поведение. Аффект, обладая свойствами доминанты, не подчиняется волевому контролю и практически полностью подавляет другие психические процессы, вызывая определенный способ разрядки в действии (разрешения ситуации). Аффект характеризуется сужением сознания с четкой фиксацией на конкретных раздражителях, вызвавших его. В психологии принято считать, что это стояние развивается в критической для человека ситуации при его неспособности выйти из критических/опасных ситуаций на фоне переживаемого внутреннего конфликта c разрушением сложившихся стереотипов поведения.

    В состоянии аффекта человек остро воспринимает события и не способен адекватно оценить ситуацию, у него могут меняться личностные установки, связанные с критической ситуацией, обусловленные неожиданностью ее возникновения, необычностью/новизной состояния и отсутствием стереотипа реагирования. При этом, аффект может вызываться как биологическими факторами, так и развиваться под влиянием социальных норм/оценок.

    Важнейшими признаками аффекта являются:

    • высокий уровень эмоционального напряжения;

    • неожиданность/внезапность возникновения;

    • сужение поля восприятия действительности, окружающей человека/снижение уровня его сознания;

    • интенсивность внутренних психических/физиологический процессов;

    • кратковременность.

    В теории аффект рассматривается различными исследователями как закрепившаяся в эволюционном развитии универсальная «аварийная» реакция человека на экстремальную ситуацию, которая не получила своего разрешения, то есть, относится к инстинктивному поведению, выполняющему защитную функцию. Возникает, когда требуется немедленная реакция в неблагоприятной ситуации, а времени на анализ/размышления нет.

    Аффект практически тормозит все другие психические процессы, то есть, становится односторонним и «навязывает» человеку способ «аварийного» разрешения ситуации в виде агрессии, бегства, депрессии и др. При этом, аффект вызывает различного рода отклонения в нервно-психических процессах, а также сопровождается глубокими функциональными нарушениями.

    1. Дайте краткую характеристику одного из видов высших чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

    Нравственные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. Возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и связаны с удовлетворением или неудовлетворением стремления личности соблюдать принятые в обществе правила, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливыми несправедливым.

    Проявление нравственных чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д.

    Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки не соответствующими этим взглядам – аморальными (жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.). отдельно можно выделить морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом.

    К нравственным чувствам относятся: чувства симпатии и антипатии; привязанность и отчуждённость, уважение и презрение, признательность и неблагодарность, доброжелательность, любовь и ненависть, трусость и жадность, злорадство, патриотизм (гордость за свою Родину). Чувства товарищества и дружбы, долга и совести обусловлены системой взглядов и убеждений (мировоззрением). Честь, стыд, гуманность порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующие эти отношения.

    Особенность моральных чувств является их социальный характер, социальная значимость; их действенность, т.е. ярко выраженный стенический характер.

    III. Кратко раскройте суть теории эмоций (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):

    Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера

    Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека.

    Автор теории – Л. Фестингер. Основные положения данной теории изложены в его работе “Теория когнитивного диссонанса” (1957). До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения. Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет тенденцию постоянно сравнивать себя с другими, причем чем более он замечает расхождений в способностях, мнениях между собой и другими, тем меньше он способен реально оценивать себя. Внутреннее состояние человека при этом оценивается как:

    а) консонанс – согласованность в его когнитивной структуре;

    б) диссонанс – переживание противоречия между знанием и поведением, между двумя когнициями (элементами когнитивной структуры.) При этом существуют когниции двух типов – относящиеся к среде и относящиеся к поведению.

    Когнитивный диссонанс – противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Существование диссо­нан­са, будучи психологически дискомфортным, вызывает стремление умень­шить его или препятствовать его росту. Проявление этого стремления включа­ет: изменение поведения; изменение знаний об объекте; игнорирование ситуации.

    Источниками диссонанса могут выступать:

    логическая непоследовательность, то есть логическая противоречивость двух суждений (например, человек знает, что вода замерзает при нуле градусов, но одновременно полагает, что стакан льда не растает при + 20о С);

    несоответствие когнитивных элементов культурным образцам и нормам поведения;

    несоответствие данного когнитивного элемента более широкой системе представлений;

    несоответствие прошлому опыту.

    Последствия диссонанса:

    а) существование диссонанса мотивирует личность уменьшить его и достичь консонанса;

    б) личность избегает информации, способствующей росту диссонанса.

    Л. Фестингер пытался измерить величину диссонанса между двумя когнитивными элементами, определяя ее как “функцию от важности (или значимости) элементов для индивида”. Общая величина диссонанса будет зависеть от “весовых коэффициентов” когнитивных элементов, подвергаю­щихся сравнению.

    Кроме того, на величину диссонанса могут влиять следующие обстоятельства:

    важность принятого решения;

    степень привлекательности отвергнутой альтернативы;

    однородность ситуаций (объектов), подвергающихся сравнению (принадлежность сравниваемых объектов одному и тому же классу вызывает меньший диссонанс).

    Один из “защитных механизмов” в снижении диссонанса – стремление человека “рационализировать” свое решение, оправдать сделанный выбор. Меньшую объективность и большую пристрастность в рассмотрении альтернатив после принятия решения Л. Фестингер трактует как “рационализа­цию” решения.

    Способами уменьшения диссонанса являются:

    изменение поведенческих элементов когнитивной структуры, когда из противоположных, амбивалентных мнений выбирается наиболее подходящее, либо продуцируется интегративное суждение. В данном случае диссонанс выступает как фактор, мотивирующий изменения в когнитивной структуре человека и, скорее всего – изменения его последующего поведения;

    изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (мнения, убеждения других людей, которые должны быть подвержены изменению, так как они выступают диссонирующим фактором);

    добавления в когнитивную структуру новых элементов. Данный феномен избирательного подбора человеком специальной информации, способствующей уменьшению диссонанса, в психологии называется “селективной экспозицией”.

    В дальнейшем в русле данной теории были экспериментально изучены следующие детерминанты возникновения когнитивного диссонанса:

    диссонанс как следствие согласия солгать;

    диссонанс как следствие преодоления соблазна;

    диссонанс как следствие агрессии;

    диссонанс как следствие непредвиденных негативных последствий выбора;

    диссонанс как следствие напрасных усилий.

    Теория когнитивного диссонанса, обратившая внимание на ряд интересных закономерностей и стимулировавшая дальнейшие исследования в области психологического анализа конфликта и объяснения мотивации человеческого поведения, тем не менее, имеет и ряд недостатков. Так, например, анализ мотивирующих человеческое поведение факторов сосредоточен на рассмотрении и взвешивании двух изолированных когнитивных элементов. Не учитывается роль бессознательного, так как человек не всегда может однозначно определить, какие именно когнитивные элементы вызывают диссонанс. Кроме того, одни и те же факты могут по-разному оцениваться человеком в зависимости от контекста, от конкретной ситуации.

    IV. Практические задания (выполняются письменно).

    1. Подберите, опишите примеры проявления эмоций, эмоциональных состояний, дайте их анализ (примеры можно подобрать из научной, художественной, биографической и пр. литературы, из фильмов т.д

    Недавно прочла «Кузина Бетти» Оноре де Бальзака.

    «Любовь и ненависть — чувства, которые питаются сами собою, но из этих двух чувств ненависть более живуча. Силы любви ограничены; жизнеспособность ее зависит от условий существования и степени собственной ее расточительности. Ненависть подобна смерти и скупости, это своего рода действенная абстракция, существующая над людьми и событиями.»

    В этом отрывке приводится состояние ненависти в острой стадии её проявления. Героиня де Бальзака не может справиться с этим всепоглощающим её чувством ненависти.

    Всё кроется в её детстве, когда она считала, что в детстве недолюбили, недодали, и во всём этом виновата только её кузина, которую любили больше неё. Кузина была красивее, образованнее и перспективнее, чем бедная родственница из провинции. Несмотря на логику, на то, что, сестра и её семья помогала ей как могла, кузина Бетти испытывала непреодолимую ненависть к своей двоюродной сестре и всей её окружающей родне.

    Ненависть является отрицательным, интенсивным по длительности окрашенным чувством, которое отражает отвращение, неприятие, враждебность к объекту ненависти (группе, человеку, явлению, неодушевленному предмету). Отрицательное чувство вызывается либо действиями объекта, либо качествами присущими ему. Ненависть может быть связана с удовольствием от неудач объекта, а также с желанием причинения этому объекту зла.
    Причины ненависти и злобы могут быть настолько несущественными и мелкими, что видимая иррациональность этих причин с легкостью способна быть внушена извне, а это в свою очередь дает возможность предположить об изначальной потребности людей в ненависти, а также враждебности.
    Часть конфликтов, связанная с отрицательным чувством рассматривается как высвобождение агрессивности, при этом ненависть направляться с одного объекта на другой. В других случаях ненависть проявляется не в конфликтах, а существует как психический механизм. Под социальной ненавистью понимают ненавистное чувство группы людей, протекающее с тяжелейшими конфликтами в обществе (войны, беспорядки, геноцид), а также выступающее одной из причин дискриминации.
    Ненависть к людям

    Данное чувство способно появляться вполне естественным образом у каждого человека. Это происходит в зависимости от удовлетворенности или неудовлетворенности своей жизнью, а также самим собой. Ненависть к людям развивается по вполне объективным причинам, а так же и по причинам чисто субъективным, отражающим исключительно личное видение любого человека, а также людей в целом.
    От ненависти человек способен получить вред и пользу, как впрочем, также и от любого другого чувства. Все зависит от контролирования и управления нашими чувствами и эмоциями. Для отрицательного чувства у каждого человека могут быть реально объяснимые, а также вполне естественные причины. Однако прежде, чем осознать, почему мы ненавидим, необходимо задаться вопросом: а кого мы любим? Кто нам нравится? Какого человека мы сможем уважать? Симпатичны ли нам эгоисты? А люди достаточно умные и достаточно сильные, игнорирующие наши интересы – они нам нравятся? Нравятся ли нам люди, которые не отвечают нашим интересам и мешают нам в жизни? А ведь в этой жизни никто нам ничего не должен, но многие из нас ждут от других людей больше, чем от себя лично, а в случае, если ожидания не оправдываются, мы начинаем ненавидеть таких людей. Не кажется ли вам, что ненависть – это свидетельство вашей слабости, глупости, беспомощности.
    Ненависть у человека выражается во внутреннем его бунте, который возникает из-за внешних неприемлемых обстоятельств. Этот бунт изнутри разрушает индивида, ибо желание свое получить у человека есть, да только возможностей нет. Что происходит дальше? Невыплеснувшаяся агрессия в виде ненависти разъедает внутренний мир человека, деформируя его психику. Фактически ненависть является той же самой обидой, только в более конкретной и жесткой форме. Обижаясь, вы плохого ничего не желаете человеку, в то время как ненавидящий имеет негативные пожелания своему объекту ненависти.
    Ненависть и любовь

    Эти противоположные друг для друга чувства выступают антонимами, и зачастую рассматриваются независимо друг от друга.
    Ненависть и любовь рассматриваются, как составляющие некоего единства, эти чувства способны одновременно сочетаться в одном индивиде и двойственно проявляться в отношении другого человека. Амбивалентность ненависти и любви в близких отношениях выступает одной из центральных идей психоанализа. Фрейд одновременно связал проявления ненависти и любви при близких отношениях в конфликтных ситуациях.
    Отдельные этологи отметили, что существует взаимосвязь между ненавистью и любовью через связь между психическими и физиологическими механизмами, которые обеспечивают у людей и животных способность к личным близким отношениям, а также способность к агрессии.
    Конрад Лоренц указал, что нет любви без агрессии, а также нет и ненависти без любви. Зачастую человек ненавидит того, кого любит и нередко эти чувства невозможно разделить. Они сосуществуют, и одно не разрушает то, что создает другое.
    Одним из объяснений сильной связи ненависти и любви выступает идея о том, что глубокая связь с другим человеком существенно оказывает влияние на протекание отношений, поэтому если возникнет конфликт, то он будет протекать с большей страстью и силой, чем ссоры с посторонними людьми. Подмечено, что испытывая любовь к объекту, данное чувство не позволяет выражать возникающие негативные эмоции, что приводит к накоплению и усилению враждебности.
    Народное сознание подметило, что от любви до ненависти один шаг, однако эта народная мудрость оспаривается психологом Эрихом Фроммом, который утверждает, что в ненависть перевоплощается не в любовь, а в нарциссизм влюбленных, а значит это не настоящая любовь.
    Психологи отмечают, что для формирования чувства любви, как и чувства ненависти нужен опыт из детства, отношений с объектом любви.
    Любовная ненависть возникает при остром недовольстве при разворачивании событий не так, как хотелось. Например, любимый человек перестал удовлетворять потребности ЭГО любящего человека (отсутствие заботы, восхищения, ласки, внимания).
    Когда чувство собственной значимости (ЭГО) незначительно развито, то человек любит независимо от того — есть ли ответная реакция по отношению к нему. При сильном развитом ЭГО возникает изначально обида на объект любви: «как меня не любят?», «да и любят не так, как я». У человека появляется контраст между реальностью и ожиданиями. И в итоге обида перерастает в ненависть, как защитную реакцию его ЭГО: «если ты меня не любишь, то я тебя тоже не буду любить!» Сложно простить человеку, который нас недооценил и не ответил взаимностью.
    Люди забыли, что любовь — это высшее духовное чувство, под которым понимается всепрощение, духовная отдача, терпение, самопожертвование. Каждый человек любит по-разному. Кто-то дарит любовь (без ответной реакции), а кто-то только готов получать любовь, однако не готов дарить. Чтобы развить готовность к любви-дару, необходима духовная работа над собой, а любая любовная неудача является опытом, который развивает и делает человека сильнее.
    Злоба и ненависть

    Чем отличается ненависть от злобы? Изначально возникает злоба, как возгорающаяся эмоция, которая потом превращается в отрицательное чувство. Злоба зачастую представляет собой агрессию или к определённой ситуации, или к живому существу. Это чувство носит не только отрицательный эффект, ведь не зря оно заложено в человека природой. Однако когда эмоция злобы выходит из-под контроля, она способна причинить большой вред человеку.
    Не стоит осуждать злость и называть ее недостойной и неестественной людей. Если бы злоба не была присуща людям, то они были бы роботами. Злиться способен каждый человек. Все дело в том, во что именно выльется эта злость. Важно во всём соблюдать баланс. Негативные эмоции должны чередоваться с позитивными, и все это для того, чтобы сохранить здоровье человеку. Человеческий мозг устроен так, что когда чувства негатива преобладают, то он притормаживает свою работу. У человека исчезает объективное мышление, а о последствиях у него вообще даже мыслей не возникает. Данная эмоция также негативно отражается на работе сердечно-сосудистой системы.
    Зависть — ненависть

    Бытует мнение, будто зависть порождает ненависть, поскольку зависть способна из ярко выраженной формы перерасти в отрицательное чувство. Зачастую завистник втайне стремится навредить тому, кому завидует.
    Зависть относят к личному чувству, а ненависть способна охватить человеческие сообщества (народы, нации, государства).
    Спиноза определил зависть, как ненависть, действующую на человека таким образом, что индивид ощущает неудовольствие при виде чужого счастья, или наоборот – пребывает в удовольствии от вида чужого несчастья.
    Некоторые исследователи относят зависть и ненависть к однокоренным словам. Другие отмечают, что зависть выражается в способности замечать свои пределы ресурсов, а ненависть отмечается в отсутствии способности видеть достоинства и ресурсы в других индивидах.
    Ненависть к мужчинам

    Зачастую, ненависть к мужчинам имеет детские предпосылки. Возникает отрицательное чувство к мужчинам у будущих женщин из-за обид и притеснений со стороны пап, дедушек или старших братьев. Предпосылками к негативному отношению может стать насилие в семье по отношению к другим членам, например к маме. В итоге возникает страх перед мужчинами и боязнь строить с ними отношения.
    Итак, ненависть к мужчинам возникает из-за психологических проблем: не принятие мужчин в их естественном проявлении и непринятия себя как женщины. При негативном опыте, например, когда родители разводятся, живут в ссорах, в раздорах, а в семье присутствует насилие, жестокость, грубость, это окажет непосредственное влияние на непринятие мужчин будущей женщиной. Это выльется в ненависть к мужчинам или в ненависть к будущим детям. Отсутствие гармонии в принятии женщиной сущности мужчин сказывается на психологическом состоянии (вызывая отсутствие понимания, депрессии, нелюбви к себе, неудачи в личной жизни), а также отражается на физическом самочувствии женщины.
    Ненависть к бывшему мужу

    Очень сложно передать словами, когда к некогда очень родному и близкому человеку возникает множество не систематизированных претензий, рождающих чувство ненависти, которые подтачивают внутренние силы.
    Как избавиться от ненависти к бывшему мужу? Следует всего лишь простить и принять его со всеми недостатками. Метод прощения включает всего семь последовательных этапов.
    • Шаг первый: необходимо составить список, из-за чего вы испытываете ненависть к бывшему мужу и в чем конкретно вы его обвиняете. Параллельно отразите то, как в этих ситуациях вы чувствуете себя. Таким образом, вы еще выплесните лишний негатив.
    • Шаг второй: вам следует ответить себе на вопрос — какие именно ожидания вы связывали с бывшим мужем. Таким образом, вами будет сделан вывод, что же именно вас так напрягло в ситуации с бывшим мужем и чем вызвана отрицательная эмоция.
    • Шаг третий: попытайтесь поставить себя на его место. Это даст возможность разобраться, а также понять его чувства. Может он также испытывал подобные страхи, от которых у него было желание избавиться. Анализируя ситуацию, может проясниться такой момент, когда бывший муж обвинял вас в подобном же.
    • Шаг четвертый: простите себя, а именно ту часть, которая ненавидела бывшего и поэтому вела себя неправильно, поскольку делала все это из страха.
    • Шаг пятый: проверьте себя — простили ли вы? В этом случае представьте, сможете ли вы о проделанных трех шагах рассказать бывшему мужу. Что вы ощущаете при этой мысли? Сомнение и страх говорят о не пройденных до конца этапах.
    • Шаг шестой: поговорите с бывшим мужем, расскажите о своих переживаниях и выясните, не испытывал ли он к вам подобных чувств.
    • Шаг седьмой: проанализируйте свою жизнь – не было ли подобных ситуаций с вашим отцом по отношению к вам. Возможно, его вы тоже обвиняли в подобном. При утвердительном ответе примените все вышеперечисленные этапы и к нему.
    Уникальность метода заключается в возможности изменить восприятие на уровне подсознания, что позволит простить и отпустить все негативные моменты из вашей жизни.
    Как избавиться от ненависти

    Уметь прощать является качеством великодушных и сильных людей. Психологи советуют воспитывать в себе терпимость и толерантность. Эти качества необходимы для простого и легкого общения с людьми.
    Для развития толерантности в себе изучайте людей. Понимая людей, можно научиться терпимо относиться к людям разного социального положения, национальности, вероисповедания, уровня культуры и образования. Только изучая людей, узнаешь лучше себя. Понимая себя, можно научиться лучше себя контролировать. Это поможет легче справляться с негативными эмоциями, и тогда ненависти нечем будет питаться.
    Возникновение ненависти связывают с преобладанием возможного чувства вины перед собой за нереализованную личность, самокритику, неспособность решить проблемы. Негатив, месяцами скапливающийся внутри и грозящийся выплеснуться, может спровоцировать взрыв. Если у вас возникло чувство ненависти, то, ищите причину изначально в себе. Человек, обладающий позитивным мышлением и внутренней гармонией, не позволит ненависти овладеть своим внутренним миром.
    Что делать с ненавистью? Одним из способов избавиться от ненависти является «прощение». Поскольку люди не идеальны, зачастую совершают ошибки, принимая неправильные решения, а раздражаясь, совершают ошибки и причиняют боль. Простите их, таким образом, вы освободите себя от накопившейся негативной энергии. Принимайте людей такими, какие они есть и не держите на них злобу, которая отравляет вашу жизнь. Постарайтесь забыть о своей неприязни. Уделяйте больше времени родным, семье, другим важным делам. Избавиться от ненависти могут помочь занятия медитациями, походы в спортзал, кинотеатры. Отвлеките себя приятными любимыми моментами, а в будущем воспринимайте мир таким, какой он есть, не питая иллюзий. Только при таких условиях у вас не станет возникать ненужное раздражение и ненависть.


    1. Прочтите нижеприведенный отрывок из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в вышеописанном примере. С какими свойствами личности они связаны?


    Раневская и Гаев, герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу…Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!
    Если говорить о чувствах, то здесь:

    у Гаева мы наблюдаем такие чувства, как уныние, тоска, печаль, страдание и беспомощность;

    у Раневской – угнетённость, подавленность, безысходность, горе и отчаяние;

    а у Лопахина – ликование, восторг, торжество и экстаз.

    Чувства Гаева связаны с такими свойствами личности, как чувствительность, доброта, но в то же время инфантильность, бездеятельность и безответственность.

    Чувства Раневской связаны с такими свойствами личности, как эмоциональность, доброта, милосердие и щедрость. С другой стороны, это слабоволие, непрактичность, расточительство, безответственность и легкомыслие.

    Если говорить о Лопахине, то это человек целеустремлённый, настойчивый, трудолюбивый, деятельный, прямолинейный, умный, хоть и малограмотный.

    Семинарско-практическое занятие №10 по теме «Воля»
    II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем (письменно, можно с презентацией):


    1. Волевая регуляция и волевое усилие


    Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.
    Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения) выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно изо всех сил стараться преодолевать трудность, но не преодолеть ее. В этом случае неправомерно делать заключение об отсутствии волевого поведения (волевой регуляции), как это допускает М.С. Неймарк. Она, например, пишет: "Конечно, не всегда человеку удается овладеть своими мотивационными тенденциями и урегулировать их в должном направлении, тогда волевое поведение не осуществляется" . Но ведь человек старался преодолеть затруднение, прилагал дополнительные волевые усилия, почему же его поведение было не волевым?
    В обыденном употреблении понятие "волевая регуляция" (воля) отождествляется с представлением о "силе воли". В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных. Такой обобщенный подход к оценке "силы воли" человека вряд ли оправдан, так как он слишком упрощает реальную картину. К сожалению, приходится встречаться с методиками определения "силы воли" как целостного, интегрального психического феномена - так, например, Р.С. Немовым приводится "тест на силу воли", который к тому же по содержанию задаваемых вопросов не имеет отношения к "силе воли".
    Конкретное содержание волевой регуляции ("силы воли") понимается психологами по-разному.
    "Сила воли" как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), так как последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Так, Ю.Ю. Палайма считает, что "сила воли" - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек сильной мотивации поведения. Однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, или когда очень не хочет, но все же делает. Также и при запрете, когда проявляется тормозная функция воли: чем больше желание, тем большую "силу воли" нужно проявить, чтобы сдержать свое побуждение, направленное на удовлетворение потребности. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции, "сила воли", определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.
    "Сила воли" как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к "борьбе мотивов", которая является одним из внутренних препятствий для деятельности (к числу таковых К.Н. Корнилов относил также усталость, страх, ложный стыд, ложное самолюбие, желание развлечься, нежелание предпринимать волевое усилие, напрягаться, силу привычки). По этому поводу В.А. Крутецкий пишет, что "истинно волевой человек - тот, кто даже не колеблется между чувством долга и противоречащими долгу побуждениями". Между тем имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, так как на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность (желание) сохраняется, но сопутствующей ей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия. Именно необходимость усиления энергетики рассматривается рядом психологов как доказательство несводимости воли к мотивам. Однако так думают не все. Предлагаются и другие объяснения механизмов усиления волевых побуждений.
    Изменение смысла действия. В.А. Иванников считает, что усилителем побуждений, как правило, является изменение смысла действия. В качестве примера он приводит описание известной революционеркой Верой Фигнер своего пребывания в тюрьме, где революционеров заставляли выполнять бессмысленную работу. Она пишет, что, придав этой работе смысл борьбы с царизмом, заключенные избавились от тяготившего их чувства уныния. Однако этот пример не доказывает, что у них усилилось побуждение выполнять эту работу более интенсивно, качественно. Просто эта работа стала для них субъективно менее неприятной.
    Несмотря на то что пример, приведенный В.А. Иванниковым, нельзя назвать удачным, следует все же согласиться, что, действительно, придавая той или иной деятельности определенный смысл (привязывая деятельность к имеющейся у человека потребности), изменяя смысл действия, т.е. значимость той или иной потребности и цели, можно изменить и силу мотива (как, например, это сделал в одном фильме заведующий детским садом, который побудил детей с энтузиазмом есть за завтраком кашу, от которой они вначале отказались, предложив им представить себя космонавтами).
    Однако известно, что сила мотива меняется не только при изменении смысла деятельности, но и под влиянием эмоций. Очевидно, что изменение смысла действия может изменить и картину эмоциональных переживаний (В.К. Калин, 1989).
    Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергетизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей, при наличии препятствия, как реакция на рассогласование "надо - не могу", "не хочу, но надо". В ряде случаев это действительно так и есть. Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые скорее способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии не без оснований считается волевое усилие. Но поскольку механизм его проявления во многом остается загадочным, то конкретные пути мобилизации дополнительной энергии также остаются неизвестными, если не считать механизма самостимуляции (Б.Н. Смирнов, А.И. Высоцкий), который, впрочем, тоже не объясняет, каким путем человек черпает энергию из своих резервов.
    Сказанное выше подводит к пониманию того, что уровень волевой активности может быть интегральной характеристикой волевой регуляции и зависеть от силы потребности, от интенсивности переживаемой человеком эмоции (которая может либо ослаблять, либо усиливать энергетику волевого действия), а также от собственно волевого усилия человека. В этом и состоит трудность измерения волевых качеств, так как под контролем исследователя должны находиться все три названные, составляющие волевой активности.
    "Сила воли" как самостоятельное волевое качество. Некоторыми психологами (К.Н. Корнилов, К.К. Платонов) "сила воли" рассматривается как самостоятельное волевое качество. Например, К.Н. Корнилов (1957) пишет, что "сила воли" - это волевое качество, которое заключается в умении преодолевать значительные затруднения, встречающиеся на пути к достижению цели.
    С пониманием "силы воли" как единого и неделимого волевого качества трудно согласиться. Хотя моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, "силы воли" "вообще", проявляемой одинаково во всех ситуациях, нет. Один и тот же человек, как показывают практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую "силу воли", в других - незначительную. Одни более успешно проявляют волевое усилие при преодолении утомления (т.е. обнаруживают большую терпеливость), но не могут столь же успешно преодолевать возникающий страх. Другие хорошо справляются со страхом, но оказываются несостоятельными при сопротивлении чувству скуки и бросают монотонную работу.
    Поэтому справедливо положение А.Ц. Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями (со всеми присущими им особенностями), которые человек преодолевает.
    Поскольку "сила воли" у разных людей проявляется дифференцированно, нельзя судить о ней слишком поспешно, на основании эффективности поведения человека только в какой-либо одной ситуации.
    С другой стороны, попытки определить "силу воли" как некий абстрактный показатель (В. Дойль, 1973; Р.С. Немов, 1995) также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития (В.И. Селиванов, 1982). "Сила воли" как общеличностный конструкт - это либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи , либо принятое за "силу воли" какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремленность и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях "силы воли" (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

    III. Практические задания (выполняются письменно).

    1. Подберите и опишите примеры проявления воли, волевых качеств личности, дайте их анализ (примеры можно подобрать из научной, художественной, биографической и пр. литературы, из фильмов и т.д.).

    В мире существуют люди с разной силой воли. Одни не могут противостоять ударам своей судьбы. Другие научились справляться с большинством возникающих жизненных трудностей. И есть люди, обладающие невероятной силой воли, и поэтому они могут преодолеть ВСЁ! Одним из таких людей является А.П. Маресьев.

    С того момента, когда его самолёт разбился во вражеском тылу, и до того, как он снова стал уничтожать фашистские самолёты в качестве лётчика-истребителя, Алексею пришлось преодолеть немало сложных жизненных вызовов. Тяжело раненному лётчику необходимо было добраться до своих. Сначала он шёл, превозмогая боль  в ногах, затем ползком, и когда совсем ослабел, стал перемещаться, перекатываясь с живота на спину и снова на живот. Маресьев передвигался, таким образом, в течение 18 суток. И он добрался!

    Позже, в госпитале, после ампутации ног, перед А. Маресьевым стояла задача восстановить своё ослабленное здоровье и физическую крепость тела. Алексей поставил себе задачу научиться ходить и даже танцевать на протезах. Невероятно, но он этого добился!

     Маресьев доказал всем комиссиям, что он сможет управлять самолётом и убедил высокое начальство допустить его к полётам. Алексею пришлось для этого пройти множество инстанций, но он не сдавался и, наконец, добился отправки в школу тренировочного обучения.

    Там он восстановил лётные навыки и научился летать на новом истребителе Ла-5. И эту задачу Маресьев выполнил наилучшим образом!
    Преодоление Алексеем Маресьевым всех этих жизненных трудностей и его дальнейшая успешная служба в авиационном полку, свидетельствует о его несгибаемом мужестве и огромной силе воли!

    2. Объясните, какая функция воли проявляется в описанном ниже случае? Дайте психологическое объяснение отмеченному факту.

    «Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом. Благополучно сажает его и... из самолета его выносят уже мертвым»
    В этом случае проявляется регулирующая функция воли, которая находит своё выражение в осознанной и преднамеренной регуляции осуществляемых действий, психических процессов и поведенческих реакций.

    Регулирующая функция воли в настоящее время признается всеми авторами. Исследователи считают, что волевая регуляция - это сознательная саморегуляция или самодетерминация поведения и деятельности человека, которая осуществляется в отношении движений и их параметров, эмоционального поведения, действий и их параметров, мотивов, различных психических состояний. Она препятствует дезорганизующей генерализации эмоционального возбуждения, способствует удержанию первичной цели; предупреждает, преодолевает либо смягчает действие уже возникшего препятствия.

    В данном примере лётчик неимоверными усилиями воли мобилизовал все функции своего организма, чтобы не выпустить штурвал из рук и завершить начатое- достигнуть цели, вывести самолёт из боя.


    1. Прочтите главы 7,8 «Волевые качества личности», «Характеристика отдельных волевых качеств» в работе Е.П. Ильина «Психология воли», составьте краткий конспект по одной из групп волевых качеств (на выбор студента):

    Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества)

    Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения появляются синтетические (вторичные, по В. К. Калину) качества личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: самоотверженность, принципиальность, мужество и другие. Часто их называют морально-волевыми качествами личности.

    Самостоятельность и инициативность. Самостоятельность — это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки.

    Частный случай проявления самостоятельности — инициативность.

    Инициатива (от лат. initiare — начинать) выражается в почине, т. е. в таких действиях отдельных людей или групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в инициативность, предприимчивость.

    Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.


    Дисциплинированность и организованность. В. И. Селиванов рассматривал дисциплинированность как сложное свойство личности, которое отражает «способность и умение подчинять свое поведение нормам общественной морали и правилам общежития».

    Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного порядка, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций.

    Различают: а) внутреннюю дисциплину, или самодисциплину; б) дисциплину из соображений выгоды; и в) дисциплину по принуждению. Внутренняя дисциплина предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) человеком норм, регулирующих поведение людей, формирование у него чувства ответственности, чувства долга. Такая дисциплина не требует принудительных мер и внешних санкций. Это дисциплина, основанная на убежденности в том, что так поступать или делать необходимо. Вследствие этого человек испытывает потребность следовать нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины, теряет самоуважение.

    Дисциплина из соображений выгоды и по принуждению опирается на внешние санкции — положительные и отрицательные. Человек действует дисциплинированно в расчете на поощрение или стремясь избежать наказания. Это дисциплина-послушание.

    Организованность. Ряд авторов рассматривают организованность как самостоятельное волевое качество. Организованность связана и с дисциплинированностью, с планированием своих действий и продумыванием того, какие средства нужны для достижения цели.

    В. И. Селиванов полагал, что организованность — это одно из наиболее существенных проявлений дисциплинированности. Но на соотношение организованности и дисциплинированности можно посмотреть и по-другому: именно дисциплинированность как волевое проявление позволяет человеку быть организованным, т. е рационально использовать свое время.

    Старательность (усердие) и энергичность. Старательность — это стремление выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно.

    Энергичность. В. К. Калин выделил еще одно мобилизационное волевое качество — энергичность — и характеризовал его как способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого. К сожалению, экспериментальному изучению это качество не подвергнуто, поэтому остается неясным, каковы его реальные психофизиологические основания, как измерять это качество и т. д.

    Героизм и мужество. Единого понимания героизма и мужества нет. Героизм (от греч. heros — герой) и его деятельное выражение — подвиг — это преодоление особо сложных препятствий, требующее от человека предельного напряжения воли. Результатом совершенного подвига является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий.

    Один из первых русских психологов Г. Е. Шумков писал, что героем называют человека, который проявил какой-либо вид мужества (храбрость, смелость, отвагу, самообладание, терпение и т. д.), достойного того, чтобы проявленный подвиг был передан потомству в поучение и назидание. Отсюда очевидно, что во-первых, мужество связано с общественной значимостью совершенного, с нравственностью человека, и во-вторых, оно имеет различные проявления.

    В «Словаре по этике» мужество определяется как моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.

    На основании вышесказанного можно рассматривать мужество как обобщенное понятие, характеризующее такое нравственно-волевое поведение, результатом которого является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий и достойное того, чтобы проявленный подвиг мог служить другим людям в поучение и назидание. Мужество имеет различные формы проявления в виде храбрости, героизма, стойкости, выдержки, самоотверженности и самопожертвования, принципиальности.

    Самоотверженность. В «Словаре по этике» самоотверженность определяется как моральное качество, характеризующееся такими действиями, которые представляют собой акт самопожертвования — добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни, ради интересов других людей. Проявляется это качество в исключительных (экстремальных) обстоятельствах, когда от человека требуется превышение меры своих обязанностей, осуществляемых им в повседневной жизни и в обычных взаимоотношениях между людьми, или когда необходимо предельное волевое напряжение для перенесения возникших лишений. Выражением самопожертвования является героизм.

    Принципиальность. О принципиальности (от лат. principium — основание, первоначало) К. К. Платонов писал, что это свойство личности служит отражением идейности человека. Принципиальным считается человек, твердо (строго) и осознанно придерживающийся каких-то принципов, т. е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно проводящий эти принципы, идеи в жизнь.

    Отступление в этом случае от своих убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека. Выражением беспринципности является конформизм как разновидность приспособленчества.

    От принципиальности следует отличать упрямство и принципиальничание. В последнем случае человек проявляет излишнюю принципиальность по незначительному поводу.

    Таким образом, все перечисленные так называемые волевые качества служат по существу обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления, с одной стороны, различных волевых качеств, а с другой стороны, волевых и нравственных качеств. Это характеристики, синтезирующие и то и другое.

    К понятиям, обозначающим сложные мотивационно-волевые качества, следует отнести целеустремленность и самообладание, которые, как мы видели, тоже могут проявляться через различные волевые качества.

    Изложенное выше показывает, что вряд ли правомерно давать обобщенную характеристику силы воли человека (волевой — неволевой). Экспериментально доказано, что проявление одних волевых качеств не предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления. Так, при сопоставлении проявлений терпеливости и настойчивости был сделан вывод, что эти качества могут находиться даже во взаимоисключающих отношениях.

    Изучение волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятельности. Необходимо строить прогноз об успешности волевого регулирования деятельности, исходя из специфики условий этой деятельности, предъявляющих требования к конкретным волевым проявлениям. Кроме того, необходимо учитывать степень сформированности у данного человека установок, имеющих общественную направленность. Не случайно в условиях командной борьбы тренеры заявляют в команду часто не самого сильного спортсмена, а «командника», более успешно выступающего за команду, чем в личных соревнованиях.

    Таким образом, решение проблемы силы воли связано с многоплановыми исследованиями: должны учитываться и социальные, и психологические, и психофизиологические факторы. Для разных волевых проявлений значимость этих факторов может быть различной. Настойчивость, например, больше всего определяется социальными факторами, устойчивостью мотивационной установки. В проявлении смелости в повседневной жизни большая роль принадлежит психофизиологическим факторам, в том числе типологическим особенностям свойств нервной системы. Только комплексный подход позволит прогнозировать проявление личностью волевых усилий в определенных ситуациях. Естественно, чем точнее будет прогнозироваться развитие волевой сферы человека, тем большей будет уверенность в надежности его деятельности.

    Семинарско-практическое занятие №11 по теме «Общее представление о психических состояниях»
    II. Прочитайте одну из глав работы Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека» (на выбор студента). Выпишите тезисы.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта